Зачем и в каком возрасте детям нужна мозжечковая стимуляция с использованием балансиров?

Баланс и многосенсорная интеграция

Вестибулярная система получает «сырые» данные из вестибулярных органов, состоящих из трех полукружных каналов, купулей и отолитового аппарата. Три канала ориентированы по трем пространственным координатным осям в системе отсчета, связанной с ориентацией головы человека. Они определяют изменение скорости перемещения в каждом из трех направлениях.

Когда голова испытывает ускорение, внутри каналов перемещается эндолимфа, и ее движение фиксируется  волосковыми клетками каждого канала.

Мозг использует эту информацию для расчета отклонения тела от  инерциального состояния. Навигационные (не спутниковые) системы авиалайнеров во многом схожи по принципу действия с вестибулярным аппаратом человека. Для ориентации осей относительно  вертикально действующей силы тяжести  в отолитовом аппарате также имеется сферический мешочек, схожий по сути с  маятником.

Вестибулярный аппарат комбинирует  инерциальную информацию трех полукружных каналов с данными гравитационной ориентации, получаемых от отолитового органа.

Именно такой подход обеспечивает нас возможностью постоянного информирования об изменении направления движения вне зависимости от положения головы.

Она может быть наклонена в любом направлении, и все равно данные вестибулярных сенсоров позволяют рассчитать истинную траекторию движения – траекторию относительно силы тяжести – и верное восприятие трехмерного пространства вокруг нас.

Столь значительная роль вестибулярного аппарата в основах восприятия делает очень существенной зависимость иных функций мозга от работы вестибулярной системы.

Для того, чтобы сформировать полное и точное представление об окружающем нас мире, мы должны собрать и проанализировать информацию от всех наших органов чувств.

Таким образом, мы сопоставим звук реактивного двигателя с серебристыми инверсионными следами в небе над нами (слух и зрение), или небольшой круглый объект, ощущаемый руками с наблюдаемым глазами белым бейсбольным мячом (осязание и зрение).

Трехмерная же модель мира, выстраиваемая вестибулярной системой,  служит пространственной структурой  — сеткой, в которую интегрируются все другие сенсорные данные.

Птичка поет на дереве – стереофонический слух дает нам направление источника звука, но это направление помещается в базис, выстроенный вестибулярном аппаратом.

Глаза передали в зрительный центр красивую картинку салюта на 9-ое Мая – но что бы означала эта информация, если бы она не была снабжена пространственными данными, не была бы привязана к координатам?

И тут мы приходим к очень простому и логичному выводу. Точность, а даже, скорее, разрешающая способность вестибулярной системы, определяющим образом влияет на корректность обработки данных, получаемых от всех большинства сенсорных систем организма.

Происходящее по тем или иным причинам искажение обработки информации, поступающей от вестибулярной системы, сделает невозможной точную интерпретацию данных всех прочих сенсоров нашего организма.

Таким образом, одной из задач, решаемых занятиями на балансировочной доске, является повышение точности интерпретации данных сенсорных систем  человека: зрения, слуха, осязания и проприоцептивного ощущения.

Зачем ребенку балансировочная доска-качалка?

Примерно сорок лет назад Джейн Айрес, логопед и психолог из штата Оклахома (США) разработала и создала теорию нарушения работы сенсорных систем — дисфункцию сенсорной интеграции, которая привлекла внимание многих специалистов, занимающихся проблемами развития ребенка. Джейн Айрес, выявила и обратила внимание специалистов на проблему, мешающую развитию, по крайней мере, каждого десятого ребенка на земле, которую до нее не понимали, не диагностировали и не замечали

Более чем 70% детей, имеющих какие-либо отклонения в развитии речи, двигательной и эмоциональной сферы, проблемы с обучением, поведением, общением, имеют нарушение работы сенсорных систем.

Результатом сниженной активности вестибулярной системы часто являются нарушение артикуляции и задержка речевого развития. Дети просто не определяют сенсорную информацию, которая поступает от артикуляторных органов. В результате возникают трудности с началом и реализацией движений, требующихся для артикуляции.

Мозжечок человека содержит больше нервных клеток – нейронов, чем все остальные отделы мозга (более 50%). Зачем же природа поместила такое большое количество нервных клеток в этот небольшой участок мозга?

Дело в том, что мозжечок связан со всем структурами нервной системы. Червь мозжечка отвечает за регуляцию эмоций и внимания, он связан с вестибулярными системами мозга, которые поддерживают равновесие и координацию движений. Полушария мозжечка активно участвуют в формировании двигательных навыков и развитии умственных способностей. В мозге существует обратная связь от мозжечка к лобным долям. Она помогает интегрировать сенсорное восприятие и движение, что позволяет связывать эмоциональные ответы, языковую способность, способность планировать свои действия.

Симптомы мозжечковой недостаточности: – ребенок с трудом может стоять с закрытыми глазами, вытянув руки вперед; – ребенок/ подросток/ взрослый плохо удерживает равновесие, когда стоит на одной ноге; – ребенок/ подросток/ взрослый демонстрирует плохую координацию движений и много лишних движений; – у людей с мозжечковой недостаточностью отмечается низкий мышечный тонус, особенно в руках.

Состав комплекта:

Для мальчиков и девочекТематика: развитие мозжечка.Количество предполагаемых игроков: 1.Из чего сделана игрушка (состав): Дерево.Количество элементов: 1 доска и 2 шт шарика.Размер: 48,5 см × 6 см × 37 см.Упаковка: Цветная картонная коробка.Вес: 1600 грамм.Страна-Производитель: Китай.Товар – сертифицирован.

Развитию ловкости и равновесия способствуют такие приспособления, как балансиры. Занятия на балансире воздействуют на мозжечок, который отвечает за эмоциональную и умственную составляющие, координацию движений, память, речь и равновесие.

Доски для балансировки представляют собой лишенную устойчивости поверхность, на которой необходимо удержаться.

Следует отметить, что сделать это непросто, поскольку такая процедура требует умения балансировать и наличие координации.

Такой тренажер многие используют для отработки основных движений в серфинге и сноуборде. Детям будет интересно и весело балансировать на платформе. К тому же, это очень полезно для здоровья ребенка. При выполнении даже несложных движений, приходится напрягать самые мелкие мышцы тела для удерживания равновесия.

Балансир может быть деревянным или пластиковым. При выборе правильного балансира необходимо руководствоваться степенью физической подготовки ребенка и его возрастом.

Польза от занятий на балансире:

  • развивается координация;
  • укрепляются все мышцы тела;
  • улучшается мозговая деятельность;
  • вырабатывается чувство равновесия.

Приступать к занятиям на тренажере можно уже по достижении ребенком 1 года.

В настоящее время существует огромное количество балансиров, отличающихся по форме, высоте, устойчивости, набору функций и т.д.

Маленьким детям будет не сложно освоить технику удерживания равновесия.

Результаты занятий

У детей, занимающихся мозжечковой стимуляцией по системе Ф. Бильгоу, отмечаются следующие положительные результаты:

  • усиление концентрации внимания;
  • улучшение памяти;
  • развитие интеллектуальных способностей;
  • синхронизация двигательных и умственных способностей;
  • улучшение мелкой моторики;
  • повышение уровня социальной адаптации;
  • развитие воображения и пространственного восприятия окружающего мира.

Специалисты, занимающиеся коррекцией речи, поведения, моторно-двигательных и других функций ребенка, отмечают повышение эффективности занятий при включении в процесс обучения методики Ф. Бильгоу.

Советы родителям

Главным условием, которое обеспечит результативность метода Ф. Бильгоу, является желание самого ребенка. То есть, сам процесс обучения должны доставлять ему удовольствие.

Поэтому родители должны придерживаться следующих правил проведения занятий:

  • не придерживаться жесткого графика и времени выполнения упражнений, если ребенок в этот момент не находится в ресурсном состоянии (усталость, нервозность, повышенная раздражимость или апатия);
  • не проводить занятия, когда ребенок голоден, а также в течение 1-1.5 часов после еды;
  • отменить уроки на период болезни;
  • не заниматься с детьми, находясь в состоянии раздражения или усталости.

Родителям следует экспериментальным путем выяснить, в какое время у ребенка происходит наилучшее усвоение информации, и использовать его для последующих занятий.

Важным фактором является согласованность действий обоих родителей. Это означает, что они должны придерживаться единой схемы обучения и системы оценивания действий малыша. Таким образом, у ребенка не будут возникать противоречия, которые могут обнулить результаты занятий. Также стоит обеспечить комфортные условия на прохождения обучения.

Для этого стоит предварительно:

убрать в помещении;
проветрить комнату;
обеспечить оптимальное освещение, отсутствие посторонних отвлекающих звуков и запахов;
удалить из комнаты домашних животных и других детей;
надеть на ребенка удобную одежду, которая не сковывает движения и позволяет беспрепятственно совершать различные физические действия;
выключить все гаджеты, способные отвлечь внимание ребенка во время занятий.

В процессе урока следует хвалить ребенка за каждое выполненное упражнение или за старание его выполнить. Специалисты советуют придумать систему поощрений. В качестве подарков не обязательно должны выступать дорогие предметы или сладости.

Это могут быть:

  • походы в определенные места, которые любит посещать ребенок;
  • совместные подвижные или настольные игры, просмотр мультфильмов;
  • чтение книг или сочинение историй.

Процесс обучения должен быть связан у ребенка с радостью, а не входить в список обязательств.

Отжимания для баланс борда

Отжимания в отличие от разного рода тяг и махов, являются наоборот крайне эффективными и уместными упражнениями с использованием балансировочной доски. При этом можно использовать абсолютно любую вариацию:

  • продольную,
  • фронтальную,
  • круглую.

Существует несколько основных видов отжиманий, которые применяются на баланс борде:

  • классические отжимания,
  • кузнечик,
  • отжимания с перекатом на доске,
  • отжимания с удержанием одной руки на доске.
  • Поставить доску перед собой – на уровне постановки рук. Для классических, в районе плеч, для кузнечика в районе низа пекторальных.
  • Встать в упор лежа, руки на борде.
  • Равновесие удерживается не за счет изменения нагрузки давления дельт, а исключительно за счет поворотов корпуса.
  • Максимально зафиксировав доску в нейтральном положении, отжаться.

Кажется все просто, но удержание корпуса и доски – основная проблема в этом упражнении.

Перекаты

В случае с упражнениями с перекатом, все несколько сложнее.

  1. Принять упор лежа с постановкой рук на доске.
  2. Перевести доску в крайнее положение балансира, удерживая движениями дельт и нагрузкой трицепсов её параллельно полу.
  3. Опустится максимально близко к доске.
  4. На выходе из отжимания – движениями передних дельт переместить доску в другой край.

За счет использования этого метода грудные и дельтовидные прорабатываются под всеми углами, что увеличивает эффективность и сложность отжиманий. Отжимания с постановкой одной руки, аналогичны «разно уровневым» отжиманиям. У них нет особой техники, за исключением необходимости удержания кисти в правильном положении.

Как выбрать рокерборд?

Несмотря на кажущуюся простоту, балансировочные борды должны отвечать строгим требованиям:

  • выдерживать вес ребенка с запасом;
  • иметь идеально гладкую поверхность;
  • быть устойчивыми к износу, особенно если на доске занимаются несколько детей;
  • иметь все необходимые сертификаты и отвечать требованиям качества.

Именно такие балансиры-качалки для детей представлены в каталоге компании “Сова-Нянька”. Наши тренажеры “Доска Совы” и “Равновес Совы” – это собственные разработки, созданные в России при участии ведущих специалистов по коррекционной работе. Вся наша продукция сертифицирована и одобрена к использованию как в домашних условиях, так и для работы с пациентами в центрах нейрокоррекции, абилитации и развития.

  • О нас
  • Доставка
  • Оплата
  • Хочу сэкономить
  • ГЛАВНАЯ
  • ДЕРЕВЯННЫЕ ИГРУШКИ
  • Шнуровка, бусы
  • Музыкальные инструменты
  • Пирамиды, сортеры, логика
  • Матрешки, сувениры
  • Рамки-вкладыши, деревянные пазлы
  • Лабиринты, бродилки
  • Стучалки, горки шарики
  • Счетный материал
  • Фигурки, дергунчики
  • Кубики, домино, лото
  • Каталки
  • Конструкторы, сборные модели
  • Игровые наборы

    • Кухня, посуда, уборка
    • Оружие из дерева
  • Дома и мебель
  • Бизиборды, обучающие доски
  • Магнитные доски, мозайки
  • Головоломки
  • Эко игрушки
  • Погремушки, Прорезыватели
  • Азбука и Арифметика
  • Транспорт
  • Авторские методики
  • Игрушки ручной работы
  • Игрушки из фетра
  • Игрушки к 9 – МАЯ
  • Методика Монтессори
  • Игрушки для детского сада
  • Речевое развитие
  • Настольные игры
  • Игрушки на новый год
  • info@umslon.ru
  • +7 (495) 924-72-54
  • +7 (905) 578-55-08
  • Режим работыПН-ВС: 9:00 – 19:30 Бесплатная доставка от 3000 руб*
  • WhatsApp
  • Telegram
  • Viber

В корзине пусто!

Самовывоз в Реутов, Балашиха – бесплатно

Доставка по России – СДЭК, BoxBerry, Почта России

  • Описание
  • Отзывы (0)
  • Характеристики

Балансировочная доска из дерева для ног – балансир для ног, тренажёр для развития координации, подходит для развития координации движений, силы, укрепления мышечного корсета, и улучшения осанки. Упражнения на баланс способствуют концентрации внимания и собранности, быстроте мышления.

Особенности:- сделан из прочной уральской берёзы,- поверхность тщательно отшлифована и приятна на ощупь,- снабжён лабиринтом для шарика,- имеет сглаженные дорожки лабиринта и скруглённые края доски.

КАКУЮ ПРОБЛЕМУ ЭТО РЕШАЕТ? восприятие устной, письменной речи навыки механического чтения математические способности все виды памяти спортивные навыки, координацию навык балансирования общую моторику осознание схемы собственного тела эмоционально-волевую сферу концентрацию внимания.

Как использовать?

Любое упражнение станет намного эффективнее, если во время его выполнения Вам придется сохранять равновесие тела. Балансировочная платформа предназначена как для отдельной тренировки баланса, так и для выполнения комплексов упражнений на ней. Такая платформа обеспечит потрясающий эффект ффект от тренировок, поскольку при ее использовании Вы задействуете глубокие мышцы тела, что обеспечит укрепление мышечного корсета, повышение эластичности тканей и избавление от излишнего подкожного жира.

Упражнения на балансировочной доске

Тренировки детей на балансире можно начинать с 3 лет. С момента, когда ребенок стал уверенно держаться на своих ногах. Для достижения результата, занятия должны быть регулярными — не менее 3 раз в неделю. Продолжительность занятий должна составлять 30 минут.

Общая суть упражнений заключается в следующем — ребенок встает на балансировочную доску, а далее выполняет специальные задания, вместе с родителями или инструктором. Наиболее популярные занятия: обмен с инструктором мячом, озвучивание букв алфавита, названий домашних и диких животных, имен близких родственников и так далее.

В качестве вспомогательного инвентаря, в упражнениях используются кинезиологические мешочки, наполненные кварцевым песком, а также кинезиологические мячики с повышенной прыгучестью. При их отсутствии, для выполнения упражнений, инвентарь можно заменить обычными аналогами.* Представленные ниже упражнения можно выполнять на любых баланс бордах для детей.

А теперь о некоторых упражнениях подробнее:

Легкие упражнения.

1. Встать и спуститься с балансборда, спереди, сзади, с лева и справа.2. Ребенка посадить в позу лотоса и раскачивать доску в разные стороны, ребенку нужно удержать равновесие3. Сесть на тренажер, совершать плавательные движения, поочередно правой и левой рукой, либо обеими руками одновременно.4. На тренажере сидя и скрестив ноги покачивать головой, вращать ею по часовой и против часовой стрелки, фокусировать взгляд на предмете.5. На корточках на доске или стоя, совершать любые движения под музыку.6. Стоя на балансировочной доске для мозжечковой стимуляции Бильгоу, внимательно слушать и совершать действия, согласно командам тренера: обмениваться мячом, называть буквы, производить вычисления, вращать руками и т.д

Более сложные упражнения

Ребенок встает на балансировочную доску.1. Далее – мешочки, наполненные крупой разного веса бросаются ребенку.2. Ребенок ловит мячики или мешочки, брошенные ему ведущим. Сначала одной рукой, затем двумя. Далее, кидает и ловит одновременно двумя руками.3. Подкидывает мешочки вверх двумя руками, затем каждой из рук по отдельности.4. Находясь на балансире, отбивает подвешенный мяч, одной рукой, другой рукой, затем двумя руками. Отбивает летящий к нему мяч палочкой или ракеткой.5. Упражнения на меткость, мишени для мешочков или мячиков располагаются на полу и стене.6. Ребенок кидает подвешенный на резиночке мяч. Пока мяч лечит, ему нужно успеть хлопнуть в ладоши.7. Перед ребенком располагается наклонная доска. Далее, он кидает в доску кинезиологический мячик, а затем ловит отскочивший мячик.

Отставание и задержка психомоторного развития при мышечной гипотонии, гипотонус

Если синдром мышечной гипотонии нерезко выражен и не сочетается с другими неврологическими нарушениями, он, либо не оказывает влияния на возрастное развитие ребенка, либо вызывает запаздывание моторного развития, чаще во втором полугодии жизни. Отставание идет неравномерно, задерживаются более сложные двигательные функции, требующие для своего осуществления согласованной деятельности многих мышечных групп. Так, посаженный ребенок 9 месяцев сидит, а самостоятельно сесть не может. Такие дети позже начинают ходить, и период хождения с поддержкой задерживается надолго. Мышечная гипотония может быть ограничена одной конечностью (травматический парез ног, акушерский парез руки). В этих случаях задержка будет парциальной.

Что можно получить в результате?

Программа мозжечковой стимуляции направлена на улучшение координации движений, восприятия и продуцирование устной и письменной речи, комплексную коррекцию нарушений чтения, письма и счета, на улучшение всех видов памяти. Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность любых коррекционных занятий (с логопедом, психологом, дефектологом). Занятия назначаются детям с нарушениями координации движений, нарушениями внимания, гиперактивностью, нарушениями аутистического спектра, нарушениями устной и письменной речи, проблемами с овладением школьными навыками.

Итак, с помощью мозжечковой стимуляции можно улучшить восприятие ребенком устной и письменной речи, развить навыки чтения, математические способности, концентрацию внимания, стимулировать развитие памяти. Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность иных коррекционных программ, в том числе, занятий с логопедами, педагогами, психологами. Программа подбирается индивидуально для каждого пациента, исходя из его возраста, особенностей и возможностей.

Публикация «Мозжечковая стимуляция посредством использования балансировочных досок для развития физических качеств у дошкольников» размещена в разделах

  • Балансировочные доски и диски
  • Развитие ребенка. Материалы для педагогов
  • Темочки

Предлагаю вашему вниманию один из методов, который мы используем в том числе и для физического развития наших воспитанников. Но не могу не отметить, что этот метод зарекомендовал себя и как метод развития умственных способностей, психического развития, а также как коррекции поведения. Это метод мозжечковой стимуляции. Мозжечковая стимуляция- это серия занятий, разработанных методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка. Мозжечок – один из отделов головного мозга, отвечающий за реализацию множества функций в организме человека, в том числе, за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, а также за развитие когнитивных функций.

В основу программы легли многолетние исследования доктора педагогических наук Фрэнка Бильгоу. Развивая свою теорию мозжечковой стимуляции, Бильгоу разработал балансировочную экспериментальную доску. Исследования мозжечковой стимуляции на балансировочной доске Бильгоу показали ее высокую эффективность. Программа стала одной из наиболее продуманных и систематизированных корректирующих и стимулирующих методик

Универсальность и полная безопасность – немаловажное преимущество

Метод Ф. Бильгоу эффективен в работе с детьми от 2-3 лет и старше. Дети с удовольствием занимаются на балансировочной доске. Занятия проходят в игровой форме и чем-то напоминают лечебную физкультуру, только интересней и не вызывают у детей негативных эмоций или страха неуспеха.

В настоящее время существует большое количество балансировочных досок, занятия на которых не менее эффективны и популярны, чем занятия на доске Бильгоу.

Кроме того, для мозжечковой стимуляции можно использовать свободное и быстрое перемещение тела в пространстве:

– по вертикали (прыжки на батуте, перемещения на пружинящих снарядах, прыжки на мягкие маты, прыжки в воду, соскальзывание вниз по наклонным плоскостям (горка);

– по горизонтали (прыжки на фитнес мячах, перемещения на роликах, велосипедах и самокатах);

– вращение вокруг своей продольной оси (лечебная центрифуга, вращающееся кресло, кольца, трапеция, диски); – вращение вокруг своей поперечной оси (кувырок вперед в воде или на перекладине при помощи инструктора);

– маятниковые возвратно-поступательные движения (качели, карусели, гамак);

– уменьшение чувства гравитации, или частичная «невесомость» (плавание, прыжки на батуте и фитнес мячах, прыжки в воду, соскальзывание вниз по наклонным плоскостям). Интересно отметить, что дети сами выбирают наиболее предпочтительные для себя вестибулярные упражнения: кто-то любит кататься на качелях, кто-то – прыгать на кровати, а кто-то – кружиться или нырять.

У детей с функциональными нарушениями мозжечка головокружение появляется не на первых занятиях, и является первым признаком мозжечковой активации и, следовательно, началом развивающего процесса. Однако если у ребенка появились вегетативные реакции на вращательные упражнения (бледность, повышенное потоотделение, тошнота, головокружение, страх или неудовольствие, то вращательную нагрузку следует в данный момент прекратить, в дальнейшем уменьшить, постепенно увеличивая от занятия к занятию.

В заключении можно отметить, что мозжечковая стимуляция, являясь базальным уровнем развивающей работы с детьми, должна быть системной и начинаться в раннем детском возрасте. У детей с функциональными нарушениями мозжечка головокружение появляется не на первых занятиях, и является первым признаком мозжечковой активации и, следовательно, началом развивающего процесса.

Показания к занятиям на доске Бильгоу

Итак, доска Бильгоу. На первый взгляд вам может показаться, что эта доска призвана всего лишь для тренировки баланса. Но основной целью, конечно, является стимуляция мозжечка вашего ребенка. Которая гарантированно способствует улучшению памяти, коммуникационных и умственных способностей, а также развитию логического мышления.

Особенностью этого тренажера является то, что ребенок все занятия на нем воспринимает как развлечение. При этом, стоит отметить, что занятия на доске абсолютно безопасны. Важным феноменом тренажера на баланс является то, что эффект, который он приносит является комплексным. Он одновременно и укрепляет мышечную систему человека, и улучшает работу мозга, и развивает координацию.

Отметим, что мозжечок не только отвечает за равновесие. Также в зону его ответственности входит скорость восприятия информации. В каких же случаях доска Бильгоу является просто незаменимым тренажером для маленького человека? Прежде всего это дети с ДЦП, с гиперактивностью (СДВГ) и нарушением внимания, с вестибулярными нарушениями (координации и согласованности движений), с проблемами в аутическом спектре, с задержкой в психо эмоциональном и речевом развитии (дислексия, диспраксия и дисграфия), а также дети с проблемами успеваемости.

Мозжечковая стимуляция в целом нормализует ритм тела ребенка, обеспечивая его гармоничное развитие.

Виды методов стимуляции мозжечка

Для стимулирования работы мозжечковой функции активно используются специальные приборы, а также быстрые перемещения тела в пространстве.

Приспособления:

  • Прибор постурограф — используется для развития равновесия, координации.
  • Балансировочная доска Ф. Билгау — улучшает равновесие, координацию, ловкость.
  • Платформа Wii Fit — имеет 4 вида занятий (аэробика, физкультура, йога, игры, стимулирующие баланс тела).
  • Оборудование «Тренажерно-информационная система» — тренирует аппарат равновесия.

Самой популярной и доступной считается методика Бильгоу с использованием балансировочной доски.

Помимо приборов с детьми проводятся занятия в виде свободного перемещения тела в пространстве:

  • Вертикальные — занятия по прыжкам в воду, на батуте, пружинистых снарядах, матах, катание с горок.
  • Горизонтальные — упражнения на фитболах, роликах, велосипедах, самокатах, сигвеях.
  • Вращательные — кольца, карусели, диски, кресла, кувырок через перекладину или в воде.
  • Маятниковые — качели, кольца, гамак, канат.
  • Ощущение невесомости — плавание, прыжки в воду или на батуте, катание с горок.

Эти методы доступны даже в домашних условиях, в детских садах, на игровых площадках.

Мозжечок и его стимуляция

Мозжечковая стимуляция — серия реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка. С ее помощью можно развить или восстановить функции мозга, которые были утрачены после инсульта или травмы.

Однако некоторые специалисты находят, что подобные методы могут навредить больному.

Так, ученые предупреждают, что мозжечковая стимуляция может быть опасна для людей, страдающих от эпилепсии или других неврологических заболеваний.

Также она провоцирует эпилептические припадки и может увеличить риск возникновения новых приступов.

Мозжечок — это самый быстродействующий в мозге механизм. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга, и в целом определяет скорость работы всего мозга.

Когда мозг функционирует нормально, он делает это очень быстро, однако при эпилепсии или болезни Альцгеймера этот механизм дает сбой.

Мозжечок поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие. Если бы он был не связан с лобными долями, человек не смог бы контролировать себя в стрессовой ситуации.

В результате этого процесса, который ученые называют нарушением межполушарной асимметрии, происходит полная потеря координации.

Человек не может удержаться на ногах и падает.

А еще его постоянно тянет в сон.

Он не может ходить, держать ложку, пользоваться телефоном.

Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов. Поэтому при лоботомии происходит торможение деятельности мозга, человек становится умственно отсталым, и часто у него развивается шизофрения.

У большинства детей с речевыми проблемами диагностируются нарушения в работе мозжечка. Возможно, эти нарушения сами по себе не являются единственной причиной нарушений речевого развития.

Однако преодоление дисфункции мозжечка значительно ускоряет процесс коррекции речевых нарушений. А у детей с тяжелыми нарушениями речи, как известно, мозжечковая система всегда работает неадекватно.

Поэтому работа по развитию данной системы должна идти одновременно с коррекцией основных мозговых систем.

Проводились исследования, которые показали, что, если у ребенка имеется задержка речевых навыков, то мозжечок будет работать неправильно.

У большинства детей с речевыми проблемами диагностируются нарушения в работе мозжечка. Возможно, эти нарушения сами по себе не являются единственной причиной нарушений речевого развития.

Однако преодоление дисфункции мозжечка значительно ускоряет процесс коррекции речевых нарушений.

Способствует следующему:

  • способствует восприятию устной, письменной речи;
  • формированию навыков механического чтения;
  • развивает математические способности;
  • влияет на все виды памяти;
  • развивает спортивные навыки, координацию;
  • улучшает навык балансирования;
  • благотворно воздействует на общую моторику;
  • формирует осознание схемы собственного тела;
  • положительно действует эмоционально-волевую сферу;
  • развивает концентрацию внимания.

Результаты достаточно быстро проявляются в улучшении поведения, внимания, речи ребенка, успехах в учебе. Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность любых коррекционных занятий (с логопедом, психологом, дефектологом).

Методики мозжечковой стимуляции активизируют речь, улучшают: чтение, математические способности, письмо рукой, память (оперативную и долговременную), мышление.

Рассмотрим основные виды балансиров

Доска совы – это изогнутая панель из дерева, на которой можно лежать, сидеть и даже стоять. Тренажер подходит детям от 1 года. Если продеть веревку в дырочки доски, то он легко превратится в качели.

Титер поппер – балансир с присосками на дне, которые во время движения издают разнообразные звуки. Рассчитан на детей старше 2-х лет. В нем можно сидеть, стоять, вращаться, раскачиваться и прыгать. В процессе игры у ребенка развиваются моторные движения, чувство равновесия и воображение.

Баланскейт – пластиковый тренажер, оснащенный ручками по бокам и колесиками. Благодаря своей многофункциональности, баланскейт может легко превратиться в настоящий самокат.

Балибо – тренажер, напоминающий тазик-качалку. Как правило, его изготавливают из ударопрочного пластика.

Островки – платформы, поверхность которых имеет ребристую структуру, предотвращающую скольжение и обеспечивающую устойчивость. Они продаются в наборах, состоящих из нескольких штук. В процессе передвижения по таким камушкам, дети развивают точность движений и координацию. Помимо этого, занятия являются хорошей профилактикой плоскостопия.

Лабиринт – такой вид тренажеров рассчитан на детей от 4-х лет. Необычность такого балансира заключается в наличии встроенного лабиринта с шариком. Помимо сохранения равновесия, ребенок должен сосредоточиться на движении шарика.

Спунер – для тех детей, которые уже готовы приступать к занятиям на сноуборде, доске для фристайла или скейте. Занятия на тренажере помогут ребенку научиться владеть своим телом, поворачивать и даже совершать простейшие трюки.

Индоборд – доска, аналогичная доскам, используемым эквилибристами в цирке. По сути, это платформа, установленная на круглый деревянный цилиндр. Формы и размеры таких досок могут быть самые разные, что позволяет выбрать наиболее подходящую модель с учетом возраста и уровня профессиональной переподготовки. Популярность индобордов с каждым годом возрастает, создаются даже целые движения любителей выполнять трюки. Но ребенку балансировать на таком тренажере будет непросто, поэтому на начальном этапе может потребоваться помощь взрослых.

Воблборд – круглая прочная платформа, на дне которой закреплено прорезиненное полушарие. Тренироваться на таком тренажере могут как дети, так и взрослые. Воблборд – отличная модель для проведения самых разных фитнес-тренировок.

Балансировочные дорожки – специально разработанные для ДОУ конструкции, используются для групповых занятий ЛФК и проведения различных эстафет.

Занятия на балансире положительно воздействуют на мозжечок, отвечающий за эмоции, умение держать равновесие, координацию, а также за развитие умственных способностей, речи и памяти.

Доказано, что развитие детей, постоянно занимающихся на балансире, происходит более активно по сравнению с другими детьми. Упражнения на удерживание равновесия способствуют улучшению осанки, гибкости и укреплению опорно-двигательного аппарата. И это при условии минимального воздействия на суставы.

Во время тренировок, в сухожилиях, связках и мышцах активизируются проприоцептивные рецепторы, отвечающие за чувство равновесия в теле и реагирующие на изменение его положения.

Особенно важно включить занятия на балансире в период формирования тела ребенка, поскольку они положительно влияют на укрепление мышечного корсета и способствуют появлению красивой осанки. Однако, следует помнить, что это поможет сделать только правильно подобранный тренажер

Использование балансира для взрослых не всегда может принести пользу ребенку. Именно поэтому, при выборе балансира, необходимо руководствоваться возрастом ребенка, а также его физическими особенностями.

Рекомендуемые упражнения для детей на стимуляцию мозжечковой деятельности в домашних условиях

Первый курс по системе Бильгоу дети обязательно должны пройти под руководством квалифицированного педагога. На этих уроках ребенок учится самостоятельно вставать и сходить с балансировочной доски без посторонней помощи, выполнять на ней серию простых упражнений с предметами, а также проговаривать свои действия.

Далее родители могут пройти инструктаж и получить разрешение на занятия с ребенком дома. Однако при этом необходим периодический контроль со стороны инструктора, который даст возможность оценить полученные результаты, и выявить ошибки в обучении.

Мозжечковая стимуляция (упражнения в домашних условиях включают в себя серию заданий) выполняется на балансировочной доске от 3 до 10 раз:

  • подбрасывание большого мяча;
  • отбивание большого мяча от пола;
  • подбрасывание маленького резинового мяча;
  • перебрасывание маленького мяча с одной руки в другую;
  • отбивание маленького мяча;
  • перебрасывание маленького мяча между родителем и ребенком;
  • подбрасывание мешочков, наполненных шариками и песком;
  • перебрасывание различных мешочков между взрослым и ребенком;
  • набрасывание колец на специальное устройство (кольцеброс);
  • мини боулинг с использованием мячей и мешочков различных размеров.

Далее можно просить ребенка проговаривать свои действия, называть слова по слогам и буквам.

Не стоит самостоятельно делать с детьми упражнения с использованием целевого стенда. Не осознавая трудность задания для ребенка, и не зная, как адекватно реагировать на ошибки, родители могут неосознанно понизить самооценку ребенка и вызвать у него нежелание заниматься дальше.

Длительность домашнего занятия не должна превышать 20 минут. Если родитель замечает, что ребенку становится скучно или он начинает капризничать, то стоит прервать занятие и попросить малыша рассказать о причине недовольства.

Возможно, ему сложно длительное время удерживать вертикальное положение и балансировать на тренажере. Но иногда отсутствие интереса кроется в ошибках, допускаемых взрослыми. В этом случае необходима консультация специалиста.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий