Как провести занятие по патриотическому воспитанию в детском саду

Содержание

  • Слайд 1

    Мини-музей в детском саду как средство патриотического воспитания дошкольников

    МКДОУ Тогучинского района Тогучинский детский сад №7 «Калинка» комбинированного вида
    Автор-составитель: Поляничкина Ю.Ю.

  • Слайд 2

    «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».

    Академик Д. С. Лихачев.
    2

  • Слайд 3

    Патриотическое воспитание

    – это взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной     и религиозной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему.

    3

  • Слайд 4

    4

  • Слайд 5

    5

  • Слайд 6

    6

  • Слайд 7

    7

  • Слайд 8

    Знакомство с родным городом
    Знакомство с родным краем
    Знакомство с природой родного края
    Краеведческий музей
    Филиал библиотеки №35
    Мини-музеи
    Знакомство с родной страной.
    8

  • Слайд 9

    Формы трансляции опыта

    Проектная деятельность;
    Экскурсии;
    Театрализованные игры;
    Кружковая работа;
    Выставки, конкурсы;
    Православные праздники, календарные даты;
    Акции.

    9

  • Слайд 10

    .
    10

  • Слайд 11

    11

  • Слайд 12

    Руководитель Гущина Т.В.
    12

  • Слайд 13

    Значение музейной педагогики в образовательном процессе:

    помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры;
    способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности;
    позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир

    13

  • Слайд 14

    1.Разработка положения о мини-музее (письмо Минобрнауки России от 12. 03.2003. № 2851181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений»).
    2Выбор организатора
    3. Выбор профиля и жанра музея (профиль – исторический; жанр – музей-экпозиция ).
    4. Определить  тематику  музейных экспозиций, их вид
    5. Сбор экспонатов, составления перечня, создание паспорта музейных экспонатов.
    6. Создание учебно-методического комплекса
    14

  • Слайд 15

    Цель

    Приобщение детей к культуре и традициям своего народа, расширение кругозора и повышение уровня национального самосознания через организацию работы по созданию мини-музея «Истоки»

    15

  • Слайд 16

    развивать интерес к народной культуре и традициям своего этноса;
    расширять и углублять элементарные знания дошкольников о народной культуре и традициях;
    прививать навыки трудовой деятельности;
    развивать творческие и познавательные способности;
    знакомить детей со значением каждой обрядовой куклы;
    учить технологии изготовления обрядовых кукол;
    воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому;
    воспитывать уважение к труду.
    16

  • Слайд 17

    доступность;
    опора на наглядность;
    системность и целостность осуществляемого образования;
    Непрерывность, преемственность и интегративность;
    ассоциативность;
    дифференцированный подход;
    деятельностный подход;
    поэтапность, постепенность подачи материала.
    17

  • Слайд 18

    18

  • Слайд 19

    19

  • Слайд 20

Посмотреть все слайды

Слайд 8

ЧУВСТВО РОДИНЫ…

Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.Этот возраст – имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма.Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе…И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Военная-историческая тема и тема достижений России

Как уже было указано, отражению военных тем необходимо выделить место в патриотическом уголке. Ведь в истории нашего государства было немало войн. И изо всех русский народ рано или поздно выходил победителем. О славных подвигах предков, о богатырях, чьи подвиги воспеты в былинах, об оружии и оружейниках прошлых столетий и современных военных установках, машинах, вооружении, оружии и их конструкторах обязательно должны знать и мальчики, и девочки.

Может быть, в патриотическом уголке появятся модели оружия, вооружения, боевых машин, а также экипировки воинов разных эпох. Уместны будут материалы о полководцах, военных конструкторах, создателях лучшего в мире оружия. Все это пробудит интерес к военным темам и создаст предпосылки того, чтобы мальчики в будущем с желанием служили в Вооруженных силах, а может быть, стали профессиональными военными.

Развивая военно-историческую тематику, можно рассказать детям и о понтонных мостах, по которым передвигаются люди и техника через любые водные преграды, и о том, почему понтоны непотопляемы. Или поведать о полевой кухне, которая впервые появилась именно в русской армии сравнительно недавно, только в Первую мировую войну. И несколько полевых кухонь были подарены французам, в то время нашим противникам. И таких тем много, был бы интерес, который от воспитателя передался бы детям.

Помогут и мультфильмы в знакомстве с историей нашей страны с древнейших времен до современного времени. Таких развивающих мультфильмов для детей к настоящему времени создано очень много. Ребята должны понимать, что русские воины всегда использовали оружие только для защиты государства. Для того чтобы обеспечить мирную жизнь страны, армия всегда должна быть готова дать отпор любому завоевателю.

Важно воспитывать у детей чувство гордости за свою страну, за достижения соотечественников в различных областях. Это также можно сделать с использованием мультфильмов. К примеру, советский мультфильм «Самый маленький» рассказывает о первом самолете, а, как известно, самолет – дело русского изобретателя Игоря Сикорского

Только нужно учитывать, что по названию мультфильма не всегда можно понять, о чем пойдет речь. И чтобы подобрать нужные мультики, нужно обратиться не только на сайты, где собраны описания обучающих мультфильмов, но и к знатокам мультипликации, на форумы

К примеру, советский мультфильм «Самый маленький» рассказывает о первом самолете, а, как известно, самолет – дело русского изобретателя Игоря Сикорского. Только нужно учитывать, что по названию мультфильма не всегда можно понять, о чем пойдет речь. И чтобы подобрать нужные мультики, нужно обратиться не только на сайты, где собраны описания обучающих мультфильмов, но и к знатокам мультипликации, на форумы.

Чтобы воспитанники могли сами выбирать те мультфильмы, которые им хочется посмотреть, можно сделать небольшую книжку-раскладушку. Каждую страничку посвятить одному мультфильму. Краткое описание и небольшая иллюстрация к мультфильму чуть-чуть расскажут о содержании фильма и заинтересуют детей. Если кто-либо из старших дошкольников уже умеет читать, то он сможет и сам получить необходимую практику чтения, и другим детишкам помочь выбрать мультфильм для просмотра. Полезно будет сделать такую книжечку в двух экземплярах: одним постоянно будут пользоваться дети, а другой будет у воспитателя.

Как контролировать

Чтобы оценить качество организации воспитательно-образовательной работы по патриотическому воспитанию дошкольников, необходимо проанализировать три параметра. Контролируйте качество  педагогов с детьми, в детском саду, , а также .

Первый параметр – это качество содержания работы педагогов с детьми в рамках патриотического воспитания, которое определяет образовательная программа вашего детского сада. Проконтролируйте, как педагог организует работу с детьми по патриотическому воспитанию. Какие формы использует по ознакомлению воспитанников с историей, улицами, достопримечательностями, зелеными зонами родного края. Оцените, как выстроена работа по знакомству с символикой государства: флагом, гербом, гимном и их значением. Воспользуйтесь готовой картой контроля.

Второй параметр – качество условий в детском саду, то есть содержание РППС в группах. Когда оцениваете РППС, проверьте оформление и содержание патриотического центра

Обратите внимание на эстетичность и оригинальность оформления, количество и уникальность экспонатов, информативность, разнообразие, соответствие возрастным особенностям, нравственный и педагогический потенциал. Проверьте содержание – оно должно отвечать возрастным особенностям детей

Воспользуйтесь готовой картой контроля.

Третий параметр – качество достигнутых результатов, то есть знания и умения воспитанников. Проведите наблюдение за детьми, организуйте беседу по пройденному материалу. Делегируйте полномочия – привлеките других педагогов и специалистов детского сада. Диагностику знаний и умений детей возложите на воспитателей групп, а затем вместе с ними проанализируйте результаты. Воспользуйтесь готовым образцом карты.

Внимание

Оценивать, достигли ли воспитанники целевых ориентиров, чтобы судить о качестве их подготовки, нельзя

Это прямо запрещает пункт 4.3 ФГОС ДО. Достижение планируемых результатов вы можете оценивать только для того, чтобы оценить качество образования в детском саду. Иными словами, через результаты детей вы оцениваете работу педагогов.

Оценивайте, как педагог планирует работу с детьми и взаимодействие с родителями, проверьте содержание образовательной деятельности, включение разных видов деятельности с детьми и взаимодействия с родителями. Также учитывайте возрастные особенности воспитанников. В части организации образовательной деятельности также оцените, охватывает ли работа педагога все образовательные области. Воспользуйтесь готовым образцом карты.

Проконтролируйте наличие в группах материалов для родителей с наглядной информацией по патриотическому воспитанию дошкольников. Оцените доступность предлагаемого материала и эстетическое оформление. Воспользуйтесь готовой картой.

Удобнее всего оценить все параметры в ходе тематического контроля. Составьте план, по которому будете проводить проверки в группах. В плане укажите основные разделы – какие направления деятельности педагогов проверить.

Тематический контроль охватывает все группы, поэтому нагрузку лучше распределить. Составьте график, в какой день и в какой группе пройдет проверка.

План тематического контроля должен включать диагностику динамики развития детей, оценку профессиональных компетенций педагогов, развивающей предметно-пространственной среды, планирования образовательного процесса, взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, а также методы контроля. Воспользуйтесь образцом плана тематической проверки в рамках подготовки к педсовету на тему «Организация патриотического воспитания дошкольников».

Чтобы повысить качество воспитательно-образовательной работы с воспитанниками по патриотическому воспитанию, организуйте анкетирование педагогов. Результаты анкетирования помогут спланировать методическую работу и оказать необходимую помощь педагогам, испытывающим затруднения по данному направлению. Воспользуйтесь готовым образцом анкеты.

По итогам тематической проверки проанализируйте полученные данные. По каждому разделу контроля выделите положительные моменты и недостатки. Обсудите результаты на педсовете и внесите изменения в план ближайших масштабных мероприятий, которые пройдут в детском саду.

Материал из Справочной системы «Образование»https://vip.1obraz.ru

Документальная база нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма нацелено на формирование преданности интересам Родины, готовности их защищать, выполнять долг перед своими близкими, родным городом или посёлком, становление чувства ответственности за судьбу своей страны.

Дошкольное образование согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской федерации» от 29. 12

2012 № 273-ФЗ является начальной ступенью всей глобальной образовательной архитектуры, поэтому столь важно осознавать ответственность за реализацию первого этапа этического, социального и интеллектуального развития будущего гражданина

В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма начинается с раннего возраста и представляет собой целенаправленную систематическую деятельность по созданию духовно-нравственного начала, патриотического сознания, чувства любви к Отечеству, уважения к его символике

Востребованность комплексной и всесторонней работы по патриотическому воспитанию дошкольников получила юридическое оформление в ряде правовых документов.

Стратегическая общегосударственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016–2020 годы» от 30 декабря 2015 года №1493

Госпрограмма включает пять тематических блоков и ориентирована на граждан России всех возрастных и социальных категорий, при этом отмечается необходимость сохранения приоритетного внимания к воспитанию детей и молодёжи. Основной целью формирования патриотизма является духовное пробуждение народа и становление единого гражданского общества.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17. 10. 2013 № 1155

Кроме того, ряд указов Президента России:

Указ Президента России от 5.08.2000 № 1441 «О Российском организационном комитете «Победа» (в редакции Указа от 12.01.2010), Указ Президента Российской Федерации от 22.01.2006 № 37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества», Указ Президента России от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», Указ Президента России от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», Указ Президента России от 07.05.2012 № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации», Указ Президента России от 20.10.2012 № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания».

Музыкально — спортивное развлечение «Мы гордимся нашей армией родной» для детей младшего дошкольного возраста

Задачи патриотического воспитания детей в ДОУ

Задачи патриотического воспитания в ДОУ довольно многогранны. Они расширяются и усложняются по мере взросления дошкольников, развития их мышления, а также постепенного формирования правильного отношения к окружающей действительности, родным и незнакомым людям, нравственных чувств.

Задачи нравственно-патриотического воспитания в детском саду:

Воспитать у детей любовь к Родине — родной стране, ее историческим вехам, культурным ценностям и традициям.
Сформировать представление о главных символах России: Государственном гербе, Государственном гимне, Государственном флаге; научить понимать смысл основных элементов государственной символики.
Постепенно расширять знания дошкольников о Москве — главном городе Российской Федерации, о главных достопримечательностях и памятных местах столицы.
Обогащать знания о малой родине — родном крае: о происхождении и смысле названия родного города / села / поселка, о его красивых уголках и достопримечательностях, о местах боевой славы, о природе и людях.
Привить навыки общественно-полезного труда; сформировать представление о труде как о важной для каждого человека духовной ценности; поощрять стремления детей быть полезными, помогать другим людям.
Воспитывать уважение к родителям и другим родственникам, пробуждать интерес к семейным традициям и моральным ценностям, истории семьи.
Знакомить с особенностями национальной культуры и традиций на основе произведений художественной литературы и искусства, фольклора, творчества народных мастеров.
Сформировать у дошкольников понятия о главных общегосударственных праздниках.
Рассказывать о Российской армии, о воинах, охраняющих Родину, о военных профессиях (летчиках, пограничниках, танкистах, моряках), о боевой технике.
Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших за Родину бойцов.
Развивать гражданско-патриотические чувства, интерес к происходящим в стране событиям, к исторически значимым датам.
Формировать у воспитанников чувства гордости за успехи своего Отечества, за его могущество, природные богатства; формировать понимание значимости труда на благо Родины.
Привить уважение к людям, прославившим Россию: военным героям, космонавтам, ученым, писателям, художникам.
Интернациональное воспитание. Формирование у дошкольников интереса и дружелюбия к людям, живущим в других странах.. Задачи патриотического воспитания в детском саду решают комплексно, с учетом возрастных особенностей дошкольников, в увлекательной, пробуждающей интерес и любознательность форме

Методы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ многообразны: словесные, игровые, практические, наглядные

Задачи патриотического воспитания в детском саду решают комплексно, с учетом возрастных особенностей дошкольников, в увлекательной, пробуждающей интерес и любознательность форме. Методы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ многообразны: словесные, игровые, практические, наглядные.

Средства развития у детей патриотических чувств — художественная литература, музыка, изобразительное искусство, экскурсии по родному городу /поселку / селу, увлекательные игры, творчество, посильный совместный труд, подготовка к праздникам.

Упражнения и игры

«Вот эта улица, вот этот дом»

Цель упражнения заключается в расширении и закреплении знаний детей об улицах, на которых они проживают. При этом детей знакомят со всеми названиями, которые улица носила в разное время, значимыми объектами, стоящими на ней. Для детей, проживающих на этой улице, воспитатель открывает много неизвестного, учит их подмечать, как преображается город, как становится краше улица, и кто этим строительством занимается

Нужно обращать внимание малышей на порядок и чистоту на придомовых территориях, приобщая их тем самым к озеленению и благоустройству территории вокруг своего дома или детского сада

«Вместе дружная семья»

Занятие нацелено на необходимость укрепления семейных связей и знаний детей о структуре семьи. Оно должно вызвать интерес к людям старших поколений и роли, которую они играют в семейных отношениях, воспитывать уважение и желание заботиться о бабушках и дедушках. Воспитатель, работая с детьми, формирует у них понятие семейных корней: от родителей к дедушкам и бабушкам и далее к прадедам. Углубление в историю своей семьи очень увлекательно: здесь выстраивается родословное древо, где найдётся место и фотографии ребёнка. Воспитатель может сделать уголок «Делай, как мы», в котором будут размещены семейные фотографии походов в лес, цирк или просто по дороге в детский сад. Красочный стенд будет излучать семейное счастье и служить хоть какой-то защитой от семейного неблагополучия.

«Город, в котором я живу»

Целью занятия является раскрытие красоты родного для детей города, его социальной значимости в развитии государства. Необходимо рассказать детям, какую продукцию он производит на тех предприятиях, где работают их родственники, возможную значимость её на мировом рынке. Познакомить с памятниками старины, объектами культурного назначения, лучшими образчиками архитектуры. Тем самым воспитатель показывает дошкольникам значимость труда их родителей и их вклада в экономику страны. Дети узнают, кому воздвигнуты памятники и за какие заслуги, кому посвящены стелы. Соприкасаясь с историей родного города, малыши учатся заботиться о ветеранах, чтить память воинов, погибших за Родину.

Типы и виды проектов по ФГОС ДО

Существует определенная классификация проектов в детских садах. Они отличаются по срокам реализации, составу участников и тематике. В них используются различные методики и техники, направленные на развитие ребенка.

Существуют следующие типы проектов в ДОУ по ФГОС:

  1. По доминирующему принципу.
  2. По характеру содержания и информативности.
  3. По роли ребенка в проекте.
  4. По особенностям проводимых контактов.
  5. По количеству участвующих в проекте людей.
  6. По сроку действия.

В практике ДОУ используются следующие виды проектов:

  1. Исследовательско-творческие.
  2. Ролевые с элементами игры.
  3. Информационно-практико-ориентированные.
  4. Творческие.

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты.

Большое значение имеют следующие виды проектов:

  • исследовательские;
  • индивидуальные;
  • групповые;
  • межгрупповые;
  • комплексные;
  • творческие.

Основной целью этого метода в дошкольном образовательном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка.

Игровые

Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Проекты по патриотическому воспитанию

«Под счастливою звездою мы живём в краю родном!»

Проект разработан для воспитанников младшей и средней группе.

Цель:

  • пробудить тёплые чувства к своим родным и дому;
  • создание эмоциональной атмосферы солидарности, взаимопомощи и понимания между детьми и взрослыми, способствовать появлению осознания значимости каждого члена семьи и проявлению уважительного отношения друг к другу;
  • прививать искреннее желание принимать участие в жизни семьи, группы детского сада, помогать взрослым, с энтузиазмом работать по благоустройству территории двора или детского сада.

Формы:

  • экскурсии в краеведческий и исторический музеи;
  • ролевые, народные, театрализованные игры, праздники с участием родителей;
  • образовательная деятельность на занятиях, беседы, встречи с интересными людьми;
  • создание художественных образов родной природы на уроках лепки, рисование, декоративно-прикладного искусства.

Воспитание патриотических чувств — длительный процесс, который имеет в своей основе язык, песни, музыку русского народа

В дошкольном возрасте очень важно насытить душу ребенка понятием чести, человеческих ценностей. План мероприятий:

План мероприятий:

1 тематический блок (каждый блок продолжительностью в одну неделю) «Моя семья»:

  1. Рассказы детей на тему «Профессии моих родителей».
  2. Дидактическая игра «Как тебя зовут, что в имени твоём?».
  3. Рисуем свою семью.

2 блок «Мой любимый детский сад»:

  1. Беседа с детьми на тему «А ты любишь ходить в детский сад?».
  2. Создание фотоальбома «Моя жизнь в детском саду».
  3. Субботник по благоустройству территории детского сада.

3 блок «Город, в котором я живу»:

  1. Изучаем открытки с изображением города «Мой город сто лет назад».
  2. Заполняем альбом профессий, дети рассказывают о местах работы своих родителей.
  3. Организуем выставку поделок и рисунков ко дню освобождения родного города.

4 блок «Мир природы родного края»:

  1. Праздник «Осенние дары матушки природы».
  2. Образовательная беседа «Как помочь птицам зимой?».
  3. Дидактическая игра «Кто живёт в лесу?».

5 блок «Как прекрасен этот мир!».

  1. Интерактивное занятие «Декоративно-прикладное искусство России».
  2. Лепка народной игрушки с ипользованием пластилина.
  3. Театрализованное представление «В гостях у Снегурочки».

Краткосрочный проект (1- 12 мая) для старшей группы «День победы»

Цели:

  • развитие чувства гордости за своих предков и благодарности за их самопожертвование;
  • способствовать формированию у детей чувства отваги и смелости, стремления защищать своё Отечество;
  • знакомство с традицией празднования «Дня победы», историческими событиями времён Великой Отечественной войны;
  • воспитывать внимательное и уважительное отношение к окружающим пожилым людям.

Начало мая — время торжественное и праздничное. Педагоги провели в средней группе праздник, посвящённый Дню победы

План мероприятий:

  1. Занятие с использованием техники оригами «Летят журавли».
  2. Ролевая игра «Аты-баты, шли солдаты».
  3. Изготовление аппликации «Самолёт в небе».
  4. Экскурсия в музей Военной славы.
  5. Создание стенда «Мы помним».
  6. Итоговый праздник с участием родителей в честь Дня победы.

Краткосрочный проект для подготовительной группы «Быть гражданином родной страны»

Цели:

  • сформировать начальное представление о демократической модели политического жизнеустройства страны, познакомить с процедурой выборов;
  • воспитывать чувство гражданской солидарности, активности и ответственности;
  • дать знания о государственном флаге, его истории и значении цветов, о гербе, гимне;
  • пополнять лексический словарь детей новыми словами и терминами;
  • совершенствовать навыки рассуждения, устного рассказа, ведения спора, развивать умение делать самостоятельные выводы, отстаивать свою точку зрения;
  • расширить представления об устройстве социальной жизни окружающего мира.

План мероприятий:

  • изучение прав ребёнка (Международная конвенция прав ребёнка);
  • просветительское занятие по изучению основ конституции как главного правового документа;
  • ролевая игра «Кто будет президентом»;
  • оформление альбома с детскими рисунками на тему «Я живу в России»;
  • разучивание стихов и песен, проведение концерта «Широка страна моя родная!».

Правильно оформленная наглядность о родной природе позволят привлечь внимание детей к изучению своей страны, дадут возможность подобрать материал, основываясь на интересах детей

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий