Основы психологии и педагогики. Стресс и сон

Предмет психологии образования

Термин «психология образования» относится к двум разным наукам. Одна из них — фундаментальная наука, которая является первой отраслью психологии. Она направлена на изучение природы и закономерностей процесса обучения и воспитания.

Под этим же термином — «психология образования» — развивается и прикладная наука, цель которой — использовать достижения всех отраслей психологии для совершенствования образовательной практики. За рубежом эту прикладную часть психологии часто называют психологией образования.

Термин «педагогическая психология» был предложен П.Ф. Каптеревым в 1874 году. (Каптерев П.Ф., 1999;). Первоначально он существовал вместе с другими терминами, используемыми для обозначения дисциплин, которые занимали пограничное положение между педагогикой и психологией: Педология (О. Крисман, 1892), Экспериментальная педагогика (Э. Мейман, 1907). Экспериментальная педагогика и психология образования изначально рассматривались как разные названия одной и той же области знаний (Л.С. Выготский, П.П. Блонский). В первой трети XX века их значения были дифференцированы. Экспериментальная педагогика понималась как область исследований, направленных на применение данных экспериментальной психологии к педагогической действительности; психология образования — как область знаний и психологическая основа теоретической и практической педагогики.

Педагогическая психология — это отрасль психологии, изучающая законы развития человека в условиях обучения и воспитания. Она тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией и психофизиологией.

При рассмотрении психологии образования, как и любой другой отрасли науки, прежде всего, необходимо разграничить понятия ее объекта и предмета.

В общенаучной интерпретации объект науки понимается как та область реальности, которую стремится исследовать конкретная наука. Часто объект исследования определяется в названии самой науки.

Предмет науки — это сторона или стороны объекта науки, посредством которых он в ней представлен. Если объект существует независимо от науки, то субъект формируется вместе с ней и фиксируется в ее концептуальной системе. Субъект не фиксирует все стороны объекта, хотя может включать в себя то, чего не хватает в объекте. В определенном смысле развитие науки — это развитие ее предмета.

Как показывает анализ взглядов различных авторов, многие ученые по-разному определяют статус психологии образования, что может свидетельствовать о неоднозначности решения вопроса о предмете психологии образования.

Например, В.А. Крутецкий считает, что психология образования «изучает закономерности приобретения знаний, умений и навыков, исследует индивидуальные различия в этих процессах… закономерности формирования творческого активного мышления школьников…. изменения психики, т.е. формирование психических трансформаций» (Крутецкий В.А., 1972. с. 7).

Совершенно иную точку зрения представляет В.В. Давыдов. Он предлагает рассматривать психологию образования как часть психологии старости. Ученый утверждает, что особенности каждого возраста определяют характер законов усвоения знаний учащимися, поэтому преподавание той или иной дисциплины должно строиться по-разному. Более того, некоторые дисциплины вообще недоступны для студентов в определенном возрасте. Такая позиция В.В. Давыдова исходит из его акцента на роли развития и его влияния на ход обучения. Обучение рассматривается им как форма, а развитие — как содержание, которое в нем реализуется.

Есть и ряд других точек зрения. Далее мы будем придерживаться общепринятой трактовки, согласно которой предметом психологии образования являются факты, механизмы и закономерности совладания с социокультурным опытом человека, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и направляемой педагогом в различных условиях образовательного процесса (И.А. Зимняя, 1997;).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий