Правила речевого этикета

Виды речевого этикета

Речь является основным инструментом вербального общения. Эта коммуникация может быть внутренней и внешней.

Внешняя речь имеет следующую классификацию:

  1. Устная речь, выраженная монологами (речь одного рассказчика) или диалогами (беседа между людьми на какую-либо тему, понятную обоим собеседникам). Этот вид коммуникации включает разговорный или бытовой, а также деловой стиль общения. Сюда же относится научная (к примеру, доклады ученых), художественная (театральные постановки) и публицистическая речь (новости на радио, телевидении). Этика в устном общении, по сравнению с письменным, выражается менее формально. При устном разговоре возможны пропуски слов, замена речевых выражений жестами или действием. 
  2. Письменная форма речи представляет собой текст как отражение устной речи. Этот вид выполняет функцию сохранения и передачи информации. Этика письменного языка регламентируется стилистическими, орфографическими и пунктуационными нормами языка. 

Внутренняя речь показывает образованность и уровень самовоспитания собеседника. Она проявляется в умении слушать и воспринимать информацию. Анализ полученных данных и возникновение мыслей по конкретному поводу в этом случае происходят в беззвучном режиме. Внутренняя речь предполагает, что человек думает, перед тем, как сказать свое мнение вслух. 

Существует также видовая классификация речевой культуры:

  1. Официальный (деловой) этикет, применяемый на мероприятиях, где участники не знакомы между собой (сфера услуг, культурные мероприятия, деловое общение). 
  2. Повседневный этикет является наиболее распространенным. Его используют в тех случаях, когда деловой стиль общения не уместен. Повседневная форма коммуникации достаточно проста для освоения. Как правило, нормы данного вида этикета соблюдаются автоматически, если человек воспитан в условиях контакта с социумом. 

Кроме того, встречаются редкие формы речевого этикета, к примеру, религиозный (в среде верующих), военный (в среде военнослужащих) и другие виды, исходя из нестандартных ситуаций коммуникации. 

Также речевую коммуникацию классифицируют на содержательном основании:

  • материальное общение предполагает обмен товарами;
  • когнитивное или познавательное — информационный обмен;
  • кондиционное — обмен настроением, эмоциями;
  • мотивационное — обмен замыслами;
  • деятельностное — обмен навыками и умениями в результате общей деятельности.

Подразделение правил культуры речи, исходя из техники контакта и задач:

  1. Контакт масок представляет собой формальное общение без стремления понять личностные особенности собеседника.
  2. Светское общение, то есть беспредметная беседа на общие темы.
  3. Формально-ролевой словесный контакт, при котором содержание разговора определено, и важна не личность оппонента, а его социальный статус.
  4. Деловое общение, предполагающее взаимодействие для получения нужной информации. 
  5. Межличностное общение, при котором раскрываются характеристики личности собеседника.
  6. Манипулятивный контакт, направленный на получение выгоды от оппонента.

Функции речевого этикета

В процессе коммуникации люди создают какой-либо текст с определенной смысловой нагрузкой, используют подходящие слова и выражения, благоприятные в данной ситуации для конкретного этапа общения. С помощью простых правил человек формирует правильное отношение к себе со стороны собеседника. Выделают следующие функции речевого этикета:

  • Установление контакта с собеседником и побуждение к дальнейшему общению. С помощью фраз таких как: «Добрый день», «Здравствуйте», «Разрешите обратиться» и т.д.;
  • Поддержание контакта, формирование впечатления о человеке и продолжение разговора. Использование фраз: «Вы конечно согласитесь со мной», «Позвольте напомнить вам» и т.д.
  • Демонстрация позитивного настроя и уважения к собеседнику;
  • Недопущение конфликтов (вежливость в разговоре помогает избежать конфликта или вовремя его сгладить);
  • Регуляция поведения (соблюдение правил общения делает разговор понятным, определяет порядок действий в определенной ситуации);
  • Размыкание словесного контакта. Например: «Приятно было пообщаться», «До свидания», «Всего хорошего» и т.д.

Важно не использовать в разговоре слова-паразиты и нецензурную лексику, если не хотите, чтобы у собеседника сформировалось о вас негативное впечатление. Чтение книг способствует развитию у человека красивой речи, расширению словарного запаса и способности четко и лаконично излагать мысли в диалоге

Основная функция речевого этикета

Основная функция речевого этикета считается – демонстрация позитивного настроя и уважения к человеку. С ее помощью обеспечивается создание взаимного комфорта участников диалога. Это достигается путем употребления слов приветствия, благодарности, извинения, выражения сочувствия, просьб, и др., а также соблюдение норм произношения, правил поведения и жестикуляции при разговоре.

Для успешного построения диалога важно придерживаться следующих правил:

  • Тактичность – умение понимать, какие слова способны обидеть оппонента и произвести неправильное впечатление. Тактичный человек делает замечание, не задев при этом самолюбия собеседника, и при этом не преувеличив собственных достоинств.
  • Предупредительность – талант предугадать желания, намерения и вопросы собеседника. Способность предохранить от неприятностей и неудобств.
  • Доброжелательность – это открытость, умение искренне общаться с людьми, позитивное отношение к людям и окружающему миру.
  • Терпимость – умение спокойно относиться к образу жизни, отличному от собственного, мнениям, привычкам, традициям и недостаткам других людей. Способность уважать мировоззрение человека и не навязывать свою позицию в отношении того или иного вопроса, не реагировать резко на вопросы и высказывания, кажущиеся нетактичными или неуместными.

Вежливое общение – это важное правило разговора с окружающими. Следуя этому правилу, человек выглядит культурным и надежным в глазах других. Окружающие на подсознательном уровне выражают доверие к такому собеседнику и стремятся к дальнейшему взаимодействию.

Окружающие на подсознательном уровне выражают доверие к такому собеседнику и стремятся к дальнейшему взаимодействию.

Взаимодействие речевого и поведенческого этикета

О том, что взаимосвязаны вежливость и речевой этикет известно уже очень давно. Не может вежливый человек быть грубым и употреблять в своей речи ненормативную лексику. Если соблюдаются требования этикета, но при этом нарушаются этические нормы, то это является лицемерием.

В том случае, если человек придерживается этических норм, но нарушает правила вежливого поведения, то он не может произвести положительное впечатление на окружающих. Возникают сомнения в его этических качествах.

В устном общении следует придерживаться таких правил:

  • необходимо уважительно и доброжелательно относиться к собеседнику;
  • нельзя выражать пренебрежение, наносить обиды и оскорбления;
  • рекомендуется избегать прямых отрицательных оценок личности собеседника;
  • недопустимо употреблять грубые и бранные слова, а также допускать пренебрежительного тона;
  • нужно проявлять скромность, не навязывать другим своего мнения и ценностей.

Главное – сделать центром внимания собеседника, проявлять к нему уважение, интересоваться мнением и проблемами. Только в этом случае диалог будет построен правильно.

Если хотя бы одно правило поведения нарушается, человек производить плохое впечатление, что отрицательно сказывается на его репутации.

Чтобы прослыть вежливым человеком, необходимо соблюдать нормы этики и речевой этикет. Такие понятия взаимосвязаны и не могут существовать отдельно друг от друга.

Вежливость – это доброжелательность, проявление сострадания и такта. Грубая речь, высокомерие и пренебрежительное отношение к окружающим – прямые нарушения культуры речи, которые негативно сказываются на репутации человека.

Служебный этикет

Служебный этикет — это набор целесообразных правил, устанавливаемых в трудовых коллективах, с целью определения поведения сотрудников. Данные правила соответствуют нравственным и моральным принципам. Следование предписанным требованиям должно быть обязательным как для руководящих лиц, так и для подчинённых.

Правила служебного этикета имеют важное значение для поддержания нормального рабочего климата и увеличения производительности труда. Их выполнение имеет фундаментальное значение для стабильного и плодотворного сотрудничества с клиентами и партнёрами

Служебный этикет предписывает требования к поведению не только внутри своего коллектива, но и при сотрудничестве с внешними субъектами. Поддерживая деловое общение с иностранными партнёрами, нужно знать их правила этикета, традиции и обычаи. Только такие взаимоотношения могут стать долгосрочными выгодными для обеих сторон.

Мы рассказали в общих чертах о правилах этикета и составляющих этого понятия для разных сторон жизни человека. Детали хороших манер в разных обстоятельствах уместно рассматривать раздельно, в подробностях, для каждой ситуации. Невозможно во всех тонкостях отразить правила поведения в одном материале. Поэтому данную статью мы считаем отправной точкой в мир этикета и будем использовать её в качестве содержания для последующих статей на эту тему.

Что такое речевой этикет (РЭ)

Этикет общения в современном обществе является неотъемлемой частью национальной культуры. Правила речевой коммуникации ежедневно совершенствуются. Рассматриваемые нормы служат как для определения статуса собеседника, так и для правильного построения своей речи для достижения конкретных целей.

Речевой этикет — это сформировавшиеся в обществе нормы речевого поведения, которые являются обязательными для всех представителей социума. Правила использования средств языка в определенных обстоятельствах имеют национальную специфику. Они устойчиво закреплены в речевой системе, имея при этом изменчивый характер.

Свод правил речевого поведения появился вместе с возникновением государства. Поскольку отношения в таком обществе строилась по принципу иерархии, были необходимы нормы, которые помогут дифференцировать разные слои социума. 

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Наиболее ранним упоминанием о речевой культуре считается свод норм этикета, действующий в Древнем Египте более 5 тысячелетий назад. Эти правила регламентировали коммуникацию обычного населения с высшей кастой — фараоном и его приближенными.

В России с понятием культуры речи связано имя ученого Михаила Ломоносова. Он является автором ряда концепций о развитии красноречия и ораторского мастерства

Также ученый обращал внимание на различия между владением слов в науке, литературе и повседневной жизни. Как следствие, сформировался единый литературный язык, исключающий диалекты, акценты и просторечия

Культура речи развивается вместе с обществом. Возникновение новых социальных групп влечет соответствующие изменения в своде правил речевого поведения.

Формулы речевого этикета – просьба

Речевым действием, побуждающим человека к выполнению определенных задач, является просьба. Во время обращения с просьбой необходимо проявить максимальную деликатность и вежливость, но не допустить чрезмерного заискивания. Просьба может быть выражена в форме:

  • приказа;
  • требования;
  • совета;
  • рекомендации;
  • мольбы;
  • прощения;
  • заявления;
  • прошения/петиции.

Просить оппонента о чем-то можно по-разному. Формулы русского речевого этикета, выражающие просьбу, весьма разнообразны. Так, подвести разговор к нужному знаменателю можно путем использования различных приемов:

  • этикетного предварения («Вы, наверное, очень заняты, но позвольте попросить…»);
  • мотивировки просьбы («Лишь вы в силах мне помочь»);
  • основной части («Вас не затруднит…?», «Окажите любезность…», «Простите, не могли бы вы…»).

Что касается характера просьбы, она может быть разной степени вежливости:

  • категоричной;
  • нейтральной;
  • вежливой;
  • сверхвежливой.

И если первый тип используется в исключительных случаях, то формулы просьбы, ставящие перед собой цель в максимально вежливой и уважительной форме привлечь внимание адресата и побудить его к выполнению важной задачи, являются универсальными и рекомендуемыми. Важно не только уметь применять нужную формулу просьбы с учетом всех обстоятельств, но и не забывать об употреблении этикетных и вежливых слов

Правила этикета за столом в России

Всегда придерживайтесь правил, которые устанавливает этикет за столом в России. Это особенно актуально, если вы мало знакомы с людьми, к которым пришли в гости. Не опирайтесь на стол руками и не наклоняйтесь очень низко к тарелке. Не чавкайте во время приема пищи, а если положили в рот еду, не разговаривайте, пока не прожуете.

Правила этикета за столом в России предписывают пользоваться столовыми приборами, если только вы не едите хлеб. В остальных случаях еду нельзя брать руками. Вы можете держать вилку в правой руке, но если необходимо разделать блюдо при помощи ножа (например, порезать мясо), то возьмите ее в левую руку, а нож – в правую. Первые блюда принято есть ложкой. Если столовый прибор упал на пол, попросите чистый, не нужно поднимать грязный и есть им.

Когда вы едите фрукты, складывайте косточки и шкурки на край тарелки. Не используйте для этого салфетки или пепельницы, это неприемлемо. Продемонстрируйте, что сыты, положив на тарелку вилку и нож.

Во время обеда в ресторане предоставьте женщинам возможность первыми выбрать блюда. Громко звать официанта, если он при этом находится на другом конце зала, считается проявлением дурного тона. Дождитесь, когда он пройдет мимо вашего столика и позовите его.

Не приступайте к еде, пока за столом собрались не все приглашенные. Мужчинам следует ухаживать за женщинами во время застолья (наливать напитки, подносить блюда, которые стоят далеко).

Чтобы взять слово, можно постучать вилкой или ложкой по бокалу

Таким образом вы привлечете к себе внимание и вежливо прервете остальные разговоры. При желании можно чокнуться с присутствующими

Но, если вы не дотягиваетесь до всех гостей, не нужно наклоняться через весь стол. Просто протяните руку с бокалом, имитируя чоканье.

При ужине в ресторане каждый оплачивает свое блюдо, либо по согласованию счет делят между всеми присутствующими. Исключение делают лишь в тех случаях, когда на ужин вас пригласил конкретный человек. Он и оплачивает общий счет. Проявите вежливость, оставив чаевые. Они составляют 10% от суммы.

В разных городах могут присутствовать и другие правила поведения. Узнавать их следует перед планированием поездки.

Некоторые особенности этикета в России могут показаться странными иностранцам. Чаще всего в русских людях их удивляет настороженность, отсутствие улыбок и резкие высказывания в отношении человека, который их чем-то обидел. Однако при более близком знакомстве национальный менталитет раскрывает желание помочь ближним, если они в этом нуждаются. Русский всегда придет на помощь, даже если не знает человека. Обостренное чувство справедливости тоже выделяет жителей России среди остальных народов.

Речевой этикет – слова извинения и прощания

Ситуации, связанные с причинением мелких неприятностей, тоже заставляют нас действовать, руководствуясь правилами этикета. Умение просить прощение – искусство. Можно ограничиться культурным «Извините!/Простите!», а можно использовать дополнительные сочетания, например, употребляя вежливое «Пожалуйста!». Не все знают, но отвечать на извинения (если, например, посторонний человек нечаянно наступил вам на ногу) фразами «Ничего страшного» или «Не нужно приносить извинения» неэтикетно. В этом случае используется исключительно «Пожалуйста». Нередко слово «Извините» выбирается людьми в качестве «прелюдии» к тому, чтобы чем-то поинтересоваться у окружающих (спросить дорогу, узнать номер дома)

Также важно помнить, что слово «Простите» и его производные в случае, если необходимо побеспокоить человека (поздним звонком домой, вопросом о том, как пройти куда-то), употреблять нельзя. Используется только «Извините», ведь человек не кается за что-то, а лишь признает вину (нарушил покой оппонента, сделав звонок в поздний час; отвлек прохожего, задав вопрос)

Слово же «прости» является производным от «просто» и обычно произносится в качестве просьбы, делающей акцент на то, чтобы не усложнять между оппонентами отношения из-за какого-либо проступка. Проще говоря, в первом случае («извини») есть признание вины, во втором («прости») – признание и покаяние. Как правило, во время проигрывания этикетных ситуаций люди часто путаются и используют эти слова не по назначению.

Завершая разговор, мы тоже соблюдаем правила речевого этикета: слова, которые произносятся в момент расставания, могут выполнять различные функции. Например, намекать о желании встретиться вновь («До скорого!», «Увидимся!») или подчеркивать то, насколько приятным был разговор («Был очень рад нашей встрече!», «Было здорово повидаться!»). Можно завершить разговор универсальными фразами «До свидания!», «Пока!». Но не стоит акт прощания ритуализировать. Оно должно быть таким же коротким, как и встреча. Но прежде чем произносить заключительные слова, следует намекнуть собеседнику о том, что необходимо завершить разговор. То есть дать определенные указания, свидетельствующие о завершении общения (сослаться на необходимость уйти). Можно использовать различные слова речевого этикета, примеры, наиболее ярко отражающие суть вопроса, могут быть следующими:

  • «Уже поздно…»;
  • «С вами так интересно общаться, но мне пора…»;
  • «Нужно идти»;
  • «Был бы рад продолжить разговор, но…».

И лишь после этих вежливых фраз можно прерывать коммуникативный контакт. В противном случае собеседник может обидеться на резкое прерывание разговора и даже посчитать оппонента некультурным. Часто в конце диалога собеседники обмениваются репликами, в которых:

  • извиняются за отнятое друг у друга время («Прошу извинить, что отнял время»);
  • приглашают зайти в гости («Жду на выходных!»);
  • предлагают позвонить («Созвонимся!», «Звони!»);
  • передают весточку родным уходящего («Передавай привет сестре!»);
  • желают удачи («Счастливого пути!», «В добрый путь!»).

Суть всех этих слов – оказать знаки внимания собеседнику, проявить максимальную вежливость и доброжелательность.

Этикет общения – целая Вселенная, которая предоставляет людям широкий выбор выражения мысли. Использование тех или иных слов дает возможность нам говорить доходчиво и ясно, красноречиво и лаконично, просто и интересно. Грамотно подобранные слова речевого этикета помогают «достучаться» до сердец людей, указать на их ошибки, подчеркнуть достоинства. Главными критериями, определяющими выбор нужных слов, являются эффективность речи и ее уместность в конкретной ситуации. И не стоит забывать, что слово тоже обладает силой, как и любое человеческое действие. Им можно ранить и пожалеть, поддержать и упрекнуть. Но, как гласит известная цитата, в любой ситуации главное – оставаться человеком!

Общая характеристика

Сфера речевой культуры включает в себя передачу информацию плюс языковые способы выражения эмоций, принятых у конкретного народа. Так если в одной культуре принято открыто делиться эмоциями, рассказывая о делах, то в других естественно быть сдержанным, оставляя личное дома.

Речевой этикет состоит из множества готовых формул, которые облегчают его изучение, делая простым и понятным, в какой ситуации, какой набор слов необходим.

Общение делится на три блока:

  1. Начало (знакомство/приветствие/вступление).
  2. Основа беседы (суть и причина обращения или общения).
  3. Финал (заключительная, итоговая часть).

Независимо от темы, правильная беседа должна быть такой, иначе собеседнику трудно будет настроиться на нужный лад, он может не понять, что хотят донести или забыть о главной мысли разговора.

Формулы включают в себя: слова вежливости, обращение приветствия, прощания, другое.

Уровни системы речевого этикета:

  • лексика, фразеология (формы обращения, специальные слова, выражения);
  • грамматика (Вы с большой буквы);
  • стилистика (использование всех резервов выбранной речи);
  • интонация (только спокойная);
  • орфоэпия (полные формы слов, никакого жаргона, сленга или сокращений);
  • психология (слышать собеседника, не перебивать, не мешать чужому общению).

Ценность культуры речи настолько важна, что ее соблюдают на всех уровнях общения, начина от лепета ребенка и взрослого, заканчивая деловой коммуникацией и даже уличной болтовней. Естественно, это будут разные формулы.

Формирование речевого этикета

Принято выделять два фактора, определяющих формирование речевого этикета и его использование:

  1. первый определяется особенностью партнеров, которые поддерживают деловой разговор и вступают в деловые отношения (речь идет об их социальных статусах, половой принадлежности, занимаемых должностях, деловых качествах, особенностях вероисповедания и характера);
  2. второй привязан к конкретной ситуации и параметрам речевого общения (имеют значение место, время, тема, цели общения и личности людей).

Правила поведения и выбор нужной речевой формулы формируются в зависимости от обстоятельств, которые оказывают непосредственное влияние на оппонентов. Участники беседы как бы подстраиваются под них и ведут себя соответствующим конкретному случаю образом, будь то застолье, обсуждение рабочей программы, разговор на радостную тему и т. д.

Этикет для девушек, мужчин, детей

Сегодня нечасто вспоминают о временах рыцарства, как благородно настоящие герои относились к женщинам. Где сейчас найти таких джентльменов? Их можно увидеть разве только на киноэкране, чем повстречать в реальной жизни. Настоящие леди тоже встречаются сегодня не часто. Девушка с утонченными манерами редкий гость в наших краях.

Дело в том, что слабый пол сегодня на равных общается с мужчинами. А представители сильного пола боятся или не умеют демонстрировать свою галантность. Гендерные различия стираются, но правила этикета для сегодняшних девушек и мужчин актуальны не меньше, чем в стародавние времена.

Тонкости изящных манер важны не только для взрослых, но и для детей. Они помогут донести правильную модель поведения в обществе. Ребёнок сможет без затруднения общаться со сверстниками, родными и незнакомыми людьми. Овладев правилами хорошего тона, дети научатся вести себя в школе, за столом, в кинотеатре. Их социальная адаптация к взрослой жизни будет происходить безболезненно.

Глава 4. Речевое общение

Общение
дает возможность человеку раскрыть
свои чувства, переживания, рассказать
о радостях и горестях, о взлетах и
падениях. Общение помогает организовать
совместную работу, наметить и обсудить
планы, реализовать их.

Проблемами
общения занимаются представители разных
наук – философы, психологи, лингвисты,
социологи, культурологи и др. Человеческое
общение, по данным исследователей, на
две трети состоит из речевого. Именно
при помощи речи чаще всего происходит
общение между людьми.

Особенность
речевой деятельности заключается в
том, что она всегда включается в более
широкую систему деятельности как
необходимый и взаимообусловленный
компонент.

Проблемами
речевого общения занимаются многие
лингвистические дисциплины: когнитивная
лингвистика, теория речевого воздействия,
теория речевых актов (ТРА), прагматика,
психолингвистика, культура речи и др.

Отметим,
что наряду с термином общение широкое
распространение получило слово
коммуникация. Коммуникация – общение,
обмен мнениями, сведениями, идеями и
т.д. – специфическая форма взаимодействия
людей в процессе их познавательно-трудовой
деятельности.

Избавляемся от суржика

К сожалению, эта проблема актуальна для немалого количества жителей Украины — культура речи многих людей страдает от использования элементов суржика в общении, а у некоторых речь и вовсе полностью состоит из этого гибрида украинского и русского языков. Аналоги суржика существуют и в других странах, где люди живут в смешанной языковой среде. 

Постоянная работа над своей речью, чтение книг и даже словарей поможет вам справиться с этим препятствием. А еще вы можете попросить своих друзей исправлять вас прямо во время разговора, если они заметят, что вы употребили неправильное слово. 

При борьбе со словесным мусором важно сначала определить, какие именно слова лишние в вашем лексиконе, а затем тщательно следить за речью. Записывайте себя на диктофон и анализируйте сказанное. Подумайте, какими словами можно заменять нежелательную лексику, поработайте со словарями синонимов

Займитесь изучением стилей речи — вы должны знать эти особенности, чтобы в разных ситуациях культурно общаться, ничем не загрязняя соответствующую лексику. 

Подумайте, какими словами можно заменять нежелательную лексику, поработайте со словарями синонимов. Займитесь изучением стилей речи — вы должны знать эти особенности, чтобы в разных ситуациях культурно общаться, ничем не загрязняя соответствующую лексику. 

Активные процессы в речевом этикете

Как часть языка поведение также подвергается постоянным изменением, хоть и некоторые характеризуют эту область стабильностью и некоторой клишированностью. На культуре речи отражаются современные тенденции развития общества и влияние массовой культуры. В последние двадцать лет отмечаются следующие активные процессы.

  • Широко распространяется обращение к собеседнику по имени (раньше предпочиталось обращение по имени и отчеству);
  • Предпочитаемой формой обращения к собеседнику становится “ты”;
  • Больше используются заимствования из других языков, англицизмы;
  • В разговорах чаще употребляются более простые слова и формулировки.

Эти изменения направлены на дружеское и безвредное взаимодействие. Например, стремительный переход на “ты” в определенных условиях говорит о стремлении сблизиться с человеком.

Правила и принципы речевого этикета

В каждой культуре существуют отличающиеся друг от друга определенные нормы и традиции речевого этикета. Однако, есть общие принципы, которые позволяют нам ориентироваться при построении общения.

Давайте рассмотрим кратко правила и нормы, а также углубимся в некоторые его нюансы – такие как особенности невербального общения, этикет телефонного общения и приветствия.

Речевой этикет, будь то общение по телефону или при встрече, направлен на установление контакта и избежание недоразумений. Он является многогранным, включающим в себя сочетание вежливости, словесных форм учтивости, доброжелательности.

Дело не только в умении говорить правильные слова и следовании при этом определенной системе ритуалов. Дело также в том, как человек говорит. Должна поддерживаться определенная тональность общения.

Если кратко рассматривать правила и нормы речевого этикета, то для них характерны следующие принципы, которые были сформулированы в 1975 году исследователем Гербертом Полом Грайсом:

качество – для адресуемого сообщения обязательно должна быть характерна правдивость и конкретное основание;

количество – текстовое послание должно быть не очень длинным, и не очень коротким;

используемый способ донесения – по этикету не допускается применение непонятных слов и фраз;

отношение – передающаяся адресату информация должна быть полезной и нужной.

Речевое поведение строится на нескольких уровнях, в пределах которых есть свои нормы и традиции:

  1. Словарный – общепринятые в социуме формы обращения и выражения, характерная лексика («Спасибо», «До свидания» и пр.).
  2. Стилистический – грамотность, воспитанная речь, неиспользование нецензурных слов.
  3. Грамматический – вежливое обращение посредством использования множественного числа (например, на «вы», а не на «ты»), избегание произношения повелительных предложений. Вместо них – обращение в вопросительном контексте («Вы могли бы оказать мне помощь?»).
  4. Интонационный – благодаря разной интонации идентичная фраза может звучать дружелюбно или враждебно.
  5. Правильное произношение – недопустимы изменения в произношении слов.
  6. Организационно-коммуникативный. Сюда можно отнести прописные истины, знакомые каждому с детства, а именно касающиеся того, что нельзя перебивать собеседника, встревать в чужой разговор, слушать адресованную не вам речь и пр.

Это что-то вроде постулатов, на которых строится весь речевой этикет, предполагающий выполнение определенных функций:

  • привлечение внимания нужной аудитории к собеседнику;
  • налаживание успешной коммуникации;
  • регулирование необходимой эмоциональной обстановки;
  • демонстрация отношения к собеседнику. 

Методика формирования речевого этикета дошкольников

Сформировать и развить навыки речевого этикета малышей, еще не посещающих школу, можно путем активного использования разнообразных методов и приемов. Задача воспитателя заключается в том, чтобы в максимально доступной форме донести до малышей различные речевые образцы и приучить к ним. Должен использоваться так называемый ролевой принцип, то есть к малышам должно прийти осознание своих ролевых позиций (девочка – мальчик, хороший – плохой, младший – старший). За счет привязки этикетных стереотипов будет происходить выстраивание речевого поведения. Как нельзя лучше помогут в освоении этих навыков художественные тексты и специально разработанные дидактические материалы. Делая акцент на диалогах персонажей, можно применять так называемый принцип контраста (соблюдение/несоблюдение героями правил этикета). Дети научатся давать критические оценки людям, поступающим неправильно. Кроме того, это будет способствовать построению правильной этикетной речи по определенному образцу

Для закрепления материала важно:

  • применять комплекс упражнений, развивающих инициативу и самодеятельность воспитанников;
  • инициировать создание воспитывающих ситуаций;
  • организовывать дидактические игры;
  • использовать систему поощрения/наказания;
  • разъяснять сложные для детского ума моменты;
  • постоянно поддерживать беседу.

Воспитывая в детях культуру поведения, важно руководствоваться принципами современного речевого этикета, придерживаться педагогических рекомендаций и этикетных норм. Необходимо также ставить во главу угла не только возрастные, но и индивидуальные особенности дошколят

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ В ДОКУМЕНТЕ.

Официально-деловой стиль является частью нормативного русского языка. В нем есть свои правила употребления слов и речевой этики.

Документ – это не просто текст, он имеет юридическую силу, поэтому нейтральный тон изложения является нормой делового этикета. Субъективный момент, личные качества должны быть сведены к минимуму. Следовательно, в деловой речи не употребляются слова, имеющие эмоциональную окраску. Использование разговорных, просторечных, диалектных слов и фразеологических оборотов в деловой речи недопустимо. Но иногда документ в зависимости от цели в той или иной степени все-таки приобретает эмоциональную окраску. Например, в документе может быть выражена просьба, благодарность и требование, иногда в категоричной форме. Однако в первую очередь должны использоваться средства логической, а не эмоционально-экспрессивной оценки ситуации и фактов.

Что касается людей, работающих в системе, то степень владения деловым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Это прежде всего относится к государственным служащим, политикам и так далее, т. е. к тем, кто по роду своей деятельности должен в совершенстве владеть официально-деловым стилем. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяют человеку чувствовать себя уверенно.

Речевой этикет – это прежде всего система устойчивых формул общения. К этому можно добавить, что речевой этикет – это еще и умение правильно и грамотно составить документы – от простой справки до деловых писем и документов.

При составлении деловых бумаг, документов нужно следовать некоторым условиям. Понятия и термины должны быть однозначными, лишенными каких-либо наслоений и синонимических связей. Отсюда возникает необходимость для делового человека хорошего знание языка. Несмотря на строгость деловой речи, язык должен быть достаточно разнообразен и четок, чтобы выразить весь смысл документа. Лексика просьбы должна отличаться от лексики требования. Составляя документ, следует осознавать, что это официальная бумага, и фразы, выражающие личное отношение, здесь неуместны. Конечно, важным остается знание грамматических правил и синтаксиса. Строгость стиля не освобождает пишущего от соблюдения правил чистописания. Любое высказывание должно строиться на основе последовательного и доказательного мышления. Как было сказано выше, логика является основой написания любого официального документа. В тексте должны содержаться только факты. Речевой этикет документа в официально-деловом стиле не допускает рассуждений по теме данной бумаги (заявления, протоколы и т. д.).

К тому же речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. Например, не следует употреблять в деловых бумагах, документах, письмах личные местоимения, так как, составляя их, вы обращаетесь прежде всего к организации. Если специфика документа такова, что обращение относится к определенному лицу (директору, руководителю предприятия), то следует обращаться на «Вы», т. е. использовать местоимение 2-го лица множественного числа. Четко исполнять данные правила речевого этикета означает показать себя грамотным и высокопрофессиональным.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий