Что нужно знать родителям о физическом развитии детей в дошкольном возрасте?

Основные этапы развития двигательных навыков дошколят и рекомендуемая двигательная активность

К 3 годам сформированы основные навыки в ходьбе, беге, лазании и метании предметов. В 4 года ребёнок должен легко спрыгивать и запрыгивать на невысокую площадку, прыгать с места и разбега, ловить брошенный ему мяч, кататься на трёхколёсном велосипеде. В этом возрасте необходимы такие упражнения, как хождение по кругу, ходьба с переходом в бег, ходьба по гимнастической скамейке шириной 12 см, влезание на табурет, подлезание под натянутую на высоте 30 см верёвку, катание мяча, бросание мяча в цель и ловля мяча двумя руками, подпрыгивание на двух ногах на месте и с коротким продвижением, спрыгивание с невысоких предметов, наклоны вперёд и в стороны, приседание. Кратность выполнения каждого упражнения 一 3-4 раза. Продолжительность выполнения комплекса упражнений 18-20 мин.  

К 5-6 годам окончательно формируются навыки основных движений: бег, прыжки, лазание, ловля и метание мяча на расстояние и в определённую цель, катание на двухколёсном велосипеде. В этом возрасте дети вполне обучаемы катанию на лыжах и коньках, плаванию. В этом периоде необходимо проводить такие занятия, как непрерывный бег в течение 1,5-2 мин, бег с несложными препятствиями, хождение с перекатом с пятки на носок, держа руки за голову, подпрыгивание на месте с чередованием ног вперёд-назад, продвижение вперёд с помощью прыжков с ноги на ногу, перепрыгивание на двух ногах через предмет высотой 15-20 см, бросание колец на палку, бросание мяча в кольцо с расстояния 1,5-2 м и вверх на высоту 2 метра, бросание мяча вверх и ловля его после удара о землю, перебрасывание мяча товарищу, лазание на гимнастическую стенку и слезание с неё, пролезание на животе под скамейкой, стояние на одной ноге (делать «ласточку»), чередование ползания с бегом и ходьбой.

Надо ли говорить, как важны закаливающие процедуры и занятия на свежем воздухе. Родители также должны следить, чтобы их ребёнок соблюдал правила личной гигиены: утром умывался, чистил зубы, мыл руки перед едой и после посещения туалета, принимал душ перед сном.  

Характеристика физического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста

К 4,5 -5 годам двигательные навыки детей уже более совершенны, дети осваивают бег, прыжки, ловлю мяча, перепрыгивание через предметы и препятствия.

В возрасте от 5-ти до 7-ми лет практически вдвое увеличивается сила ребенка, возрастают показатели быстроты и выносливости.

В подготовительной группе, физическое развитие ребенка характеризуется легкостью движений, ритмичностью, наличие глазомера, согласованности в движениях и т.д.

Однако, несмотря на все достижения в физическом развитии, подход к физическому воспитанию детей должен быть индивидуальным. Только в этом случае можно достичь достаточно высоких результатов физического развития.

Эффективность физического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста, зависит от соблюдения ряда условий:

  1. Адекватность подобранных методов и средств обучения, их соответствие возрастным возможностям ребенка.
  2. Сочетание традиционных и нетрадиционных методов физического развития. Традиционные методы – это физкультурные занятия, утренняя гимнастика и т.д. К нетрадиционным методам относятся спортивные танцы, ритмическая гимнастика и т.д.
  3. Создание благоприятной психологической атмосферы во время проведения занятий, направленных на физическое развитие детей.
  4. Установление доверительных взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками, основанных на взаимном уважении и любви.

Замечание 3

Таким образом, обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания.

Как приучить ребенка делать зарядку в игровой форме

Интерес к тому, что происходит вокруг него, является особенно активным в первые 3 года жизни малыша. Этот интерес родители должны использовать при занятиях с физическими упражнениями. Имитация голосов и движений животных (например, котёнок мяукает и потягивается), изображение различных предметов (круглый мяч, квадратный стол) могут стать основой игры, малышу будет интересней заниматься гимнастикой.

Поскольку в раннем возрасте дети лучше всего действуют подражательно, то в качестве примера будущих упражнений можно использовать не только движения родителей, а и специальные потешки или стишки с действиями, сопровождающиеся картинками.

Например, с простыми упражнениями:

Или же с более сложными движениями:

Не обязательно использовать стихотворную форму, можно сочинить собственную сказку, где главные герои совершают разнообразные движения. Зная интерес своего малыша и его предпочтения, достаточно легко организовать такую игру, когда ребенок, получит достаточный уровень физической нагрузки и удовольствие от самого процесса.

Рекомендуем: Физкультминутки для занятий под музыку.

Важность проблемы

Как видно, физическое развитие – это не только спортивные занятия или упражнения по физкультуре. В него входят подвижные игры, закаливание, прогулки, а также овладение навыками гигиены и самообслуживания.

Всегда ли понимают сами родители всю степень своей ответственности перед ребенком в этом вопросе? А она поистине огромна. И дело не только в силе мышц, скорости или ловкости.

  • Правильное физическое воспитание оказывает огромное влияние и на умственную деятельность (ребенок лучше ориентируется в пространстве, времени, развивает координацию, равновесие, глазомер, обогащает свои знания об окружающих предметах и явлениях).
  • Разнообразная двигательная активность способствует укреплению костно-мышечной системы, помогает стать более выносливым, легче приспосабливаться к разным условиям окружающей среды.
  • Физические занятия на свежем воздухе улучшают обмен веществ и кровообращение, усиливают кислородное питание мозга и всего организма, что благоприятно сказывается на качестве сна, аппетите, общем тонусе организма.
  • У ребенка развиваются такие качества, как самостоятельность, инициативность, выдержка, активность, решительность, дисциплинированность, смелость, уверенность в своих силах, самообладание.

Особенности физического развития дошкольника

Есть определенные педиатрические нормы, которые указывают на то, насколько верно ребенок развивается физически. Но стоит помнить о том, что каждый малыш индивидуален. Поэтому норм желательно придерживаться, не опираясь на них полностью.

Развитие до года

Физическое развитие младенцев идет очень быстрыми темпами. Новорожденный сначала даже не умеет держать голову, а буквально через полгода уже старается садиться и ползать. Формирование физических навыков происходит постепенно:

  • к месяцу умеет приподниматься и поворачивать голову, лежа на животе;
  • в 2 месяца самостоятельно держит голову;
  • к трем – может начать переворачиваться;
  • в четыре месяца начинает ползать, активно тянуться за предметами;
  • в 5 – стараться стать на колени, ощупывать предметы, хлопать в ладоши;
  • в полгода – пытается садиться, подтягивается к игрушкам, расположенным выше.

Период после полугода отмечается активной подготовкой к ходьбе: организм уже достаточно сформирован, мышцы готовы к новой нагрузке. Дети становятся на ножки, к восьми месяцам могут ходить приставным шагом у дивана. Также малыши используют для ходьбы коляски, каталки. Большинство детей к 12-14 месяцам начинают ходить самостоятельно, бегать, умеют бросать мяч, играть с различными спортивными снарядами.

С года до трех лет

Чем старше становится малыш, тем увереннее его движения. К двум годам дети уже активно бегают, прыгают, с удовольствием лазают на невысокие лесенки. Подражая взрослым, могут идти по ступеням, переступать с «кочки на кочку». Постепенно улучшается работа вестибулярного аппарата, поэтому двухлетка может двигаться не только лицом вперед, но и боком, задом. В этот период дети много падают, поэтому родителям необходимо постоянно их подстраховывать.

Трехлетка не только умеет бегать, но и может сыграть в догонялки, уворачивась от догоняющего. Ребенок может перебрасывать мяч снизу и сверху, приседать, подлезать под препятствия. В этом возрасте легче лазать по деревянной и веревочной лестнице, висеть на перекладине несколько секунд. Становятся удобными для перемещения самокаты, беговелы и велосипеды, так как малыши запоминают принципы движения и могут их позже повторить.

С трех лет до семи

Ближе к четырем годам улучшается ориентация в пространстве, быстро запоминаются движения, которые нужно повторить. Поэтому четырехлетки умеют танцевать, принимают участие в групповых спортивных играх. В этом возрасте дети уже хорошо осваивают езду на коньках и роликах. Они способны долго прыгать, не теряя равновесия, на двух и одной ноге. Могут пройти по узкому бордюру, не держась рукой за опору.

Дальнейшее физическое развитие детей представляет собой совершенствование уже приобретенных навыков:

  • пятилетки хорошо усваивают основы плавания, гимнастики, быстро тянутся и легко переносят получасовые спортивные нагрузки;
  • в 6 лет благодаря сформированности вестибулярного аппарата ребенок может хорошо идти по перекладине, бревну, бросать в цель мяч, нанизывать кольцо на конус;
  • к семи годам дети бегают, преодолевая препятствия, легко разворачиваются на месте, могут кружиться, прыгать на скакалке. Постепенно повышается точность, скорость реакции. К школе ребенок уже хорошо действует при игре в команде.

Важно! Родители должны постоянно контролировать физическую активность ребенка, не допуская нагрузку, вредящую здоровью

Что способствует правильному физическому развитию и здоровью дошкольника

По мнению специалистов, каждый родитель должен создать для своего ребенка те условия, при которых малыш будет правильно и активно развиваться. Существует ряд простых мероприятий:

  1. Проведение закаливающих мероприятий.
  2. Движение — здоровье. Необходимо построить такой режим дня, чтобы 50% всего времени ребенок находился в движении, это могут быть прогулки на свежем воздухе, активные игры, движение ребенка с различным спортивным инвентарем (скакалка, мяч).
  3. Разработка физкультурно-оздоровительных мероприятий (организовать спортивный уголок в комнате ребенка, подобрать развивающие игрушки и др.).
  4. Создание здоровой среды в комнате ребенка (поддержание температуры не выше 22 градусов тепла, постоянное проветривание комнаты, увлажнение воздуха в период отопления).

Ходьба. Помимо ежедневных прогулок на свежем воздухе, необходимо, чтобы ребенок выполнял различные упражнения: ходьба в разных направлениях (боком, через препятствия, змейкой), ходьба на пяточках, на носочках, приставными шагами.

Бег. Бег с препятствиями, в различном темпе и направлениях, игры в догонялки.

Прыжки. Прыжки на одной ноги и на обеих. Можно высоко подвесить предмет, и попросить ребенка до него допрыгнуть.

Нужно помнить, помимо спортивно-оздоровительного воспитания родителям необходимо заниматься развитием мелкой моторики рук, ведь через год-два начнется школьный период.

В какую секцию отдать?

Одним из самых действенных способов улучшить физическую форму дошкольника является запись его в спортивные секции. Но, во-первых, это не освободит родителей от постоянной работы над физическими навыками ребенка дома, а во-вторых, здесь нужно чувство меры: три секции одновременно раз и навсегда убьют в ребенке какое бы то ни было желание связываться со спортом.

Первый вопрос, который при этом возникнет, – куда отдать малыша? Ведь видов спорта не один десяток. В первую очередь, выбор предстоит сделать среди тех секций, которые доступны в конкретном городе.

До момента выбора секции ребенка нужно познакомить с разными видами спорта

Взрослые должны рассказывать малышу о них, показывать различные спортивные соревнования, приводить примеры знакомых, которые уже ходят в какие-то секции, показывать картинки в журналах, обращать внимание на детей, играющих во дворе в футбол, волейбол. Возможно, ребенок сам определится, куда бы он хотел пойти

Учитывайте возрастной момент. Дошкольнику до 5 лет подходят такие виды спорта, как плавание, акробатика, гимнастика, танцы. Позже уже можно отдавать его на боевые искусства, теннис, командные виды (хоккей, футбол, волейбол), фигурное катание, лыжный спорт.

Важно обратить внимание на склонности своего ребенка. Например, если ему нравится командный дух, подойдут футбол, хоккей, баскетбол. Если стремится к достижению личных результатов – можно попробовать теннис, стрельбу, легкую атлетику, плавание

Если стремится к достижению личных результатов – можно попробовать теннис, стрельбу, легкую атлетику, плавание.

Немаловажны природные задатки малыша. Пластичным деткам подойдут танцы или гимнастика, выносливым и быстрым – легкая атлетика, активным и несколько агрессивным – единоборства. При этом пол ребенка не так важен: танцевать может и мальчик, а бороться – девочка.

Часто одного внешнего впечатления дошкольнику может быть недостаточно для правильного выбора. Можно посетить пробное занятие, чтобы он мог прочувствовать особенности вида спорта, которым собирается заняться, познакомиться с тренировочным процессом, самим тренером.

Ставим цели, решаем задачи

Физическое воспитание детей дошкольного возраста дает возможность вырастить жизнерадостного, активного, здорового, гармонично и творчески развитого человека.

Но часто ли мы, взрослые, всерьез задумываемся над тем, сколько времени проводит наш ребенок в состоянии физической активности? Достаточно ли ему нагрузки, свежего воздуха, правильно ли развиваются его мышцы, скелет? Многие, погрязнув в бесконечных делах-заботах, считают, что физическую форму ребенок и так приобретает на занятиях в детском саду. Ну а если мало – доберет на прогулке во дворе.

Однако чтобы вырастить действительно гармоничную личность, важно постоянно развивать ее в разных направлениях. А чтобы добиться результатов в плане физического совершенствования, важно правильно понимать основные задачи физического воспитания и систематически принимать меры по их решению

Основные задачи можно разделить на 3 группы.

  1. Оздоровительные. Это задачи, направленные на развитие физических качеств и навыков, укрепление иммунитета закаливанием, развитие внешних эстетических качеств (осанка, походка, культура движений).
  2. Образовательные. Это задачи, направленные на развитие физических качеств, привитие навыков гигиены, освоение специальных знаний по различным спортивным дисциплинам и командным играм.
  3. Воспитательные. Решение этих задач предполагает развитие положительных личностных качеств (таких как самоорганизация, выносливость, целеустремленность, чувство коллективизма, взаимовыручки), памяти, внимания, навыков самообслуживания и гигиены.

Игры для физического развития детей

Массаж и посильная гимнастика помогает гармоничному формированию младенца. Но после полугода ребенку просто необходима самостоятельная двигательная активность. Подвижные игры лучше всего стимулируют развитие физических навыков у детей дошкольного возраста.

Игра для обучения ходьбе «Большие ноги»

Хорошо подходит для детей в возрасте 8-12 месяцев. Приговаривая «Большие ноги шли по дороге: топ-топ, топ-топ», следует взять малыша под мышки, поставить его ножки на свои и делать широкие шаги. Потом со словами «Наши ножки стали маленькими и начали бегать» нужно сделать несколько быстрых коротких шажочков. Чередуя порядок действий и темп, нужно постоянно сопровождать действия словами.

Игра «По мостику»

Стимулирует развитие координации, способствует укреплению вестибулярного аппарата, воспитанию внимательности и аккуратности. Подходит для детей 2-4 лет. Для игры посередине комнаты ставится скамейка шириной около 20 см или рисуется «мостик» на полу с помощью шнурков, скакалки. По этому мостику нужно пройти в разном темпе, «не замочив» ножек – не заступая в сторону.

Игра «Ловим перышко»

Игра подходит как для годовалых малышей, так и для детей младшего школьного возраста. В качестве «перышка» может выступать воздушный шарик, легкая бумажная салфетка, мыльные пузыри. Родители запускают перышко, предлагая ребенку дуть снизу так, чтобы перышко не упало.

Игра «Самолеты»

Занятие способствует совершенствованию уровня физического развития, улучшения навыка бега. Для игры понадобятся два стула «аэродрома», ставящиеся в разных концах комнаты. По команде «на взлет» ребенок встает и начинает «летать» по комнате, разведя руки в стороны. Бег можно сочетать с характерным звуком «жжжж». «Посадка» выполняется на стуле, указанном родителем.

Основные средства физического воспитания детей дошкольного возраста

Для достижения поставленной цели и решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются следующие средства и факторы.

Гигиенические факторы.

Личная гигиена. Необходимо прививать ребенку с рождения навыки личной гигиены, приучать его чистить зубы, мыть руки, следить за внешним видом и т.д.

Распорядок дня. Невозможно полноценное физическое воспитание без соблюдения распорядка дня. Рационально составленный режим дня и его последующее соблюдение способствуют формированию организованности и дисциплинированности.

Правильное питание. Большое значение в указанном факторе имеет правильное и полноценное питание. От правильности питания зависит общее состояние организма ребенка (энергообмен, функционирование внутренних органов и т.д.).

Сон. Правильно организованный сон способствует восстановлению нервной системы и обеспечивает работоспособность организма.

Окружающая обстановка. Помещение, где занимается ребенок (детская комната, группа в детском саду, школьный класс и т.п.) должны иметь достаточное освещение, правильно и по возрасту подобранную мебель. Все это способствует предупреждению различного рода заболеваний (заболевание глаз, нарушение осанки и т.д.).

Естественные силы природы.

Правильное использование естественных сил природы (солнце, вода, воздух) повышают работоспособность организма ребенка и его общие функциональные возможности.

Использование факторов природы эффективнее в сочетании с физическими упражнениями. Это могут быть занятия физической культурой на улице, экскурсии, закаливания и т.д. Комплексное использование факторов природы и физических упражнений способствует повышению обмену веществ, выработке приспособительных и защитных функций организма.

Физические упражнения.

Физические упражнения – это специально выработанные двигательные действия, направленные на достижение цели и задач физического воспитания дошкольников.

Физические упражнения используются не только для физического развития, но и применяются как эффективное средство профилактики и коррекции психофизического состояния ребенка.

Использование физических упражнений в воспитании детей дошкольного возраста должно осуществляться с соблюдением индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

Довольно часто физические упражнения принято подменять на трудовые действия. Однако это не допустимо, так как решение педагогических задач физического воспитания возможно только при рациональном и обоснованном использовании специально разработанных упражнений.

Замечание 2

Таким образом, физическое воспитание имеет большое значение для полноценного развития ребенка. Перед физическим воспитанием детей дошкольного возраста стоит ряд задач, решение которых возможно при использовании комплекса специальных средств.

Образ жизни

Умения и навыки ребенка в быту разнообразны — в 4 года он умеет одеваться, умываться, чистить зубы. Различает столовые приборы и делает правильный выбор для еды. Понимает обращенные к нему просьбы и выполняет мелкие обязанности.

Режим

Четырехлетки по-прежнему нуждаются в строгом чередовании сна и отдыха. С ребенком, посещающим детский сад, проблем не возникает. Главное — вовремя уложить его вечером.

С домашними детьми сложнее. Родители должны точно обозначить часы подъема, прогулок и приема пища. Такой строгий режим вырабатывает дисциплину и укрепляет нервную систему малыша.

Примерный режим дня 4-летнего ребенка:

ВремяРежим
8:00 — 8:30Пробуждение, умывание, зарядка
8:30 – 9:00Завтрак
9:00 – 9:30Развивающие занятия
9:30 – 11:30Прогулка
11:30 – 11:40Перекус
11:40 – 13:00Дневной сон
13:00 – 14:00Гимнастика, подвижные игры
14:00 – 14:30Обед
14:30 – 16:00Дневной сон
16:00 – 17:20Полдник
17:20 – 19:30Игры, чтение, прогулка
19:30 – 20:00Ужин
20:00 – 20:30Спокойные игры, чтение
20:30 – 21:00Подготовка ко сну, купание, умывание
21:00Сон

Питание

Для поддержания нормального веса и физического развития ребенок в 4 года должен питаться не реже четырех раз в сутки.

Чтобы маленький человечек не столкнулся с ранней полнотой, из рациона следует убрать сладости, сдобную выпечку, фастфуды, полуфабрикаты, газированные напитки, жирные блюда. Покупной йогурт лучше заменить домашним, пакетированные соки — свежевыжатыми, но давать их нечасто.

Если малыш страдает излишней худобой, у родителей возникает резонный вопрос — как набрать вес ребенку? Для начала следует обратиться к педиатру, чтобы удостовериться в отсутствии заболеваний. При хорошем состоянии здоровья нужно пересмотреть детский рацион, добавив в него больше белковых продуктов.

Примерное меню на день:

Прием пищиБлюда
ЗавтракКаша овсяная на молоке, булочка с маслом, какао с молоком
1 перекусПеченье, молоко
ОбедСуп куриный с лапшой, рис с отварным языком, чай
2 перекусСырники со сметаной, кисель
УжинРыбная котлета, картофельное пюре, овощной салат, компот

Сон

В детском саду дети спят 1,5–2 часа. Не стоит отказываться от дополнительного отдыха и дома.

Послеобеденный сон восстанавливает функции мозга, помогает успокоиться и расслабиться, снимает возбуждение. При нарушении распорядка дня ребенок не сможет показать тот уровень развития, который типичен для его возраста, будет плаксивым и раздражительным.

Уход

Уход за ребенком включает поддержание чистоты, еженедельное остригание ногтей, чистку ушей. Сухие участки кожи нужно смазывать кремом.

В ежедневный ритуал ухода за малышом включают:

  • мытье рук;
  • утреннее и вечернее подмывание;
  • чистка зубов;
  • умывание и расчесывание волос;
  • уход за носом.

К 4 годам ребенок уже настолько развит, что способен выполнять эти процедуры сам под присмотром взрослых.

Купание

В возрасте четырех лет, если ребенок любит воду, можно приучать его ежедневно принимать душ без мыла. Ванну в этом случае практикуют 1 раз в неделю. Шампунь для купания выбирают с нейтральным pH — в пределах 6–8. Голову достаточно мыть дважды в неделю.

Прогулки

Полноценное развитие ребенка 4 лет предусматривает ежедневные прогулки на свежем воздухе. Причем, они должны быть активными, с играми и развлечениями, выходом за пределы двора. Малышу будет интересно пройти по районам города, посетить вокзал, выйти на природу.

Прогулку можно совместить с уроками математики (посчитать шаги), рассказами о свойствах разных предметов, жизни животных и растений.

Массаж и гимнастика

Основы здоровья и гармоничного развития закладываются в раннем дошкольном возрасте. Если 4-летние мальчики и девочки неспособны бросить мяч, залезть на гимнастическую стенку, неуверенно бегают — это может говорить о развитии плоскостопия, сколиоза, нарушения осанки. Исправить ситуацию помогут массаж и специальная гимнастика.

В зависимости от целей детский массаж бывает расслабляющим и тонизирующим. Процедура не только улучшает здоровье малыша, но и способствует более гармоничному и быстрому психоэмоциональному развитию. Причем эффект тем лучше, чем раньше начато лечение.

Игры

Игры — это самая важная часть развития четырехлетнего ребенка. Для этого периода наиболее типичны сюжетно-ролевые процессы — игра в дочки-матери, магазин, врача, шофера.

Такая деятельность подразумевает участие других людей. Играя один, малыш одушевляет предметы, разговаривает и действует за вещи — выступает в роли режиссера.

Физические упражнения, как залог здоровья

Физические упражнения рекомендуются, как здоровым детям, развивающимся по возрасту, так и детям в период реабилитации после серьезных заболеваний или малышам, отстающим в развитии от сверстников.

Правильная физическая нагрузка оказывает положительное влияние на состояние суставов и костей, содействует укреплению мышц, нормализации систем пищеварения, дыхания и улучшению состава крови. Например, для детей, больных рахитом, основой терапии является прием лекарств в комплексе с длительным пребыванием под прямыми солнечными лучами, и комплекс упражнений, способных укрепить мышцы живота, возвращая его к нормальной форме.

Внимание!
Учёные утверждают, что такие упражнения благоприятно отражаются на физической форме детей, а также значительно улучшают их психоэмоциональное состояние, способствуя повышению внимания, восприятия, памяти и речи.

Как подготовить консультацию

Организуя консультационную работу с родителями в ДОУ, педагог в первую очередь должен помнить о том, что образовательное учреждение не подменяет родственников ребенка, а превращает их в своих союзников. Основная цель такой деятельности — помощь матери и отцу в развитии ребенка.

Совместная работа строится на принципах открытости и выработки единых подходов к воспитанию малыша. Одна из важных задач — повышать уровень педагогической компетентности родителей в области физического развития детей.

Формы работы с семьей в дошкольном учреждении подразделяются на коллективные и индивидуальные.

Консультации относятся к традиционным дифференцированным формам работы.

  • Направленность — познавательная.
  • Взаимодействие — активное.
  • Цель — профессиональные ответы на вопросы родителей и советы специалистов.

В то же время консультация — современный действенный метод работы с родителями, отвечающий рекомендациям ФГОС ДО.

Проводить консультацию по физической культуре в детском саду могут разные специалисты:

  • инструктор по физическому развитию;
  • методист;
  • медицинский работник;
  • воспитатель.

Консультация может быть в разнообразных формах:

  • выступление педагога;
  • обсуждение проблемы;
  • разговор по материалу, заранее предложенному для ознакомления.

Консультации проводятся:

  • коллективно;
  • индивидуально;
  • очно;
  • заочно.

Коллективные консультации могут быть организованы как для всех родителей группы, так и для небольшой группы взрослых.

По ФГОС работа с родителями для инструктора по физкультуре в ДОУ является одним из основных направлений. Педагог знакомит с возрастными особенностями физического развития детей и со спецификой подхода к физкультурным занятиям в рамках образовательной программы, принятой в дошкольном учреждении.

Темы консультаций вытекают из годового плана работы и конкретных потребностей образовательного и воспитательного процессов. В случае необходимости проведения внеплановой консультации, ее направленность также утверждается заведующей дошкольным учреждением.

Тема и сроки консультации заранее сообщаются родителям.

Материал подбирается таким образом, чтобы он был:

  • насыщен полезными сведениями;
  • четко и интересно изложен;
  • прост для восприятия.

Кроме того, он должен:

  • содержать новую информацию;
  • побуждать родителей к совместной работе.

Консультация не должна продолжаться слишком долго, поэтому материал заранее структурируется, прописываются выводы, рекомендации.

Для того чтобы работа была эффективной, необходимо подготовить как наглядный материал, так и распечатки с обобщающей информацией и советами.

Физическое развитие. Что учесть при составлении программы

В значительной степени на показатели влияет наследственный фактор. Если родители ребенка низкого роста и миниатюрной комплекции, то чадо будет иметь рост и вес ниже среднего. На телосложение влияет наследственность, питание, образ жизни. Недостаток физической активности негативно сказывается на самочувствии и поведении

Вот почему так важно следить за рационом питания, режима дня и не забывать про физическую культуру. И эта задача возлагается на родителей

Если показатели роста или веса выходят за пределы нормы, то необходимо обратиться к специалисту: педиатру, эндокринологу или диетологу. Он поможет выяснить причину проблемы.Картина физического развития ребенка определяется по нескольким критериям:

  • Рост;
  • Вес;
  • Окружность грудной клетки (нужно измерить);
  • Показатели внутренних органов;
  • Показатели костной системы;
  • Состояние мышц;
  • Уровень развития мелкой моторики;

Важно

Начинать следует с простых упражнений. А только потом увеличивать сложность. Тогда ребенок не будет испытывать стресса. Развитие должно проходить в комфортном для него режиме. Давать сразу слишком сложные задания не стоит. Если у ребенка не будет получаться их выполнять, то он потеряет к ним интерес. Перенагрузка не сделает малыша здоровее, а привести к недугам ― запросто.

Основные средства физического воспитания

Правильно организованное физическое воспитание детей помогает укреплять здоровье, формировать в дошкольном возрасте двигательные умения и навыки; способствует развитию качества движений: меткости, быстроты, силы, ловкости. Что можно использовать для организации физкультурных занятий дома? Сейчас несложно подобрать доступные средства. Современная литература, детские сайты дают подробное описание оснащения и проведения:

  • утренней гимнастики;
  • подвижных игр;
  • физкультурных упражнений;
  • спортивных занятий;
  • прогулок на свежем воздухе;
  • экскурсий и турпоходов.

Изучив разные рекомендации, в домашней обстановке все же важно соблюдать классические условия для полноценного физического воспитания детишек:

  1. Четкий режим дня с чередованием физической, умственной деятельности и отдыха.
  2. Грамотно составленный рацион питания с учетом возрастных требований.
  3. Сон продолжительностью 11 часов с точным временем подъема и укладывания. Обязательное проведение полуторачасового дневного сна.
  4. Организация жизненного пространства (игрушки, спортивные снаряды, место для игр и упражнений).
  5. Регулярные продолжительные прогулки.
  6. Активный отдых на воздухе.
  7. Комплекс гигиенических и закаливающих процедур.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий