Мудрик введение в социальную педагогику

Краткое содержание

Книга состоит из одиннадцати глав.

В первых семи главах раскрываются темы социальной педагогики как учебного предмета, социализации как социально-педагогического явления, места человека в процессе социализации, мегафакторов социализации, основных источников влияния макрофакторов на социализацию, основных составляющих влияния мезофакторов на социализацию, а также тема процесса воспитания в контексте микрофакторов социализации.

Восьмая глава посвящена, главным образом, вопросам создания условий для духовной и ценностной ориентации человека в воспитательных организациях, две предпоследние главы рассматривают темы социализированности, воспитанности и издержек социализации. Заключительная глава рассказывает от социальной педагогике как отрасли знания.

Основные труды

Полный список работ А. В. Мудрика включает в себя 550 публикаций (на август 2016 года).

Ниже представлен список основных книг.

Диссертации

  • Мудрик А. В. Педагогические проблемы свободного общения старшеклассников: автореферат дис. на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. (730. Теория педагогики). — М.: Научно-исследовательский институт общих проблем педагогики АПН СССР, 1970. — 25 с.
  • Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников: Автореферат дис. на соискание ученой степени доктора педагогических наук : 13.00.01 — Теория и история педагогики.. — Л.: Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический институт им. А. И. Герцена, 1981. — 46 с.

Монографии и учебные пособия

  • Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников. — М.: «Просвещение», 1976. — 174 с. — переведена на эстонский, латышский, литовский языки
  • Мудрик А. В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. — М.: «Знание», 1977. — С. 86. — 174 с.
  • Мудрик А. В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. — М.: «Знание», 1976. — 96 с.
  • Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. — М.: «Педагогика», 1984. — 108 с.
  • Мудрик А. В. Учитель: Мастерство и вдохновение. — М.: «Просвещение», 1986. — 160 с.
  • Мудрик А. В. The One True Luxury (Единственная истинная роскошь). — М.: «Progress Publishers», 1987. — 239 с. — на англ. яз.
  • Мудрик А.В. Самые трудные годы. — М.: «Знание», 1990. — 64 с. — ISBN 5-07-001412-9.
  • Мудрик А. В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. — М.: «Знание РСФСР», 1990. — 44 с. — ISBN 5-254-00037-6.
  • Мудрик А. В. Время поисков и решений или старшеклассникам о них самих. — М.: «Просвещение», 1990. — 189 с. — ISBN 5-09-001759-X.
  • Мудрик А. В. Социализация и «смутное время». — М.: «Знание», 1991. — 79 с. — ISBN 5-07-001688-1.
  • Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — Пенза.: ПГПУ, 1994. — Т. 1. — 169 с.
  • Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — М.: РАО-МПСИ, 1997. — 368 с. — ISBN 5-89112-018-6.
  • Мудрик А. В. Социализация и воспитание. — М.: «Сентябрь», 1997. — 96 с. — ISBN 5-88753-013-8.
  • Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для вузов. — М.: «Academia», 1999. — 183 с. — ISBN 5-7695-0315-7. — дополненные и исправленные издания: 2000, 2001, 2003, 2005, 2007, 2009, 2013, 2014.
  • Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. — М.: «Педагогическое общество России», 2001. — 320 с. — ISBN 5-93134-141-2.
  • Мудрик А. В. Социализация человека. — М.: «Academia», 2004. — 300 с. — ISBN 5-7695-1680-1.
  • Мудрик А. В. Психология и воспитание. — М.: РАО-МПСИ, 2006. — 470 с.
  • Мудрик А. В. Основы социальной педагогики. — М.: «Academia», 2006. — 205 с. — ISBN 5-7695-2721-8.
  • Мудрик А. В. Социализация вчера и сегодня. — М.: РАО-МПСИ, 2006. — 428 с.
  • Мудрик А. В. Социализация человека. — 2-е, испр. и доп. — М.: «Academia», 2006. — 303 с.
  • Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — 2-е, перераб. — М.: РАО-МПСИ, 2009. — 564 с.
  • Мудрик А. В. Социальная педагогика: теория и методика социального воспитания. — М.: Nota bene, 2008. — 218 с. — ISBN 978-5-8188-0104-9. — в соавторстве с Т. Т. Щелиной.
  • Мудрик А. В. Социализация человека. — 3-е, перераб. и расшир. — М.- Воронеж: РАО-МПСИ, 2011. — 624 с. — ISBN 978-5-9770-0511-1.

Об авторе

МУДРИК Анатолий Викторович является членом-корреспондентом Российского авторского общества, доктором психологических наук, профессором кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, создателем авторских педагогических концепций социализации и социального воспитания, личности и общения, а также автором свыше трёхсот статей и более двух десятков книг в области педагогики.

Социальная педагогика (А. В. Мудрик) — отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, то есть воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (воинские части, предприятия).

Объектом социальной педагогики является целостная система социальных взаимодействий, межличностных отношений человека в сфере его ближайшего окружения.

Предмет – процесс воспитания всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемый как в специальных воспитательных учреждениях, так и вне их.

Назначение социальной педагогики как науки состоит в том, чтобы: заложить основы педагогического мышления у различных субъектов социума; сформировать способности и умения принимать в социальной практике наиболее эффективные, педагогически целесообразные решения, адекватные конкретным личностно-средовым ситуациям и позволяющие привести в движение реальные механизмы развития социальных инициатив

Сущность социальной педагогики заключается в:своевременной диагностике социальных проблем личности; выявлении и педагогически целесообразном влиянии на взаимоотношения людей в социуме; формировании социально-ценностных ориентациях личности; оказании помощи личности в социализации и др.

1. Первостепенной задачей является изучение ребенка (подростка).

2. Забота о ребенке (подростке), оказание помощи ребенку (подростку), попавшему в беду.

3. Анализ состояния социального воспитания в различных социальных сферах, 4. Социальная педагогика призвана анализировать, изучать и распространять, пропагандировать позитивный опыт.

•Теоретико-познавательная функция выражается в том, что социальная педагогика накапливает знания, синтезирует их, составляет наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет имеющиеся данные, вскрывает их глубинные основания.

•Прикладная функция связана с поиском путей, способов, условий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процесс социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах.

•Гуманистическая функция выражается в разработке целей совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации.

•Принцип природосообразности. Сущность принципа заключается в том, что отношение к человеку должно быть как к природному существу, а точнее, социально-природному. Его следует развивать, совершенствовать только с учетом его природных возможностей и не более.

•Принцип индивидуальной обусловленности. В основе принципа лежит принятие человека со всеми его особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками.

•Принцип культуросообразности. Человек как социальное существо развивается и формируется для жизни и самореализации в конкретных условиях среды жизнедеятельности — в конкретной культуре.

•Принцип социальной обусловленности. В его основе лежит влияние государственного устройства, политики и деятельность социальных институтов государства по их реализации в процессе формирования личности.

Социальная педагогика и другие науки

• Философия и социальная педагогика. Социальная педагогика исследуя проблемы, исходит из определенных взглядов на человека и его воспитание. В этих взглядах всегда можно обна­ружить те или иные философские основания.

•Этика и социальная педагогика. Социальная педагогика использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности, определяя цели и раз­рабатывая методы воспитания.

Лекции

Лабораторные

Справочники

Эссе

Вопросы

Стандарты

Программы

Дипломные

Курсовые

Помогалки

Графические

НАШИ ЛЮДИ

Ященко, Александр Леонидович
Педагоги

педагог и естествоиспытатель

Яхонтова, Лия Константиновна
Педагоги

российский минералог и педагог

Яфальян, Алла Фёдоровна
Педагоги

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социально-художественного образования СурГПУ

Ястребинецкий, Григорий Аронович
Педагоги

советский педагог, заслуженный учитель РСФСР

Ясиньский, Анджей
Педагоги

польский пианист и музыкальный педагог

Ярмаченко, Николай Дмитриевич
Педагоги

украинский педагог, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины, академик АПН СССР , основатель и первый президент Академии педагогических наук Украины, один из основателей и первый президент Международной макаренковской ассоциации, член Президиума АПН СССР, специалист в области дефектологии , а также теории и истории педагогики

Янсонс, Марис Арвидович
Педагоги

советский и российский дирижёр, музыкальный педагог

Янсонс, Арвид Кришевич
Педагоги

латвийский советский дирижёр и скрипач, музыкальный педагог

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий