Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе

Рассмотрим два вида анализа: самоанализ и анализ коллег

Подготовительный класс в детском садике создан для подготовки к школе. Главная цель — воспитание ребенка и развитие речи, умения выражать свои мысли, общаться со сверстниками.

Контрольный урок в детском саду

Используя пример анализа, воспитатель может проверить себя самостоятельно на соблюдение требований программы, или пройти официальную проверку.

В ходе проверки ведется наблюдение за ходом занятия и ставится оценка по всем пунктам:

  • раскрыты цели и задачи урока;
  • воспитатель разъясняет материал доходчиво, интересно и содержательно;
  • дети заинтересованно слушали текст, поняли его смысл и смогли пересказать;
  • воспитанники научились слушать ответы друг друга и давать подсказки, а также отвечать самостоятельно.

В ходе урока должна быть достигнута главная цель — пересказ ребенком небольшого текста.

Схема анализа занятия по развитию речи в средней группе

Занятие НОД состоит из трех этапов и оценивается по шаблону.

Этапы занятия:

  1. Формирование мотивации к занятию, приглашение детей для чтения сказки.
  2. Фиксация цели урока в устной форме перед детьми.
  3. Урок и подведение итогов.

Занятие по развитию речи

Воспитатель, который проводит анализ, заполняет шаблон документа для проверки и оценивает работу в группе. В шаблоне представлены следующие пункты для анализа:

  • создание воспитателем подходящей атмосферы для занятия;
  • дети дают односложные или многосложные, развернутые ответы;
  • ребята открыто ведут диалог, контактируют с другими детьми из группы;
  • насколько хорошо дети воспринимают информацию, которую доносит до них педагог;
  • развивается ли речевой аппарат детей, выполняют ли они специальные упражнения;
  • проводится ли индивидуальная работа с отстающими детьми;
  • соблюдена ли структура урока, смена деятельности и динамическая пауза;
  • сохраняется ли интерес детей на протяжении всего занятия.

В конце документа проверяющий ставит свою подпись под словами «Анализируя проведенную деятельность в группе, считаю, что поставленная цель и задачи были достигнуты в полной мере».

Схематичный план анализа занятия по развитию речи в старшей группе

Для контрольного урока выбирается особая, связная тема, для развития навыков чтения и речи.

Как сделать логопедические пособия для дошкольников своими руками

Важно! Дети, посещающие сад, проходят подготовку к школе в старшей группе, поэтому, основная задача педагога — оказание помощи тем воспитанникам, которые испытывают трудности в произношении и понимании смысла прочитанного, а также общая комплексная работа со всеми детьми по формированию навыков чтения. Схематично план для анализа урока выглядит следующим образом:

Схематично план для анализа урока выглядит следующим образом:

Шаблон для проверки

В ходе занятия в ДОУ оценивается, прежде всего, работа преподавателя по следующей схеме:

  1. Умение точно и логично объяснить материал.
  2. Восприятие психического состояния ребенка: вовлеченность, усталость, тревога, раздражительность;
  3. Наличие педагогического такта, выразительной речи;
  4. Способность правильно организовать занятие;
  5. Контроль учебного процесса педагогом.

Дополнительная информация! По результатам проверки выставляется общая оценка.

Шаблон анализа занятия в подготовительной группе

Для проведения анализа занятия в подготовительной группе ДОУ нужно воспользоваться следующим шаблоном:

Анализ непрерывной образовательной деятельности в старшей группе МБОУ «название сада»

  1. Общие сведения: возраст детей, ФИО воспитателя, образовательная область «Развитие речи», тема и цель занятия.
  2. Соответствие занятия действующим нормам ФГОС, взаимодействие между взрослым и ребенком, соответствие комплесно-тематическому принципу.
  3. Наблюдение за ходом занятия.
  4. Использованные приемы и методики.
  5. Анализ деятельности воспитателя.
  6. Рекомендации по итогам проверки.

В конце документа ставится фамилия и подпись проверяющего.

Ход деятельности.

1. Организационный момент.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться

-Доброе утро!

-Доброе утро солнцу и птицам.

-Доброе утро улыбчивым лицам!

2. Основная часть.

Педагог напоминает детям о том, как богат русский язык и как важно правильно подобрать слово, чтобы точно описать предмет или действие. Приводит примеры

«Задира лисичка — бежала по берегу моря и дразнила бычка-рыбешку морскую.Он обиделя и сказал ей: «У тебя шуба некрасивая». Но на самом деле вместо слова некрасивая в сказке «Как лисичка бычка обидела» было другое, более выразительное слово. Какое?»(Косматая) Какие еще слова можно было употребить вместо слова некрасивая (Грязная,лохматая,всклокоченная, облезлая.)

Существует много предметов круглой формы. Это. (мяч, шар, солнце, полная луна,обруч.)

Вещь может быть не просто красивая, а (очень красивая, красивейшая, изящная, превосходная, велииколепная.)

Крошка сын сказал отцу: «Буду делать хорошо. (не обманывать, не трусить,не обижать тех, кто слабее, не злиться.)»

Воспитатель предлагает детям закончить стихотворения:

У Пегги был веселый гусь,

Он знал. (все песни наизусть) (Из шотландской песенки)

Обида

И в обиде

Я не видел

Ни цветочка,ни куста.

И в обиде я обидел

И. (щеночка, и кота)

Физминутка

Звери упражняются (сгибают, разгибают руки,

Спортом занимаются:

Ежик – бегом (бег на месте,

Зайка – кувырком (вращают руками, согнутыми в локтях).

Лисичка хочет похудеть:

Вправо-влево, вправо-влево

Стала хвостиком вертеть (руки на поясе, вращение туловищем вправо-влево).

Затем педагог просит детей закончить предложения:

Мы не пошли гулять. Почему?

Если бы мы ушли гулять.? То что?

Когда мы собрались гулять. Что сделали?

Прежде чем пойти гулять. Что сделали?

После ответов детей следует повторить каждое предложение.

 Упражнение «Сравните выражение»

Небо синее – точно… (море)

Снег мягкий – словно… (пух)

Платье оранжевое – точно… (апельсин)

Сок холодный – как… (лед)

Воспитатель читает стихотворение.

Звонко с крыши капли скачут,

Над окном сосульки плачут.

Скачут капли мне в ладошку,

И на бабушкину кошку,

На ступеньки, на перила.

Кошка даже рот открыла

Звонко скачут капли с крыши.

К нам весна идет.Мы слышим:

Кап! Кап! Кап! Кап!

Воспитатель: Давайте образуем слова одной семейки от слова капать.

Поиграем в эту игру со звучащим мячом.

Воспитатель по очереди передает мяч детям.

Воспитатель: Что скакало с крыши в стихотворении, которое я прочитала?

Ребенок: Капли.

Воспитатель: Что начинается на припеке с крыш ранней весной?

Ребенок: Капель.

Воспитатель: Как можно назвать маленькую каплю?

Ребенок: Капелька.

Воспитатель: Если капли капают, какие они?

Ребенок: Капающие.

Воспитатель: Давайте повторим все слова одной семейки, начиная со слова капать.

Дети: Капать, капля, капель, капелька, капающие.

3. Заключительная часть

Ребята, скажите как называется наше занятие? Чему вы научились? Продолжите предложение. Если пойдет дождь. То что?Возникали ли у вас трудности при выполнении заданий?

Список отсутствующих:

Ход занятия

Организационный момент

(дети встают полукругом перед экраном проектора)

Воспитатель: Ребята какое у вас сегодня настроение (ответы детей)

-Давайте возьмемся за руки. Собрались все дети в круг ты мой друг и я твой друг, крепче за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, у меня есть звуковое письмо. На письме надпись: Звуковое письмо с Северного полюса. Кто его прислал, я не знаю. Как мы это можем узнать? (ответы детей)

Воспитатель: Тогда давайте посмотрим, что за письмо к нам пришло

(просмотр фильма)

Воспитатель читает письмо от Умки.

-«Здравствуйте ребята, меня зовут Умка, я живу на Северном полюсе. К сожалению, я ничего не знаю о строении человека и о его частях тела, но очень хотел бы узнать больше. Расскажите, пожалуйста все, что знаете о человеке».

– Ребята, расскажем умке? (Расскажем)

1. Основная часть.

-Как вы думаете, зачем Умка прислал нам письмо (Он хочет узнать все о человеке)

– Какой смешной у нас Умка. Он думает, что у человека две головы. А вместо ног лапы. Он не знает частей тела человека.

– Сможем ли мы ему рассказать о частях тела человека? (ответы детей)

– А как он узнает обо всем, что вы ему расскажете? Ведь он живет далеко – на северном Полюсе. (ответы детей)

– У меня есть такой вариант волшебная шкатулка. Все, что мы расскажем Умке о частях тела человека, эта шкатулочка соберет в себя, как магнитик притянет себе все ваши высказывания.  (Открываем шкатулку.)

-Теперь давайте встанем полукругом на коврик

-Так как Умка решил что у человека две головы, а на самом деле сколько у человека голов?

– Давайте расскажем Умке

Дидактическая игра «Один-много»

-Что у человека бывает по два (ответ детей)

– Что у человека по одному? (ответ детей)

-Что у человека много (ответ детей)

– Как много вы назвали. Все они находятся здесь, в шкатулочке. А как вы думаете, Умке интересно будет узнать, для чего человеку нужны все части тела (ответ детей)

– А пока вы будете называть слова-действия, наша волшебная шкатулка будет их собирать.

Дидактическая игра «Для чего нужны.»

Для чего нужны руки (художнику,повару)

-Для чего нужны глаза?

-Для чего нужны зубы?

-Для чего нужен язык?

-Для чего нужны ноги (бегуну,прыгуну,футболисту)

-Для чего нужен нос?

– А для чего вам нужна голова?

– Как много вы назвали. Все они находятся здесь, в шкатулочке. А как вы думаете, Умке интересно будет узнать, для чего человеку нужны все части тела (ответ детей)

-Ребята, есть массаж, который укрепляет части головы.

Самомассаж.

Брови на лице найдем

И тихонечко потрем.

Переносицу найдем

И тихонечко потрем.

К скулам пальцы подведем

И виски чуть – чуть потрем.

Подбородок мы найдем

И опять виски потрем.

И затылок мы найдем

И тихонечко потрем.

Мочки на ушах найдем

И слегка мы их пожмем

А теперь потрите щечки

Ваши щечки, как цветочки.

-Ребята у меня есть рисунки, которые можно отправить Умке, ему же понравится видеть, как создан человек на рисунках. Давайте я вам сейчас их раздам, вы на них посмотрите, а потом мы их отправим умке.

-Ребята можно отправить эти рисунки Умке?

-А что с ними не так (ответ детей)

-А что нужно дорисовать?

Дети садятся за столы и дорисовывают не достающие части тела.

-Ребята давайте ваши рисунки сложим в волшебную шкатулку, чтоб их посмотрел наш Умка.

-А вы знаете, Умка со своей мамой любит играть в игру «Большой-Маленький», давайте тоже с вами поиграем.

(дети сидят на стульчиках, игра с мячом)

Игра «Большой-Маленький»

Нос-носик

Рука-ручка

Нога-ножка

Рот-ротик

Губа-губка

Палец-пальчик

Язык-язычек

Глаза-глазки

Ухо-ушко

Зубы-зубки

Голова-головка

Шея-шейка

Локоть-локоток

Щека-щечка

-Давайте вместе с вами встанем и сделаем физкультминутку.

Физкультминутка

Непоседа потянулся

Влево- вправо повернулся

Руки вытянул, согнул

И техонько сел на стул.

-Ребята однажды Умка увидел куклу и подумал, что это человек. Как вы думаете по чему? (ответ детей)

-Чем различается кукла от человека? Давайте найдем разницу.

2. Заключиельная часть.

Воспитатель: Молодцы ребята. Мы сегодня очень много рассказали Умке о человеке. Сейчас я закрою волшебную шкатулку, и отправлю ее нашему Умке.

-Когда Умка откроет шкатулку о чем он узнает?

Я думаю Умка будет рад получить нашу шкатулочку.

-Вы сегодня такие были молодцы, давайте друг другу похлопаем.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, а вы любите играть? Но если любите, тогда сегодня я хочу поиграть с вами.

Игра: «Я придумываю цвет»

Вспомним, какие цвета мы знаем. Названия некоторых цветов происходят от названия слов – предметов. Давай придумаем названия цветов вместе.

Брусника (цвет какой) – брусничный. Свекла (цвет какой) – свекольный.

Орех (цвет какой) – ореховый. Морковь (цвет какой) – морковный.

Слива (какой цвет? – сливовый.

Игра: «Какие бывают соки»

Как эти соки называются?

Сок из яблок – яблочный. Сок из винограда – виноградный.

Сок из моркови – морковный. Сок из томатов – томатный сок.

Сок из огурцов – огуречный сок. Сок из слив – сливовый сок.

Сок из капусты – капустный сок. Сок из картофеля – картофельный сок.

Сок из клюквы – клюквенный. Сок из груш – …грушевый.

Следующая игра: «Скажи наоборот».

Воспитатель: Ребята, вставайте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы должны быстро придумать противоположное значение. Игра, поэтому,так и называется: «Скажи наоборот». Ну, что, готовы?

Ветреный – безветренный. Мокрый – сухой. Радостный – грустный. Холодный – теплый.

Поздняя – ранняя. Яркий – тусклый. Низкий – высокий. Сытый – голодный.

Редкий – частый. Спелый – незрелый. Начало – конец. Длинный – короткий.

Тихий – громкий. Высокий – низкий. Умный – глупый. Тяжелый – легкий.

Новый – старый. Шумный – тихий. Чистый – грязный. Хороший – плохой. Злой – добрый.

Воспитатель: Какие вы шустрые, а вот я посмотрю, как вы следующее задание выполните. Но сначала мы с вами немного отдохнем.

Физминутка

Мы ногами топ-топ! Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг! Мы плечами чик-чик!

Раз – сюда, два – туда, повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали. Руки кверху все подняли.

Раз – два, раз – два, заниматься нам пора.

Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

Воспитатель: Отдохнули! Ну, тогда я предлагаю вам сыграть в следующую игру «Скороговорки». Кто знает? Давайте выучим еще одну. Белка булку испекла и бельчатам отдала.

Скажите, чем отличаются слова белка – булка?

Игра «Один – много» (с мячом)

Игра “Кто чем был?”

Яблоко было (семечкой). Лягушка была (головастиком)

Рыба была (икринкой). Листочек был (почкой)

Машина была (железом). Хлеб был (мукой)

Мука была (зерном). Снег был (водой)

Тетрадь была (деревом). Дом был (кирпичом)

Взрослый человек был (ребенком).

Игра «Живой – неживой». Назовите слова, которые отвечают на вопрос Кто? Что?

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий