Строим работу по развитию речи в средней группе детского сада, опираясь на требования ФГОС

Занятия по математике

Со всеми воспитанниками детского сада организуются разные занятия. Если говорить о математике, то можно отметить, что в младшей группе воспитатели дают детям базовые знания в этой области, тогда как усложнение задач по формированию элементарных математических представлений предполагает средняя группа. Занятия по математике включают в себя обучение в различении составляющих частей определённой группы предметов и формирование понятий сходства и различий между ними. Воспитатель формирует знания о том, что группа предметов больше, чем отдельная вещь, которая входит в её состав. Уже в этом возрасте детей учат считать до десяти.

Проведение занятия по развитию в средней группе ДОУ

С детьми пятого года жизни проводят 10 развивающих занятий в неделю продолжительностью не более 20 минут.

Временной план занятия

Время НОД распределяется между четырьмя этапами:

  • вводным (педагог мотивирует ребят на работу над темой, используя загадки, рифмовки и пр.) — до 3 минут;
  • основным, на котором происходит разработка темы при помощи разных приёмов, а также проводится физкультминутка — до 10 минут;
  • этапом закрепления материала (отработка знаний, умений и навыков в практических упражнениях) — до 5 минут;
  • заключительным этапом — до 2 минут.

Физкультминутка во время занятия предупреждает появление умственного перенапряжения дошкольников

Схема составления конспекта занятия

Составление плана урока — это 50% успеха его проведения. А ещё 15% даёт правильная структура конспекта.

Таблица: структура конспекта занятия по развитию в средней группе

Элемент структуры
Пример
Тема занятия с указанием номера урока в системе изучения вопроса.
«Путешествие в страну цветных карандашей» (рисование), № 2.
ГруппаФИО и регалии педагога
Цели

Развивать диалогическую и монологическую речь детей;
подвести к самостоятельному продолжению сказки, начатой педагогом.

Задачи

Закреплять знания детей об окружающей действительности, соотносить цвета с предметами;
учить правильно употреблять в речи прилагательные, образовывать слова при помощи суффиксов;
продолжать работу над чётким произношением слов и фраз;
продолжать учить находить определённый звук в словах;
упражнять в умении делить слова на части, пользоваться схемами;
понимать и объяснять понятия «звук» и «буква», гласные и согласные, твёрдые и мягкие;
развивать внимание, память, мышление;
способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата, фонематического слуха;
воспитывать желание заниматься, усидчивость и умение выполнять задания педагога.

Ход занятия
Описание каждого этапа с обязательным включением физкультпаузы в основную часть занятия.

Готовый конспект занятия позволяет увидеть целесообразность использования конкретных методов и приёмов в работе над темой

Смотрите это видео на YouTube

Значение языкового развития детей

У маленьких детей языковое развитие совпадает с развитием мысли. Когнитивные навыки стоят рядом с языковыми, поэтому ребенок, который прикладывает усилия в развитии языка, будет также усерден и при изучении других учебных предметов и областей развития.

Влияние речи на письмо и чтение

Речь и грамотность (письмо и чтение) развиваются вместе. Ранние навыки речи и грамотности развиваются за несколько лет перед тем, как ребенок пойдет в школу и будет нуждаться в социальном взаимодействии и окружении, которое вовлечет ребенка в общение. Ранее эксперты считали, что у ребенка развитие языковых навыков происходило вразброс, а затем только приобреталась грамотность. Однако сейчас мы допускаем, что эти навыки взаимосвязаны и что ребенок не развивает их в изоляции от других.

Влияние речи на успехи в школе

Развитие речи ребенка непосредственно влияет на его успехи в школе. Это один из лучших способов предсказать, какие у него будут достижения в школе. Когда у ребенка выдающиеся навыки в речи, это влияет и на все другие учебные предметы. По существу чтение имеет непосредственное отношение к печати, и ребенок способен воспринимать эти написанные символы и придавать им смысл из-за раннего языкового развития.

Конспекты занятий по развитию речи

Открытое занятие по развитию речи в средней группе «Путешествие в Волшебный лес»Цель: развитие речевой активности, посредством закрепления знаний детей о диких животных.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Весеннее происшествие»Развитие речи и художественная литература в ДОУ /. Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Зима.
Путешествие в мир профессий — конспект интегрированного занятияЦель: пополнять и активизировать словарь; развитие навыков словообразования и словоизменения; совершенствовать интонационную выразительность речи; формировать умение согласовывать слова в предложении. Образовательные задачи.
МероприятияХод занятия: (Проводится координационно-ритмическая игра в начале занятия для концентрации внимания детей). Приветствие: «Доброе утро» Станем рядышком, по кругу, Скажем «Здравствуйте! » друг другу.
Открытое занятие по развитию речи для детей средней группы9. «Теремок» Ст. Егорлыкская. Конспект открытого занятия по развитию речи в средней. группе. Тема: «Путешествие в страну красивой речи».

Чему обучает педагог четырёхлетних детей

У воспитанников средней группы формируют навыки самостоятельности. Проводятся занятия по обучению их разным способам деятельности. Постепенно формируют у детей навыки самообслуживания

Особое внимание уделяется обучению игровым действиям. Все задачи можно найти в программе, найдя там раздел “Средняя группа”

Игры представлены блоками. Указано, какие из них необходимо планировать на физкультурных занятиях, какие – на прогулке и во время свободной деятельности

Ручной труд в средней группе детского сада также занимает важное место. Во время его организации воспитатель решает многие образовательные, развивающие и Такие занятия способствуют формированию в коллективе доброжелательной атмосферы

Ручной труд в средней группе привлекателен для детей тем, что даёт возможность проявить индивидуальность и творческие способности. Занятия по развитию речи организуются по программе, соответствующей данной Также воспитатели формируют у детей представления о здоровом образе жизни. Программа для детского сада предполагает планирование деятельности воспитателя таким образом, чтобы она способствовала полноценному развитию каждого воспитанника. Это удаётся благодаря соблюдению режима, который составлен для средней группы с учётом особенностей её воспитанников.

Конспект открытого интегрированной образовательной деятельности по развитии речи в соответствии с ФГОС ДО для средней группы.

Цель: создание условий для развития познавательно – речевой деятельности детей.

Задачи:

Образовательные:

-формировать диалогическую речь детей;

-совершенствовать грамматический строй речи;

-расширять и активизировать словарь по теме (стеклянная, фарфоровая, металлическая, пластмассовая, деревянная, глиняная, соломенная, сухарница, сахарница, хлебница, салфетница);

-формировать понятия чайная, столовая, кухонная посуда;

-уточнять и расширять представление о посуде, ее назначении; материалах, из которых она сделана.

Развивающие:

-развивать зрительное вни­мание и восприятие, речевой слух, память, мелкую и общую моторику.

Воспитательные:

-формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности.

Приоритетная образовательная область: речевая.

Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное , познавательное, художественно- эстетическое, физическое развитие.

Планируемые результаты: Дети вступают в диалог с воспитателем, отвечают на вопросы; знают назначения столовой, кухонной и чайной посуды; знают из какого материала сделана посуда.

Целевые ориентиры: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Оборудование: картинки с изображением посуды, посуда (кухонная, столовая, чайная), проектор, бумажные заготовки посуды, краски, ватные палочки, кисти, цветные карандаши.

Ход занятия.

– Внимание, внимание! Приглашаю всех в видеозал!

Дети располагаются на модулях перед проектором.

–Ребята нам пришло видео письмо. От кого же оно может быть?

(предположения детей)

Давайте посмотрим на экран и узнаем. (Просмотр видео)

«Здравствуйте, ребята!

У меня опять беда.

Я посуду воротила,

Всю ее поперемыла.

Только вот я не пойму,

Что к чему и почему.

Буду суп я варить – Куда воду мне налить? Где поджарю я лучок? Где нарежу кабачок? Захотела чай попить Куда водички мне налить? Где заварку заварить?Ох, ребята, помогите,

Про посуду расскажите.»

– Ребята, вы догадались кто это?

– Откуда эта бабушка? Из какой сказки?

– А вы знаете, кто написал эту сказку?

– Ребята, что случилось у Федоры?

– А какую посуду вы знаете?

– В какой посуде мы готовим еду?

– Как мы можем назвать её одним словом?

-Какую посуду мы используем для приема пищи?

-Как называется эта посуду?

-А бывает еще чайная посуда. Подумайте, что можно к ней отнести?

(на экране слайды посуды: кухонная, столовая, чайная, меняющаяся в соответствии с темой беседы)

– Посуда-то вернулась к Федоре. Да только перепуталась. Федора чай пьет из кастрюли, а суп из чашки ест. Как помочь ей?( Подвожу детей к высказыванию, что посуду нужно расставить по своим местам)

От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной публикации, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.

Скачать публикацию
Скачали: 263 раз(а)

Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

Диагностика речевого развития призвана выявить лексический запас ребенка, понимание им употребляемых слов. Обследование детей проводится индивидуально. Для этого им демонстрируются предметы или картинки с их изображением, так же на картинках могут быть отражены признаки предметов и некие действия.

Ребенок должен ответить на вопросы:

  • Кто (что) это?
  • Какой?
  • Что делает?

Проверяется и наличие в лексике обобщающих слов при предъявлении группы предметов.

Результаты обследования фиксируются и анализируются.

Принято использовать несколько уровней при оценке словаря детей по конкретным словам:

  • Основы построения юридически значимых текстов кратко

      

  • Школа 171 самара рейтинг

      

  • Идеи и этапы формирования школы научного направления менеджмента

      

  • Социальные науки в школе это

      

  • Практическая работа 1 проектирование базы данных школа создание таблиц

Обучение в средних и старших группах ДОУ

Методика развития речи детей дошкольников 4-5 лет включает закрепление освоенных навыков и формирования разговорного языка. Малыши ведут связанный диалог, слушают и поддерживают беседу. Умения формируются на простых знаниях структуры и взаимосвязи предложений.

Важным фактором в построении морфологической речи является чтение детской литературы, театральные инсценировки, разучивание стихов. Методика развития речи дошкольников Стародубовой Н.А. включает в себя специальные обучающие занятия, которые начинают проводить в возрасте 4 лет. Обучение должно проходить коллективно, с взаимным уважением детей и педагогов. Занятия позволяют воспитать усидчивость, развить творческие качества, оценить речевой уровень.

В средней и старшей группах дети активно общаются со сверстниками и смело используют речевые навыки и обороты. Участие более взрослых детей в играх содействует быстрому развитию речи малышей. Однако положительное влияние такого объединения должно проходить под руководством педагога. Как показывает практика, старшие ребята иногда становятся активными и весело передразнивают малышей, подражая их еще не поставленной речи.

В старших и подготовительных группах проводят различные тематические занятия. Дети обучаются объединять предметы по определенным характеристикам. Воспитатель в игровой форме может предложить разобрать фрукты и овощи по отдельным столикам, отделить посуду от кухонной утвари.

Запас лексикона увеличивают за счет рассказа-описания. Методика позволяет развить память и воображение.

Занятия по описанию включают:

  • Рассматривание предмета;
  • Выделение его характерных особенностей;
  • Определение частей предмета относительно друг друга (голова выше туловища, ноги ниже пояса и т.д.);
  • Выделение мелких частей (глазки, носик, пуговки на одежде);
  • Повторное восприятие.

Дети 6-7 лет должны воссоздавать образы по памяти, отвечая на вопросы педагога. Они могут рифмовать слова и заниматься сочинением элементарных стишков, составлением логически осмысленных рассказов.

Как организуется развивающая среда

Для полноценного развития четырёхлетних детей оснащаются социально-бытовая, общественная, духовная и материальная обстановка. Правильное оборудование необходимо для того, чтобы побудить детей к игровым действиям и развить их воображение. Предметную среду можно сравнить с мыслительной деятельностью, поэтому она так важна для всестороннего развития личности каждого ребёнка. Предметная среда представляет собой внешние условия педагогического процесса, дает возможность правильно организовать самостоятельную деятельность воспитанников и способствует их саморазвитию под наблюдением педагога.

Всё, что окружает ребёнка, является для него источником знаний, формирует социальный опыт малыша и способствует развитию его психики. Особенно если речь идёт о детях средней группы (4–5 лет), которые делают всё более уверенные шаги на пути взаимодействия с окружающим миром. Поэтому в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) педагоги с особой тщательностью занимаются организацией пространства, в котором малыш находится и контактирует с другими ребятами и воспитателем на протяжении своего пребывания в детском саду.

Конспект НОД по речевому развитию по ФГОС в средней группе ДОУ. Дикие животные

Воспитатель превращается в строителя: надевает строительную каску Воспитатель: — Что делает строитель? Воспитатель: — Какие инструменты нужны для работы строителю? Дети перечисляют названия инструментов. Дети: молоток, гвозди, пила, дрель и т.

Воспитатель: Что строитель делает дрелью? Дети: Сверлит. Воспитатель: Что строитель делает молотком? Дети: Забивает гвозди. Воспитатель: — Ребята, поможем нашему строителю построить дом? Представим, что наши кулачки — это молоточки. Дети выполняют задание. Нашли всех животных в лесу. Колобок: — А я знаю некоторых из этих животных, я от них убегал. Логопед: — Ребята, а вы помните от кого убегал Колобок? Дети: Да! Ой, наверное я поспешить к дедушке с бабушкой и расскажу им о своём приключении.

Ребята, мне с вами было очень весело! Теперь я знаю много игр и никуда не буду убегать. Спасибо вам за это, ребята! До свидания! Послушайте, я вам расскажу, как вы занимаетесь физкультурой. Рассказ воспитателя. А сейчас я вы мне расскажите, как занимаетесь физкультурой в детском саду.

Рассказ 3-4 детей воспитатель отмечает последовательность рассказа, его полноту, интересные моменты. Чок, чок, чок — хлопают в ладоши Ручки на бочок. Ребята, я вам еще раз прочитаю это стихотворение, слушайте внимательно.

Скажите, пожалуйста, какой звук часто встречается в этом стихотворении? Придумайте слова с этим звуком. Ребята, Буратино очень любит задавать вопросы. Чем вы любите заниматься?

Занятие развитие речи в средней группе

Планирование занятий должно выполняться согласно методическим рекомендациям.

Занятия по сказкам

Структура занятия

Каждое занятие должно проводиться по определенной схеме:

  1. Организационная вводная часть — характеризуется мотивирующим и стимулирующим характером. Основной задачей воспитателя на данном этапе является настрой детей на работу и пробуждение в них интереса в теме.
  2. Практическая часть — воспитатель устанавливает задачи, объясняет суть задания.
  3. Активная работа — происходит выполнение детьми задания в совокупности со словесной оценкой деятельности воспитанников.
  4. Подведение итогов — целью педагога является обращение внимания детей на результат.

Таблица: «Описание зимней одежды»

Задачи· изучение правильных названия и назначений зимней одежды; · развитие навыков правильного построения фраз, слухового внимания и памяти.
Методическое обеспечениеКартинки и иллюстрации зимней одежды, признаков и особенностей, игрушек, птиц, мороза.
Ход занятия
Вводная частьВоспитатель читает стихотворение на тему зимы и затем беседует с воспитанниками о времени года, о котором шла речь, задаются вопросы по тематике, обсуждаются зимние забавы.
Точечный массаж конечностейПроводится работа по согласованию слов и движений с помощью стихотворения на тему занятия.
Игра на запоминание словВоспитатель называет детям слова и потом в процессе игры проводит опрос воспитанников.
Дыхательная гимнастикаПроводятся упражнения на дыхательную гимнастику «Полет снежинок».
Игры с мячомВоспитатель выстраивает детей в круг и становится в центр с мячом. Бросает детям мяч, а они отвечают, что можно делать с той или иной одеждой.
Игры на закрепление словВоспитатель предлагает детям картинки с изображенными предметами зимней одежды. Дети должны внимательно рассмотреть их и дорисовать недостающие детали.

Планирование занятий

В целях эффективной работы воспитатель заранее готовится к занятиям и разрабатывает соответствующий план, который может быть календарным или перспективным. Их отличие заключается в том, что календарный план охватывает короткий временной промежуток, а перспективный составляется на длительный временной период.

При планировании занятий обязательно указываются программные цели, формируются воспитательные задачи, уточняются методические приемы и перечисляются необходимые дидактические пособия.

Таблица: пример перспективного плана на два месяца

ДатаТемаПрограммное содержание
Сентябрь«Наша группа»Дети подробно знакомятся со своей группой, у них воспитывается чувство гордости за нее.
«Знакомим куклу Дашу с нашей группой»Воспитатель учит детей правильно называть предметы, произносить звуки и слова.
«В нашем детском саду»Расширяется кругозор, и систематизируются представление о детском саде, прививается любовь, дружба и уважение к товарищам.
«Осенняя картина»Систематизируются представления о временах года, обсуждаются признаки осени, расширяется словарный запас.
Октябрь«В гостях у Чиполлино»Дети знакомятся с названиями овощей и сказкой, расширяют словарный запас.
«В саду у Вишенки»Воспитанники знакомятся с фруктами, признаками весны, учатся строить предложения.
«В гостях у Лесовичка»Происходит знакомство детей с названиями грибов, расширяется словарный запас
«Музыкальные игрушки»Осваиваются элементы ролевой и сюжетной игры.
«Пожарная машина»Дети учатся правильно и связно отвечать на поставленные вопросы, отличать специальный транспорт, закрепляется звукопроизношение.

Проверка результатов работы по развитию речи

Три раза в течение учебного года администрацией детского садика, а также учителем-логопедом и психологом проводится тематическая проверка работы воспитателей по речевому развитию. В конце подводятся итоги и делаются выводы о степени эффективности произведенной работы.

Обратите внимание! Во время проверки обследование проводится с каждым ребенком индивидуально, после чего вся информация фиксируется в картотеке и определяется уровень речевого развития ребенка. Формирование у детей в средней группе высокого уровня владения родным языком является основной задачей воспитателей детского сада

Чем раньше ребенок научиться полно и грамотно выражать собственные мысли, тем увереннее и свободней он будет ощущать себя в дальнейшем

Формирование у детей в средней группе высокого уровня владения родным языком является основной задачей воспитателей детского сада. Чем раньше ребенок научиться полно и грамотно выражать собственные мысли, тем увереннее и свободней он будет ощущать себя в дальнейшем.

Открытое занятие в средней группе по развитию речи: «сундучок сказок»

Какая твоя мама? Какой твой папа? Какое настроение у бабушки? Какое выражение лица у дедушки? Какие чувства испытывает мама? Как выглядит твоя семья? Релаксация регуляция мышечного тонуса : стихотворение «Зеленая сказка».

Вопрос: «Что вы видели в «Зеленой сказке? Что бывает голубого и синего цвета? Вопросы: «Какого цвета рыбок вы поймали? Оценка педагога и детей. Ход занятия Воспитатель: Ребята, приглашаю вас в веселое путешествие, в «Разноцветную сказку».

В этой сказке все люди ходят в разноцветной одежде. А какого цвета ваша одежда? Дети: Желтая, красная… Воспитатель: Замечательно! Отправляемся в путешествие!. А помогут нам долететь разноцветные зонтики и озорной ветерок. Звучит музыкальный отрывок «Ветерок». Воспитатель: Вот и оказались в разноцветной сказке. Посмотрите, что это? Дети: Радуга. Воспитатель: Ну что случилось с радугой?

Куда-то подевались ее разноцветные частички и остались на ней белые пятна. Воспитатель: Это, наверное, наш ветерок подхватил их и разбросал по сказочной стране. Воспитатель: Как помочь радуге, чтобы она вновь засияла всеми цветами?

Дети: Найти частички радуги. Воспитатель: Спасибо за совет! Начнем с самого красивого цвета: красного.

Красный цвет — он самый главный, Мы им любим рисовать, Каждый хочет свое имя Красной краской написать. Воспитатель: Мы поговорим о ваших именах. Как вам нравится, когда ваше имя называют ласково или грубо? Дети: Нравится, когда называют ласково. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу! Дети садятся на стульчики. Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик, а здесь какое-то письмо. Давайте прочитаем.

Знаю лес и лес люблю, В гости вас к себе зову. Я люблю гулять по лесу, В лесу хожу я каждый день. Все в лесу мне интересно: Каждый куст и каждый пень. Я веселый старичок, Воспитатель. Оказывается, лесник, приглашает вас к себе в гости.

А вы знаете кто такой лесник? Где он живет? Как называется его домик? Лесник — это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы. Воспитатель: Ну что же, ребята, отправимся в гости? Но для этого надо произнести волшебное заклинание: дети выполняют движения Нужно нам закрыть глаза,.

Развитие речи в младших группах

Методика развития речи в 2 года предполагает освоение слов, понимание их значения и ассоциацию. Запоминание происходит при знакомстве с миром, разглядывании предметов, игрушек, рисунков. В это время взрослые произносят звуки, которые ассоциируются у малыша с объектом, меняют интонацию, сочетают слова.

Кроме потешек, прибауток слуховые занятия чередуют с артикуляционными упражнениями. Воспитатели просят детей улыбнуться, вытащить язычок, провести им по верхним зубкам, надуть щечки и т.д.

Методика развития речи детей дошкольного возраста Ушаковой О.С

уделяет особое внимание интонации в разговоре с малышом. Меняя тембр голоса, взрослый развивает ощущение силы звука, ритма, это в дальнейшем влияет на формирование музыкального слуха

Грамотное использование интонации необходимо будет для рассуждения, описания ситуаций, выражения чувств.

Методика развития речи в 3 года направлена на обучение правильному произношению звуков. Ребенок учится слышать и распознавать гласные и согласные буквы. Дети часто путают глухие и шипящие звуки или пропускают их.

В этот период взрослые начинают формировать грамматическое развитие общения. Ребенок повторяет слова осмысленно, старается произносить их во множественном числе. Задача преподавателя создавать ассоциации для грамотного формирования речи. Примером могут служить игры с количеством объектов или предметов: стул – стулья, ложка – ложки, кукла – куклы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий