Организация исследовательской деятельности в подготовительной группе
Современные условия постоянного развития системы образования и непрекращающийся информативный поток диктуют свои правила к организации обучения детей в дошкольном возрасте. Предъявляемые требования подробно изложены в ФГОС, согласно которому функционирует исследовательская деятельность в подготовительной группе.
Детские исследования всегда нравятся малышам
Необходимость развития
В первых дней жизни малыш получает опыт путем исследований. Родители не всегда поощряют это любопытство, зачастую обучая ребенка тому, что сами считают важным.
Обратите внимание! Такой подход со временем отобьет потребность узнавать новое, и образовательный процесс превратиться в скучную рутину. Этого допускать нельзя
Поэтому необходимо не только самим участвовать в процессе, но и отдать чадо в ДОУ для всестороннего развития мыслительных способностей
Этого допускать нельзя. Поэтому необходимо не только самим участвовать в процессе, но и отдать чадо в ДОУ для всестороннего развития мыслительных способностей.
Цели и задачи
Стимулирование детей к изучению нового с обязательным поощрением и формирование соответствующего мышления является целью воспитателя.
Задачи:
- Прививание навыков самодисциплины и самоорганизации.
- Побуждение к осваиванию разнообразных методов поиска и оценивания информации.
- Приучение к соблюдению распорядка дня, контролю заданий, развитие ответственности.
- Полезное времяпрепровождение в виде игр, направленных на повышении концентрации, сообразительности, самостоятельности.
- Совместная активность на прогулке.
- Развитие мелкой моторики рук путем занятий творчеством.
Экспериментальные уроки должны быть в каждом саду
Требования по ФГОС, что это и нужно ли?
Все ДОУ обязаны следовать федеральному государственному образовательному стандарту, который включает в себя свод правил и НОД, необходимых для качественного функционирования подготовительной группы. Одним из основополагающих требований является развитие любознательности и активности ребенка.
Важно сформировать самостоятельный сбор и последующий анализ информации. Воспитателю следует проявлять внимательность и удовлетворять разумным ответом любой вопрос ребенка
Коллективные занятия эффективнее
Методика организации
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе может быть организована двумя способами:
- Предмет изучения — сам ребенок.
- Предмет изучения — действия воспитателя.
Методы, используемые в исследовании:
- Наглядные — демонстрация фильмов, наблюдение, рассматривание картин и проектов, зачитывание конспектов.
- Практические — экспериментальные опытные постановки, труд на открытом воздухе на природе, игры в космос, зиму, весну и т.д.
- Словесные — беседа, опытнические рассказы из жизни, чтение.
Организация учебного процесса может быть представлена, как:
Коллективная — все дети сада или группы участвуют в исследовании
Важно, чтобы каждый участник вовремя усваивал новое, не отставая от других.
Индивидуальная — проводится исключительно с одним членом группы, который недопонял материала.
Подгрупповая — требуется, когда необходимо сделать вывод, основанный на сравнении нескольких результатов.
Ход опыта:
Необходимо поместить скрепку в стакан и налить в него воду.
Как, не замочив пальцев, достать скрепку из стакана?
Вывод: нужно поднести магнит ко дну стакана, и он за собой притянет скрепку. Теперь следует вести магнит по стеклу вверх, чтобы вытащить скрепку из стакана. Следовательно, магнит притягивает скрепку через стекло и воду.
Предлагаю, отметить в карточке пометку о выполнении опыта.
Воспитатель: Я знаю еще один очень интересный опыт на плавучесть. Поднимите руки, кто из вас любит плавать. (Дети поднимают руки). Скажите, где вы плаваете? (Дети: в бассейне, на речке, в море, в озере, на пруду). А где легче всего плавать? (Дети: в море). А почему? (Дети: в море вода соленая, она лучше держит, абсолютно верно, друзья мои, и мы подтвердим это с вами следующим экспериментом.
2. Опыт «Вода имеет плывучесть»
Материал: сосуд с водой, соль, ложка столовая, сырое яйцо.
В одной банке – простая вода, а в другую – добавляется соль. В пресной воде – яйцо тонет, а в соленой – плавает. Добавляя в банку то соленую, то пресную воду, заставляет яйцо, то всплывать, то опускаться на дно банки, и добивается того, что яйцо зависает на её середине.Вывод: в соленой воде плывучесть легче.
Давайте изобрази на карточке положение яйца в стакане. В первом и во втором случае.
Воспитатель: Ребята, пора нам с вами узнать, как можно написать секретное письмо. Я знаю, что есть бесцветные чернила. Такими чернилами можно написать секретные письма. Однажды в книге я прочитала об одном способе проявления невидимых чернил. И я вам сейчас его расскажу.
3. Опыт «Секретное послание»
Оборудование: Чистые листы бумаги; кисти для рисования; тарелки; молоко; лимонный сок; вода; йод; поролоновая губка; утюг.
Давайте разделимся на две команды.
Перед каждой командой лежит белый лист бумаги. Одна команда выполняет рисунок молоком, а другая – лимонным соком.
Надо дать рисункам высохнуть.
Физминутка:
Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два,
Продолжать уж нам пора.
Рисунок, нарисованный молоком, воспитатель проглаживает раскалённым молоком, и он проявляется. Это происходит, потому что импровизированные чернила закипают, темнеют под воздействием тепла и рисунок проявляется.
Чтобы увидеть рисунок, сделанный лимонным соком, растворяем в воде несколько капель йода и слегка смачиваем лист (к 4-5 чайным ложкам воды добавляем половину чайной ложки йода).
Под воздействием настойки йода бумага становится фиолетового цвета. Лимонный сок препятствует изменению цвета, поэтому нарисованное проступает в виде белого рисунка.
Вот и все эксперименты, порученные нам профессором Чудаковым. Профессор будет вами доволен. Давайте соберем результаты наших экспериментов на столе в пустом конверте. Но конверт оказывается не пустой… В нем лежат значки. Это благодарность профессора за проделанную работу.
Что вы сегодня узнали нового?
Давайте вспомним, какие опыты показались вам особенно сложными?
Какой опыт вы бы проделали дома с родителями?
Карточка для фиксации опыта
Реактивный шарик.
Оборудование: шарик, 2 стула, шнур, коктейльная трубочка
Карточка для фиксации опыта
1. Опыт «Достать скрепку из воды не замочив рук»
Материал: стеклянный стаканчик, скрепка, вода, магнит.
Карточка для фиксации опыта
2. Опыт «Вода имеет плывучесть»
Материал: сосуд с водой, соль, ложка столовая, сырое яйцо.
Карточка для фиксации опыта
3. Опыт «Секретное послание»
Оборудование: Чистые листы бумаги; кисти для рисования; тарелки; молоко; вода; йод; поролоновая губка; утюг
Карточка для фиксации опыта
1. Опыт «Секретное послание»
Оборудование: Чистые листы бумаги; кисти для рисования; тарелки; лимонный сок; вода; йод; поролоновая губка; утюг
Возрастные особенности старших дошкольников
По мере роста ребенка, углубляются мыслительные процессы и способы изучения окружающего мира.
Если в младшем и среднем дошкольном возрасте экспериментирование является главным источником познания, то в старшем одного его уже недостаточно. Появляется наглядно-образное мышление, осознанность, воображение расширяется.
Благодаря новым навыкам, формируется логическое мышление, основанное на приобретенном опыте. Развивается способность предугадывать результат исходя из похожих ситуаций.
Заключительным пунктом является исследование заинтересовавшего объекта исходя из личной мотивации. То есть, наличие результата не представляет ценности, важен сам процесс.
Обратите внимание! Знание вышеперечисленных стадий необходимо учитывать при работе в группе со старшими дошкольниками
Примерный план занятия по экспериментированию
Цель занятия: определение характеристик камня практическим путем.
Задача: экспериментирование в подготовительной группе.
Выполнение:
- Определение цветов, форм и размеров различных камней.
- Выяснение характера поверхности (гладкая или шероховатая).
- Изучение рельефа камней при помощи лупы.
- Взвешивание камней и определение температуры.
- Исследование свойств камня (тонет ли в воде, легче, чем дерево, впитывает воду, как звучат камни).
Результаты опытов и наблюдений заносятся в дневник.
Опыты с магнитом увлекательны
Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе
Цель — знакомство детей со свойствами магнита, создание с ним игрушек.
Задачи — стимулировать познавательную активность, любопытство, мелкую моторику, сформулировать представление о свойствах магнита.
Ход занятия:
- Детям предлагается разгадать загадку, ответом которой будет магнит.
- Игра, наталкивающая на представление о том, какие предметы подлежат притяжению, а какие нет. На столе разложены картинки, которые необходимо разложить на две стопки.
- Физкультминутка.
- «Склеивание» магнитов. Объяснение существования магнитных полюсов.
- Учитывая полученные знания, создание магнитной игрушки или скульптуры.
- Выводы. Обязательное проговаривание с каждым ребенком, что он вынес из урока.
Условия, необходимые для организации элементарной поисковой деятельности с детьми.
- Первое условие связано с пространственной организацией опытов. Ребенок должен сам видеть объект и все, что с ним происходит, слышать звуки, исходящие от него, иметь возможность почувствовать его запах. В тех случаях, когда объект природы можно трогать, брать в руки, ребёнок должен иметь возможность тактильно-кинестетического обследования, чтобы ощутить характер поверхности, форму, температуру и тяжесть предмета. Педагогическое требование к пространственной организации опыта заключается в том, чтобы любой объект природы был максимально доступен для восприятия каждому ребенку. Хорошим подспорьем в организации опыта является раздаточный материал. Воспитатель также должен помнить, что слово идет за чувственным познанием — только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.
- Второе условие связано с временным параметром: рассматривание, восприятие любых объектов и явлений природы должны быть непродолжительными. Это требование определяется тем, что наблюдение – это психическая интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, умственного напряжения. Такая деятельность трудна дошкольникам. Следовательно, продолжительность наблюдения должна быть примерно 3-10 минут -–это оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей, для сосредоточения внимания и самостоятельного получения и усвоения ими небольшого объема информации. Дети должны начать и завершить опыт в положительном эмоциональном состоянии, без умственного утомления — в этом заключается успех и воспитательно-образовательная эффективность этого мероприятия.
- Третье условие связано со структурой опыта. Каждое из них имеет начало основную часть и конец. Функции их различны. Правильное их понимание и проведение помогут воспитателю добиться общего положительного педагогического эффекта.
- Четвертое условие. Это диагностирование воспитателем уровня знаний у детей о явлениях живой и неживой природы. А также уровня развития логического мышления. Это нужно для того, чтобы выбрать наиболее доступные знания не сложные для данного уровня, а также правильную методику проведения опыта (дополнительные вопросы, более долгое рассматривание и т.д.).
Таким образом, соблюдение этих условий позволяет осуществить познавательно- исследовательскую деятельность с детьми педагогически целесообразным способом и с наибольшим эффектом для образования детей.
Как сделать уголок экспериментирования в подготовительной группе?
Важно определить место будущего уголка:
- Оформление зависит от фантазии, обязательно наличие картинок и игрушек.
- Доступ естественного освещения.
- Детям должно быть просто и легко брать материалы для экспериментов. Визуальный обзор всех предметов.
- Отсутствие стекла, электрических приборов, розеток, опасных веществ.
Паспорт уголка экспериментирования
Паспорт, это документ, в котором воспитатель указывает название уголка, номер группы и возрастную категорию, количество и название всех веществ и предметов для опытов, в том числе мебель, методические указания по проводимым экспериментам, правила пользования уголком и плакаты по технике безопасности.
Дневник опытов и экспериментов
Важно фиксировать результаты практических исследований. Для этих целей дети ведут дневники опытов и экспериментов, куда схематично вносят свои зарисовки, схемы и пометки
Обратите внимание! Для этих же целей используют стенды с фотографиями, планами и диаграммами, возможно изготовление тематических книжек-раскладушек, на тему проведенных исследований
Картотека опытов и экспериментов в подготовительной группе
Существует множество занятий для развития малышей.
Опыты с магнитом, различного происхождения
Выполнение: детям предлагается использовать скрепки или другие металлические предметы для замера производимой силы и последующего сравнения свойств.
Опыты с песком
Необходимы две пустые пластиковые бутылки, песок, шило, скотч.
Ход:
- Соединение крышек скотчем, плоской стороной друг другу.
- Проделывание отверстия шилом, в центре склеенных крышек.
- Добавление песка в одну бутылку.
- Закручивание обеих бутылок.
Обратите внимание! В результате получились песочные часы, время которых устанавливается самостоятельно
Опыты с водой развивают знания
Опыты с водой
В емкости разных форм и размеров разливают воду, и наблюдают, какую форму она примет, констатируя отсутствие цвета и запаха.
Опыты с бумагой и песком
1/2 листа бумаги скручивается в трубочку диаметром 1 см. В нее вставляется карандаш, конструкция засыпается песком до основания трубки. Карандаш убирается, и ребенок наблюдает целостность свернутой бумаги и отсутствие деформаций. Просто и познавательно!
Опыты с бумагой и водой
Берется два листа бумаги, накладываются друг на друга. Ребенку предлагается сдвинуть их. После чего листы пропитываются водой, и сдвинуть их уже не так просто. Таким образом, приходит понимание о склеивающей способности мокрой бумаги.
Опыты с тканью
Необходимо предоставить несколько образцов различных тканей. Дети должны сравнить и проанализировать материал, его толщины, гладкость, прочность, степень намокания.
Опыты с воздухом
Полиэтиленовый пакет надувается и затягивается. Воспитатель показывает — пакет держит форму. Затем воздух выпускают, и пакет опадает. Вывод: в пакете был прозрачный воздух.