Оценка физического развития вашего ребенка – почему это так важно?

Памятка для родителей

Не будучи специалистами в медицине, родители сами не смогут сделать подобное заключение о нормах или отставании в физическом развитии своих детей. Но при этом они вполне могут увидеть те или иные отклонения. Например, несоответствие роста или веса ребенка можно заметить, сравнивая данные своего ребенка со средними нормами соответствующих возрастных центильных таблиц. Если отклонения заметные, обратиться за консультацией к педиатру можно ранее установленного планового осмотра.

Кроме того, каждая мамочка знает, что существуют нормы навыков для детей разного возраста. Скажем, к 3 месяцам малыши должны уверенно держать головку, к 6–7 месяцам – сидеть, примерно к году они начинают ходить и произносить первые слова. Если малыш сильно отстает от возрастных норм из месяца в месяц – это повод для серьезного обследования. Ведь не каждое заболевание проявляет себя в самом раннем возрасте, и не всегда выражается открытой симптоматикой. Зачастую проблема назревает «тихо», без видимых проявлений. И единственный способ ее обнаружить – выявить несоответствие возрастным нормам развития.

Следует помнить, что отклонения в физическом состоянии могут быть следствием не только врожденных проблем, но и других, внешних факторов:

  • неправильный, несбалансированный рацион,
  • дефицит витаминов, минералов, микроэлементов,
  • плохая экологическая обстановка в местности проживания,
  • пониженная физическая активность детей.

Поэтому появляться они могут в разном возрасте, что и обусловливает постоянный мониторинг детского здоровья.

Соотношение роста и массы

Этот показатель используется для оценки индивидуальных особенностей развития ребенка. Еще одна центильная таблица показывает отношение массы к росту вне зависимости от возраста ребенка. Именно эта таблица — прекрасная возможность «реабилитировать» всех «дюймовочек» и «великанов».

Поясню: у каждого ребенка свой темп развития: медленный, средний, быстрый. В педиатрии эта обобщенная оценка темпа роста малыша называется «соматотип»: микро, мезо- и макро в зависимости от показателей. Соответственно, показатели роста и массы ребенка с медленным темпом развития («микросоматотип») будут находиться в коридоре 0—3—10%. Масса и рост ребенка с «макросоматотипом» будет сравнима с 90—97—100% коридором.

Зато при сопоставлении результатов измерения таких детей с центильной таблицей соотношения роста и массы определяется вполне гармоничное развитие ребенка: именно его масса соответствует его росту (коридор 25—50—75%).

Как проводится оценка?

Для ее проведения чаще других способов пользуются специальными центильными таблицами, в которых указаны средние нормы для каждой характеристики, а также отклонения в меньшую и большую стороны. В табличной форме в них занесены очень низкие, низкие, ниже среднего, средние, выше средних и очень высокие показатели.

Если разность между двумя-тремя любыми показателями не выше 1, говорят, что развитие ребенка гармонично, если она равна 2 – что оно негармонично, 3 – дисгармонично. Это уже прямое свидетельство того или иного неблагополучия в здоровье ребенка

Для более точной диагностики доктору важно ознакомиться с картой обследуемого, посмотреть на предыдущее развитие, заболевания, которые он перенес

Чтобы определить соматотип, суммируют «коридоры» (колонки) с ростом, массой тела и окружностью груди обследуемого.

Если сумма коридоров менее 10, говорят о микросоматическом типе развития (ниже среднего), при 11-15 – уже о мезосоматическом (среднем), выше 16 – речь идет о макросоматическом типе (выше среднего).

Биологический возраст определяется более сложными методами. Для его определения используют разные показатели.

Для обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста это:

  • развитие постоянных зубов;
  • длина тела (рост);
  • вес обследуемого;
  • окружность его грудной клетки.

С началом полового созревания более информативными становятся другие характеристики, говорящие, прежде всего, об уровне полового созревания. Для мальчиков важны:

  • пубертатная ломка голоса (в норме с 11 – 12 лет);
  • лобковое оволосение (с 12 – 13 лет);
  • состояние щитовидного хряща — рост «кадыка» (с 14 лет);
  • подмышечное оволосение (14 лет);
  • оволосение лица (14 – 15 лет).

Для девочек важно учитывать:

  • развитие молочных желез — набухание, рост (примерно с 10 – 11 лет);
  • оволосение лобка (с 11 – 12 лет);
  • оволосение подмышек (12 – 13 лет);
  • начало менструации (13 лет).

Используя эти показатели, а также данные центильных таблиц, врачи с помощью специальных формул делают общее заключение о соответствии или отклонении в развитии ребенка.

Как пользоваться, производить оценку по центильным таблицам

Чтобы оценить, соответствует ли развитие ребёнка его возрасту, найдите в таблице (в зависимости от пола малыша) строку, где указан его возраст — полных месяцев или лет. И, двигаясь по этой строке, остановитесь на пересечении её со столбцом, содержащим антропометрические данные (рост, либо вес или любую из окружностей — головы, груди), предварительно вами измеренные у сына или дочери.

Пользоваться центильными таблицами совсем не сложно: находите возраст своего ребёнка в столбике слева и в этой строке ищете цифры, соответствующие вашим замерам

Обнаружив искомое значение, обратите внимание, в какой колонке оно находится — к какому центильному интервалу (коридору) относится. Это значение и определяет, насколько гармонично (пропорционально) развивается ребёнок

Таблица: интерпретация центилей

Баллы1234–5678
Центильные коридоры До 3 (5) центилей От 3(5) до 10 центилей От 10 до 25 центилей От 25 до 75 центилей От 75 до 90 центилей От 90 до 97 (95) центилей От 97 центилей и выше
ВстречаетсяУ 3% здоровых детейУ 7% здоровых детейУ 15% здоровых детейУ 50% здоровых детейУ 15% здоровых детейУ 7% здоровых детейУ 3% здоровых детей
Область величинОчень низкихНизкихНиже среднегоСреднихВыше среднегоВысокихОчень высоких
ГруппаДиагностикиКонтроляВниманияПрофилактикиВниманияКонтроляДиагностики
РекомендованоКонсультация у врача, дополнительные обследования для выявления причин отклонений в развитии.Консультирование, дополнительные обследования при выявлении других отклонений в состоянии здоровья или в развитии.При отсутствии отклонений в состоянии здоровья — наблюдение.Развитие в пределах нормы, достаточно профилактических осмотров.При отсутствии отклонений в состоянии здоровья — наблюдение.Консультирование, дополнительные обследования при выявлении других отклонений в состоянии здоровья или в развитии.Консультация у врача, дополнительные обследования для выявления причин отклонений в развитии.

Центильные таблицы — это лишь условно-нормативная документация. Один из инструментов, упрощающих работу педиатра, но никто не ставит диагнозы, основываясь лишь на цифрах, в них указанных.

Оценка физического развития новорождённого в течение первого месяца жизни

В возрасте месяца проводится очередная оценка физического развития с использованием центильных графиков, основанная на величине изменений антропометрических данных. В таблицах представлены диапазоны колебаний массы тела, длины тела и окружности головы доношенных детей, которые совпадают с диапазоном 25-75 центилей и считаются нормальными.

Таблица Масса тела

К нарушениям физического развития ребёнка на первом месяце жизни относят постнатальную (приобретённую) гипотрофию – дефицит массы тела относительно длины тела и постнатальную паратрофию – превышение массы над длиной тела.Постнатальная гипотрофия может быть: – первичная – как правило, алиментарная гипотрофия, вызванная дефицитом молока у матери или нерациональным искусственным вскармливанием младенца, а также состояниями непереносимости молока вследствие ферментопатии; – вторичная – развивается вследствие острых и хронических заболеваний ребёнка, врождённых пороков развития (пилоростеноз, стеноз кишечника), иммунодефицитных заболеваний, тяжёлой патологии ЦНС.Важными клиническими признаками гипотрофии являются симптомы пониженного питания: – истончение подкожного жирового слоя; – уменьшение толщины кожной складки, окружности бедра и плеча; – снижение тургора тканей; – увеличение количества кожных складок на конечностях, шее, появление их на лице, ягодицах, вокруг суставов; – чёткие очертания рёбер и других костных выступов. Симптомы пониженного питания обусловливают отчётливые диспропорции в телосложении у новорождённых: дети выглядят худыми, длинными, с относительно большой головой. Характерным для детей с внутриутробной гипотрофией является снижение неспецифических факторов защиты, что обусловливает высокую частоту у них инфекционно-воспалительных заболеваний. При недостаточной прибавке массы тела на первом месяце жизни, при отсутствии угрожающих симптомов в виде постоянных, нарастающих по частоте и объёму срыгиваний и рвот необходимо провести консультацию по вскармливанию, проверить, правильно ли мать прикладывает ребёнка к груди и эффективность сосания.

Оценка окружности и формы головы

Измерение окружности головы у ребёнка первого года жизни имеет особое значение. В первое полугодие средняя прибавка окружности головы составляет 1-1,5 см. Показатели окружности головы также должны оцениваться по центильным таблицам. Окружность головы у новорождённого превышает окружность грудной клетки на 1-2 см. Увеличение разницы, особенно стойкое, заставляет заподозрить развитие гидроцефалии. Увеличение окружности головы не может быть единственным признаком гидроцефалии. В этом случае обычно есть и другие признаки, свойственные для данной патологии. Если же окружность головы меньше окружности грудной клетки, то необходимо исключить микроцефалию. Голова может быть разной формы, что не является патологией, а лишь особенностью ребёнка.

Консультирование при нарушении физического развития

Недостаточная прибавка или снижение массы тела относительно возраста может свидетельствовать об острой инфекционной, хирургической патологии (пилоростеноз). При отсутствии этих заболеваний следует провести консультирование матери по питанию. При чрезмерной прибавке веса необходимо исключить эндокринную патологию, в частности гипергликемию и гипотиреоз. При их отсутствии паратрофию считают конституциональной, т.е. ребёнку не показано ограничение питательных веществ, уменьшение кратности и продолжительности грудных кормлений и т.д. Детям с конституциональной паратрофией требуются: – контроль уровня гемоглобина и профилактика анемии; – контроль уровня кальция и профилактика витамин D-зависимого рахита.

Сестринский уход за новорожденным в амбулаторно-поликлинических условиях.Под ред. Д.И. Зелинской. 2010г.

Возможно заинтересует:

  • Уход за кожей и слизистыми новорожденного
  • Проблемы кожи и слизистых ребенка
  • Особенности кожи и слизистых оболочек новорождённого

Советуем прочитать:

  • Желтуха новорожденных, причины, лечение
  • Неонатальный скрининг новорожденных

Как оценка физического развития влияет на здоровье ребенка

Одной из главных причин проведения оценки физического развития является выявление задержки развития у ребенка. Задержка физического развития может быть связана с различными факторами, такими как неправильное питание, недостаток физической активности, нарушения в работе органов и систем организма и другими. Поэтому раннее выявление и коррекция задержки развития позволяет избежать дальнейших проблем и основательно улучшить здоровье ребенка.

Оценка физического развития дает возможность определить уровень физической активности ребенка. Физическая активность важна для общего физического и психического развития ребенка, а также для его здоровья в целом. Высокий уровень физической активности способствует развитию мышц, костей и сердечно-сосудистой системы, укрепляет иммунитет, улучшает общую работу организма. Поэтому проведение оценки физического развития поможет определить необходимость увеличения или коррекции физической активности у ребенка.

Оценка физического развития также является инструментом для постановки диагноза и назначения лечения в случае выявления физических отклонений. Например, при раннем выявлении сколиоза можно приступить к его лечению и предотвратить дальнейшее прогрессирование заболевания. Также, раннее выявление проблем с зрением позволит начать своевременное лечение и избежать развития осложнений.

В целом, оценка физического развития является неотъемлемой частью комплексного подхода к здоровью ребенка. Она позволяет выявить проблемы в развитии и принять меры по их устранению, а также определить уровень физической активности и назначить необходимое лечение в случае выявления отклонений. Таким образом, оценка физического развития способствует поддержанию и улучшению здоровья ребенка на более высоком уровне.

Показатели физического развития детей

Здоровье и физическое развитие детей зависит от того, в какой физической форме и как часто занимается спортом ребенок. Важную роль в оценке здоровья детей выполняют показатели физического развития детей.

Под физическим развитием детей понимают совокупность морфологических и функциональных признаков организма таких как:

  1. рост,
  2. вес,
  3. окружность грудной клетки,
  4. емкость легких,
  5. мышечная сила рук и т. д.

Физическое развитие и ребенка и взрослого напрямую связано с деятельностью систем организма:

  1. сердечно-сосудистой,
  2. дыхательной,
  3. пищеварительной,
  4. опорно-двигательной и др.

Состояние вышеперечисленных систем является показателем физического развития ребенка. Установлено, что, от того, как развит ребенок физически зависит устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям среды, сопротивляемость болезням. Таким образом, физическое развитие и здоровье ребенка взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Многие ученые-валеологи отмечают, что физическое развитие как категория здоровья, напрямую связано с состоянием сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, опорно-двигательной и других систем. Это неоспоримо. Однако, нельзя забывать, что от уровня физического развития зависит устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям среды, сопротивляемость болезням и соответственно состояние внутренних органов.

В настоящее время все больше и больше говорят об акселерации детского организма. Она оказывает непредсказуемое воздействие на здоровье и физическое развитие детей. Акселерация – это ускоренные темпы развития называются организма. В науке уживаются не одна теория акселерации. Считается, что это – результат общей тенденции в биологии современного человека, возникшей под влиянием научно-технического прогресса. Это изменение питания, увеличение активности Солнца, изменение климатических условий, урбанизация, нарушения генетической изоляции (межнациональные браки), излучение бытовой техники и т.п.

Показателями физического развития ребенка чаще всего считаются рост и вес. Они оцениваются путем сравнения величины его роста с нормами, представленными в стандартных таблицах. Такие таблицы периодически составляют на основании массовых обследований детей в определенных регионах, имеющих свои географические, социальные и экономические особенности .

Для детского организма характерен быстрый рост и непрерывное развитие. По мнению Н.В. Ежовой в медицинской науке различают ряд периодов детского развития, которые отражены на рисунке ниже.

Периоды жизни ребенка

На физическое развитие ребёнка оказывают влияние множество факторов:

  1. Наследственность, в которой большую роль играют не только гены родителей, но и расовая принадлежность и гены многих поколений предков.
  2. Питание ребёнка, которое обеспечивает физиологические потребности организма. Несбалансированное питание часто приводит к дефициту или избытку определённых веществ, развитию различных заболеваний.
  3. Условия окружающей среды и уход за ребёнком.
  4. Наследственные болезни, наличие некоторых хронических заболеваний, перенесённые тяжелые травмы или инфекционные болезни.
  5. Правильно распределённая физическая нагрузка, двигательная активность ребёнка, его психологическое и эмоциональное состояние [].

Чаще всего рост организма заканчивается к 16 – 18 годам .

Один из важнейших законов физического развития детей – чем меньше возраст, тем активнее происходят процессы роста. Исходя из этого, можно утверждать, что самым активным образом организм растетт внутриутробно. За 9 месяцев организм малыша растёт от нескольких клеток до размеров в среднем 49 – 54 см роста и 2,7 – 4 кг веса. За первый месяц жизни ребёнок вырастает примерно на 3 см и прибавляет массу 700 – 1000 г. В среднем к концу первого года ребёнок весит около 10 кг и имеет рост 73 – 76 см. С увеличением возраста уменьшаются прибавки в физическом развитии ребёнка .

Другой немаловажный закон роста детского организма – это смена периодов вытяжения и округления. Периоды так называемого вытяжения сменяются периодами округления – каждый период длится около 1,5 – 3 лет. Наиболее ярко выражены периоды округления в возрасте 3 – 5 лет, а периоды вытяжения – в подростковом возрасте .

Контроль за показателями физического развития ребенка необходим на каждом этапе развития. Необходимо помнить, что любое заболевание отражается на физическом развитии ребенка, нарушая его.

Пример оценки психомоторного развития

  1. Оцените нервно-психическое развитие ребенка.

Мальчик С., 9 месяцев, рост 71 см, масса 9150,0. Родился с массой 3100,0, длиной тела 50 см, от 3-й беременности. быстрых родов, на 7 баллов по шкале Апгар.

В настоящее время произносит отдельные слоги, повторяет их с различны-

ми интонациями, знает своих близких, выполняет несложные задания по просьбе взрослого: ≪ладушки≫, ≪дай ручку≫, ≪до свидания≫. Не ползает. Пытается встать в кроватке.

Ответ: На фоне соответствующего возрасту пропорционального физического развития (долженствующий рост 71-71,5 см, долженствующая масса 8950.0) отмечается отставание в развитии статики и моторики. Нервно-психическое развитие замедленное.

  1. Оцените нервно-психическое развитие ребенка 7 месяцев, имеющего следующие показатели:

— сидит самостоятельно, поворачивается с живота на спину, не ползает, бе-

рет игрушки из различных положений, перекладывает игрушки из одной руки в другую, различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи: узнает голос матери, произносит отдельные слоги многократно, на вопрос ≪где?≫ не может найти предмет, лежащий в определенном месте;

— пьет из чашки, которую держит взрослый, берет пищу губами с ложки

при кормлении.

Ответ: Ребёнок имеет отставание нервно-психического развития (нет понимания речи).

Отмечается задержка в развитии моторики (не умеет ползать).

10

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Как оценить антропометрические показатели

Существуют наборы статистических данных по антропометрическим величинам для разных возрастных групп детей. Их называют центильными таблицами. Для оценки результатов определяют, к какой колонке таблицы относятся полученные антропометрические величины.

Центильные таблицы

Центиль — это доля, выраженная в процентах. Правила формирования центильной шкалы удобно пояснить на примере. Измерен рост мальчиков определенной возрастной группы числом 100 человек, и данные отсортированы в порядке возрастания. Их разделяют на диапазоны:

  1. Аномально низкие: таковыми считаются 3 самых низких мальчика (3%).
  2. Низкие: от 3 по 10 (7%).
  3. Ниже среднего: дети с 10 по 25 (15%).
  4. Среднего роста: от 26 по 75 (50%).
  5. Выше среднего: от 75 по 90 (15%).
  6. Высокие: от 90 по 97 (7%).
  7. Аномально высокие: от 97 до 100, т. е. этот диапазон определен тремя самыми высокими мальчиками (3%).

В реальности производят не 100, а гораздо больше измерений. Центильные таблицы могут включать в себя такие шкалы:

  • вес мальчиков;
  • вес девочек;
  • рост мальчиков;
  • рост девочек;
  • окружность головы мальчиков;
  • то же для девочек;
  • окружность грудной клетки у мальчиков;
  • то же у девочек;
  • зависимость веса ребенка от длины тела (мальчики);
  • то же для девочек.

Своя шкала формируется для каждой возрастной группы.

Выполнив обмеры, смотрят по центильным таблицам, к какому диапазону относятся данные. Всего их 3:

  • средний (50%) и примыкающие к нему с обеих сторон по 15% считаются нормальными;
  • по 7% ближе к краю шкалы — зона внимания: необходимо поставить в известность врача, чтобы тот проверил, нет ли патологии;
  • по 3%: большая вероятность патологии.

Со временем центильные таблицы устаревают. Это объясняется тем, что люди из поколения в поколение в силу ряда причин становятся все более высокими (акселерация). Наиболее современными считаются таблицы, составленные Всемирной организацией здравоохранения в 2005 г. Основанием послужило 6-летнее многофокусное исследование по эталонам роста (МЭИР, 1997-2003 гг.). Его особенности:

  • охвачено большинство регионов мира;
  • условие отбора детей: уход соответствует принятым ВОЗ правилам охраны здоровья (грудное вскармливание, мать не курит и не употребляет алкоголь и т.д.).

Как изменяются пропорции тела

Части тела растут неравномерно, и, как следствие, соотношение между ними все время меняется. Их длина с момента рождения до завершения формирования увеличивается следующим образом:

  • голова (высота): вдвое;
  • туловище (длина): втрое;
  • руки: в 4 раза;
  • ноги: в 5 раз.

Пропорции тела в процессе развития меняются так:

  1. Новорожденный. Руки и ноги — короткие. Четверть длины тела приходится на голову, а середина тела — на пупок.
  2. Взрослый. На голову приходится 10% роста, середина тела — на уровне лобка.

Вычислив соотношение между частями тела, врачи по специальным методикам определяют индексы пропорциональности, дающие важную информацию о человеке. По таким индексам, например, определяют истинный возраст ребенка.

Гармоничность телосложения

Критерием гармоничности телосложения служит наибольшая разность между номерами коридоров центильной шкалы, определяемая по результатам измерений роста, веса и окружности груди. В зависимости от этого параметра развитие признается следующим:

  • от 0 до 2: гармоничное;
  • 3: дисгармоничное;
  • от 4 до 7: резко дисгармоничное.

Определение соматотипа

Выявление соматотипа возможно исключительно при гармоничном развитии. С этой целью суммируют номера коридоров центильной шкалы, определенные по результатам измерений тела. Далее анализируют результаты:

  • от 3 до 10: микросоматический тип телосложения, «физическое развитие ниже среднего»;
  • от 11 до 16: мезосоматический тип, «средний уровень развития»;
  • от 17 до 24: мезомакросоматический тип, «физическое развитие выше среднего».

Мезосоматический тип содержит подтипы: мезомикросоматический (11-13) и мезомакросоматический (14-16).

Что можно и нужно делать дома?

Кстати, абсолютно неправильно сваливать всю вину за возникновение проблем со здоровьем детей на дошкольные и школьные образовательные учреждения (на сильные нагрузки, плохое меню, нервную атмосферу, и т.д.). Основы здоровья закладывают и поддерживают родители. Для этого необходимо, во-первых, закаливать детей всеми возможными методами:

  • обтирание;
  • контрастный душ;
  • проветривание;
  • обливание холодной водой;
  • длительные прогулки на свежем воздухе.

Немаловажное значение имеют правильные привычки питания, которые также прививают родители своим примером. Необходимо употреблять больше свежих овощей, фруктов, крупяных каш, соков, отварного или запеченного мяса, а также исключить из рациона (или свести к минимуму) употребление:

  • мучных и сдобных изделий;
  • газированных напитков;
  • продуктов фаст-фуда;
  • снеков;
  • жевательных резинок;
  • консервированных и маринованных продуктов;
  • фабричных полуфабрикатов.

С раннего детства важно обеспечить растущему организму полноценную физическую нагрузку. Игры на детской площадке со сверстниками (на горках, качелях, лесенках, батутах, с мячами, скакалками), посещение спортивных секций, привычка к утренней зарядке и активной гимнастике, катание на велосипеде, роликах, скейтах, санках, лыжах, коньках – эти и другие виды активности должны занимать достаточное время в распорядке дня растущего человечка

Такие нагрузки помогают укреплять все мышцы, связки, суставы, скелет, развивают вестибулярный аппарат, улучшают кровообращение. Все вместе эти факторы укрепляют здоровье ребенка.

Итак, здоровье неразрывно связано с физическим развитием детей

Именно поэтому так важно постоянно наблюдать за физическими показателями растущего организма, отслеживать их динамику. Это позволяет заподозрить и обнаружить множество заболеваний на самых ранних стадиях, задолго до того, как ребенок начнет жаловаться на те или иные недомогания

Но укреплять здоровье – значит во многом способствовать сохранению и укреплению здоровья. А здесь самое главное – систематический подход и постоянный пример родителей.

Заключение по психомоторному развитию

  1. Оценка состояния мышечного тонуса:

Состояние мышечного тонуса определяют при оценке позы ребёнка и пассивных движениях конечностей в различных суставах и пальпации мышечных групп при пассивном сгибании.

Провести визуальную оценку позы.

У здорового новорожденного руки согнуты в локтях, колени и бедра притянуты к животу.

Наличие повышенного мышечного тонуса (гипертонус) можно предположить если наблюдается:

— сжатие пальчиков в кулак;

— плавниковое положение рук – напряженно расставленные пальцы при

слегка согнутой кисти;

— ≪когтистая лапа≫ – разгибание пальцев в плюснефаланговых или

пястнофалагновых суставах при их сгибании в межфаланговых;

— атетозное положение рук – пальцы выпрямлены, напряжены и находятся

в разных плоскостях;

— положение опистотонуса – вытянутые и напряженные конечности, голо-

ва резко запрокинута.

Низкий мышечный тонус (гипотонус) можно предположить если наблюдается:

— расслабленная поза, руки и ноги раскинуты в стороны.

Провести сгибание и разгибание суставов ребёнка (последовательно локтевых справа, слева, коленных справа, слева).

Высокий мышечный тонус приводит к невозможности или затруднению провести сгибание и разгибание в суставах.

У новорожденных и детей первых 4 месяцев жизни отмечается некоторое ограничение движений в суставах, связанное с физиологической гипертонией мышц.

При пассивном сгибании и разгибании в суставах провести пальпацию отдельных мышечных групп.

При высоком тонусе плотность мышц более выражена.

При низком тонусе — «тестоватая» консистенция мышц.

  1. Исследование мышечной силы.

У ребёнка раннего возраста можно использовать сопротивление осмотру — силу, с которой ребенок отдергивает конечности.

У ребёнка старше 3-х лет:

— попросить ребёнка согнуть конечность и удерживать её с максимальным усилием (мышечная сила оценивается по возможности разогнуть согнутую конечность);

— попросить разогнуть конечность и удерживать её с максимальным усилием (мышечная сила оценивается по возможности согнуть конечность в суставе).

  1. Оценка моторных навыков:проводится с учетом способности в определённом возрасте удерживать головку, поворачиваться, садиться, вставать на ноги, ходить, бегать.

1 мес-Лежа на животе,пытается поднимать и удерживать голову.

2 мес-Лежа на животе,поднимает и некоторое время удерживает голову.

3 мес- Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).

5 мес — Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных ручек. Переворачивается со спины на живот. Ровно, устой-

чиво стоит при поддержке подмышки.

6 мес — Переворачивается с живота на спинку. Передвигается, переставляя ручки или немного подползая.

7 мес — Хорошо ползает

8 мес — Сам садится, сидит и ложится. Держась за барьер, сам встает, стоит и опускается. Переступает, держась за барьер.

9 мес — Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь

за них ручками.

10 мес – Идёт вперёд с поддержкой взрослого.

11 мес — Стоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги.

12 мес — Ходит самостоятельно (без опоры).

Старше 12 мес — Быстро ходит и бегает.

  1. Заключение по моторному развитию: оценка даётся по наличию моторных навыков, соответствующих возрасту ребёнка.

За нормальное моторное развитие на 1-м году жизни принято принимать формирование умений в пределах + 15 дней от возраста, принятого за норму.

В заключении следует отметь особенности мышечного тонуса и силы (если выявлены) и указать отставание моторных навыков, если у ребёнка они не сформированы в соответствующем возрасте.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий