Почему ребенку трудно читать: причины развития дислексии у младших школьников
Основная причина дислексии – мозговая дисфункция, которая сопровождается как биологическими, так и психологическими факторами. Стоит утешить родителей, объяснив им, что причина дислексии не в умственных или интеллектуальных способностях ребенка, а в неправильном функционировании определенного участка мозга.
Возможные причины дислексии у ребенка:
- Патологии внутриутробного развития.
- Тяжелые роды, которые влекли за собой асфиксию, обвитие пуповиной, отслойку плаценты.
- Поражение ЦНС у малыша.
- Генетическая наследственность.
- Травма головы, сильные удары, сотрясение мозга.
- Заторможенность некоторых участков мозга у ребенка.
Диагностика дислексии
Для определения у ребенка такого расстройства, как дислексия, проводится логопедическое обследование. В процессе диагностики специалисту необходимо определить уровень сформированности устной речи, навыков чтения и письма, а также оценить неречевые процессы. Диагностика проводится в несколько этапов:
- Первоначальный. Собирается полный анамнез жизни и развития ребенка, оценивается состояние артикуляционного аппарата, уровень развития речевой и ручной моторики.
- Диагностика устной речи включает в себя оценку звукопроизношения, фонематического развития, а также сформированность слоговой культуры слова и связной речи.
- Диагностика письменной речи предполагает выполнение ряда заданий – списывание текста, письмо на слух, самостоятельное письмо. В процессе обследования логопеду предстоит оценить темп и правильность чтения, понимание текста и наличие ошибок.
- Нейропсихологическое обследование, во время проведения которого определяется уровень сформированности зрительного гнозиса и мнезиса, а также оптических ориентировок.
В зависимости от результатов диагностики ребенку может потребоваться дополнительное медицинское обследование, которое включает в себя прием невролога, выполнение ЭЭГ, ЭхоЭГ, а также консультацию офтальмолога.
Дислексия у детей — мнения экспертов и врачей
Дислексия — продукт мысли и особый способ реагирования на ощущение спутанности сознания (Р.Д. Дейвис)
Ребенок, испытывающий трудности при обучении чтению, совсем не обязательно дислексик: многие дети, которые на начальном этапе медленно осваивают чтение, потом успешно догоняют своих одноклассников (сами или с помощью родителей). Но есть особая группа детей, которые переживают огромные и стойкие трудности при освоении чтения, несмотря на нормальный интеллект, отсутствие нарушений зрения и слуха, регулярное посещение школы. Способность овладеть навыком чтения у таких детей на порядок хуже и ниже, чем способности к другим предметам. Именно эту группу детей специалисты называют дислексиками. (кандидат медицинских наук, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, вице-президент Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга, автор книг «Дислексия и дисграфия у детей»А.Н. Корнев)
Как такового диагноза дислексия или дисграфия не существует, они входят в общую группу расстройств под названием «задержка психоречевого развития». Причем и такой «приговор» нельзя назвать болезнью, это лишь следствие нарушений кровообращения головного мозга. По опыту работы могу сказать, что практически у всех детей-дислектиков наблюдаются проблемы с кровообращением сосудов головного мозга, но их диагностика проводится слишком поздно. Причиной этому служит непросвещенность наших родителей и «старые» методы лечения таких заболеваний, ведь стандартный сценарий действий родителей, заметивших у своего ребенка тревожные симптомы — поход к педиатру, который направляет их к логопеду. Оптимальный вариант действий: с самого начала полностью обследовать ребенка (проконсультировать с психологом, невропатологом, логопедом-дефектологом, психиатром), обязательно провести томографию и ультразвуковую диагностику головного мозга. Только тогда можно ставить окончательный диагноз и в зависимости от формы расстройства и степени запущенности назначать индивидуальный курс лечения. Большинство детей обходится только коррекционной терапией. Медикаментозное вмешательство возможно только при тяжелых формах дислексии, которая наблюдается у ребенка в комплексе с другими психическими заболеваниями (при ДЦП, аутизме и т.д.). Легкую форму «словесной слепоты» при своевременном выявлении можно устранить за 3-4 месяца. (врач медицинского центра «Истина» И. Бабий)
Дислексия — проблемы с навыками чтения — совсем не так распространена, как это кажется. Истинная дислексия имеет неврологическую природу, а та, с которой мы сталкиваемся, как правило, возникает потому, что в доме вообще ничего читать не принято. Это как если бы я сказал, что 99 % современных детей страдают неспособностью развести костер. А откуда у них эта способность возьмется, если они никогда не видели, как родители добывают огонь? А откуда у них возьмутся навыки чтения, если они родителей с книгой в руках никогда не видят?
Большинство звезд (и не только голливудских) половину детства проводят не с книгой в руках, а кривляясь перед зеркалом, и потом дают интервью, жалуясь на тяжелую жизнь. Резюме: случаев дислексии полно, но в большинстве случаев это проблема педагогическая, а не медицинская. (педиатр Е.О. Комаровский)
Причины и симптомы дислексии
Общего мнения о причинах дислексии в наше время до сих пор не существует. Зарубежные логопеды в своих трудах описывают теорию генетической наследственности проблем чтения и письма у людей с более активным правым полушарием. Некоторые ученые развивают мысль, что эти проблемы появляются у школьников, пишущих левой рукой.
Многие исследователи, тщательно изучающие дислексию у младших школьников, указывают на воздействия патологических нарушений, приведших к небольшой мозговой дисфункции:
- деформация головного мозга во время родов;
- порок сердца и анемия матери при беременности;
- врожденный порок сердца новорожденного;
- плацентарная недостаточность;
- нарушенное развитие пуповины;
- раннее отслоение плаценты;
- тяжелые роды;
- удушье новорожденного, обвитого пуповиной.
В процессе развития ребенка может произойти задержка психоречевого развития (ЗПРР), которая приводит к дислексии при таких повреждениях:
- инфекционные заболевания ЦНС;
- травма головы;
- детские болезни: ветрянка, полиомиелит, краснуха;
- истощающие инфекции.
При алалии, дизартрии и афазии дислексия провоцируется повреждением некоторых мозговых участков. Дислексии подвержены дети с задержкой психического развития, серьезными дефектами разговорной речи, детским церебральным параличом, задержкой умственного развития.
Главные социальные причины дислексии:
- нехватка общения;
- уединение ребенка;
- запущенность со стороны учителей и воспитателей;
- негативная среда для общения;
- двуязычие (билингвизм);
- раннее образование;
- быстрый темп обучения.
Началом дислексии у школьников служит несформированная разговорная речь.
Симптомы
Опишем симптомы по видам дислекции:
- Дислексия разговорной речи. Дети допускают ошибки при произношении фонем, неправильно понимают значение и употребление слов, у них маленький словарный запас. Они не могут правильно составить предложение и связать в нем слова.
- Фонематическая дислексия. Характеризуется замещением и смешиванием фонем, похожих по артикуляции или акустике. В иных обстоятельствах происходит замена слов путем смены, прибавления, пропусков фонем и слогов.
- Семантическая дислексия. Характеризуется нарушенным осмыслением безошибочно прочитанного текста либо слова. Проблемное изменение случается при послоговом и курсорном чтении.
- Аграмматическая дислексия. Неправильное чтение окончаний в словах всех частей речи, путаница в правильном построении слов в нужном числе и роде. Аграмматизмы присутствуют в разговорной и письменной речи.
- Мнестическая дислексия. Проявляется нарушенным оптическим восприятием и произношением литеры. Ученику сложно запоминать буквы, поэтому он их заменяет и смешивает. Исследование слуховой и речевой памяти с такой проблемой у школьников показало, что дети не могут повторить ряд из 4 звуков либо слов, сделать их анализ.
- Оптическая дислексия. Проявляется в том, что школьник путает и меняет буквы, похожие по внешнему виду. Такая аномалия случается, если при чтении текста ребенок перепрыгивает с одной строки на вторую. Иногда это может проявиться чтением зеркального типа — ученик читает справа налево.
- Тактильная дислексия. Незрячие часто ошибаются и заменяют буквы, читая азбуку Брайля. Ученики с данными проблемами в момент чтения перемещаются с одного ряда во второй, пропускают буквы и словосочетания, искажают смысловое значение прочитанного, при этом они склонны к хаотическим махам руками.
Механизм проявления нарушения
Процесс чтения характеризуется задействованными оптическими, слуховыми и двигательными речевыми анализаторами.
Этапы чтения:
- Оптическое восприятие, распознавание и разграничение букв.
- Соотношение букв с фонемами.
- Сложение фонем в слоги.
- Соединение слогов в целое слово.
- Группирование слов в предложение.
- Осмысление прочитанного материала.
Если эти процессы нарушаются, то по психолингвистике — это признаки дислексии.
Психологи рассматривают дислексию как следствие задержки развития функций у плода, которые обеспечивают процесс чтения.
Дислексические нарушения сопровождаются недоразвитостью оптического зрения, плохой ориентировкой в пространстве, плохим восприятием звука, измененным построением правильной речи, неправильностью зрительной и слуховой координации, плохой концентрацией внимания, слабой волей, бесконтрольностью эмоций.
Причины дислексии
Специалисты выделяют несколько причин возникновения дислексии, среди которых:
1. Биологические.
Исследователи отмечают наличие воздействия патологических биофакторов, которые вызывают минимальное мозговое нарушение:
гипоксическое повреждение мозга. Может быть связано с неверной имплантацией плодного яйца, анемией, пороком сердца матери, врожденным пороком сердца плода, различными проблемами во время родов;
токсическое поражение центральной нервной системы. Проявляется, как правило, при алкогольном и медикаментозном отравлении, гемолитической болезни плода;
инфекции головного мозга плода, вызванные различными заболеваниями матери: краснуха, корь, желтуха, герпес и так далее;
механические повреждения, вызванные при родах: затяжная родовая деятельность, внутричерепное кровоизлияние и так далее.
2. Социальные.
Нередко, дислексия вызвана рядом таких факторов, как недостаток речевого общения, синдром «госпитализма», педагогическая запущенность, неблагоприятное речевое окружение, раннее начало обучения.
Реже заболевание является следствием генетических факторов и наследственности.
Исследование нервных рефлексов, слуха, зрения и запись ЭЭГ у детей с дислексией, как правило, не выявляют грубых отклонений от нормы. Однако, изменения в неврологическом статусе могут свидетельствовать о задержке в моторном, психическом и интеллектуальном развитии детей с данным расстройством. Отмечается отсутствие точности или различие движений при сознательных видах деятельности. Моторика ребенка не соответствует его возрасту, хотя при этом в ходе игр и неосознанных движений дети не отличаются ничем от других сверстников.
ЭЭЦ у детей с дислексией может показать замедление в созревании мозга при нормальном слухе. Но, исследование зрительных функций показало, что у детей дислексией имеются свои особенности. Если в норме рецепторы двух глаз отличаются между собой и передают разные картинки в мозг, который уже самостоятельно решает, на какую группу рецепторов того или иного глаза направить картинку, то у детей с дислексией одинаковая зона восприятия картинки обоих глаз. При попадании сигналов в одну из зон восприятия мозгу сложно выбрать изображение, которое для него является зеркальным, отсюда и сложности при быстром распознании букв и слогов.
Дислексия у взрослых чаще всего возникает в результате ЧМТ либо инсульта (нарушения кровообращения), при которых поражаются участки коры головного мозга. Дислексия, также, может служить характерным признаком пациентов с инсультом левого полушария. У больных при этом наблюдаются тревожные расстройства, проблемы с координацией, депрессия.
Расстройство дислексия может сопровождаться развитием объемных опухолей левого полушария головного мозга. Больные при этом испытывают мигрени, головокружение, потерю памяти, трудности в подборе слов.
Два основных значения дислексии
Этот термин используется, как правило, в двух значениях. Первое, общее и широкое понятие — это специфические трудности ребенка в обучении. Оно охватыает несколько областей: собственно дислексию, дисграфию, дизорфографию, дискалькулию.
- Дислексия в узком смысле означает трудности в обучении чтению. Ребенок ошибается при чтении, а также путает похоже выглядящие буквы, переставляет звуки, пропускает слоги. Или, к примеру, читает начало слова, а дальше надолго задумывается. При этом темп чтения очень медленный
- Дисграфия — ребенок пишет «аршинными» буквами, далеко выходящими за пределы строчки. Пропускает, переставляет использует друг вместо друга при написании похожие буквы, слоги и слова. А еще одно и то же слово может написать несколькими способами. Например, «только», «тольок» и «ктольх»
- Дизорфография — отсутствие навыков грамотной письменной речи, нередко даже несмотря на знание правил правописания. Ребенок в одном тексте пишет, например, «номер» и «нумер» и не замечает разницы. Сюда же примыкает и дизорфоэпия. В устной речи в соседних фразах совершает разные ошибки, произнося одни те же слова каждый раз на новый лад.
- Дискалькулия — нарушения в изучении математики. Затруднено распознавание цифр и чисел, сохранение в памяти знаков и символов. А также смешение действий — например, ребенок пытается умножить, хотя сам же видит знак деления.
(c)freepik.com
От чего бывает дислексия
Дислексия – это частичное нарушение процесса чтения, вызванное разными причинами, в том числе обусловленное несформированностью или нарушением высших психических функций.
О дислексии говорят следующие особенности чтения у ребенка:
- фонематические проблемы, связанные с трудностями распознавания фонем, даже в сильных позициях ребёнок читает слово неправильно («Шеня» вместо «Женя»),
- аналитико-синтетические проблемы, когда ребёнок допускает искажения звуко-слоговой структуры слова («нилейка» вместо «линейка») или не овладевает принципами слогослияния (вообще не может прочесть слово из нескольких слогов).
- оптические проблемы, которые проявляются в трудностях усвоения образов букв, их элементов и в целом с
- оптико-пространственными нарушениями и особенностями зрительного гнозиса (ребёнок не ориентируются на листе, не видит линеечки).
- мнестические нарушения, которые проявляются в невозможности запоминания буквы,
- аграмматические проблемы характерны для тех детей, которые уже усвоили навык чтения, но во время «беглого» чтения допускают ошибки. Либо это один из признаков «угадывающего» чтения, когда ребёнок прочитывает начало слова, а потом «подставляет» неправильное окончание.
При семантической дислексии наблюдаются разные механизмы нарушения:
- неправильный тип обучения чтению — побуквенное чтение «бухштабирование» (когда ребёнок вместо слова читает перечень отдельных букв: Б, А, Б, А),
- бедный лексикон,
- плохой уровень овладения грамматикой (отдельно «карандаш» и «линейку» ребёнок знает, а прочитав задание «покажи карандашом линейку», не может выполнить).
Часто дислексия бывает смешанной, когда у ребёнка отмечаются разные виды нарушений чтения. Так бывает, если у ребёнка до школы были тяжёлые нарушения речи, или он долго молчал, либо это сочетанные нарушения в структуре других дефектов (при ДЦП, различных синдромах).
Если ребёнок физиологически и психически здоров, учится по общеобразовательной программе, занимается проблемой школьный логопед.
Если дислексия связана с проблемами физического и психического здоровья ребёнка, то к работе необходимо подключить и других специалистов – детского невролога, психолога, нейропсихолога, массажиста.
Почему так происходит?
Специалисты связывают проявление дислексии с задержкой созревания или поражения отдельных зон мозга, провоцирующих возникновение ММД — минимальной мозговой дисфункции. Кроме того, фактором, способствующим появлению проблем с чтением, становится и нарушение функций высшей нервной деятельности.
По сути чтение — это последовательная работа психики по:
- визуальному узнаванию букв в тексте;
- сопоставлению каждой буквы с соответствующим звуком;
- объединению этих звуков в слоги, слова и предложения;
пониманию смысла прочитанного текста.
Нарушение этой последовательности или какого-либо звена в цепочке действий и приводит к возникновению дислексии.
Методы коррекции дислексии у детей
Крайне важно начать коррекцию дислексии в возрасте до 10 лет. Лечением дислексии занимается логопед либо узкий специалист по дислексии
В зависимости от вида дислексии, существуют различные подходы к ее лечению.
Оптическая дислексия может являться следствием нарушения бинокулярного зрения (способность смотреть на предмет двумя глазами). В этом случае необходима консультация офтальмолога и специальные упражнения для глазных мышц.
Если у ребенка имеются признаки развития оптической дислексии, ограничьте его пребывание за компьютером. Нарушение остроты зрения может быть сопутствующим заболеванием вашего малыша. Да и для других детей допустимое время игр в компьютерные игры должно строго регламентироваться. 30 минут в день или 2 часа в выходные. Злоупотребление компьютерными гаджетами ведет к тому, что ребенок рискует пойти в школу близоруким.
Фонематическая дислексия корректируется с помощью мультисенсорной методики интегрального обучения
Однако не всегда удается достичь успешного результата.
Очень важно учить ребенка ориентироваться в пространстве, отличать правую и левую стороны, развивать память, особенно визуальную, внимание, мелкую моторику, объяснять грамматические правила русского языка
Наиболее трудно поддается коррекции механическое чтение (семантическая форма дислексии). Самой перспективной при этом типе дислексии является методика Дейвиса. Она основывается на концепции «ориентации», или способности ребенка освоить механизм переключения сознания таким образом, чтобы он смог воспринимать окружающий мир и его символы правильно. Эта методика позволяет воспринять слова и символы и воссоздать их образы без искажения.
Признаки дислексии
Симптомы дислексии имеют широкий спектр проявлений. Часть зависит от вида нарушения и возраста ребенка, другие проявляются в определенной обстановке. Но существуют общие признаки, которые встречаются у большинства детей:
Проблемы с вниманием и концентрацией;
Неразвитая моторика рук, неправильный захват карандаша, ручки.
Плохой, неаккуратный почерк.
Речевые проблемы, дефекты произношения.
Нарушение координации и ориентации в пространстве. Ребенок путает «право» и «лево», не может маршировать, прыгать на скакалке, вести мяч, часто идет не в ту сторону.
Гиперактивность, навязчивые движения рук, невозможность долго усидеть на месте.
Трудности с чтением
Ребенок может путать буквы и слога между собой.
Проблемы письма: пропуск, перестановка букв и слогов, замена похожих по написанию символов.
Побуквенное, угадывающее чтение слов. Ребенок не может соединить буквы в слога, додумывает окончания, пропускает часть слова.
Нарушение понимания прочитанного. У детей с дислексией обучение чтению растягивается на 1-2 года. Даже научившись связывать буквы в слова, ребенок не всегда понимает смысл прочитанного, не может пересказать.
Приложение больших усилий при обучении утомляют ребенка. Он быстро устает, жалуется на головную боль. В результате усиливается неприятие к учебе, ребенок стремиться избежать занятий. Вместе с этим может появиться неуверенность и пониженная самооценка. Подробнее о том, какие проблемы могут начаться, когда ребенок пошел в первый класс и что с ними делать →
Упражнения для профилактики и коррекции дислексии
Предлагаемые ниже упражнения развивают зрительное внимание, восприятие и память, обогащают словарный запас и улучшают навык чтения:
- Задайте ребенку задачку: «В комнате потерялись слова на букву «С». Давай их найдем!». Начинайте вместе с ребенком искать и называть предметы на заданную букву. Задание можно усложнять, предлагая искать предметы, названия которых оканчиваются на определенную букву или звук.
- Составьте из букв-магнитов слова, «приклеившиеся» друг к другу, например, «МАМАПАПАБАБУШКАДЕДУШКА», и помогайте ребенку разделять их. Задание можно усложнять, используя предложения, например, «СЕГОДНЯМЫИДЕМК БАБУШКЕКУШАТЬПИРОЖКИ» и т.п.
- Дайте ребенку задание прочитать какое-нибудь слово, запомнить его, а затем написать. Задание можно усложнять, предлагая вместо слов словосочетания и целые предложения.
- Напишите на разных карточках разные слова, из которых можно составить предложение. Составьте предложение, перемешав слова. Дайте ребенку задание «починить» предложение – поставить все слова на свои места (заранее предложение можно озвучивать). Точно такое же упражнение можно давать и со слогами – чтобы ребенок составлял слова.
- Интересное упражнение, совмещенное с массажем. Пусть ребенок ляжет на живот, а вы «чертите» на его спине буквы, слоги и слова. Воображение ребенка поможет ему легче освоить навык чтения и написания.
- По очереди вместе с ребенком называйте слова, начинающиеся на последнюю букву предыдущих слов, например, «папа – атлас – собака – альбом – мел – лунтик – кошка» и т.д.
- Напишите на листе ряд букв, среди которых расположено какое-то слово, например, «ЗСУЕВОГДОМБВКАР», и дайте ребенку задание найти его. Задачу можно усложнять, делая ряды более длинными и пряча в них несколько слов.
- Насыпьте в чашку немного макарон. Ваша задача – говорить ребенку слово, а его – выкладывать перед собой столько макарон, сколько звуков в слове. Задание можно усложнять, отмечая гласные, твердые и мягкие согласные. Для этого вместе с макаронами можно использовать маленькие печеньки, горох или орешки.
- Дайте ребенку задание ласково назвать то, что называете вы, например, «стол – столик», «цветок – цветочек», «машина – машинка», «дом – домик» и т.п.
- Рисуйте вместе с ребенком разные буквы, слоги и слова везде, где возможно: на песке, мелкой крупе, бумаге, запотевших и покрытых инеем стеклах и т.д. Также буквы можно вырезать, лепить, выкладывать.
- Сделайте карточки с недописанными до конца прописными буквами. Нужно лишь пропустить несколько элементов, но чтобы явно прослеживались очертания. Задача ребенка – закончить буквы.
- Продиктуйте ребенку отрывок из его любимой сказки, а он пусть пишет то, что вы говорите. Внимательно следите за тем, что делает ваше чадо, и направляйте его в нужное русло, если замечаете ошибку.
- Подготовьте карточки с разными изображениями, подписав их с обратной стороны. Вам нужно просто называть слова, а ребенок должен искать соответствующие картинку, а затем читать ее название.
Проявив немного фантазии, вы можете придумать немало и своих собственных упражнений и игр, проводить время за которыми будет приятно и полезно. Мы же подведем итог нашей статье.
Следует помнить, что дислексися может отрицательно сказаться на развитии ребенка, его успехах и жизненных результатах
А устраняя дислексию, важно понимать, что это не изолированное нарушение. Механизмы, которые ее вызывают, затрагивают как устную, так и письменную речь
Так что преодолевать этот недуг необходимо комплексно, воздействуя на весь спектр речевых и психических нарушений. Работу по коррекции дислексии лучше доверить психологам, педагогам и логопедам, не забывая при этом и о домашних занятиях.
Подбирая задания, нужно брать в расчет несколько принципов: усложняться они должны поэтапно, упражнений должно быть много, временные связи, вырабатываемые у дислексика, должны закрепляться и доводиться до автоматизма, все предлагаемые задачи должны быть понятны, доступны и конкретны. И еще кое-что: никогда не воспринимайте дислексию, как ущербность, ведь это совсем не так. Люди-дислексики – это личности с нестандартным мышлением, способные креативно подходить к поиску решений самых разных проблем. В доказательство этому советуем вам почитать книгу «Дар дислексии» Рональда Дейвиса.
Желаем вам успехов и крепкого здоровья, а также понимания того, что нет непреодолимых преград, а уникальность человека может выражаться в самых разных формах!