Краткое содержание
Книга состоит из одиннадцати глав.
В первых семи главах раскрываются темы социальной педагогики как учебного предмета, социализации как социально-педагогического явления, места человека в процессе социализации, мегафакторов социализации, основных источников влияния макрофакторов на социализацию, основных составляющих влияния мезофакторов на социализацию, а также тема процесса воспитания в контексте микрофакторов социализации.
Восьмая глава посвящена, главным образом, вопросам создания условий для духовной и ценностной ориентации человека в воспитательных организациях, две предпоследние главы рассматривают темы социализированности, воспитанности и издержек социализации. Заключительная глава рассказывает от социальной педагогике как отрасли знания.
Основные труды
Полный список работ А. В. Мудрика включает в себя 550 публикаций (на август 2016 года).
Ниже представлен список основных книг.
Диссертации
- Мудрик А. В. Педагогические проблемы свободного общения старшеклассников: автореферат дис. на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. (730. Теория педагогики). — М.: Научно-исследовательский институт общих проблем педагогики АПН СССР, 1970. — 25 с.
- Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников: Автореферат дис. на соискание ученой степени доктора педагогических наук : 13.00.01 — Теория и история педагогики.. — Л.: Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический институт им. А. И. Герцена, 1981. — 46 с.
Монографии и учебные пособия
- Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников. — М.: «Просвещение», 1976. — 174 с. — переведена на эстонский, латышский, литовский языки
- Мудрик А. В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. — М.: «Знание», 1977. — С. 86. — 174 с.
- Мудрик А. В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. — М.: «Знание», 1976. — 96 с.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. — М.: «Педагогика», 1984. — 108 с.
- Мудрик А. В. Учитель: Мастерство и вдохновение. — М.: «Просвещение», 1986. — 160 с.
- Мудрик А. В. The One True Luxury (Единственная истинная роскошь). — М.: «Progress Publishers», 1987. — 239 с. — на англ. яз.
- Мудрик А.В. Самые трудные годы. — М.: «Знание», 1990. — 64 с. — ISBN 5-07-001412-9.
- Мудрик А. В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. — М.: «Знание РСФСР», 1990. — 44 с. — ISBN 5-254-00037-6.
- Мудрик А. В. Время поисков и решений или старшеклассникам о них самих. — М.: «Просвещение», 1990. — 189 с. — ISBN 5-09-001759-X.
- Мудрик А. В. Социализация и «смутное время». — М.: «Знание», 1991. — 79 с. — ISBN 5-07-001688-1.
- Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — Пенза.: ПГПУ, 1994. — Т. 1. — 169 с.
- Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — М.: РАО-МПСИ, 1997. — 368 с. — ISBN 5-89112-018-6.
- Мудрик А. В. Социализация и воспитание. — М.: «Сентябрь», 1997. — 96 с. — ISBN 5-88753-013-8.
- Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для вузов. — М.: «Academia», 1999. — 183 с. — ISBN 5-7695-0315-7. — дополненные и исправленные издания: 2000, 2001, 2003, 2005, 2007, 2009, 2013, 2014.
- Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. — М.: «Педагогическое общество России», 2001. — 320 с. — ISBN 5-93134-141-2.
- Мудрик А. В. Социализация человека. — М.: «Academia», 2004. — 300 с. — ISBN 5-7695-1680-1.
- Мудрик А. В. Психология и воспитание. — М.: РАО-МПСИ, 2006. — 470 с.
- Мудрик А. В. Основы социальной педагогики. — М.: «Academia», 2006. — 205 с. — ISBN 5-7695-2721-8.
- Мудрик А. В. Социализация вчера и сегодня. — М.: РАО-МПСИ, 2006. — 428 с.
- Мудрик А. В. Социализация человека. — 2-е, испр. и доп. — М.: «Academia», 2006. — 303 с.
- Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — 2-е, перераб. — М.: РАО-МПСИ, 2009. — 564 с.
- Мудрик А. В. Социальная педагогика: теория и методика социального воспитания. — М.: Nota bene, 2008. — 218 с. — ISBN 978-5-8188-0104-9. — в соавторстве с Т. Т. Щелиной.
- Мудрик А. В. Социализация человека. — 3-е, перераб. и расшир. — М.- Воронеж: РАО-МПСИ, 2011. — 624 с. — ISBN 978-5-9770-0511-1.
Об авторе
МУДРИК Анатолий Викторович является членом-корреспондентом Российского авторского общества, доктором психологических наук, профессором кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, создателем авторских педагогических концепций социализации и социального воспитания, личности и общения, а также автором свыше трёхсот статей и более двух десятков книг в области педагогики.
Социальная педагогика (А. В. Мудрик) — отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, то есть воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (воинские части, предприятия).
Объектом социальной педагогики является целостная система социальных взаимодействий, межличностных отношений человека в сфере его ближайшего окружения.
Предмет – процесс воспитания всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемый как в специальных воспитательных учреждениях, так и вне их.
Назначение социальной педагогики как науки состоит в том, чтобы: заложить основы педагогического мышления у различных субъектов социума; сформировать способности и умения принимать в социальной практике наиболее эффективные, педагогически целесообразные решения, адекватные конкретным личностно-средовым ситуациям и позволяющие привести в движение реальные механизмы развития социальных инициатив
Сущность социальной педагогики заключается в:своевременной диагностике социальных проблем личности; выявлении и педагогически целесообразном влиянии на взаимоотношения людей в социуме; формировании социально-ценностных ориентациях личности; оказании помощи личности в социализации и др.
1. Первостепенной задачей является изучение ребенка (подростка).
2. Забота о ребенке (подростке), оказание помощи ребенку (подростку), попавшему в беду.
3. Анализ состояния социального воспитания в различных социальных сферах, 4. Социальная педагогика призвана анализировать, изучать и распространять, пропагандировать позитивный опыт.
•Теоретико-познавательная функция выражается в том, что социальная педагогика накапливает знания, синтезирует их, составляет наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет имеющиеся данные, вскрывает их глубинные основания.
•Прикладная функция связана с поиском путей, способов, условий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процесс социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах.
•Гуманистическая функция выражается в разработке целей совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации.
•Принцип природосообразности. Сущность принципа заключается в том, что отношение к человеку должно быть как к природному существу, а точнее, социально-природному. Его следует развивать, совершенствовать только с учетом его природных возможностей и не более.
•Принцип индивидуальной обусловленности. В основе принципа лежит принятие человека со всеми его особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками.
•Принцип культуросообразности. Человек как социальное существо развивается и формируется для жизни и самореализации в конкретных условиях среды жизнедеятельности — в конкретной культуре.
•Принцип социальной обусловленности. В его основе лежит влияние государственного устройства, политики и деятельность социальных институтов государства по их реализации в процессе формирования личности.
Социальная педагогика и другие науки
• Философия и социальная педагогика. Социальная педагогика исследуя проблемы, исходит из определенных взглядов на человека и его воспитание. В этих взглядах всегда можно обнаружить те или иные философские основания.
•Этика и социальная педагогика. Социальная педагогика использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности, определяя цели и разрабатывая методы воспитания.
Лекции
Лабораторные
Справочники
Эссе
Вопросы
Стандарты
Программы
Дипломные
Курсовые
Помогалки
Графические
НАШИ ЛЮДИ
Ященко, Александр Леонидович
Педагоги
педагог и естествоиспытатель
Яхонтова, Лия Константиновна
Педагоги
российский минералог и педагог
Яфальян, Алла Фёдоровна
Педагоги
доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социально-художественного образования СурГПУ
Ястребинецкий, Григорий Аронович
Педагоги
советский педагог, заслуженный учитель РСФСР
Ясиньский, Анджей
Педагоги
польский пианист и музыкальный педагог
Ярмаченко, Николай Дмитриевич
Педагоги
украинский педагог, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины, академик АПН СССР , основатель и первый президент Академии педагогических наук Украины, один из основателей и первый президент Международной макаренковской ассоциации, член Президиума АПН СССР, специалист в области дефектологии , а также теории и истории педагогики
Янсонс, Марис Арвидович
Педагоги
советский и российский дирижёр, музыкальный педагог
Янсонс, Арвид Кришевич
Педагоги
латвийский советский дирижёр и скрипач, музыкальный педагог