Виды физкультурных занятий
Учитывая цели и задачи открытых уроков, в арсенале педагога пять видов занятий:
- традиционные (объединяют в себе разные виды активности, подчинённые одной цели),
- игры (предполагают общий реквизит, а также наличие элементов состязания, например, «День и ночь», когда дети соревнуются, кто назовёт больше атрибутов для конкретной деятельности),
- сюжетно-ролевые, в которых персонажи сказки по ходу развития сюжета предлагают детям повторить их спортивные успехи,
- танцевальное (чаще всего этот вид занятий комбинируется с сюжетными уроками),
- ритмопластика — занятия, построенные на основе заданий для тренировки органов дыхательной системы и игр подвижного характера.
В открытых занятиях педагог может комбинировать элементы разных видов физкультурных занятий
Какие упражнения включаются в открытые занятия
Успех показательного занятия по физкультуре во многом зависит от того, насколько разнообразны виды упражнений, предлагаемые педагогом детям.
Таблица: виды упражнений для открытого занятия
Вид | Пример |
Отработка скорости движения в беге | «Наш поезд»Дети становятся друг за другом, берутся за плечи впереди стоящего. Под музыку первый в цепочке начинает двигаться по указанию водящего (педагога). Движения становятся резкими, из стороны в сторону, увеличивается скорость, но «поезд» не должен расцепиться. |
На ориентирование в пространстве (то есть на построение и перестроение) | На этапе разминки дети строятся в одну колонну, а затем перестраиваются в 3–4 звена. Упражнение можно усложнить увеличением числа перестроений. |
На равновесие | «Пройди по извилистой тропинке»Педагог на полу располагает верёвку, намеренно не выравнивая её. Это «тропинка». Малыши по очереди идут по ней, стараясь «не упасть» в пропасть. |
На развитие навыка имитации | Дети выполняют и повторяют рифмовку с движениями за педагогом: |
На тренировку навыка лазания | «Помоги обезьянке»Педагог на 5–6 рейке располагает игрушку-обезьянку, задача ребёнка: правильно, не пропуская рейки, залезть до нужного уровня и, дотронувшись до игрушки, слезть. |
Задания с мячом | Обычно это упражнения на отработку элементов спортивных игр с мячом. Например, сделать 4 броска в баскетбольное кольцо. По итогам подводятся итоги: кто забросил большее количество мячей. |
На тренировку внимания | «Xлоп и Топ»Педагог перечисляет предметы (дом, туалет, прихожая и пр.), а малыш хлопает в ладоши или топает ножкой каждый раз, когда слышит оговоренные заранее слова. |
На релаксацию (или игры малой подвижности) |
В открытое занятие включаются хорошо знакомые детям виды упражнений
Цели проведения открытых физкультурных занятий
Открытое занятия предполагает присутствие гостей. Ими могут быть как коллеги педагога, так и родители воспитанников.
Основные цели проведения показательного физкультурного урока состоят в:
- демонстрации уровня достигнутых результатов в физподготовке детей,
- презентации методического опыта педагога.
Кроме того, как и обычные физкультурные занятия, открытые уроки в любой возрастной группе, реализуя образовательное направление «Физическое развитие», преследуют следующие цели в отношении ребят:
- укреплять и сохранять физическое, психическое здоровье детей,
- показать наработки пополнения двигательного опыта (к примеру, освоение нескольких видов перестроений в рамках одного упражнения, или эстафеты),
- выявить уровень развития скоростных и силовых качеств малышей, а также продемонстрировать умения соотносить движения разных частей тела,
- продемонстрировать сформированность культурно-гигиенических навыков (КГН),
- показать активность детей в желании поддерживать здоровье.
Для педагога целями проведения открытого занятия является:
- презентация методических наработок (комбинаций приёмов, рифмовок, атрибутов и пр.) в работе с детьми определённого возраста,
- обобщение вопросов темы по самообразованию (открытые уроки являются неотъемлемым элементом практического этапа разработки проблемы в области образовательного направления «Физическое развитие»),
- пополнение опыта публичной презентации занятий (например, для участия в конкурсе педмастерства).
Открытые занятия пополняют опыт педагога в области подготовки профессиональных публичных мероприятий
Задачи проведения открытого физкультурного занятия с детьми 4–5 лет
Задачи показательных уроков также подразделяются на те, что ставятся перед детьми и те, что касаются педагога. При этом в обоих случаях они имеют чёткую ориентацию на возраст воспитанников. Для детей задачи открытых занятий по физкультуре заключаются в демонстрации:
- навыков освоения новых техник движений (например, бег спиной вперёд),
- умений передвигаться по гимнастической стенке разными техниками — опираясь на колени, локти, цепляясь пальцами рук, ног,
- навыка занимать исходную позу перед началом упражнения (например, метания мягкого мячика в цель) и выходит из неё после завершения выполнения задания,
- сноровки ловить и передавать мяч на расстояние до 1,5 метров, отбивать о пол, не теряя мячик, до пяти раз,
- способности удерживать равновесие в статике и в динамике,
- навыка строится в одну колонну, в шеренгу, по парам, а также делать 1–2 перестроения из одной позиции в другую,
- умения выполнять повороты на двухколёсном велосипеде,
- творческие способности в выразительном, грациозном и пластичном выполнении имитационных игровых действий в подвижных играх.
Для педагога задачами проведения открытого физкультурного занятия является:
- объединение детей общей интересной деятельностью (для этого инструктор по физвоспитанию придумывает сюжет, персонажей урока, которые призваны увлечь малышей),
- проработка теоретического материала и его практической интерпретации (педагог знакомится с теорией по целям проведения занятий, подбирает упражнения),
- составление такой комбинации заданий, которая позволит включить в занятие максимальное количество видов упражнений.
Для педагога важной задачей организации открытого занятия является объединение детей совместной деятельностью
Интегрированное занятие в средней группе (физическая культура и «По дороге в детский сад»)
Организация: МДОУ ДС комбинированного вида «Сосенка»
Населенный пункт: Иркутская область, г. Железногорск-Илимский
Цели:
1. Научить видеть и запоминать ориентиры и близлежащие строения
Развивать наблюдательность, внимание. Формировать представление о названии улицы и адреса детского сада
Активизировать словарь, познавательный интерес.
2. Сохранение и укрепление здоровья с учетом возрастных и функциональных возможностей детей. Развитие всех групп мышц (плечевого пояса, спины, живота, ног). Поддерживать интерес и самостоятельность в двигательной активности.
Задачи:
- Развивать умения согласованно ходить, бегать, соблюдая красоту, легкость движений,
- Совершенствовать ходьбу на носочках, пятках; упражнять в ходьбе по ограниченной площадке и приземляться на носочки; ползание на высоких четвереньках,
- Развивать активность, самостоятельность двигательной активности; умение помогать друг другу в выполнении упражнений, играх.
РАЗМИНКА.
Инструктор:
Солнце уж не спит давно, смотрит к нам оно в окно.
Хорошо вам отдыхать, но пора уже вставать.
Тихо – тихо колокольчик позвени, всех мальчишек и девчонок разбуди.
Все проснулись, потянулись и друг другу улыбнулись.
Инструктор: После сна, что мы делаем? (зарядку).
Кто с зарядкой дружит смело, кто с утра прогонит лень.
Будет смелым и умелым, и веселым целый день.
На дорожку встали, дружно пошагали (ходьба с высоким подниманием колен).
Узкий мостик впереди – на носочках проходи (ходьба на носочках).
Мы на пяточках пойдем – каблучки не отобьем (ходьба на пяточках).
Чтобы в норку нам пролезть, низко нужно нам присесть.
Мышку мы не испугаем, тишину не нарушаем.
Здесь куда ни бросишь взгляд. Камни на тропе лежат (прыжки на двух ногах с продвижением вперед).
Сзади камушек упал, нас немного напугал (бег).
Позади тяжелый путь, мы должны передохнуть (дыхательная гимнастика).
Входит воспитатель: – Что – то весело у вас тут, что случилось?
Инструктор: Мы проснулись, сделали зарядку, чтоб здоровыми все были, не болели. Не хандрили.
Воспитатель: Ребята, у меня к вам просьба, вы сможете помочь одному мальчику?
Послушайте одну историю: «Маленький мальчик гулял со своей мамой по городу и потерялся. Подошел к нему прохожий и говорит: Не плачь! Скажи свой адрес, т я отведу тебя домой.»
А вы, ребята, знаете свой домашний адрес?
Как называется ваш детский сад?
У нашего детского сада тоже есть свой адрес: 1 квартал, дом 78.
Я приглашаю вас на прогулку.
– А это что за постовой стоит и летом и зимой?
Вот стоит на улице в черном сапоге,
Чучело трехглазое на одной ноге? (светофор).
– А что обозначают его глаза?
Если свет зажегся красный, значит, двигаться опасно!
Желтый свет – предупрежденье, жди сигнала для движенья.
Свет зеленый говорит: пешеходам путь открыт!
1. Остановка: ТОННЕЛЬ.
Лазание на высоких четвереньках.
2. Остановка: ВОКЗАЛ:
Ходьба по наклонной скамейке, спрыгивание на носочки.
3. Остановка: 1- КВАРТАЛ:
Ходьба змейкой между предметами.
4. ИГРА: «Мой веселый звонкий мяч» (прыжки на двух ногах).
5. Остановка «Пешеходы и автомобили»
6. ИГРА: «Цветные автомобили».
7. ИГРА – ИМИТАЦИЯ: Представь, что ты зайчик, медвежонок, медведь, лисенок.
Рефлексия: Ну, вот и закончилась прогулка по нашему городу.
Скажите, мы с вами должны знать свой домашний адрес? Для чего?
Я желаю, чтобы вы всегда находили дорогу домой, и были внимательны к знакам на дорогах.
Список литературы
1. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. М.: 1988.
2. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.-112с.
3. Шарманова С.Б., Федоров А.И. Инновационные подходы в физическом воспитании детей дошкольного возраста // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. -2004 – №4. -с. -51 -54.
4. М.А.Васильева, В.В.Гарбова, Т.С.Комарова. Физическое воспитание детей 2-7 лет. Тематическое планирование в ДОУ. Волгоград., 2010г. – 131с.
5. Н.В Микляева. Физическое воспитание дошкольников. Конструктор образовательной программы. Творческий Центр СФЕРА, 2015г., 173с.
Опубликовано: 28.08.2019
Цели проведения открытых физкультурных занятий
Открытое занятия предполагает присутствие гостей. Ими могут быть как коллеги педагога, так и родители воспитанников.
Основные цели проведения показательного физкультурного урока состоят в:
- демонстрации уровня достигнутых результатов в физподготовке детей;
Открытые занятия демонстрируют уровень достижений детей в физподготовке
- презентации методического опыта педагога.
Кроме того, как и обычные физкультурные занятия, открытые уроки в любой возрастной группе, реализуя образовательное направление «Физическое развитие», преследуют следующие цели в отношении ребят:
- укреплять и сохранять физическое, психическое здоровье детей;
- показать наработки пополнения двигательного опыта (к примеру, освоение нескольких видов перестроений в рамках одного упражнения, или эстафеты);
- выявить уровень развития скоростных и силовых качеств малышей, а также продемонстрировать умения соотносить движения разных частей тела;
- продемонстрировать сформированность культурно-гигиенических навыков (КГН);
- показать активность детей в желании поддерживать здоровье.
Для педагога целями проведения открытого занятия является:
- презентация методических наработок (комбинаций приёмов, рифмовок, атрибутов и пр.) в работе с детьми определённого возраста;
- обобщение вопросов темы по самообразованию (открытые уроки являются неотъемлемым элементом практического этапа разработки проблемы в области образовательного направления «Физическое развитие»);
- пополнение опыта публичной презентации занятий (например, для участия в конкурсе педмастерства).
Открытые занятия пополняют опыт педагога в области подготовки профессиональных публичных мероприятий
Задачи проведения открытого физкультурного занятия с детьми 4–5 лет
Задачи показательных уроков также подразделяются на те, что ставятся перед детьми и те, что касаются педагога. При этом в обоих случаях они имеют чёткую ориентацию на возраст воспитанников. Для детей задачи открытых занятий по физкультуре заключаются в демонстрации:
- навыков освоения новых техник движений (например, бег спиной вперёд);
- умений передвигаться по гимнастической стенке разными техниками — опираясь на колени, локти, цепляясь пальцами рук, ног;
- навыка занимать исходную позу перед началом упражнения (например, метания мягкого мячика в цель) и выходит из неё после завершения выполнения задания;
- сноровки ловить и передавать мяч на расстояние до 1,5 метров, отбивать о пол, не теряя мячик, до пяти раз;
- способности удерживать равновесие в статике и в динамике;
- навыка строится в одну колонну, в шеренгу, по парам, а также делать 1–2 перестроения из одной позиции в другую;
- умения выполнять повороты на двухколёсном велосипеде;
- творческие способности в выразительном, грациозном и пластичном выполнении имитационных игровых действий в подвижных играх.
Для педагога задачами проведения открытого физкультурного занятия является:
- объединение детей общей интересной деятельностью (для этого инструктор по физвоспитанию придумывает сюжет, персонажей урока, которые призваны увлечь малышей);
- проработка теоретического материала и его практической интерпретации (педагог знакомится с теорией по целям проведения занятий, подбирает упражнения);
- составление такой комбинации заданий, которая позволит включить в занятие максимальное количество видов упражнений.
Для педагога важной задачей организации открытого занятия является объединение детей совместной деятельностью
Формы показательных занятий по физкультуре
Открытые физкультурные уроки могут быть в нескольких формах, доступных для понимания и полноценного участия малышей 4–5 лет:
- сюжетные уроки (непосредственная образовательная деятельность — НОД — организуется в виде сказки или истории, где дети участвуют в качестве действующих лиц, например, тема «Путешествие в лес» предполагает получение заданий детьми от Лешего, который рассердился и захватил всех зверей в лесу, а малыши пытаются вызволить животных),
- досуговые мероприятия (например, «Мой папа самый спортивный!» – такой формат занятий предполагает обязательное присутствие гостей),
- физкультурные праздники, построенные на комбинации подвижных игр и спортивных упражнений — с мячом, бадминтоном и пр., обычно приурочены к календарному празднику, которые являются продуктом совместной подготовки педагога, родителей и коллег, показывают достижения детей в здоровом образе жизни (ЗОЖ), к примеру, «Осень спортивная»,
- дни здоровья — мероприятия, призванные предупреждать утомляемость и мере возможности оздоравливать детей (малышей, коллег и детей, участвующих в подготовке).
Методика проведения открытого физкультурного занятия
Структура показательного урока ничем не отличается от композиции обычного. Единственная разница состоит в том, что при подготовке открытого занятия педагог заранее знакомит ребят с характером заданий и отрабатывает его выполнение на похожем материале. Это делается для того, чтобы картинка открытого занятия не искажалась организационными недочётами, когда дети (совсем ещё неопытные в этом типе занятий) не знают, куда встать, как повернуться, как начать выполнение задания.
Временной план
Физкультурные уроки проводятся три раза в неделю: два из них в спортивном зале или в группе, а одно — на улице, если, конечно, погодные условия к этому располагают. Обычно, если нет специальных указаний, открытый урок проводится в помещении.
В средней группе занятие длится 20–25 минут. Хронометраж позволяет рассмотреть тему урока вне зависимости от того, открытое оно или обычное, в трёх этапах:
- вводном — до 6 минут (педагог мотивирует ребят на работу, обирает им задания на укрепление опорно-двигательного аппарата);
- основном — 15 минут (задания ОРВ, упражнения дыхательной гимнастики, задания на отработку движений, а также подвижная игра);
- заключительном — до 4 минут (малыши приходят в себя после физических нагрузок при помощи малоподвижной игры, небыстрой ходьбы).
Выполнение каждого упражнения должно обязательно вписываться во временные рамки этапов занятия
Видео: материалы для открытого занятия по физкультуре в средней группе
Смотрите это видео на YouTube
Являясь обязательным элементом образовательной деятельности, открытые физкультурные занятия в средней группе в целом мало чем отличаются от обычных. Отличительная черта показательных уроков состоит в том, что они демонстрируют не только достижения детей, но и уровень методического мастерства педагога. Причём не опосредованно, как на обычных уроках, а непосредственно в работе с малышами над содержанием, при выборе способов взаимодействия с детьми.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Приёмы на открытых физкультурных занятиях
Как и на обычном занятии, на показательном уроке физкультуры педагог в работе опирается на четыре группы приёмов.
Таблица: группы приёмов для проведения открытого занятия с ребятами 4–5 лет
Группа способов взаимодействия с малышами | Приём | Суть | Пример |
Словесные | Объяснение | На уроках физической культуры объяснение больше напоминает инструкцию: краткую и чёткую. | Перед выполнением упражнения «Зайчики и собачки» на отработку перестроения, педагог разъясняет: «Делимся на две команды, рассчитываясь на первый-второй. Команда цирковых собачек пять раз проходит по скамейке, подпрыгивает и переступает через ведёрки-лужи. Столько же раз команда цирковых зайчиков оббегает лежащий в центре зала ковёр, похлопав три раза по цилиндру, в котором хозяин цирка вышел из дома». |
Рифмовки | Используются для мотивации детей, введения их в тему занятия. | Например, рассматривая тему «В гости к мячам», посвящённую видам спорта, использующим мяч, начать занятие можно:
| |
Сказки | Обычно применяются на начальном этапе занятия с целью настроить ребят на продуктивную деятельность. | В начале занятия на тему «Учимся дружить с физкультурой» педагог рассказывает историю о том, как в одном лесу жил маленький зайчик, который очень не любил заниматься спортом, делать зарядку. И однажды он заболел. Какие только лекарства не давала ему мама! И однажды в гости к зайцам зашла Белка. Она посмотрела на малыша и сказала, что никакие таблетки ему не помогут. Лучшее лекарство — это выйти из дома, долго гулять, делать каждый день зарядку и бегать с друзьями. Послушал Зайчонок, пошёл гулять. И уже вечером с большим аппетитом съел ужин, хорошо выспался ночью, утром сделал зарядку, и к обеду его, такого бодрого, весёлого и здорового, даже мама не узнала». | |
Беседа | Обычно этот приём применяется на занятиях, посвящённых рассмотрению вопросов ЗОЖ. | Обсуждение «Как в моей семье занимаются спортом»:
| |
Чтение | На физкультурных занятиях этот приём вводится нечасто, в виде чтения названий упражнений (например, когда малыши выполняют задания «Весёлых стартов»). | ||
Наглядность | Картинки | Сопровождают все виды деятельности на занятиях любого вида и типа. | С помощью картинок дети вспоминают порядок выполнения общеразвивающего упражнения на отработку приседаний. |
Демонстрация | Педагог лично показывает ход выполнения учебной задачи. | ||
Показ | Учебный материал (например, подвижная игра, комплекс общеразвивающих упражнений и пр.) презентуется при помощи видео. | ||
Атрибуты | Важны для верного выполнения некоторых упражнений — это во-первых. А во-вторых, на показательных уроках реквизит создаёт особую атмосферу полного погружения в тему и работу с детьми. |
| |
Игра | Дидактическая | Расширяет теоретическую базу детей. | «Правду говорю!»Педагог с малышами строится в круг. Взрослый называет перечень атрибутов для занятий определённым видом спорта. Если этот реквизит нужен, малыши приседают. Если не нужен, то бегут на месте. |
Подвижная | Удовлетворяет потребность малышей в двигательной активности. | Примеры можно найти в картотеке подвижных игр для средней группы. | |
Театрализованная |
| Для повторения КГН, связанных с проведением гигиенических процедур, дети делают короткую инсценировку по сказке К. Чуковского «Мойдодыр». | |
Пальчиковая | Тренирует мелкую моторику. | ||
Практические приёмы | Рисунки | Помогает подытожить изучение той или иной темы, а также способствует развитию творчества у детей. Обычно применяются не на самом занятии, а до или после него, например, как способ организации самостоятельной деятельности. | Знакомство с атрибутами и видами спорта можно завершить раскрашиванием тематической картинки. |
Аппликации | Дети выкладывают по контуру мячики, используя кусочки цветной бумаги. | ||
Поделки | Малыши выкладывают шерстяными нитками силуэты людей, занимающихся спортом. | ||
Конструирование | Из бумажных деталей дети с помощью педагога составляют человечков, которые занимаются разными видами спорта. |
Фотогалерея: практические приёмы для открытых физкультурных занятий
Цветовые решения для мячиков дети выбирают сами
Задание на выкладывание силуэта нитками тренирует мелкую моторику
Работа с такой моделью позволяет детям составлять фигурки в разных позах
Заключение
В конце мероприятия инструктор предлагает малышам отдохнуть после длительного и утомительного путешествия. Дети ложатся в бассейне на спину, слушают звуки моря, отдыхают. Педагог подбирает слова похвалы для каждого малыша, что способствует повышению самооценки дошкольников. В рамках новых федеральных образовательных стандартов, разработанных для дошкольного отечественного образования, предполагается проведение рефлексии.
Малыши рассказывают о тех впечатлениях, эмоциях, которые они ощутили во время увлекательного путешествия. Ребята организованно покидают бассейн, а педагог переходит к следующему этапу – самоанализу проведенного мероприятия перед коллегами. Сначала он озвучивает тему мероприятия, поставленные цели и задачи
Отдельное внимание в самоанализе инструктор уделяет выбору упражнений, поясняет уместность их введения в сценарий на каждом этапе. Педагог делится с коллегами информацией о педагогических технологиях, элементы которых он использовал при продумывании сценария мероприятия. При желании можно воспользоваться готовой схемой самоанализа, разработанной в конкретном образовательном учреждении или использовать типовой вариант
При желании можно воспользоваться готовой схемой самоанализа, разработанной в конкретном образовательном учреждении или использовать типовой вариант.
Любое физкультурное занятие, организуемое для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста, предполагает предварительное составление плана, подбор средств и приемов, выбор оборудования, упражнений. Только после того как все эти элементы будут учтены, инструктор приступает к реализации задуманного сценария.