Основы психологии и педагогики. Задачи образования

Как связана возрастная и педагогическая психология?

Возрастная и педагогическая психология – две тесно взаимосвязанные области, изучающие развитие и обучение человека на разных этапах его жизни. Эти две дисциплины совместно исследуют, как возрастные особенности влияют на процессы обучения и как педагогические подходы могут учитывать возрастные особенности для более эффективного обучения и развития:

Фотограф: Thought Catalog

Понимание возрастных особенностей: Возрастная психология занимается изучением изменений в когнитивных, эмоциональных, социальных и физических аспектах развития человека на протяжении всей его жизни. Психологи из этой области определяют, какие способности и навыки типичны для разных возрастных групп, начиная с детей и заканчивая пожилыми людьми. Это понимание является фундаментом для педагогической психологии.

Адаптация образовательных методов: Педагогическая психология ориентирована на разработку и применение методов обучения, учитывающих возрастные особенности учащихся. На основе данных из возрастной психологии, педагоги и психологи разрабатывают образовательные программы, которые соответствуют конкретным возрастным группам. Например, для детей младшего школьного возраста используются игровые методики, а для подростков – более самостоятельные и интерактивные методы обучения.

Поддержка развития: Оба направления психологии также связаны в контексте поддержки развития человека

Педагогическая психология помогает педагогам и родителям понимать, какие этапы развития важно пройти на каждом возрастном этапе и как поддерживать детей и подростков в этом процессе. Это включает в себя разработку стратегий мотивации, управления стрессом и создание благоприятной образовательной среды.

Оценка и диагностика: Обе области также сосредотачиваются на оценке развития и обучения

Педагогическая психология использует знания о возрастных особенностях для разработки методов оценки и диагностики успеваемости и развития учащихся. Возрастная психология в свою очередь изучает, какие психологические изменения типичны для разных возрастов и как они могут повлиять на результаты обучения.

В итоге, возрастная и педагогическая психология взаимно обогащают друг друга, создавая основу для более эффективного обучения и развития людей на всех этапах их жизни. Понимание возрастных особенностей и адаптация образовательных методов с учетом этих особенностей помогают создать более успешную и индивидуально ориентированную образовательную среду.

Подразделы психологии образования

В современной науке сформировалось несколько подразделов педагогической психологии:

  • дошкольное образование;
  • школьное образование;
  • высшее образование;
  • профессиональное образование;
  • профессиональное образование.

Рассмотрим подробнее самые распространенные подразделы.

Психология, изучающая высшее образование занимается педагогической работой в студенческой среде при высших учебных заведениях. Незначительно отличаясь от психологии школьников, она учитывает поведенческую и мотивационную сферу студентов, естественную смену их жизненных приоритетов и формирование их личностей.

Психология, изучающая профессиональное образование делает акцент в своих исследованиях не на людях, которые обучаются в специальных заведениях, а на лицах, завершивших свое образование и начинающих личную и профессиональную занятость. Этот подраздел психологии более сложный, потому что человек получает знания и умения не в рамках воспитания, а во время приобретения профессионального опыта. Таким образом, снижается вероятность непосредственного влияния учителей и преподавателей на процесс развития человека.

Педагогическая психология

Педагогическая психология является наукой , изучающей факты, механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта, закономерности личностного и интеллектуального развития ребёнка, выступающего субъектом педагогической деятельности, которая организуется и управляется педагогом в различных условиях образовательного процесса. Если обобщить, то педагогическая психология занимается изучением психологических аспектов управления процессом образования.

Педагогическая психология отличается наличием ряда проблем: как соотносится обучение и развитие, как соотносится обучения и воспитание, какие существуют сенситивные периоды развития в процессе обучения, как производится работа с одарёнными детьми, в чём заключается проблема готовности детей к обучению в школе и т.д. Исходя из этого, основная задача педагогической психологии состоит в выявлении, изучении и описании психологических особенностей и закономерностей, управляющих интеллектуальным и личностным развитием человека в условиях учебной и воспитательной деятельности. Это и обуславливает и саму структуру данного научного направления, состоящую их психологии обучения, психологии воспитания и психологии педагога.

Психология и педагогика не могут существовать, не опираясь на знание о психике и особенностях психического развития человека. Связь педагогики и психологии сама по себе естественна, о чём можно судить по тому, какое значение имеет применение психологических знаний в целях педагогики. На практике их объединение приводит к появлению новой – производной от них науки – педагогики индивидуальности. Она представляет собой перевод теоретических основ психологии к практической деятельности человека, а её задачей является раскрытие способов применения психологических знаний человеком к своей профессиональной деятельности и психическому здоровью. Именно этот подход, в котором при помощи психологических методов воздействия на человека решаются базовые педагогические задачи, разделяют в настоящее время множество отечественных и зарубежных учёных.

И сегодня имеется множество проблем, вызывающих жаркие споры на тему того, чему необходимо обучать современных школьников, какая именно научная информация должна быть отобрана для доведения её до учащихся, как более эффективно выстраивать педагогическую деятельность и т.п. Ответы на эти и другие подобные вопросы должны даваться с учётом именно психологических знаний, точно также, как должен определяться потенциал и резервы психического развития учащихся на разных возрастных стадиях.

Из всего сказанного выше следует, что педагогика, как одно из научных направлений, изучающих человека, находится не только на стыке с психологией, но и прочно взаимодействует с другими науками, как с социальными, так и с естественными и философскими. Но, естественно, основы обучения, если рассматривать этот вопрос с позиции отношений педагогики с другими направлениями, диктуются психологией.

Значение мотивации в психологии образования

Замечание 2

Мотивация является важнейшей составной частью обучения и воспитания человека. От ее присутствия в сознании зависит то, как человек будет использовать в своей профессиональной жизни приобретенные навыки и знания.

Образование всегда связано с выдержкой и силой воли, которые важны для решения поставленных задач и завершения всех процессов при обучении. Здесь в основу воспитания закладывается самовоспитание. Благодаря ему полученные навыки становятся жизненным опытом, естественным проявлением человеческих навыков.

Именно поэтому мотивация служит важнейшим компонентом, используемым в психологии образования для формирования сильной личности.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий