Правила поведения на природе для дошкольников

ЕСЛИ ТЫ ЗАБЛУДИЛСЯ:

Если есть возможность, немедленно свяжись со специалистами Единой службы спасения по телефону: 112 или 01.
Не поддавайся страху, не паникуй. остановись и подумай – откуда пришёл, не слышно ли криков, шума машин, лая собак.. Выйти к людям помогают различные звуки: работающий трактор (слышно за 3-4 километра), собачий лай (2-3 километра), проходящий поезд (до 10 километров). Трубы на крышах можно увидеть за 3 километра, заводские трубы – за 6 километров, колокольни и башни – за 15 километров. При отсутствии подходящих ориентиров лучше всего «выходить на воду» и двигаться вниз по течению. Ручей обязательно выведет к реке, река – к людям.
Не кричи – охрипнешь. Если ты пытаешься, например, докричаться или догудеться до потерявшегося, жди его на одном месте достаточно долго.
Не плачь – от этого заболят глаза, потеряют зоркость и перестанут различать действительное и выдуманное.
Нельзя бежать исключительно потому, что хочется изменить ситуацию. Нужно оставаться на том месте, где стоишь. Соблюдая правила, разведи костёр, пой песни – по дыму и голосу найти человека легко. Для разведение огня без спичек используй объектив фотоаппарата, выпуклая линза от бинокля или телескопа, наконец, зеркало.
Если ты принял решение искать дорогу самому – старайся не петлять, ориентируйся по солнцу, хорошо, если удалось выйти на линию электропередач, железную дорогу, газопровод, реку – идя вдоль этих объектов, всегда выйдешь к людям, пусть и не там, где предполагал.
Подавай сигналы можно ударами палки о деревья, звук от них далеко расходится по лесу.
При необходимости движения можно ориентироваться по сторонам света даже без компаса. Так, кора березы и сосны на северной стороне темнее, чем на южной, а стволы деревьев, камни, выступы скал гуще покрыты мхом и лишайниками.
Не пробуй сокращать путь. Не паникуй, если поймёшь, что начинаешь кружить. Это обычное явление. Называется “фокусом правой ноги”. Один шаг у людей всегда короче другого. Как бы ты не старался идти прямо, тебя обязательно будет заносить в сторону.
.Если у тебя кончилась вода, есть несколько способов её собрать. Вода из природных источников. Роса. Дождевая вода. Чтобы собрать дождевую воду выкопайте ямку и выложите её большими листьями, чтобы собранная вода не впиталась в землю. Все растения постоянно испаряют хотя бы небольшое количество воды, её можно уловить с помощью обыкновенного мешочка из полиэтилена. Мешочек надевается на куст, ветку дерева и завязывается у основания

Важно, что этот способ практически не требует никаких физических усилий.

Ход занятия:

(Дети входят в группу, здороваются с гостями.)

Воспитатель: Друзья мои, сегодня нас ждёт необычное путешествие в прекрасное царство природы. Мы с вами отправимся в лес, но не за грибами и не за ягодами, а за. чудесами!

(Дети идут за воспитателем, воспитатель читает стихотворение)

«Солнце светит спозаранку,

Всей земле улыбку шлет,

Мы выходим на полянку,

Ручеек в лесу поет

Теплый ветер гладит кожу

Лес шумит густой листвой,

Дуб нам хочет поклониться

Клен кивает головой

Птицы весело щебечут

Только их не разглядеть

Рады птицы нашей встречи

Рады солнцу и весне»

(Пришли на полянку.)

Воспитатель: День всегда начинается с первого солнечного лучика,который улыбается ласковой улыбкой и говорит нам: «Добрый день!»

Давайте и мы поздороваемся с солнцем, с небом, землей.

Дети: «Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй матушка земля

Очень любим мы тебя»

(Дети садятся на стульчики. Звучат звуки леса.)

Воспитатель: Вы слышите. Это разговаривают лесные жители. (Дети слушают звуки). Посмотрите внимательно и скажите, что вы видите на полянке?

Дети: Цветы, деревья, насекомых, птичек…

Воспитатель: А как все это можно назвать одним словом?

Дети: Природа.

В-ль: Человек может прожить без природы?

Дети: Нет.

В-ль: Без чего человек не может прожить?

Дети: Без солнца, воды, воздуха, растений…

В-ль: Мы должны научиться беречь и охранять природу.

Чтобы ее сберечь, мы должны соблюдать определенные правила поведения в природе.

А сейчас, я буду читать стихотворение, в котором говорится, как вести себя в природе, а вы вставлять слова по смыслу.

(воспитатель читает)

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять,

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость,

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

(Н. Рыжова)

На нашей лесной полянке живет один старичок – лесовичок, он внимательно слушал вас, ой, где же он прячется?

(Появляется лесовичок)

Лесовичок: Здравствуйте, друзья!

Это я, седой старик,

Называюсь лесовик,

Этот лес я сторожу

За порядком здесь слежу!

Хотел бы я узнать, знаете ли вы правила поведения на природе, как вести себя, чтобы не навредить ей?

Дети: Да.

Лесовичок : А я сейчас узнаю, мы поиграем в игру «Угадай правило».

(Лесовичок показывает картинки, которые надо соединить шнурочком по смыслу. Дети называют правила: нельзя рвать цветы, уничтожать насекомых, животных, разорять птичьи гнезда и т. д.)

Лесовичок: Молодцы, хорошие защитники природы из вас получатся, а я могу спокойно идти отдыхать. До свидание ребята.

Дети: До свидание.

В-ль: И мы тоже немножко отдохнем.

Мы погладим лобик, носик и щёчки.

Будем мы красивыми как в саду цветочки!

Разотрём ладошки, сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём,

улыбнёмся снова.

Будьте все здоровы!»

Раз-два-три-четыре-пять —

по лес идем гулять. Обычная ходьба.

По извилистым тропинкам

Потихоньку мы пойдем. Ходьба «змейкой»

Может быть, и под листочком

Сладку ягодку найдем. Присели

На носочки дети встали,

По дорожкам побежали. Бег на носочках

И на каблучках пойдем,

Через лужи перейдем. Ходьба на пятках.

На команды разделились,

В лес чудес мы удалились.

Ребята, а сколько на поляне красивых цветов,я хочу прочитать вам хорошее стихотворение:

«Если ты сорвешь цветок,

Если вы, и я, и ты

Если мы сорвем цветы,

То останутся пусты

И деревья и кусты

И не будет красоты»

В-ль: Не обязательно цветы срывать, чтобы кому-то их подарить, ведь все можно сделать своими руками и сейчас мы это покажем, сделаем цветы из ниток.

(Звучит спокойная музыка и звуки природы, после показа воспитателя, дети проходят к столам, на которых разложен материал и выполняют работу из ниток на бархатной бумаге.)

В-ль: Какие красивые цветы у вас получились.

Вот и солнышко выглянуло, полюбоваться вашими цветами. А у меня есть лучики, которые вы ему подарите.

Игра «Пожелания».

(Дети дарят солнцу по одному лучику и дают обещание, как они всегда будут правильно себя вести в природе.)

В-ль: Давайте же всегда будем охранять и беречь нашу природу и делать только добрые дела.

Ход занятия.

– Ребята, вы уже стали старше. Кого из вас родители оставляли дома одного? (Ответы детей).

– Если вы уже оставались одни дома, то вам необходимо знать правила безопасности. Какие опасности могут быть дома? Опасности ждут нас на каждом шагу.

Сейчас мы попробуем определить, какие предметы в доме можно считать опасными. Отгадайте загадки о домашних предметах и подумайте, чем они могут быть опасными?

Два конца, два кольца – посередине гвоздик. (Ножницы).

Не хочу я молчать,

Дайте вволю постучать.

И стучит день-деньской

Он железной головой. (Молоток).

Конь стальной, хвост льняной,

Подружись-ка ты со мной. (Иголка с ниткой).

Зубы есть, а рта не надо. (Пила).

Плывет электроход

То назад, то вперед. (Утюг).

Он один на всем свете

Очень рад пыль встретить. (Пылесос).

На столе, в колпаке

Да в стеклянном пузырьке

Поселился дружок,

Развеселый огонек. (Настольная лампа).

Посмотри на мой бочок,

Во мне вертится волчок,

Никого он не бьет,

Но зато все собьет. (Миксер).

Я пузатый и пыхтящий,

Я большущий и блестящий,

Если только захочу,

Кипяточка вскипячу. (Самовар).

Два соседа – колеса

Собирают голоса,

Друг от друга тянут сами

Поясочек с голосами. (Музыкальный центр).

Посмотрите на меня –

Вся дырявая я,

Но зато я ловко

Тру тебе морковку. (Терка).

У меня есть лезвие –

Острое, железное,

Обращайтесь осторожно,

Мной порезаться можно. (Нож).

В брюхе жарко у меня,

А в носу моем дыра,

Когда все во мне кипит,

Из нее пар валит. (Чайник).

(Дети отгадывают загадки, рассказывают, какую опасность таит каждый бытовой предмет.)

– Молодцы, ребята, вы очень хорошо подметили все опасности в предметах. А сейчас рассмотрите внимательно эту квартиру. (Воспитатель предлагает детям иллюстрацию с нарисованной квартирой, в которой находятся различные бытовые предметы). В этой квартире оставили малышей Андрюшу и Наташу. (Воспитатель представляет детям куклу Наташу и куклу Андрюшу). Их родители ушли на работу. Давайте, ребята, расскажем малышам, какими предметами нельзя пользоваться самостоятельно, чтобы не случилась беда.Около каждого предмета будем ставить предупреждающие знаки: «Х» – нельзя пользоваться

«!» – осторожно пользоваться. (Дети расставляют в квартире знаки)

– Ребята, давайте повторим правила безопасности:

1. Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

2. Не включать электрические приборы, они могут ударить током или стать причиной пожара.

Не суй в розетку пальчик,

Ни девочка, ни мальчик.

3. Ни в коем случае не продуй никакие лекарства. Во-первых, это – невкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.

4.Не трогать бытовую химию: стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, хлорку, средства от тараканов. Чтобы не приключилась беда, как в стихотворении.

«Средство от тараканов».

Жили в доме великаны

И жили в доме тараканы.

Что же делать, как тут быть?

– Тараканов уморить!

И купили великаны

Средство против тараканов…

Но остались тараканы,

А не стало великанов.

Аккуратней надо быть,

Чтоб себя не отравить.

_ Отравиться можно лекарствами, химическими препаратами, но можно еще отравиться невидимым ядом – газом. Газ может быть очень опасен. Поэтому, почувствовав запах газа, соблюдайте следующие правила.

1. Срочно скажи об этом взрослым.

2. Надо сразу же открыть окна и двери.

3. Закрыть кран на газовой плите.

4. Позвонить по телефону «04».

5. Ни в коем случае не включать свет и не зажигать спичку.

Выключай в квартире газ –

За газом нужен глаз да глаз.

Запах чувствуя в квартире,

Позвоните «04»!

Если ты живешь в многоэтажном доме, тебя ждет еще одна опасность. Это балкон. Очень опасно выходить одному на балкон. Но если ты вышел, никогда не играй там в подвижные игры, не прыгай, не перегибайся через перила балкона. Если внизу что-то интересное, лучше спуститься вниз по лестнице.

Человек – не птица,

Удобнее по лестнице спуститься.

Без парашюта с высоты

Прыгают только коты.

Запомните, дети, правила эти и смело оставайтесь дома одни, с вами не случится никакой беды.

Малыш все тянет в рот на природе. Что делать?

Малыш познает мир. Один из способов познания – попробовать на вкус. Поэтому все малыши всё тянут в рот. Дома с этим еще как-то можно мириться. Но что делать на улице, если малыш не пропускает ни одного привлекательного камешка, окурка сигареты или просто ложится пузиком в лужу, пытаясь лакать воду из нее, как до этого делала пробегавшая мимо бездомная собачка. Ведь все это может стать источником болезнетворных микроорганизмов и гельминтов. Во-первых, берите с собой влажные салфетки, чтобы сразу вытереть руки, а по возвращении домой – обязательно помойте руки с мылом. Во-вторых, постоянно объясняйте малышу, что можно брать в рот, а что нет.

Ход мероприятия

Здравствуйте, дорогие ребята, сегодня будет проходить командная игра, которая называется «В тихом омуте…»

Сегодня как никогда понадобятся ваша сообразительность, смекалка, ловкость, эрудированность и умение заработать на каждой станции дополнительные бонусы. Лучшую команду ждет сладкий приз. А сейчас самое время представить команды и командирам получите маршрутные листы в виде штурвала для нашей увлекательной игры-путешествия. И помните, ребята, что даже в тихом омуте, вас могут подстерегать опасности и сложные вопросы. Мы желаем всем удачи и честных побед!

СТАНЦИЯ№1 «Да или нет»

– А сейчас я предлагаю вам поиграть. Игра «Да или нет». Если ответ «да», хлопаете в ладоши и киваете. Если «нет», топаете ногами и грозите пальчиком.

Нырять в незнакомом месте.

Купаться одному.

Пользоваться надувными резиновыми кольцами или

другими игрушками

только в присутствии взрослых.

Прыгать в воду с высоты.

Плавать в грязной воде.

Плавать в чистой воде.

Можно купаться под присмотром взрослых?

Можно хватать друг друга за ноги и руки, опускать головы друг друга в воду?

Можно брызгать воду в лицо?

Можно плавать вдоль берега?

Нужно ли спрашивать у родителей разрешение, чтобы купаться?

Можно звать на помощь без причины?

Можно заплывать далеко от берега?

Можно купаться во время грозы?

Нужно быть осторожным при купании и соблюдать

правила безопасности на воде.

2 СПОРТИВНАЯ СТАНЦИЯ:

2команды «кто быстрей приготовится к купанию»

3 СТАНЦИЯ «СПАСАТЕЛЬНАЯ»

КАПИТАН ПООЧЕРЕДНО СПАСАЕТ СВОИХ ЧЛЕНОВ КОМАНДЫ

СТАНЦИЯ «ВЫБЕРИ КАЧЕСТВА»

Из перечисленных слов вам предстоит выбрать качества, которыми нужно обладать для спасения людей от гибели на воде:

ТРУСОСТЬ

СТРАХ

СМЕКАЛКА

РОБОСТЬ

БЕЗРАЗЛИЧИЕ

ВЗАИМОВЫРУЧКА

ОСТОРОЖНОСТЬ

ДОБЛЕСТЬ

СТАНЦИЯ № 5 «ЗАГАДОЧНАЯ»

Мы рады Вас приветствовать на станции «Загадочная».

Все вы, наверное, знаете, что вода друг человека.

И сейчас мы предлагаем Вам попробовать свои силы в разгадывании загадок на водную тематику.

Мы говорим: она течёт;

Мы говорим: она играет;

Она бежит всегда вперёд,

Но никуда не убегает.

(Вода)

Если бы не было её, знайте, дети,

Погибло бы всё живое на свете,

Люди, животные и цветы,

***

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая?

(Вода)

***

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

(Вода)

***

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

***

Все зовут меня, дожидаются,

Долго не приду – ох, и ругаются!

А только я пришел –

И сразу в землю ушел.

(Дождь)

***

Течёт, течёт —

Не вытечет,

Бежит, бежит-

Не выбежит.

(Река)

***

Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи —

Нет опоры для ноги.

(Болото)

***

Мойдодыру я родня,

Отверни, открой меня.

И холодною водою

Живо я тебя умою.

(Водопроводный кран)

6 РЕФЛЕКСИЯ «Паутинка»

Все выйдите на середину и встаньте в круг. У меня в руках клубок ниток, представьте, что это нити природы. Я наматываю нитку вокруг пальца и называю что нельзя и что нужно соблюдать при купании, бросаю клубок любому из вас. И так делает каждый по очереди. Получается паутинка.

Вывод:- Береги свою жизнь и помни: есть много прекрасных мест для игр помимо водоёмов.

В качестве поощрения детям дарят раскраски с правилами поведения у воды.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята,у нас сегодня необычное занятие,вчера мы с вами отправлялись изучать лес,а сегодня мне пришло письмо от зверей из леса,которым стало жарко и они очень хотят искупаться. скажите, где встречается вода в природе?

Дети. Это ручьи, озёра, реки, океаны, моря, родники.

Воспитатель. Может ли вода стать опасностью для человека и животных?

Дети. Может. В воде можно утонуть.

Воспитатель. Сегодня на занятии мы будем момогать животным правильно вести себя на водоемах. Мы же с вами живем в городе,который омывает со всех сторон морем. Послушайте стихотворение.

Что такое лето?

Это много света,

Это поле, это лес,

Это тысячи чудес!

Это в небе облака,

Это быстрая река,

Это яркие цветы,

Это синь высоты,

Это в мире сто дорог

Для ребячьих ног!

Воспитатель. Приятно в жаркий летний день искупаться в море, в речке, в озере, в пруду. Но каждый водоём может быть по – своему опасен. Как вы думаете, чем они могут быть опасны?давайте объясним нашим животным

Дети. В реке может быть сильное течение. В пруду могут встречаться различные острые предметы и коряги. В море могут быть сильные волны.

Воспитатель. Правильно. Где же тогда безопасней всего купаться?

Дети. На пляже.

Воспитатель. Правильно. Как называются наши пляжи?Ведь пляж это специально оборудованное место для купания. Там подготовлен берег, очищено дно водоёма, место для купания огорожено буйками, за которые заплывать нельзя. Чтобы купание стало безопасным, надо строго соблюдать правила безопасного поведения на воде. Сейчас я предлагаю вам

посмотреть вместе с нашими животными мультфильм о безопасности на водоемах в летний период.

ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА

Воспитатель. Ну как вам понравился мультфильм?

Дети. Да.

Воспитатель. А какие правила поведения на водоемах вы запомнили?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Воспитатель Как вы думаете,а наши животные,что нибудь запомнили?

Может поиграем в игру «Закончи предложение», чтоб нашим животным было понятно. Я буду начинать читать правило, а вы его будете заканчивать, подбирая нужные слова. И так, начинаем.

Воспитатель. Нельзя приходить к воде…

Дети. Без взрослых.

Воспитатель. Нельзя заходить купаться на глубокое…

Дети. Место.

Воспитатель. Нельзя нырять в незнакомых…

Дети. Местах.

Воспитатель. Нельзя нырять в мелких…

Дети. Местах.

Воспитатель. Нельзя купаться в незнакомых…

Дети. Местах.

Воспитатель. Нельзя купаться в местах, где купание…

Дети. Запрещено.

Воспитатель. Нельзя заплывать за…

Дети. Буйки.

Воспитатель. Нельзя купаться сразу после…

Дети. Еды.

Воспитатель. Нельзя купаться после долгого загорания…

Дети. На солнце.

Воспитатель. Молодцы, ребята. Справились с заданием.

Физкультминутка.

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре.

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс.

Одной другой – это кроль.

Все, как один, плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Воспитатель. Ребята, посмотрите на эти картинки

(Воспитатель обращает внимание детейна картинки, размещённые на доске с изображением спасательного круга, матраса,жилета, бревна.) Что может объединять эти предметы?

Дети. При помощи этих предметов можно спасти утопающего.

Воспитатель. Правильно. Давайте выучим стихотворение.

Если в речке тонет друг.

Если он идёт на дно,

Кинь ему верёвку, круг,

Палку, мяч или бревно.

Воспитатель. Этого никогда не случится, если вы и ваши друзья будете соблюдать правила поведения на воде. Но иногда люди забывают о правилах и с ними происходят неприятности,но что бы их предотвратить, мы с вами нарисуем рисунки с правилами поведения на воде и отдадим их нашим животным.

ДЕТИ РИСУЮТ РИСУНКИ.

Воспитатель. Вот и подошло к концу наше занятие. Я надеюсь, что вы хорошо запомнили правила поведения у воды и будете всегда их исполнять, и мы надеемся,что наши животные тоже их запомнять.

Животные и птицы

Диких животных нельзя прикармливать. Продукты, которыми питается человек, не всегда безопасны для зверей и птиц. Нельзя разорять муравейники. Многие муравьи занесены в Красную Книгу.

Правила поведения на природе запрещают брать в руки и дотрагиваться до детенышей зверей и птенцов. Не следует прикасаться к яйцам в гнездах. После этого родители их бросают, и они погибают. Также запрещается забирать диких зверей и птиц в населенный пункт. Не рекомендуется брать с собой на отдых собак в то время, когда дикие звери выращивают потомство. К тому же, от встречи с медведем они не защитят, а облаяв зверя, могут разозлить его и привести к хозяевам.

Правила безопасного поведения в лесу и на воде

Летом мы очень любим проводить время на природе. Чтобы ваши прогулки не закончились печальными последствиями, надо обязательно соблюдать правила безопасного поведения, когда вы находитесь в лесу или купаетесь в водоемах!

  1. Не ходи в лес один!
  2. Перед выходом в лес обязательно предупреди родных, куда идёшь.
  3. Идя в лес, возьми с собой средство от укусов насекомых, солнцезащитный крем для кожи, питьевую воду, минимальный запас еды (бутерброд и др.), нож, спички в сухой коробочке и часы. Возьми с собой сотовый телефон, свисток, отражатель. Если у тебя есть хронические заболевания, возьми с собой необходимые лекарства.
  4. Для похода в лес одежда и обувь должна быть удобной, соответствовать погодным условиям.
  5. Одежда должна быть яркого цвета, а ещё лучше наклеить на неё светоотражающие полоски или рисунки.
  6. Не уходи с маршрута, не увлекайся прогулкой и не отходи далеко от натоптанных троп.
  7. Если кто-то потерялся, сразу вызывайте спасателей.
  8. С уважением относись к обитателям леса: не шуми, не рви цветы, не ломай ветви деревьев, не лови бабочек, не пугай диких животных.
  9. Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть даже от брошенной стекляшки.

ЕСЛИ ТЫ ЗАБЛУДИЛСЯ:

Если есть возможность, немедленно свяжись со специалистами Единой службы спасения по телефону: 112 или 01.
Не поддавайся страху, не паникуй. остановись и подумай – откуда пришёл, не слышно ли криков, шума машин, лая собак.. Выйти к людям помогают различные звуки: работающий трактор (слышно за 3-4 километра), собачий лай (2-3 километра), проходящий поезд (до 10 километров). Трубы на крышах можно увидеть за 3 километра, заводские трубы – за 6 километров, колокольни и башни – за 15 километров. При отсутствии подходящих ориентиров лучше всего «выходить на воду» и двигаться вниз по течению. Ручей обязательно выведет к реке, река – к людям.
Не кричи – охрипнешь. Если ты пытаешься, например, докричаться или догудеться до потерявшегося, жди его на одном месте достаточно долго.
Не плачь – от этого заболят глаза, потеряют зоркость и перестанут различать действительное и выдуманное.
Нельзя бежать исключительно потому, что хочется изменить ситуацию. Нужно оставаться на том месте, где стоишь. Соблюдая правила, разведи костёр, пой песни — по дыму и голосу найти человека легко. Для разведение огня без спичек используй объектив фотоаппарата, выпуклая линза от бинокля или телескопа, наконец, зеркало.
Если ты принял решение искать дорогу самому — старайся не петлять, ориентируйся по солнцу, хорошо, если удалось выйти на линию электропередач, железную дорогу, газопровод, реку — идя вдоль этих объектов, всегда выйдешь к людям, пусть и не там, где предполагал.
Подавай сигналы можно ударами палки о деревья, звук от них далеко расходится по лесу.
При необходимости движения можно ориентироваться по сторонам света даже без компаса. Так, кора березы и сосны на северной стороне темнее, чем на южной, а стволы деревьев, камни, выступы скал гуще покрыты мхом и лишайниками.
Не пробуй сокращать путь. Не паникуй, если поймёшь, что начинаешь кружить. Это обычное явление. Называется «фокусом правой ноги». Один шаг у людей всегда короче другого. Как бы ты не старался идти прямо, тебя обязательно будет заносить в сторону.
.Если у тебя кончилась вода, есть несколько способов её собрать. Вода из природных источников. Роса. Дождевая вода. Чтобы собрать дождевую воду выкопайте ямку и выложите её большими листьями, чтобы собранная вода не впиталась в землю. Все растения постоянно испаряют хотя бы небольшое количество воды, её можно уловить с помощью обыкновенного мешочка из полиэтилена. Мешочек надевается на куст, ветку дерева и завязывается у основания

Важно, что этот способ практически не требует никаких физических усилий.

Правила поведения на водоемах:

  1. Купаться лучше утром или вечером, когда солнце греет, но еще нет опасности перегрева
  2. Температура воды должна быть не ниже 17-19 градусов, находиться в воде рекомендуется не более 20 минут.
  3. Не следует входить или прыгать в воду после длительного пребывания на солнце, т.к. при охлаждении в воде наступает сокращение мышц, что привлечет остановку сердца
  4. В ходе купания не заплывайте далеко
  5. В водоемах с водорослями надо плыть у поверхности воды.
  6. Опасно плавать на надувных матрацах, игрушках или автомобильных шинах, т.к. ветром или течением их может отнести от берега, из них может выйти воздух, и человек, не умеющий плавать, может пострадать.
  7. Не разрешайте нырять с мостов, причалов.
  8. Нельзя подплывать к лодкам, катерами судам.
  9. Следует помнить, что ограничительные знаки на воде указывают на конец акватории с проверенным дном. Пренебрежение этими правилами может привести к получению травмы или гибели.

Ход занятия.

-Ребята, экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир, в котором мы живём, разноцветный, яркий, но любимый цвет учёных-экологов – зелёный. Зелёный цвет стал символом защиты Земли. (Рассматривание глобуса). «Мир вокруг нас, планета Земля, – это наш зелёный дом»,- говорят экологи. Моря и реки, леса и горы, деревни и города… Как много всего в этом замечательном доме! И вместе с нами в нем живут растения и грибы, насекомые и рыбы, птицы и звери. Всё ли в порядке в нашем зелёном доме? Оказывается, нет. В реке загрязнили воду, и от этого погибла рыба. На лугу оборвали все цветы, и поэтому исчезли бабочки. В воздух попали выхлопные газы машин, и от этого людям стало тяжело дышать… Кто виноват во всех этих нарушениях? К сожалению, сами люди виноваты. Не все и не всегда берегут землю. Чтобы защитить нашу планету, учёные-экологи придумали прекрасный праздник – День Земли. Люди всех стран отмечают его каждый год 22 апреля.

Давайте мы с вами подумаем и расскажем, какие правила поведения в природе надо соблюдать, чтобы не нанести вреда растениям и животным. (Раздаётся стук в дверь, принесли телеграмму от обитателей леса. Они пишут, что в нашем лесу появился Хулиган, который разоряет птичьи гнёзда, засоряет реки и озёра и нарушает лесную тишину. Нужна срочная помощь.)

-Ребята, срочно отправляемся в лес. (Раздаётся шум и свист.)Заходит Хулиган и кричит: «Я тоже хочу с вами в лес! Возьмите меня с собой!».

– Если хочешь пойти с нами в лес, то не безобразничай, в лесу нельзя шуметь. Ребята, расскажите Хулигану правила поведения в природе.

(Ответы детей) .

Физкультминутка.

– А что это у тебя из кармана торчит (достаю рогатку).

– И не стыдно тебе обижать маленьких птичек, которые приносят людям пользу? И дерево повредил, когда делал рогатку, сейчас же выбрось её и обещай больше никогда не обижать птиц.

– Обещаю!

– Ну что нам с тобой делать? Ребята, посмотрите, сколько всякого мусора у него в карманах! Это он и его друзья бросают в речку битые бутылки, консервные банки, разбрасывают по лесу разные пакеты и всячески портят природу. Ребята, объясните Хулигану, куда нужно девать мусор.

(Ответы детей).

-Вот тебе мусорное ведро. Сейчас же выбрасывай весь свой мусор.

-Ребята, я всё понял, простите меня, пожалуйста, я больше никогда не буду портить природу.

-Ну, хорошо, тогда отвечай, как нужно вести себя на природе?

-Нельзя шуметь, нельзя мусорить, нельзя бить стеклянную посуду, бросать пустые консервные банки…

-Ну что ж, надеемся, что ты исправишься и из Хулигана превратишься в друга и защитника природы, такого, как наши дети, например, как Тёма Страхов, который расскажет нам сейчас стихотворение про скворцов.

-На большущей высоте,

выше крыши, на шесте,

я поставил новый дом

с круглой дверцей и крыльцом.

Домик мой, хотя и мал,

но недолго пустовал.

Поселились в нем жильцы –

голосистые скворцы.

– А теперь послушаем Соню Чехову.

-Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб леса вокруг шумели.

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась,

И была на ягодах роса.

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И березка зеленела,

И под ёлкой жил смешной колючий ёж,

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь.

– Мы сегодня, ребята, сделали большое дело – повторили правила поведения в природе и помогли Хулигану перевоспитаться. Теперь он уже не Хулиган, а такой же друг и защитник природы, как и мы с вами. И теперь мы сможем без опаски взять его с собой на экскурсию в лес. Наше занятие закончено.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий