Сущность и характеристика современных моделей обучения
Определение 1
Современные модели обучения отражают особенности протекания образовательной деятельности нем разных уровнях и этапах обучения, с учетом условий текущего социального развития и его динамики.
Сущность современных моделей обучения можно обозначить следующими параметрами:
Решение противоречий, возникающих между новыми информационными ресурсами и знаниями, которые уже усвоены учащимися. образовательные программы должны быть гибкими
Важно, сохранять преемственность на всех этапах обучения.
Наличие большого количества вариантов выполнения поставленной образовательной задачи. Учащиеся не должны иметь единого алгоритма, шаблона решения конкретной задачи
Должно существовать несколько вариантов ее решения, выбор оптимального является прерогативой учащегося.
Создание новых условий практического применения, усвоенных теоретических знаний. Знания необходимо уметь применять в разных социальных условиях и обстоятельствах, адаптируясь к быстро меняющейся социальной среде.
Отсутствие необходимости давать теоретическое обоснование своим образовательным достижениям.
В современной системе образования существует большое количество моделей организации обучения. Это говорит о том, что процесс обучения характеризуется вариативностью и индивидуальной направленностью.
Модели обучения непрерывно развиваются и совершенствуются. Старые модели заменяются новыми. Те модели, которые буквально недавно рассматривались, как инновационные, уходят на второй план и занимают место традиционных моделей обучения (например, модель проблемного обучения).
Основными характеристиками современных моделей обучения являются следующие:
- Направленность образовательной деятельности на развитие самостоятельности и инициативности учащегося. Это касается всех этапов обучения.
- Воспитание коммуникативных навыков учащегося. Умение взаимодействовать в социальном пространстве, устанавливать положительные коммуникативные связи и отношения – основа достижения успеха в различных видах и аспектах деятельности.
- Развитие и совершенствование навыков самостоятельного принятия решения, совершения выбора.
- Развитие познавательной активности.
- Развитие навыков самообучения и мотивации к нему в течение всей жизнедеятельности.
Конструктивизм в обучении
Это ещё одна теория обучения, суть которой отражает её название. Согласно конструктивистским положениям, человек не усваивает знания в готовом виде, а конструирует их самостоятельно. Происходит это в процессе взаимодействия с окружающей средой и осмысления полученного опыта. Задача учителя — создать такие условия, в которых ученик будет самостоятельно искать ответы на свои вопросы и на основе нового опыта трансформировать собственные представления о мире.
Основоположником конструктивизма считается уже упомянутый Жан Пиаже, швейцарский психолог. Он фокусировался на интеллектуальной стороне обучения и считал, что оно представляет собой не накопление, а трансформацию знаний. Его подход, как бы сочетающий идеи когнитивизма и конструктивизма, получил название когнитивный конструктивизм».
Советский учёный Лев Выготский полагал, что обучение — это процесс, который происходит только во взаимодействии с сообществом и культурой. Разработанная им теория социального конструктивизма, включающая понятие зоны ближайшего развития, во многом повлияла на развитие педагогики.
Какая теория обучения — лучшая?
Можно ли выбрать из трёх классических теорий обучения самую эффективную?
Исследователи и эксперты в области педагогического дизайна Пегги Эртмер и Тимоти Ньюби подробно рассмотрели эти подходы в статье Behaviorism, Cognitivism, Constructivism: Comparing Critical Features from an Instructional Design Perspective («Бихевиоризм, когнитивизм, конструктивизм: сравнение ключевых характеристик с точки зрения педагогического дизайна»). И пришли к выводу, что вопрос, который в первую очередь встаёт перед методистом или педдизайнером, — это не «Какая теория лучше остальных?», а «Какая теория эффективнее для решения конкретных задач и конкретных учащихся?».
По мнению авторов статьи, каждый из подходов к обучению отражает один из этапов освоения навыка:
- Способность действовать по шаблону, применять стандартные алгоритмы для решения типовых задач (бихевиоризм).
- Способность адаптировать известные алгоритмы, чтобы найти решение конкретной проблемы (когнитивизм).
- Создание и применение новых способов мышления и действия, когда алгоритмы уже не работают (конструктивизм).
Поэтому, считают Эртмер и Ньюби, наиболее действенный подход — выбирать стратегию обучения в зависимости от образовательной цели, когнитивного уровня учащегося, его возрастных и индивидуальных особенностей. И гибко сочетать в разработке образовательной программы методы и приёмы, которые будут эффективны в конкретном контексте — независимо от теории, к которой они принадлежат.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Когнитивизм в обучении
Когнитивистское направление в психологии и педагогике фокусируется на мыслительных процессах. Обучение, согласно когнитивизму, рассматривается уже не как изменение поведения с помощью стимулов и реакций, а как система, включающая в себя память и мышление, абстрагирование и метапознание.
Когнитивисты считают, что человеческий мозг обрабатывает информацию и принимает решения на основе определённых алгоритмов, а знания представляют собой ментальные схемы из взаимосвязанных концепций и понятий, хранящиеся в долгосрочной памяти. Роль педагога в когнитивном подходе — создавать, трансформировать и расширять эти ментальные структуры. На процесс обучения, согласно когнитивизму, значительно влияют предварительные знания, убеждения и установки учеников, уровень развития их когнитивных навыков.
Свои истоки когнитивизм берёт в исследованиях памяти Германа Эббингауза и теории инсайтного обучения Вольфганга Кёлера. Важную роль в формировании и развитии этого подхода сыграли работы Фредерика Чарльза Бартлетта, Ричарда Аткинсона и Ричарда Шиффрина, Жана Пиаже.
Особое место в когнитивистском направлении занимает теория социального научения канадско-американского психолога Альберта Бандуры. Изначально она основывалась на представлениях бихевиоризма, но расширила их. Согласно теории Бандуры, человек способен учиться, наблюдая за другими и закрепляя в памяти их действия — так он усваивает модели поведения.
Однако через несколько лет он пересмотрел свою теорию и назвал её социально-когнитивной, так как в её более позднем варианте обучение предстаёт уже как когнитивный процесс. Бандура утверждал, что ключевое значение имеют анализ и оценка информации, полученной через наблюдение. А это значит, что обучение не всегда изменяет поведение — человек может выбирать модели, которые кажутся ему более привлекательными. Внешнее подкрепление, по теории Бандуры, тоже далеко не всесильно — по мнению психолога, более важную роль играют внутренние установки человека.
Современная педагогика широко применяет на практике когнитивистские концепции и модели. Среди самых известных примеров — таксономия образовательных целей Бенджамина Блума, теория условий обучения Роберта Ганье и теория когнитивной нагрузки Джона Свеллера.
Несмотря на популярность этого подхода, недостатки у него тоже есть. Критики когнитивизма отмечают, что он совсем не учитывает роль эмоций в обучении. Ещё когнитивистские эксперименты зачастую проходят в искусственно созданных условиях, и это порождает сомнения — показательны ли получаемые результаты для реальной жизни.