Что значит и как определить однородные члены предложения, какие знаки препинания необходимы

Какими знаками надо выделять однородные члены

Их надо разделять запятыми. Смотрите: «Я читаю, пишу, считаю» – однородные сказуемые разделены запятыми. Аналогичная картина: «Они красивые, стройные», «Ко мне должны прийти Маша, Андрей, Саша».

Если однородных членов в вашем предложении два и между ними стоят союзы «и», «да», «или» (тоже в значении «и»), то запятую ставить на надо: «Они красивые и стройные», «Блин да пирог», «Иван да Наташка – больше никого нету…», «Пойдет Коля или Дима».

Если союзы соединяют слова попарно, то знаками разделяется каждая пара: «Львы и антилопы, гиены и буйволы, волки и овцы».

Но если однородных членов больше двух и они все произносятся с интонацией перечисления, то запятые ставятся после каждого. Не имеет значения, есть там союзы или нет: «Ко мне пришли Иван, и Мария, и Вика, и Николай».

Все остальные союзы роли не играют: «Быстро, но без перерывов», «Не давали ни воды, ни еды», «Выбирай: либо мы, либо они».

Упражнение

Следует найти однородные члены в следующих высказываниях и обозначить их графически.

  1. За прошедшее лето соседские дети сильно выросли, изменились, возмужали.
  2. В магазине можно увидеть много нового товара: симпатичные бусы, блузки, платки.
  3. Девушка очень этого не хотела, но все же решилась и пришла.
  4. В комнате я увидел много знакомых с детства вещей: свою кровать, полку с книгами, большой сундук с игрушками.
  5. В мамином саду росло много овощей: кабачки, баклажаны, свекла, тыква, морковь и даже патиссоны.
  6. Она рассказала обо всем родителям: о своих тревогах, мечтах, переживаниях, надеждах.
  7. Мама, брат, бабушка — все собрались за праздничным столом.

Необходимо правильно расставить знаки препинания в следующих предложениях

  1. Кто бы мог подумать ни я ни мама не помнили куда мы его положили.
  2. Букет из роз лилий и тюльпанов радовал мой глаз уже вторую неделю.
  3. У вошедшего в комнату молодого человека было румяное лицо серые глаза и полные губы.

Однородными членами предложения не являются

К ОЧП не относятся:

  1. Лексемы, которые повторяются для того, чтобы подчеркнуть большое количество предметов, повторяемость действия, его длительность и др. Впереди тропинка вела мимо этого дома вверх, вверх. Это одинаковые слова, которые следуют одно за другим, подчёркиваются как один член предложения.
  2. Одинаковые формы, которые повторяются и соединяются частицами «так», «не»: гулять так гулять, плачь не плачь, старайся не старайся и др.
  3. Сочетания глаголов, в котором первый лексически неполный: пойду поем, возьму и расскажу, взял да и расплакался.
  4. Устойчивые словосочетания с двойными союзами: ни за что ни про что, ни сном ни духом, ни кола ни двора, и так и сяк и др.

Между их частями запятая не ставится.

Таким образом, ОЧП – одинаковые слова, зависящие от одних и тех же лексем и связанные интонацией (запятыми) или сочинительными союзами.

Пунктуация при однородных членах предложения

Постановка зна­ков пре­пи­на­ния меж­ду одно­род­ны­ми чле­на­ми зави­сит от спо­со­ба их соеди­не­ния в пред­ло­же­нии. Между одно­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния может быть как союз­ная, так и бес­со­юз­ная связь.

Для нагляд­но­сти пред­ста­вим пунк­ту­а­цию при одно­род­ных чле­нах пред­ло­же­ния в виде сле­ду­ю­щей таблицы.

Вид свя­зиСоюзыПравила пунк­ту­а­цииПримеры
СоюзнаяОдиночные соеди­ни­тель­ные или раз­де­ли­тель­ные (и, да =и, или, либо)Между одно­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния перед оди­ноч­ным сою­зом запя­тая не ставитсяЯ укра­си­ла вазу ракуш­ка­ми и мор­ски­ми камешками.
Одиночные про­ти­ви­тель­ные (а, но, да=но), усту­пи­тель­ный (хотя)Перед сою­зом ста­вит­ся запятаяДевушка сму­ти­лась, да отве­ти­ла на вопрос правильно.
Повторяющиеся (то – то, и – и, или – или, ни – ни, да – да и др.)Перед вто­рым и после­ду­ю­щи­ми сою­за­ми ста­вит­ся запятаяНе то ветер, не то дере­во за окном шумит.
БессоюзнаяМежду одно­род­ны­ми чле­на­ми все­гда ста­вит­ся запятаяСверху тури­сты смот­ре­ли на зда­ния ста­ро­го горо­да, купо­ла церк­вей, мосты через реку.

Перед одно­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния может упо­треб­лять­ся обоб­ща­ю­щее сло­во, кото­рое выра­жа­ет родо­вое поня­тие (одно­род­ные чле­ны — видо­вое) или обо­зна­ча­ет­ся место­име­ни­я­ми и наре­чи­я­ми (все, всё, вез­де, повсю­ду, все­гда, нику­да и пр.) Тогда после после него ста­вит­ся двоеточие.

Если обоб­ща­ю­щее сло­во сто­ит после одно­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния, то перед ним ста­вит­ся тире.

Итог

  • одно­род­ные чле­ны — это оди­на­ко­вые чле­ны предложения;
  • одно­род­ные чле­ны зави­сят от одно­го и того же слова;
  • одно­род­ные чле­ны свя­за­ны меж­ду собой сочи­ни­тель­ной свя­зью и интонацией.

Сложные предложения с однородными членами

Правильная постановка запятых при сложных существительных предложении с однородными Участники, следуйте алгоритму. Сначала определите основание каждой части соединения. предложения. Поставьте запятые между каждой частью. Теперь представьте, что каждая часть представляет собой простой предложение. Находим однородные члены и расставьте запятые в соответствии с правилами, приведенными выше. Пример:

Найдите наиболее важные термины:

Мы видим 3 базы: Девочка встала и побежала. Шар повернулся. Она была за рулем. Это очень сложная тема. предложение, Состоит из трех частей. Поставьте между ними запятые.

Находим однородные (Она встала и убежала). Определите, следует ли ставить запятые между однородными Члены. Они соединены одной ссылкой и, запятая между ними не нужна. Найдено:

Еще один пример:

Найдите основы. Кто-то дал ей их; она надела их и начала кружить — 2 базы. Так что это связь предложение, который состоит из двух частей. Поставьте между ними запятую.

Теперь находим однородные Члены. В первой части однородных нет хвостов. Вторая часть содержит однородные Обвиняемый оделся и начал кружиться. (Что он сделал?) надеть. Они начали (что они делали?) вращаться. Аналогичные предикаты соединяются единственной связкой and, перед которой не ставится запятая.

Еще есть однородные Вторичные клаузулы в обуви и руках. Она надела (куда?) свои туфли. Она надела (куда?) свои руки. Они соединяются одним союзом и, без запятой. Итог:

Она надела их на тапочки и на руки, а затем снова медленно покрутила их в руках.

Указывая на основы. Девушка была опытной; она замахнулась/выстрелила/выбила — 2 базы. Это была связь предложение из двух частей. Поставьте между ними запятую.

В первой части однородных Никаких деталей, никаких прикосновений. У второго однородные предикат, связанный с повторяющейся ссылкой, и поэтому мы помещаем его между однородными членами запятые.

Однородное сказуемое

ОпределениеНа какой вопрос отвечает?
Однородные предикаты присутствуют, когда два (или более) глагола относятся к одному и тому же субъекту. Этот метод используется, когда несколько действий одного и того же знака должны происходить одновременно.Что нужно сделать? Что нужно сделать?

На уроках физкультуры дети бегают, прыгают, сидят и играют.

Каждый ученик читает, считает и пишет.

Николас вздохнул, сел на стул и прикурил.

Я умею писать, читать, считать и запоминать стихи.

Однородное определение

ОпределениеНа какой вопрос отвечает?
Однородные определения являются вторичными понятиями, но они вторичны. предложения, которые отвечают на один вопрос и относятся к одному и тому же определяемому слову.Что? Что?

В коробке лежали красный, апельсин, синий и фиолетовый воздушные шары. Пенал был цветной и большой.

Однородное дополнение

ОпределениеНа какой вопрос отвечает?
Омонимичные дополнения — это дополнения, относящиеся к одному и тому же глаголу, отвечают на один и тот же вопрос и расширяют предложение.Косвенные вопросы по делу

Пунктуация

Однородные элементы могут быть объединены в предложении союзной или бессоюзной связью. От наличия или отсутствия союза будет зависеть расстановка между ними знаков препинания. 

При бессоюзной связи однородные элементы всегда отделяются друг от друга запятыми. Однако если они сопровождаются зависимыми словами, запятая между элементом и таким словом не ставится. Например: 

  • Мы осмотрели мосты, улочки, замки этого города. 
  • Мы осмотрели старинные каменные мосты, узкие извилистые улочки, дышащие древностью замки этого города. 

В случае с союзной связью возможно несколько вариантов пунктуации. 

  1. Если слова связаны между собой одиночным разделительным или соединительным союзом, запятых не требуется. К примеру: «Я съел первое и второе», «Я хотел на десерт пирожное или торт». 
  2. Если связь образована с помощью одиночных противительных или уступительных союзов, перед этими союзами необходима запятая. Для примера: «Я съел первое, а второе не осилил», «Я пришел к ужину, хотя и опоздал немного». 
  3. Если однородные элементы связаны с помощью повторяющихся союзов, то перед вторым союзом и перед каждым следующим за ним необходимы запятые. Например: «Я съел и первое, и второе, и десерт, и компот». «Я хотел на десерт или пирожное, или торт, или чизкейк, или профитроли». 

Однородные элементы предложения могут быть дополнены обобщающим словом. В этом случае пунктуация в самом ряду элементов производится по правилам, описанным выше. Обобщающее слово отделяется от ряда двоеточием, если стоит перед ним, и тире – если стоит после него. 

  1. В меню было множество десертов: пирожные, торты, чизкейки, профитроли, вафли. 
  2. О новостях и о прошлом, о друзьях и незнакомцах, о прочитанных книгах и просмотренных фильмах – обо всем мы переговорили за этот день. 
  3. Никто: ни родные, ни друзья, ни коллеги – не могли понять его печали. 

Виды

По наличию зависимых слов данные синтаксические единицы делятся на:

  • нераспространённые, или одиночные : «Невесомые снежинки падают и тают«;
  • распространённые: «Невесомые снежинки падают с неба, тают в ладошках«.

Такие конструкции в зависимости от выполняемой функции подчёркиваются по-разному: и как части грамматической основы, и как второстепенные члены:

  • Однородные подлежащие обозначают несколько действующих лиц (кто?) или предметов (что?): «Лена и Катя (кто?) пришли в школу очень рано». При синтаксическом разборе они подчёркиваются одной линией.
  • Однородные сказуемые обозначают несколько действий подлежащего (что делает? чем является?): «Лена (что делала?) пела и танцевала». При синтаксическом разборе они подчёркиваются двумя линиями.
  • Однородные дополнения относятся к одной словоформе и отвечают на один вопрос косвенного падежа (кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?): «Мы в лесу собирали (что?) ягоды и грибы». При синтаксическом разборе они подчёркиваются пунктиром.
  • Однородные определения обозначают несколько признаков одного предмета или явления (какой? чей?): «Красивая и умная (какая?) Лена покорила жюри». При синтаксическом разборе они подчёркиваются волнистой линией.
  • Однородные обстоятельства относятся к одной словоформе и отвечают на один из вопросов: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как?: «Лена пела (где?) дома и в школе». При синтаксическом разборе они подчёркиваются точкой с тире.

Справка! При составлении графической схемы такие члены предложения заключаются в кружок.

Как связаны между собой однородные члены предложения

ОЧП равноправны, связываются между собой несколькими способами:

С помощью запятых

ОЧП могут перечисляться через запятую. Такое предложение произносится с перечислительной интонацией (бессоюзное предложение):

  • Оле принесли в больницу бананы, апельсины, мандарины, киви, манго. Это предложение с несколькими однородными определениями «бананы, апельсины, мандарины, киви, манго». Кроме того, однородные определения можно соединять с помощью сочинительных союзов: Оле принесли в больницу и бананы, и апельсины, и мандарины, и киви, и манго.
  • Вместе они плакали, смеялись, мечтали. Это простое предложение с однородными сказуемыми «плакали, смеялись, мечтали».

С помощью союзов

Часто ОЧП соединяются посредством сочинительных (разделительные, соединительные, противительные) союзов. К ним относятся: либо…либо, и, а, не то…не то, или, однако, но и т.д.

Например:

  • Мы ехали по кривой и длинной дороге.
  • Я долго думал, уйти мне или остаться.
  • Вдалеке показался силуэт не то девушки, не то мужчины.

С помощью запятых и союзов

Иногда ОЧП связываются запятыми и союзами:

  • Рядом стоявший мужчина выглядел сонным, голодным и уставшим.
  • На днях мы подобрали худую, больную и облезлую собаку.

Запятая между однородными членами ставится, если они соединены парными сочинительными союзами:

  • Я хотела поехать либо в Турцию, либо в Египет.
  • Пуговицы на пиджаке были не то бежевые, не то перламутровые.

Как отличить однородные члены от неоднородных

Если хотя бы одно условие из трех не выполняется – однородность пропадает. Разберем это трех элементарных примерах:

  1. По вечерам я читаю интересные книги. Однородных членов тут нет, потому что в данном высказывании вообще нет одинаковых членов предложения. По вечерам – обстоятельство времени, я – подлежащее, читаю – сказуемое, книги – дополнение, интересные – определение. То есть нет условия «одинаковые» члены предложения.
  2. Я читаю книги и смотрю фильмы. Книги и фильмы тут – не однородные, ибо они не подчиняются одному слову. Книги зависят от «читаю», а фильмы – от «смотрю»: Читаю (что?) книги, смотрю (что?) фильмы. А вот «читаю» и «смотрю» – как раз однородные сказуемые, потому что они подчиняются одному подлежащему, вопрос к ним задается один и тот же: я (что делаю?) смотрю, читаю.
  3. На рассвете над рекой появился туман. «На рассвете» и «над рекой» – не однородные обстоятельства, потому что они отвечают на разные вопросы: появился (когда?) утром, появился (где?) над рекой. Одно обстоятельство обозначает время, а другое место.

Про однородность определений

Существует небольшая проблема с определениями. В этой задаче есть небольшая проблема с предложением. однородными Если они означают одни и те же характеристики. Сравнить два предложения»Мы видели маленького пушистого зверька» и «На лугу были белые и красные цветы». Я прокомментирую их:

Мы увидели маленького и пушистого зверька – определения «маленький» и «пушистый» не однородные, У них разные характеристики: Размер и качество шерсти

Обратите внимание, что эти два слова зависят от слова «животное», отвечают на вопрос «какой», оба являются определениями, но в одно и то же время. не однородные.
На лугу были белые и алые цветы – тут уже однородностОни оба идентичны, потому что их характеристика одинакова — цвет

Кроме того, соблюдаются три условия: существительное (цветы), существительное вопрос (какие?) и один член предложения (определения).

Вот объяснение, почему. в предложении «Животное было маленьким, пушистым и очень забавным». Слова «маленький», «пушистый», «забавный». – однородные? Вы просто должны разделить их запятыми, как это сделал я.

Потому что они не являются определениями. Они являются предикатами. I was small, I was fluffy, I was funny — это составные предикаты с прилагательными.

Только вчера я опубликовал статью о составных именных предикатах — обязательно прочитайте ее, чтобы не путать с определениями.

Отличие от других членов

Иногда возникают сложности с отличием очп от неоднородных определений и других частей предложения.

Неоднородные определения отвечают на вопросы: какой? какая? какие? какое? Означают свойства, характеризующие предмет с разных сторон. Предыдущее определение всегда относится не к одному основному слову, а к конструкции, состоящей в связке из этого слова и следующего определения. Примеры: В его доме был большой каменный подвал. В углу стоял массивный ореховый шкаф. В этих фразах «большой каменный» и «массивный ореховый» являются неоднородными определениями, указывающие размер и материал.

На фразеологизмы правила очп не распространяются. Эти устойчивые словосочетания с течением времени закрепились в русском языке, но чаще используются в устной речи. Пример: Он встал ни свет ни заря.

Не стоит путать однородные и осложнённые простым глаголом сказуемые. Во втором случае пунктуация не нужна, даже при отсутствии союзов. Пример: Я всё сделал, пойду отдохну.

Симметричные синтаксические конструкции — это более сложные речевые обороты, в которых сперва указывают нераспространённые однородные части, а затем эти же слова повторят по отдельности с пояснением, раскрытием их смысла. Пример: Погода тогда была сырой и туманной. Политическая атмосфера в стране с того времени была сырой из-за разочарований и туманной вследствие нерешительности.

В школьной программе подобные правила проходят на уроках русского языка в 4 классе школы. Использование очп в литературе позволяет передать читателям наиболее полную гамму эмоций, заложенных авторами. Однотипные члены достаточно просты в использовании, а если применить фантазию, то можно не только перечислять, но создавать выразительные смысловые конструкции, которые способны заставить чтеца плакать или смеяться, поверить в правдивость рассказа.

Часть речи не влияет на однородность

Обратите внимание, про части речи я ни слова не сказал. Потому что мы на них вообще не смотрим, когда определяем однородность

Например: «Он шел медленно, с остановками, вздыхая и проклиная всё на свете». Здесь четыре однородных обстоятельства, которые зависят от одного и того же слова «шел», к ним ко всем задается вопрос «как», они выполняют одинаковую синтаксическую функцию (являются обстоятельствами образа действия). Но выражены они разными частями речи:

  1. Медленно – наречие.
  2. С остановками – существительное.
  3. Вздыхая – деепричастие.
  4. Проклиная все на свете – тоже деепричастие, но еще с зависимыми словами, то есть деепричастный оборот.

Полезные материалы по теме

Подпишитесь на мою рассылку. Я еще примерно полгода буду писать тексты о русском языке, рассылка позволит мне автоматически присылать вам ссылки на новые публикации. Так вы точно ничего не пропустите.

Рекомендую вам заглянуть в подборки с курсами по русскому. Собирал их лично я, там есть материалы для всех классов обучения, они помогают хорошо готовиться к экзаменам и ВПР. В основном, все платное, но я там еще даю хорошие справочники и пособия для скачивания.

  1. Подготовка к ВПР.
  2. Курсы ЕГЭ.
  3. Курсы ОГЭ.

Напишите, пожалуйста, комментарий к статье

Мне важно знать, сумел ли я вам объяснить, чем однородные члены отличаются от неоднородных, как правильно их выделять и характеризовать при синтаксическом разборе

И еще скажите про общий стиль статьи – тяжело она читается или лего. Запутано все или достаточно прозрачно. Критикуйте смело.

Спасибо.

Правило встречается в следующих упражнениях:

3 класс

Упражнение 5,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 155,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 156,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 228,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 127,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 199,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 203,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 42,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 440,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 454,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 83,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 4,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 41,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 46,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 57,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 184,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 186,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 54,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 4,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 3,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

5 класс

Упражнение 120,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 204,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 731,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 154,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 469,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 512,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 543,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 684,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 800,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 525,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 46,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 550,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 32,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 137,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 154,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 92,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 132,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 610,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 473,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 591,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 330,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 18,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 191,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 287,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 320,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 369,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 439,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 460,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 308,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 409,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 278,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 314,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 189,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 191,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 203,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 366,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 202,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 218,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 301,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 305,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Однородные члены предложения

Однородными называются члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию, относящиеся к одному члену предложения и связанные между собой сочинительной связью. Наш язык — наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость.

Однородные члены обычно выражаются словами одной части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи.

Однородные члены могут быть распространёнными и нераспространёнными.

Распространенные имеют при себе зависимые слова. И подошёл он, расправил крылья, вздохнул всей грудью, сверкнул очами и — вниз скатился.

В предложении может быть не один ряд однородных членов. Русский народ смышлён и понятлив, усерден и горяч ко всему благому и прекрасному.

Однородными членами предложения не являются:

  • повторяющиеся слова, произносимые с интонацией перечисления. Зимы ждала, ждала природа. Слова ждала, ждала  употребляются в предложениях для того, чтобы подчеркнуть множество предметов или длительность действия. Такие сочетания слов рассматриваются как один член предложения;
  • два глагола в одной форме, выступающие в роли единого сказуемого (при втором слове стоит частица не или так). Кричи не кричи, хочешь не хочешь, гулять так гулять.
  • устойчивые сочетания с двойными союзами и … и, ни … ни. Например: и так и сяк, ни взад ни вперёд, ни рыба ни мясо.
  • парные сочетания синонимического, антонимического или ассоциативного характера, например: шито-крыто, пошло-поехало, житьё-бытьё, любо-дорого, худо-бедно и т. п.; вопросы-ответы, купля-продажа, вверх-вниз, вперёд-назад и т. п.; хлеб-соль, (по) грибы-ягоды, (по) рукам-ногам, братья-сёстры, внуки-правнуки и т. п. Такие сочетания не разделятся запятой, а соединяются дефисом;
  • два глагола в одной форме, указывающие на движение и его цель или образующие смысловое целое. Идём себе разговариваем. Присядь отдохни.

Однородные члены связываются при помощи сочинительных союзов и интонации или только при помощи интонации.

Однородные члены предложения соединяются сочинительными союзами:

  • соединительными (и, да (= и), ни … ни):  А цветы белые да пышные;
  • разделительными (или, то … то, либо и др.): Он с подозрением посматривали то на хозяина, то на вожатого;
  • противительными (а, но, да (= но), однако и др.): Она говорила мало, но толково.

В предложении с повторяющимися союзами всегда на одну запятую меньше, чем однородных членов.

Однородные и неоднородные определения

Определения бывают однородными тогда, когда каждое из них относится к определяемому слову, т. е. когда они соединены между собой сочинительной связью и произносятся с перечислительной интонацией. Однородные определения характеризуют предмет или явление с одной и той же стороны (по цвету, материалу, свойствам и т. д.). Могучий, буйный, оглушительный ливень хлынул на степь.

Неоднородными определения бывают тогда, когда они характеризуют предмет с разных сторон. В этом случае между определениями нет сочинительной связи и они произносятся без перечислительной интонации. Скворцы служат образцом доброй трудолюбивой семейной жизни.

Таблица «Различение однородных и неоднородных определений»

В таблице представлены правила различения однородных (запятая между ними ставится) и неоднородных (запятая не ставится) определений.

Однородные члены предложения и обобщающие слова

При однородных членах могут быть обобщающие слова, которые являются теми же членами предложения, что и однородные. Обобщающее слово стоит или перед однородными членами, или после них. В траве, в кустах кизила и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях — повсюду заливались цикады.

После обобщающего слова перед однородными членами могут быть слова как- то, а именно, например, которые указывают на идущее далее перечисление. Вся усадьба Чертопханова состояла из четырёх ветхих срубов разной величины, а именно: из флигеля, конюшни, сарая и бани.

После однородных членов перед обобщающим словом могут быть слова, имеющие значение итога (словом, одним словом). Среди птиц, насекомых, в сухой траве — словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени.

Таблица «Однородные члены предложения»

В таблице приведены правила постановки или отсутствия запятой при однородных членах, словник одиночных, повторяющихся и двойных союзов, которые необходимо опознавать в тексте для точного применения правила. Краткий словарик фразеологизмов, синонимичных, антонимичных, ассоциативных пар и другие синтаксические конструкции, похожие на однородные члены предложения, помогут не ошибиться в выявлении однородных членов.

Конспект урока «Однородные члены предложения». Следующая тема: «Обособленные члены предложения

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий