План ЗОЖ в детском саду: как привить ребенку правильные привычки

Запреты

Каждый взрослый понимает, что очень важно правильно питаться, выполнять ежедневно физические упражнения, закаливать свой организм. Но для детей вся эта информация является новой, поэтому нужно все детально им объяснить

При этом важно избегать таких ошибок:

Нудные беседы-лекции, например, зачем нам нужно каждый день чистить зубы. В лучшем случае вежливый ребенок все внимательно послушает, но в силу возраста мало что осознает, в худшем – будет откровенно зевать. О значимости любого компонента ЗОЖ лучше всего рассказать в форме игры, создать конкретную ситуацию, которая поможет малышу все понять на доступном для него уровне.

Отсутствие собственного примера. Редкий ребенок будет стараться умываться ежедневно, если его родители этого не делают.

Негатив. Если малыш что-то сделал неправильно, нельзя кричать на него, нервничать, даже если поступил он так назло. Нужно объяснить ребенку его ошибки, поговорить, поинтересоваться о причинах, побудивших нарушить режим дня, внимательно выслушать

Только так можно найти конструктивный выход из положения.

Невнимание. Не стоит надеяться на то, что воспитатели, а потом – учителя, научат кроху всему необходимому

Самым лучшим учителем являются именно любящие родители, которым хочется привить своему ребенку все важнейшие навыки и умения.

Только с учетом этих запретов можно вырастить здорового и гармонично развивающегося ребенка, готового к школе и дальнейшей взрослой жизни.

Родителям дошкольников необходимо уделять должное внимание формированию и закреплению у ребенка привычек ЗОЖ, только в этом случае дети смогут нормально учиться в школе, сохранят свое здоровье и хорошее самочувствие на долгие годы. Ребятам, которым соответствующие навыки не привили с детства, в дальнейшем будет очень сложно перестроиться

Как заниматься?

Рассмотрим, что могут сделать родители, чтобы приучить ребенка к здоровому образу жизни

Очень важно начать делать это в дошкольном возрасте, поскольку проведенные исследования доказали: малыши, с которыми занимаются закаливанием, гимнастикой, много гуляют, растут более крепкими и реже болеют. Поэтому к поступлению в первый класс у ребенка уже должен быть хороший иммунитет и устойчивость к простудным заболеваниям

В противном случае ему придется оставаться на больничном, пропускать, а потом – нагонять, что станет дополнительной нагрузкой и стрессом.

Необходимо передать малышу определенные теоретические знания и практические навыки вовремя. Какие же формы работы могут выбрать для себя родители?

Посещение с малышом спортивных соревнований и участие в них.
Активные прогулки на свежем воздухе.
Тематические прогулки в парке. Можно не просто гулять, а знакомить ребенка с окружающим миром, рассказывать о погоде, растениях и животных.
Использование проблемных ситуаций

Чтобы малыш навсегда запомнил важность того или иного компонента ЗОЖ, нужно, чтобы он сам до него дошел. Родители могут сыграть с ним увлекательную игру, например, «Почему у куклы Маши заболели зубы»

Сначала задается игровая ситуация – у куклы болят зубы, ребенку необходимо выяснить, почему это произошло. Задавая вопросы, он узнает, что Маша не чистит зубы дважды в день. Таким образом будет сделано маленькое открытие, малыш убедится в важности обязательной гигиенической процедуры. После этого нужно закрепить знания, посмотрев видеофильм о том, как правильно пользоваться щеткой.

Родители могут использовать карточки, развесив их по всей квартире, чтобы у ребенка всегда перед глазами были важнейшие правила ЗОЖ, проиллюстрированные его любимыми сказочными или мультипликационными персонажами.

Правильное питание для детей

Ребёнку в дошкольном возрасте рекомендуется четырёхразовое питание. Три раза в день  необходимо есть горячую еду

Сбалансированное меню очень важно, но не меньшее значение имеет подход к еде. Стоит дать ребёнку понять, что еда — это то, что даёт силы, питает нас, делает наше здоровье крепким, а настроение хорошим

Но главное — не заставлять ребёнка есть и доедать всё до конца. 

Хороший способ формирования грамотного отношения ребёнка к еде — диалог. Ответы на вопросы «Что бы ты хотел на ужин?» и «Сколько тебе положить?» взращивают в малыше чувство ответственности и самостоятельности с ранних лет. Естественно, ребёнок не всегда будет доедать всю порцию, которую заказал. Но, если он выработает  привычку решать, что ему нужно, с малых лет, в будущем это поспособствует принятию ответственных решений.

Рекомендации по составлению рациона питания ребёнка: 

  • Половина рациона должна состоять из некрахмалистых овощей (помидоры, огурцы, морковь, капуста, брокколи, шпинат, бобовые культуры и т. д.).
  • Четверть рациона должна состоять из крахмалосодержащих продуктов (цельнозерновой хлеб, картофель, кукуруза, горох, каши, рис и т. д.).
  • Оставшаяся часть рациона — это нежирное мясо (курица, индейка или постная говядина) и рыба.

К меню добавляйте фрукты и нежирное молоко.

Не стоит запрещать ребёнку употреблять вредные продукты: газировку, чипсы, фастфуд и т. д. Запретный плод сладок — не давая возможности детям пробовать то, что им хочется, мы провоцируем их на срыв. В будущем это может привести к перееданию и различным заболеваниям пищеварительного спектра. Разрешайте ему в умеренных дозах есть то самое вредное. Хороший способ — приурочить обед в ресторане быстрого питания к какому-то мероприятию, например к сеансу в кино или походу к врачу. 

Здоровый образ жизни и спорт

Для каждого малыша главный пример и мотиватор — родители, поэтому активный образ жизни должны транслировать именно они.

Например, летом можно устроить велопрогулки, катание на самокате, роликах, игры в футбол, волейбол, баскетбол. Ходите также вместе в бассейн, на утреннюю пробежку, в походы. Зимой катайтесь на санках, коньках, лыжах. Это не только хороший метод воспитания и развития ребёнка, но и прекрасная возможность сплотить семью. 

Кружки и секции 

Спортивные секции, конечно же, дают достаточное количество спортивной нагрузки для тела, но проблема в том, что «здоровья» в жизни ребёнка может стать слишком много. Спорт далеко не всегда способствует оздоровлению,  чаще он ориентирован на достижение целей. Если хотите, чтобы ребёнок был здоров, не отдавайте его в профессиональный спорт. Достаточно детского футбола или танцев, не спортивных, а развивающих. 

Внимание к физической подготовке

Для того чтобы научить малыша физической активности, следует проводить с ним зарядку вместе, ребенок будет в восторге от того, что мама или папа двигаются под музыку вместе с ним, поэтому капризничать не будет, а постарается выполнить упражнения как можно лучше. Занимаясь у открытого окна, можно убить одним выстрелом двух зайцев – ребенок одновременно будет и закаляться.

В утреннюю гимнастику лучше всего включить простые упражнения для всех групп мышц: прыжки, бег на месте, подъемы рук и ног, приседания

Если у малыша наблюдается нарушение осанки, следует уделить внимание ее своевременной корректировке. Кроме того, для дошкольного возраста будут полезны и такие комплексы упражнений, которые следует вписать в режим дня:

  • Дыхательная гимнастика Стрельниковой, направленная на развитие дыхательного аппарата.
  • Пальчиковая гимнастика поможет улучшить мелкую моторику ребенка.
  • Полезен будет и самомассаж кистей и пальцев, выполняемый при помощи граненого карандаша или ореха. Необходимо показать малышу, как делается маччаж, а далее – предложить попробовать.
  • В зимнее время нужно всей семьей отправиться на прогулку на лыжах, покататься на санках, ватрушках. Если ребенку уже исполнилось 5 лет, можно научить его кататься на коньках.
  • Укрепить иммунитет поможет посещение бассейна, кроме того, плавание улучшает осанку, развивает мышцы спины, создает мышечный корсет.

Если ребенку интересно, можно записать его на танцы или в спортивную секцию, главное, чтобы малыш сам изъявил желание посещать такие занятия, а не безропотно выполнял волю родителей, тогда результат будет положительным.

Анализ компонента по воспитанию ЗОЖ в образовательных программах

Рабочая программа по ЗОЖ составляется на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от29 декабря 2012 г. N 273 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326);
  • Приказ Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 N 1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384);
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» . Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05. 2013 г. N 26 (Зарегистрировано Минюсте РФ 29.05. 2013 г., N 28564);
  • Приоритетный национальный проект «Образование»;
  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

Программа по ЗОЖ также составляется на базе образовательной программы, по которой работает конкретное ДОУ. Этот документ устанавливает ведущий компонент работы по ЗОЖ.

Авторские программы по формированию ЗОЖ

Кроме того, при создании рабочей программы педагог, опирается на авторские разработки по формированию ЗОЖ. Существует ряд программ, которые основываются на комбинации требований к воспитанию ЗОЖ, представленных в общеобразовательных концепциях, и делают акцент на конкретном аспекте этой работы:

  • «Школа здорового человека» Г.И. Кулика, Н.Н. Сергиенко (формирование представлений о себе, правилах гигиены, мерах по охране здоровья);
  • «Я и моё тело» С.Е. Шукшина (знакомство с телом человека и его строением);
  • «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Стеркиной, Н. Авдеевой. О. Князевой (формирование безопасности жизнедеятельности);
  • «Разговор о правильном питании» М.М. Безруких, А.Г. Макеевой, Т.А. Филипповой (знакомство с полезными и вредными свойствами продуктов).

Примером рабочей программы, составленной на основе вышеперечисленных концепций, может быть разработка воспитателя из г. Нижневартовска Ситенко О.В. «Программа по формированию основ ЗОЖ у дошкольников 3–7 лет «Азбука здоровья».

Рабочая программа по воспитанию привычки к ЗОЖ опирается на нормативные документы, образовательную программу и авторские программы по этому направлению

Мероприятия по ЗОЖ в детском саду

Скучные лекции – не для детей

Ни один дошкольник не усвоит и не примет во внимание большой объем сухой теоретической информации

Поэтому важно, чтобы занятия по ЗОЖ в детском саду были действительно интересными.
В какой форме можно преподносить новые знания детям:

Интересные беседы. Совсем без теории, конечно, не обойтись

Но важно предоставить ее так, чтобы увлечь малышей. Им будет гораздо интереснее, если это будет не лекция, а живая беседа, где каждый сможет принять участие

Задача воспитателя – побудить детей к размышлениям. Задавать им вопросы: «как вы думаете, что будет, если…», «как бы вы поступили в такой ситуации…», побуждая думать и искать варианты. Также интересно сочетать беседу с игровыми элементами.
Наглядные пособия. Книги, плакаты, макеты, специальные куклы, призванные научить поступать правильно – все это нравится детям. Яркие красочные пособия всегда интереснее и нагляднее рассказа «на пальцах». Также можно использовать музыку, видео, презентации, клипы и пр
Во многих мультфильмах, как старых, так и современных, уделяется внимание теме ЗОЖ. Просмотр будет не только интересен, но и полезен.
Литературные произведения
Чтение и разучивание стишков, сказок, различных историй о вредных и полезных привычках поможет закрепить теорию. Такие истории можно брать готовые, а можно воспитателю придумывать самостоятельно. Короткие сказки можно инсценировать вместе с группой.
Игры. Конечно, самые распространенные способы привить дошколятам что-то новое – это увлекательные игры. Это могут быть игровые сценарии для закрепления знаний касательно устройства тела, полезных привычек. И активные спортивные игры на развитие силы, выносливости и укрепление здоровья. Подробнее про подвижные игры для детей разного возраста можно прочитать в наших статьях.

Важно чередовать сидячие занятия с активными, особенно это касается детей из подготовительной группы. Динамические паузы в обучающих занятиях пригодятся ребенку и тогда, когда он пойдет в школу

В план по ЗОЖ также входит научить дошколят правильному расслаблению, гимнастике – для всего тела, глаз, пальчиков и пр.

Методика осуществления внеучебной образовательной деятельности по воспитанию ЗОЖ

Эта форма образовательной деятельности реализуется посредством организации досуговых мероприятий (развлечений), которые обычно приурочены к праздникам — Дню физкультурника, Дню здоровья, Дню защиты детей, или смене времён года — началу осени, концу весны. Главная задача подготовки и проведения досуга по здоровьесбережению — создание в сознании у детей привлекательного образа ЗОЖ. Кроме того, в проведение развлечений могут подключаться родители малышей, что в целом способствует созданию эмоционально положительной атмосферы в коллективе.

При этом структура досугового мероприятия будет идентична НОД:

  • вводная часть;
  • основная;
  • заключительная.

Общий хронометраж составляет от 30 до 40 минут в зависимости от сценарных задумок

Правда, важно помнить, что эти + 10 минут предназначаются для деятельности взрослых, не детей

Досуговые мероприятия являются важным элементом образовательной деятельности по ЗОЖ

Методика разработки проекта по ЗОЖ

Одной из форм работы в рамках практического метода является проект. Его миссия заключается, прежде всего, в реализации творческого потенциала малышей и поощрении инициативности маленьких воспитанников. Кроме того, проекты приобщают родителей к активному креативному сотрудничеству с ДОУ. В контексте воспитания привычки к ЗОЖ проекты могут быть двух видов:

уточняющие, закрепляющие определённый вопрос темы и не требующие много времени на разработку, то есть краткосрочные (рисунки, стенгазеты, буклеты, поделки, например, посвящённые здоровому питанию и пр.);
разрабатывающие практический аспект темы после детального и всестороннего изучения теоретической составляющей, а также после рассмотрения результатов мониторинга развития детей, то есть долгосрочные (к примеру, долгосрочный проект «Остров здоровья» в подготовительной группе, призванный повысить уровень осведомлённости детей и родителей о мерах закаливания, важности физических процедур и рационального питания).

Разработка долгосрочного проекта требует тщательной методической подготовки.

Алгоритм разработки долгосрочного проекта

Подготовка такого рода проекта включает три этапа:

  • вводный или подготовительный, то есть этап сбора материала по теме (например, для разработки описанного выше проекта «Остров здоровья» с детьми проводились мониторинги, призванные выявить объективные показатели здоровья и уровня знаний относительно ЗОЖ, родители участвовали в анкетировании по теме);
  • внедренческий или основной, то есть осуществление задач проекта (проведение занятий, внеурочных мероприятий и пр.);
  • итоговый, предполагающий составление творческого отчёта, «продукта», по изученной проблеме (подготовка презентации, фотоотчёта, методических пособий, например, серии дидактических игр).

Примерами долгосрочных проектов могут быть:

  • «Малыши-крепыши» в первой младшей группе;
  • «Неболейка» во второй младшей группе;
  • «Будь здоров!» в средней группе;
  • «Быть здоровым — это здорово» в страшей группе;
  • «Остров здоровья» для подготовительной группы.

Какие факторы влияют на здоровье детей?

Здоровый образ жизни определяется сразу несколькими факторами, на каждом из которых хотелось бы заострить ваше пристальное внимание

1. Рациональное питание

Принято выделять несколько моментов, которые должны учитываться, как родителями, так и работниками дошкольных заведений при формировании здорового образа жизни ребенка
. И, прежде всего, это ежедневный рацион ребенка, который должен быть полноценным и разнообразным, а именно – включать в себя в необходимом количестве основные микроэлементы и полезные вещества, поскольку специалисты утверждают, что однообразное питание является вредным для здоровья человека.

Это связано с тем, что при однообразном питании ребенок не получает огромное количество жизненно необходимых ингредиентов, обеспечивающих его полноценное развитие. В результате чего, у дошкольника могут появиться различные расстройства, той или иной степени тяжести. Правильное рациональное питание имеет большое значение именно в детском и подростковом возрасте, когда как организм подрастает и развивается, а недостаток важных веществ может привести к дисбалансам в его развитии.

Помимо этого, следует обратить внимание на количество употребляемой пищи. Регулярное недоедание и переедание в процессе развития ребенка
неизбежно приведет к ухудшению его самочувствия, а также к уменьшению продолжительности его жизни

В частности, недоедание приводит к недостатку питательных веществ, а переедание – это прямой путь к ожирению. Это заболевание, в первую очередь, нарушает работу сердечнососудистой системы, функций органов дыхания. Кроме того, достаточно часто при ожирении встречаются поражение печени и нарушение метаболизма, которые, в последствии, могут негативное повлиять на опорно-двигательный аппарат.

Меню детского сада учитывает все эти особенности питания детей, поскольку над его разработкой работали специалисты Института питания РАМН при участии ведущих диетологов страны, а соответствие объемов питания и качество продуктов контролируется сотрудниками СЭС и специальной комиссией, которая время от времени проверяет блюда, подаваемые детям. В домашних условиях родителям также следует придерживаться правил здорового питания
и никогда не забывать, что во время еды противопоказано просмотр телевизионных передач, работа за компьютером, чтение и прочие действия, которые могут отвлекать ребенка от употребления пищи.

2. Физическое развитие

Наверняка, каждый знает о том, что даже абсолютно здоровый человек в самом расцвете сил, в жизни которого отсутствуют физические нагрузки (то есть, если он не занимается спортом или не делает зарядку), при самых незначительных физических работах значительно учащается сердцебиение и дыхание. Кроме того, доктора утверждают, что у таких людей чаще встречаются всевозможные заболевания и их самочувствие, в целом, неудовлетворительное. А все потому, что работоспособность сердца напрямую зависит от развития всей мускулатуры человека. Именно поэтому систематические физические нагрузки в детском саду
позволяют укрепить опорно-двигательную, дыхательную и сердечнососудистую систему ребенка с раннего возраста. Также, физическая активность оказывает благоприятное влияние на нервную систему дошкольника.

Важно понимать, что ежедневные физкульт-минутки должны быть неотъемлемой частью жизни каждого человека, старающегося поддерживать свое здоровье в порядке. Еще лучше, если это войдет в привычку, как умывание и чистка зубов по утрам

Ну, а регулярные тренировки и посещение всевозможных секций могут стать залогом крепкого здоровья для каждого из нас. Сумев привить ребенку в раннем возрасте понимание того, что физические нагрузки обязательны для его здоровья, Вы можете быть уверены, что эта привычка сохранится и в будущем.

3. Сон и отдых

Для нормального функционирования нервной системы, впрочем, как и всего организма, огромное значение имеет своевременный отдых, а также полноценный сон. Еще академик Павлов указал, что сон защищает нервную систему человека от излишнего напряжения и переутомления. Поэтому стоит заботиться о том, чтобы сон детей дошкольного возраста
был регулярным и глубоким. В частности, для детей младшего возраста очень важен тихий час, который в детском саду длится не менее 2-2,5 часов. И родителям необходимо придерживаться этого правила и дома, независимо от того, охотно ребенок ложиться отдыхать или нет.

Правила здорового образа жизни школьника

  • Сбалансированное и вкусное питание.
  • Спортивные занятия и подвижные игры.
  • Закаливание.
  • Распорядок дня, баланс повышенной активности и сна.
  • Соблюдение норм гигиены.
  • Отказ от вредных привычек.

Режим сна

Режим сна стоит подбирать индивидуально в зависимости от потребностей и привычек ребёнка. Не принуждайте его вставать рано, но и поощрять поздний подъём также не стоит. Если малыш любит просыпаться в 9 утра, не нужно насильно поднимать его в 7 часов, зная, что так «правильнее». Дети в раннем возрасте находятся в большем контакте со своим организмом, нежели взрослые люди. Поэтому если ребёнок, ложась в 21 час, сам встаёт в 6 утра, это и есть его норма.  

  • До 6 лет норма для детского организма — 12 часов сна, включая дневной 1,5-часовой послеобеденный отдых. 
  • Для 7 лет — 10–11 часов, также включая дневной сон длительностью 1 час.

Послеобеденный сон — очень важная часть распорядка дня ребёнка. При правильном графике сна дневной отдых способствует отсутствию гиперактивности и перевозбуждения. 

Если ребёнок хочет знать, почему родители ложатся позже, объясните, что каждому возрасту соответствует свой распорядок дня. Можно также заметить, что многие взрослые хотели бы спать столько же, сколько и малыш.

Психологическое здоровье  

Эмоциональное состояние детей зависит от психологической атмосферы в семье. Основные причины многих детских болезней — отрицательные эмоции, замалчивание своей душевной боли, неуслышанность, стресс, переутомление и семейные конфликты.

Если ребёнку дома эмоционально комфортно и спокойно, он будет счастлив и уверен в себе. Положительные мысли улучшают гормональный фон, укрепляют иммунитет. Тяжёлое эмоциональное состояние со временем перерастает в психосоматические заболевания, от которых ребёнку придётся избавляться десятилетиями с помощью психотерапевта. Ребёнку и подростку нужна любовь, понимание и принятие его неидеальности, как и каждому из нас. Взрослые — это те, кто может давать эту любовь, несмотря на стресс, конфликты и разочарования. 

Понятие технологий здоровьесбережения и их виды для реализации целей и задач ЗОЖ

Цели и задачи ЗОЖ, реализуемые в образовательном процессе, систематизируются при помощи системы воспитательных, превентивных и коррекционных мер, осуществляемых посредством тесного контакта педагогов и медперсонала ДОУ с детьми, их родителями, то есть благодаря работе в рамках четырёх технологий здоровьесбережения:

  • физкультурно-оздоровительной (через развитие физических качеств малышей, а также удовлетворение их потребности в движении);
  • медицинской профилактической (через осуществление контроля за состоянием здоровья детей медперсоналом детского сада);
  • технологии социально-психологического комфорта воспитанников (через обеспечение оптимальных условий для создания позитивной атмосферы в коллективе малышей, а также для проведения диагностики готовности воспитанников к обучению в школе);
  • повышения валеологического образования семей воспитанников (через приобщение мам и пап к мероприятиям по ЗОЖ, например, участие в спортивном состязании «Мама, папа, я — спортивная семья»).
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий