Необходимость знакомства дошкольников с окружающим миром
Природа, ее процессы и явления, устройство окружающего мира вызывают интерес у каждого маленького ребенка и потому используются в качестве основного учебно-воспитательного средства.
В процессе ознакомления с окружающим миром, ребенок наблюдает за живыми существами, каждое из которых уникально и интересно, знакомятся с природными материалами и использует их в игровой деятельности. Одни и те же природные процессы и явления наблюдаются детьми в разное время года, каждое из которых также имеет отличительную специфику.
Окружающий мир, его устройство, природные красоты обладают исключительным воспитательным воздействием на ребенка. Особенно сильно это воздействие проявляется в развитии гармоничной, всесторонне развитой личности. Дидактические обучающие программы и материалы не способны конкурировать с природными процессами по степени и силе их воспитательного влияния на детскую личность. Процессы и явления окружающего мира ребенок видит собственными глазами и потому воспринимает непосредственно, с помощью органов чувств. Таким образом, в его сознании закладываются первичные представления о природе, ее устройстве, месте и функциях в жизнедеятельности общества и человека.
Усвоение связей между процессами и явлениями окружающего мира развивает логическое мышление дошкольника.
В процессе познания природных процессов развиваются первоначальные основы миропонимания ребенка, которые впоследствии приводят к развитию мировоззрения, определенной идеологии личности.
Применение природных объектов в учебно-воспитательном процессе положительно сказывается на построении разнообразной, увлекательной детской деятельности.
Заинтересованность ребенка учебно-воспитательным процессом повышает его эффективность и способствует достижению основных целей и задач воспитания. У детей развивается любознательность, раскрываются их таланты, формируются навыки креативного мышления.
В процессе приобщения к природным процессам окружающего мира у ребенка развиваются навыки трудовой деятельности и формируется трудолюбие. Оно развивается, посредством приобщения ребенка к уходу за растениями и животными, организации уборки лесов и парков. Это в свою очередь ведет к укреплению здоровья и развитию психических процессов организма.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 2- 3 лет «В гости к пчелке»
Цель:
Формирование первых представлений детей о пчеле.
Задачи:
Образовательные
- Учить узнавать пчелу, знать её особенности (маленькая, полосатый животик)
- Рассказать детям о поведении пчелы (летает, жужжит, делает мед).
- С помощью элементарных исследовательских действий определить свойства меда: желтого цвета, мягкий, сладкий.
Развивающие
- Развивать детское любопытство к обитателям окружающего мира.
- Развивать интерес к музыкальным играм, танцам.
- Воспитательные
1. Воспитывать желание быть добрыми, отзывчивыми, помогать в трудной ситуации.
Материал:
- игрушка пчела
- звуки (жужжание пчелы)
- презентация про пчелу
- тарелочка с медом
- ложечки по количеству детей
Предшествующая работа:
- Наблюдение за пчелой на улице на прогулке
- Рассматривание иллюстраций с изображением пчел
Ход:
(У воспитателя на коленях игрушечный мишка, у которого завязано горло шарфиком).
— что случилось? Почему наш Мишутка такой грустный? У Мишутки болит горло, ему трудно разговаривать. Как же ему помочь? Что мы будем делать?
(предположения детей: дать лекарство, позвать врача…)
— А когда у меня болит горло, я всегда пью чай с медом. Мне помогает. А вы пили чай с медом, когда болели?
(дети соглашаются)
— Только где же нам взять мед? Да, можно купить в магазине. А ещё?
(дети затрудняются)
— А вы знаете, откуда берется мед? Да, мед делают пчелы. Давайте мы с вами сходим в гости к пчелкам и попросим у них для Мишутки мед.
— Где же мы найдем пчел? В лесу, на лугу.
— Значит нам пора в дорогу.
Дети и воспитатель встают и шагают….
— Мы в лесок пойдем
На полянку придем
там мы пчелок найдем…
В лесу, на полянке, где много цветов, живут пчелки.
— слышите? (включить звук жужжание пчелы)
Слайд 2.
— смотрите, прилетела пчелка. Какая она? Большая или маленькая? Маленькая, и жужжит вот так. Давайте пожужжим как пчелки.
— У пчелки есть маленькие крылышки, она машет крылышками и летает с цветочка на цветок. Пчелка умеет летать.
Слайд 3.
— что же делает пчелка на цветке? Давайте посмотрим….
— пчелка собирает на цветочках нектар, это такой сладкий сок.
(просмотр видео в презентации, слайд 3)
Чтоб собрать такой нектар у пчелки есть длинный носик – хоботок.
Слайд 4.
— собрала пчелка сладкий нектар и несет его в свой домик. Домик пчелки могут сделать сами на дереве. Вот такой. А еще домик может сделать для пчел человек. Вот такой. Домик пчел называется улей. В улье пчелки сделают из нектара мед. Чтобы достать мед, человек должен одеть защитную одежду. Зачем? Потому что пчелы могут ужалить.
— А вот и пчелка.
( воспитатель показывает игрушку- пчелу).
— Давайте скажем пчелке «Здравствуй!»
— посмотрите на пчелку. У пчелки есть глазки, она на нас смотрит.
Пчелу можно узнать: она желтая с черными полосками. Что это такое на спинке у пчелы? Крылышки, чтоб летать.
— Пчелка приглашает нас вместе с ней полетать.
Слайд4.
(дети танцуют вместе с воспитателем под музыку видео слайда 4)
— а теперь расскажите пчелке про нашу беду, что нам надо помочь Мишутке.
(дети рассказывают про заболевшего Мишутку)
— Какое нам надо сказать волшебное вежливое слово? Пожалуйста. Дай, пожалуйста, пчелка мед для Мишутки.
Пчелка «летит» к столу, на котором стоят маленькая тарелочка с медом.
Дети рассматривают мед.
— Какого цвета мед? (желтый)
Возьмите немного меда на ложечку.
Дети берут ложечкой мед из тарелочки.
— понюхайте мед. Чем пахнет мед?
— Потрогайте, твердый мед или мягкий?
— Попробуйте мед. Какой он на вкус?
— Поблагодарите пчелку за мед.
Дети говорят «спасибо» пчелке, пчелка «улетает».
— Пчелке пора за работу, снова собирать мед, а нам пора к Мишутке. Давайте поставим греться чайник, и сделаем для Мишутки вкусный чай с медом, пусть поправляется.
Дети и воспитатель отправляются в кукольный уголок «поить» Мишутку чаем с медом.
Проект в ДОУ «Полезные и занимательные советы дяди Жоры Лампочкина»
Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении — 2015» Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»
Актуальность темы проекта. Одной из наиболее актуальных проблем современного мира является экономия электрической энергии, поиск способов сохранения энергоресурсов. В процессе реализации задачи по формированию у дошкольников основ энергосбережения возникает противоречие между необходимостью осуществлять данную работу на основе материала, доступного пониманию дошкольников, и наличием в методической литературе и Интернет-ресурсах информационно-справочных материалов, решающих данную задачу.
Замыслом разрешения данного противоречия является разработка и реализация проекта по обучению дошкольников основам энергосбережения, участниками которого являются педагоги, дошкольники и их родители. Совместная работа над проектом повысит интерес дошкольников и их родителей к проблеме энергосбережения, расширит имеющиеся у них знания в данной области, а также будет способствовать укреплению детско-родительских отношений в процессе осуществления совместной деятельности.
Цель проекта: воспитание у детей дошкольного возраста элементарной культуры энергосбережения посредством организации различных видов совместной деятельности педагога, воспитанников и их родителей.
Задачи проекта.
Для воспитанников:
1. Обогащение и систематизация знаний дошкольников об электричестве и способах его выработки.
2. Развитие интереса к проблеме экономии энергоресурсов.
3. Развитие навыков бережливого поведения в отношении энергоресурсов.
4. Развитие у дошкольников интеллектуальных способностей, умения сопоставлять факты, явления, объекты, сравнивать и анализировать их.
5. Совершенствование навыков работы с интерактивной доской и мультимедийным оборудованием.
Для педагога:
1. Создание условий для ознакомления воспитанников с энергоресурсами и их производством через обогащение предметно-развивающей среды и систему мероприятий с воспитанниками и их родителями.
2. Закрепление навыков организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста.
3. Развитие ИКТ-компетентности педагога.
4. Формирование навыков работы с интерактивной доской, мультимедийным оборудованием и ресурсами сети Интернет.
Для родителей:
1. Привлечение родителей и других членов семьи воспитанников к совместной деятельности, к участию в проектах ДОУ.
2. Активизация творческого потенциала родителей воспитанников.
3. Обеспечение благоприятных, эмоционально насыщенных взаимоотношений между родителями и детьми.
4. Повышение педагогической компетентности родителей, обогащение их воспитательного опыта.
Вид проекта: информационный, исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный (5 недель).
Сроки реализации проекта: октябрь 2014 – ноябрь 2014 года.
Участники проекта: педагоги, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Руководитель проекта: старший воспитатель.
Рабочая группа проекта: воспитатели старшей и подготовительной к школе групп.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение кругозора дошкольников об энергоресурсах и культуре энергосбережения.
2. Сформированность у воспитанников и их родителей навыков энергосберегающего поведения.
3. Развитие у воспитанников любознательности, творческих способностей, познавательной активности и способности использовать полученные знания в различных видах деятельности и поведении.
4. Гармонизация детско-родительских отношений.
5. Развитие ИКТ-компетентности педагогов, воспитанников и их родителей.
Продукт проекта: созданная педагогами, воспитанниками и родителями в совместной деятельности электронная книга «Полезные и занимательные советы дяди Жоры Лампочкина», содержащая текстовую, фото-, аудио- и видеоинформацию, доступную для понимания и использования детям старшего дошкольного возраста.
Этапы проектной деятельности.
1. Подготовительный этап – 1 неделя.
2. Практический этап –3 недели.
Накопленные в ходе реализации практического этапа проекта материалы обобщаются в виде электронной книги «Полезные и занимательные советы дяди Жоры Лампочкина». В книге имеется информационный блок, развивающие задания, фотографии работ дошкольников и их родителей, а также видеоматериалы Интернет-ресурсов и собственного производства.
Заключительный этап – 1 неделя.
Несколько моментов, которые нужно учитывать при составлении конспекта
Нельзя исключить один компонент из целого комплекса мероприятий по изучению какого-либо вопроса и надеяться, что тема будет изучена в полной мере. Окружающий мир мы изучаем во время прогулок на площадке, специально организованных мероприятий – экскурсии, прогулки за пределы садика, во время занятий и вне занятий – в сюжетно-ролевых играх и т.п.
Детки с задержкой психического развития нуждаются в более интенсивной работе по социализации и пониманию окружающей среды, своего места в ней и выработки социально адекватных взаимоотношений в социуме. Мы должны помочь им уточнить, расширить и систематизировать знания о природе и человеке, формируя умение наблюдать, анализировать, классифицировать, делать самостоятельные выводы о тех или иных явлениях и предметах.
Особой задачей при этом является развитие речи и активизация словаря у деток. Это происходит параллельно с сенсорным, пространственным, умственным, игровым развитием.
С учетом этих моментов планируется деятельность по изучению окружающей среды и составляется перспективный план по таким темам:
- Знакомство с природой во всех ее проявлениях: живая и неживая природа, природные явления и т.д.
- Изучение жизнедеятельности человека, его труда и досуга.
Пример конспекта занятия «Природные зоны России» в подготовительной группе
Цель: расширять представления детей о природе родной страны, сформировать представления о различных природных зонах, воспитывать любовь к родному краю, учить пользоваться географической картой.
Методы и приёмы:
- беседы,
- словесная инструкция,
- наглядный показ,
- игры,
- чтение литературы по теме,
- дискуссии.
Рассматривание атласов и энциклопедий расширяет представления детей о мире
Предварительная работа:
- работа по карте России и карте мира,
- заучивание стихов о России,
- чтение энциклопедии,
- рассматривание картинок.
Ход занятия:
Воспитатель рассматривает вместе с детьми атлас России, просит дошкольников очертить границы страны на карте
Рассказывает о важности изучения особенностей родной страны, любви к ней. Просит ребёнка прочитать стихотворение о России (подготовленное заранее)
Воспитатель предлагает ребятам отправиться в путешествие по России. Сначала рассказывает о Крайнем Севере (показывает ребятам плакат с изображением тундры): спрашивает детей, что они думают о климате в этой местности, как там проходят времена года. Изучаются растения и ягоды, которые растут в тундре, рассматриваются их фото или картинки. Затем ребята знакомятся с животными-жителями Севера. Игра «Бывает ли это на Севере?». Воспитатель показывает дошкольникам плакат с изображением степи. Спрашивает, что они думают о её климате. Говорят о растительном (душица, ковыль) и животном (суслики, хомяки, антилопы) мире в этой местности. Проводят исследование: в ёмкость с землёй наливают немного воды, затем феном высушивают землю, имитируя горячий ветер. Формулируют вывод, что в степи дуют горячие ветра, которые высушивают почву. Подводят итоги. Вывод о том, что территория нашей страны — огромная. На ней встречается разнообразная растительность и климатические условия. Нужно гордиться, что мы живём в такой большой и красивой стране.
Занятия по познанию окружающей среды проводятся во всех возрастных группах ДОУ и включают обширный материал, который помогает ребятам ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с особенностями природы и быта людей. Проведение различных опытов, экскурсии, интересные проекты помогают лучше усваивать знания и научиться бережно относиться к природе и её ресурсам.
Занятия по ознакомлению с окружающим миром – Занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему «Как колосок на стол пришёл»
Публикация «Занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему…»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о хлебе, какой путь проходит хлеб, прежде чем…
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе с использованием метода ТРИЗ
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: « Зимушка -Зима». Цель: Продолжать знакомить детей с временем года Зима, ее признаками используя метод ТРИЗ. Учить детей в игровой форме выстраивать логическую цепочку. Развивать логическое мышление, память,…
Примерный конспект занятия по изучению окружающего мира с детками ЗПР
Из вышеперечисленных тем выбираем что-то для занятия, например, тема «Что у нас в шкафу?» годится, чтобы провести интересное занятие:
Итак, написали тему, дальше перечисляем задачи:
Образовательные: обогатить, уточнить, а также систематизировать словарь детей по парадигме «Одежда», научить элементарному сравнительному анализу предметов гардероба по сезону, полу, назначению; изучить разные материалы, их фактуры, цвет, состав;
Коррекционные: тренироваться привлекать и удерживать внимание на предмете разговора, изучения или наблюдения, задействовать, развивать зрительное, слуховое внимание и память. Развивать моторику, сенсорику
Включать воображение и мышление.
Воспитательные: формировать аккуратность, бережное отношение к одежде, культуру внешнего вида, обучать культурно-гигиеническим навыкам по уходу за гардеробом.
Оборудование и материалы для занятия: карточки, картинки с изображением предметов одежды, куклы, дидактическая игра «Магазин одежды», тренажер-застежка, ватные палочки, гуашь, баночки-непроливайки, альбомы.
Ход занятия:
- Подготовительный момент: приветствие, организационные моменты.
- Основная часть: введение в тему занятия, например, демонстрируем картинки людей в разной одежде, можно, разных эпох и задаем наводящие вопросы о том, что изображено на рисунке и о чем будет разговор. Думаю, не стоит прописывать все, что воспитатель будет говорить детям, я дам канву, а дальше – дело стиля педагога и возможностей детей.
Суть в том, чтобы дети сами озвучили тему занятия. Как это сделать – у каждого свои рецепты.
Изучение материала: у каждого ребенка перед глазами на столе карточки с предметами одежды. Ребятам предлагается рассмотреть и назвать эти предметы. Определяем, какие виды одежды бывают по сезону, по полу, по возрасту. Проводится беседа о том, как и кто изготавливает нам платья и брюки, из чего. Рассуждаем, зачем нам одеваться, что кому нравится, какой цвет и т.п. Говорим о профессии швеи и ее инструментах для работы.
Обязательно проводим пальчиковую игру, например:Нитку тянем, отрезаем (показываем, как тянется, и пальцами как ножницами отрезаем нитку),
И в иголку продеваем (большим и указательным пальчиками левой руки изображаем ушко иглы, а указательным пальцем правой изображаем конец нитки, проходящий в ушко),
Будем шить рубашку Мишке (показываем),
А еще сошьем штанишки (показываем, как одеваем штаны).
Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет
Конспект занятия по окружающему миру «Путешествие на Север» в старшей группе
Цель: Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера. Задачи: Познакомить детей с расположением Северного полюса на карте; продолжать формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; Ход…
Конспект НОД по формированию целостной картины мира «В стране доброты» в старшей группе
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №131» Тема: конкурс методических разработок по патриотическому воспитанию дошкольников «Растим патриотов». Номинация конкурса: «Лучший конспект непосредственно – образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию…
Ход игры
У меня есть конверт с вопросами. Давайте попробуем ответить на них.
— Новая сберегающая лампочка лучше, потому что (Светит дольше обычной лампы накаливания, экономит электроэнергию, менее отрицательно воздействует на природу и т. д.)
— Папа с мамой заменили старые лампочки на энергосберегающие, потому что….
— Электроэнергию надо беречь, так как…
— Нельзя одновременно включать много электроприборов, потому что….
— Если не выключать свет днем и ночью, то…
— Если во всем доме вдруг погасли электрические лампочки, то…
— Фонари на улице перестали светить, поэтому…
Словесная игра «Верно ли?»
Цель: уточнить представления детей о безопасном обращении с электрическими приборами, о бережном энерго и теплоиспользовании.
Демонстрационный материал на занятиях по познанию окружающей среды в детском саду
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром используются различные приёмы оформления наглядных материалов. Это могут быть:
- схемы,
- слайды,
- картинки-карточки
- поделки,
- плакаты,
- стенгазеты и т. п.
Воспитатель, готовясь к занятию, заранее продумывает, какой вид демонстрационного материала лучше подойдёт для данной темы, ищет информацию в сети или книгах, распечатывает и оформляет. Например, на занятии по изучению леса можно показать ребятам фотографии различных деревьев, а также изготовить поделку или нарисовать дерево.
Материал на занятии должен быть наглядным и понятным ребятам
Интерес у дошкольников вызовет игра по самостоятельному сбору частей в целое. Например, разрезать картинку ромашки и предложить сложить её в правильном порядке. Для изучения темы «Семья» удачным будет использование карточек с изображениями членов семьи. При изучении правил дорожного движения пригодятся схемы, демонстрирующие переход дороги в положенном месте, работу светофора и т. д.
Фотогалерея: демонстрационный материал к занятиям в ДОУ по познанию окружающей среды
Безопасность на дороге зависит от соблюдения правил дорожного движения
Знание знаков дорожного движения поможет ребятам ориентироваться на улице
Младшие дошкольники с удовольствием воспроизводят голоса домашних животных
Плакат с народными костюмами познакомит ребят с особенностями разных культур
Дошкольникам нужно определить, какое животное чем питается
Работа с карточками по изучению видов транспорта развивает у дошкольников навыки анализа и синтеза
С помощью такого изображения педагог знакомит малышей со строением дерева
Набор карточек поможет дошкольникам при изучении темы «Семья»
Проводится игра «Лабиринт» Проблемная ситуация.
Ребята, а что будет, если включить в доме все электроприборы? (Сгорит все; будет болеть голова от шума; будем много платить; не успеет выработаться электроэнергия; загрязняется окружающая среда.)
А что делать, если отключиться электричество. Как жить без электроприборов?
(Свечу зажечь; письмо написать; сохраняются природные ресурсы.)
Давайте поиграем в «загадалки-объяснялки».
(Ребята загадывают загадку по картинке, другие отгадывают и рассказывают, как правильно обращаться с электроприборами, чтобы сэкономить электричество. За правильный ответ получают искорку.)
Игра «Скажи со словом «электрический», (по картинкам.)
При правильном обращении с электроприборами, мы сможем экономить каждую искорку электричества. Ученые тоже думают о сбережении электроэнергии. Они выяснили, что небольшое количество электроэнергии можно запасти в батарейке. Если провода подсоединить к батарее, электричество пойдет по проводам и сможет гореть лампочка.
Опыт с батарейкой.
Почему загорелась лампочка? (В батарейке есть запас электроэнергии.)
Какие приборы работают на батарейках? (Часы, плеер, фонарик, фотоаппарат.)
Ребята, а давайте напишем Берегоше ответ-письмо в картинках. Берегоша будет рад, когда узнает, что у него появилось столько друзей.
(Дети выполняют работу по приложению. Нужно зачеркнуть приборы, которые необходимо выключить, чтобы сберечь, сэкономить электроэнергию. Заклеиваем конверт, опускаем в ящик.
(Звенит колокольчик.)
Кто это? (Появляются игрушки из театра Берегоша и Транжира.)
Берегоша. Здравствуйте, ребята!
Транжира. Ребята, столько всего интересного и полезного я узнал, как мне помог Берегоша!
Берегоша. Транжира, мы очень рады, .что вы вернулись. Мы прочли твое письмо. Наши ребята тоже многое узнали и многому научились, правда, ребята? Мы тебе письмо отправили.
Берегоша. Я очень рад, что у меня появилось столько много друзей Берегошей. Я обязательно прочту ваши письма. А я вам подарочки принес. Энергосберегалочки.
(Достает и рассматривает с детьми, рекомендует, как использовать. Дети идут вместе с Берегошей, Транжирой и наклеивают возле кранов, выключателей, раздает детям, остается и читает письма.)
Конспект НОД “Дошкольникам о энергосбережении”
Какие задачи ставятся при составлении конспекта занятий по окружающему миру?
Планируя деятельность по среде, которая нас окружает, с детками, имеющими задержку психического развития, нужно сосредоточить внимание на таких задачах:
- Знакомим с деятельностью человека (профессии) и орудиями труда, необходимыми для выполнения различных задач: название, виды, назначение, практическое применение.
- Качества и свойства предметов, а также знакомимся с материалами, из которых они сделаны.
- Семья: члены семьи, обязанности по дому, быт, родственные связи.
- Знакомимся или углубляем знакомство с детским садом и его работниками.
- Безопасность жизнедеятельности человека: правила дорожного движения, безопасность в быту, на улице и т.п.
- Воспитание любви к Родине и родному краю, городу, улице.
- Патриотизм, уважение к защитникам Родины.
- Природные явления и их многообразие. Забота об окружающей среде и любовь к природе.
Примерные темы для занятий по окружающей среде
Занятия по изучению окружающего мира проводятся раз в неделю, можно выбрать что-то из таких тем (помимо занятий, эти темы годятся для наблюдений и бесед):
- К чему приводят шалости (беседа на тему правил безопасности жизнедеятельности в быту);
- Я – человек (люди, сверстники, общество);
- Что у нас в шкафу? (одежда);
- Золотая осенняя пора (признаки осени);
- Деревья, кусты на нашем участке;
- Дары кормилицы осени;
- Ягоды-фрукты в магазине;
- Мой друг – лес;
- Мои друзья – игрушки;
- Что советует Айболит (здоровье человека);
- Идем за покупками;
- Как вести себя на улице?
- Гости на пороге;
- Зима в нашем городе;
- Зимующие птицы;
- Растения в нашем доме;
- Кто такой дед Мороз?
- Признаки зимней поры года;
- Домашняя птица;
- Домашние любимцы;
- Я – будущий солдат;
- Животные в нашем краю;
- Профессии: продавец, почтальон, водитель, летчик;
- Как мы дышим?
- Пришла весна!
- Дом и семья в нем;
- Первоцветы;
- Комнатные растения;
- Что делают животные весной?
- Кто живет на скотном дворе?
- Перелетные пернатые;
- Насекомые;
- Мой город;
- Светофор и зебра;
- Что растет на лугу?
- Вода в нашей жизни.