Проекты по патриотическому воспитанию
«Под счастливою звездою мы живём в краю родном!»
Проект разработан для воспитанников младшей и средней группе.
Цель:
- пробудить тёплые чувства к своим родным и дому;
- создание эмоциональной атмосферы солидарности, взаимопомощи и понимания между детьми и взрослыми, способствовать появлению осознания значимости каждого члена семьи и проявлению уважительного отношения друг к другу;
- прививать искреннее желание принимать участие в жизни семьи, группы детского сада, помогать взрослым, с энтузиазмом работать по благоустройству территории двора или детского сада.
Формы:
- экскурсии в краеведческий и исторический музеи;
- ролевые, народные, театрализованные игры, праздники с участием родителей;
- образовательная деятельность на занятиях, беседы, встречи с интересными людьми;
- создание художественных образов родной природы на уроках лепки, рисование, декоративно-прикладного искусства.
Воспитание патриотических чувств — длительный процесс, который имеет в своей основе язык, песни, музыку русского народа
В дошкольном возрасте очень важно насытить душу ребенка понятием чести, человеческих ценностей. План мероприятий:
План мероприятий:
1 тематический блок (каждый блок продолжительностью в одну неделю) «Моя семья»:
- Рассказы детей на тему «Профессии моих родителей».
- Дидактическая игра «Как тебя зовут, что в имени твоём?».
- Рисуем свою семью.
2 блок «Мой любимый детский сад»:
- Беседа с детьми на тему «А ты любишь ходить в детский сад?».
- Создание фотоальбома «Моя жизнь в детском саду».
- Субботник по благоустройству территории детского сада.
3 блок «Город, в котором я живу»:
- Изучаем открытки с изображением города «Мой город сто лет назад».
- Заполняем альбом профессий, дети рассказывают о местах работы своих родителей.
- Организуем выставку поделок и рисунков ко дню освобождения родного города.
4 блок «Мир природы родного края»:
- Праздник «Осенние дары матушки природы».
- Образовательная беседа «Как помочь птицам зимой?».
- Дидактическая игра «Кто живёт в лесу?».
5 блок «Как прекрасен этот мир!».
- Интерактивное занятие «Декоративно-прикладное искусство России».
- Лепка народной игрушки с ипользованием пластилина.
- Театрализованное представление «В гостях у Снегурочки».
Краткосрочный проект (1- 12 мая) для старшей группы «День победы»
Цели:
- развитие чувства гордости за своих предков и благодарности за их самопожертвование;
- способствовать формированию у детей чувства отваги и смелости, стремления защищать своё Отечество;
- знакомство с традицией празднования «Дня победы», историческими событиями времён Великой Отечественной войны;
- воспитывать внимательное и уважительное отношение к окружающим пожилым людям.
Начало мая — время торжественное и праздничное. Педагоги провели в средней группе праздник, посвящённый Дню победы
План мероприятий:
- Занятие с использованием техники оригами «Летят журавли».
- Ролевая игра «Аты-баты, шли солдаты».
- Изготовление аппликации «Самолёт в небе».
- Экскурсия в музей Военной славы.
- Создание стенда «Мы помним».
- Итоговый праздник с участием родителей в честь Дня победы.
Краткосрочный проект для подготовительной группы «Быть гражданином родной страны»
Цели:
- сформировать начальное представление о демократической модели политического жизнеустройства страны, познакомить с процедурой выборов;
- воспитывать чувство гражданской солидарности, активности и ответственности;
- дать знания о государственном флаге, его истории и значении цветов, о гербе, гимне;
- пополнять лексический словарь детей новыми словами и терминами;
- совершенствовать навыки рассуждения, устного рассказа, ведения спора, развивать умение делать самостоятельные выводы, отстаивать свою точку зрения;
- расширить представления об устройстве социальной жизни окружающего мира.
План мероприятий:
- изучение прав ребёнка (Международная конвенция прав ребёнка);
- просветительское занятие по изучению основ конституции как главного правового документа;
- ролевая игра «Кто будет президентом»;
- оформление альбома с детскими рисунками на тему «Я живу в России»;
- разучивание стихов и песен, проведение концерта «Широка страна моя родная!».
Правильно оформленная наглядность о родной природе позволят привлечь внимание детей к изучению своей страны, дадут возможность подобрать материал, основываясь на интересах детей
Работа с учетом возрастного мировосприятия
Младший и средний дошкольный возраст – время не только физического становления. Именно в этот период у ребенка зарождаются благородные чувства и социальные установки, развиваются черты характера, которые во взрослом будущем будут связывать его со своим народом, страной.
Истоки такого влияния происходят из народных песен, музыки, родной природы, традиционных игр, обычаев той местности, где малыш растет. Патриотическое воспитание в раннем возрасте рождается из совместной деятельности детей и взрослых, приобщения младших к региональной культуре, воспитания у них эмоционально-действенной реакции на все, что окружает.
Младшая группа детского сада
Воспитанники младшей группы пока не способны воспринять понятие «город» или «страна». На этом этапе воспитатель в форме беседы подводит ребят к пониманию смысла подобных слов
Работа по теме идет во время проведения праздников, когда старшие обращают внимание ребят на красиво украшенные улицы, красоту городского пейзажа. На занятиях с группой обсуждается, что произвело наибольшее впечатление
Культура народа доносится через сказки, потешки, игры, изучение предметов народно-прикладного творчества.
Хорошим подспорьем в работе станет уголок патриотического воспитания, который должен быть оформлен, исходя из потребностей возраста. О том, что там должно быть представлено, на чем сделать акцент, создавая его в младшей или старшей группе, подробно излагает следующая публикация: https://vospitanie.guru/patrioticheskoe/ugolok
Средняя группа
Ребятам из средней группы уже можно устроить экскурсию в краеведческий или исторический музей, встречу с героем, интересной личностью. На уроках лепки и рисования дети под руководством воспитателя создают знакомые образы окружающей природы, рисуют свою семью. Для родителей организуется выставка, где могут быть представлены открытки, фотографии с занятий, поделки малышей.
Старшая группа
У детей старшей группы проекты по патриотическому воспитанию включают мероприятия, среди которых ролевые игры, создание стендов, выставок своими руками, организация праздников, концертов для родителей к Дню Победы, другим памятным датам.
Детей наверняка увлечет совместное создание тематического лэпбука, работа над которым не только раскроет творческий потенциал воспитанников, но и поможет формированию у детей правильных представлений о достопримечательностях родного края, его важных социокультурных объектах.
Что можно включить в план лэпбука:
- Фотографии, рисунки символов города;
- открытки с изображениями памятных мест, музеев;
- семейные фото и рисунки детей с природой края;
- подробный план или карту местности;
- раскраски, пазлы, другое.
Подготовительная группа в ДОУ
При правильной и планомерной работе в ДОУ, дети подготовительной группы, готовящиеся к поступлению в первый класс, уже имеют довольно высокую степень патриотического самосознания, о чем свидетельствуют такие показатели:
- Ребенок знает свою страну и город, где он живет, не затрудняется рассказать, какой детский сад он посещает, назвать улицу, дом, где обитает.
- Ему известны место работы родителей, имена воспитателей, друзей.
- Знает о редких и вымирающих животных своего края, может рассказать о его флоре, фауне.
- Воспитанник имеет представление о народных промыслах и костюме, знаком с традиционными предметами быта людей, славными земляками, местными достопримечательностями.
- Подготовишки уже различают государственные флаг и герб, могут рассказать о значении цветов флага, напеть гимн.
- Ребята знают столицу России, могут найти ее и другие важные города на карте страны.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС
Согласно принятым, действующим федеральным государственным образовательным стандартам, воспитание у дошкольников патриотизма проходит по следующим направлениям:
Речевое развитие — детям нужно больше рассказывать о литературных произведениях, доступных для понимания. Идеально подходят русские народные сказки. Они раскрывают национальную идентичность нашего народа, помогают понять его ментальность. Лучше, чтобы изучение сказок сопровождалось иллюстрациями, по возможности рекомендуется использовать мультимедийные средства
Воспитателям полезно давать консультации для родителей, чтобы они также уделяли внимание речевому развитию сына или дочери через сказки
Также продуктивным станет воспитание различными средствами изобразительного искусства.
Познание — рекомендуется на доступном языке рассказать о художественной и этнической русской культуре, показать национальные костюмы, научить гуманному отношению ко всем российским народам и национальностям
Важно уделить внимание религии, поинтересоваться о вероисповедании и отношению семьи к церкви. Нужно обязательно подчеркнуть, что недопустимо ссориться на почве разных религий, различного вероисповедания
Несоблюдение этого правила может привести к войнам, острым распрям на религиозной почве.
Социально-коммуникативное развитие — стоит рассказать, что от деятельности каждого из нас зависит общее благополучие страны. Для примера можно привести семью, где папа работает и отвечает за материальное благополучие. Мама ответственна за уют в доме. Если родители перестанут выполнять свои обязанности, то семья будет жить плохо. Аналогично и в стране в целом. От поведения каждого из нас зависит благополучие России как в ближайшее время, так и в дальнейшем.
Физическое развитие — важно рассказать о важности ведения здорового образа жизни. Воспитатель говорит о пагубности вредных привычек, на конкретных, понятных примерах дает понять, к чему приводит увлечение спиртным, сигаретами и наркотиками. Воспитанники должны еще с раннего возраста уяснить, что не стоит тратить свое время на вредные привычки, часть которых уже уверенно заняли место в национальной культуре страны.
Актуальность патриотического воспитания в ДОУ
Призывы гражданского общества к возрождению России звучат все громче. Но идеологические установки прошлых лет забыты, а новые не обрели пока четких очертаний. На исходе 90-х работу дошкольных учреждений старались излишне не политизировать, особенно учитывая то, что отношение ко многим историческим событиям не было однозначным. Итогом отсутствия работы в этом направлении стал дефицит духовности молодежи.
Сейчас МО РФ стало уделять больше внимания формированию гражданского самосознания, воспитанию дошкольников в духе уважения истории, ценностей своего народа. На первый план выдвинулись проблемы социализации молодых, их своевременного правового развития.
С детьми самого младшего возраста на базе ДОУ реализуется программа по духовно-нравственному воспитанию, лежащему в основе патриотизма. Малыши постепенно приходят к выводу, что для того, чтобы реализовать себя как личность, необходимо много учиться, потом работать. Именно так можно помочь любимому городу и стране стать процветающими. От них зависит, насколько благополучной будет жизнь родных, всех друзей, знакомых. В свою очередь, стабильность страны делает жизнь каждого радостной и интересной.
Задачи патриотического воспитания
- Воспитывать трепетное отношение и любовь к ценностям семьи, первого коллектива (детского сада) и родного села или города.
- Активизировать желание участия в общественных мероприятиях, которые направлены на благоустройство своего двора, улицы, территории детского сада. Научить относиться к родным и близким, старшему поколению и сверстникам заботливо.
- Прививать уважение к самому разному труду.
- Вызвать интерес к местным традициям, желание соблюдать и сохранять их.
- Воспитывать бережное отношение к природе, учить экономно расходовать её ресурсы.
- Знакомить с государственной символикой, её значением для страны и народа.
- Просветить ребёнка относительно его прав, которые установлены для его защиты.
- Рассказывать детям о крупных городах и разных регионах страны.
- Воспитывать гордость за соотечественников, достигших больших успехов в чём-либо: науке, спорте, сельском хозяйстве, культуре, образовании.
- Развивать чувство интернационализма в отношении культуры и традиций других народов.
Упражнения и игры
«Вот эта улица, вот этот дом»
Цель упражнения заключается в расширении и закреплении знаний детей об улицах, на которых они проживают. При этом детей знакомят со всеми названиями, которые улица носила в разное время, значимыми объектами, стоящими на ней. Для детей, проживающих на этой улице, воспитатель открывает много неизвестного, учит их подмечать, как преображается город, как становится краше улица, и кто этим строительством занимается
Нужно обращать внимание малышей на порядок и чистоту на придомовых территориях, приобщая их тем самым к озеленению и благоустройству территории вокруг своего дома или детского сада
«Вместе дружная семья»
Занятие нацелено на необходимость укрепления семейных связей и знаний детей о структуре семьи. Оно должно вызвать интерес к людям старших поколений и роли, которую они играют в семейных отношениях, воспитывать уважение и желание заботиться о бабушках и дедушках. Воспитатель, работая с детьми, формирует у них понятие семейных корней: от родителей к дедушкам и бабушкам и далее к прадедам. Углубление в историю своей семьи очень увлекательно: здесь выстраивается родословное древо, где найдётся место и фотографии ребёнка. Воспитатель может сделать уголок «Делай, как мы», в котором будут размещены семейные фотографии походов в лес, цирк или просто по дороге в детский сад. Красочный стенд будет излучать семейное счастье и служить хоть какой-то защитой от семейного неблагополучия.
«Город, в котором я живу»
Целью занятия является раскрытие красоты родного для детей города, его социальной значимости в развитии государства. Необходимо рассказать детям, какую продукцию он производит на тех предприятиях, где работают их родственники, возможную значимость её на мировом рынке. Познакомить с памятниками старины, объектами культурного назначения, лучшими образчиками архитектуры. Тем самым воспитатель показывает дошкольникам значимость труда их родителей и их вклада в экономику страны. Дети узнают, кому воздвигнуты памятники и за какие заслуги, кому посвящены стелы. Соприкасаясь с историей родного города, малыши учатся заботиться о ветеранах, чтить память воинов, погибших за Родину.
На какие документы обратить внимание?
Патриотизм — это то чувство, воспитанием которого нужно заниматься с самого детства
Любая работа, которая осуществляется с будущими школьниками в образовательных учреждениях, должна строго соответствовать принятым стандартам. Для реализации нравственно-патриотического компонента воспитания в детских садах при составлении плана работы методический совет в составе воспитателей, методистов, дефектологов, в также психологов конкретного детского сада основывается на таких документах, как
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Закон «О днях воинской славы (победных днях) России»;
- ФГОС ДО;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Диагностика уровня патриотической воспитанности
Критерии оценивания:
Степень сформированности уважительного и доброжелательного отношения к своей семье, сверстникам, ближнему социальному окружению, педагогам детского сада, любознательность и живой интерес к истории и традициям своего рода, умение рассказать о своей семье, друзьях.
Уровень знаний о месте проживания (страна, город, улица, дом, квартира), своём детском саде, его местонахождении, назначении основных помещений.
Владение основными знаниями о родном городе, посёлке, его улицах, культурных и общественных учреждениях, транспортном сообщении.
Понимание ценности богатства природной среды родного края, знание особенностей растительного и животного мира, важности бережного отношения к природе.
Знание государственной символики своего региона и страны.
Знание народных традиций, праздников, декоративно-прикладного искусства, устного народного творчества.
Степень развития патриотического самосознания детей.
Высокий:
- воспитанник знает в какой стране, городе, посёлке он проживает, называет улицу, номер родного дома, квартиры, может рассказать где находится детский сад, который он посещает;
- знает всех членов своей семьи, места их работы, имена воспитателей, может рассказать о семейных историях и традициях, о жизни в детском саду, своих друзьях;
- имеет представление об окружающей флоре и фауне, знает редких животных, которые находятся на грани вымирания;
- знаком с особенностями национального костюма, предметами материальной культуры и быта, народными промыслами, достопримечательностями родного края, знает имена людей, прославивших город;
- различает флаг, герб родного региона и страны, знает значение цветовой гаммы национального флага, гимн России (мелодию);
- называет столицу России, может показать Москву и крупнейшие города на географической карте.
Трогательные встречи в гостях у ветерана позволяют детям прикоснуться к живой истории
Средний:
- ребёнок называет улицу, на которой находится родной дом;
- знает имена ближайших родственников и ближнего социального окружения;
- воспитанник имеет общее представление о малой родине, её природе, достопримечательностях;
- узнаёт государственную символику и мелодию гимна своей страны;
Низкий:
- ребёнок имеет скудные знания о родном крае, особенностях природного мира;
- без желания рассказывает о родном городе, посёлке, занятия на темы истории и достопримечательностей родного края не вызывают эмоционального отклика и интереса;
- вопросы педагога вызывают затруднения, без наводящих вопросов и подсказок с ответами справиться сам не в состоянии;
- не может назвать столицу России, не различает герб и флаг государства.
Литература для самообразования по патриотическому воспитанию дошкольников по ФГОС
- Алексеева О. Задания для маленьких патриотов / О. Алексеева, Л. Петропавловская // Ребёнок в детском саду. – 2010. – № 2.
- Воротынцева О. Как научить детей любить Родину / О. Воротынцева // Предшкольное образование. – 2009. — № 2. – (проект «Я-гражданин, патриот»)
- Гогоберидзе А. Маленькие граждане большой страны / А. Гогоберидзе // Ребёнок в детском саду. – 2009. – № 3.
- Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников / В. Деркунская // Ребёнок в детском саду. – 2010. – № 4.
- Ермакова Т.В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников / Т.В. Ермакова // Методист. – 2014. — № 3. – С. 66–68.
- Носова Г. Воспитываем гражданина России / Г. Носова // Ребёнок в детском саду. – 2009. – № 3.
- Сакавичене О. Патриотическое воспитание дошкольников / О. Сакавичене // Ребёнок в детском саду. – 2006. — № 2.
- Шаламова Е. Патриотическое воспитание: создание предметно-развивающей среды / Е. Шаламова // Ребёнок в детском саду. – 2009. – № 5; 2010. – № 1.
- Юдина Г. Патриотическое воспитание / Г. Юдина // Ребёнок в детском саду. – 2001. — № 4. – (проект).
- Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста / Т.А. Якушева // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 6.
В современном мире высоких скоростей и новейших технологий у родителей, к сожалению, не всегда достаточно свободного времени и желания воспитывать у своего ребёнка чувство любви к родному краю. В этих условиях задачей педагогов становится формирование у детей полноценного, эмоционально яркого образа Отечества
Важно, чтобы дети научились быть благодарными, были внимательными и заботливыми, преодолевали эгоизм и учились бескорыстному поведению, т. е
могли не только брать, но и отдавать. Ведь настоящая любовь всегда проявляется в действии, а не в громких лозунгах.
Документальная база нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма нацелено на формирование преданности интересам Родины, готовности их защищать, выполнять долг перед своими близкими, родным городом или посёлком, становление чувства ответственности за судьбу своей страны.
Дошкольное образование согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской федерации» от 29. 12
2012 № 273-ФЗ является начальной ступенью всей глобальной образовательной архитектуры, поэтому столь важно осознавать ответственность за реализацию первого этапа этического, социального и интеллектуального развития будущего гражданина
В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма начинается с раннего возраста и представляет собой целенаправленную систематическую деятельность по созданию духовно-нравственного начала, патриотического сознания, чувства любви к Отечеству, уважения к его символике
Востребованность комплексной и всесторонней работы по патриотическому воспитанию дошкольников получила юридическое оформление в ряде правовых документов.
Стратегическая общегосударственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016–2020 годы» от 30 декабря 2015 года №1493
Госпрограмма включает пять тематических блоков и ориентирована на граждан России всех возрастных и социальных категорий, при этом отмечается необходимость сохранения приоритетного внимания к воспитанию детей и молодёжи. Основной целью формирования патриотизма является духовное пробуждение народа и становление единого гражданского общества.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17. 10. 2013 № 1155
Кроме того, ряд указов Президента России:
Указ Президента России от 5.08.2000 № 1441 «О Российском организационном комитете «Победа» (в редакции Указа от 12.01.2010), Указ Президента Российской Федерации от 22.01.2006 № 37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества», Указ Президента России от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», Указ Президента России от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», Указ Президента России от 07.05.2012 № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации», Указ Президента России от 20.10.2012 № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания».
Музыкально — спортивное развлечение «Мы гордимся нашей армией родной» для детей младшего дошкольного возраста
Патриотическое воспитание дошкольников через народное творчество
Неисчерпаемым источником патриотического, нравственного, эстетического воспитания малышей является народное творчество. В сказках, поговорках, загадках и прибаутках заключается народная мудрость, которая веками воспитывала в молодых поколениях гордость за талант народа, любовь к родному языку, интерес к выразительному, точному слову. Дети чутко улавливают меткость народного слова, охотно включают в свою речь образные выражения, присутствующие в фольклоре, с удовольствием разгадывают загадки, читают и запоминают потешки. Предметы декоративно-прикладного творчества также вызывают большой интерес со стороны детей. Привлечение всех видов народного искусства к работе с дошкольниками не только оказывает благотворное влияние на патриотическое воспитание, но и заметно оживляет педагогический процесс.
- При работе в младшей группе педагог может прибегать к малым фольклорным формам: умело прочитав загадку, потешку, считалку, он заинтересует детей, успокоит плачущих и развеселит загрустивших.
- В средней группе детей можно ознакомить с примерами устного народного творчества, особенно со сказками. В начале занятия воспитатель должен объяснить, какая сказка называется народной. Сама природа, строй и использование выразительных средств языка требуют, чтобы народную сказку именно рассказывали, благодаря этому контакт со слушателями получается более тесным, а в детской аудитории создаётся благоприятное настроение. Если же воспитатель ещё и будет рассказывать её, облачившись в национальный костюм, то детские впечатления получатся ещё более сильными.
- Для старшей группы воспитателю нужно запланировать отдельные занятия, посвящённые народному творчеству. Темой может быть разглядывание с последующим описанием дымковских игрушек, хохломской росписи, рассказы о кружевах и русской вышивке.
- Знакомство с фольклорными произведениями в подготовительной группе чаще проходит вне занятий. В каждой местности есть свои сказки, народные песни и хороводы, детям же достаточно показать лучшие из них.
Основные задачи воспитания патриотизма у младших школьников
Цель воспитания патриотизма у младшей категории школьников заключается в развитии у младших школьников следующих качеств:
- воспитание у школьников чувства личного самоуважения через его добродетельные поступки, проявление любви и уважения к членам семьи, почтительное отношение к старшему поколению;
- формирование объективного представления о личном окружении человека, умения подать себя правильно в обществе на основе принятых норм;
- через проявление интереса к собственной семейной истории, ее личным традициям, уважение к прошлому страны формируется любовь к своей малой родине, а также ответственность за ее будущее.
Вот самые основные качества, которые формируются у школьников в процессе патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание – определение
Некоторые важные особенности воспитания чувства патриотизма в младших классах Для детей в возрасте от 7 до 10 лет воспитание патриотизма должно осуществляться в игровой форме во время посещений интересных мероприятий, понятных школьникам этого возраста. В числе основных мероприятий, нацеленных на формирование патриотизма у младших школьников, находятся тематические классные часы, различные деловые игры, праздничные встречи с ветеранами, личные беседы, захватывающие викторины, коллективные соревнования, творческие дела, выездные экскурсии, различные поездки, ознакомление с важным историческим прошлым родного края, уникальными традициями и обычаями русского народа.
Обязательная часть любой школьной программы заключается в военно-патриотическом воспитании. Ее основная цель заключается в формировании чувства любви к Родине, формировании готовности к будущей службе в армии – предстоящей защите нашей страны. Эффективно справляются с поставленной приоритетной задачей коллективные экскурсии в исторические музеи, тематические походы по местам боевой славы. Все эти мероприятия помогают приобщению школьников к общей истории нашей страны, ее необъятной духовности.
Экскурсия в музей – метод изучения военной истории