Принцип наглядности в дидактике

Учение Я. А. Коменского

Я. А. Коменский — основоположник педагогики нового времени. Именно в его трудах были изложены и проанализированы важнейшие проблемы педагогики. Труды Я. А. Коменского, по рассматриваемым проблемам, остаются актуальными и на сегодняшний день. Фундаментальными трудами Коменского являются «Материнская школа», «Великая дидактика», «Новейший метод языков» и др.

В «Великой дидактике» Я.А. Коменский рассмотрел и проанализировал вопрос об общих принципах обучения (дидактические принципы). Выделенные Коменским принципы обучения представляют собой общеметодические положения, на которые должен опираться каждый педагог при организации и реализации педагогического процесса.

Замечание 2

На сегодняшний день в педагогике принято различать дидактические (общие) и методические (частные) методы обучения.

Я. А. Коменский в своих трудах не просто выделил принципы обучения и указал необходимость ориентироваться на них в педагогическом процессе, но и подробно раскрыл сущность каждого из выделенных принципов.

Еще одной величайшей заслугой Я. А. Коменского является разработка классно-урочной системы обучения

Им было дано обоснование урока, как оптимальной и важной единицы обучения детей в школе

До разработки Я. А. Коменского в истории школы и педагогики применялись различные формы организации воспитательно-образовательного процесса.

Урок, как форма организации, имеет короткую историю существования, в сравнении со школой и процессом обучения в целом. Ранее, до разработки Коменского, применялась индивидуальная работа учителя с ребенком. Это было связано с тем, что в школе того времени не было определенной системы по принятию детей в школу, то есть ребенок мог прийти на обучение в любое время года. В связи с чем, обучение происходило индивидуально, дети не только занимались с педагогом, но и получали от него индивидуальные занятия. Индивидуальное обучение было принято практически во всех странах почти до 18 века. С разработкой и внедрением классно-урочной системы, процесс обучения был систематизирован и упорядочен.

Что такое принципы дидактики

Дидактические принципы — это нормы, которые лежат в основе процесса обучения детей и подготовки их к занятию активной жизненной позиции.

Задача принципов дидактики заключается в том, чтобы сориентировать и направить в правильное русло деятельность педагогов для достижения главных целей учебной системы.

Основными признаками дидактических принципов являются:

  • универсальность — подходят для всех стадий обучения и дисциплин;
  • теоретическая обоснованность — имеют научные доказательства эффективности;
  • практическая применяемость — приводят к достижению целей при внедрении в работу.

Разработкой дидактических принципов занимался Ян Коменский, после него личный вклад вносили и другие европейские ученые. Развитие данной темы продолжается до сих пор. Особое значение в изучении вопроса имеют такие ученые как Ю. Бабанский, П. Гальперин, Л. Занков и другие.

Влияние русских мыслителей и педагогов

В первую очередь необходимо упомянуть Константина Дмитриевича Ушинского

Он, отталкиваясь от психологической специфики детского возраста, также существенное внимание уделял принципу наглядности. Его использование в обучении, как он считал, должно создавать конкретные образы, что непосредственно воспринимаются ребенком

Ведь отвлеченные представления и слова не могут дать понять, что и как обстоит в реальности. Проводимая в начальных классах воспитательно-образовательная работа должать строится исходя из закономерностей развития детей v требований школьной дидактики и педагогики. При этом большое влияние оказывает непосредственное восприятие действительности

Это очень важно в дошкольном возрасте, а также в младших классах. Когда дети познают окружающий мир, то в этом активное участие принимают различные анализаторы: слуховые, зрительные, двигательные и осязательные

Ушинский в особенности отмечал, что они мыслят образами, красками, звуками и ощущениями в общем. Поэтому, для детей необходимо проводить наглядное обучение, которое будет строится не просто на отвлеченных представлениях и словах, а с использованием конкретных образов. Причем таковых, что могут восприниматься ребенком непосредственно. Золотое правило дидактики позволяет подчеркнуть закономерность, на основе которой и осуществляется развитие детей данного возраста. Давайте рассмотрим пример с математикой, понять которую важно в младших классах, ибо потом разобраться с нею будет проблематично. Стоит задача обеспечения связи между конкретным и абстрактным. Для чего и зачем? Это позволяет создавать внешнюю опору для производимых внутренних действий, которые совершает ребенок. Также это выступает основой для развития и совершенствования понятийного мышления.

Чем обусловлено возникновение принципов обучения

Принципы обучения основаны на законах и закономерностях образования, соответственно, существуют с появления первого образовательного учреждения, но не всегда фиксировались или выделялись из всего педагогического процесса.

Принципы являются исторически переходящими, так как закономерно развитию новых теорий и практик обучения видоизменяются старые принципы и появляются новые. Изменения зависят не только от развития международных законов дидактики. Имеют значение, например, территориальные факторы: потребности конкретного государства и его населения. Однако всегда остаются неизменные основные принципы, которые применяются на всех ступенях образования, независимо от принадлежности к какой-либо образовательной системе.

Дидактика – величайшее творение

«Дидактика» 1632 г. была написана на чешском языке. После того как она была опубликована, ее автор взялся дополнять и переводить работу на латынь. Она считалась языком науки в тот временной период. Написанный труд «Великая Дидактика» состоял из 4-х томов. Даже сегодня, спустя столько лет, ее заслуженно считают не только одним из великих творений Я. Коменского, но и самой педагогики целиком. Здесь было представлено комплексный взгляд ученого на цели обучения.

Суть величайшей дидактики сводилась к стремлению науки стать универсальным искусством — всех обучить всему. И сделать это нужно было таким образом, чтобы преподаватели и ученики не могли заскучать и потерять интерес к образованию. Кроме этого, все обучение должно было проходить стремительно и быстро. Сам по себе процесс, позволяющий познавать новое, должен доставлять радость и удовольствие, как учителям, так и учащимся.

Еще немаловажным нюансом «Великой дидактики» является то, что ее создатель смотрел на образование не как на сатанинский процесс, который отдаляет от Всевышнего. Наоборот, Я. Коменский считал получение знаний за божий промысел. По его мнению, если человек появляется на свет, способным постигнуть науку, то это дает право считать его божественным. Иметь такие убеждения, будучи священником (пусть даже и протестантским), мягко говоря, было крайне неординарно в то время.

Продолжаем про русских мыслителей и педагогов

Еще немного про Ушинского. Обосновывая использование принципа наглядности обучения, он указывал, что единственный источник знаний человека – это опыт, который был сообщен с помощью чувств. Так много внимания уделено этому человеку не спроста. Он оказал сильное влияние на теоретическую разработку, а также применение принципа наглядности. Например, Ушинский предоставил материалистическое обоснование для всего этого. У него нет переоценки, как у Коменского, не встречается педантизм и формализм, как у Песталоцци. Ушинский рассматривает наглядность как одно из условий, которое позволяет получить учащимся полноценные знания и способствует развитию логического мышления. Следующий выдающийся ум, о котором необходимо вспомнить, это Лев Николаевич Толстой. Он приучал учащихся к наблюдательности и большое значение уделял жизненности преподавания. Лев Николаевич активно использовал экскурсии, опыты, таблицы и картинки, показывал подлинные явления и предметы и их натуральном, естественном виде. Он отдавал должное принципу наглядности. Но вместе с тем он критически высмеивал извращения, которые рекомендовали немецкие методисты при осуществлении «предметных уроков». Еще один человек, оставивший после себя след – это Василий Порфирьевич Вахтеров. Он утверждал, что развитие ребенка во время учебного процесса является естественным явлением жизни. При этом задача педагога – использовать такие методы воспитания и обучения, которые будут учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащегося. При этом необходимо ориентироваться на уровень развития творческих и познавательных способностей. Согласно Вахтерову, это и есть главная проблема, которая должна решаться при обучении и воспитании.

Ключевые понятия дидактики

Так как дидактика — отрасль педагогики, она оперирует множеством терминов из этой области, а также из смежных сфер — философии и психологии.

Разберём, как дидактика соотносится с некоторыми другими понятиями.

Одно из таких — методика учебного предмета, или частная дидактика. Если общая дидактика рассматривает единые закономерности процесса обучения, то частные дидактики, как правило, посвящены обучению конкретным предметам — математике, литературе, химии и так далее. Методика каждого учебного предмета отражает специфику соответствующей науки и учитывает принципы успешного обучения в данной области.

Вот как определяют соотношение между дидактикой и методикой Михаил Данилов и Борис Есипов:

«Дидактика, являющаяся частью педагогики, теснейшим образом связана с методиками по отдельным учебным предметам. Дидактику, вскрывающую общие закономерности обучения, можно разрабатывать плодотворно, только опираясь на данные частных методик; иначе общее будет оторвано от конкретного, предстанет в убогом, схематическом виде и не будет достаточно ясным и обоснованным. Но дидактика как теория образования и обучения детей должна являться общей основой для методик по всем учебным предметам. Единство всех методик и связь каждой из них с дидактикой и педагогикой в целом необходимы и обязательны при единстве методологического подхода к рассмотрению процесса обучения».

Кроме методики, ключевыми для дидактики понятиями можно назвать методы, содержание, средства и формы организации обучения.

  • Содержание образования — как указывают Краевский и Хуторской в «Основах обучения», под этим термином в современной педагогике понимают социальный опыт, который присваивается учеником в процессе обучения и становится частью его личного опыта. Содержание образования складывается из четырёх составляющих: знаний, умения действовать по образцу, творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений.
  • Средства обучения — это носители информации и инструменты деятельности, которые используются в процессе обучения. Например, компьютер и классная доска, печатный и электронный учебник, гербарий и карта могут служить средствами обучения.
  • Форма организации обучения — этот термин означает вид занятия: урок, лекция, семинар, экзамен, экскурсия и так далее. Они сочетаются разными способами и составляют системы форм обучения — например, классно-урочную или лекционно-семинарскую.

Педагогические взгляды Дж. Локка.

Д.
Локк родился в семье провинциального
адвоката. В школе получил схоластическое
образование, потом в Оксфордском
университете увлекся естественными
науками ,медициной, философией. По
окончании университета стал домашним
врачом и воспитателем. Основной пед
труд-“Мысли о воспитании”. Локк
рассматривает одну из важнейших проблем
философии — сенсуализм, имеющую прямое
отношение к педагогике. В своем труде
“Опыт о человеческом разуме” он
выступает против концепции врожденности
идей, кот провозглашали и пропагандировали
церковь и философы-метафизики, концепции,
имевшей большую поддержку в обществе.
Локк доказывает, что знания, идеи,
принципы он приобретает благодаря
взаимодействию с предметами и людьми.
Если идеи врожденны, то ими предопределяется
вся будущая жизнь ребенка и воспитание
ничего не в состоянии изменить. Он
отводит в развитии человека решающую
роль воспитанию. Душа ребенка есть
чистый лист бумаги, на кот можно написать
все, что угодно. Локк выступает с
отрицанием врожденных нравственных
принципов, человек не родиться ни
нравственным, ни безнравственным. Нормы
морали приобретаются человеком в
процессе жизни. Так как правила морали
начинают внушать ребенку с самых ранних
лет, создается впечатление, что они
врожденны. В “Опыте о человеческом
разуме” Локк так определяет добро и
зло.”Добром” мы называем то, что может
принести удовольствие или продлить
его, уменьшить страдания, а “злом”-то,
что приводит к страданию, уменьшает
удовольствие, лишает какого-то блага.
Отрицая врожденность идей, Локк в то же
время признавал некоторое влияние на
человека врожденных способностей. Среда
также влияет на развитие человека, но
она неизменна, к тому же выход из
определенной среды в др. нежелателен.
Люди из народа не могут себя, хорошо
чувствовать в среде богатых, так как у
них нет необходимого такта и манер.
Таким образом Локк считает решающим в
становлении ребенка воспитание, оно
преодолевает и влияние наследственности,
и влияние среды. Концепция воспитания
и образования детально изложена Локком
в его трактате “Мысли о воспитании”
(1693), где содержится программа воспитания
джентльмена, делового человека нового
общества. Отдавая дань традициям
светского воспитания – обучению танца,
фехтованию, верховой езде, Локк
последовательно настаивал на практической
направленности обучения, т. к. «это
необходимо для деловых занятий в реальном
мире. » Кон-ция Локка нравственного
воспитания была обусловлена отрицанием
им врожденных идей и норм морали.
«Естественный моральный з-н», выдвинутый
Локком, был подчинен идеи правового
гос-ва, кот должно обеспечивать реализацию
стремления людей к личной безопасности
и свободному пользованию своей
собственностью.

Применение и расширение наработок

Вам будет интересно:Что значит «эфенди»: от титула до приветливости

Итак, уже было рассмотрено, что означает золотое правило дидактики. Но думать, что оно просто было сформировано в семнадцатом веке и так и осталось в неизмененном виде – ошибочно. Наработки чешского ученого регулярно совершенствовались. Например, широкого распространения они приобрели не только в деле изучения языков, но и в математике. Это обусловлено тем, что требуется достичь очень высокой ступени абстракции. Большей, нежели при изучении других предметов. Благодаря запросу на развитие абстрактного мышления и приобрел в данном случае популярность этот подход. Следует отметить, что наибольшая заслуга Коменского заключается в том, что он смог гениально обосновать, обобщить, углубить и расширить уже существующий в то время определенный опыт наглядного обучения. Он широко применял наглядность на практике, самым известным примером чего являются его учебники с рисунками.

А как на практике?

Я. А. Коменский хорошо понимал, что просто демонстрировать предмет недостаточно. Учитель должен показывать изучаемое как в целом виде с различных сторон. Также необходимо разложить предмет на части на глазах у учеников, дать обозначение каждой составляющей и соединить все в одно целое. Данный принцип обучения Коменского (золотое правило дидактики) был отображен в учебнике мыслителя «Видимый мир в картинках». Эта книга считается очень хорошим образцом воплощения в жизнь новой педагогики. В ней было собрано большое количество рисунков. Под каждым из них размещалось словесное описание, выполненное на разных языках. Такой подход хорошо себя зарекомендовал во время обучения иностранным словам. Следует отметить, что ученый перед собой задачу коренной перестройки существующих учебных программ не ставил. Он полагал, что недостатки, присутствующие у старого схоластического подхода можно ликвидировать. Для этого достаточно просто представить все наглядно.

Про наглядность

Она выполняет функцию основного источника при получении знаний. Я. А. Коменский понимал наглядность широко. Он основывался не только на зрительном восприятии. Ученый считал, что нужно привлекать все органы чувств. Это необходимо для того, чтобы обеспечить лучшее восприятие вещей и явлений. Сущность золотого правила дидактики заключается в восприятии, ведь именно благодаря нему предметы могут быть запечатлены в создании. Коменский считал, что только после того, как все ознакомились с предметом изучения, ему можно давать объяснения. Наглядность можно достичь в случаях, когда предмет усвоения представляют в чувственной форме. Очень подробно все это рассматривает так называемая «Великая дидактика» Коменского, которая является латинским вариантом труда этого ученого.

Принцип сознания и деятельности

Одна из главных целей обучения — сформировать у учащихся
правильное отношение к окружающей действительности и соответствующие убеждения.
Известно, что только те знания становятся убеждениями человека, которые усвоены
сознательно. Однако в процессе обучения учащимся передаются только знания, а
убеждения вырабатываются каждым человеком самостоятельно, т.е. осознанно.

Добросовестность в усвоении материала учащимися во многом
зависит от деятельности преподавателя, который должен постоянно следить за
вниманием учащихся в процессе обучения и стимулировать его, ставя проблемные
ситуации, но не задавая вопросы на уровне текущего развития, что не
способствует активизации внимания учащихся. Известный философ Е.В

Ильенков обратил внимание на то, что
в процессе обучения мы часто формируем знания, но при этом они не способствуют
развитию мыслительной деятельности, а это должно быть главным. «Мышление —
это фактически функционирующее знание». Это также подчеркивает В.В.
Давыдов в своей работе «Типы обобщения в обучении». Он подчеркивает,
что в процессе обучения необходимо формировать не только знания о внешних
характеристиках объектов или явлений, но и отношение к объекту или явлению на
основе изучения их внутренних свойств

Известный философ Е.В

Ильенков обратил внимание на то, что
в процессе обучения мы часто формируем знания, но при этом они не способствуют
развитию мыслительной деятельности, а это должно быть главным. «Мышление —
это фактически функционирующее знание»

Это также подчеркивает В.В.
Давыдов в своей работе «Типы обобщения в обучении». Он подчеркивает,
что в процессе обучения необходимо формировать не только знания о внешних
характеристиках объектов или явлений, но и отношение к объекту или явлению на
основе изучения их внутренних свойств.

В процессе обучения необходимо учитывать, прежде всего,
наиболее общие особенности сознательного приобретения знаний:

  • Студенты должны уметь облечь свои знания в
    правильную словесную оболочку (выражение «я знаю, но не могу сказать»
    является признаком отсутствия знаний);
  • Осознанность проявляется в положительном
    отношении ученика к предмету, в его заинтересованности;
  • признаком осознанного усвоения предмета является
    степень самостоятельности; чем она выше, тем более осознанно усваиваются
    знания.

Правила сознания и принцип активности в обучении:

учащиеся должны всегда осознавать важность своих
учебных задач; они должны понимать цель обучения. Урок должен начинаться с
постановки проблемы и основываться на предыдущем опыте учащихся, на имеющейся у
них системе знаний

Учитель должен использовать все доступные методы, чтобы
вызвать у учеников интерес к предмету.
студенты должны не только усвоить информацию об
объектах и явлениях, но и понять их внутреннюю сущность и прийти к пониманию
законов, которые они затем смогут применить на практике.
Примером реализации этого правила может служить деятельность В.Ф. Шаталова,
который давал материал по каждой изучаемой теме в полном объеме, так что
студенты видели внутренние закономерности изучаемого явления. А затем, в
процессе многократного повторения, он добился усвоения отдельных фактов и
деталей и их систематизации.
Исследования психологов показывают, что
важнейшим условием активности студентов является наличие самоконтроля и
самооценки в процессе обучения. Поэтому одна из задач учителя — сформировать у
них потребность и навыки такой деятельности. Самоконтроль и самооценка должны
стать обязательным элементом современных технологий обучения.
особая роль в сознательном и активном обучении
отводится интересу, который может проявляться через использование наглядных
примеров, применение дополнительных учебных материалов, неизвестных учащимся, и
т.д. Для реализации принципа сознательности и активности необходимо развивать
интерес не только к содержанию предмета, но и к самому процессу обучения.
Студенты должны быть заинтересованы не только в получении новой информации, но
и в обучении; им должен быть интересен сам процесс обучения.

Соблюдение этих правил способствует формированию убеждений,
а не накоплению формальных знаний. Соблюдение этого дидактического принципа
имеет большое значение, так как «убеждения нельзя купить в магазине»,
как писал Д.И. Писарев, — они формируются в процессе познавательной
деятельности.

Понятие принципов обучения

Принципы обучения давно привлекали внимание специалистов в сфере педагогики. Чешский педагог Яков Коменский заявлял, что принципы являют собой “…основоположения, на которых должен строиться весь педагогический процесс”

Кроме Коменского, принципы обучения изучали и обосновывали Ж.-Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци.

Принципы обучения согласно трудам Жан-Жака Руссо и Иоганна Генриха Песталоцци

Песталоцци

Руссо

Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и лишь затем подниматься к выводам и обобщениям.

Содержание и методика обучения должны способствовать развитию самодеятельности и активности ученика.

Процесс обучения должен строиться путем последовательного перехода от части к целому.

Знания следует получать не из книг, а из жизни.

Основой обучения является наглядность. Без применения наглядности нельзя добиться правильных представлении, развития мышления и речи.

Надо учить всех не одному и тому же, а учить тому, что интересно именно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям, т.е. тогда ребенок будет активен в своем развитии и обучении.

Необходимо бороться с вербализмом, “словесной рассудочностью образования, способной формировать только пустых болтунов

Необходимо развивать у ученика наблюдательность, активность, самостоятельность суждений на основе непосредственного общения с природой, жизнью, практикой.

Обучение должно способствовать накоплению знаний и в то же время развивать умственные способности, мышление человека.

Среди отечественных педагогов большое влияние на современное восприятие принципов обучение оказал Ушинский. Его принципы перекликаются с трудами Якова Амоса Коменского.

Принципы обучения по Я. Коменскому и К. Ушинскому

Принципы обучения по Яну Каменскому

Принципы обучения по Константину Ушинскому

Принцип сознательности и активности

Принцип доступности

Принцип наглядности

Принцип народности

Принцип постепенности и систематичности знаний

Принцип научности

Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками

Принцип воспитывающего обучения

Принцип систематичности и последовательности

Принцип наглядности

Принцип сознательности, активности и самостоятельности учащихся

В современной дидактике придерживаются смешанной классификации принципов обучения:

  • Принцип научности;
  • Принцип системности и последовательности;
  • Принцип преемственности;
  • Принцип перспективности;
  • Принцип доступности;
  • Принцип сознательности;
  • Принцип активности;
  • Принцип наглядности;
  • Принцип связи теории с практикой;
  • Принцип прочности усвоения;
  • Принцип индивидуального подхода;
  • Принцип мотивации.

Данная классификация представлена в работе Т.М. Воителева “Теория и методика обучения русскому языку” .

Заключение

Вот и рассмотрены принцип наглядности, золотое правило дидактики и их роль в образовательном процессе. Необходимо помнить, что это не цель, а всего лишь инструмент для познания окружающего мира и развития мышления учащихся. Ибо если чрезмерно увлекаться наглядностью, то она может стать препятствием для получения действительно глубоких знаний. Это выражается в торможении развития абстрактного мышления и понимания сущности общих закономерностей. Подводя итог, следует сказать, что занимало умы педагогов и ученых использование наглядных пособий на протяжении всей истории человечества. И это остается актуальным и по сей день.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий