Теоретические аспекты организации наблюдений в ДОУ
Наблюдение в ДОУ — это специально организованная деятельность, целенаправленное восприятие объектов живой и неживой природы, а также созданных человеком под руководством воспитателя. При этом используются различные органы чувств дошкольников: зрение, слух, обоняние, тактильная чувствительность. В ходе наблюдения происходит интеллектуальное развитие детей, формируются представления об окружающем мире, что и является основной целью организации данного процесса в детском саду.
В ходе наблюдения дети познают окружающий мир во всём его многообразии
Задачи организации наблюдений в младших группах ДОУ:
- привлечение внимания детей к объекту, его рассматривание,
- выделение сенсорных признаков объекта (с помощью различных анализаторов),
- подражание движениям и звукам, издаваемым объектом наблюдения,
- установление признаков отличия одного объекта от другого,
- формирование положительного, заботливого отношения к животным, растениям.
Классификация наблюдений
Наблюдение можно организовывать в различных формах:
- По месту проведения:
- на участке,
- в групповой комнате,
- в лесу, поле и т. д.
- По количеству детей:
- индивидуальные (1–4 человека),
- групповые (5–10 детей),
- коллективные (вся группа).
- По причине проведения:
- случайные,
- запланированные,
- как ответ на вопрос ребёнка.
- По характеру включения в педагогический процесс:
- эпизодические,
- систематические.
- По продолжительности:
- кратковременные (от 5 до 15 минут),
- длительные (свыше 15 минут).
- По характеру наблюдения за одним и тем же объектом:
- однократные,
- многократные, или циклические.
- По месту в цикле:
- первичные,
- вторичные,
- заключительные, или итоговые.
- По характеру объектов:
- наблюдение за неодушевлёнными объектами (транспортные средства, песок, камни, ветер, воздух, солнце, небо, деревья, растения),
- наблюдение за одушевлёнными объектами (люди, животные, птицы, рыбы, насекомые).
Возрастные особенности младших дошкольников
Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей, воспитателю следует учитывать возраст, специфику развития и уровень познавательной деятельности малышей 1,5–4 лет
Внимание малышей неустойчиво, их привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому первые наблюдения с воспитанниками младшей группы лучше организовывать за животными, а не за растениями
Внимание младших дошкольников привлекают движущиеся объекты
Педагогу следует помнить, что в 3 года детям ещё не рекомендуется наблюдать за небом, так как у них не сформировано окончательно чувство равновесия
Также необходимо соблюдать меры безопасности, потому что ребёнок может по неосторожности попробовать дотронуться до ядовитого растения или будет слишком «активно» наблюдать за ветками деревьев
В целом у детей 2–3 лет в организации наблюдения есть свои особенности, ведь некоторые в этом возрасте почти не разговаривают либо говорят очень мало. В таком случае нужно использовать облегчённые варианты слов: «топ-топ» — идет, «кач-кач» — качается на качелях, «ам-ам» — ест, «куп-куп» — купается, «бух» — упал и др. Также при наблюдении можно использовать приём договаривания слов в знакомых потешках и стихах. Например, при наблюдении за птицами можно предложить детям договорить последнее слово в стихотворной строке:
Используйте речевое подражание. После каждого названия дерева, транспортного средства, вида птицы и т. д. мотивируйте детей повторять за вами слова, так они их быстрее запомнят. При проведении викторины в первой младшей группе воспитатель сам отвечает на свои вопросы, а дети повторяют.
Организация наблюдений во второй младшей группе ДОУ
Дети в возрасте от 3 до 4 лет отличаются от предыдущей группы в первую очередь тем, что они проявляют гораздо больше желания общаться и познавать окружающий мир. Они стремятся больше общаться со сверстниками, а не с воспитателем. С детьми им проще играть, рисовать, лепить, у них быстрее развивается речь
В этот период начинают сильно проявляться отличия между детьми в физическом и интеллектуальном развитии, поэтому особенно важно найти индивидуальный подход к каждому воспитаннику
Наблюдение за птицами воспитывает у детей заботливое отношение к пернатым
Таблица: картотека наблюдений во второй младшей группе
- Разобраться в отличительных особенностях определённых видов деревьев,
- запомнить основные составляющие дерева.
- Узнать, зачем существуют муравьи, какую пользу приносят,
- развить экологическое мировоззрение детей.
- Развить у детей воображение, любознательность,
- расширить кругозор.
- Познакомить детей с работой грузчика,
- расширить их словарный запас.
Объяснить, что в лесу есть насекомые, животные, птицы, растения и деревья, которые нужны друг другу;
объяснить важность сохранения разнообразия флоры и фауны леса.
- Рассказать про труд продавца;
- узнать, на какие отделы делится магазин.
- Сформировать чёткое представление у детей о том, насколько оживлённая трасса в час пик.
- Познакомить воспитанников с разнообразием машин.
- Закрепить знания о том, как переходить дорогу по пешеходному переходу.
- Познакомить с фликерами, как они работают и зачем нужны.
- Дать представление о том, как сложно вести машину водителю и почему его не нужно отвлекать.
Воспитатель проводит викторину с воспитанниками:
- Дети, на какой свет мы можем переходить дорогу? (На зелёный).
- А на какой мы ни в коем случае не должны этого делать? (На красный).
- Что везёт большая грузовая машина? (Продукты, мебель и т. д.).
- Что поможет увидеть вас водителю в темное время суток? (Фликеры).
- Как называются машины, в которых едет очень много людей? (Автобус, троллейбус, трамвай, маршрутка и т. д.).
- Почему нельзя отвлекать водителя от дороги? (Потому что машина едет на большой скорости).
Важно, чтобы после наблюдения у детей была возможность нарисовать увиденное
Воспитатель рисует машины и рассказывает, где находится руль, педали, сиденья, ремни безопасности, двигатель, дети наблюдают.
Организация наблюдений в первой младшей группе детского сада
Наблюдения можно проводить со всеми малышами вместе, с отдельными подгруппами либо индивидуально
У одних воспитатель развивает внимание, у других стимулирует интерес к живой природе. Детям полезно запоминать форму, свойства отдельных объектов окружающей их среды
Для описания объектов наблюдения используйте фразы, состоящие из хорошо известных ребёнку слов.
Наблюдение можно проводить с небольшими подгруппами детей, чтобы у каждого воспитанника была возможность детально познакомиться с объектом
Таблица: картотека наблюдений в первой младшей группе
- Узнать больше о таком домашнем животном, как собака;
- привить желание заботиться о собаках;
- формировать знания о привычках собак.
- Узнать повадки птиц, понаблюдать за их поведением;
- развить желание подкармливать птиц в холодные времена.
- Узнать больше о таком животном, как кошка;
- узнать больше о её повадках, привычках.
- Сравнить таких птиц, как голубь и воробей;
- чётко выявить их сходства и различия.
- воробей маленький, а голубь большой,
- воробей прыгает, а голубь бегает,
- воробей коричневый, а голубь серый,
- воробей пугается людей, а голубь к ним привык.
- Закрепить знания о внешнем виде и повадках синиц;
- развить желание подкармливать их в холодное время года.
Конспект наблюдения позволяет сформулировать основные тезисы организации наблюдения.
- Вызвать у детей радость от наблюдения за снегом.
- Уточнить их представления о снеге, рассказать о его особенностях, свойствах.
- Активизировать детей за счёт словесной реакции.
- Вызвать у них чувство вдохновения, развить воображение.
- Воспитывать чувство прекрасного, наслаждение творением природы.
Дети в группе садятся в круг. Воспитатель проводит мини-викторину:
- Что падает с неба такое белое? (Снежинки).
- Что будет, если много-много снежинок соберётся в большую кучу? (Сугроб).
- Что мы можем сделать из снега? (Снеговика, снежки).
- Что будет, если снежинка упадёт на ладошку? (Она растает).
- Какой снег на ощупь? (Пушистый, мягкий, холодный!)
В.: Молодцы! А теперь пойдём на улицу и посмотрим на снег сами.
Дети наблюдают за изменением состояния снега при воздействии на него:
- лепят,
- мнут,
- топчат,
- дуют,
- копают лопаткой,
- ловят голыми руками и варежкой.
Далее малыши рисуют увиденное, изображают снег в различных его состояниях: метель, сугроб, снеговик, снежки.
Временной план наблюдений
Временной план позволяет грамотно распределить виды деятельности детей. Непосредственно наблюдение в младшей группе занимает от 3 до 10 минут.
Осень для малышей является увлекательным временем года
В процессе совместной деятельности малыши приобретают новых друзей
Перспективное планирование наблюдений в младших группах детского сада
Составление перспективного плана на год поможет педагогам ДОУ организовать наблюдения за объектами живой и неживой природы, погодными явлениями с маленькими воспитанниками. План должен учитывать особенности климата и местности проживания детей.
При составлении перспективного плана следует учитывать климатические особенности региона
Таблица: перспективный план наблюдений для первой младшей группы
Месяц | Объект наблюдения |
Сентябрь | Наблюдение за песком, изучение его свойств:
|
Октябрь | Наблюдение за рыбками в аквариуме группы, кормление их. |
Ноябрь | Наблюдение за водой, изучение её свойств:
|
Декабрь | Наблюдение за снегом, изучение его свойств:
|
Январь | Наблюдение за льдом:
|
Февраль | Наблюдение за мыльными пузырями, научить детей выдувать мыльные пузыри самостоятельно. |
Март | Наблюдение за весной:
|
Апрель | Наблюдение за насекомыми:
|
Май | Наблюдение за одуванчиками, превращение из жёлтого цветка в белый. |
Таблица: перспективный план наблюдений для второй младшей группы
Месяц | Объект наблюдения |
Сентябрь | Наблюдение за солнцем и небом:
|
Октябрь | Наблюдение за ветром и дождём:
|
Ноябрь | Наблюдение за птицами:
|
Декабрь | Наблюдение за уборкой снега:
|
Январь |
|
Февраль | Наблюдение за детьми старшей группы на другом участке:
|
Март | Наблюдение за изменениями в природе:
|
Апрель | Наблюдение за деревьями:
|
Май | Наблюдение за транспортом, который приежает в детский сад: вспомнить скорую, пожарную, милицейскую машину, грузовую, которая привозит продукты, кто их и как разгружает, какие продукты привозит. |
Наблюдение за окружающей средой — важный момент развития детей. Прогулки на свежем воздухе закаляют организм, а созерцание различных природных явлений расширяет кругозор. Изучение свойств растений и животных воспитывает у дошкольников бережное и заботливое отношение к окружающему миру, наблюдение за созданными человеком объектами — формирует представления о жизни в обществе. Главное — грамотно проводить наблюдение, реализовывая обучающие, воспитательные и развивающие цели методической работы с детьми.
Теоретические аспекты организации наблюдений в ДОУ
Наблюдение в ДОУ — это специально организованная деятельность, целенаправленное восприятие объектов живой и неживой природы, а также созданных человеком под руководством воспитателя. При этом используются различные органы чувств дошкольников: зрение, слух, обоняние, тактильная чувствительность. В ходе наблюдения происходит интеллектуальное развитие детей, формируются представления об окружающем мире, что и является основной целью организации данного процесса в детском саду.
В ходе наблюдения дети познают окружающий мир во всём его многообразии
Задачи организации наблюдений в младших группах ДОУ:
- привлечение внимания детей к объекту, его рассматривание;
- выделение сенсорных признаков объекта (с помощью различных анализаторов);
- подражание движениям и звукам, издаваемым объектом наблюдения;
- установление признаков отличия одного объекта от другого;
- формирование положительного, заботливого отношения к животным, растениям.
Классификация наблюдений
Наблюдение можно организовывать в различных формах:
- По месту проведения:
- на участке;
- в групповой комнате;
- в лесу, поле и т. д.
- По количеству детей:
- индивидуальные (1–4 человека);
- групповые (5–10 детей);
- коллективные (вся группа).
- По причине проведения:
- случайные;
- запланированные;
- как ответ на вопрос ребёнка.
- По характеру включения в педагогический процесс:
- эпизодические;
- систематические.
- По продолжительности:
- кратковременные (от 5 до 15 минут);
- длительные (свыше 15 минут).
- По характеру наблюдения за одним и тем же объектом:
- однократные;
- многократные, или циклические.
- По месту в цикле:
- первичные;
- вторичные;
- заключительные, или итоговые.
- По характеру объектов:
- наблюдение за неодушевлёнными объектами (транспортные средства, песок, камни, ветер, воздух, солнце, небо, деревья, растения);
- наблюдение за одушевлёнными объектами (люди, животные, птицы, рыбы, насекомые).
Возрастные особенности младших дошкольников
Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей, воспитателю следует учитывать возраст, специфику развития и уровень познавательной деятельности малышей 1,5–4 лет
Внимание малышей неустойчиво, их привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому первые наблюдения с воспитанниками младшей группы лучше организовывать за животными, а не за растениями
Внимание младших дошкольников привлекают движущиеся объекты
Педагогу следует помнить, что в 3 года детям ещё не рекомендуется наблюдать за небом, так как у них не сформировано окончательно чувство равновесия
Также необходимо соблюдать меры безопасности, потому что ребёнок может по неосторожности попробовать дотронуться до ядовитого растения или будет слишком «активно» наблюдать за ветками деревьев
В целом у детей 2–3 лет в организации наблюдения есть свои особенности, ведь некоторые в этом возрасте почти не разговаривают либо говорят очень мало. В таком случае нужно использовать облегчённые варианты слов: «топ-топ» — идет, «кач-кач» — качается на качелях, «ам-ам» — ест, «куп-куп» — купается, «бух» — упал и др. Также при наблюдении можно использовать приём договаривания слов в знакомых потешках и стихах. Например, при наблюдении за птицами можно предложить детям договорить последнее слово в стихотворной строке:
Используйте речевое подражание. После каждого названия дерева, транспортного средства, вида птицы и т. д. мотивируйте детей повторять за вами слова, так они их быстрее запомнят. При проведении викторины в первой младшей группе воспитатель сам отвечает на свои вопросы, а дети повторяют.
Ход наблюдения
Свежевыпавший снег белый и пушистый, на нем хорошо видны любые следы. По ним можно узнать, кто ходил, ездил, прилетали птицы или бегали зверьки. Определить, чьи следы видят дети, и предложить им оставить свои следы на снегу. Сравнить следы взрослого со следом ребенка.
Трудовая деятельность. Показать детям, как строить из снега дом для куклы, зверюшки.
Цели: — учить соизмерять величину домика с величиной игрушки; — аккуратно и достаточно глубоко вырезать отверстие.
Цель: учить прямо или боком переползать через скамейку.
Цели: учить катить мяч вперед, воспитывать дружелюбие.
Индивидуальная работа: упражнять в бег в разном направлении.
Выносной материал: Лопатки, эмблемы для подвижной игры, ленточки, формочки.
Карточка № 4
Прогулка
Цели: — закреплять желание заботиться о птицах; — уточнять знания об их повадках.
Параллельное соединение проводников 8 класс конспект урока
Население тюменской области конспект урока
Здоровье человека 4 класс конспект урока
План конспект на тему одежда
- Конспект нод берегите природу в старшей группе