Методические рекомендации по организации и проведению наблюдений в подготовительной группе

Объекты и темы наблюдений на прогулках в подготовительной группе

На заметку! Прогулки в подготовительной группе картотека с целями по ФГОС должны проводиться по определенной тематике. Выбор темы обусловлен возможностью наблюдений за определенными объектами.

Также имеет значение место проведения прогулки, состояние погоды и дополнительные факторы.

Наблюдения за транспортом

Наблюдения за транспортными средствами лучше разбить на несколько частей в зависимости от вида автомобиля или действий водителя.

  1. Общее наблюдение за транспортом. Преследует цель ознакомления детей с различными видами автомобилей. Дошкольники должны четко разграничивать понятия грузовиков, автобусов и легковых авто. Обязательно определение основных функций всех видов транспорта. Необходимо отличать элементы и части автомобиля по назначению.
  2. Грузовой транспорт. Дошкольники называют известные им виды грузовиков и какая деятельность им присуща. Акцент производится на функциональных особенностях внешнего вида авто.
  3. Пассажирский транспорт. Для чего он предназначен. Чем отличаются автобусы, троллейбусы и трамваи. Каким видом транспорта пользуется конкретная семья.
  4. Легковые автомобили. Для чего предназначено топливо. Где находятся автомобили в отсутствие хозяина. Что можно перевезти таким транспортом.
  5. Работа водителя. Ознакомить группу с особенностями труда водителя с обязательной позитивной оценкой данного труда.
  6. Работа светофора. Какой цвет отвечает за различные действия пешехода и водителя.

Наблюдения за сезонными явлениями

Воспитатель организовывает наблюдение с целью длительного и активного восприятия дошкольниками изменений в природе согласно временам года.

Каждый сезон отличается характерными признаками:

Осень. По мере похолодания воспитатель предлагает одеть куклу соответственно температуре воздуха. На улице дети на ощупь определяют температуру живых и неживых предметов при солнечной погоде и когда пасмурно

Обязательно акцентировать внимание на появлении желтых листьев и частоте дождей.
Зимний период. Снова можно использовать куклу

При этом предварительно указать низкую температуру, чтобы дети грамотно провели одевание. На улице ненадолго можно снять рукавицы для ощущения холода. Оценить с детьми уровень снежного покрова в различных частях детского сада с обязательным выводом об увиденном.

Календарь погоды подготовительной группы

Весна

Обращать внимание на появление луж и ручейков. Можно запустить кораблик по воде

Дети должны объяснить — как и почему просыпается природа с учетом яркости солнца. Наблюдать за температурой воздуха. Важным моментом является наблюдение за первыми цветами и набуханием почек.
Лето. Какие признаки характеризуют летний период? Уделить внимание разнице температур, воздуха, воды и нагретых неживых предметов. Почему раскачиваются деревья и как ведут себя насекомые.

Формирование КГН и навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Наблюдения за солнцем

Поставленная цель:

  • сформировать представление о красоте неба;
  • научить различать солнечные лучи;
  • повышать позитивное восприятие детьми лета.

Проведение наблюдений

Оценивать положение Солнца:

  1. Где находится утром?
  2. Каково вечернее местоположение?
  3. Какое пространство освещалось лучше утром, а какое вечером.
  4. Сделать вывод о длине светового дня.

Проведение исследовательской работы:

  1. Стоя спиной к Солнцу объяснять понятие тени.
  2. Где находится тень различных видимых предметов.
  3. Можно ли догнать тень или потанцевать с ней?

Наблюдения за неживой природой

Поставленная цель:

  • закрепить знания о различных состояниях воды;
  • сформировать понятие неживой природы;
  • охарактеризовать признаки льда и снега.

Проведение наблюдений:

  1. Почему лед при отогревании превращается в воду?
  2. Дошкольники называют характерные признаки льда и снега.
  3. Объяснить круговорот воды в природе.
  4. Какие различия снега при теплой и холодной погоде?

Проведение исследовательской работы:

  1. Провести опыт по растапливанию льда большого и малого размера.
  2. В стакан плотно утрамбовать снег и сравнить скорость его таянья с рыхло набранной массой того же объема.
  3. Провести пальчиковую гимнастику «Льдинка».

Конспект организации прогулки во второй младшей группе «Наблюдение за ручейком»

Конспект организации прогулки во второй младшей группе «Наблюдение за ручейком»

(апрель)

Составила воспитатель М.В. Биткова 2015 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 47 «Здравствуй»

Цель: воспитывать у детей интерес к весеннему ручейку

Наблюдение за ручейком

-Ребята отгадайте загадку:

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает, когда это бывает? (Весной)

-Что еще бывает весной? (повсюду тает снег, бегут бурные, звонкие ручьи)

-А откуда появились ручейки? (солнышко припекло, снег растаял и превратился в воду)

-Ребята, послушайте, я расскажу вам про ручеек:

Вот веселый ручеек.Он не низок, не широк.Он не мелок, не глубок

Наш прозрачный ручеек!

Дети пускают кораблики по воде.

Труд

«Подметание мусора на участке»

Цель: Побуждать оказывать помощь взрослым, учить сметать листья в кучу.

-Посмотрите, сколько листьев лежит на участке. Давайте уберем их, чтобы участок стал чистым.

-Сначала нужно собрать листья в кучу, а потом собрать их в ведро.

-Дети, посмотрите, какой наш участок стал, чистым.

– Всем спасибо, теперь участок стал чистым и можно гулять.

Подвижная игра:

«Волк и зайцы»

Цель: Приучать детей действовать по сигналу, выполнять прыжки на двух ногах и действия в соответствии с текстом. Учить ориентироваться в пространстве, находить свое место.

Воспитатель загадывает загадку:

Кто один по лесу бродит,На луну ночами воет,И зубами — щёлк да щёлк?

Ну конечно это волк.

-В какую игру будем играть? (волк и зайцы)

-А считалочка поможет выбрать волка.

-1,2, 3, 4, 5Мы собрались поигратьК нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

-Вова будет волком.

-Где ты будешь сидеть? (за березой)

-Начинаем игру. Поскакали зайцы.

Зайчики скачут скок, скок, скок.На зеленый, на лужокТравку щиплют, кушают

Осторожно слушают

Не идет ли волк?

-Волк идет!

-Молодцы успели убежать от волка. Вова поймал Полину.

-Сейчас Полина будет волком.

Индивидуальная работа по развитию движений: бросание и ловля мяча двумя руками.

Цель: Учить правильно, бросать мяч вперед двумя руками, держа мяч снизу, во время ловли держать мяч по бокам.

Словесная игра: «Назови, что это?»

Самостоятельная деятельность детей.

Игры с песком

– Какие красивые у вас лопатки и разноцветные ведра.

-А что вы готовите? (тортики)

-Научите меня делать тортики?

-Ангелина, ты какой торт готовишь? (Я готовлю яблочный торт)

-А что ты кладешь в тесто? (муку, яйца, песок, соль)

– А ты Варя? (А я готовлю торт с вишней)

-А из чего можно сделать вишню? (из ягод рябины)

-Давайте позовем ребят и угостим их тортиками?

С/р игра «Больница»

Сюжет: игрушки у врача.

Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура».

СУСДД -Ведра, метла, лопаты, формы, куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

ПДИ: По желанию Насти И. поиграть в игру «У медведя во бору». Предложить с помощью считалки выбрать ведущих.

Что учитывается в карточке наблюдений?

Как вы знаете, у меня вторая младшая группа, а это очень важный возраст для развития речи, поэтому мы активно начинаем всматриваться с детками в окружающий мир и познавать его, устно описывая все его проявления.

Чтобы было удобно планировать развивающую деятельность на прогулке, нужно оформить карточки по всем временам года, на каждый месяц, неделю, день. Вроде и затратно по времени, но это себя оправдывает: сделал картотеку и весь год спокойно работаешь.

Каждая прогулка на улице содержит такие моменты:

  • Наблюдения. Мы с ребятами наблюдаем за объектами природы (небо, солнце, растения, животные т.д.), пристально следим за погодой, следим за трудом взрослого человека, за деятельностью старших деток;
  • Дидактические игры, разные эксперименты;
  • Подвижные игры;
  • Художественное слово по теме наблюдений;
  • Трудовое воспитание (убираем участок от веточек, листьев, снега).

Вот эти все моменты я коротко записываю в карточку. Например, что мы делаем в 1 младшей группе, допустим, весной:

Наблюдение за неживой природой: весеннее солнце, дождь, весенняя капель, небо. Я разбиваю темы наблюдений так, чтобы каждый день в ДОУ проходил познавательно. 5 дней недели, приблизительно 20 дней в месяц я должна распланировать так, чтобы мы успели понаблюдать и понять явления природы и другие стороны окружающей среды.

В подготовительной группе можно начинать вести «Дневник наблюдений за погодой» (можно купить в «УчМаге»), это очень дисциплинирует и развивает наблюдательность.

Наблюдение за живой природой: мы с ребятами «подглядываем» за птицами, которые прилетают к нашей кормушке в любое время года, растениями, которые есть на территории садика, в ближайшей посадке, леске. Особое удовольствие наблюдать за животными, доступными нашему взору – кошечки, щенки, а если есть возможность, идем изучать повадки диких или домашних братьев наших меньших в зоопарке.

Есть, кстати, хорошая книга «Познание мира растений: занятия с детьми 4-7 лет» – помогите ребенку открыть тайны нашей зеленой планеты.

ООД детей на прогулке 6-7 лет «Наблюдение за прозрачностью и движением воздуха»

Организация: ГБОУ школа №484 ДОУ

Населенный пункт: г. Москва

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная.

Цель: Обобщить знания о воздухе и его свойствах (невидимость, прозрачность, движение, перемещение.)

Организационный момент.

Попросить детей вдохнуть прохладный, чистый осенний воздух. Чем он пахнет? Что дети ощущают, вдыхая этот воздух? (Запах свежести, мокрой листвы, земли.)

Опыт с воздухом. Потихоньку выпускают воздух из надувного шара. Если подставить руку под струю выходящего воздуха, его можно почувствовать. Надувая воздушный шар, спросить детей, чем его надувают. (Воздухом.) А от куда он берется?

Вывод: в человеке тоже есть воздух, которым мы при выдохе заполняем воздушный шар.

Загадка:       Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

(Воздух)

Воздух окружает нас повсюду: на улице, в группе, в любом помещении. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Почувствовать его можно тогда, когда дует ветер, потому что ветер – это движение воздуха.

Опыт «Здравствуй, ветер!»

Цель: показать детям движение воздуха, его свойство быть невидимым.

Воспитатель просит детей подойти к луже. Это «море». Дети – это «ветры». Они дуют на воду. Что получается? Чем сильнее дуть, тем больше волны. Дети опускают в воду парусные кораблики(конструктор), дуют, кораблики плывут. Что происходит с корабликами, если ветер очень сильный? (Ответы детей.) Проверка предположений. Дуют сильно.

Вывод. Воздух невидим, его движение можно ощущать.

Приметы: облака черные, низкие, движутся быстро – ненастье сохранится; на небе несколько дней подряд видны белые облака – к похолоданию.

Дидактическая игра«Какое что бывает»

Цели: учит классифицировать предметы по цвету, форме, по качеству, по материалу; сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение.

Ход игры. Давайте расскажем, что бывает зеленым – огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка…

Широкий – река, дорога, лента, улица… и т. д.

Выигрывает тот, кто больше назовет слов, за каждое правильное сказанное слово ребенок получает фишку.

Подвижная игра «Птицелов»

Играющие выбирают себе название птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев;

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке,

Птички весело поют,

Ай! Птицелов идет!

Он в неволю нас возьмет,

Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий становится птицеловом.

Правила игры. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающие на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

Наблюдение за невидимостью воздуха

Опыт «Воздух невидим»

Цели: доказать детям, что воздух не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха; развивать способности устанавливать причинно – следственные связи на основе элементарного экспериментирования.

Воздух не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях. Можно взять ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и предложить детям, закрыв глаза, последовательно почувствовать запахи, распространяющие вокруг.

Вывод. Воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.

Дидактическая игра «Когда это бывает»

Итог.

Литература:

  1. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа/авт. – сост. Кобзева Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С. – Волгоград: Учитель, 2011.
  2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. / авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2015.
Опубликовано: 16.10.2016

Как выглядит карточка наблюдений?

Я оформляю карточки на плотном картоне. Наклеиваю картинку, соответствующую теме наблюдений, указываю номер карточки, тему наблюдения, цель, содержание беседы с детками (кратко), обязательно записываю тематические стихи, пословицы, загадки. Также нужно подобрать игру, физические упражнения и не забыть о труде.

Хорошо бы заготовить шаблоны, распечатать на цветном принтере и потом заполнить. Карточки удобно брать на прогулку и по ним работать.

К примеру, так: 2 младшая группа, карточка №1, тема: «Наблюдение за одуванчиками». Цель: дать представление детям о первоцветах, показать красоту первой зелени, научить ощущать изменения в природе, узнать о полезных свойствах растений.

Художественное слово:

Жёлтый одуванчикСнял свой сарафанчик,Сменил он платье скучноеНа белое воздушное.

Подвижная игра: «Самолеты». Учимся имитировать звук самолета и бегать, раскинув руки.

Дидактическая игра: «Что я делаю?» Расширяем словарный запас глаголов действия.

Труд: после прогулки сметаем песок с бортиков песочницы.

Индивидуальная работа: играем с одним-двумя детьми в сюжетно-ролевую игру (тема зависит от потребностей конкретных детей, которые испытывают трудности в сюжетно-ролевых играх).

Примерно так заполняется карточка. На май я запланировала ежедневные наблюдения за окружающим миром, думаю, не стоит здесь все описывать.

Кстати, что касается индивидуальных занятий с детками, не хотите ли воспользоваться выгодным предложением от «УчМага»: каждый, кто пополнит личный счет в этом магазине, сможет принять участие в офлайн-вебинаре «Методы изучения индивидуального развития детей: наблюдение, игры и упражнения, эксперимент». Думаю, это будет интересно не только педагогам, но и активным родителям.

На сегодня достаточно информации. До встречи завтра! Напоминаю о своей постоянной просьбе: подписывайтесь на новости и делитесь ссылками…

Прогулки в детском саду младшая группа

Опубликовано: 09:21:05 01-09-2014

Прогулки в детском саду младшая группа. Воспитатель МДОБУ р.п. Золотаревка Дмитриева Г.В..

Рассматривание клумбы.

Цели:

Продолжать учить различать и называть два цветущих растения по цвету, размеру, обращать внимание на их окраску;
Воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

     На прогулке подвожу детей к клумбе, где растут ромашки, бархатцы. Знакомлю детей с растениями, рассказываю о них.

     Бархатцы (тагетес) бывают низкорослыми, разных золото – оранжевых оттенков. Цветки мелкие и крупные, листья рассеченные, пестрые, с резким запахом. Растут быстро, цветут до морозов. Ромашка – высокое изящное растение с мелкими белыми цветочками. Цветет очень долго, до глубокой осени. Хорошо растет на солнечных участках.

Трудовая деятельность:

Выкапываем бархатцы и пересаживаем их в ящики для дальнейших наблюдений в уголке природы.

Цель: воспитывать желание ухаживать за растениями.

Подвижные игры

«Птичка в гнездышке».

Цели:

  • Учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;
  • Приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

«Найди свой домик».

Цель: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.

Выносной материал: совочки, мелкие игрушки, спортивные обручи, формочки , ящики для цветов.

Наблюдение за транспортом.

Цель: учить различать транспорт по внешнему виду.

Ход наблюдения

Машина, машина, машина моя,

Работаю ловко педалями я,

Машину веду у всех на виду,

Катаюсь на ней во дворе и в саду.

     Наблюдаю с детьми за движением легкового автомобиля. Объясняю, что машину ведет водитель, он сидит впереди, а все остальные являются пассажирами. Разговаривать во время движения с водителем нельзя, чтобы автомобиль не столкнулся с другими автомобилями. 

Трудовая деятельность

Уборка территории.

Цель: учить правильно пользоваться веничками.

Подвижные игры

«Автомобили», «Самолеты».

Цели:

  • Приучать соблюдать правила дорожного движения;
  • Закреплять знания о грузовых машинах.

     Выносной материал

Рули, совочки, формочки, игрушки, мел, машинки.

Документы для скачивания:

3534_Izobrazitelnaya deyatelnost.docxФормат: .docx

Объекты и темы наблюдений на прогулках в подготовительной группе

На заметку! Прогулки в подготовительной группе картотека с целями по ФГОС должны проводиться по определенной тематике. Выбор темы обусловлен возможностью наблюдений за определенными объектами.

Также имеет значение место проведения прогулки, состояние погоды и дополнительные факторы.

Наблюдения за транспортом

Наблюдения за транспортными средствами лучше разбить на несколько частей в зависимости от вида автомобиля или действий водителя.

  1. Общее наблюдение за транспортом. Преследует цель ознакомления детей с различными видами автомобилей. Дошкольники должны четко разграничивать понятия грузовиков, автобусов и легковых авто. Обязательно определение основных функций всех видов транспорта. Необходимо отличать элементы и части автомобиля по назначению.
  2. Грузовой транспорт. Дошкольники называют известные им виды грузовиков и какая деятельность им присуща. Акцент производится на функциональных особенностях внешнего вида авто.
  3. Пассажирский транспорт. Для чего он предназначен. Чем отличаются автобусы, троллейбусы и трамваи. Каким видом транспорта пользуется конкретная семья.
  4. Легковые автомобили. Для чего предназначено топливо. Где находятся автомобили в отсутствие хозяина. Что можно перевезти таким транспортом.
  5. Работа водителя. Ознакомить группу с особенностями труда водителя с обязательной позитивной оценкой данного труда.
  6. Работа светофора. Какой цвет отвечает за различные действия пешехода и водителя.

Наблюдения за сезонными явлениями

Воспитатель организовывает наблюдение с целью длительного и активного восприятия дошкольниками изменений в природе согласно временам года.

Каждый сезон отличается характерными признаками:

Осень. По мере похолодания воспитатель предлагает одеть куклу соответственно температуре воздуха. На улице дети на ощупь определяют температуру живых и неживых предметов при солнечной погоде и когда пасмурно

Обязательно акцентировать внимание на появлении желтых листьев и частоте дождей.
Зимний период. Снова можно использовать куклу

При этом предварительно указать низкую температуру, чтобы дети грамотно провели одевание. На улице ненадолго можно снять рукавицы для ощущения холода. Оценить с детьми уровень снежного покрова в различных частях детского сада с обязательным выводом об увиденном.

Календарь погоды подготовительной группы

Весна

Обращать внимание на появление луж и ручейков. Можно запустить кораблик по воде

Дети должны объяснить — как и почему просыпается природа с учетом яркости солнца. Наблюдать за температурой воздуха. Важным моментом является наблюдение за первыми цветами и набуханием почек.
Лето. Какие признаки характеризуют летний период? Уделить внимание разнице температур, воздуха, воды и нагретых неживых предметов. Почему раскачиваются деревья и как ведут себя насекомые.

Упражнения для нейропсихологической коррекции в детском возрасте

Наблюдения за солнцем

Поставленная цель:

  • сформировать представление о красоте неба;
  • научить различать солнечные лучи;
  • повышать позитивное восприятие детьми лета.

Проведение наблюдений

Оценивать положение Солнца:

  1. Где находится утром?
  2. Каково вечернее местоположение?
  3. Какое пространство освещалось лучше утром, а какое вечером.
  4. Сделать вывод о длине светового дня.

Проведение исследовательской работы:

  1. Стоя спиной к Солнцу объяснять понятие тени.
  2. Где находится тень различных видимых предметов.
  3. Можно ли догнать тень или потанцевать с ней?

Наблюдения за неживой природой

Поставленная цель:

  • закрепить знания о различных состояниях воды;
  • сформировать понятие неживой природы;
  • охарактеризовать признаки льда и снега.

Проведение наблюдений:

  1. Почему лед при отогревании превращается в воду?
  2. Дошкольники называют характерные признаки льда и снега.
  3. Объяснить круговорот воды в природе.
  4. Какие различия снега при теплой и холодной погоде?

Проведение исследовательской работы:

  1. Провести опыт по растапливанию льда большого и малого размера.
  2. В стакан плотно утрамбовать снег и сравнить скорость его таянья с рыхло набранной массой того же объема.
  3. Провести пальчиковую гимнастику «Льдинка».

Объекты и темы наблюдений на прогулках в подготовительной группе

На заметку! Прогулки в подготовительной группе картотека с целями по ФГОС должны проводиться по определенной тематике. Выбор темы обусловлен возможностью наблюдений за определенными объектами.

Также имеет значение место проведения прогулки, состояние погоды и дополнительные факторы.

Наблюдения за транспортом

Наблюдения за транспортными средствами лучше разбить на несколько частей в зависимости от вида автомобиля или действий водителя.

  1. Общее наблюдение за транспортом. Преследует цель ознакомления детей с различными видами автомобилей. Дошкольники должны четко разграничивать понятия грузовиков, автобусов и легковых авто. Обязательно определение основных функций всех видов транспорта. Необходимо отличать элементы и части автомобиля по назначению.
  2. Грузовой транспорт. Дошкольники называют известные им виды грузовиков и какая деятельность им присуща. Акцент производится на функциональных особенностях внешнего вида авто.
  3. Пассажирский транспорт. Для чего он предназначен. Чем отличаются автобусы, троллейбусы и трамваи. Каким видом транспорта пользуется конкретная семья.
  4. Легковые автомобили. Для чего предназначено топливо. Где находятся автомобили в отсутствие хозяина. Что можно перевезти таким транспортом.
  5. Работа водителя. Ознакомить группу с особенностями труда водителя с обязательной позитивной оценкой данного труда.
  6. Работа светофора. Какой цвет отвечает за различные действия пешехода и водителя.

Наблюдения за сезонными явлениями

Воспитатель организовывает наблюдение с целью длительного и активного восприятия дошкольниками изменений в природе согласно временам года.

Каждый сезон отличается характерными признаками:

Осень. По мере похолодания воспитатель предлагает одеть куклу соответственно температуре воздуха. На улице дети на ощупь определяют температуру живых и неживых предметов при солнечной погоде и когда пасмурно

Обязательно акцентировать внимание на появлении желтых листьев и частоте дождей.
Зимний период. Снова можно использовать куклу

При этом предварительно указать низкую температуру, чтобы дети грамотно провели одевание. На улице ненадолго можно снять рукавицы для ощущения холода. Оценить с детьми уровень снежного покрова в различных частях детского сада с обязательным выводом об увиденном.

Календарь погоды подготовительной группы

Весна

Обращать внимание на появление луж и ручейков. Можно запустить кораблик по воде

Дети должны объяснить — как и почему просыпается природа с учетом яркости солнца. Наблюдать за температурой воздуха. Важным моментом является наблюдение за первыми цветами и набуханием почек.
Лето. Какие признаки характеризуют летний период? Уделить внимание разнице температур, воздуха, воды и нагретых неживых предметов. Почему раскачиваются деревья и как ведут себя насекомые.

Занятия по рисованию маминого портрета в средних группах детсада

Наблюдения за солнцем

Поставленная цель:

  • сформировать представление о красоте неба;
  • научить различать солнечные лучи;
  • повышать позитивное восприятие детьми лета.

Проведение наблюдений

Оценивать положение Солнца:

  1. Где находится утром?
  2. Каково вечернее местоположение?
  3. Какое пространство освещалось лучше утром, а какое вечером.
  4. Сделать вывод о длине светового дня.

Проведение исследовательской работы:

  1. Стоя спиной к Солнцу объяснять понятие тени.
  2. Где находится тень различных видимых предметов.
  3. Можно ли догнать тень или потанцевать с ней?

Наблюдения за неживой природой

Поставленная цель:

  • закрепить знания о различных состояниях воды;
  • сформировать понятие неживой природы;
  • охарактеризовать признаки льда и снега.

Проведение наблюдений:

  1. Почему лед при отогревании превращается в воду?
  2. Дошкольники называют характерные признаки льда и снега.
  3. Объяснить круговорот воды в природе.
  4. Какие различия снега при теплой и холодной погоде?

Проведение исследовательской работы:

  1. Провести опыт по растапливанию льда большого и малого размера.
  2. В стакан плотно утрамбовать снег и сравнить скорость его таянья с рыхло набранной массой того же объема.
  3. Провести пальчиковую гимнастику «Льдинка».

Картотека прогулок 1 младшая группа

Прогулка 1

Наблюдение за снегопадом

Цели: Знакомить со свойствами снега П Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие Воспитывать любознательность

Ход наблюдения:

Привлечь внимание детей к падающему снегу: «Посмотрите, дети, как идет снег, как тихо падает он на землю. Куда он еще падает?» Предло жить протянуть руки, посмотреть, как на них ложится снег

Обратить внимание на красоту снежинок, на то, что они не похожи одна на другую. Предложить найти самую красивую снежинку – большую и малень кую. Что происходит со снежинкой, когда они попадают на руки?

В январе, в январе

Много снега на дворе.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

Трудовая деятельность -Сооружение построек из снега.

Цель: Учить сгребать снег с помощью лопаток в определенное место Развивать двигательную активность   Воспитывать трудолюбие

Подвижная игра: « Снег кружится»

Цель: Учить соотносить собственные действия с действиями участников игры  Развивать слуховое внимание, двигательную активность Воспитывать желание играть в подвижные игры

Ход игры:

Воспитатель: « Снег, снег кружится, белая вся улица!»- дети кружатся.

« Собрались мы все в кружок, закружились как снежок»- дети приближаются к воспитателю.

« Спать легли снежинки, белые пушинки»- дети приседают

« Подул холодный ветер, снежинки разлетелись.»- дети разбегаются по площадке.

Индивидуальная работа: ходьба через предметы.

Материалы: лопатки, кубики 5 шт.

Прогулка 2

Наблюдение за вороной

Цели: расширять представление о зимующих птицах,

учить замечать как передвигаются птицы.  учить отгадывать загадки

-развивать наблюдательность  воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.

Ход  наблюдения:

Обратить внимание детей на окраску вороны. Тело покрыто перьями, поэтому им не холодно

Птицы летают, машут крыльями. Ворона больше воробья. Птицы прилетают на кормушку, если им насыпать зернышек.

Кар-кар-кар! – кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут её?…

(Ворона)

Трудовая деятельность Расчистка дорожек от снега и мусора.

Цель: учить пользоваться лопатками ,развивать двигательную активность  воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.

Подвижная игра « Ворона и собачка»

Цель: учить подражать движениям и голосам птиц;учить передвигаться, не мешая друг другу, развивать умение произносить звукоподражание

воспитывать желание играть в подвижные игры

Ход игры.

Воспитатель:

« Возле елочки зеленой

Скачут, каркают вороны:

Кар! Кар, Кар»- дети прыгают, издают звукоподражание.

« Тут собачка прибежала

И ворон всех разогнала:

Ав! Ав! Ав!- дети разбегаются в разные стороны.

Индивидуальная работа: метание.

Планирование наблюдений в детском саду

Как вы, должно быть, поняли из моих статей, практически каждую минуту мы с детками в садике стараемся использовать с пользой для их развития и здоровья. Методология воспитания и обучения дошкольников очень объемная. Одним из самых простых, но очень результативных методов всестороннего познания мира является наблюдение. Нужно обязательно учить деток всматриваться в природу, людей, предметы, которые мы видим ежедневно.

Пристальное рассматривание дает понимание природы вещей. Мы в детском саду повсеместно используем этот метод, не только во время прогулок, но из окна группы, в уголке природы и т.д

Вы, уважаемые родители, тоже старайтесь использовать любую возможность, чтобы обратить внимание малыша на то, что происходит в природе в данное время, что делают люди, машины. Поверьте, такая совместная деятельность принесет большую пользу ребенку

Но вернусь к теме статьи: как составить и чем наполнить картотеку наблюдений. Значит, в каждой группе должна быть картотека с целями, коротким содержанием наблюдений, описанием подвижных игр, упражнений. Кроме того, на каждый случай мы подбираем тематические стихи, загадки, пословицы, иначе говоря – художественное слово. Где я беру эти материалы? Конечно, из методической литературы, например, такой:

  • «От осени до лета» – это пособие с материалами для детей о природе, временах года в стихах, загадках, рассказах, пословицах, праздниках. Отличный сборник, рекомендую;
  • «Организация деятельности детей на прогулке: вторая младшая группа» – здесь представлена целая система организации наблюдений на свежем воздухе в младшей группе с богатейшим набором тематических образцов художественного слова;
  • «Организация деятельности детей на прогулке: средняя группа» – материал оформлен в виде программы, которую можно установить через Интернет и использовать для развития деток в средней группе;
  • «Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа». Очень удобная методичка, где вы найдете готовые сформулированные цели по ФГОС для планирования деятельности с детками в старшей группе, копилку художественного слова, набор речевых средств для всестороннего развития ребят.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий