Признаки депрессии у подростков – симптомы, причины: как помочь выйти из состояния, что делать?

Что делать родственникам женщины, страдающей послеродовой депрессией

Издавна у многих народностей существовала традиция, когда в дом к родившей женщине на месяц приезжали близкие родственники. Мама, сестра или тетя брали на себя всю работу по хозяйству, давая возможность роженице восстановиться после родов. Сегодня такое встречается редко, но, все же, помогать молодой маме нужно.

Еще задолго до родов можно договориться о том, как разделить обязанности по хозяйству между членами семьи. Не стоит слишком критиковать родившей недавно женщины, и уже тем более не стоит упрекать ее в чем-то, называть слабохарактерной, беспомощной или ленивой. Помните, что она в этот период нуждается в утешении и ласке.

Особо внимательным к родившей жене должен быть ее супруг. Прежде всего, это касается интимной стороны жизни. Довольно часто в послеродовый период женщины испытывают отвращение к сексу, но не стоит давить на нее и принуждать к близким отношениям. Врачи не рекомендуют вступать в интимную близость 1-1.5 месяца по физиологическим причинам. Но в тоже время, секс может помочь выйти из депрессивного состояния. Только он должен быть по обоюдному желанию.

Чем опасна тяжелая депрессия?

  1. Меняется поведение. От простого избегания своих обычных дел, до смены образа жизни, заболевшие депрессией попадают в секты, экстремистские организации. От прекращения ухода за собой до попыток самоубийства.

  2. Потеря привычных социальных связей: увольнение с работы, распад семьи, утрата друзей. То, что с течением жизни формировалось вокруг человека, образуя его среду, тяжелой депрессией разрушается.

  3. Общее истощение: дистрофия, снижение веса, нарушение обмена веществ.

  4. Развитие психосоматических заболеваний: кахексия (потеря веса), кожные высыпания, приступы удушья, нарушения желудочно-кишечного тракта (запоры, диарея), нарушения температурной регуляции, повышенная потливость, гипотония или гипертония и многие другие расстройства.

Внимание родителей!

Сегодня странный день. Странный с самого утра. Да, знаю, так бывает. Но когда это касается только тебя самого, всё остается на уровне понимания, что так бывает.

И пост я планировала сегодня писать по пищевой избирательности.

А пишу…про депрессию у подростков. И с таким состоянием души, что хочется всем мамам подростков прокричать, донести, объяснить или попросить, слушайте своих детей, услышьте своих детей, пожалуйста.

Обратите внимание, основные симптомы подростковой депрессии:

  • эмоциональные и поведенческие изменения
  • частое чувство тоски или печали, плач без видимой причины
  • раздражительность, огорчение по незначительным поводам
  • потеря интереса или удовольствия от любимых занятий подростка
  • ощущение своей бесполезности, вины, самокритика
  • болезненное реагирование на неудачи
  • ощущение, что жизнь мрачная
  • мысли о смерти
  • хроническая усталость
  • бессонница или наоборот сложно просыпаться
  • проблемы с аппетитом
  • прием алкоголя, наркотиков
  • замедление речи или движений
  • частые головные боли, боли в теле
  • снижение успеваемости
  • нежелание или отказ посещать школу
  • провоцирующее поведение
  • самоповреждающее поведение

Да, разграничить подростковую депрессию от подросткового поведения, вызванного физиологическим кризисом сложно, но возможно. Поговорите с подростком о чувствах, насколько он справляется с ними. Если есть подозрения, что не справляется, обратитесь в школе к школьному психологу. Это самая быстрая помощь.

Если же вы отмечаете большинство из симптомов депрессии, то обратитесь незамедлительно ко врачу.

Если не заниматься лечением подростка, то симптомы депрессии могут ухудшиться, даже если сейчас кажутся не очень тяжелыми. Да и тяжесть депрессии у подростка невозможно определить самостоятельно без консультации специалиста и необходимого психологического образования.

Достоверно не всегда известно, что явилось причиной депрессии, например, может быть нарушен баланс нейромедиаторов – химических веществ мозга. Или причина в гормональных изменениях, связанных с созреванием подростка, это косвенно влияет на толчок к депрессии.

Грустно, страшно, больно, но надо знать, нелеченая депрессия может привести к:

  • злоупотреблению алкогольными напитками или наркотикам
  • опасному противоправному поведению
  • самоубийству
  • социальной изоляции

Лечение подростковой депрессии:

Депрессия у детей и подростков – это очень серьезное и опасное заболевание. Всегда потребуется консультации специалиста

Очень важно родителям знать и понимать, что только они смогут помочь своему ребенку, только они могут разглядеть характерные признаки депрессии у ребенка. Поверьте, не стоит пускать на самотек даже легкие признаки депрессии у подростка, лучше все контролировать, следуя советам специалиста психолога или психиатра

Легкая форма депрессии может поддаваться консультативному сопровождению (работа с психологом или посещение психологической группы). Тяжелые случаи депрессии (суицидальные мысли, самоповреждения и пр.) лечится только у психиатра. Возможно, в паре с психологом, но психиатр первичен. В таких тяжелых случаях психолог и психиатр часто работают в паре, дополняя друг друга. И быстрого результата не получится. Это долгий путь для всей семьи.

Психолог помогает понять и справиться с легкими формами заболевания. Если ситуация усугубилась – то понадобится дополнительная помощь специалистов, психотерапевта или психиатра.

Психолог в ходе беседы помогает разобраться в причине появления депрессии. Во время консультации с ребенком психолог может узнать, какие эмоции и чувства сопровождают подростка. Чтобы выяснить какие страхи и сомнения поселились в детской голове психолог использует различные тесты и методики. После общения ребенка с психологом, есть вероятность, что он сам найдет пути решения проблемы и самостоятельно выйдет из этого состояния.

Психотерапевт – врач, который помогает пациентам разобраться и справиться с психическими заболеваниями. Схема лечения обычно содержит психотерапевтические методики в комплексе с медикаментозным лечением.

Если выявляется затяжной характер заболевания, то одних бесед будет недостаточно. К лечению могут добавить антидепрессанты, которые снимут симптомы тревожности и апатии, помогут убрать раздражительность и справится со страхами.

Фазы подросткового кризиса

Психолог Лев Семенович Выготский выделил в подростковом кризисе три базовых фазы:

  1. Негативная, или предкризисная. Самый ранний этап, который может проявлять первые признаки уже в 9-10 лет. Характеризуется началом перехода к новому типу взаимодействия с окружающими. Ребенок начинает отказываться от старой системы ценностей, ломает стереотипы, меняет отношение к себе и окружающим. Детские отношения с родителями больше его не устраивают, но ко взрослой системе взаимодействия он еще не готов. У ребенка появляются новые интересы, другие взгляды, начинает меняться окружение.
  2. Непосредственно кризисная стадия. Зачастую этот этап достигает пика в 13-15 лет. Проявляться может по-разному: от максимального протеста, конфликтности и раздражительности во всех жизненных сферах, до поэтапного перехода к новым ролям, отношениям и самовосприятию. Развиваются новые способы мышления, появляются другие возможности, интересы. Подросток отстаивает свое мнение и возможность самостоятельно принимать решения, отделяется от родительского влияния, контроля.
  3. Позитивная, или посткризисная. Считается завершающим этапом пубертатного кризиса. В этом периоде подросток уже формирует ценности и приоритеты, определяет вектор дальнейшего развития, интересов. Половое созревание практически окончено, место в социуме среди сверстников – определено. Подросток укрепляет ядро интересов и в дальнейшем продолжает его развивать.

Точно сказать, сколько длится каждая фаза, нельзя. Во многом продолжительность этапов зависит не только от подростка, но и от правильной реакции родителей на проявления кризиса.

Для чего необходима психологическая помощь для ребенка, страдающего депрессией?

1. Прояснить причину. Если врач не выявил биологическую причину, необходимо разобраться, что же вызвало такое состояние у ребенка.

ИСТОРИЯЗа помощью обратилась мама семилетнего мальчика. У ребенка наблюдаются большинство классических признаков депрессии: вялость, подавленность, снижение успеваемости, потеря интереса, молчаливость, изоляция, преобладание грустного настроения. При этом мальчик ни на что не жалуется, никаких изменений в его жизни за последнее время не произошло, в школе, дома, в семье, со слов мамы, все нормально. Потребовалась длительная диагностическая беседа, в ходе которой выяснилось, что у мамы обнаружили онкологическое заболевание, она проходит курс лечения. Родителям не приходило в голову, что это имеет значение: «Он же не знает, мы ему ничего не говорили»

Даже если сын ничего не знает, а дети обычно знают гораздо больше, чем догадываются взрослые, он все равно чувствует и реагирует на это очень важное для него изменение

Разумеется, беседа, не единственный способ. Психолог и психотерапевт моделирует различные ситуации, выбирая формы соответствующие возрасту и наклонностям ребенка и на основании наблюдений делает выводы о вероятных причинах трудностей. Кроме этого используются различные проективные методики: рисуночные, цветовые, игровые и т.д.

2. Помочь родителям выработать адекватную стратегию в отношении ребенка.

ИСТОРИЯНа консультацию пришли родители пятилетней девочки. Они планируют разводиться. И хотят понять, как вести себя с дочкой. И мама, и папа любят ребенка, оба образованные, разносторонне развитые, безусловно, отличные специалисты в своей области. Тем не менее, для них было не совсем непонятно, что и как говорить девочке, что не стоит говорить, в какие аспекты отношений взрослых ее не надо посвящать. Это не история про депрессию – девочка и дальше росла и развивалась вполне счастливо. Но весьма вероятно, подобные проблемы удалось предотвратить именно потому, что родители оказались настолько ответственны, заботливы и предусмотрительны, что обратились за квалифицированной помощью заранее.

Кроме консультаций родителей, для достижений результатов бывает целесообразно проведение семейных сессий для обучения новым способам взаимоотношений с ребенком и в семье, а также индивидуальная или семейная психотерапия.

3. Помочь ребенку пережить трудности хорошим для него способом.

ИСТОРИЯК психологу пришла мама десятилетнего мальчика. Он хорошо учится в школе, развитый, смышленый, хотя последнее время успехов стало меньше, он по-прежнему отличник, но не занимает первых мест на олимпиадах. Он мало общается со сверстниками и эта тенденция усиливается. Родителей беспокоят жалобы сына на сильные головные боли. После многочисленных диагностических процедур невролог рекомендовал обратиться психологу. Сложность, с которой ребенку оказалось не под силу справиться самому, заключалась в том, что он гиперответственный, ориентирован всегда на достижение наилучшего результата, стремится вести себя исключительно примерно. И напряжение, которое ребенок испытывает вследствие таких высоких требований к себе, влияет уже не только на его психическое, но и на физическое состояние. Здесь необходима довольно длительная психотерапия, помогающая мальчику разрешить себе быть несовершенным, испытывать «плохие» чувства, получать удовольствие от игры, общения, увидеть и принять мир, в том числе и свой внутренний.

Способы и формы работы всегда подбираются индивидуально под ребенка с учетом его возраста и особенностей. Это может быть игровая или песочная терапия, сказко-терапия или арт-терапия. Могут быть индивидуальные или групповые занятия. Часто параллельно проводится работа с родителями.

Депрессия у ребенка развивается обычно постепенно, ее проявления не сразу бросаются в глаза, поэтому так важно быть внимательным к ребенку, чтобы не пропустить симптомы заболевания и оказать ему своевременную помощь

Симптомы подростковой депрессии:

В подростковом возрасте депрессию диагностировать довольно трудно, так как ее симптоматика не имеет явных отличий, особенно на начальном этапе.

В самом начале депрессии подросток вовсе может вести себя как обычно, а признаки депрессии будут проявляться в виде кошмарных сновидений, мрачных мыслей, страхов и т. д. На этой стадии депрессию можно выявить только в том случае, если поддерживать с подростком постоянный тесный эмоциональный контакт. В этом случае он может захотеть поделиться с вами своими мыслями и переживаниями. Даже находясь на средней стадии депрессии, подросток тоже ведет себя и разговаривает как обычно. Однако, здесь содержание его разговоров эмоционально окрашено, он касается в первую очередь угнетающих его тем таких, как смерть, болезни, кризисы. Но так как сегодня взрослых тоже одолевают пессимистические мысли, депрессия подростка может остаться незамеченной. Если подросток говорит «Все в мире становится так плохо, что лучше было бы просто умереть», это подтверждает депрессию умеренной стадии. Здесь уже могут наблюдаться конкретные физиологические нарушения: проблемы со сном и аппетитом, неспособность нормально действовать в разных сферах, отсутствие концентрации и почти постоянная слабость и апатия.

Депрессию у подростков трудно распознать потому, что они умело маскируют её, т.е. они могут так скрывать её, что всем будет казаться, будто с ними все в порядке, даже если на самом деле подросток бесконечно несчастлив. Это явление называется депрессия с улыбкой. Такую маску подросток надевает бессознательно, и, главным образом это происходит в присутствии посторонних людей. А когда такие подростки одни, они её сбрасывают.

В самом общем виде симптомы подростковой депрессии выглядят следующим образом:

  • Снижение доверия (низкая самооценка, сомнения в себе).
  • Апатия, потеря удовольствия, отсутствие концентрации.
  • Изменение настроения.
  • Снижение успеваемости в школе.
  • Неспособность идти в ногу с социальными и эмоциональными требованиями, опасность изоляции.
  • Появление суицидальных мыслей, возможны попытки самоубийства.

Как мы видим, картина переживания подростковой депрессии весьма печальная, а последствия ее — самые непредсказуемые. Очевидно возникает вопрос, как уберечь своего ребенка от депрессии?

Прежде всего, следует разобраться с причинами, по которым депрессия возникает у подростков.

Виды депрессии:

Реактивная – считается доброкачественным видом расстройства. Такое состояние характерно для подростков, которые пережили сильное эмоциональное потрясение. Например: развод родителей или смерть близкого человека.

Меланхолическая – характерно состояние угнетения и тоски, интерес ко всему потерян, часто сидит в своей комнате в одном положении либо медленно передвигается (заторможенность). На фоне этих симптомов развивается нарушение сна и аппетита. Для девушек характерен сбой в менструальном цикле. К затянувшейся меланхолии могут прибавиться суицидальные мысли.

Биполярное расстройство –характеризуется быстрой сменой фаз, иногда в короткие промежутки времени. Чем меньше возраст, тем короче фазы и могут составлять от нескольких часов, до 2-3 недель. Мания проявляется в виде агрессии и гнева. Психологи могут не заметить биполярного расстройства, сославшись на «подростковое изменение характера», поэтому рекомендуется привлечение специалиста более узкого профиля (клинический психолог, психиатр).

Дистимия – это длительное психическое расстройство, обычно преследует в течение года, возможно несколько лет. Ребенок выглядит пассивными и одинокими, не может сосредоточиться на выполнении конкретной задачи. Может сопровождаться нарушением сна и потерей аппетита. Это заболевание часто перетекает в хроническую форму, изредка прерывается сменой настроения.

Сильная (большая) депрессия — носит затяжной характер. Длится от полугода до 9 месяцев. Подросток печальный и раздражительный, его ничего не интересует. Симптомы могут быть не явными, например нарушение сна: родитель ссылается на усталость и загруженность. Некоторые дети начинают «заедать» это состояние большими порциями еды. Вот этот момент должен насторожить. Ситуация усугубляется мыслями, в некоторых случаях попытками суицида.

Следует обратить особое внимание, если все чаще слышите упоминания о смерти и суициде, например:

  1. Читает стихи и рассказы о самоубийстве, или начал сам писать на эту тематику
  2. Романтизирует смерть и самого умирающего.
  3. Шутит о смерти
  4. Прощается с близкими и друзьями как будто в последний раз
  5. Частые травмирования и порезы
  6. Слышите фразы: «Лучше бы я умер», или «Зачем я родился?» или «Выхода нет»

В этом случае действовать надо немедленно, и как можно скорее найдите специалиста для оказания помощи.

Какие условия способствуют выходу из тяжелой депрессии

  • Изоляция или ограничение от внешних раздражителей. Взять больничный лист (или справку о нетрудоспособности для учащегося). Рабочие нагрузки лишь утяжеляют тяжелую депрессию.

  • Соблюдение трезвости. Даже спиртосодержащие средства (корвалол, валокордин, настойки, бальзамы) нужно исключить.

  • Достаточный сон. Засыпать до полуночи, просыпаться без будильника (во столько, во сколько потребуется организму).

  • Питание должно содержать достаточное количество белков и витаминов.

  • Нельзя затемнять (за исключением ночи) помещение, в котором находится пациент. Обилие яркого света способствует выходу из тяжелого депрессивного состояния.

  • Регулярные водные процедуры: утром холодный душ, вечером — теплая ванная.

Клиника РОСА — центр помощи при тяжелой депрессии. Мы будем рады оказать Вам помощь. Как консультативную, так и в виде лечения.

Лечение детской депрессии

Лечение обычно производится несколькими специалистами: врач-психиатр проводит медикаментозную терапию, психотерапевт или детский психолог применяет психотерапевтические методы. Применение одних лекарств считается неэффективным, так как они могут снять симптомы или устранить обострение, но не устранят причину заболевания

Тем не менее, прежде чем приступить к психотерапии, важно снять острую форму депрессии, чтобы не усугубить состояние ребенка, избежать попыток суицида, если речь идет о тяжелой форме депрессии

После этого проводится работа с психотерапевтом или с психологом. Если причины депрессии связаны с обстановкой в семье, в психотерапии обязательно должны принять участие родители ребенка.

Вместе с психологом ребенок учится решать свои проблемы, которые его беспокоят. Восстанавливается здоровый эмоциональный фон и настроение в целом. Специалист применяет такие методики, как арт-терапия, песочная терапия и др.

Отдельно стоит сказать о семейных занятиях, во время которых психолог будет взаимодействовать одновременно с ребенком и его родителями

Очень важно, чтобы родители не противились посещению сессий с психологом и приняли участие в психотерапии. Они должны создать благоприятную обстановку дома для выздоровления своего ребенка

Нужно наладить климат в семье, а для этого нужно разрешить собственные проблемы. Но слишком сильно вмешиваться в личную жизнь ребенка тоже не стоит, а в некоторых случаях это вмешательство наоборот необходимо урезать. Например, когда родители и так постоянно заботятся о нем и мешают ему принимать самостоятельные решения.

Вот некоторые общие рекомендации:

Нужно принимать нужды и мнения ребенка;
Следить за тем, чтобы ребенок достаточно спал и правильно питался;
Обратить внимание на самооценку ребенка

Она должна быть стабильной и адекватной;
Учить самостоятельно разрешать трудные проблемы;
Правильно распределять учебную нагрузку;
Позволять отдыхать
Важно чередование видов деятельности, труда и отдыха;
Не запрещать ему гулять и проводить время с друзьями;
Следить за тем, чтобы его не обижали в школе/детском саду.. Только при совместной работе специалистов и родителей можно добиться полного выздоровления ребенка

Только при совместной работе специалистов и родителей можно добиться полного выздоровления ребенка.

Причины

Существует достаточное количество факторов, провоцирующих развитие дефекта. Нельзя говорить об их определяющем действии, но подготовить благоприятную почву данные провокаторы способны.

Особая роль принадлежит семейный атмосфере, в которой воспитывается маленький член семьи. Например, установлена взаимосвязь расстройства поведения с разводом родителей, появлением неродного родителя, многочисленной семьей, а также бедностью. Иногда имеет значение слишком молодой возраст матери.

Разрушающей манерой воспитания считается низкий уровень контроля и недостаточное участие в жизни ребенка, особенно подростка, а также непредсказуемость реакции родителей на действия детей.

Существует взаимосвязь между дефектным образом действий и низким уровнем интеллекта деток, способностью организовать, планировать собственную деятельность, переключать внимание между целями. Нельзя обойти стороной наследственные факторы

Когда один член семьи – родитель, брат, сестра страдает поведенческой дезорганизацией, существует риск перенять подобные манеры младшему члену семейства

Нельзя обойти стороной наследственные факторы. Когда один член семьи – родитель, брат, сестра страдает поведенческой дезорганизацией, существует риск перенять подобные манеры младшему члену семейства.

Поддерживайте своего ребенка во время лечения депрессии

Если вы решили обратиться к специалисту, это не значит, что теперь не нужно ничего делать. Предлагайте поддержку и выслушивайте его. Теперь, как никогда, ваш ребенок должен знать, что о нем заботятся, что его ценят и понимают.

Жизнь с депрессивным подростком может быть сложной и истощающей. Время от времени вы можете испытывать усталость, отторжение, отчаяние или любую другую отрицательную эмоцию

Важно понимать, что ребенок делает это не со зла, поэтому не обижайтесь на него и относитесь с терпением и пониманием

Убедитесь, что ваш ребенок четко следует инструкциям терапевта, посещает терапию и правильно принимает предписанные лекарства.

5

Инструкции для работы с трудным поведением

Важно сказать, что трудное поведение бывает разное и к каждому его проявлению нужно находить свой подход. Команда фонда «Шалаш» выбрала три распространённых проявления и рассказала, почему ребёнок может так делать и что родители могут предпринять в этом случае (или наоборот точно так не делать)

️ Что делать, если ребёнок вас обманул

  1. Дайте ребёнку договорить. После того, как он выговорился, обозначьте, что готовы послушать историю ещё раз, но разделите то, что кажется вам нереалистичным и реальным.
  2. Задавайте вопросы, чтобы понять последствия обмана, но не обвиняйте и не допрашивайте.
  3. Расскажите ребёнку, когда говорить неправду бывает допустимо, а когда это делать нежелательно.
  4. Поблагодарите за честность.

️ Что делать, если обманы продолжаются некоторое время

  1. Помните о том, что мы не делаем, когда обнаруживаем обман.
  2. Руководствуйтесь презумпцией невиновности, не обвиняйте человека «на всякий случай» или чтобы «припугнуть».
  3. Задавайте вопросы и уточняйте факты.
  4. Проговорите, на какую поддержку ребёнок может рассчитывать, обратившись к вам.
  5. Сфокусируйтесь на том, чтобы вместе справиться с возникшей проблемой, а не наказать ребёнка. Проговорите это, иногда даже несколько раз.
  6. Проговорите последствия нарушения.
  7. Обсудите, как вы могли бы помочь, если бы узнали правду сразу.
  8. Выберите конкретные формулировки, с которыми ребёнок может к вам прийти в трудный момент.
  9. Если ребёнок придёт к вам с «горькой» правдой в следующий раз, скажите, что цените оказанное вам доверие.

 Точно не нужно:

  • заводить подростка в тупик, чтобы он был вынужден признать правду;
  • стыдить за обман;
  • называть ребёнка/подростка лжецом, лгуньей;
  • резко прерывать и говорить, что то, что он говорит, — неправда.

️ Что делать, если ребёнок вам отказывает

Наблюдайте

Отмечайте, от каких заданий ребёнок отказывается, как проявляет своё нежелание, а в какие моменты, наоборот, включается.
Обращайте внимание и на свои реакции тоже — вы ругаетесь, не замечаете, угрожаете или хвалите?
Сформулируйте план действий. Проанализируйте свои наблюдения и предположите, почему подросток так активно саботирует занятия

Начните действовать на основании этого.
Создавайте опыт успеха. Выясните, какие задания лучше всего получаются, и начните в них вовлекать ребёнка. Хвалите его за успехи!
Предложите ребёнку то, что ему интересно. Может, он любит рисовать? Или рассказывать что-то? Включите эти элементы в задание или внеучебные обязанности, особенно в те части, где отказ проявляется чаще всего, и посмотрите, как это повлияет на поведение.

 Точно не нужно:

  • обвинять в лени и неспособности сделать что-то самостоятельно;
  • сравнивать с успехами других детей и подростков;
  • заставлять насильными способами: ставить ультиматумы, лишать чего-либо, наказывать.

️ Что делать, если ребёнок ведёт себя агрессивно

  1. Остановите подростка, когда он проявляет агрессию. Если нужно, сделайте это физически: удерживайте человека так, чтобы у него не получалось сделать больно ни себе, ни окружающим.
  2. Поддержите того, кто пострадал, если такой человек есть. Скажите, что вам жаль, что такое произошло и что вы сделаете всё, чтобы это не повторилось.
  3. Разделите участников конфликта, но не оставляйте агрессора одного. Ему нужен взрослый рядом.
  4. Дайте агрессору время успокоиться и прийти в себя. Например, предложите варианты действий, которые могут помочь ребёнку во время сильных переживаний. Например, попить воды, сделать несколько глубоких вдохов.
  5. Предложите вернуться к разговору с вами, когда ребёнок будет к этому готов.
  6. Обязательно проведите разговор, когда ребёнок будет спокоен и готов слышать вас.

 Точно не нужно:

  • кричать, оскорблять, нагнетать обстановку;
  • оставлять ребёнка наедине со своими эмоциями.

Изображение на обложке: Ani / Dribbble

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий