Рекомендуем к прочтению

С какого возраста начинать обучение

Грубое нарушение общепринятых правил этикета обществом по-прежнему порицается. Конечно, невоспитанному малышу сделают скидку на возраст, но осадок у родителей и их оппонентов останется. Поэтому чем раньше привить хорошие манеры, тем лучше. Но начинать стоит не с уроков и нотаций, а с анализа собственного поведения. Малыш усвоит именно родительскую модель общения.

Уже в младенческом возрасте ребенок способен определить, с какой интонацией к нему обращаются. Проявляя вежливость, такт и доброжелательность в обращении с малышом, родители могут быть уверены в том, что и ребенок в ответ использует эти качества. Интонацией взрослый может указать и на неприемлемое поведение ребенка.

Когда малышу исполнится год и начнет пополняться словарный запас, стоит ввести в него вежливые слова, такие как «спасибо», «доброе утро», «до свидания».

В два года ребенок обрадуется поощрению за красивую и чистую одежду, аккуратный внешний вид. Трехлетки, играя, моделируют ситуации, в которых проявляются хорошие манеры: накрывая кукольный стол, играя в гости, поездку, поход в кино.

В три года малыш может овладевать и необходимыми гигиеническими навыками.

В шесть лет и старше допустимо посещение семинаров и уроков в школах для обучения хорошим манерам. Учителя, стремящиеся привить нравственные качества, посвящают правилам этикета классный час, родительское собрание. Для детей любого возраста актуальной формой обучения являются мультфильмы.

Правила поведения в общественных местах для школьников

Правильные поступки в обществе создают о человеке положительное впечатление. Знание элементарных правил поведения в общественных местах часто позволяет избежать неловких и даже конфликтных ситуаций.

Считается хорошим тоном если человек вежливо и уважительно разговаривает с людьми старшего возраста, защищает маленьких и беспомощных, не оскорбляет и не обижает других. В обществе не следует шуметь и мешать взрослым, перебивая их. Ни в коем случае нельзя намерено портить чужое имущество (в том числе и общественное), и тем более присваивать себе чужие вещи.

Важно соблюдать комендантский час. Школьникам запрещено находится без сопровождения взрослых в общественных местах и на улице вечером после 22.00

Памятка для школьников

Школьники обязаны:

  • Соблюдать порядок на улице, во дворах, в парках, учреждениях культуры, театрах, кинотеатрах, домах культура, клубах, на катках, стадионах, спортплощадках, в городском и междугороднем транспорте и других общественных местах.
  • Уважительно относиться к старшим, быть вежливыми в общении с ними.
  • Бережно относиться к чужому имуществу.
  • Препятствовать недостойным поступкам товарищей.

Школьникам запрещается:

  • участвовать в уличных шествиях, нарушающих общественный порядок;
  • мусорить и плевать на улицах, в подъездах;
  • распивать спиртные напитки, играть в азартные игры, сквернословить;
  • собираться в группы на крышах домов, в подъездах и в подвалах;
  • портить уличные насаждения, клумбы, газоны, стены домов, двери подъездов;
  • кататься на коньках, роликовых коньках, санках, лыжах на проезжей части;
  • купаться в прудах, реках, озерах вне специально оборудованных для купания мест;
  • ездить на крышах и подножках автобусов, троллейбусов, трамваев, поездов и электричек;
  • детям младше 16-ти лет запрещено кататься на велосипеде по проезжей части;
  • класть на железнодорожные рельсы какие-либо предметы.

Владимир Короткевич «Колосья под серпом твоим»

Приднепровье, середина XIX века. Готовится отмена крепостного права, меняется традиционный уклад жизни, растёт национальное самосознание белорусов. В такой обстановке растёт и мужает молодой князь Алесь Загорский. Воспитание и врождённое благородство натуры приводят его к пониманию необходимости перемен, к дружбе с людьми, готовыми бороться с царским самодержавием. Одним из героев книги является Кастусь Калиновский.

Роман рассказывает об одном из важных этапов в жизни Беларуси — о кануне восстания 1863-1865 гг. под руководством Кастуся Калиновского. В книге нашли широкое художественное отображение самые различные явления тогдашней действительности — крестьянские бунты и отмена крепостного права, создание первых революционных кружков и групп, заговоры, недовольство передового разночинства и дворянства.

Общие правила формирования у детей культуры поведения

Для того, чтобы обучение детей надлежащему поведению шло эффективнее и хорошие манеры усваивались ребенком легче, достаточно придерживаться простых правил:

Залог успеха в воспитании детей – последовательность. Если ребенок привык соблюдать правила поведения, будучи исключительно в гостях или на улице, а находясь дома, он предоставлен сам себе, не стоит удивляться тому, что результат такого «воспитания» будет нулевым. Отсутствие четких установок и правил не позволит ребенку воспринимать слова родителей и в дальнейшем – эффективно контролировать свое поведение, руководствуясь определенными стандартами. Ни в коем случае нельзя устанавливать правила «на ходу», внезапно отменяя или разрешая что-либо. Правила общения для детей Не нужно устанавливать правила в виде категорических приказов или запретов. Забавные стишки и прибаутки не только легче усвоятся детьми, но и не будут вызывать желание поступать от противного или назло. Правила хорошего тона должны устанавливаться и поддерживаться обоими родителями; в случае, если между супругами намечаются разногласия, решать вопросы нужно путем поиска компромиссов. Но ни в коем случае нельзя делать это при ребенке. В том случае если родителями будут предъявляться неодинаковые требования, ребенок просто-напросто не поймет, чьим правилам нужно следовать. Ребенок должен четко понимать, за что он получил то или иное поощрение, или за что он был наказан. Это позволит ему в дальнейшем формировать причинно-следственные связи между каждым своим поступком и его последствиями, принимать осознанные решения и нести за них ответственность. Правила поведения в общественных местах — для детей Нужно добиваться того, чтобы ребенок с первого раза реагировал на замечания и выполнял просьбы, адресованные ему родителями

Но в то же время важно, чтобы он понимал их смысл. Отдельно рекомендуется обсудить правила поведения детей в общении с родителями: дистанцию в общении, допустимые рамки и т.д

Что бы родители ни говорили ребенку, и какими бы существенными не были наказания или поощрения, не стоит забывать о том, что главным ориентиром для него всегда было, есть и будет их собственное поведение. Нужно ли говорить о том, что в семьях, где нет взаимного уважения, а элементарные правила вежливости не соблюдаются родителями, вряд ли есть смысл требовать это от детей?
На начальных этапах ребенку будет тяжело усваивать слишком сложные правила поведения. Поэтому передавать ему информацию нужно постепенно, «порционно». Например, приучая ребенка к столовому этикету, не стоит сразу рассказывать ему, для чего нужны разнообразные вилки, ножи и т.д. Достаточно объяснить ему базовые правила поведения: не разговаривать во время еды, сидеть за столом прямо, не класть локти на стол и т.д. Пример взрослых — главный фактор в обучении правилам поведения Отдельно для детей следует объяснить правила поведения в нестандартной или опасной ситуации, требующей от ребенка немедленно принятия решения. Обыграйте с ребенком ситуации, возникающие на улице (например, это может быть разговор с незнакомцем, оказание помощи постороннему человеку и т.д.), обсудите то, как ребенок будет вести себя при этом.

Требуя от детей соблюдения правил, не стоит забывать о том, что хотя они и упорядочивают жизнь, они во многом ограничивают

Поэтому очень важно приучать его к самостоятельности, открывая по мере взросления возможность выбора

Телефонный разговор

Стационарным аппаратом дети начинают пользоваться лет с пяти, отвечая на звонки, а первый смартфон часто покупают первоклассникам. Хорошие манеры при использовании телефона заключаются в следующем:

  • Начинать телефонный разговор нужно с приветствия, заканчивать прощанием.
  • Громко общаясь по телефону, ребенок может вызвать неудовольствие окружающих.
  • В некоторых ситуациях или в организациях, где по правилам нельзя разговаривать по смартфону, – на уроке, в церкви, магазинах и банках – телефон отключают.
  • В обстоятельствах, при которых нет возможности для разговора, на телефонный звонок нужно ответить и пообещать перезвонить позднее.

    Нужно непременно исполнить обещанное позже.

  • Если произошла ошибка набора номера, следует извиниться.
  • SMS-переписку необходимо вести грамотно.
  • Нельзя отвечать на звонки с незнакомого номера.

Этикет для детей школьного возраста: звонить до 8 утра и после 9 вечера невежливо, исключение – срочный, неотложный разговор. Если на стационарный телефон позвонили кому-то из членов семьи, не нужно задавать лишних вопросов и праздно беседовать. Если близкий человек отсутствует, нужно спросить, что ему передать.

60 книг, которые должен каждый прочитать для эволюции души

Не представляю жизнь без книжек. Это удивительное изобретение человечества. Прочитывая, попадаешь в удивительный мир. Чтение захватывает и несет по волнам сюжета. Гениальные авторы умеют увлечь, заставить прочитать от корки до корки на одном дыхании. Где такие экземпляры найти в невообразимом море?

В статье подобраны 60 интереснейших книг. Для удобства разбиты по категориям:

  • Подумать, поразмышлять
  • Современная проза
  • Самосовершенствование
  • Работа, общение, карьера
  • Классика

Очень многие книги я читала сама, и позволяю иногда оставить свое мнение о прочитанном. Не обессудьте, если Ваше мнение не совпадет с моим. Но как это проверить? Просто читайте и наслаждайтесь!

Этикет за столом для детей и школьников: правила

Учить ребенка тому, как следует вести себя за столом стоит начинать с самого раннего возраста. Будучи еще совсем крохой, ребенок должен понимать, что принимать пищу следует в строго отведенном месте — в столовой, на кухне.

К правилам этикета за столом, которым следует обучить еще совсем малышей, также можно отнести следующие:

  • Для приема пищи следует использовать специальные столовые приборы, еду следует накладывать в тарелки
  • Во время еды, по мере необходимости, следует пользоваться салфеткой

В дальнейшем, по мере взросления, ребенок должен запомнить следующие правила этикета за столом:

  • Усаживаться за стол и начинать кушать следует вместе со всеми
  • В начале трапезы следует пожелать всем присутствующим за столом приятного аппетита
  • Употреблять пищу следует молча, запрещается баловаться за столом
  • Кушать следует с закрытым ртом
  • За столом запрещается чавкать, громко хрустеть, доставать пальцами застрявшую в зубах пищу
  • Большие кусочки пищи следует делить, используя столовые приборы, на более мелкие — не стоит набивать едой полный рот
  • Запрещается облизывать тарелку, даже если было очень вкусно
  • Запрещается класть локти на стол
  • Если желаемое блюдо расположено поодаль от ребенка, то ему следует попросить, чтобы блюдо ему передали — запрещается тянуться через весь стол
  • В конце трапезы следует сказать «Спасибо!»

Коврик со схемой поможет детям быстрее разобраться с сервировкой стола и не запутаться в столовых приборах

Этикет общения детей с людьми

Также существуют и правила общения с людьми, которые следует соблюдать абсолютно всем.

Этим правилам следует учить детей с самого раннего детства. Еще совсем малыши должны знать, что:

  • При встрече следует приветствовать знакомых
  • Ко взрослым следует обращаться на «Вы»
  • Запрещается перебивать взрослых, вмешиваться в их разговор и комментировать услышанное
  • Перед расставанием следует прощаться
  • Следует благодарить за оказанную услугу, подаренный подарок и т.д.
  • В случае проступка следует просить прощения
  • Запрещается обзываться, оскорблять других детей
  • Запрещается использовать слова-паразиты
  • Запрещается ябедничать
  • Во время разговора необходимо давать возможность высказаться всем присутствующим, не перебивать их
  • Если собеседник начинает вести себя неподобающим образом, следует сделать ему замечание, но не уподобляться ему
  • В разговоре запрещается обсуждать других людей, критиковать их

Хорошие манеры

Книги по психологии

Лучше понимать самого себя вам помогут следующие 5 мудрых книг.

Ф. Зимбардо “Мужчина в отрыве”

Книга о современных реалиях, в которых зачастую мужчина не может найти себе место. Настоятельно рекомендую ее всем молодым мужчинам. Роль добытчика и защитника постепенно уходит в прошлое, а на месте нее остается слепое пятно. Плюс рост давления на сильный пол со стороны радикальных феминистских течений, господствующие двойные стандарты и возрастающий сексизм по отношению к мужчинам заставляет их искать спасения в виртуальных мирах.

Автор не просто философствует на животрепещущую тему, он подтверждает свои гипотезы и взгляды научными исследованиями. А также дает конкретные рекомендации по решению проблемы. Пусть часть из них довольно утопичны, но остальные вполне рабочие.

С. Абанин “50 качеств настоящего мужчины”

Очень амбициозная книга – уверенности автора можно только позавидовать. Он не стал далеко ходить за примерами и списал самые важные мужские качества с себя.

В книге вы найдете весьма интересную историю, как человек из аутсайдера и неудачника эволюционирует в успешного человека. И все это благодаря наличию тех самых качеств. Они помогут вам достичь высот в работе, любви, спорте, здоровье, самореализации. А автор поделится секретами их развития.

Д. Грэй “Мужчины с Марса, женщины с Венеры”

Я не могла не добавить в эту подборку книгу по психологии отношений. Мой выбор пал именно на эту работу Джона Грэя, так как в ней наиболее точно и глубоко описаны различия в психологии полов.

Книга поможет вам, мужчины, лучше узнать женщин, понять, чего же все-таки они от вас хотят и почему порой ведут себя так нерационально. Эти знания станут фундаментом крепких и долгих отношений, основанных на любви, доверии и взаимопонимании.

Д. Ким “Это жизнь, чувак!”

Очень часто мужчины становятся заложниками стереотипов и общественных ожиданий. “Не плачь”, “терпи”, “будь хладнокровным и жестким, как скала” – требования к сильному полу зачастую не соответствуют их собственной природе. Психотерапевт Джон Ким рассказывает, как перестать быть рабом чужих установок, но при этом оставаться по-настоящему мужественным.

Д. Карнеги “Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей”

Эта книга – бесценное пособие по развитию эмпатии. В век процветающего эгоцентризма это качество на вес золота. Если вы знаете, как найти подход к любому человеку, перед вами открыты все двери.

Книга написана более 70 лет назад, но нисколько не утратила своей актуальности. Все, что написано на эту тему после, лишь пересказ идей Дейла Карнеги. Читается она легко, изобилует интересными примерами и оставляет очень благоприятное впечатление.

Правила вежливости для детей

Что такое правила вежливости, должен знать не только каждый взрослый, но и ребенок.

Первым делом ребенку необходимо объяснить, что такое вежливость, определение этого слова

А также как ведут себя воспитанные детишки и почему так важно быть вежливым. Очень удобно изучать правила вежливости в картинках и игровой форме. Существуют даже правила в стихах, чтобы ребенок мог их легче запомнить и понять

Существуют даже правила в стихах, чтобы ребенок мог их легче запомнить и понять.

Одно из универсальных правил, которое известно каждому взрослому: поступать с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой

Дети очень часто сознательно не желают, чтобы на них обращали внимание и здоровались

Именно поэтому это правило очень важно в формировании вежливости и осознании самого этого понятия -вежливость: что такое и как она проявляется

Важно научить ребенка правильно использовать слова благодарности. Поблагодарить нужно не только в случае, если преподнесли какой-то подарок (даже если он не понравился), но и если другой человек помог или оказал какую-либо услугу. Нужно объяснить, что помощь и взаимовыручка – это и есть вежливость, что такое поведение очень ценится

Нужно объяснить, что помощь и взаимовыручка – это и есть вежливость, что такое поведение очень ценится.

Необходимо рассказать ребенку, что нельзя обзываться, высмеивать кого-то или придумывать обидные прозвища, акцентируя внимание на недостатках другого человека. Вместо этого нужно хвалить других за хорошие поступки, отмечать их достоинства уметь выслушивать человека, не перебивая его. Знание и понимание того, что нужно уважать других людей, нельзя быть эгоистом и ставить прежде всего свои желания — вежливость

Что такое отношение к другим людям должно быть при любом общении и то, что некрасиво перебивать кого-то или кричать без причины, нужно объяснять ребенку с малых лет

Знание и понимание того, что нужно уважать других людей, нельзя быть эгоистом и ставить прежде всего свои желания — вежливость. Что такое отношение к другим людям должно быть при любом общении и то, что некрасиво перебивать кого-то или кричать без причины, нужно объяснять ребенку с малых лет.

Ход беседы:

Предлагаю детям поиграть в «поездку в автобусе»:

Вместе с детьми устанавливаю сиденья, прикрепляю «кассу с билетами»,говорю детям:

– Ребята, с нами в автобусе еще хотят покататься Незнайка и Буратино. Покатаем их? Но, прежде чем пригласить Буратино и Незнайку, вспомним главные правила поведения в автобусе.Ведь они будут брать с нас пример:

– Уступай в транспорте место взрослым и малышам.

– Подними и вежливо подай обраненый кем-то предмет.

– Мальчикам: пропускай вперед девочек в транспорт, в помещение.

– Не разговаривай громко в транспорте.

– Не сори в транспорте.

– Не пачкай сиденье.

После перечисления правил, предлагаю детям занять места.

– А кто из нас будет водителем (вызываю ребенка). Теперь в путь. Ваня, подвези нас, пожалуйста, к Незнайке и Буратино.

Водитель объявляет маршрут, дети едут. На одной из остановок воспитатель садится с Незнайкой. Один из детей уступают место воспитателю. Педагог благодарит ребенка.

Во время поездки, Незнайка громко разговаривает, требует место у окна; пытается стать ногами на сиденье, разбрасывает конфетные обертки.

Воспитатель говорит детям:

– Ребята, напомните Незнайке, как надо вести себя в автобусе (дети указывают на его ошибки).

– Спасибо, ребята, теперь я знаю, как себя нужно вести.

На очередной остановке в автобус садится Буратино,который поднимает обраненную воспитателем ручку и говорит:

– Извините, вы уронили. Возьмите пожалуйста.

Воспитатель предлагает сесть Буратино рядом с Незнайкой, чтобы он учился у Буратино вежливости.

После нескольких кругов, водитель объявляет остановку «детский сад».

Воспитатель говорит детям:

– Ребята, давайте поиграем с вами в игру, а Незнайка и Буратино посмотрят, какие вы умные.

Игра «Продолжи предложение»

Цель: закрепить знания детей о том, как надо вести себя правильно всем.

Оборудование: мяч

Описание:Воспитатель говорит детям:

– Сейчас я вам буду кидать мяч и буду про что-то рассказывать,а внимательно слушайте и продолжайте:

1. Если ты станешь прыгать в автобусе, громко разговаривать, то (это будет мешать другим людям).

2. Если ты лезешь на сиденье с ногами, будешь сорить, то (в автобусе будет грязно, и другим пассажирам, детям и взрослым, будет не удобно).

3. Если ты будешь громко разговаривать и отвлекать водителя от дороги, то (это может плохо закончиться).

4. Если в автобус зашла бабушка или больной человек, то (нужно уступить место).

– Молодцы, ребята. Теперь я знаю, что в транспорте будете вести себя хорошо и будете другим детям показывать пример для подражания.

(Незнайка и Буратино благодарят детей и прощаются с ними).

Волшебные слова

Конечно же, главным аспектом является изучение, правильное понимание, что такое слова вежливости и использование волшебных слов, таких как «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «извините», «пожалуйста» и так далее. Нужно объяснить малышу, что их можно использовать в разных ситуациях

Например, извиняются не только тогда, когда плохо поступают или чувствуют свою вину за поступок, но и когда хотят о чем-то попросить другого человека или привлечь его внимание, отвлекая от другого дела или разговора. По мере увеличения общения с другими детьми и взрослыми навыки использования вежливых слов будут возрастать

Гостевой этикет для детей

Крайне важно обучить свое чадо правилам поведения в гостях. Следует объяснить, что находясь в чужом доме необходимо соблюдать нормы гостевого этикета:

  • приходить в гости только по приглашению хозяев;
  • поприветствовать хозяев дома;
  • не опаздывать к назначенному времени;
  • соблюдать правила общения;
  • не трогать предметы и вещи в доме без спроса;
  • не настаивать на своих желаниях;
  • соблюдать правила поведения за столом;
  • не бегать по квартире, не кричать;
  • не мусорить, не разбрасывать игрушки, вещи;
  • не задерживаться в гостях надолго;
  • поблагодарить хозяев дома за гостеприимство перед тем, как уйти.

Так же следует разъяснять детям, что правила гостевого этикета соблюдаются не только приглашенными в гости, но и теми, кто принимает гостей.

  • необходимо приглашать гостей заранее;
  • встретить и поприветствовать пришедших;
  • встречать друзей с улыбкой, хорошим настроением;
  • разъяснить правила поведения в своем доме.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий