Подготовка и проведение открытого физкультурного занятия в средней группе

Виды физкультурных занятий

Учитывая цели и задачи открытых уроков, в арсенале педагога пять видов занятий:

  • традиционные (объединяют в себе разные виды активности, подчинённые одной цели),
  • игры (предполагают общий реквизит, а также наличие элементов состязания, например, «День и ночь», когда дети соревнуются, кто назовёт больше атрибутов для конкретной деятельности),
  • сюжетно-ролевые, в которых персонажи сказки по ходу развития сюжета предлагают детям повторить их спортивные успехи,
  • танцевальное (чаще всего этот вид занятий комбинируется с сюжетными уроками),
  • ритмопластика — занятия, построенные на основе заданий для тренировки органов дыхательной системы и игр подвижного характера.

В открытых занятиях педагог может комбинировать элементы разных видов физкультурных занятий

Какие упражнения включаются в открытые занятия

Успех показательного занятия по физкультуре во многом зависит от того, насколько разнообразны виды упражнений, предлагаемые педагогом детям.

Таблица: виды упражнений для открытого занятия

ВидПример
Отработка скорости движения в беге«Наш поезд»Дети становятся друг за другом, берутся за плечи впереди стоящего. Под музыку первый в цепочке начинает двигаться по указанию водящего (педагога). Движения становятся резкими, из стороны в сторону, увеличивается скорость, но «поезд» не должен расцепиться.
На ориентирование в пространстве (то есть на построение и перестроение)На этапе разминки дети строятся в одну колонну, а затем перестраиваются в 3–4 звена. Упражнение можно усложнить увеличением числа перестроений.
На равновесие«Пройди по извилистой тропинке»Педагог на полу располагает верёвку, намеренно не выравнивая её. Это «тропинка». Малыши по очереди идут по ней, стараясь «не упасть» в пропасть.
На развитие навыка имитацииДети выполняют и повторяют рифмовку с движениями за педагогом:
На тренировку навыка лазания«Помоги обезьянке»Педагог на 5–6 рейке располагает игрушку-обезьянку, задача ребёнка: правильно, не пропуская рейки, залезть до нужного уровня и, дотронувшись до игрушки, слезть.
Задания с мячомОбычно это упражнения на отработку элементов спортивных игр с мячом. Например, сделать 4 броска в баскетбольное кольцо. По итогам подводятся итоги: кто забросил большее количество мячей.
На тренировку внимания«Xлоп и Топ»Педагог перечисляет предметы (дом, туалет, прихожая и пр.), а малыш хлопает в ладоши или топает ножкой каждый раз, когда слышит оговоренные заранее слова.
На релаксацию (или игры малой подвижности)

В открытое занятие включаются хорошо знакомые детям виды упражнений

Цели проведения открытых физкультурных занятий

Открытое занятия предполагает присутствие гостей. Ими могут быть как коллеги педагога, так и родители воспитанников.

Основные цели проведения показательного физкультурного урока состоят в:

  • демонстрации уровня достигнутых результатов в физподготовке детей,
  • презентации методического опыта педагога.

Кроме того, как и обычные физкультурные занятия, открытые уроки в любой возрастной группе, реализуя образовательное направление «Физическое развитие», преследуют следующие цели в отношении ребят:

  • укреплять и сохранять физическое, психическое здоровье детей,
  • показать наработки пополнения двигательного опыта (к примеру, освоение нескольких видов перестроений в рамках одного упражнения, или эстафеты),
  • выявить уровень развития скоростных и силовых качеств малышей, а также продемонстрировать умения соотносить движения разных частей тела,
  • продемонстрировать сформированность культурно-гигиенических навыков (КГН),
  • показать активность детей в желании поддерживать здоровье.

Для педагога целями проведения открытого занятия является:

  • презентация методических наработок (комбинаций приёмов, рифмовок, атрибутов и пр.) в работе с детьми определённого возраста,
  • обобщение вопросов темы по самообразованию (открытые уроки являются неотъемлемым элементом практического этапа разработки проблемы в области образовательного направления «Физическое развитие»),
  • пополнение опыта публичной презентации занятий (например, для участия в конкурсе педмастерства).

Открытые занятия пополняют опыт педагога в области подготовки профессиональных публичных мероприятий

Задачи проведения открытого физкультурного занятия с детьми 4–5 лет

Задачи показательных уроков также подразделяются на те, что ставятся перед детьми и те, что касаются педагога. При этом в обоих случаях они имеют чёткую ориентацию на возраст воспитанников. Для детей задачи открытых занятий по физкультуре заключаются в демонстрации:

  • навыков освоения новых техник движений (например, бег спиной вперёд),
  • умений передвигаться по гимнастической стенке разными техниками — опираясь на колени, локти, цепляясь пальцами рук, ног,
  • навыка занимать исходную позу перед началом упражнения (например, метания мягкого мячика в цель) и выходит из неё после завершения выполнения задания,
  • сноровки ловить и передавать мяч на расстояние до 1,5 метров, отбивать о пол, не теряя мячик, до пяти раз,
  • способности удерживать равновесие в статике и в динамике,
  • навыка строится в одну колонну, в шеренгу, по парам, а также делать 1–2 перестроения из одной позиции в другую,
  • умения выполнять повороты на двухколёсном велосипеде,
  • творческие способности в выразительном, грациозном и пластичном выполнении имитационных игровых действий в подвижных играх.

Для педагога задачами проведения открытого физкультурного занятия является:

  • объединение детей общей интересной деятельностью (для этого инструктор по физвоспитанию придумывает сюжет, персонажей урока, которые призваны увлечь малышей),
  • проработка теоретического материала и его практической интерпретации (педагог знакомится с теорией по целям проведения занятий, подбирает упражнения),
  • составление такой комбинации заданий, которая позволит включить в занятие максимальное количество видов упражнений.

Для педагога важной задачей организации открытого занятия является объединение детей совместной деятельностью

Интегрированное занятие в средней группе (физическая культура и «По дороге в детский сад»)

Организация: МДОУ ДС комбинированного вида «Сосенка»

Населенный пункт: Иркутская область, г. Железногорск-Илимский

Цели:

1. Научить видеть и запоминать ориентиры и близлежащие строения

Развивать наблюдательность, внимание. Формировать представление о названии улицы и адреса детского сада

Активизировать словарь, познавательный интерес.

2. Сохранение и укрепление здоровья с учетом возрастных и функциональных возможностей детей. Развитие всех групп мышц (плечевого пояса, спины, живота, ног).   Поддерживать интерес и самостоятельность в двигательной активности.

Задачи:

  • Развивать умения согласованно ходить, бегать, соблюдая красоту, легкость движений,
  • Совершенствовать ходьбу на носочках, пятках; упражнять в ходьбе по ограниченной площадке и приземляться на носочки; ползание на высоких четвереньках,
  • Развивать активность, самостоятельность двигательной активности; умение помогать друг другу в выполнении упражнений, играх.

РАЗМИНКА.

Инструктор:

Солнце уж не спит давно, смотрит к нам оно в окно.

Хорошо вам отдыхать, но пора уже вставать.

Тихо – тихо колокольчик позвени, всех мальчишек и девчонок разбуди.

Все проснулись, потянулись и друг другу улыбнулись.

Инструктор: После сна, что мы делаем? (зарядку).

Кто с зарядкой дружит смело, кто с утра прогонит лень.

Будет смелым и умелым, и веселым целый день.

На дорожку встали, дружно пошагали (ходьба с высоким подниманием колен).

Узкий мостик впереди – на носочках проходи (ходьба на носочках).

Мы на пяточках пойдем – каблучки не отобьем (ходьба на пяточках).

Чтобы в норку нам пролезть, низко нужно нам присесть.

Мышку мы не испугаем, тишину не нарушаем.

Здесь куда ни бросишь взгляд. Камни на тропе лежат (прыжки на двух ногах с   продвижением вперед).

Сзади камушек упал, нас немного напугал (бег).

Позади тяжелый путь, мы должны передохнуть (дыхательная гимнастика).

Входит воспитатель: – Что – то весело у вас тут, что случилось?

Инструктор: Мы проснулись, сделали зарядку, чтоб здоровыми все были, не болели. Не хандрили.

Воспитатель: Ребята, у меня к вам просьба, вы сможете помочь одному мальчику?

Послушайте одну историю: «Маленький мальчик гулял со своей мамой по городу и потерялся. Подошел к нему прохожий и говорит: Не плачь! Скажи свой адрес, т я отведу тебя домой.»

А вы, ребята, знаете свой домашний адрес?

Как называется ваш детский сад?

У нашего детского сада тоже есть свой адрес: 1 квартал, дом 78.

Я приглашаю вас на прогулку.

– А это что за постовой стоит и летом и зимой?

Вот стоит на  улице в черном сапоге,

Чучело трехглазое на одной ноге? (светофор).

– А что обозначают его глаза?

Если свет зажегся красный, значит, двигаться опасно!

Желтый свет – предупрежденье, жди сигнала для движенья.

Свет зеленый говорит: пешеходам путь открыт!

1.         Остановка: ТОННЕЛЬ.

Лазание на высоких четвереньках.

2.         Остановка: ВОКЗАЛ:

Ходьба по наклонной скамейке, спрыгивание на носочки.

3.         Остановка: 1- КВАРТАЛ:

Ходьба змейкой между предметами.

4.  ИГРА: «Мой веселый звонкий мяч» (прыжки на двух ногах).

5.  Остановка «Пешеходы и автомобили»

6. ИГРА: «Цветные автомобили».

7. ИГРА – ИМИТАЦИЯ:  Представь, что ты зайчик, медвежонок, медведь, лисенок.

 Рефлексия: Ну, вот и закончилась  прогулка по нашему городу.

Скажите, мы с вами должны знать свой домашний адрес? Для чего?

Я желаю, чтобы вы всегда находили дорогу домой,  и были внимательны к знакам на дорогах.

Список литературы

1. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. М.: 1988.

2. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.-112с.

3. Шарманова С.Б., Федоров А.И. Инновационные подходы в физическом воспитании   детей   дошкольного   возраста   //   Физическая   культура: Воспитание, образование, тренировка. -2004 – №4. -с. -51 -54.

4. М.А.Васильева, В.В.Гарбова, Т.С.Комарова. Физическое воспитание детей 2-7 лет. Тематическое планирование в ДОУ.  Волгоград., 2010г. – 131с.

5. Н.В Микляева. Физическое воспитание дошкольников. Конструктор образовательной программы. Творческий Центр СФЕРА, 2015г., 173с.

Опубликовано: 28.08.2019

Цели проведения открытых физкультурных занятий

Открытое занятия предполагает присутствие гостей. Ими могут быть как коллеги педагога, так и родители воспитанников.

Основные цели проведения показательного физкультурного урока состоят в:

  • демонстрации уровня достигнутых результатов в физподготовке детей;

    Открытые занятия демонстрируют уровень достижений детей в физподготовке

  • презентации методического опыта педагога.

Кроме того, как и обычные физкультурные занятия, открытые уроки в любой возрастной группе, реализуя образовательное направление «Физическое развитие», преследуют следующие цели в отношении ребят:

  • укреплять и сохранять физическое, психическое здоровье детей;
  • показать наработки пополнения двигательного опыта (к примеру, освоение нескольких видов перестроений в рамках одного упражнения, или эстафеты);
  • выявить уровень развития скоростных и силовых качеств малышей, а также продемонстрировать умения соотносить движения разных частей тела;
  • продемонстрировать сформированность культурно-гигиенических навыков (КГН);
  • показать активность детей в желании поддерживать здоровье.

Для педагога целями проведения открытого занятия является:

  • презентация методических наработок (комбинаций приёмов, рифмовок, атрибутов и пр.) в работе с детьми определённого возраста;
  • обобщение вопросов темы по самообразованию (открытые уроки являются неотъемлемым элементом практического этапа разработки проблемы в области образовательного направления «Физическое развитие»);
  • пополнение опыта публичной презентации занятий (например, для участия в конкурсе педмастерства).

Открытые занятия пополняют опыт педагога в области подготовки профессиональных публичных мероприятий

Задачи проведения открытого физкультурного занятия с детьми 4–5 лет

Задачи показательных уроков также подразделяются на те, что ставятся перед детьми и те, что касаются педагога. При этом в обоих случаях они имеют чёткую ориентацию на возраст воспитанников. Для детей задачи открытых занятий по физкультуре заключаются в демонстрации:

  • навыков освоения новых техник движений (например, бег спиной вперёд);
  • умений передвигаться по гимнастической стенке разными техниками — опираясь на колени, локти, цепляясь пальцами рук, ног;
  • навыка занимать исходную позу перед началом упражнения (например, метания мягкого мячика в цель) и выходит из неё после завершения выполнения задания;
  • сноровки ловить и передавать мяч на расстояние до 1,5 метров, отбивать о пол, не теряя мячик, до пяти раз;
  • способности удерживать равновесие в статике и в динамике;
  • навыка строится в одну колонну, в шеренгу, по парам, а также делать 1–2 перестроения из одной позиции в другую;
  • умения выполнять повороты на двухколёсном велосипеде;
  • творческие способности в выразительном, грациозном и пластичном выполнении имитационных игровых действий в подвижных играх.

Для педагога задачами проведения открытого физкультурного занятия является:

  • объединение детей общей интересной деятельностью (для этого инструктор по физвоспитанию придумывает сюжет, персонажей урока, которые призваны увлечь малышей);
  • проработка теоретического материала и его практической интерпретации (педагог знакомится с теорией по целям проведения занятий, подбирает упражнения);
  • составление такой комбинации заданий, которая позволит включить в занятие максимальное количество видов упражнений.

Для педагога важной задачей организации открытого занятия является объединение детей совместной деятельностью

Формы показательных занятий по физкультуре

Открытые физкультурные уроки могут быть в нескольких формах, доступных для понимания и полноценного участия малышей 4–5 лет:

  • сюжетные уроки (непосредственная образовательная деятельность — НОД — организуется в виде сказки или истории, где дети участвуют в качестве действующих лиц, например, тема «Путешествие в лес» предполагает получение заданий детьми от Лешего, который рассердился и захватил всех зверей в лесу, а малыши пытаются вызволить животных),
  • досуговые мероприятия (например, «Мой папа самый спортивный!» – такой формат занятий предполагает обязательное присутствие гостей),
  • физкультурные праздники, построенные на комбинации подвижных игр и спортивных упражнений — с мячом, бадминтоном и пр., обычно приурочены к календарному празднику, которые являются продуктом совместной подготовки педагога, родителей и коллег, показывают достижения детей в здоровом образе жизни (ЗОЖ), к примеру, «Осень спортивная»,
  • дни здоровья — мероприятия, призванные предупреждать утомляемость и мере возможности оздоравливать детей (малышей, коллег и детей, участвующих в подготовке).

Методика проведения открытого физкультурного занятия

Структура показательного урока ничем не отличается от композиции обычного. Единственная разница состоит в том, что при подготовке открытого занятия педагог заранее знакомит ребят с характером заданий и отрабатывает его выполнение на похожем материале. Это делается для того, чтобы картинка открытого занятия не искажалась организационными недочётами, когда дети (совсем ещё неопытные в этом типе занятий) не знают, куда встать, как повернуться, как начать выполнение задания.

Временной план

Физкультурные уроки проводятся три раза в неделю: два из них в спортивном зале или в группе, а одно — на улице, если, конечно, погодные условия к этому располагают. Обычно, если нет специальных указаний, открытый урок проводится в помещении.

В средней группе занятие длится 20–25 минут. Хронометраж позволяет рассмотреть тему урока вне зависимости от того, открытое оно или обычное, в трёх этапах:

  • вводном — до 6 минут (педагог мотивирует ребят на работу, обирает им задания на укрепление опорно-двигательного аппарата);
  • основном — 15 минут (задания ОРВ, упражнения дыхательной гимнастики, задания на отработку движений, а также подвижная игра);
  • заключительном — до 4 минут (малыши приходят в себя после физических нагрузок при помощи малоподвижной игры, небыстрой ходьбы).

Выполнение каждого упражнения должно обязательно вписываться во временные рамки этапов занятия

Видео: материалы для открытого занятия по физкультуре в средней группе

Смотрите это видео на YouTube

Являясь обязательным элементом образовательной деятельности, открытые физкультурные занятия в средней группе в целом мало чем отличаются от обычных. Отличительная черта показательных уроков состоит в том, что они демонстрируют не только достижения детей, но и уровень методического мастерства педагога. Причём не опосредованно, как на обычных уроках, а непосредственно в работе с малышами над содержанием, при выборе способов взаимодействия с детьми.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Приёмы на открытых физкультурных занятиях

Как и на обычном занятии, на показательном уроке физкультуры педагог в работе опирается на четыре группы приёмов.

Таблица: группы приёмов для проведения открытого занятия с ребятами 4–5 лет

Группа способов взаимодействия с малышамиПриёмСутьПример
СловесныеОбъяснениеНа уроках физической культуры объяснение больше напоминает инструкцию: краткую и чёткую.Перед выполнением упражнения «Зайчики и собачки» на отработку перестроения, педагог разъясняет: «Делимся на две команды, рассчитываясь на первый-второй. Команда цирковых собачек пять раз проходит по скамейке, подпрыгивает и переступает через ведёрки-лужи. Столько же раз команда цирковых зайчиков оббегает лежащий в центре зала ковёр, похлопав три раза по цилиндру, в котором хозяин цирка вышел из дома».
РифмовкиИспользуются для мотивации детей, введения их в тему занятия.Например, рассматривая тему «В гости к мячам», посвящённую видам спорта, использующим мяч, начать занятие можно:

  • с рифмовки (Что такое, что за шум? Скачет мячик: бум-бум-бум! Прыг-прыг-прыг и скок-скок-скок, — Укатился под кусток).
  • с загадок (Он резиновый, упругий, Так и проситься на руки, Чтоб подбросить и поймать, по дорожке покатать. С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья? – Мяч).
СказкиОбычно применяются на начальном этапе занятия с целью настроить ребят на продуктивную деятельность.В начале занятия на тему «Учимся дружить с физкультурой» педагог рассказывает историю о том, как в одном лесу жил маленький зайчик, который очень не любил заниматься спортом, делать зарядку. И однажды он заболел. Какие только лекарства не давала ему мама! И однажды в гости к зайцам зашла Белка. Она посмотрела на малыша и сказала, что никакие таблетки ему не помогут. Лучшее лекарство — это выйти из дома, долго гулять, делать каждый день зарядку и бегать с друзьями. Послушал Зайчонок, пошёл гулять. И уже вечером с большим аппетитом съел ужин, хорошо выспался ночью, утром сделал зарядку, и к обеду его, такого бодрого, весёлого и здорового, даже мама не узнала».
БеседаОбычно этот приём применяется на занятиях, посвящённых рассмотрению вопросов ЗОЖ.Обсуждение «Как в моей семье занимаются спортом»:

  • «Зачем нужен спорт?»,
  • «Какой вид спорта тебе нравится?» и др.
ЧтениеНа физкультурных занятиях этот приём вводится нечасто, в виде чтения названий упражнений (например, когда малыши выполняют задания «Весёлых стартов»).
НаглядностьКартинкиСопровождают все виды деятельности на занятиях любого вида и типа.С помощью картинок дети вспоминают порядок выполнения общеразвивающего упражнения на отработку приседаний.
ДемонстрацияПедагог лично показывает ход выполнения учебной задачи.
ПоказУчебный материал (например, подвижная игра, комплекс общеразвивающих упражнений и пр.) презентуется при помощи видео.
АтрибутыВажны для верного выполнения некоторых упражнений — это во-первых. А во-вторых, на показательных уроках реквизит создаёт особую атмосферу полного погружения в тему и работу с детьми.
  • мячи (в том числе массажный, с «колючками»),
  • скакалки,
  • мячики для метания,
  • гимнастическая палка,
  • игрушки — действующие персонажи занятия.
ИграДидактическаяРасширяет теоретическую базу детей.«Правду говорю!»Педагог с малышами строится в круг. Взрослый называет перечень атрибутов для занятий определённым видом спорта. Если этот реквизит нужен, малыши приседают. Если не нужен, то бегут на месте.
ПодвижнаяУдовлетворяет потребность малышей в двигательной активности.Примеры можно найти в картотеке подвижных игр для средней группы.
Театрализованная
  • проявляют творческие способности детей,
  • развивают навык имитации.
Для повторения КГН, связанных с проведением гигиенических процедур, дети делают короткую инсценировку по сказке К. Чуковского «Мойдодыр».
ПальчиковаяТренирует мелкую моторику.
Практические приёмыРисункиПомогает подытожить изучение той или иной темы, а также способствует развитию творчества у детей. Обычно применяются не на самом занятии, а до или после него, например, как способ организации самостоятельной деятельности.Знакомство с атрибутами и видами спорта можно завершить раскрашиванием тематической картинки.
АппликацииДети выкладывают по контуру мячики, используя кусочки цветной бумаги.
ПоделкиМалыши выкладывают шерстяными нитками силуэты людей, занимающихся спортом.
КонструированиеИз бумажных деталей дети с помощью педагога составляют человечков, которые занимаются разными видами спорта.

Фотогалерея: практические приёмы для открытых физкультурных занятий

Цветовые решения для мячиков дети выбирают сами

Задание на выкладывание силуэта нитками тренирует мелкую моторику

Работа с такой моделью позволяет детям составлять фигурки в разных позах

Заключение

В конце мероприятия инструктор предлагает малышам отдохнуть после длительного и утомительного путешествия. Дети ложатся в бассейне на спину, слушают звуки моря, отдыхают. Педагог подбирает слова похвалы для каждого малыша, что способствует повышению самооценки дошкольников. В рамках новых федеральных образовательных стандартов, разработанных для дошкольного отечественного образования, предполагается проведение рефлексии.

Малыши рассказывают о тех впечатлениях, эмоциях, которые они ощутили во время увлекательного путешествия. Ребята организованно покидают бассейн, а педагог переходит к следующему этапу – самоанализу проведенного мероприятия перед коллегами. Сначала он озвучивает тему мероприятия, поставленные цели и задачи

Отдельное внимание в самоанализе инструктор уделяет выбору упражнений, поясняет уместность их введения в сценарий на каждом этапе. Педагог делится с коллегами информацией о педагогических технологиях, элементы которых он использовал при продумывании сценария мероприятия. При желании можно воспользоваться готовой схемой самоанализа, разработанной в конкретном образовательном учреждении или использовать типовой вариант

При желании можно воспользоваться готовой схемой самоанализа, разработанной в конкретном образовательном учреждении или использовать типовой вариант.

Любое физкультурное занятие, организуемое для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста, предполагает предварительное составление плана, подбор средств и приемов, выбор оборудования, упражнений. Только после того как все эти элементы будут учтены, инструктор приступает к реализации задуманного сценария.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий