Интересные настольные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Выбор игр для развития с учетом возраста

Выбирая развивающие игры для дошкольников, необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности каждого ребенка. Некоторым детям требуется восполнить пробелы в речевых навыках, другие нуждаются в тренировке памяти

Но самый главный критерий – возраст малыша.

Для детей младшего дошкольного возраста это больше подвижные, спортивные игры, а так же на развитие коммуникации, пальчиковые, дидактические. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста преобладающими должны быть ролевые, сюжетные, настольные, деловые и компьютерные.

С 1 года до 3 лет ребенок активно занимается познанием мира, ему нужно обеспечить для этого максимально возможную свободу передвижений и действий. Для этого возраста подойдут различные мозаики и пазлы, игры на развитие мелкой моторики кисти и простые ролевые, например «дочки-матери».

Ребенок 4-5 лет начинает устанавливать связи между предметами и явлениями, изучать неосязаемые явления, у него обогащается словарный запас. Кроме того, у него появляются личные увлечения, и их нужно учесть при выборе игрушек. В этом возрасте ему нужны игры, развивающие пространственное мышление, способность сравнивать формы и размеры, определять и называть цвета. Они также должны способствовать развитию речи.

В возрасте 5-7 лет дети готовятся к школе. Они должны учиться делать самостоятельные выводы и находить нестандартные решения. Игры должны быть направлены на творчество, выявление закономерностей, прогнозирование тех или иных результатов. Кроме того, в этом возрасте нужно активно совершенствовать устную речь, в этом помогут рифмы, поговорки, загадки, стишки.

Особенность развивающей игры состоит в том, что она является активной и осмысленной для дошкольников деятельностью, в которую они добровольно и с охотой включаются.

Клумба

Игра, где каждый играет на своем поле. Немного напоминает “Гембло” (имеет близкие мотивы с “Тетрисом”), но очень демократична, в смысле  в одной и той же партии могут играть разные по уровню игроки (поскольку каждый играет на своем поле). Чтобы выиграть в “Клумбу” надо понимать принцип умножения (не обязательно при этом знать таблицу). Каждый игрок строит клумбу и заполняет ее бабочками. Поляны одного цвета, где больше бабочек, дают большее число очков. Но бабочку можно выложить только одновременно с тайлом поля и нельзя добавить на уже занятую поляну. То есть, чтобы на поляне оказалось много бабочек, нужно построить много маленьких полянок, поставить на них бабочек и потом соединить. Если у игрока есть поляна из пяти цветков с 2 бабочками, он получит в конце игры 10 очков, если на той же поляне 3 бабочки, то 15. В игре есть небольшие усложнения для продвинутых игроков

Игра размеренная, спойкойная, требует сосредоточенности, развивает внимание (в аспекте концентрации). Она плохо пойдет в большой компании перевозбужденных детей, но будет очень даже для двух-трех спокойных детей или ребенка со взрослым

Скучно при этом взрослому не будет (это не “Мемо”). Играют в “Клумбу” по очереди, но пока ходит другой игрок, есть о чем подумать на своем поле. Нам, кажется, что эта игра оптимальна для 2-3 человек, не больше.  

МЕМО

Одна из наиболее раскрученных и простых игр. Существует огромное количество ее модификаций, в том числе малышковые.  В варианте для младших школьников картинки подобраны в рамках тематики (животные, архитектура, чудеса света, достопримечательности, автомобили, морская жизнь и т.д.). Все карточки выкладываются на стол рубашкой вверх, в свой ход игрок может открыть и посмотреть две картинки. Если они совпадают, то игрок забирает карточки себе, если нет, то переворачивает и кладет обратно. Задача игрока собрать как можно больше карточек, это легче сделать, если запоминать, где что лежало. Именно та серия, которую мы здесь показываем, претендует на образовательную функцию

Есть небольшая информация с названием и описанием объекта, а объекты подобраны так, чтобы цеплять внимание, они необычны. Но у младших школьников преобладает азарт: им интереснее выиграть, чем узнать что-то про объект на картинке

Сама по себе игровая модель монотонна и мы не считаем, что нужно покупать десять коробок разных тематик, с нашей точки зрения, можно ограничиться парочкой. Не все люди любят игры на память (некоторые предпочитают думать), поэтому часть детей игры такого типа проигнорируют. Хотя с модерацией взрослого разок-другой в “Мемо” сыграет почти любой.  Несмотря на популярность очень сомнительна полезность этой игры для когнитивного развития ребенка. Фактически речь идет об очень определенном виде памяти. Здесь работает кратковременная эйдетическая память и совершенно не работает память смысловая. По сути мы заваливаем детей избыточной информацией, не имеющей содержательного смысла, не встроенной в деятельность, не имеющей никакой системы и ценности. Поэтому малыши иногда играют в “Мемо” лучше взрослых. Тренировать ребенка запоминать бессмысленные комбинации если и нужно, то по показаниям. Если вы не собираетесь отправлять ребенка в разведку или не имеете выпадений этой конкретной функции (если она у вашего ребенка средняя), то этот навык в жизни будет не так уж заметен. Следующую игру, по контрасту кажущуюся более простой, мы считаем более универсальной и полезной.

Какие бывают?

Можно условно выделить несколько типов игр для детей раннего возраста:

Обучающие (дидактические). Способствуют развитию памяти, логики, знакомят ребенка с предметами, их свойствами, учат самостоятельно мыслить. К ним относятся настольные (паззлы, мозаика, лото), игры, связанные с конструированием, сборно-разборные игрушки. С помощью обучающих игр дети с удовольствием осваивают чтение и счет.

Подвижные. Учат детей чувствовать себя частью команды, коллектива, координировать свои действия с другими участниками игры, действовать согласно заведенным правилам. Они развивают физические способности малышей – силу, ловкость, выносливость, быстроту реакции. Необходимость моментально принимать решения и действовать способствует развитию интеллекта, повышает самооценку дошкольника, а обилие совместно пережитых положительных эмоций помогает детям сдружиться. Кроме того, в этих играх обычно есть победители и проигравшие, и дети учатся, с одной стороны, стремиться к победе, а с другой – достойно принимать поражение.

Сюжетно-ролевые. Прививают детям социальные навыки. Они представляют собой воспроизведение событий реальной жизни в игровой форме. Отождествляя себя с каким-либо персонажем, ребенок воплощает в своей роли все представления о нем, а поведенческие особенности заимствует из реальной жизни. Он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми, сотрудничать с ними. Такие игры совершенной необходимы в раннем возрасте, так как именно в это время происходит социальное становление ребенка, начало формирования его индивидуальности. Кроме того, они стимулируют развитие речи.

Компьютерные. Появились относительно недавно, но уже прочно завоевали сердца наших малышей

Такой формат дает массу возможностей для развития у детей памяти, внимания, реакции и логики, а также способствует раннему приобщению ребенка к высоким технологиям, что в наше время немаловажно. Но для того, чтобы такие игрушки не нанесли вред, нужно соблюдать несколько правил: во-первых, ограничить время, проведенное малышом за компьютером (например, 6-летнему ребенку следует разрешить всего полчаса в день); во-вторых, игры нужно выбрать неагрессивные, спокойные, иначе неокрепшая психика малыша может пострадать.

В свою очередь дидактические игры можно разделить на следующие 9 видов:

  1. сближающие детей с взрослыми и друг с другом. Способствуют укреплению взаимоотношений между детьми и взрослыми;
  2. формирующие нравственно-волевые качества личности. Способствуют воспитанию у детей самоконтроля, выдержки, способности преодолевать робость, умение соблюдать правила;
  3. развивающие направленное слуховое восприятие. Формируют умение прислушиваться к окружающим звукам, воспринимать их и различать, узнавать либо находить на слух источники звука;
  4. на развитие целенаправленного восприятия цвета. Развивают умение различать и называть цвета, различать тоны цветов путем сравнения образца с разными предметами;
  5. на развитие восприятия формы. Формируют способность узнавать знакомые предметы по форме на ощупь, различать геометрические фигуры;
  6. на развитие восприятия качеств величины. Учат различать и сравнивать объекты по величине;
  7. для развития целенаправленного внимания. Формируют целенаправленность, устойчивость и сосредоточенность внимания;
  8. на развитие речи и мышления. Закрепляют уже достигнутый уровень развития мышления и речи, а также развивают эти два процесса в необходимом единстве;
  9. на развитие памяти (особенно зрительной). Способствуют развитию целенаправленного, осмысленного запоминания и припоминания объектов.

Катан (Catan) Колонизаторы. Катан (Catan) Мореходы

Это экономическая стратегия, в которой игроки соперничают друг с другом за то, что быстрее разовьет сеть поселений и освоит остров. Каждый игрок получает базовый комплект ресурсов, пару поселений и дорог. Изначально каждый игрок имеет два очка, выигрывает тот, кто набирает 10-14 (в зависимости от уровня). В процессе игры мы добираем ресурсы и распределяем их для строительства городов и дорог или покупки чего-либо. Каждый ход мы бросаем два кубика. Один кубик дает сырье, другой либо вызывает какое-то событие, либо задает дополнительные условия. Линейность игровой модели усложнена введением форсмажорных обстоятельств. Есть очень много версий это игры, версия на двоих, на четверых игроков, более современная по оформлению объемная версия и разные дополнения. Базовый вариант исчерпывает себя довольно быстро, но с дополнением “Мореходы” игра становится любимой и вызывает у детей стремление создавать собственные карты и сценарии. “Мореходы” состоят из 9 разных сценариев, играемых на разных картах. Играется партия 3-4 человеками, для большей компании или для дуэли нужно будет докупать другие коробки.  С первыми двумя коробками (базовая + “Мореходы”) младшие школьники свободно справляются автономно. Другие дополнения придают игре больше глубины и размаха, они больше подходят для семейного формата, так как игра становится громоздкой и требует больших усилий для подхотовки и сортировки фишек и карточек после партии.

Польза настольных игр для детей

Польза настольных игр велика. Прежде всего – это достойная альтернатива компьютерной жизни ребенка. Известно, что привыкание и развитие компьютерной зависимости у детей происходит достаточно быстро. При ограничении или полном исключении компьютерных гаджетов из жизни школьника, у него возникает некое подобие ломки: ребенок не знает, чем заняться, куда себя деть, впадает в состояние депрессии, степень которой выражается степенью привыкания к «любимым» гаджетам.

Настольные игры бывают различными по содержанию, поэтому можно выбрать несколько таких игр для сына или дочки, чтобы их досуг был разнообразным и интересным. Разные виды игр способствуют развитию различных навыков: математическому счету, логике, образному и стратегическому мышлению и даже коммуникабельности. Это связано с тем, что настольные игры рассчитаны на 2 и более игроков, поэтому ребенку будет интересно поиграть в любимые игры вместе с друзьями, одноклассниками.

Подведем итог. Настольные игры способствуют развитию у ребенка:

  • логики;
  • мышления логического и стратегического;
  • зрительной памяти;
  • внимания;
  • математических навыков;
  • памяти;
  • образного мышления и восприятия.

МагоМаркет

Быстрая кооперативная игра. Все игроки играют единой командой. Каждый получает карточку одним или двумя действиями, которые он может сделать: ходить вправо или влево, или вверх, или вниз, или пользоваться эскалатором, или пользоваться телепортом, или выкладывать новое игровое поле. Далее нужно сыграть против игры. За ограниченное время фишкам нужно собрать 4 артефакта и через единый выход (который надо еще открыть этого) покинуть игровое поле.  Интрига игры в том, что сделать все это можно только сообща (ведь каждый игрок может сделать только свое действие) и молча. Это идеал. Мы пока не знаем, достижим ли он, у нас не получалось. То есть выиграть получалось (было шумно и весело). Молча (с детьми) – не получалось. Кажется, что все просто, но это не так. Игра требует большого напряжения и объединения усилий. Абсолютно все игроки нужны, иначе выиграть не получится. Но после раунда такой игры дети говорят: “Ух!” и какое-то время отдыхают. Идеальный быстрый номер-связка между другими играми и идеальное внесение разнообразия, если хочется отдохнуть от конкуренции и никого не обидеть. Чтобы уложиться в игровое время, его можно трижды продлевать, выводя фишки на поле “часы”, после чего каждое поле “закрывается”. Если дети не догоняют и не хочется их расстраивать, поле часов можно не закрывать, это даст возможность пусть медленнее, но договориться.  

Словодел (Эрудит, Скрэббл, Scrabble)

Известная со времен СССР игра, в которой нужно составлять слова из букв и цеплять их друг к другу по принципу кроссворда. Как правило буквы делают на магнитиках. Каждый игрок не глядя вытаскивает из мешочка буквы (по 7-8 штук, как договорятся). Первое слово обязательно проходит через центр, далее нужно пристраивать слова, используя одну из букв в уже существующих. Играют в “Словодел” по очереди, после своего хода игрок добирает буквы. Оптимально играть втроем (при большем числе игроков ожидание становится скучным).  Игра демократична, взрослый и ребенок могут играть на равных, происходит обогащение словарного запаса игроков (выгодно знать много коротких слов). Каждая буква имеет номинал, выгодно составлять слова из редких букв, более того, баллы удваиваются, если буква попала на цветное поле. Если игроку удается в свой ход истратить весь запас своих букв, он получает большую “премию”. Любители “Словодела” (а их не мало) развлекаются, придумывая к нему новые правила. Например, играют в придумывание несуществующих слов (надо выложить все свои буквы в благозвучное сочетание и придумать ему значение) или играют на иностранных языках. Все это очень полезно и хорошо, если ребенку заходит. Даже если он устал от школьной нагрузки, то “Словоделу” можно найти время и место, когда ребенок готов посидеть и позаниматься чем-то, требующим внимания.

Как выбрать настольные игры

Ошибочно считать, что настольные игры – это только шахматы и шашки. Сюда можно отнести и пазлы, и мозаику, и многое другое, чем можно играть, сидя за столом. Кроме того, нужно уметь правильно выбирать настольные игры, исходя из возраста и личных интересов подростка.

Если уровень сложности игры рассчитан на дошкольников, то такие игры вряд ли заинтересуют детей более старшего возраста, а малышам будут совершенно не понятны игры для взрослых детей. Не стоит покупать игры, которые не соответствуют интересам ребенка. Например, если ему не нравится собирать пазлы или играть в шахматы, то такие игры не принесут ему удовольствия, несмотря на их полезность для развития логики и мышления.

Настольных игр не должно быть слишком много или слишком мало. Оптимальное их количество – 5-7 штук. Это позволит ребенку не только всесторонне развиваться, но и не терять интереса к развлечениям.

Есть и практическое преимущество настольных игр перед множеством других игрушек. Они занимают мало места в детской комнате, убирать их очень просто, что существенно экономит время и силы на уборку комнаты, к тому же играть можно независимо от погодных условий.

Игра – это упрощенная реальность, какой ее видит ребенок. Наверняка, каждые родители замечали, как во время какой-либо игры дети копируют поведение своей семьи, знакомых, сверстников

Это копирование очень важно для отработки поведенческих процессов в реальной жизни. Без игр ребенку было бы проблематично адаптироваться в современном обществе

Крагморта

Эта игра – антипод “Спящим королевам” по содержанию, оформлению и стилистике. Здесь  антураж мрачный. Но игра хорошо разрядит обстановку, если школьники устали от бесконечной тренировки букв и счета, здесь счета нет совсем (разве что до четырех).  Гоблины снуют по библиотеке Ригора Мортиса и пытаются стянуть у него колшебные книги (ходика по карточкам из колоды). При этом фишки могут толкать друг дружку и могут налететь на самого Ригора Мортиса (или его на него кого-то), за что нарушитель получает карту Испепеляющего взора. Проигрывает тот, кто набрал 4 таких карты. Каждая карта Испепеляющего взора содержит какую-нибудь зловредность. Например, получив карту “Отсохшая рука” надо зажать эту карту подмышкой и сидеть так, пока эффект не будет отменен, карта “Язык навыкате” приказывает сидеть с высунутым языком, карта “Негнущиеся ноги” определяет, что ее хозяин должен все время стоять. В общем, вся эта пантомима настолько пакостная (в рамках родительской цензуры), что понятно, что больше трех таких действий одновременно сделать будет сложно. К счастью, многие из книг, которые гоблины тащат у Мортиса, помогают снять эти заклятья или перебросить их на партнеров. Ну вы поняли смысл? Игра на посмеяться друг над другом, если атмосфера в компании этому способствует. Работает на раскрепощение. С трепетными, замкнутыми и обидчивыми детьми в лоб не пройдет, надо поискать что-нибудь деликатнее. Но в подогретой группе вполне сработает, особенно с другими по контрасту.

Языколом

Игра на развитие навыков артикуляции и публичного выступления. Игра подходит для хорошо читающих детей (иначе будет ступор). Есть карточки по 4 тематикам. Они кладутся стопками рубашкой вниз. Игроки по очереди берут карточку и читают то, что на ней написано. В оригинальных правилах карточку забирает тот, на ком остановился волчок (чтение на скорость). Мы берем вместо волчка песочные часы (30 секунд – 1 минута), так как есть карточки, чтение которых занимает порядка 15 секунд. Карточки отличаются по уровню сложности. Пример текста первого уровня по географии: Айзенхюттенштадт (город в Германии). Пример текста второго уровня сложности по русскому языку: “У мишки в ушах шишки, ведь в шкафу у мишки шуршат мышки”. Пример иностранного текста третьего уровня сложности: “Маржено ржекни “рж”, нэржекнувы быстэ се ми ржехтали” (Марина, скажи “рж” – Не скажу, вы будетете надо мной смеяться! – чешский). В целом про эту игру у нас осталось впечатление, что раздаточные материал хороший, а игровая модель – слабая. Надо искать какое-то другое применение карточек кроме чтения на скорость. Потому что чтение на скорость не учитывается ошибки в чтении, которые не всегда очевидны и не исключает стратегии “говорить белиберду” (жевать слова). Как оптимизировать эту игру и сыграть более грамотно? Подвайте идеи, мы пока мы в поиске.  

Твинити

Игра состоит из комплекта из 135 карт с узорами. Некоторые картинки даны в одном экземпляре, большинство – в двух, отдельные в трех экземплярах. Цель игры – набрать 5 комплектов одинаковых карточек. Все карты раздаются на всех участниках и выкладываются по одной по очереди. Игроки ищут парные карты. Все узоры в одной стилистике, некоторые похожи, но не идентичны

Игра на внимание и сосредоточенность в аспекте восприятия. Визуально приятная

Есть три режима игры: каждый сам за себя, команда на команду и кооперативный режим против игры, когда все игроки на время ищут парные карты и сравнивают свой уровень с табличным.

Лемминги

Простая игра, в которую на равных могут играть, например, ребенок 4,5 лет, ребенок 9 лет и взрослый. Игра рассчитана на 2-7 человек, длится около получаса. Каждый играет за одного из леммингов или за Океан, это определяется жеребьевкой. Свою роль нужно сохранить от других в тайне. Лемминги бегут из норки в океан купаться (это буквально 6 шагов). При этом каждый игрок может управлять любым из леммингов, включая своего, используя карты действий.  Цель каждого игрока – остаться единственным на берегу, когда все остальные купаются в океане. Цель Океана – одновременно искупать всех леммингов. Работает сочетание блефа, расчета и везения. Есть карты шагов для лемминга каждого цвета (вперед-назад), карты действий, кроме того, лемминг несет на себе тех, кто оказался у него на голове (позже попал на то же поле). В общем, фабула проста, как три копейки. Но, поскольку есть карты действий, вносящие сумятицу в линейность модели (то можно парочку леммингов отправить на пустую клетку, то обменяться картой роли с противником, то всех одновременно сдвинуть вперед или назад, то обвалить обрыв), то партия бывает острой и может затянуться. У нас эта игра имела успех и дочь стала носить ее в школу, а сын дома играл с дедушкой, но другим взрослым она быстро надоела. Игра небольшая, ее удобно носить с собой. Минус этой игры в том, что при определенном стечении обстоятельств она может войти в затяжной режим по типу карточной игры “Пьяница”, когда карты, компенсируя друг друга, не дают никому уже наконец закончить. Дети с такой проблемой легко справляются с помощью чувства юмора.

Спящие королевы

Конкуретная игра. Начинается с того, что на стол выкладываются спящие королевы рубашкой вверх. У каждой королевы есть свой номинал. Задача игрока либо собрать пять королев, либо набрать 50 очков. В игре присутствует  интрига, усложняющая ее линейность. Рыцарь одного игрока может похитить королеву другого игрока, но принцессу может защитить дракон. Игрок может усыпить чью-то королеву (вернуть обратно на стол), но этому можно противостоять, используя волшебную палочку. Наконец, есть карта Шута, которая может помочь игроку, а может помочь сопернику.  Детям эта игра очень нравится, она играется очень довольно быстро и динамично, идеально подходит для самостоятельной игры в деткой компании. Кроме карт-картинок в игре есть простые карты с разным номиналом, которые нужно сбрасывать, и это выгоднее делать, если суммировать их номиналы, так что есть небольшая ненавязчивая тренировка устного счета. Еще одним плюсом являются яркие и картинки и полное отсутствие мрачности, что выгодно отличает игру от многих других с фантазийным сюжетом.  

Князья Катана (версия для двух человек)

Самостоятельная игра, глубиной сопоставимая примерно с тремя коробками группового “Катана” (см. описание в посте про игры в семейном формате). Здесь нет общей карты, каждый строит свое игровое поле, создавая и развивая систему своих поселений и городов и накапливая для этого ресурсы. Механизмы развития городов здесь даже интересней, чем в групповом “Катане”. Конкуренция довольно жесткая (только один сможет развиться быстрее и выиграть игру). Высок механизм случайности, особенно на стартовой фазе (количество и состав ресурсов определяется бросками кубиков), что вызывает у некоторых игроков раздражение. Но таков “Катан” в целом: выиграть здесь, это по сути значит грамотно стартовать и быстро развиться.  

Гембло

Мы любим эту игру во взрослых компаниях,  но и для младших школьников она подойдет прекрасно, они посто будут играть на своем уровне. Игровая задача останется той же. На ограниченном в зависимости от количества игроков игровом поле каждый участник должен выложить максимальное количество фигур своего цвета. Правила определяют как можно выкладывать фигуры. Побеждает тот, у кого фигур не останется или останется меньше, чем у других.  Младшие школьники легко могут играть в эту игру без модерации, поняв ее принцип. Также игра может использоваться как мозаика и включает много заданий для выкладывания картин из заданных фигур. В этом варианте использования “Гембло” приближаются к “Котамино”.  

Особенности детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст – период детства с 6-7 до 10 лет. Учебная деятельность является ведущей для детей этого возраста. Основные психологические процессы ребенка, которые появляются в данное время, – произвольная регуляция психических процессов и составление внутреннего плана действий

Происходит формирование произвольного внимания, когда ребенок запоминает то, что ему не интересно, но важно для решения определенной задачи. Младший школьник учится самоорганизации своего времени

В этот период активно идет физиологическое созревание. Это повышает физическую выносливость детей. Но утомляемость их по-прежнему высокая. Через 20-30 минут занятия их работоспособность падает.

Дети в этот период развития очень доверчивы, послушны, впечатлительны, исполнительны, нетерпеливы. Их нравственные чувства (отзывчивость, честность, чуткость) продолжают развиваться, как и чувства эстетические (наслаждение прекрасным) и интеллектуальные (любознательность, удивление, сомнение). Для них очень важен психологический климат в коллективе.

Узоры

Медитативная (во взрослом варианте), красивая, хорошо изданная игра. Каждый участник берет себе цвет (желтый, красный, синий, зеленый) и 4 стартовых тайла и начинает выкладывать по одному тайлу за ход (по очереди) в общий узор. Когда закрывается очередной квадрат, очко получает тот участник, доля цвета которого в квадрате больше. В свой ход также можно сбросить не нужные тайлы, обменяв их на новые из колоды. Игра заканчивается, когда построен квадрат 6х6. Мы делали правила более лояльными, чем в инструкции, например, при равенстве долей очко получал каждый, правила более суровы для этого случая. Можно играть в эту игру не напрягаясь (партия длится 15-20 минут), можно привлекать детей младше, проверяя за ними правильность хода, но также можно сыграть и в конкурентном ключе, не давая соперникам выстраивать квадраты своего цвета. Игра под настроение, но долгоиграющая по сути, количество возможных вариантов расклада узора неисчислимо. Игра требует внимательности и проявляет характерные коммуникативные паттерны. Может быть совершенно спокойно использована взрослыми.

Азбука Мурррзе

Игра кажется очень простой, но это не так. Проста она только по правилам. Есть три вида карточек. Один вид карточек выдается ведущему, на нем шифровка, которую предстоит угадать участникам. У каждого участника на руках лежит карточка с ключами к шифру. На столе в общем доступе выложены варианты отгадок. Игра звуковая, основана на ритме. Ведущий отстукивает шифр. Участники со слуха декодируют его и находят карточку-ответ среди других. Наш опыт показал, что неподготовленным детям очень сложно услышать ритм и сложно его правильно отстукивать. Это навык, который у среднего ребенка нуждается в тренировке.  Усложнить игру можно, ускоряя отстукивание ритма. Но детям дается это сложно: в первых партиях игру приходится упрощать, а не усложнять

В данном случае, в отличие от очень спорной игры “Мемо”, “Азбука Мурррзе” направлена на развитие важного навыка, причем в ненавязчивой форме

СЕТ (SET)

Конкурентная игра на категоризацию признаков. Нужно найти верное сочетание признаков на карточках быстрее всех. Каждая карточка имеет 4 признака. Сет – это набор из трех карт, каждый признак на которых либо полностью совпадает, либо полностью отличается.  На стол выложены 16 карт тот, кто первый увидел на столе сэт, забирает его. Поскольку игра идет на скорость, то нравится она не всем.  Если удалить из набора часть карт составляющих один из 4-х признаков, то игра становится проще и в нее можно играть с малышами. Игра идет динамично и быстро, в нее могут играть сами дети без модерации, но могут играть и дети со взрослыми (если взрослым это интересно). Игра азартная. В целом “Сет” человеку (ребенку или взрослому) либо нравится, либо нет. Есть категория людей, которые будут ее любить и играть с удовольствием, а есть те, кто предпочитает игры другого плана (например, стратегии), которые не будут в “Сет” играть совсем.

Зачем нужны настольные игры

Дети, предоставленные сами себе, чаще всего максимум времени проводят за компьютерами, планшетами или телевизором. Помимо того, что злоупотребление этими гаджетами негативно влияет на остроту зрения (ведь около 70% школьников страдают близорукостью), так и для психики такой досуг весьма вреден.

Близорукость – заболевание глаз, при котором увиденное изображение проецируется не на саму сетчатку глазного дна, а непосредственно перед ней. При этой ребенок видит все предметы, расположенные вдали, не четкими, размытыми. В дошкольном возрасте лечение сводится к приему специальной группы витаминов, гимнастики для глаз, правильному питанию и полному отказу от просмотра телевизора и игр на компьютере или планшете. Контроль остроты зрения проводится регулярно 2 раза в год у врача офтальмолога. Школьники нуждаются в более серьезном лечении: витамины, питание, гимнастика и отказ (или максимальное ограничение компьютера при условии, что ребенок изучает в школе информатику) от компьютера, планшета и телевизора дополняется проведением курсов атропинизации ресничной мышцы и ношением корректирующей оптики (очков или линз для дали).

Настольные игры – прекрасная возможность детям и родителям проводить свободное время вместе. Они не требуют повышенной активности (что очень хорошо для уставших после трудового дня родителей) и вносят в жизнь семьи массу положительных эмоций и навыков.

Такой досуг помогает ребенку развивать логическое мышление, сообразительность, внимание. Некоторые виды игр направлены на тренировку и развитие стратегических навыков у детей 10-12 лет

Постепенно дети увлекаются играми подобного рода, они испытывают сопернические чувства, учатся побеждать или достойно проигрывать.

Игры-ходилки с викторинами. Пример: игра-ходилка с викториной “Волшебный замок”

Мы писали про игры-ходилки в других постах и напишем здесь, так как они имеют не менее 5 достонств. Во-первых, эти игры сохраняют актуальность весь период роста ребенка (хотя скучноваты для взрослых, за редкими исключениями). Во-вторых, именно эти игры у многих людей  ассоциируются с настолками (в отличие от карточных). В-третьих, эти игры демократичны и позволяют собрать за одним столом детей разного возраста (здесь – от 3 до 10 лет), и малыш действительно может выиграть. Это делает такие игры бесценными для семейных мероприятий (наравне с квестами).  В-четвертых, игры-ходилки обычно бюджетны, от 200 до 500 рублей за игру, то есть можно купить ее детям под праздник, даже если игра проживет недолго. В-пятых, здесь, как правило, не нужен взрослый (это ценно), с модерацией дети прекрасно справлятся сами. В списке игр для детей 3-4 лет игры мы привели пример игры-ходилки с дорожными правилами. Мы выбрали умную игру “Гонки по правилам”, в которую любит играть наш 4-х летка, но к ней тоже применимы перечисленные 5 достоинств (и в нее тоже с удовольствием поиграют старшие дети). В списке игр для детей 5-6 лет мы привели игру-ходилку “Животный мир Земли”, потому что она решает учебные задачи (приучает ребенка к карте мира, позволяет привыкнуть к числам больше сотни). И она тоже годится для младших школьников, они пройдут ее с удовольствием. Здесь же мы приводим предметно бесполезную игру (“Волшебный замок”), потому что младшим школьникам полезных активностей хватает. А мотив “поиграть” остается. Игра отличается тем, что у нее есть разветвление маршрута. Игрок, идя по полю, собирает карточки артефактов. И попадая на поля викторины отвечает на вопросы. У данного издания игр есть свои недостатки – они продаются без коробок и надо придумать как их хранить, чтобы не растерять мелкие карточки, карточки часто надо нарезать вручную, карточки изданы просто и довольно маленькие. Но по соотношению цена-качество, игра выглядит весьма достойно. Наша шумная компания детей от 3 до 10 лет именно этой игрой целый час развлекалась очень сплоченно, ну а взрослые тем временем смогли спокойно поиграть своим кругом в “Диксит”

Хорошо, что таких игр хватает (разной тематики) и это делает их прекрасным подарком на день рождения друзей и другие праздники, позволяющим развлечь детей и высвободить внимание взрослых

Мое первое игровое телешоу

Конкурентная игра команда на команду. Этой игре обязательно нужен взрослый модератор. Дети делятся на две команды, выбирают капитана, придумывают название команды и заранее определяют штрафное действие за проигрыш. В игре три раунда и два типа вопросов. Первый тип – вопрос, который идет с 4 вариантами ответов, из которых нужно выбрать правильный. Второй тип – вопрос, на который нужно ответить “да” или “нет”. Отвечает первая команда, нажавшая на звонок, если она ошиблась, то получает слово вторая.  В одном из раундов команды отвечают по отдельности (это помогает набрать очки тем, кто отстает по скорости). Предполагается, что в процессе игры дети советуются и выбирают правильный ответ, но изначально они склонны просто быстро жать на звонок и кричать ответ с места, таким образом, эта игра помогает модерировать групповые нормы.  Несмотря на то, что некоторые вопросы сложные и дети точно не знают на них ответа, им очень нравится эта игра (даже если приходится ответ угадывать).  Партия длится от получаса до часа, изначально предполагается, что вопросов много. Если есть цель сократить партию, часть вопросов можно не задавать. Игра хороша для внутриклассных мероприятий и праздников со сверстниками.  

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий