Основы психологии и педагогики. Психические процессы

Процесс ощущения

Данный процесс является первичным и с его помощью организм получает всю первоначальную информацию от внешней и внутренней среды. Он отражает отдельные признаки предметов реального мира, которые воздействуют непосредственно на анализатор.

Британский ученый Чарльз Скотт Шеррингтон выделил три основных вида ощущений. Выделение основано на локализации рецепторов:

  1. Экстероцептивные. Источником являются рецепторы, расположенные на поверхности тела и дающие образы окружения.
  2. Интероцептивные. Источником выступают рецепторы, находящиеся во внутренних органах и сигнализирующие о внутреннем состоянии организма.
  3. Проприоцептивные. Источник – рецепторы, расположенные в связках, мышцах, сухожилиях. Информируют о положении тела (отдельных его частей) в пространстве.

Генри Хэд разделил ощущения по происхождению:

  1. Протопатическая чувствительность. Восприятие сильных механических и температурных раздражений.
  2. Эпикритическая чувствительность. Восприятие слабых механических и температурных воздействий.

Процесс внимания

Внимание – это сконцентрированная энергия человеческого сознания, которая направлена на какой-либо объект. Выделяют ряд функций, характеризующих внимание как психический процесс

Сущность данного процесса проявляется в первую очередь в отборе релевантных и игнорировании других воздействий. Также выделяется функция удержания вышеупомянутой деятельности (сохранение образов в сознании). Но одна из важнейших функций внимания – регуляция и контроль деятельности и ее протекания

Выделяют ряд функций, характеризующих внимание как психический процесс. Сущность данного процесса проявляется в первую очередь в отборе релевантных и игнорировании других воздействий

Также выделяется функция удержания вышеупомянутой деятельности (сохранение образов в сознании). Но одна из важнейших функций внимания – регуляция и контроль деятельности и ее протекания.

Внимание подразделяется на три типа:

непроизвольное – это сосредоточение внимания на объекте из-за каких-либо его особенностей;
произвольное – это сознательно регулируемое внимание на объекте;
послепроизвольное наступает после произвольного на основе особого интереса.

Внимание влияет на эффективность работы органов чувств, фиксирование информации в человеческом мозге, воспроизведение полученных данных, мышление, работу мышц человека и так далее. К свойствам внимания относятся:

К свойствам внимания относятся:

  1. Объем. Измеряется количеством объектов, которые воспринимаются в один момент.
  2. Концентрация. Уровень сосредоточения на объекте.
  3. Отвлекаемость. Выражено в колебаниях внимания, представляющих собой периодическое ослабление внимания к объекту или работе.
  4. Устойчивость. Общая направленность внимания в ходе работы.
  5. Колебание. Данное свойство присутствует даже при сосредоточенной работе, это объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в головном мозге.
  6. Переключаемость. Перестройка, перенос внимания с одного объекта на другой. 

Процесс мышления

Мышление – это высший процесс познания, который характеризуется активной познавательной деятельностью, а также внутренним процессом планирования и регуляции внешних явлений.

Процесс мышления достаточно личностный. Можно выделить множество его видов, но прежде всего мышление – это течение мыслей, изображений, смыслов происходящего. Он является одним из инструментов думающего индивида, решающего жизненные трудности и задачи. Происходит данный процесс на разных уровнях:

  1. На поверхности. Произвольные мысли, которые поддаются осознанию и контролю.
  2. Ниже поверхности. Автоматические мысли, которые навязываются стереотипами.
  3. В глубине. Бессознательные и когнитивные убеждения.

С помощью мышления человек способен определять сходство и различие объектов и явлений, устанавливать связь между ними. Другими словами, мышление – обобщенное отражение действительности, которое осуществляется при участии внутренней, свернутой речи.

Существует несколько видов мышления:

  1. Наглядно-действенное. Характеризуется тем, что решение задач происходит при помощи реального, физического преобразования ситуации, опробования признаков объектов.
  2. Наглядно-образное. Характеризуется представлением ситуации и изменений в ней.
  3. Словесно-логическое. Связано с использованием понятий и логических конструкций.
  4. Теоретическое. Основан на выделении и анализе основного исходного противоречия ситуации или задачи.
  5. Практическое. Часто сравнивают с теоретическим мышлением, но практическое характеризуется постановкой целей, постройкой планов, проектов, а также зачастую проявляется в условиях ограниченного времени.
  6. Творческое. Основано на создании субъективно нового.
  7. Пралогическое. Является ранним этапом в развитии мышления, в ходе которого формируются основные логические законы. Причинно-следственная связь осознана человеком, но применяется в мистифицированной форме.

Эмоциональные психические процессы, описание, особенности

Эмоциональный психический процесс заключается в отражении в сознании субъективного значения объектов и ситуаций, которые влияют на поведение, восприятие, мотивацию и деятельность человека.

Виды

К эмоциональным психическим процессам относятся:

  1. Аффекты. Отражают субъективную оценку ситуации на бессознательном уровне. Характеризуются своей кратковременностью и интенсивностью.
  2. Чувства. Репрезентируют эмоции, которые испытывает человек.
  3. Стресс. Позволяет легче переживать критические моменты.
  4. Эмоции. Отражают субъективную оценку ситуации на сознательном уровне, более продолжительны и менее интенсивны, нежели аффекты. 

Характеристики процессов

Психические процессы — это актуальный отклик личности на происходящее вокруг. Им характерны следующие особенности:

  • Возникают из-за воздействия раздражителей (внутренних или внешних).
  • Оживляют организм, одушевляют его.
  • Имеют свое начало, развитие и конец.

Выделение психических процессов – условное разделение психики на составные части, которые появились по причине значительного влияния механистических представлений на психологов в период становления научной психологии.

Динамичность

Данная характеристика напрямую зависит от состояния индивида, от режима работы его мозга: возбуждение, стресс, усталость.

Динамика восприятия заключается в увеличении точности данного процесса. В 21 год возникает пик восприятия человека, а в 55 начинается деградация.

В период развития мышления увеличивается гибкость, точность и скорость упомянутого процесса, также он становится более организованным, произвольным и осознанным.

Динамика памяти имеет такое же развитие, как и восприятие. По мере взросления повышается скорость образования ассоциаций, объем памяти, прочность и точность запоминания, длительное хранение. После 55 лет у индивида может наблюдаться деградация памяти. Можно выделить и качественные изменения: так речь становится более организованной и осознанной.

Динамика воображения достигает пика в 33 года. Начало закладывается еще в дошкольном возрасте, что позволяет ребенку строить планы и наглядные модели. В разном возрасте воображение играет различную роль. Так, например, в дошкольном возрасте формируется воссоздающее и творческое воображение, далее динамика снижается и повышается только в подростковом возрасте из-за потребности самовыразиться.

Внимание натурально в самом начале, затем происходит организация и осознанность, пик возникает в юношестве, увеличивается устойчивость внимания, сосредоточенность, ускоряется переключение между объектами наблюдения. После 55 лет начинается регресс

Динамика эмоций становится более устойчивой с возрастом, теряя эту черту лишь в определенные периоды на непродолжительное время.

Процесс запоминания

Память – это комплекс способностей познания и высших психических функций, которые относятся к накоплению, сохранению, воспроизведению каких-либо знаний и навыков.

Благодаря памяти у человека происходит формирование представления о воспринятых ранее объектах или явлениях. В результате содержание сознания включает в себя опыт и знания, приобретенные ранее, но не ограничивается теми ощущениями и восприятиями.

Выделяют три вида памяти:

  1. Зрительная.
  2. Слуховая.
  3. Осязательная.

По времени хранения информации в памяти выделяют:

  1. Сенсорную. Информация хранится не более 1,5 секунд.
  2. Кратковременную. Хранение информации не более 30 секунд.
  3. Долговременную. Постоянное хранение, но с некоторым угасанием во времени.

Понятие психических процессов

Определение

Психические процессы представляют собой определенные структурные элементы, которые могут быть выделены из психики в целом; динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Особенность психических процессов в их кратковременности.

Виды психических процессов

Все психические процессы можно разделить на познавательные, эмоциональные и волевые.

Что входит в состав каждого раздела, мы можем увидеть на рисунке 1.

Рисунок 1. «Виды психических процессов»

Рассмотрим наиболее подробно каждый их видов.

Познавательные психические процессы:

  1. Ощущение – определенный процесс отражения отдельных свойств внешнего мира. Ощущение является простейшим психическим процессом. Способность к ощущениям имеется у всех живых организмов, обладающих нервной системой. Осознаваемые ощущения характерны только для живых существ, имеющих головной мозг. Механизм формирования ощущений будет рассмотрен в подразделе 4.3. «Информационная структура нервных процессов и психические образы».
  2. Восприятие – целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Основные свойства восприятия: целостность, предметность, константность, осмысленность, избирательность.
  3. Представление – процесс отражения явлений внешнего мира, воссоздающихся на основе прежнего опыта. Основные свойства представлений:
  • фрагментарность – в представляемом образе часто отсутствуют какие-либо его черты;
  • неустойчивость;
  • изменчивость – при обогащении человека новым опытом и знаниями происходит изменение представлений об объектах окружающего мира.

Воображение – создание новых образов на основе имеющихся представлений. Простейшая классификация воображения: продуктивное и репродуктивное.
Мышление – высший познавательный процесс, порождение нового знания, обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Основные виды мышления:

  • предметно-действенное мышление осуществляется во время действий с предметами при непосредственном восприятии предмета в реальности;
  • наглядно-образное мышление происходит при представлении предметных образов;
  • абстрактно-логическое мышление является результатом логических операций с понятиями.

Статья: Психические процессы

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

К основным мыслительным операциям относятся: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, систематизация (или классификация).

  1. Память – форма психического отражения, основными функциями которого являются: закрепление, сохранение и воспроизведение опыта.
    К процессам памяти относятся следующие:
  • запоминание – такой процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее; запоминание всегда избирательно – в памяти сохраняется не все, что воздействует на наши органы чувств, а только то, что имеет значение для человека или вызвало его интерес и наибольшие эмоции;
  • сохранение – процесс переработки и удержания информации;
  • воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала;
  • забывание – процесс избавления от давно полученной, редко используемой информации.

Внимание – определенная сосредоточенность психической деятельности на объекте восприятия.

Эмоциональные психические процессы представляют собой переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, к тому, что он познает, к себе и другим людям.

Волевые психические процессы – психические процессы сознательного управления своими мыслями, чувствами, желаниями, поведением, деятельностью, общением, выраженный в умении преодолевать внешние и внутренние трудности, принимать решения и придерживаться определенного курса при совершении целенаправленных действий.

Таким образом, мы рассмотрели основные виды психическим процессов. В данном разделе главную роль будет играть ощущение как психический процесс.

Психические процессы — описание

Психический процесс – проявляющиеся в разных формах динамические отражения реальности. Данные процессы тесно связаны между собой и сливаются в один общий процесс, который мы называем «психика». Деление происходит условно, так как не имеет теоретического обоснования.  

Познавательные:

Ощущение.
Восприятие.
Представление.
Воображение.
Память.
Мышление.
Внимание.
Речь.
Рефлексия.

Эмоциональные:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

  1. Эмоции.
  2. Чувства.
  3. Аффекты.
  4. Стресс.

Волевые:

  1. Принятие решений.
  2. Постановка целей.
  3. Борьба мотивов.

Процесс воображения

Воображение – это процесс погружения личности во внутренний мир, создание внутри образов, изображений и представлений.

К свойствам его относят:

  1. Предвосхищает будущее и содержит видение результата работы.
  2. Позволяет оживить ранее прожитые моменты.
  3. Представляет собой мысленный выход за рамки непосредственного восприятия личности.

К основным функциям воображения относят:

  1. Управление эмоциональным состоянием. Оказывает психологическую поддержку личности, оптимизирует внутреннее состояние, гармонизирует взаимоотношения и взаимодействие с социальной или природной средой.
  2. Регуляция деятельности индивида. Помогает составить план и проработать стратегию для решения жизненной проблемы, а также достижения поставленной цели.
  3. Репрезентация реального мира в форме образов. Отражает в виде ярких образов действительность.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий