Правила хорошего поведения для детей — этикет для дошкольников

Стоит ли торопиться?

Ребёнок в годик или полтора ещё не способен с первого раза услышать родительские просьбы, понять и поменять своё поведение. Кроме того, в этот возрастной период дети не способны кушать аккуратно в силу физических особенностей – крохотные пальцы настолько неловкие, что не могут отправить содержимое ложки в рот без особых потерь.

Именно поэтому следует морально подготовиться к тому, что до аккуратных завтраков ещё далеко, а на столе обязательно будет рассыпанная каша, разлитый суп и выплеснутый кисель. Только регулярная тренировка поможет через некоторое время уверенно орудовать столовыми приборами.

Однако одновременно ребёнку нужно объяснять элементарные правила, вроде тех, что нельзя бросаться кашей, стучать ложечкой по тарелке с супом и лить сок на пол. Поведенческие нормы закладываются уже в раннем детстве, поэтому не нужно считать такие пояснения бесполезной тратой времени.

Чтобы ребёнок не баловался с продуктами и столовыми принадлежностями, необходимо отвести для игровой деятельности отдельное время: купить пластилиновую массу, безопасные краски для пальчиков. Это позволит реализовать естественное стремление малышей к игре.

Одно дело, если проблема неаккуратных обедов кроется в несовершенной мелкой моторике – не следует торопить события, всему своё время

А вот если ребёнок специально хулиганит за столом, чтобы привлечь родительское внимание, то необходимо реагировать

Пусть дети ещё не всё понимают, однако способны разобраться в эмоциональном состоянии родителей. Поэтому маме можно и нужно говорить, что плохое поведение её расстраивает, поскольку она готовила вкусную кашу специально для любимого сыночка (дочки).

Родителям на заметку

В общественных местах

На улице или в транспорте знание основ этикета и правил общения необходимо не только для репутации, но и для безопасности.

Из самых важных норм поведения в общественных местах и транспорте стоит научить ребенка:

  • Знанию основных правил дорожного движения.
  • Проявлениям вежливости – пропускать сначала выходящих из транспортного средства, затем женщин и малышей вперед.
  • Тому, что в местах скопления людей нельзя толкаться, мусорить и пачкать предметы, заходить в транспорт с мороженым, пиццей или другой едой. Пристально рассматривать пассажиров неприлично, как и показывать пальцем.
  • Уступать место тем, кто более уязвим.
  • Ездить с животными, соблюдая правила их перевозки.

Из общих правил поведения в людных местах:

  • Некрасиво причесываться, ковырять в зубах, сморкаться, чихать и кашлять, не закрывая ладонью или платком рот.
  • Топать, кричать во весь голос, капризничать.
  • Бесцеремонно прерывать разговор.
  • Одеваться неопрятно, носить грязную обувь, особенно для девочки.

Критерии воспитанности: такая разная черта

В обществе широко распространено понимание воспитанности, включающее в себя учтивость, сдержанность, самообладание и вежливость.

Воспитанные люди далеки от истерик и склок, не распространяют слухов и избегают пошлости. Благонравный юноша, истинный джентльмен, скромная и порядочная леди, ребенок, уважительно обращающийся к старшим… Все, что ценилось триста лет назад, востребовано и в наши дни.

Это лежит на поверхности, однако, истинная воспитанность – куда более глубокое понятие: лишь баланс между убеждениями, мыслями, знаниями человека и его поступками порождает гармоничную личность.

Когда в словах и жестах одно, а в сердце – другое, человек буквально разваливается на составные части.

В философских размышлениях в воспитанном человеке видят эталон образованности и нравственного совершенства. Это интеллигентный, безупречно ведущий себя индивид, всерьез заботящийся об этике и морали.

Обычно воспитанность свойственна порядочным, высоконравственным, толерантным и альтруистичным особам

Трудно повстречать эгоиста и подлеца с этой жизненноважной чертой. Но это не непреложное правило: мир видывал тысячи воспитанных воров, обманщиков и лентяев!

Выходной – Берем детей на прогулку

На улице, как и дома, как и в гостях, следует соблюдать определенные нормы поведения. Родителям стоит уделить немало внимания для того, чтобы их ребенок хорошо вел себя и на улице.

В обязательно порядке ребенок должен усвоить, что:

  1. ​Мусор должен находится в урне, а не на земле;
  2. Запрещается ходить по газонам;
  3. Нельзя показывать на людей пальцем, указывать на их недостатки;
  4. Во избежание столкновений с прохожими, идя по тротуару, следует придерживаться правой стороны;
  5. В случае остановки, следует отойти в сторону, чтобы не мешать прохожим;
  6. Запрещено есть на ходу, лучше остановиться или присесть на скамейку;
  7. Стоит помнить о правилах дорожного движения;
  8. Нельзя покидать место, где родители попросили подождать;
  9. Нельзя посторонним сообщать свой адрес и телефон;
  10. Нельзя уходить с незнакомыми людьми куда-либо.

Хорошо, когда ребенок имеет возможность развиваться культурно

Поэтому родители должны уделять данному вопросу внимание и хотя бы изредка водить ребенка в театры, кинотеатры, музеи, на выставки и т.д. Вместе с тем, родителям заранее стоит позаботиться и о том, чтобы научить ребенка хорошим манерам

К примеру, в театре:

1.                 Следует выглядеть опрятно, недопустимо приходить в грязной или рваной одежде;

2.                Следует приходить заранее, чтобы было время привести себя в порядок, верхнюю одежду сдать в гардероб;

3.                Необходимо занять место, особенно если оно расположено в середине ряда, заранее, чтобы потом не пришлось беспокоить остальных зрителей;

4.                Продвигаться по ряду к своему месту следует только лицом к сидящим, извиняясь за неудобства. Не стоит забывать и о словах благодарности;

5.                Во время спектакля запрещается шуметь, делиться впечатлениями, разговаривать по телефону — это можно сделать во время антракта;

6.                Во время спектакля запрещается есть и пить;

7.                Во время спектакля следует сидеть смирно, чтобы не мешать позади сидящим.

Правила столового этикета

Как только ребенок начинает есть со взрослыми, пора прививать нормы поведения за столом. Знать с младенчества, для чего нужны разные виды вилок и бокалов, малышу необходимости нет, но базовые навыки он должен усвоить.

К 3 годам дети должны знать, что:

  1. есть нужно в определенных местах: в столовой или на кухне;
  2. при приеме пищи пользоваться столовыми приборами;
  3. нельзя играть с едой;
  4. принимать пищу аккуратно.

Чем ребенок старше, тем больше правил необходимо усвоить. Родителям нужно помогать детям в обучении, поправлять их, если это необходимо, подавать пример собственным поведением, самим соблюдать столовый этикет.

Основные правила этикета за столом:

  • мыть руки перед приемом пищи;
  • садиться за стол вместе со всеми;
  • говорить «приятного аппетита» и «спасибо»;
  • использовать салфетку;
  • не класть локти на стол;
  • не разговаривать с набитым ртом;
  • не брать еду руками;
  • не чавкать;
  • если нужен столовый прибор, попросить передать, а не тянуться через весь стол;
  • сидеть прямо, не вертеться;
  • не класть ногу на ногу;
  • вставать из-за стола вместе с другими членами семьи.

К 6-7 годам можно увеличить количество используемых столовых приборов, рассказать, как сервировать стол.

Речевой этикет для детей. Этикет общения ребенка

Знание правил речевого этикета – ключ к успешному общению ребенка с окружающими его взрослыми и детьми. Он включает в себя:

  • знакомство
  • приветствие
  • привлечение и удержание внимания собеседника
  • умение просить
  • умение отказывать
  • умение извиняться
  • умение сочувствовать, проявлять участие
  • поздравления
  • прощание
  • благодарность

Красивая, правильная и вежливая речь ребенка — его достоинство.

Общаясь, ребенок дошкольного возраста уже должен:

  1. Быть приветливым со взрослыми и детьми, здороваться с ними
  2. Прощаться при расставании
  3. Говорить вежливые слова благодарности, садясь за стол и выходя из-за него
  4. Прося что-либо, не забывать говорить «пожалуйста»
  5. Ко взрослым обращаться на Вы
  6. Не перебивать собеседника во время разговора
  7. Не повышать голос на собеседника, будь то взрослый или ребенок
  8. Уметь просить прощение, если был не прав
  9. Не говорить плохие слова и не обзываться
  10. Не придумывать детям клички
  11. Не использовать в речи слова-паразиты
  12. Не вмешиваться в разговоры взрослых

Виды этикета детей

Существует большое количество видов этикета. Однако, разновидностей этикета для детей несколько меньше, чем для взрослых, к ним относят:

  • Выходной (к данному виду этикета относятся правила поведения в общественных местах, таких как кино, театр, музей и т.д.)
  • Гостевой (нормы поведения в гостях)
  • Пассажирский (правила поведения в общественном транспорте)
  • Речевой (правила вербального общения)
  • Семейный (правила общения в семье)

Хорошая компания для каждого из детей

  • Столовый (правила поведения за столом)
  • Телефонный (правила общения по телефону, в том числе через сообщения и электронные письма)
  • Учебный (правила поведения в учреждениях дошкольного образования, школах и т.д.)

К слову, для взрослых, помимо вышеназванных видов этикета, существуют еще и следующие:

  • Военный
  • Дипломатический
  • Корпоративный
  • Профессиональный
  • Религиозный
  • Свадебный
  • Спортивный
  • Траурный

Виды этикета (картинка)

Этикет поведения детей в театре

Так хорошо, когда ребенок имеет возможность развиваться культурно

Поэтому родители должны уделять данному вопросу внимание и хотя бы изредка водить ребенка в театры, кинотеатры, музеи, на выставки и т.д

Вместе с тем, родителям заранее стоит позаботиться и о том, чтобы научить ребенка хорошим манерам. К примеру, в театре:

  • Следует выглядеть опрятно, недопустимо приходить в грязной или рваной одежде
  • Следует приходить заранее, чтобы было время привести себя в порядок, верхнюю одежду сдать в гардероб
  • Необходимо занять место, особенно если оно расположено в середине ряда, заранее, чтобы потом не пришлось беспокоить остальных зрителей
  • Продвигаться по ряду к своему месту следует только лицом к сидящим, извиняясь за неудобства. Не стоит забывать и о словах благодарности
  • Во время спектакля запрещается шуметь, делиться впечатлениями, разговаривать по телефону — это можно сделать во время антракта
  • Во время спектакля запрещается есть и пить
  • Во время спектакля следует сидеть смирно, чтобы не мешать позади сидящим


Правила этикета в театре

У меня зазвонил телефон

Когда малыш немного подрастёт, он уже может сам звонить и отвечать на телефонные звонки.

Научите его вести беседу по телефону:

  1. Расскажите ребёнку, что общение по телефону должно быть кратким и вежливым.
  2. Считается неприличным звонить до 08:00 и после 21:00.
  3. Набрав номер, разговор начинают с приветствия.
  4. Не лишним будет спросить, не отвлекает ли этот звонок человека.
  5. Если поступил звонок, в котором просят пригласить к телефону кого-то из членов семьи, не нужно задавать бесцеремонных вопросов типа «А зачем он Вам?». Человек представится и скажет, зачем звонит, если решит, что это нужно.
  6. Если звонят маме (папе, бабушке), а её нет дома, уместно поинтересоваться, кто звонил и что передать.
  7. Не нужно забывать отвечать на приветствие.
  8. Если ребёнок совершил звонок и услышал в трубке незнакомый голос, то нужно представиться и попросит позвать того, кого нужно.
  9. Если ребёнок неправильно набрал номер, нужно извиниться и положить трубку. Если ошиблись номером, позвонив к вам домой, не нужно сердиться, а вежливо пояснить: «Вы ошиблись».
  10. Если позвонил незнакомец, то не следует выкладывать подробности о жизни семьи, лучше позвать кого-то из взрослых. Если ребёнок дома один — не нужно об этом оповещать по телефону кого-либо.

Основные правила хорошего поведения, которым нужно научить детей

Поведение дома и вне его, всегда должно быть достойным подражания.
Запугивать других детей, угрожать им или издеваться над ними — это признак трусости. Сильный и мужественный человек никогда не опустится до уровня хулигана

(Советуем прочитать о том, как можно защитить своих детей от школьных издевательств?)
Проявлять ко всем людям (без исключения) вежливость, доброжелательность, заботу, внимание, доброту и тактичность.
Признавать и считаться с правилами, установленными в обществе, независимо от места своего нахождения. Уважать эти правила.
Воспитанный человек если дверь закрыта, должен постучать и ждать разрешения войти.

Иметь опрятную внешность и стиль одежды без крайностей

Понимать, когда уместна та или иная одежда.
Соблюдать культуру речи: речь грамотная, без жаргонизма и сквернословий.
Стараться владеть собой и контролировать свои эмоции.
Уметь сдерживать себя и не поддаваться провоцирующим ситуациям, которые вызывают нервозность.
Никогда без разрешения других не нужно рассматривать чужое имущество: сумку, комнату, квартиру.
Учиться сострадать другим и понимать их чувства.
Спрашивая о чем-то человека, ждать его ответа, а не продолжать говорить дальше.
Показывать кому-то язык, сквернословить, коверкать чью-то речь — говорит о невоспитанности и плохих манерах.
Открывать дверь для других. Взрослым людям нужно давать право пройти первыми, открыв и придержав для них дверь. Если вы прошли первыми, тогда придержите дверь, чтобы она не закрылась перед теми, кто идет после вас.
Играя в настольную игру, проигравшему нужно принимать проигрыш без обид, ссор или оскорбительных слов. Если проиграл в спортивном состязании, тогда нужно поблагодарить соперника, пожав друг другу руки.
Всегда учитывать чувства других людей. Некрасиво передразнивать других детей и взрослых за их неправильные дела или слова. Не нужно смущать людей, высмеивая их неуклюжесть или ошибки.
Уважать частную жизнь других людей, в том числе соседей и своих домашних. Родители, братья и сестры — все заслуживают некоторой степени секретности.

Правила поведения за столом для детей

С особенностями поведения за столом начинают знакомить, когда ребенок впервые садится есть вместе со взрослыми. Первые навыки касаются столовых приборов, накладывания пищи в тарелки, использования салфетки. Со сложными правилами (зачем определенная вилка или бокал) знакомят уже подростков.

Основные правила приличного поведения за столом:

  • помыть руки;
  • садиться за стол в красивом виде (причесан, опрятно одет);
  • приступать к приему пищи одновременно с остальными;
  • нельзя класть локти на поверхность стола;
  • неприлично откидываться на стуле и раскачиваться;
  • следует жевать с закрытым ртом, не чавкать и не причмокивать;
  • не набивать рот;
  • использовать салфетку, не облизывать пальцы;
  • еду нельзя выплевывать;
  • благодарить по завершению завтрака или ужина за вкусную еду.

Хорошие манеры прививаются детям легко, если хотя бы раз в неделю собираться всей семьей. Можно вместе сервировать стол. Во время трапезы дети учатся пользоваться определенными столовыми приборами, в зависимости от приготовленных блюд.

Шведский стол: правила этикета для школьника

Шведский стол: правила этикета для школьника Почти каждый русский человек знаком с таким видом обслуживания, как «шведский стол». Он используется во многих отелях, гостиницах и приемах. Поэтому нужно знать правила этикета для взрослых и школьников для употребления пищи со шведского стола:

  • Не подобает приходить в столовую зону в купальнике или парео. Это не пляж, поэтому нужно на обед одеваться прилично.
  • Взрослые, школьники и маленькие дети должны вести себя достойно: спокойно, сдержанно, не толкаясь в очереди.
  • Также не следует громко разговаривать, выкрикивать, а детям плакать. Если ребенок закапризничал, то родитель должен выйти с ним из столовой, пока он не успокоится.
  • Если вы увидите в столовой знакомых, обязательно поприветствуйте их.
  • Не переживайте о том, что вам не достанется какой-то еды. В таких заведениях сотрудники всегда заботятся о своевременной подачи блюд на раздачу.
  • Пользуйтесь столовыми приборами правильно. Все правила, касающиеся использования вилок и других приборов, описаны выше по тексту.
  • Если вы или ребенок не наелись, то можно еще раз подойти за едой. Тарелку можно поменять на чистую, особенно, если на ней остались кости от птицы или рыбы, крошки или подлива.
  • Накладывайте столько еды в тарелку, сколько можете съесть. Помните, что в некоторых отелях даже штрафуют за то, что еда осталась на тарелке.
  • Во время накладывания еды в тарелку, не перебирайте ее на общем блюде. Это неприлично и унижает вас и остальных людей, стоящих в очереди. Не разрешается это делать и ребенку.
  • В центральную часть тарелки укладывается мясо или рыба. Сбоку — гарнир, зелень, салат.

Помните, что еды из ресторана со шведским столом выносить запрещено. Убирать за собой нужно, если это предусмотрено в данном месте. Если самообслуживания в данном ресторане нет, тогда подайте знак официанту при помощи вилки и ножа. Их нужно положить на тарелку параллельно друг другу.

Что такое этикет?

Этикет – это свод норм и правил, регулирующих поведение людей в обществе или отдельно взятой социальной группе. Говоря об этикете для детей, мы подразумеваем правила хорошего поведения, в первую очередь, в отношении взрослых, потому что именно они могут оценить поведение как «хорошее» или «плохое» в силу своего опыта.

Этикет подразделяется на разные виды – есть как общепринятые правила, так и особый этикет для отдельных случаев (например, служебный, религиозный, траурный). Обучать детей этикету следует постепенно, и для дошкольного возраста достаточно тех правил хорошего тона, которые малыши могут применить в повседневных ситуациях.

Телефонный разговор

Стационарным аппаратом дети начинают пользоваться лет с пяти, отвечая на звонки, а первый смартфон часто покупают первоклассникам. Хорошие манеры при использовании телефона заключаются в следующем:

  • Начинать телефонный разговор нужно с приветствия, заканчивать прощанием.
  • Громко общаясь по телефону, ребенок может вызвать неудовольствие окружающих.
  • В некоторых ситуациях или в организациях, где по правилам нельзя разговаривать по смартфону, – на уроке, в церкви, магазинах и банках – телефон отключают.
  • В обстоятельствах, при которых нет возможности для разговора, на телефонный звонок нужно ответить и пообещать перезвонить позднее.

    Нужно непременно исполнить обещанное позже.

  • Если произошла ошибка набора номера, следует извиниться.
  • SMS-переписку необходимо вести грамотно.
  • Нельзя отвечать на звонки с незнакомого номера.

Этикет для детей школьного возраста: звонить до 8 утра и после 9 вечера невежливо, исключение – срочный, неотложный разговор. Если на стационарный телефон позвонили кому-то из членов семьи, не нужно задавать лишних вопросов и праздно беседовать. Если близкий человек отсутствует, нужно спросить, что ему передать.

Учебный – Учиться нужно вежливо

Существуют и определенные правила поведения в школе. К ним можно отнести следующие:

1.                 Уважать учителя;

2.                В школу следует приходить за 10-15 минут до начала занятий;

3.                В школу следует приходить подготовленным — выполнять все домашние задания, не забывать книги и тетради, не забывать спортивную форму;

4.                Запрещается самостоятельно во время занятий уходить из школы;

5.                Во время занятий, если есть необходимость выйти, следует поднять руку и спросить об этом разрешения у учителя;

6.                Пропускать уроки допустимо лишь по уважительной причине;

7.                Во время занятий следует отключать звук мобильного телефона;

8.                В начале урока следует приветствовать учителя стоя;

9.                Если есть вопрос или хочется ответить на поставленный вопрос, следует поднять руку и дождаться, когда учитель обратит на вас внимание;

10.           Следует соблюдать порядок на своем рабочем месте;

11.             Во время урока запрещается есть;

12.            Звонок в конце урока — для учителя. Следует дождаться, когда учитель закончит;

13.            На перемене запрещается бегать, кричать, ругаться, драться — нарушать порядок в школе.

Волшебные слова

Конечно же, главным аспектом является изучение, правильное понимание, что такое слова вежливости и использование волшебных слов, таких как «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «извините», «пожалуйста» и так далее. Нужно объяснить малышу, что их можно использовать в разных ситуациях

Например, извиняются не только тогда, когда плохо поступают или чувствуют свою вину за поступок, но и когда хотят о чем-то попросить другого человека или привлечь его внимание, отвлекая от другого дела или разговора. По мере увеличения общения с другими детьми и взрослыми навыки использования вежливых слов будут возрастать

Обучение этикету: беседа с детьми

Обучать этикету детей, помимо игровых форм, можно и в виде целенаправленного общения. Существует огромное количество материалов и уроков, которые помогут как родителям, так и педагогам правильно выстроить беседу и с легкостью донести необходимую информацию детям.

Стоит помнить, что беседа должна быть:

  • Не утомительной для детей, а значит не продолжительной
  • Эмоционально окрашена, не монотонна — дети должны быть заинтересованны
  • Двусторонней — дети должны принимать активное участие в беседе
  • Яркой и запоминающейся — следует использовать различные наглядные примеры в виде картинок, аудиоматериалы, видеоматериалы

Тематическая беседа с детьми

3 формы обучения правилам этикета в школе

Побеседуем. Разговор учителя или родителя с ребенком в формате «вопрос-ответ»

Важно, чтобы младший проговорил правила вслух. Для этого формата эффективны таблицы, картинки, видео презентации.
Проведем тренинг

Практическое рассмотрение ситуаций с разных сторон, проигрывание их в формате «Что будет, если»

Например, можно на примере показать ребенку, что чувствует его одноклассник, если его ударят. Ведь это больно, обидно – и сразу становится понятно, что так делать нельзя.
Поиграем. Игровое моделирование школьной ситуации в обычной жизни. Эффективна работа в парах, когда один ребенок играет ученика, а другой учителя, младшего/старшего школьника

Важно, чтобы игровую работу сопровождал психолог

Практическое рассмотрение ситуаций с разных сторон, проигрывание их в формате «Что будет, если». Например, можно на примере показать ребенку, что чувствует его одноклассник, если его ударят. Ведь это больно, обидно – и сразу становится понятно, что так делать нельзя.
Поиграем. Игровое моделирование школьной ситуации в обычной жизни. Эффективна работа в парах, когда один ребенок играет ученика, а другой учителя, младшего/старшего школьника

Важно, чтобы игровую работу сопровождал психолог.

Как игры помогают учить правила этикета?

Если перед родителями стоит задача научить ребенка определенным правилам этикета, важно не навязывать ему их и не предъявлять в форме нареканий. Учить ребенка правильно себя вести гораздо полезнее, используя игру.

Существует немало пособий и сборников для детей с основными правилами поведения

Чаще всего, они построены на увлекательных сюжетах, сопровождаемых красочными иллюстрациями: «Нескучные правила», «Хорошие манеры». Чтение таких пособий скрасит совместный досуг

Существует немало пособий и сборников для детей с основными правилами поведения. Чаще всего, они построены на увлекательных сюжетах, сопровождаемых красочными иллюстрациями: «Нескучные правила», «Хорошие манеры». Чтение таких пособий скрасит совместный досуг.

Вежливые слова и поступки

Соберите «чаепитие» на котором, помимо вас и ребенка будут куклы, плюшевые медведи и роботы. Всех нужно поблагодарить, что пришли, предложить чаю, сказать что-то приятное на прощание. Во время игры иногда специально нарушайте правила или создавайте ситуацию, в которой их нарушит один из приглашенных. Это поможет наглядно продемонстрировать, как неприятно может быть окружающим, если кто-то ведет себя грубо, невоспитанно, и как лучше исправить ситуацию, корректнее одернуть того, кто неправильно поступает.

Закрепляйте эти навыки дома каждый день, припоминая игровые ситуации в неигровой атмосфере, пока правила не войдут в привычку и не станут соблюдаться на уровне автоматизма.

Что это такое

В повседневном бытие обычно воспитанность характеризуется хорошими манерами, способностью адекватно держать себя в социуме и уважением к окружению. При этом перечень хороших манер варьируется в различных социокультурных общностях, вследствие чего рассматриваемое понятие определяется в качестве умения и привычки руководствоваться поведенческими нормами, установленными в определённой группе.

Таким образом, отвечая на вопрос, что такое воспитанность, можно трактовать её в качестве внушённого индивиду уважения к социальному окружению. Если человека, как следует обучили манерам поведения, нормам воспитания, а индивид, в свой черёд, усвоил знания, то он является воспитанной личностью. Если индивида не учили, и он не впитал воспитание, то такого человека считают невоспитанным. Иногда люди самостоятельно обучаются манерам поведения и результат зачастую аналогичный тому, когда он впитывает эти азы от родителей, школьной среды, ближайшего окружения.

Как и всякий навык, рассматриваемое понятие бывает хорошо усвоенным, ставшим личностной чертой, и наносным, то есть легко слетающим в проблемных жизненных обстоятельствах, либо спадающим с субъекта при исчезновении с его стороны контроля.

Элементарная воспитанность рознит индивида, получившего минимальные азы культурности от вовсе невоспитанного. Если кроха, пребывая в социокультурной среде, не орёт беспричинно словно резаный, не дерётся, не пытается залезть в чужую миску, то у него присутствуют элементарные черты культурности. Элементарное воспитание предписывает, что следует делать, но не в минимальной степени предписывает поведенческий стиль.

Истинная воспитанность характеризует больше поведенческий стиль. То есть это далеко не формально-бездумные поведенческие паттерны, а прежде всего разумение смысла действий, внутренняя склонность к воспитанности.

Основные правила

Застольный этикет регулирует поведение гостей на всех этапах трапезы — начиная от рассадки и заканчивая прощанием.

Его основные правила:

  1. Если у хозяина нет плана рассадки гостей, они должны ждать стоя, пока он не укажет им на места. По традиции организатор застолья садится во главе стола, рядом с ним располагаются почетные гости, а дети и молодежь оказываются на противоположной стороне.
  2. Во время рассадки женщины, вне зависимости от возраста или социального статуса, садятся за стол первыми. Хорошим тоном считается помочь им подвинуть стулья.
  3. Начинать трапезу можно только после того, как все гости заняли свои места и получили первое блюдо от организатора застолья. Если обед проходит в ресторане, нужно таким же образом дождаться, пока официант принесет еду каждому из присутствующих.
  4. Последующие блюда можно начинать есть сразу, не дожидаясь остальных.
  5. Опоздавших за стол ждут не более 20 минут. Явившийся позже назначенного времени гость должен вежливо извиниться (не оправдываясь и не вдаваясь в причины своего опоздания) и пройти на свое место.
  6. Во время трапезы нужно стараться издавать как можно меньше звуков. Запрещено чавкать, сербать, звенеть приборами.
  7. Запрещено класть на стол локти — ими можно случайно столкнуть тарелку или бокал. На столе должны лежать только кисти рук.
  8. Невежливо тянуться за блюдом на крайней стороне стола — вместо этого стоит вежливо попросить передать его.
  9. Запрещено выбирать лучшие куски из общей тарелки — нужно брать только те, что лежат ближе всего.
  10. Бокалы с вином наполняют не более, чем наполовину. По традиции мужчины наливают спиртные напитки женщинам, сидящим справа от них.
  11. Закончив есть, невежливо сразу выходить из-за стола — стоит продолжать участвовать в беседе, пока застолье не закончится. Если понадобилось срочно уйти, нужно вежливо сообщить об этом хозяину и извиниться.

Поведение за столом

В столовый этикет входят не только нормы сервировки и поедания пищи, но и взаимодействия гостей между собой.

Чтобы произвести приятное впечатление, нужно придерживаться следующих правил при общении:

Использование салфеток

Многоразовые льняные салфетки предназначены для сохранения частоты одежды. Перед трапезой их нужно расправить и положить себе на колени. Закончив есть, складывать их обратно необязательно — достаточно положить их на стол рядом со своей тарелкой.

Бумажные салфетки используют для вытирания губ, лица, кончиков пальцев во время еды. После использования их кладут рядом с тарелкой, чтобы официант мог их выбросить. Вытирать ими чрезмерно грязные или жирные руки нельзя — лучше сходить в уборную и вымыть их водой. Протирать ими пролитые напитки или жидкие блюда также недопустимо.

Как вести себя вне дома?

Поведение в коллективе

Что такое коллектив? Коллектив — это люди, объединенные одним общим делом. В социуме существуют правила поведения, которые регулируют отношения и помогают отрегулировать возникновение конфликтов. Рассмотрим их.

  1. Относись к окружающим вежливо и уважительно, это поможет установить доверительные отношения.
  2. Не кричи и не перебивай других.
  3. Умей отстаивать свою точку зрения.
  4. Помогай, если просят. Обязательно помоги тем, кто младше тебя если у них что-то не получается.
  5. Если что-то обещаешь, старайся выполнить, чтобы не говорили, что ты лгун.
  6. Не обманывай, не кради, не дерись.
  7. Умей признать свою вину и попросить прощения.
  8. Прислушивайся к друзьям.

Дети учатся, наблюдая за своими родителями, поэтому направляйте их на путь истинный собственным примером

Важно не только объяснять правила этикета, но соблюдать их. Помните, что родители — главные люди в жизни ребенка, на которых он стремится равняться. Хорошие манеры и доброе сердце всегда были и будут востребованы в каком бы обществе и в какие бы времена мы не жили

Хорошие манеры и доброе сердце всегда были и будут востребованы в каком бы обществе и в какие бы времена мы не жили.

Телефонный – Ало? Здравствуйте!

 Родителям стоит объяснить ребенку, что во время телефонного разговора следует пользоваться всеми правилами речевого этикета. Наравне с этими правилами к телефонному этикету можно отнести и следующие:

1.                 Следует без всякой надобности ограничить телефонные звонки с 21.00 вечера до 08.00 утра, а в выходные дни с 21.00 вечера до 10.00 утра;

2.                Телефонный разговор стоит начинать с приветствия, а по окончании разговора обязательно стоит попрощаться;

3.                В местах, где правила этикета не позволяют разговаривать по телефону, следует отключать его;

4.                Если вы сказали кому-либо, что перезвоните, то в обязательном порядке стоит это сделать;

5.                Правила этикета запрещают отвечать на звонки чужого телефона;

6.                При неправильно набранном номере следует извиниться;

7.                Правила этикета не позволяют громко разговаривать по телефону в общественных местах;

8.                Запрещается баловаться с помощью телефона;

9.                Все сообщения должны быть грамотно написаны.

Виды вежливости

Манера общения, форма вежливости определяются в зависимости от обстановки и людей, с которыми предстоит взаимодействовать. Существуют такие виды вежливости:

  • Официальная. Характеризуется повышенной тактичностью, а обращение к собеседнику исключительно на «Вы».
  • Неофициальная. Отличается минимумом строгих условностей, обращением собеседником на «ты», общением в неформальной обстановке.
  • Безличная. Это переходная форма обращения с «Вы» на «ты», где одна из сторон является инициатором общения.

Официальная

Это основа делового общения. Общение «сухое», не имеет никакой окраски и эмоциональности, включает поведенческий и речевой этикет, уместный при официально-деловых встречах, важных переговорах. Собеседники общаются четко и корректно, выстаивают правильный диалог, подбирают каждое слово. Такое выражение вежливости может создать некое напряжение в беседе.

Ритуально-обрядовая

В этом случае вежливый человек соблюдает народные традиции и все необходимые обряды (ритуалы), согласно определенному мероприятию, на которое официально приглашен. Речь идет о свадьбе, религиозных праздниках, светских раутах, юбилеях, других торжественных мероприятиях. Для соблюдения правил светского этикета употребляются определенные фразы, как говорится, «по случаю».

Бытовая (обиходная) вежливость

В данном случае речь идет о соблюдении элементарных правил вежливого человека в неформальной обстановке с родными, близкими либо незнакомыми людьми.

Неофициальная или дружеская

В этом случае правила вежливого общения распространяются на родных, знакомых и друзей, реализуются в неформальной обстановке. Основные признаки: эмоциональность, юмористические нотки, мягкость, некая расслабленность в общении. В рамках этикета и вежливости можно перейти на «ты».

Безличная

Для этой формы выражения вежливости характерно отсутствие личных местоимений – «Вы» или «ты». В такой манере чаще проходит общение с незнакомыми людьми. В правилах вежливости и этикета указано, что ответ тоже может быть безличным. Возможно, беседа с этим человеком больше никогда не повториться, но у него останется положительное впечатление от мимолетного разговора.

Правила поведения в театре, в кино и на концерте

На личном примере родители обучают детей, как вести себя в общественных местах: в кинотеатре, театре или на концерте. Конечно, для выхода в театр или концерт принято приходить нарядно одетыми (для мальчиков – брюки и рубашка, для девочек – нарядное платье).

Также есть и другие правила:

  1. опаздывать крайне нежелательно;
  2. верхнюю одежду сдают в гардероб;
  3. если ваше место находится посредине ряда, проходят к месту, повернувшись лицом к людям;
  4. во время показа или концерта не разговаривают;
  5. не принято есть или пить – для этого существует антракт и буфет;
  6. нехорошо шуршать бумажками;
  7. кашель и насморк могут отвлекать других, поэтому с симптомами болезни оставайтесь дома;
  8. не принято подпевать артистам;
  9. нельзя шуметь.

Этикет общения и правила безопасного поведения на улице для детей – необходимость, а не роскошь. Ведь это облегчит их жизнь. Нужна мотивация – объясняйте ребенку, почему эти правила так важны для его будущего.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий