Актуальность самообразования
Повышать свой уровень информированности это необходимость для человека любой профессии.
К сведению! Для педагога или воспитателя это тем более необходимо потому, что его задача — научить детей жизни в обществе, умению адаптироваться в нём в условиях стремительных изменений, которые произошли и происходят последние несколько десятилетий.
И это возможно выполнять с успехом, если младший педагог или уже профессионал имеет представление об этих изменениях.
Начальный уровень воспитателя требует самообразования
Формы самообразования
Самообразование воспитателя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) может реализовываться в следующих формах:
- Изучение последних нормативных документов, связанных с различными точками зрения на дошкольное воспитание.
- Изучение методических пособий и проектов по своей специализации, чтение специализированных журналов по вопросам дошкольного образования.
- Знакомство с передовым опытом других ДОУ, изучение новейших программ в области воспитания детей, освоение инновационных педагогических программ.
- Личностное самосовершенствование.
Если рассматривать самообразование в более широком аспекте, то возможны также следующие формы:
- Педагогический совет — коллективное обсуждение актуальных вопросов воспитания детей. Они могут проходить как по определённым темам, так и по общим вопросам.
- Обучающий семинар — повышение теоретического уровня воспитателя. В рамках семинара педагогам необходимо выполнять конкретные задания для закрепления полученных знаний.
- Курсы повышения квалификации, по окончании которых воспитателю необходимо выполнить итоговое зачётное задание для получения сертификата или диплома.
- Открытые занятия, которые можно посещать самому, перенимая опыт коллег, и проводить их, демонстрируя свои знания, опыт, теоретическую подготовку. В последнем случае, анализируя открытое занятие, воспитатель подмечает сам или с помощью коллег слабые места своих методов работы.
- Педагогический тренинг, проводимый опытными воспитателями, на котором появляется возможность развивать собственные навыки.
Перспективный воспитатель всегда развивается
Самообразование воспитателя ДОУ в любой форме преследует следующие цели:
- Получение дополнительных знаний общепедагогического или психологического характера для улучшения собственных методов обучения и воспитания.
- Углубление имеющихся знаний по применяемым методикам.
- Овладение последними достижениями в педагогике, передовым опытом в области дошкольного воспитания.
- Повышение собственного низкого или среднего уровня развития до высшего (английский язык, география, обществознание, пальчиковая гимнастика).
К сведению! В процессе самообразования воспитатель обязательно должен чётко понимать конкретные цели, которых он желает достичь. Без этого эффективность данного процесса будет минимальной, так как будут отсутствовать критерии оценки результатов.
Выбор темы
Тему для самообразования воспитатель выбирает сам. Для облегчения выбора существует два критерия:
- Требование к изучению темы извне, которое формулируется в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).
- Слабые места в работе самого воспитателя — недостаток опыта или знаний в некоторых вопросах воспитания.
Классное самообразование получается по ФГОС
Согласно этим критериям, прежде чем выбирать тему, следует ознакомиться с нормативами ФГОС и проанализировать свою работу.
К сведению! Если воспитателю самому сложно сформулировать тему для саморазвития, то он может выбрать её направление, в котором желает развиваться, а идеи для темы можно почерпнуть в ФГОС или учебных программах.
Как выглядит план самообразования воспитателя?
План работы по самообразованию, или План профессионального роста выглядит следующим образом:
Форма Индивидуальный план работы по самообразованию.
Тема: «____________________»
__________________________
(Ф.И.О. педагога)
__________________________
(специальность)
__________________________
(образование)
__________________________
(стаж педагогической работы)
__________________________
(квалификационная категория)
__________________________
(курсы повышения квалификации)
__________________________
(дата начала работы над темой)
__________________________
(предполагаемая дата окончания работы)
Тема: «__________________________________________________________________________________».
Цель: «__________________________________________________________________________________».
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования…);
- Разработать перспективный план работы с детьми;
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
- Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу;
- Оформить в группе центр активности (или мини-центр) «________________________________»;
- Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «___________________________»; выступление на педагогическом совете №… по теме: «_____________________________________»;
- Подготовить (принять участие) в семинаре «___________________________________________»;
- Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «__________________________________________________________________________________»;
Практические выходы:
1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;
2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;
3. Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;
4. Оформление папки-передвижки. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;
5. Выставка работ. Тема: «_________________________________________________________________»;
6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;
7. Проект. Тема: «_________________________________________________________________________»;
8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Литература:
Автор, название, год издания, издательство.
Перспективный план самообразования педагога:
Выводы:
Темы по самообразованию: ранний возраст
25 апреля, 2018 admin
Темы по самообразованию:
ранний возраст
Уважаемые коллеги!
В этой статье представлены основные формулировки тем по работе с детьми раннего возраста. Вы можете самостоятельно «сконструировать» формулировку, взяв начало предложения от одной темы, а окончание — от другой. Или можете посмотреть формулировки по детям дошкольного возраста, выбрать понравившуюся и подкорректировать её под ранний возраст.
- Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
- Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
- Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
- Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой.
- Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр.
- Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм.
- Речевое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр.
- Развитие речевой активности детей раннего возраста в игровой деятельности.
- Формирование предметных действий у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
- Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности.
- Формирование элементарных представлений у детей раннего возраста об изобразительном искусстве в процессе продуктивной деятельности.
- Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности.
- Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в различных видах деятельности.
- Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о малой родине в процессе ознакомления с окружающим социальным миром.
- Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством краеведения.
- Формирование основ экологической культуры у детей раннего возраста посредством приобщения к природному миру родного края.
- Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста в процессе предметной деятельности.
- Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста в процессе театрализованной деятельности.
- Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр.
- Формирование основ диалогической речи у детей раннего возраста в процессе приобщения к детской художественной литературе.
- Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством применения нетрадиционных техник рисования.
- Ознакомление детей раннего возраста с окружающим природным миром посредством проектной деятельности.
- Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в игровой деятельности.
- Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в продуктивных видах деятельности.
- Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста посредством ознакомления с малыми формами фольклора.
- Речевое развитие детей раннего возраста в процессе приобщения к устному народному творчеству.
- Ознакомление детей раннего возраста с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментирования.
- Речевое развитие детей раннего возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры.
- Формирование звуковой культуры речи детей раннего возраста посредством малых форм народного фольклора.
- Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством коммуникативных игр.
- Формирование первичных представлений о мире у детей раннего возраста посредством речевой деятельности.
- Приобщение детей раннего возраста к здоровому образу жизни посредством закаливания.
- Развитие двигательной активности детей раннего возраста в процессе подвижных игр.
- Взаимодействие с родителями по оздоровлению детей раннего возраста в условиях ДОУ и семьи.
- Взаимодействие с родителями по речевому развитию детей раннего возраста в условиях ДОУ и семьи.
Опубликовано в рубрике Темы по самообразованию
Оформление папки по самообразованию
Непременный атрибут отчёта на всех этапах работы над темой — составление папки. При этом её оформление — результат всего исследовательского опыта педагога, а не дело одного года, то есть каждый год-два в папку добавляются разработки по новой теме. И каждый из этих блоков определённым образом структурируется.
- Титульный лист, указывающий название работы, фамилию, имя, отчество воспитателя, стаж и опыт его работы, а также категорию.
- Актуальность проблемы.
- Тема, цели и задачи исследования.
- Перечень форм работы с детьми, родителями и коллегами.
- Список полезной литературы.
- Описание практической деятельности с датами проведения занятий, мероприятий и т. д.
- Презентация полученных результатов (собственные разработки, публикации, поделки детей, фото- и видеоматериалы по теме).
- Самоанализ. Обычно проводится в свободной форме, включает краткое описание каждого из этапов с выводами о том, что удалось и не удалось, а также намечает перспективу дальнейшего самообразования.
Что такое папка по самообразованию
Учесть все самые важные аспекты обучающего процесса воспитателю поможет оформление папки по самообразованию. В ней обычно отражается перспективный план занятий, соответствующий выбранной учебно-методической программе
Важно определить, с помощью какой методической литературы, мастер-классов, ГМО, бесед и лекций со специалистами педагогу удастся углубить и осовременить свои представления о подаче материала по каждой из намеченных тем. Для этого в готовом плане по самообразованию воспитателя рядом с числом и названием урока указываются источники и форма итогового мероприятия
В списке профессий, требующих чёткого выполнения профстандарта и остро нуждающихся в постоянной работе по самообразованию, на первом месте всегда находятся воспитатели и учителя. Под влиянием стремительно развивающегося технического прогресса, социологических исследований и открытий в области детской медицины и психологии общество постоянно трансформируется, меняя привычные представления и пополняя существующие знания. Задача педагогов — учитывать тенденции настоящего времени, осваивать самые современные технологии и внедрять в повседневную жизнь лучшие из имеющихся методик.
Оформление папки по самообразованию
Непременный атрибут отчёта на всех этапах работы над темой — составление папки. При этом её оформление — результат всего исследовательского опыта педагога, а не дело одного года, то есть каждый год-два в папку добавляются разработки по новой теме. И каждый из этих блоков определённым образом структурируется.
- Титульный лист, указывающий название работы, фамилию, имя, отчество воспитателя, стаж и опыт его работы, а также категорию.
- Актуальность проблемы.
- Тема, цели и задачи исследования.
- Перечень форм работы с детьми, родителями и коллегами.
- Список полезной литературы.
- Описание практической деятельности с датами проведения занятий, мероприятий и т. д.
Презентация полученных результатов (собственные разработки, публикации, поделки детей, фото- и видеоматериалы по теме).
- Самоанализ. Обычно проводится в свободной форме, включает краткое описание каждого из этапов с выводами о том, что удалось и не удалось, а также намечает перспективу дальнейшего самообразования.
Как работать по темам
Работа по каждой из перечисленных тем начинается с анализа литературы (примерный список источников приводится ниже). Читая книги, педагог выделяет основные, мысли, идеи, суждения авторов. Так, взяв тему об использовании дидактических игр с целью формирования у детей навыков безопасной жизнедеятельности, воспитатель:
обращает внимание на особенности организации дидактических игр в разных возрастных группах;
содержание работы по ОБЖ в ДОУ.
Затем педагог продумывает или также берет из книг потенциально опасные ситуации, которых необходимо избегать, и на основе полученных знаний составляет картотеку игр. Игры разрабатывает сам или берет из источников. Систематизированные материалы апробируются на практике.
Темы для разработки вопросов самообразования в подготовительной группе
Во ФГОСе определён единый список тем для педагогов, работающих с разными возрастными группами. При этом воспитатель подготовительной группы исследует вопрос в ракурсе актуальности для ребят 6–7 лет. Например, вопросы, связанные с выработкой предпосылок учебной деятельности, определением готовности детей к школе (развитие навыков письма, чтения, счёта и пр.).
Таблица: картотека тем по самообразованию
Образовательное направление | Перечень тем |
Познавательное развитие |
|
Развитие речи |
|
Физическое развитие и здоровьесберегающие технологии |
|
Xудожественно-эстетическое развитие |
|
Нравственно-патриотическое воспитание |
|
Подготовка к школе |
|
Игровая деятельность | Руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста. |
Кроме того, ФГОСом определён блок тем общепедагогической направленности, в том числе и темы, касающиеся работы с родителями:
- Методы и средства амплификации (обогащения) развития дошкольника.
- Педагогическая диагностика в дошкольном учреждении.
- Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ.
- Индивидуальный подход в дошкольном образовании.
- Создание психологического комфорта в группе ДОУ.
- Психолого-педагогическая помощь семье в воспитании и развитии дошкольников.
- Инновационные формы работы с родителями воспитанников ДОУ.
- Общественные отношения в дошкольном образовании.
Темы, связанные с планированием и диагностикой работы ДОУ:
- Планирование работы в дошкольном учреждении по ФГОС.
- Разработка парциальных (узконаправленных) программ дошкольного образования.
- Вариативность услуг дошкольного образования на современном этапе.
- Качество дошкольного образования: критерии оценки.
Темы по самообразованию для старших воспитателей
29 мая, 2018 admin
Темы по самообразованию
для старших воспитателей
Уважаемы коллеги!
Представляю вам основные формулировки тем методического и организационно-управленческого характера.
Вы сами можете разнообразить формулировки, взяв начало предложения от одной формулировки, а окончание – от другой.
- Методическое сопровождение развития творческих способностей воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации.
- Организация единого информационного пространства в дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО.
- Реализация эффективных технологий в дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС ДО.
- Проектирование здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации в условиях обновления содержания дошкольного образования.
- Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации.
- Организация условий для развития познавательной активности воспитанников в дошкольной образовательной организации.
- Реализация эффективной модели взаимодействия педагогов ДОУ с родителями по речевому (познавательному или др.) развитию детей дошкольного возраста.
- Методическое сопровождение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей по речевому (познавательному или др.) развитию воспитанников.
- Реализация образовательной области «Речевое развитие» (познавательное или др.) в процессе взаимодействия педагогов и родителей в условиях дошкольной образовательной организации.
- Организация образовательного пространства в дошкольной образовательной организации на основе художественно-эстетического развития (речевого или др.) воспитанников.
- Методическое сопровождение образовательных инициатив семьи в условиях дошкольной образовательной организации.
- Формирование у педагогов дошкольной образовательной организации профессиональных компетенций в сфере (или в области) художественно-эстетического (речевого или др.) развития воспитанников.
- Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации. (Это про ИКТ).
- Формирование у педагогов дошкольной образовательной организации профессионально значимых компетенций, необходимых для организации познавательной (игровой, коммуникативной или др.) деятельности воспитанников.
- Методическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ на основе регионального содержания.
- Формирование у педагогов профессиональных компетенций, необходимых для реализации регионального содержания в дошкольном учреждении.
- Методическое сопровождение образовательных инициатив педагогов в условиях реализации регионального содержания.
- Методическое сопровождение проектной (или игровой, или исследовательской деятельности, или др.) в дошкольной образовательной организации.
- Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации.
- Методическое сопровождение реализации эффективных технологий в дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС ДО.
- Проектирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях обновления содержания дошкольного образования.
- Формирование профессиональных компетенций у педагогов по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста.
- Методическое сопровождение взаимодействия педагогов и детей на основе игровых технологий.
- Формирование профессиональных компетенций педагогов в вопросах оздоровления и физического развития воспитанников.
- Повышение качества образовательного процесса в ДОУ посредством эффективного применения информационно-коммуникационных технологий.
- Повышение качества образовательного процесса в ДОУ посредством сетевого взаимодействия с социальными партнерами.
- Методическое сопровождение сетевого взаимодействия дошкольного учреждения с социальными партнерами.
Опубликовано в рубрике СТАРШИМ ВОСПИТАТЕЛЯМ, Темы по самообразованию
Для чего ведётся работа по самообразованию
Хорошего педагога от просто педагога отличает состояние профессионального непокоя: когда воспитатель в курсе всех новаторских психолого-педагогических идей, имеет представление об актуальных методах и приёмах работы с детьми разного возраста.
Обращение к классическим образцам педагогической науки, а также знакомство с современными образовательными тенденциями — основа основ самообразования
Совершенствование профессиональных знаний и навыков является одним из основных требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Согласно данному документу, самообразование — это непрерывный процесс осознанной активной познавательной деятельности педагога, нацеленный на обогащение профессионального опыта в соответствии с современным уровнем развития психолого-педагогической мысли.
Цели самообразования педагога
Методическая работа, на совершенствование которой и направлено самообразование воспитателя первой младшей группы, предполагает:
- знакомство и овладение передовыми педагогическими технологиями;
- систематизацию опыта коллег, что позволяет усовершенствовать собственный подход к работе с детьми первой младшей группы;
- создание оптимальных условий для всестороннего физического, творческого и эмоционального развития детей и укрепления их здоровья.
Задачи самообразования
Для достижения поставленных целей педагогу предстоит решить следующие задачи самообразовательной деятельности:
- оценить возрастные особенности подопечных (с целью определения рациональности применения тех или иных педагогических технологий);
- сформулировать проблемные моменты, которые встречаются в работе с детьми первой младшей группы (например, довольно большая разница в речевом развитии у сверстников, некоторые малыши уже неплохо разговаривают, а другие молчат, что усложняет работу в группе);
- познакомиться со всеми методическими новшествами в работе с 2–3-летними детьми (например, определить круг возможностей, которые предоставляет использование ИКТ на занятиях).
Использование тех или иных средств наглядности, в частности, ИКТ, не должно полностью замещать традиционные формы, например, картинки
Принципы работы
Самообразование педагога первой младшей группы строится на следующих принципах:
- Непрерывность. Работа над выбранной темой продолжается в течение всего учебного года, а иногда и 2 лет (если темы тесно взаимосвязаны, их можно объединять).
- Взаимосвязь. Каждая последующая тема для самообучения продолжает предыдущую. Например, если педагог занимается изучением дидактических игр, подходящих для детей 2–3 лет, то следующая тема может сузить круг вопросов до рассмотрения игрового комплекса для обучения основам математики.
- Соответствие общей стратегии образовательного процесса дошкольного учреждения. Это касается детских садов или отдельных групп, которые работают с детьми с отклонениями в развитии или проблемами со здоровьем, например, нарушением зрения. В этом случае обучение пересказу сюжета сказок по картинкам можно заменить тренировке навыка продолжать сюжетную линию на основании услышанного отрывка произведения.
- Доступность. Практический аспект темы должен быть реальным для воплощения его в работе с малышами, то есть не стоит в качестве одного из приёмов обучения нетрадиционным способам рисования добиваться от детей элементов аппликации техникой пластилинографии. Для этого у маленьких подопечных ещё не на достаточном уровне развита мелкая моторика.
Все используемые методы, приёмы, предлагаемые той или иной педагогической технологией, должны соответствовать возрасту подопечных
Самообразование предполагает самостоятельную работу над выбранной темой. Однако для всестороннего её рассмотрения педагогу нужно выстроить работу с:
- детьми в процессе учебно-воспитательной деятельности и досуга (в виде занятий, игр, на прогулках);
- родителями (в форме консультаций, круглых столов, педагогических тренингов);
- коллегами при организации мастер-классов, выступлений на педагогических советах и заседаниях методического объединения воспитателей детского сада (в виде презентаций, докладов, статей в профильные периодические издания, публикаций на сайтах, посвящённых работе воспитателя детского сада).