Виды музыкально-дидактических игр в первой и второй младших группах
Дидактические (обучающие) игры имеют несколько классификаций, в основу которых положены разные определяющие критерии (содержание, материал). Музыкально-дидактические игры, являясь элементом группы дидактических игр, также имеют несколько вариантов классификации.
Классификация по игровым задачам и характеру игровых действий
По этому принципу выделяют 3 вида игровой деятельности.
Музицирование
Предполагается, что дети в этих играх статичны. Как правило, задача заключается в том, что малыши для решения игровой проблемы определяют музыкальное произведение на слух. Обычно воспитанники младших групп на команды не делятся, а соревновательный элемент состоит в быстром и точном выполнении задания. Например, игра в первой младшей группе «Прятки», в которой малыши поют песню вместе с педагогом громко хором, а затем по сигналу про себя. По условному знаку пение продолжается вслух. Или игра «Солнышко и дождик»: дети слушают музыкальные отрывки и поднимают карточки с изображениями солнышка или дождика под настроение музыки.
В младшей группе музицирование связано с определением характера звучания инструмента или мелодии
Динамичные (музыкально-ритмичные) игры
Эти игры напоминают подвижные, то есть предполагают динамику движений. Дети обычно делятся на команды, каждая из которых выполняет то или иное действие под определённую музыку. Например, «Кошки и мышки»: под громкую музыку одни ребята начинают двигаться, а другие замирают. Под тихую мелодию те, кто не двигался, начинают движение, а другие его прекращают.
Игры по принципу хороводных
Музыкально-дидактические игры этого вида отличаются отсутствием активных движений. Принцип хороводности заключается в том, что дети все синхронно выполняют движения под музыку, но при смене её звучания действие тоже меняется. Например, «Ноги и ножки»: под громкое пение воспитатель и дети шагают, высоко поднимая ноги и с силой их опуская, а под тихое пение переходят на мелкий бег.
Педагог обязательно участвует во всех играх, показывая ребятам смену игровых движений
Классификация игр по типу сенсорного воздействия
Эти музыкально-дидактические игры направлены на развитие сенсорных способностей детей. Они развивают чувство ритма и различные виды слуха малышей.
Таблица: игры на музыкально-сенсорное развитие детей
Вид игры | Пример | Возрастная группа |
Для развития звуковысотного слуха | «Курочки». Цель: различать квинту (фа первой октавы — до второй октавы). Одна курочка ищет червячков, смотрит вниз и голос её звучит низко; вторая курочка ищет цыплят, голова поднята вверх, голос звучит высоко. Одна спряталась за заборчик, а вторая — за клумбу. По звуку дети определяют, кто где спрятался. | Вторая младшая |
Для развития чувства ри. Цель: развивать музыкальную память и умение двигаться в характере музыки. Дети получают маски разных животных и двигаются под определённый для каждого ритмический рисунок. | Первая, вторая младшая | |
«Эхо». Цель: учиться повторять ритмический рисунок хлопками в ладоши. Педагог хлопает ритм, дети эхом его повторяют. | ||
Для развития тембрового слуха | «Угадай, на чём играю». Цель: учиться различать музыкальные инструменты по звучанию. Дети поворачиваются спинами к педагогу, который издаёт звуки на разных инструментах. Задача малышей — угадать, на каком. Примечание: в первой младшей группе должно быть 3–4 инструмента, во второй младшей — 5–6 (погремушка, барабан, бубен, ложки, дудочка, колокольчик). | Первая, вторая младшая |
Для развития динамического слуха | «Платочки». Цель: развивать реакцию на смену динамических оттенков. Малыши с платочками в руках слушают музыкальное произведение. Под громкие звуки поднимают платочки вверх, под тихие — опускают вниз. | Первая младшая |
Музыкально-дидактические игры развивают чувство ритма у малышей
«Листопад»
О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль «В мире музыки», с.19
Возраст: от 3 до 4 лет
Задача Создавать условия для формирования представлений о длительности звука.
Цель: формировать представления о длительности звуков в процессе их восприятия.
Игровой материал и оборудование: декорация «Золотая осень» (листы 1-3), графическая основа—лужайка (лист 3), комплект разрезного материала «Листья» (элементы двух размеров (листы 26, 27); музыкальный инструмент, воспроизводящий звуки различной длительности (фортепиано, баян, цимбалы, губная гармошка).
Игровые действия: восприятие звуков различной длительности, соотнесение длительности звуков с моделями.
Ход выполнения игрового задания:
Взрослый, выступающий в роли ведущего, предлагает ребёнку собрать букет из осенних листьев, выбирая из предложенного разрезного материала только те листья, которые подскажет ему музыкальный инструмент. При звучании долгого звука в исполнении взрослого ребёнок должен выбрать большой лист, при звучании короткого звука—маленький. Звуки исполняются на одной высоте.
Как проводятся дидактические игры в детском садике
Важную роль в занятиях занимает вербальное общение ребят и воспитателя. Мягкая речь, наводящие вопросы и короткие сюжетные рассказы направляют игру в нужное русло. Речь воспитателя должна быть понятной и краткой
Объемные пояснения размывают внимание детей и мешают развитию игры. Также недопустима критика и указание на ошибки
Важно! Игра — главный способ познания мира ребенком
Дидактическое мероприятие содержит в себе различные формы деятельности детей в их сочетании
Важно! Игра — главный способ познания мира ребенком. Дидактическое мероприятие содержит в себе различные формы деятельности детей в их сочетании. Воспитатель учит подопечных ситуационному применению зрения, слуха, двигательно-моторной деятельности и осязания
Воспитатель учит подопечных ситуационному применению зрения, слуха, двигательно-моторной деятельности и осязания
Дидактическое мероприятие содержит в себе различные формы деятельности детей в их сочетании. Воспитатель учит подопечных ситуационному применению зрения, слуха, двигательно-моторной деятельности и осязания.
Игра для зрения
Особенности создания мотивирующей среды
Ключевое условие создания мотивирующей среды — создание у воспитанников чувства безопасности. Причем безопасности как физической, так и психологической.
При выборе оформления группового помещения нужно учитывать влияние цвета на детский организм, его эмоциональное и физическое самочувствие. Художественный фон должен соответствовать восприятию с учетом назначения помещения, условий его эксплуатации и возраста детей.
К сведению! Психологическая экология может быть достигнута при отделке помещений с преобладанием одной мажорной цветовой гаммы. Следует стремиться не к пестроте красок, а к разнообразию тонов и фактур.
Слайд 8Музыкальный ёжикИгра на развитие чувства ритма и динамического восприятияЦель: Развивать представления
детей о ритме, учить приёмам игры на барабане одной и двумя палочками, ладошками, пальчиками. Ход игры: Ребёнок играет на барабане по тексту стихотворения (бум-бум-бум) одной палочкой. С барабаном ходит ёжик бум, бум, бум! Целый день играет ёжик бум, бум, бум! С барабаном за плечами бум, бум, бум! Ёжик в сад забрёл случайно бум, бум, бум! Очень яблоки любил он бум, бум, бум! Барабан в саду забыл он Бум, бум, бум! Ночью яблоки срывались бум, бум, бум! И удары раздавались бум, бум, бум! Ой, как зайчики струхнули бум, бум, бум! Глаз до зорьки не сомкнули бум, бум, бум!1 усложнение: Ребёнок играет на барабане двумя палочками поочерёдно.
Значение музыкально-дидактических игр для младших дошкольников
Чтобы понять суть музыкально-дидактических игр, нужно, как в математике, разложить сумму на слагаемые, в нашем случае — музыку и дидактику. С последним всё просто: дидактика — это обучение, то есть то, без чего образовательный процесс невозможен. Но и значимость музыки для малышей переоценить сложно. Во-первых, музыка повышает настроение, жизненный тонус, а во-вторых, воспитывает в ребёнке способность эстетически воспринимать действительность, обогащает его социальный опыт. Исходя из этого, можно сказать, что музыкально-дидактические игры — это деятельность, которая направлена на осуществление целей музыкального образования:
- научить детей слышать, сравнивать и различать свойства музыкальных звуков (силу, высоту, тембр, длительность);
- развивать способность слышать и оценивать шумы окружающего мира (звуки природы, животных);
- формировать творческие способности малышей за счёт расширения спектра эмоциональных реакций на музыку разных жанров.
С помощью музыкально-дидактических игр малыши учатся различать голоса природы, в том числе звуки животных
Задачи проведения музыкально-дидактических игр в младших группах ДОУ
И в первой, и во второй младших группах ДОУ эта миссия игр, направленных на музыкальное образование дошкольников, реализуется посредством решения следующих задач:
- знакомство с внешним обликом музыкальных инструментов и их звучанием;
- обогащение слухового опыта воспитанников в отношении музыкальных и немузыкальных звуков (дети учатся различать звуки, издаваемые музыкальными инструментами и те, что окружают нас в обычной жизни);
- формирование звуковысотного слуха, то есть малыши учатся различать музыкальные регистры (например, на фортепиано басы — это топанье косолапого медведя, а высокие звуки — прыжки заиньки);
- развитие чувства ритма (так, дети учатся повторять ритмический рисунок на маракасах вслед за педагогом);
- тренировка тембрового, динамического слуха, то есть малыши выполняют определённые игровые действия в зависимости от звуковой окраски и силы звучания (например, на громкие звуки топают ножками, на тихие — идут на цыпочках);
- расширение спектра эмоциональных реакций на музыку (в 1,5–3 года дети учатся различать грустные и весёлые мелодии, во второй младшей группе к этому списку добавляются бодрые напевы);
- стимулирование развития певческих и танцевальных умений;
воспитание самостоятельности, творческой активности, интереса к элементарному музицированию;
- развитие чувства товарищества.
Требования к проведению
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены принципы подготовки и проведения игр в ДОУ. На его основании можно сформулировать основные требования к организации музыкально-дидактических игр:
- Музыкально-дидактические игры проводятся не только музыкальным работником, но и основным воспитателем, инструктором по физической культуре, хореографом.
- Этот вид активности по возможности должен включать развитие игровых действий, то есть помогать малышам услышать, различить, сравнить те или иные музыкальные свойства, а затем взаимодействовать с ними. К примеру, сначала дети второй младшей группы слушают высокие звуки фортепиано, потом хлопками в ладоши идентифицируют их среди других (низких, средних), а затем прыгают, как зайчики, под них.
- Музыкально-дидактические игры должны быть незамысловатыми и доступными для понимания целевой аудитории. Детям должны быть понятны игровые действия, количество которых не превышает 2–3.
- Расширение познавательных интересов невозможно без удовлетворения любопытства малышей 1,5–4 лет. Поэтому, чтобы заинтересовать детей знакомством со скрипкой, например, ребятам нужно не только дать возможность услышать этот инструмент, но и потрогать его.
Материалы для музыкально-дидактических игр должны быть занимательными и красиво оформленными, так как наглядно-образное восприятие мира у дошкольников является ведущим.
- Музыкально-дидактические игры проводятся на музыкальных занятиях, на прогулке, при организации самостоятельной работы, во время развлечений и мероприятий.
Тематическая подборка игр и упражнений для детей раннего возраста на тему «Музыкальные инструменты»
Цели:
Познакомить детей с различными музыкальными и шумовыми инструментами.
Обогатить активный и пассивный словарь детей по данной теме.
Формировать устойчивые представления о цвете, форме, величине.
Учить детей различать понятия «громко» и «тихо», «быстро» и «медленно».
Познакомить с музыкальными произведениями.
Закрепить умения рисовать пальчиками, лепить, наклеивать.
Развивать слух, мышление, слуховое внимание, мелкую моторику
Оборудование:
Инструменты: колокольчики, барабаны, музыкальные молоточки, бубны, погремушки, металлофоны, гармошки, гитары.
Полочки (двойные коробочки из-под пластилина, цветные силуэтные картинки музыкальных инструментов.
Фон для рисования пальчиками «гармошка», пальчиковые краски, влажные салфетки.
Картинка с изображением трех медведей и силуэтные изображения дудочек разных размеров.
Картинка с изображением фортепианной клавиатуры.
Картинка с нарисованной веревочкой и геометрическими фигурами на ней, силуэтные изображения колокольчиков с соответствующими геометрическими фигурами.
Картинка «Бубен» с кругами по окружности разного цвета и двух размеров, соответствующие по цвету и размеру пуговицы.
Прищепки, круги-погремушки.
Фасоль, пустые яйца от «киндер-сюрпризов».
Пластилин, спички.
Картинка «Металлофон», разноцветные полоски разной длины.
Детали аппликации «Гитара», пластилин, клей.
Аудиозаписи: «Моцарт для детей», «Музыкальные инструменты»,
«Детский альбом. Неаполитанская песенка» П. И. Чайковский.
Значение музыкально-дидактических игр для младших дошкольников
Чтобы понять суть музыкально-дидактических игр, нужно, как в математике, разложить сумму на слагаемые, в нашем случае — музыку и дидактику. С последним всё просто: дидактика — это обучение, то есть то, без чего образовательный процесс невозможен. Но и значимость музыки для малышей переоценить сложно. Во-первых, музыка повышает настроение, жизненный тонус, а во-вторых, воспитывает в ребёнке способность эстетически воспринимать действительность, обогащает его социальный опыт. Исходя из этого, можно сказать, что музыкально-дидактические игры — это деятельность, которая направлена на осуществление целей музыкального образования:
- научить детей слышать, сравнивать и различать свойства музыкальных звуков (силу, высоту, тембр, длительность);
- развивать способность слышать и оценивать шумы окружающего мира (звуки природы, животных);
- формировать творческие способности малышей за счёт расширения спектра эмоциональных реакций на музыку разных жанров.
С помощью музыкально-дидактических игр малыши учатся различать голоса природы, в том числе звуки животных
Задачи проведения музыкально-дидактических игр в младших группах ДОУ
И в первой, и во второй младших группах ДОУ эта миссия игр, направленных на музыкальное образование дошкольников, реализуется посредством решения следующих задач:
- знакомство с внешним обликом музыкальных инструментов и их звучанием;
- обогащение слухового опыта воспитанников в отношении музыкальных и немузыкальных звуков (дети учатся различать звуки, издаваемые музыкальными инструментами и те, что окружают нас в обычной жизни);
- формирование звуковысотного слуха, то есть малыши учатся различать музыкальные регистры (например, на фортепиано басы — это топанье косолапого медведя, а высокие звуки — прыжки заиньки);
- развитие чувства ритма (так, дети учатся повторять ритмический рисунок на маракасах вслед за педагогом);
- тренировка тембрового, динамического слуха, то есть малыши выполняют определённые игровые действия в зависимости от звуковой окраски и силы звучания (например, на громкие звуки топают ножками, на тихие — идут на цыпочках);
- расширение спектра эмоциональных реакций на музыку (в 1,5–3 года дети учатся различать грустные и весёлые мелодии, во второй младшей группе к этому списку добавляются бодрые напевы);
- стимулирование развития певческих и танцевальных умений;
- воспитание самостоятельности, творческой активности, интереса к элементарному музицированию;
Дошкольники с удовольствием изучают различные музыкальные инструменты
Это интересно. Учёные установили, что совершенствование музыкального слуха зависит от того, насколько систематически проводятся упражнения на его развитие. Так что, если человеку «медведь на ухо наступил», это — не недочёт природы, а недостаток регулярных занятий.
Требования к проведению
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены принципы подготовки и проведения игр в ДОУ. На его основании можно сформулировать основные требования к организации музыкально-дидактических игр:
- Музыкально-дидактические игры проводятся не только музыкальным работником, но и основным воспитателем, инструктором по физической культуре, хореографом.
- Этот вид активности по возможности должен включать развитие игровых действий, то есть помогать малышам услышать, различить, сравнить те или иные музыкальные свойства, а затем взаимодействовать с ними. К примеру, сначала дети второй младшей группы слушают высокие звуки фортепиано, потом хлопками в ладоши идентифицируют их среди других (низких, средних), а затем прыгают, как зайчики, под них.
- Музыкально-дидактические игры должны быть незамысловатыми и доступными для понимания целевой аудитории. Детям должны быть понятны игровые действия, количество которых не превышает 2–3.
- Расширение познавательных интересов невозможно без удовлетворения любопытства малышей 1,5–4 лет. Поэтому, чтобы заинтересовать детей знакомством со скрипкой, например, ребятам нужно не только дать возможность услышать этот инструмент, но и потрогать его.
- Материалы для музыкально-дидактических игр должны быть занимательными и красиво оформленными, так как наглядно-образное восприятие мира у дошкольников является ведущим.
Некоторые наглядные материалы к играм могут быть сделаны своими руками
Анализ музыкального занятия
С целью планирования дальнейшей работы и включение корректировки в образовательном процессе, а также выявления отстающих и одарённых воспитанников музыкальный руководитель проводит анализ занятия по следующим пунктам:
- Тема занятия, цель, образовательные, развивающие, воспитательные задачи
- Использованное оборудование и наглядные материалы
- Структура занятия
- Установление обратной связи с воспитанниками
- Содержание занятия, форма изложения материала
- Методы работы на занятии
Примеры выводов в результате анализа деятельности воспитанников и музыкального руководителя на занятии:
На основании анализа педагог вносит коррективы в конспект этого занятия: расширить материал по инструментам в соответствии с заинтересованностью воспитанников.
Ход игры: Звучит любая русская народная мелодия.
Педагог: Сегодня, ребята, я познакомлю вас с удивительной куколкой Глашенькой. Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она протопает, так и вы повторяйте.
Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, притопами. Можно взять в руки ложки, палочки, бубны… Если разделить детей по подгруп-пам и дать разные музыкальные инструменты, то получится оркестр.
Игры для развития динамического слуха
«Тихие и громкие ладошки»
Цель: Развивать динамическое восприятие.
Ход игры: Педагог предлагает детям прослушать две песни «Барабан-щик» М Красева и «Серенькая кошечка» В. Витлина. Первую песню я играю громко, а вторую – тихо. И предлагает детям прохлопать эти песни – громко и тихо.
Тихие и громкие звоночки.
Цель: развивать динамическое восприятие.
Оборудование: колокольчики.
Ход игры: Педагог предлагает прослушать пьесу «Пальчики и Ручки». Под тихое звучание музыки (1 части) дети играют на колокольчиках тихо, а на звучание громкой музыки (2 части) дети играют на колокольчиках громко.Потом усложняю: мальчики играют тихо, а девочки – громко и наоборот.
Игры для развития восприятия музыки
Три цветка
Цель: Развитие восприятия музыки.
Демонстрационный материал: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо»— спящее, плачущее или весёлое, изображающее три типа характера музыки:
1. Добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная)
2. Грустная, жалобная.
3. Весёлая, радостная, плясовая, задорная.
Ход игры: Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цвет-ков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, пока-зывают цветы, соответствующие характеру музыки, поднимают их.
«День рождения»
Цель: Развитие восприятия музыки, упражнять детей определять ха-рактер музыки.
Демонстрационный материал: мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др., небольшой кукольный столик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки- подарки для Зайчика.
Виды музыкально-дидактических игр в первой и второй младших группах
Дидактические (обучающие) игры имеют несколько классификаций, в основу которых положены разные определяющие критерии (содержание, материал). Музыкально-дидактические игры, являясь элементом группы дидактических игр, также имеют несколько вариантов классификации.
Классификация по игровым задачам и характеру игровых действий
По этому принципу выделяют 3 вида игровой деятельности.
Музицирование
Предполагается, что дети в этих играх статичны. Как правило, задача заключается в том, что малыши для решения игровой проблемы определяют музыкальное произведение на слух. Обычно воспитанники младших групп на команды не делятся, а соревновательный элемент состоит в быстром и точном выполнении задания. Например, игра в первой младшей группе «Прятки», в которой малыши поют песню вместе с педагогом громко хором, а затем по сигналу про себя. По условному знаку пение продолжается вслух. Или игра «Солнышко и дождик»: дети слушают музыкальные отрывки и поднимают карточки с изображениями солнышка или дождика под настроение музыки.
В младшей группе музицирование связано с определением характера звучания инструмента или мелодии
Динамичные (музыкально-ритмичные) игры
Эти игры напоминают подвижные, то есть предполагают динамику движений. Дети обычно делятся на команды, каждая из которых выполняет то или иное действие под определённую музыку. Например, «Кошки и мышки»: под громкую музыку одни ребята начинают двигаться, а другие замирают. Под тихую мелодию те, кто не двигался, начинают движение, а другие его прекращают.
Игры по принципу хороводных
Музыкально-дидактические игры этого вида отличаются отсутствием активных движений. Принцип хороводности заключается в том, что дети все синхронно выполняют движения под музыку, но при смене её звучания действие тоже меняется. Например, «Ноги и ножки»: под громкое пение воспитатель и дети шагают, высоко поднимая ноги и с силой их опуская, а под тихое пение переходят на мелкий бег.
Педагог обязательно участвует во всех играх, показывая ребятам смену игровых движений
Классификация игр по типу сенсорного воздействия
Эти музыкально-дидактические игры направлены на развитие сенсорных способностей детей. Они развивают чувство ритма и различные виды слуха малышей.
Таблица: игры на музыкально-сенсорное развитие детей
Вид игры | Пример | Возрастная группа |
Для развития звуковысотного слуха | «Курочки». Цель: различать квинту (фа первой октавы — до второй октавы).Одна курочка ищет червячков, смотрит вниз и голос её звучит низко, вторая курочка ищет цыплят, голова поднята вверх, голос звучит высоко. Одна спряталась за заборчик, а вторая — за клумбу. По звуку дети определяют, кто где спрятался. | Вторая младшая |
Для развития чувства ритма | «Лесные гости». Цель: развивать музыкальную память и умение двигаться в характере музыки.Дети получают маски разных животных и двигаются под определённый для каждого ритмический рисунок. | Первая, вторая младшая |
«Эхо». Цель: учиться повторять ритмический рисунок хлопками в ладоши.Педагог хлопает ритм, дети эхом его повторяют. | ||
Для развития тембрового слуха | «Угадай, на чём играю». Цель: учиться различать музыкальные инструменты по звучанию.Дети поворачиваются спинами к педагогу, который издаёт звуки на разных инструментах. Задача малышей — угадать, на каком.Примечание: в первой младшей группе должно быть 3–4 инструмента, во второй младшей — 5–6 (погремушка, барабан, бубен, ложки, дудочка, колокольчик). | Первая, вторая младшая |
Для развития динамического слуха | «Платочки». Цель: развивать реакцию на смену динамических оттенков.Малыши с платочками в руках слушают музыкальное произведение. Под громкие звуки поднимают платочки вверх, под тихие — опускают вниз. | Первая младшая |
Музыкально-дидактические игры развивают чувство ритма у малышей
Слайд 9Музыкальный ёжик2 усложнение: Ребёнок играет на барабане одной палочкой, соблюдая динамические
оттенки С барабаном ходит ёжик бум, бум, бум! (громко, радостно) Целый день играет ёжик бум, бум, бум! (громко, радостно) С барабаном за плечами бум, бум, бум! ( не слишком громко) Ёжик в сад забрёл случайно бум, бум, бум! ( не слишком громко) Очень яблоки любил он бум, бум, бум! (Громко радостно) Барабан в саду забыл он Бум, бум, бум! (не слишком громко) Ночью яблоки срывались бум, бум, бум! (Тихо) И удары раздавались бум, бум, бум! (Тихо) Ой, как зайчики струхнули бум, бум, бум! (Едва слышно) Глаз до зорьки не сомкнули бум, бум, бум! (едва слышно)3 усложнение: То же самое играет двумя палочками поочерёдно.4 усложнение: Играет ладошками (одной или двумя) С барабаном ходит ёжик бум, бум, бум! (Ладошкой громко, радостно) Целый день играет ёжик бум, бум, бум! (Ладошкой громко, радостно) С барабаном за плечами бум, бум, бум! ( Ладошкой не слишком громко) Ёжик в сад забрёл случайно бум, бум, бум! ( Ладошкой не слишком громко) Очень яблоки любил он бум, бум, бум! (Кулачком Громко радостно) Барабан в саду забыл он Бум, бум, бум! (Кулачком не слишком громко) Ночью яблоки срывались бум, бум, бум! (Пальчиком Тихо) И удары раздавались бум, бум, бум! (Пальчиком Тихо) Ой, как зайчики струхнули бум, бум, бум! (Пальчиком едва слышно) Глаз до зорьки не сомкнули бум, бум, бум! (Пальчиком едва слышно)Примечание: Играть можно ансамблем или индивидуально.
Виды музыкально-дидактических игр в первой и второй младших группах
Дидактические (обучающие) игры имеют несколько классификаций, в основу которых положены разные определяющие критерии (содержание, материал). Музыкально-дидактические игры, являясь элементом группы дидактических игр, также имеют несколько вариантов классификации.
Классификация по игровым задачам и характеру игровых действий
По этому принципу выделяют 3 вида игровой деятельности.
Музицирование
Предполагается, что дети в этих играх статичны. Как правило, задача заключается в том, что малыши для решения игровой проблемы определяют музыкальное произведение на слух. Обычно воспитанники младших групп на команды не делятся, а соревновательный элемент состоит в быстром и точном выполнении задания. Например, игра в первой младшей группе «Прятки», в которой малыши поют песню вместе с педагогом громко хором, а затем по сигналу про себя. По условному знаку пение продолжается вслух. Или игра «Солнышко и дождик»: дети слушают музыкальные отрывки и поднимают карточки с изображениями солнышка или дождика под настроение музыки.
В младшей группе музицирование связано с определением характера звучания инструмента или мелодии
Динамичные (музыкально-ритмичные) игры
Эти игры напоминают подвижные, то есть предполагают динамику движений. Дети обычно делятся на команды, каждая из которых выполняет то или иное действие под определённую музыку. Например, «Кошки и мышки»: под громкую музыку одни ребята начинают двигаться, а другие замирают. Под тихую мелодию те, кто не двигался, начинают движение, а другие его прекращают.
Игры по принципу хороводных
Музыкально-дидактические игры этого вида отличаются отсутствием активных движений. Принцип хороводности заключается в том, что дети все синхронно выполняют движения под музыку, но при смене её звучания действие тоже меняется. Например, «Ноги и ножки»: под громкое пение воспитатель и дети шагают, высоко поднимая ноги и с силой их опуская, а под тихое пение переходят на мелкий бег.
Педагог обязательно участвует во всех играх, показывая ребятам смену игровых движений
Классификация игр по типу сенсорного воздействия
Эти музыкально-дидактические игры направлены на развитие сенсорных способностей детей. Они развивают чувство ритма и различные виды слуха малышей.
Таблица: игры на музыкально-сенсорное развитие детей
Вид игры | Пример | Возрастная группа |
Для развития звуковысотного слуха | «Курочки». Цель: различать квинту (фа первой октавы — до второй октавы).Одна курочка ищет червячков, смотрит вниз и голос её звучит низко, вторая курочка ищет цыплят, голова поднята вверх, голос звучит высоко. Одна спряталась за заборчик, а вторая — за клумбу. По звуку дети определяют, кто где спрятался. | Вторая младшая |
Для развития чувства ритма | «Лесные гости». Цель: развивать музыкальную память и умение двигаться в характере музыки.Дети получают маски разных животных и двигаются под определённый для каждого ритмический рисунок. | Первая, вторая младшая |
«Эхо». Цель: учиться повторять ритмический рисунок хлопками в ладоши.Педагог хлопает ритм, дети эхом его повторяют. | ||
Для развития тембрового слуха | «Угадай, на чём играю». Цель: учиться различать музыкальные инструменты по звучанию.Дети поворачиваются спинами к педагогу, который издаёт звуки на разных инструментах. Задача малышей — угадать, на каком.Примечание: в первой младшей группе должно быть 3–4 инструмента, во второй младшей — 5–6 (погремушка, барабан, бубен, ложки, дудочка, колокольчик). | Первая, вторая младшая |
Для развития динамического слуха | «Платочки». Цель: развивать реакцию на смену динамических оттенков.Малыши с платочками в руках слушают музыкальное произведение. Под громкие звуки поднимают платочки вверх, под тихие — опускают вниз. | Первая младшая |
Музыкально-дидактические игры развивают чувство ритма у малышей
Слайд 7В гости песенка пришлаИгра на развитие музыкального слуха, памяти и исполнительских
способностейЦель: Развивать музыкальную память, умение петь без музыкального сопровождения хором, ансамблем и индивидуально.Игровой материал: Волшебный мешочек и игрушки, герои детских песенок.Ход игры: Воспитатель приносит в группу волшебный мешочек, рассматривают его, высказывают предположения, что это может быть.Воспитатель: В гости песенка пришла И подарок принесла. Ну-ка, Таня, подойди, Что в мешочке, посмотри!Ребёнок достаёт из мешочка игрушку. Воспитатель предлагает вспомнить песенку в которой встречается данный персонаж: кошка, мышка, лошадка, зайчик. Машина, птичка и др. Воспитатель предлагает детям спеть песенку индивидуально, хором или ансамблем. Примечание: Песня не обязательно об игрушке. Герой просто может упоминаться в песенке.