Особенности профессии воспитатель

История профессии

В России профессия воспитатель детсада появилась в 50-60-х годах XIX века вместе с первыми дошкольными учреждениями педагогического характера, которые стали открываться в Гельсингфорсе, Петербурге и Москве, а затем и в других городах. Заведения были платными, поэтому заниматься в них могли только дети из богатых семей.

В СССР дошкольное образование стало полностью бесплатным (родители вносили незначительные суммы за питание). В 1959 году появились первые ясли, куда можно было устраивать детей с 2-месячного возраста. Сейчас большинство малышей с трех лет начинают свое образование в дошкольных учреждениях, которых в России свыше 45 тысяч.

Особенности работы воспитателя

Основой данной работы являются присмотр и уход за группой детей (накормить, напоить, погулять, уложить спать, помощь им в выработке навыков самообслуживания. Ну и, конечно, дети нуждаются регулярно в том, чтобы их успокоить, приголубить, развлечь.

Все государственные детские садики — это ещё и образовательные учреждения, в которых развитие детей должно идти по определённой программе (научить самостоятельности, основам поведения в обществе).

А ещё у воспитателей с детьми всегда есть море занятий, к которым дошкольный педагог обязательно должен готовиться и всё это отражать документально: математика и развитие речи, окружающий мир, и лепка с аппликацией, физкультура на улице, песенки к утреннику, стихи, сценки.

В начале и конце года проводятся контрольные мониторинги уровня развития ребёнка по основным дисциплинам.

Первые упоминания о людях, работающих воспитателями, относятся ещё ко временам Древней Греции. Чётко обозначенных функций обучения у них не было, но они старались привить малышам важные для дальнейшего развития и становления качества, рассказывали им об окружающем мире и всячески старались развить их способности.

До появления школ воспитатели помогали детям узнавать больше о мире, а в XVIII веке наравне с педагогом воспитатель стал проводником в страну знаний – при этом все остальные обязанности сохранились.

По мере того как женщины в обществе переставали быть только домохозяйками и хранительницами домашнего очага, и начинали ежедневно работать, обеспечивать семью, строить карьеру наравне с мужчинами – возрастало значение воспитателей и детских садов.

Воспитатели не просто присматривают за детьми, но и занимаются их развитием, согласно учебным программам – они существуют для любого возраста. В обязанности воспитателей входит проведение игр и праздников, обучение правилам поведения за столом, этикета, основам безопасности.

Дошкольные педагоги изучают с маленькими детьми алфавит и цифры, чаще всего в игровой форме. Когда ребята становятся постарше, воспитатели обучают их дополнительным навыкам, которые пригодятся в будущем, при изучении школьной программы.

Обязанности педагогов дошкольного образования зачастую разнятся, в зависимости от специализации и от возраста детей, с которыми идет работа. Однако во многих детсадах или домах-интернатах воспитатели берут на себя дополнительную нагрузку.

Примеры личностных качеств на должность воспитателя

Предлагаем посмотреть на список личностных качеств, которые необходимо иметь воспитателю.

Любовь к детям

Это важное качество для любого педагога, а для воспитателя его можно смело поставить на первое место. Быть воспитателем – это огромный труд

Хорошо, когда человек любит свою работу и старается выполнять её добросовестно. Такое часто бывает, когда профессия выбрана не случайно, а является призванием человека.
Доброта. Воспитатель должен иметь доброе сердце, излучающее теплоту и свет, всегда открытое для детей. Такому педагогу маленькие воспитанники могут доверить свои детские тайны, попросить помощи и совета.
Отзывчивость. Настоящий педагог всегда должен откликаться, если с ребёнком случилась беда или просто малыш немного загрустил в детском саду без родителей. Иногда улыбки и предложенной игрушки бывает достаточно, чтобы ребёнок вновь повеселел. Воспитатель должен проявлять чуткость и внимательность к каждому ребёнку, создавая в группе комфортную и доверительную атмосферу.
Ответственность. Невозможно представить себе безответственного воспитателя, ведь ему родители доверяют самое дорогое – своих детей. Ответственность и организованность должны стать визитными карточками дошкольного работника.
Толерантность. К воспитателю в группу приходят разные дети: каждый со своим характером, потребностями, интересами. Педагог должен терпимо и с уважением относиться ко всем ребятам, уважать их личность и право оставаться самими собой.
Альтруизм. Профессия воспитателя предполагает бескорыстное и самоотверженное служение, проявление заботы и доброты по отношению к детям. Он не может работать «вполсилы» и «для галочки». Такую фальшь всегда хорошо видно.
Тактичность. Неокрепшие детские души не терпят грубого и жестокого обращения. Воспитатель должен понимать, что ребёнка легко обидеть только потому, что он маленький и не может знать и уметь всего того, что знают и умеют взрослые. Дети могут ошибаться, шалить, не слушаться. Это нормально. Задача воспитателя – не навредить. Даже самые необходимые правила и запреты можно устанавливать, проявляя уважение и понимание.
Стрессоустойчивость. Воспитатель может испытывать постоянное эмоциональное напряжение не только из-за детей, но и родителей, с которыми порой очень сложно найти общий язык. Состояние постоянного стресса снижает качество жизни человека и негативно отражается на выполнении профессиональных обязанностей. Воспитатель должен обладать устойчивостью к эмоциональным перепадам и уметь противостоять стрессовым ситуациям, иногда даже предотвращать их.
Трудолюбие. Это качество позволяет педагогу быть активным и инициативным, постоянно придумывать для детей интересные и познавательные занятия. Воспитатель не должен лениться (в жизни, работе, досуге), ведь он является для детей примером для подражания.
Оптимизм. Позитивный подход к жизни и профессии может очень пригодиться педагогу, особенно воспитателю. Дети больше тянутся к жизнерадостным взрослым, умеющим рассмешить и подбодрить в трудной ситуации.
Творческий подход. Если воспитатель всё делает строго по образцу и рекомендациям из учебников по педагогике, годами ничего не меняя в своей работе, то рано или поздно ему станет скучно. Детям тоже не очень интересно с таким педагогом. Гораздо веселее, когда воспитатель выступает творцом, не боится экспериментировать и использовать в своей работе всегда что-то новое.

Больше примеров и информации о том, какие личные качества указывать в своем резюме в разделе личные качества.

Практические вопросы

Начинающие воспитатели часто задают вопрос, входит ли работа воспитателем в педагогический стаж. Это зависит от того, какую именно должность занимает воспитатель. Воспитатели и старшие воспитатели могут претендовать на получение досрочной педагогической пенсии, так как их работа входит в педагогический стаж. Но это положение не касается помощников воспитателя и младших воспитателей, так как по номенклатуре их должность не относится к педагогической.

Также многих интересует работа воспитателем без педагогического образования. На данный момент воспитателем может стать только человек, имеющий высшее или среднее педагогическое образование по специальности «Обучение и педагогика», а также тот, кто имеет высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное образование по направлению «Образование и педагогика».

Кому подходит

Воспитателем в детском саду может работать человек с педагогическим образованием. От специалиста требуется знание:

  • методик преподавания различных предметов;
  • методов воспитательной работы;
  • основ возрастной психологии ребенка;
  • возрастной физиологии и гигиены мальчиков и девочек;
  • порядка оказания первой медицинской помощи.

Хорошим воспитателем станет специалист, обладающий такими личными качествами:

  • ответственность и активность;
  • терпение и выдержка;
  • наличие хорошего логического и творческого мышления;
  • хорошая память;
  • любовь к детям и доброта;
  • справедливость и искренность;
  • общительность и умение найти подход к каждому ребенку.

Теперь про плюсы и минусы профессии воспитателя. К положительным сторонам можно отнести:

  • общение с детьми;
  • востребованность на рынке труда;
  • длительный отпуск, стабильная зарплата;
  • постоянное повышение своей квалификации;
  • посменная работа (с утра до обеда или с обеда до вечера), что дает возможность лучше распоряжаться своим временем.

Недостатки – относительно невысокая заработная плата, большая ответственность за воспитанников и нервное напряжение, необходимость постоянного самоконтроля. Также зачастую непросто складываются отношения с родителями детей.

Обязанности на работе

К должностным обязанностям работника детсада относится:

  • проведение мероприятий, которые направлены на физическое развитие и укрепление здоровья подопечных;
  • обучение детей основным дошкольным общеобразовательным предметам в соответствии с утвержденной программой;
  • соблюдение режима дня (прием пищи, сон, учеба, прогулки);
  • контроль состояния здоровья детей, информирование в случае необходимости медсестры;
  • организация и проведение различных праздников, соревнований и других видов активного досуга;
  • организация работы с учетом индивидуальных особенностей, характера, способностей и наклонностей каждого ребенка;
  • сотрудничество с родителями и другими педагогами с целью наилучшего развития ребенка;
  • ведение документации;
  • оказание первой медицинской помощи в случае необходимости.

Эта официальная характеристика профессии воспитателя детского сада не раскрывает всего ее разнообразия и сложности. Ведь педагог должен утром принять каждого ребенка у родителей, выслушать и учесть все их просьбы и советы, во время обеда помогать детям в приеме пищи, а при подготовке к прогулке – с одеванием. Также воспитатель вовремя укладывает детей днем спать, а затем их будит, проводит учебные занятия и организует подвижные игры, успокаивает плачущих малышей и делает еще множество разных дел.

Воспитатель

Презентация профессии

Дошкольное образование в России — воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей дошкольного возраста до 7 лет

Дошкольное образование осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка.

Профессия воспитателя – одна из древнейших и почётных в истории человечества. Однако определить точные сроки её появления не представляется возможным. История профессии воспитателя зародилась в Древней Греции, однако в те времена воспитанием ребёнка в состоятельных семьях занимался раб, который отводил его в школу и нёс все необходимые принадлежности для его учёбы. В остальное время раб следил за развитием ребёнка, оберегал от опасностей и невольно формировал поступки ребёнка и его поведение в целом. Такого раба звали педагогом, что в буквальном переводе с греческого (paidagogos) означает детоводитель. Некоторое время спустя дело раба продолжил домашний воспитатель, а впоследствии после популяризации общественного образования появилась профессия воспитатель.

Тип и класс профессии

Профессия воспитателя относится к типу «Человек – Человек», которая ориентирована на общение и взаимодействие с людьми (в данном случае с детьми).

Профессия воспитатель относится к классу эвристических, т.к. она связана с воспитанием и обучением детей

Содержание деятельности

Воспитатель занимается образованием ребенка: его воспитанием, обучением и развитием. Проводит зарядки, занятия по развитию речи, навыков устного счета, чтению, рисованию, лепке, природоведению.

Развивает у детей внимание, память, мышление, сообразительность, инициативность, навыки общения. Знакомит с этическими и эстетическими нормами поведения в обществе

Организует времяпрепровождение детей: игры, ежедневную прогулку, другие мероприятия в соответствии с режимом дня. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей.

Личные качества:

Для успешного овладения профессией человек должен быть:

внимательным,
ответственным,
отзывчивым,
тактичным,
общительным,
терпеливым,
проявлять склонность к работе с детьми

иметь хорошую память,
внимание,
высокие коммуникативные способности.
Нужны общая культура и эрудированность,
грамотная и внятная речь,
хорошо поставленный голос,
умение управлять коллективом.. Также необходимы стрессойчивость, умение контролировать свое поведение и эмоции, крепкая нервная система: работа воспитателя хотя и не сопровождается повышенными физическими нагрузками, однако протекает в условиях постоянного психоэмоционального напряжения

Также необходимы стрессойчивость, умение контролировать свое поведение и эмоции, крепкая нервная система: работа воспитателя хотя и не сопровождается повышенными физическими нагрузками, однако протекает в условиях постоянного психоэмоционального напряжения.

Воспитатель должен иметь знания по:

  • педагогике,
  • психологии, 
  • основам безопасности жизнедеятельности,
  • оказанию первой помощи,
  • этике и эстетике,
  • содержанию и принципам организации дошкольного воспитания,
  • методики обучения и развития детей,
  • организации их познавательной деятельности.

Обычно за время учебы человек осваивает не только профессию воспитателя, но и одну дополнительную специализацию на выбор: руководителя изобразительной деятельности, физического воспитания, логопеда, детского психолога, преподавателя английского языка для дошкольников и т. д.

Медицинские ограничения для воспитателя:

  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • заболевания органов дыхательной системы;
  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • психические недуги и расстройства нервной системы, снижающие общую работоспособность и уравновешенность в общении, поступках и т.д.;
  • хронические инфекционные и кожно-венерические заболевания;
  • люди, являющиеся бактерио- и вирусоносителями, а также имеющие вредные привычки (курение, наркомания и т.п.).

Перспективы карьерного роста:

Работает в детском саду: в группе, спортзале, также на воздухе, на территории для прогулки. Рабочие места есть в детских дошкольных учреждениях, развивающих центрах, частных детских садах.

Возможности для карьерного роста небольшие: повышение уровня образования, накопление стажа работы отражаются на уровне доходов, однако еще не обеспечивают продвижение по служебной лестнице.

Есть шанс когда-либо занять место заведующего детским садом или стать чиновником органов управления образованием. Можно заняться предпринимательством, например, создав частный детский сад или развивающий центр.

Минусы работы воспитателем в детском саду

Работа воспитателем имеет немало недостатков, потому не каждому человеку она подходит, включая и тот факт, что считается, что работать в детском саду могут только женщины.

График работы в детском саду подходит не каждому, ведь приступить к работе воспитатель должен начиная с 7 часов и при этом опоздания недопустимы, ведь в таком случае дети вместе с родителями будут стоять возле двери группы и ожидать, пока придет воспитатель, а ведь большинству мам и пап необходимо идти на работу и задерживаться они не могут.

Работа воспитателем сверхответственна, ведь в группе находится 20 детей и за каждым нужно следить, а ведь в каждой группе есть очень активные дети, которые и минуты не могут усидеть на месте. Если вдруг кто-то упадет, отвечать за это будет воспитатель, ведь он не сумел уследить за ребенком и объяснять родителям, что группа большая, не будет смысла. Чтобы быть воспитателем, нужно быть организованным и сосредоточенным человеком, нельзя отвлекаться, ведь всего секунда и малыш может убежать из группы или причинить себе какой-то вред.

Работа воспитателя очень тяжела морально, так как нередко дети не хотят идти на контакт, приходится придумывать новые способы сближения с малышами. Каждый ребенок имеет разный характер, потому приходится подбирать подход к каждому малышу отдельно, многое зависит и от отношений в семье. Проблемы могут возникать и с родителями. Бывает так, что им не нравится, как работает воспитатель и чему он учит детей. Есть родители, которые воспринимают критику спокойно, а есть такие, которые готовы спорить бесконечно лишь бы доказать, что их методы воспитания справедливы и правильны.

Если воспитатель не является стрессоустойчивым, он либо обретет это качество, либо проработает в саду недолго. Терпения должно хватать и на детские слезы, и на их капризы, и на недовольство родителей. Также не стоит забывать и о том, что работу детских садов очень любят проверять чиновники, потому следует быть готовым и к проверкам, и к комиссиям.

Зарплаты других работников ДОУ

Различаются оклады и у остальных работников учреждения — все зависит от тарификации. Это обусловлено спецификой работы и квалификацией. Методист или старший воспитатель получает выплаты немного больше воспитателя—от 30 000 до 40 000руб. в большинстве регионов страны.

Оклад логопеда зависит от ставки, средний оклад во многих областях РФ—12 000-15 000 руб. Музыкальный работник – от 10 000 до 15 000 руб., зависит от количества часов. Зарплата помощника воспитателя или младшего воспитателя – от 9 000 до 12 000 руб. Психолог получает на уровне помощника из-за небольшого количества часов. По сравнению с другими профессиями, уровень зарплат существенно ниже, поэтому одна из главных проблем дошкольного образования — нехватка педагогических кадров.

Как получить профессию воспитатель? ТОП-5 ВУЗов России

Одно из обязательных требований к специалисту – соответствие профессиональному стандарту. Согласно положениям, он должен иметь высшее профильное образование, регулярно проходить аттестацию и подтверждать квалификацию. По сей день в детских садах работает не менее 30% специалистов со средним образованием. Однако они проходят курсы повышения квалификации и, как правило, обладают внушительным опытом работы.

Сегодняшним абитуриентам рекомендуется сделать выбор в пользу высшего образования. Авторитет учебного заведения не так важен – ключевую роль играют профессиональные навыки и диплом. Однако чем престижнее университет, тем выше качество подготовки

Рекомендуем обратить внимание на ТОП-5 педагогических ВУЗов России, которые реализуют профильные образовательные программы:

  1. Московский педагогический государственный университет.
  2. Московский городской педагогический университет.
  3. Педагогический университет им. Герцена в Санкт-Петербурге.
  4. Педагогический университет им. Козьмы Минина в Нижнем Новгороде.
  5. Московский городской психолого-педагогический университет.

Если вы не можете поступить в ВУЗ из-за низких баллов по ЕГЭ или по другим причинам – получайте профильное среднее специальное образование. Ваша цель – окончить колледж или техникум, получить базовые навыки и далее поступить в университет по ускоренным программам. Высшее образование необходимо для законной работы в педагогической сфере в соответствии с действующими нормами законодательства.

Как получить профессию воспитатель

Когда-то в детский сад очень часто приходили устраиваться на работу выпускники педагогических лицеев. Сегодня, чтобы устроиться воспитателем, нужен диплом о высшем педагогическом образовании. Такой диплом можно получить, отучившись в ВУЗе на факультете дошкольного образования.

В настоящее время в дошкольных учебных заведениях работают выпускники ВУЗов и учителя педагогических вузов.

Также в садике имеются узкие специалисты:

  • логопеды;
  • психологи.

Несмотря на то, что профессию эту выбирают, прежде всего, женщины, не имеет никаких формальных противопоказаний, чтобы работали воспитателями мужчины. Достаточно просмотреть интернет-форумы, чтобы убедиться, что уже есть много таких специалистов мужчин. Возрастного ограничения также нет при устройстве на работу в детский сад. Условием является наличие педагогического образования.

Специализации в рамках профессии

Хотя за всеми воспитателями закреплены практически идентичные трудовые и профессиональны обязанности, всё же в рамках данной профессии различаются некоторые специализации.

Воспитатель-методист — занимается изучением и составлением методов, при помощи которых дети будут обучаться и развиваться. Его работа является больше аналитической – это изучение данных, их систематизация.

Однако, при этом дошкольные методисты занимаются составлением и новых программ, которые направлены на развитие детей, наблюдают за их внедрением. Чтобы работать в детском садике методистом, нужно обязательно получить высшее образование. Хотя, конечно, бывают и редкие исключения: должность занимает опытный воспитатель со средним образованием, которая за годы работы на практике познала все методики и очень хорошо себя зарекомендовала.

Воспитатель-дефектолог — работает с детьми, имеющими различные виды нарушений в развитии. В его обязанности входит не только обучение и развитие малыша, но и оказание ему всемерной поддержки, разработка индивидуальной программы.

При помощи этой индивидуальной программы специалист-дефектолог находит свой подход к каждому ребёнку: наблюдает за мышлением, воображением, памятью, восприятием. В определённой степени, он подготавливает детей к школе таким образом, чтоб процесс их дальнейшей социализации проходил полегче. Воспитатели-дефектологи включаются во все сферы воспитательного и образовательного процесса.

Плюсы и минусы профессии воспитателя

Ты сможешь постоянно общаться с детьми, учить их чему-то новому и наблюдать, как они применяют эти знания на практике. Можно постоянно пробовать новые методики, ведь область воспитания стремительно развивается. Да и после опыта работы с чужими детьми, найти общий язык со своим собственным ребёнком будет намного проще. Также детские садики и школы предоставляют воспитателям бесплатное питание и полный социальный пакет, а работать можно уже с первых курсов обучения на педагогической специальности.

https://youtube.com/watch?v=bh9Txxt8z2M

Из минусов стоит отметить колоссальную ответственность, которая ложится на плечи сотрудника. Детская психика находится на этапе формирования, поэтому она очень восприимчива и хрупка. Одно неверное действие или необдуманное слово могут нанести ребёнку серьёзную психологическую травму. Помимо этого стоит учитывать, что на начальном этапе заработная плата низкая, а вот запросы родителей и требования руководства высокиме.

Каковы обязанности у воспитателя?

В ряде нормативных документов чётко прописаны обязанности воспитателя. Это такие юридические документы как:

  • трудовой договор, который заключают воспитатель ДОУ и работодатель;
  • должностная инструкция;
  • санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13.

В соответствии с этими документами и будет выполнять свои обязанности воспитатель дошкольного образования.

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов. Вводимые в практику федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предъявляют определенные требования к структуре общеобразовательной программы и выделенным в ней четырем образовательным областям (коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и области физического развития). А также, на основе взаимодействия взрослого и ребенка предполагается построение образовательного процесса в детском саду. Поэтому совершенствуются требования и к профессиональным качествам воспитателя.

Появилось новое понятие «профессиональная компетентность», которая проявляется в способности эффективно осуществлять педагогическую деятельность, определённую должностными обязанностями, и основана на научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Профессиональная компетентность предполагает, что воспитатель дошкольного образования владеет необходимой базой профессионально значимых установок и личностных качеств, теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, которые он будет совершенствовать в процессе самообразования.

На обсуждение вынесен проект под названием «Профессиональный стандарт педагога» (концепция и содержание), который планируется ввести в действие к сентябрю 2014 года. В этом проекте в п. 4.5. перечислены профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.

Согласно этому проекту педагог дошкольного образования должен:

Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ).

Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий