Рисование в технике «Монотипия» детям в ДОУ

Варианты работ

Монотипия – техника рисования для детей, которая предполагает использование в качестве примеров стандартных сценариев. Дети на занятиях в детском саду часто рисуют по представленным примерам. Степень сложности рисунка зависит от умений и навыков ребенка.

Бабочка

Бабочка – один из самых простых рисунков. Рисование бабочки демонстрирует детям суть метода и позволяет создавать красочные работы в предметной технике.

Пошаговая инструкция:

  1. Лист плотной бумаги формата А4 или А5 сворачивают пополам.
  2. По центру намечают брюшко бабочки черной гуашью.
  3. С одной стороны ребенку предлагают нарисовать крылья бабочки, используя несколько цветов. На каждой части крыла рисуют узоры, разводы, орнамент.
  4. После завершения рисунка лист вновь сворачивают по линии сгиба.
  5. Для создания четкого отпечатка используют валик.
  6. Затем лист аккуратно разворачивают одним движением.

Детям, которые давно знакомы с техникой монотипии, предлагают сделать тонкой кистью или фломастером контур после того, как краска полностью высохнет. Рисунок бабочки дополняют изображением усиков и других деталей.

Дерево

Дерево можно изображать в предметной или пейзажной технике. В первом случае лист бумаги сворачивают по вертикали, во втором случае лист сворачивают по горизонтали.

Предметная техника предполагает изображение одной части дерева с правой или левой стороны сгиба. Ствол схематично изображают карандашом, затем прорисовывают ветви и листья. После оттиска получается целое дерево. Детали дорисовывают по мере необходимости.

Пейзажный прием предполагает создание изображения, которое как бы отражается в водной глади. Дерево рисуют полностью, используя доступные цвета. Затем лист снова сворачивают по линии сгиба.

После получения оттиска дорисовывают воду, добавляя необходимые краски. При использовании пейзажной техники с получением зеркального отражения не нужно использовать валик. При создании оттиска необходимо добиться размытости водного отражения.

Зимний пейзаж

Рисование зимнего пейзажа – один из вариантов развития творческого мышления у детей. Изображение снежного покрова, снегопада или деревьев зимой можно создать с помощью различных инструментов.

Тип работыОписание
1 вариантНа стеклянной или пластиковой поверхности рисуют голубой или синий фон. Ватной палочкой делают разводы и узоры. На мокрый рисунок накладывают плотный лист белой бумаги. После получения результата изображение засыпают серебристыми блестками.
2 вариантНа плотном листе бумаги рисуют голубой снег, белые облака. Лист бумаги сминают, в центре сгибов скапливается краска, там фон становится светлее. После того, как краска высохнет, лист расправляют.
3 вариантНа плотном листе бумаги делают сгиб по горизонтали. В верхней части рисуют бело-голубые облака. После этого делают оттиск на нижней части с использованием валика. Результатом становится изображение зимнего неба и снежного покрова.

Зимние пейзажи можно дополнить изображением снежинок с использованием кисти и белой гуаши. Чтобы сделать рисунок более ярким, используют серебристые блестки, наклеивают стразы.

Ваза с цветами

Монотипия — техника рисования для детей, которая предполагает использование традиционных тем. Ваза с цветами относится к категории тем, которые предлагают на занятиях младших школьников. Этот тип изображения требует особых навыков, но одновременно с этим достаточно прост.

Вазу с цветами рисуют по предметному типу. На правой стороне листа изображают часть вазы и несколько цветов. Цветы рисуют так, чтобы стебли возвышались над поверхностью вазы в 2 раза. После оттиска контуры подправляют кистью, создают четкие границы между каждым цветком в вазе.

Один из вариантов – создание рисунка с плавными переходами, в которых изображение вазы с цветами угадывается по характерным чертам. Для этого лист плотной бумаги закрашивают белой гуашью. На белом фоне рисуют очертания вазы темного цвета и контуры цветов ярких оттенков.

Чтобы размыть контуры, берут ватные палочки или кисти с жесткой щетиной. Изображение накрывают листом белой бумаги, проводят валиком и аккуратно снимают верхнюю картинку. Чтобы создать четкие границы, используют кисти и делают контуринг.

Монотипия – уникальная техника рисования. Ее используют на занятиях с детьми как прием, развивающий творческое мышление. Одновременно с этим у детей развивается пространственное мышление, происходит активация мыслительных процессов, усиливается навык усидчивости, формируется способность формулировать собственные мысли.

Приступаем к практике

Преимущество монотипии в том, что она будет по силам совершенно всем. Чтобы научиться рисовать в данной технике, совершенно не нужно иметь художественное образование или богатое воображение, достаточно запастись временем и некоторыми инструментами, такими как:

  1. Основа: для начала можно использовать плотную бумагу или картон. Главное, чтобы поверхность не пропитывалась красками. В качестве основы подойдет стекло, металлические пластины, пластиковые поверхности.
  2. Краски: лучше всего использовать акриловые краски, т.к. они отличаются яркостью цветов и плотной текстурой, изображения получаются более насыщенными и интересными, также подойдет гуашь.
  3. Принадлежности для рисования: обычно краска наносится кистями и валиком, а для прорисовки деталей подойдут ватные палочки, трубочки, зубочистки, карандаши, одним словом, то, что имеет заостренный конец.
  4. Дополнительные материалы: для создания более оригинальных изображений можно использовать ткань в качестве основы, а для придания фактуры рисунку – любые подручные материалы, веточки, листья и т.д.

Одним из главных принципов монотипии является зеркальность. Рисунок получается с помощью отпечатка краски с основы на другую поверхность или, если рассматривать простейший способ, с одной половинки бумаги на другую. Еще один важный момент – не стоит перебарщивать с количеством краски, иначе рисунок будет напоминать кляксы.

Монотипия – техника, которая позволяет создавать уникальный отпечаток. Тиражировать рисунок не получится: только один оттиск способен четко передать изображение. Несмотря на свою простоту в исполнении, следует начать с несложных изображений и техник нанесения рисунка. Есть несколько приемов монотипии, с которыми вы без труда справитесь:

  1. Монотипия предметная с помощью данной техники можно нарисовать любой предмет путем симметричного переноса изображения с одной половины листа бумаги на другую. Все очень просто: сначала сгибаем лист бумаги пополам, разворачиваем его и рисуем на одной стороне, например, ствол дерева. Далее складываем бумагу снова пополам: рисунок отпечатывается на чистой стороне листа. Таким образом можно дорисовать листочки на дереве, небо, фон и т.д.

  1. Монотипия «Бабочка» на одной части листа бумаги рисуем цветные пятна, по очертанию напоминающие крылья бабочек. Отпечатываем цветную часть листа на чистой половине. В итоге получается яркое очертание бабочки, контуры крыльев, узоры и усики можно дорисовать карандашом.

  1. Монотипия пейзажнаяна одной стороне листа бумаги рисуем пейзаж и отпечатываем рисунок на противоположной стороне листа. Получившуюся картинку можно дорисовать и сделать более четкой и органичной. Посмотрите, как красиво выглядит монотипия на тему «Весна»:

  1. Монотипия «Цветы» закрасьте лист бумаги белой тушью, сверху нарисуйте полосы пастельных тонов, а после широкой кистью растушуйте цветные линии белой краской. Центральной фигурой изображения сделайте вазу с цветами. Вы можете выбрать оттенки по своему вкусу. После того, как изображение будет полностью нанесено, смочите другой лист бумаги и плотно прижмите к рисунку. У вас получится картинка с оригинальными потеками .

Можно исполнить данную монотипию ранее описанными способами, изобразив часть рисунка на одной стороне бумаги и просто отпечатав его на другой.

С такими приемами справится даже ребенок, но, несмотря на простоту процесса, удовольствие от создания изображения получат и взрослые и дети. Главное – делать отпечатки, пока не высохли краски.

Если вы готовы к экспериментам, помимо вышеупомянутых материалов используйте в работе стекло, валики, пластик. Нанесите краску валиком или кистью на стекло. Если вы хотите получить интересную фактуру, используйте жесткие кисти. Вы можете убрать лишнюю краску салфеткой, а недостающие детали дорисовать. Затем, пока краска не высохла, накройте стекло листом бумаги и хорошенько пройдитесь по нему валиком. Несколько минут творческого полета и картина готова.

Есть множество видеоуроков и мастер-классов, благодаря которым вы быстро освоите данную технику рисования. Посмотрите, к примеру, этот:

Если вы давно хотели научиться рисовать, но до сих пор считали, что это занятие по плечу только одаренным, советуем пройти наш онлайн-курс «Рисование», где вы научитесь создавать собственные произведения искусства и навсегда отбросите все сомнения по поводу своих творческих способностей. Рекомендуем!

Схема составления и пример конспекта занятия

Чтобы создать на занятии ситуацию успеха, когда каждый малыш чувствует себя причастным к общему делу, получает удовольствие от работы, педагогу нужно очень подробно разработать конспект урока.

Монотипия даёт детям ощутить радость творчества, не прилагая больших усилий и без особых временных затрат

Задачи занятия по рисованию с применением монотипии:

  • продолжение знакомства с монотипией;
  • воспитание любви к природе;
  • развитие воображения;
  • прививание чувства коллективизма и взаимопомощи.

Поскольку монотипия не требует слишком много времени, основную часть можно урезать в пользу вводного и заключительного этапов. Но не более, чем на 6–7 минут.

Фрагмент конспекта по рисованию в средней группе «Волшебные бабочки», автор Юлия Голомазова

Ниже приведён фрагмент конспекта, который может быть использован в подготовке занятия с детьми в детском саду.

  1. Воспитатель достаёт из конверта картинки с изображением бабочек и размещает их на мольберте. Дети рассматривают их, выявляют сходства и отличия по цветам, форме, размеру, придумывают названия бабочкам. Воспитатель: «Я сейчас взмахну волшебной палочкой, и вы тоже превратитесь в бабочек и немного полетаете.»
  2. Физминутка: Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (туловище вперёд, назад.) Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел, (руки вверх, вправо, влево.) Солнце утром лишь проснётся, Бабочка кружится, вьётся. (покружиться)
  3. Воспитатель: «Бабочки отдохнули и им пора возвращаться обратно. Я взмахну волшебной палочкой, и вы снова превратитесь в детей. Ребята, а давайте попробуем с вами нарисовать сегодня бабочек! Но у нас будут не простые бабочки, а волшебные!
  4. Дети наносят краски по желанию на одну половину листов бумаги. Воспитатель: «Добавляйте больше воды, она нужна нам для того, чтобы наше чудо получилось.»
  5. -Хорошо, молодцы. А теперь согнём лист пополам и аккуратно погладим его ладошкой, разверните. Что же произошло? Рисунок симметрично отпечатался на второй половине листа, благодаря чему Бабочка расправила крылья и вот-вот взлетит!

Готовимся рисовать с дошкольниками в технике монотипия

Монотипия — нетрадиционная техника рисования. Художественные образы создаются отпечатыванием части изображения или полноценной композиции. Работы, созданные в технике монотипии, симметричные или имеют в основе зеркальный эффект.

У детей дошкольного возраста формируются пространственные представления. Они пока не владеют умением рисовать с учётом симметрии. Монотипия станет эффективным приёмом по ознакомлению ребят с этим понятием.

Подготовка к знакомству с монотипией начинается с выбора материалов и сюжета для рисования

Монотипия лежит в основе изображений известного психологического теста

Материалы для рисования монотипией

Для занятий по рисованию в технике монотипия подготовьте необходимые материалы.

  • Бумага для рисования. Не рекомендуется использовать офисную бумагу и тетрадные листы — от контакта с водой они промокают и могут порваться.
  • Кисти, спонжи. Кисточки подойдут любые, средней толщины. Для ребят постарше потребуются тонкие кисти. Спонжи заменят кусочки хозяйственной губки.
  • Краски: акварель,
  • гуашь.

По задумке могут потребоваться простой карандаш, ножницы, плёнка или пластик.

В домашних условиях или на индивидуальном занятии со старшими дошкольниками можно использовать акриловые краски. Мы с детьми делали открытки с их помощью. Монотипичные работы отличаются чёткостью изображения и яркостью.

Для занятия по монотипии в детском саду не требуются специальные материалы и инструменты

Таблица: приёмы рисования с учётом возраста детей

Приём рисованияПрименение в технике монотипияВозрастная группа
Рисование пятен и линий
  • Рисование симметричных объектов: бабочка, яблоко, лист, цветок, ёлочка.
  • Создание первых симметричных композиций: ваза с цветами, птички на траве.
Первая и вторая младшие (1,5–4 года)
Тычки
  • Рисование объектов с пятнистым узором: мячик, платье, бабочка.
  • Изображение деталей при помощи тычка: шарики на ёлке, одуванчики на поляне, яблоки на дереве.
Вторая младшая и средняя группы (3–5 лет)
Заливка фона
  • Оформление пространства для будущей монотипии: небо, поляна, фон для открытки.
  • Заливка фона как элемент композиции в технике монотипия: предметы и их отражение в воде (пейзажи).
Старшая и подготовительная группы (5–7 лет)
ОбводкаПрорисовка контура получившегося изображения: выполняется карандашом, фломастером или тонкой кистью.Начиная со средней группы
Штриховка, детализацияПрорисовка деталей на изображении: травинки на поляне, прожилки на листе, узор на крыльях бабочки, ветки деревьев в пейзаже.Подготовительная группа

Учитывайте возраст детей: создать пейзаж в монотипии сумеют старшие дошкольники

Виды монотипии

Монотипия — древняя и весьма многогранная разновидность графики. Для создания уникальных эстампов мастера используют различные технические приемы. Существует разделение видов монотипии по следующим параметрам:

  • цветовому решению (моно- и полихромная);
  • способу рисования (путем нанесения изображения на чистую форму или посредством удаления излишков краски с основы);
  • типу печатной формы (на стекле, пластике, дереве, металле);
  • типу основы для оттиска (бумага, картон, холст);
  • по используемым художественным материалам (гуашь, темпера, масло, акварель, тушь, акрил).

Монотипия в качестве техники печати уникальных изображений в наши дни стала популярным инструментом для развития творческих способностей взрослых и детей. Кроме традиционной манеры создания оттисков появилось множество альтернативных разновидностей этой техники:

  • Деотипия. На окрашенную форму кладут лист бумаги, а сверху — тонкую кальку. Затем карандашом или любым другим инструментом на кальке выполняют рисунок. Краска с разной интенсивностью (в зависимости от силы нажатия) прилипает к нижнему краю бумаги. Получается оригинальное изображение в единственном экземпляре.
  • Негативная монотипия. Основой для ее создания служит использованная после деотипии форма с остатками краски. Незакрашенные участки повторно разрисовывают и делают новый — негативный оттиск на бумаге.
  • Флоротипия. Печатную форму покрывают краской, а потом на ней раскладывают листья, цветки и стебли растений. После обработки под прессом на бумаге остается оригинальный отпечаток с силуэтами использованных предметов.
  • Акватипия. На листе бумаги выполняют рисунок гуашью, а затем нераскрашенные участки закрашивают черной тушью. Высохший лист с изображением помещают в емкость с водой. Гуашь в ней частично растворяется, а тушь — нет. Получается размытый оригинальный художественный образ.
  • Акваграфия. Самая необычная манера из нашего списка. Жидкую нерастворимую краску разных цветов медленно добавляют в емкость с водой. Плавающие по поверхности пигменты перемешивают кисточкой, создавая разнообразные подвижные узоры. Затем в емкость аккуратно кладут лист бумаги на несколько секунд и вынимают его. Водяной узор отображается на бумаге в виде красочной картинки.
  • Декалькомания. Этот способ широко используется для печати переводных картинок. Разноцветный рисунок с бумажной основы под давлением или воздействием высокой температуры переносится на ткань, картон, керамику.

Виды монотипии

Монотипия – многогранный вид искусства. Авторы используют различные технические приемы, которые помогают наиболее точно передать идею художника.

Существует несколько критериев, которые разделяют монотипию на виды:

  1. Цветовое решение: монотипия бывает монохромной и полихромной. Монохромная монотипия чаще всего выполняется черной типографической или офсетной краской.
  2. Способ нанесения рисунка: рисунок наносится на чистую форму или путем удаления остатков краски с основы.
  3. Тип печатной формы: рисунок можно наносить на дерево, стекло, пластик, металл.
  4. Тип основы для оттиска: отпечаток рисунка можно делать на холсте, картоне, бумаге.
  5. Художественные материалы: для нанесения рисунка используются акварель, тушь, масло, акрил и т.д. .

Монотипия – это отличный способ развить творческие способности как для взрослых, так и для детей. Сегодня появилось несколько разновидностей данной техники изображения:

  1. Акватипия: картинка наносится гуашью, а после свободные от краски места закрашивают черной тушью. Далее раскрашенный лист необходимо высушить, а потом поместить в емкость с водой. Тушь в воде не растворяется, а гуашь – частично. В результате получается оригинальное размытое изображение:

  1. Деотипия: лист бумаги кладут на форму с краской, а сверху – тонкую кальку. На кальку наносят рисунок карандашом или любым другим предметом. В результате краска неравномерно отпечатывается на бумаге и получается интересный рисунок:

  1. Негативная монотипия: для ее создания используется форма с остатками краски, которая применялась в деотипии. Незакрашенные участки разрисовывают повторно и делают новый оттиск на бумаге:

  1. Акваграфия: нерастворимую краску в жидком виде медленно добавляют в емкость с водой. На поверхности получатся цветные пигменты, которые необходимо размешать кисточкой, создавая интересные узоры. Затем в емкость с цветной водой помещают лист бумаги, чтобы сделать отпечаток узора, и аккуратно вынимают его. Кстати, такой способ изображения рисунка появился в 15 веке. В Турции и Персии акваграфию называли эбру («искусство облаков»):

  1. Флоротипия: на форму наносится краска, а сверху раскладываются лепестки, цветки, листики и накрываются бумагой. После композицию помещают под пресс и на бумаге остается интересный отпечаток с силуэтами использовавшихся предметов:

  1. Декалькомания: цветной рисунок с бумаги под давлением переносится на тканевую поверхность, керамику или другое полотно. Эта техника чаще всего используется для печати переводного изображения:

  1. Кляксография: это одна из самых простых в исполнении техник создания изображения в монотипии. С ней справится любой: на центр листа бумаги наливается акварель или гуашь, а затем бумага наклоняется в разные стороны, чтобы краска растеклась по поверхности, образуя цветные потеки: [].

Не случайно монотипию относят к нетрадиционным техникам рисования. Методы создания изображения поражают своей оригинальностью и в то же время простотой. Так и хочется попробовать нарисовать что-нибудь подобное одним из вышеописанных способов. А вам?

Как сделать монотипию

Существуют разные способы. Например, профессиональные, когда изображение наносится масляными или типографскими красками, разведенными бензином или специальными растворителями, или оттиск получают с помощью оффортного или литографского станка. Я расскажу о способах, доступных для детского творчества.

   1. Нарисовать что-нибудь красками (можно одним цветом, можно использовать несколько цветов) на листе плотной бумаги или на гладкой поверхности (на стекле, пластмассовой или пластиковой пластине, кафельной плитке, глянцевом картоне, пленке), а затем быстро, пока краска не успела высохнуть, приложить другой лист бумаги и прогладить его рукой или валиком, чтобы получился отпечаток.

   2. Согнуть лист бумаги пополам, внутри что-нибудь нарисовать красками на одной половине листа, затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.

Интересное изображение получится, если рисовать не на гладкой, а на фактурной поверхности: ватмане, чертежной бумаге и т.д. А отпечаток сделать на обычной бумаге.

Фактурную поверхность можно сделать самим, если смять большой лист бумаги, нанести на него краску, и сделать им отпечаток. Посмотреть удивительную сказочную монотипию со множеством интересных деталей, сделанную этим способом, можно в блоге «Творим вместе с детьми».

Необычность монотипии в ее непредсказуемости, которая и вносит в это занятие ощущение ожидания чуда! Эта техника «простой живописи» (т.е. простейшего способа рисования), мне достаточно часто встречалась среди нетрадиционных способов рисования, предлагаемых детям, начиная с младшего дошкольного возраста.

Но я отнеслась к нему как-то равнодушно и даже не представляла, что это занятие настолько понравится Рите и увлечет ее!

Мы с Ритой вначале рисовали на прозрачной пленке (ее еще называют файлом или мультифорой) и делали с нее отпечатки на бумагу. Вернее, вначале один рисунок с отпечатком сделала я – показала Рите, как это делается (этот рисунок я фотографировать не стала — все-таки задание для детей), после этого все изображения она делала сама.

Монотипия «Пейзаж», в которой Рита дорисовала необходимые детали, и монотипия «Извержение вулкана», в которой дорисовка не требовалась.

На части отпечатка с пятнами, который Рита делала просто так, без особого сюжета, в одном пятне она разглядела волка, которого мы с ней обвели по контуру. Язык ему Рита перекрасила из зеленого в красный, соседние зеленые пятна стали деревьями, лишнее мы обрезали. Получилась монотипия «Волк в лесу».

Специально для меня Рита рисовала на пленке цветы в вазе. Полученый отпечаток я помогла ей обвести, вот что получилось.

А затем Рита рисовала бабочек на половинках согнутых листочков бумаги.

Мы их вырезали и приклеили на рисунок с цветами. Получилось сочетание сразу 3-х техник: рисунок фломастером, монотипия и аппликация.

Всего доброго! Только для читателей сайта «MORE творческих идей для детей» (https://moreidey.ru). Юлия Шерстюк

Всего доброго! Если материалы сайта были Вам полезны, пожалуйста, поделитесь ссылкой на них в соцсетях — Вы очень поможете развитию сайта.
Размещение материалов сайта (изображений и текста) на других ресурсах без письменного разрешения автора запрещено и преследуется по закону.

Что такое монотипия

Монотипия – это разновидность графического изображения в изобразительном искусстве, которая получила широкое распространение как уникальная техника рисования. Автором техники считают итальянского художника гравюры Джованни Кастильоне.

Основа техники – создание оттиска. Художник наносит на специальную пластину рисунок с помощью кисти или трафарета. Затем на него накладывается лист бумаги. Результатом работы становится оригинальное изображение, которое не поддается тиражированию.

При использовании профессионального оборудования оттиск с металлической пластины получается ярким и качественным. Пластину можно использовать несколько раз после очищения от краски.

Начиная с 90-х г. XX в., монотипия широко используется в психологии и педагогике для развития художественного восприятия различных объектов у детей старшего и младшего дошкольного возраста. Несмотря на то, что монотипию относят к разряду печатной техники, она существенно отличается от других видов, таких как гравюра, литография или ксилография.


Пошаговое рисование в технике монотипии для детей.

Основное отличие – это уникальность изображения, получаемого путем нанесения краски на основу и создания оттиска. Результатом работы в технике монотипия у детей становится получение акварельного рисунка на влажной бумаге.

Монотипию стали использовать как психологический инструмент, начиная с 20-х. г. XX в. Швейцарские психотерапевты использовали изображения, выполненные в технике монотипии, для тестирования и исследования личности.

Пациентам предлагали рисунки, выполненные путем оттиска с металлической пластины. Они должны были предположить, какой объект был взят за основу отпечатка. Со временем этот подход получил распространение в официальной педагогике и психологии. С помощью этого способа изучали возрастные особенности детей.

Специалистами в области дополнительного образования детей стали применяться техники монотипического изображения объекта с разными целями:

  • для развития художественных навыков;
  • для обучения основам рисования;
  • для формирования пространственного представления о предметах, их форме и цвете.

Достоинствами использования монотипии на занятиях рисованием у детей считают следующие свойства:

  • развитие мелкой моторики;
  • формирование творческого мышления;
  • развитие речи;
  • стабилизация эмоционального фона;
  • нормализация нервной системы;
  • работа над важными навыками, необходимыми для дальнейшей учебы (усидчивость, настойчивость, внимательность);
  • понимание форм предметов;
  • осознание нового умения;
  • работа над отличиями цветовых оттенков.

Польза монотипии для детей

Монотипия техника рисования очень простая, дети легко осваивают ее. В то же время она очень хорошо развивает цветовосприятие и воображение.

Всем известно, что маленькие дети любят пачкаться. Часто они с удовольствием измазывают себя и все вокруг. Вход идет все: пластилин, краски, варенье и т.д. Этот процесс доставляют им неимоверную радость, развивает воображение, успокаивает. Ребенок расслабляется, получает ощущение безопасности. А это, в свою очередь, помогает раскрытию талантов и лучших качеств.

Почему бы не использовать эту склонность малыша в созидательном русле? Монотипия – это именно тот вид творчества, который поможет в этом.

Что получает ребенок на занятиях:

  • Развитие воображения и творческих способностей.
  • Снятие эмоционального напряжения и стресса.
  • Радость и удовольствие.
  • Аннулирование страхов и тревог.
  • Развитие мелкой моторики.

Монотипия активно используется в арт-терапии при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Рекомендуем вам также интересные статьи: Изотерапия — исцеление через творчество Детская песочная терапия: программа и техника проведения, а также сказки на песке практика песочной терапии

Порядок выполнения рисунков в технике монотипия

Чтобы дети не потеряли интерес, совершенствовали навыки рисования и развивали воображение рисование в технике монотипии проводят от простого к сложному. Дети 2–4 лет создают образы симметричных объектов, затем — композиции. В старшем дошкольном возрасте осваиваются пейзажи.

Поэтапное рисование бабочки

  1. Первоначально дети учатся подготавливать лист бумаги. Квадрат или прямоугольник складывается пополам, обозначается середина изображения. Воспитатель помогает.

  2. На одной половине листа рисуется часть изображения: верхнее и нижнее крылья бабочки. Могут быть обозначены туловище, голова и усик (по возможностям детей). Непринципиально, на какой половине листа будет рисунок. Как правило, правши рисуют основу для монотипии справа, левши — на левой стороне листа.

  3. Пока краски не высохли, бумажный лист складывается по линии. Сверху нужно хорошенько надавить ладонью и пригладить лист. Раскрываем — получилась бабочка!

  4. Детям 3–4 лет предлагается дополнить рисунок бабочки: нарисовать глазки, узор на крыльях, попробовать сделать обводку.

Поэтапное рисование дерева

  1. Необходимо показать детям, что монотипию можно создавать на листе разной формы (прямоугольной, квадратной) и с разной ориентацией (горизонтальной, вертикальной). Для рисования вытянутых в вышину предметов лист кладётся вертикально.

  2. По мокрой краске рисуются дополнения более тёмного оттенка.

  3. Благодаря использованию нескольких оттенков зелёного получается реалистичный цвет кроны и травы.

Поэтапное рисование цветов

  1. Для рисования цветочной композиции в технике монотипия на одной стороне листа изображается несколько растений и половина предмета, если есть (ваза, горшок).

  2. Зеркально отпечатывается изображение и получается пышная композиция (по замыслу) — цветочный куст или букет.

  3. Остаётся прорисовать детали: серединки цветов, прожилки листьев, обозначить лепестки. Горшок или вазу следует обвести.

Поэтапное рисование платья

  1. К листу с обозначенной границей прикладывается трафарет «Платье». Воспитатель проверяет, чтобы середина шаблона совпадала с серединой листа. Дети обводят карандашом трафарет.

  2. Одна часть платья заливается основным цветом.

  3. Сверху невысохшей краски наносится простой узор: тычки, мазки.

  4. Рисунок отпечатывается — платье равномерно окрашено с интересными разводами и узорами.

  5. Когда рисунок высох, дети вырезают платье по контуру.

Поэтапное рисование зимнего пейзажа

  1. Первым рисуется фон: небо и вода.

  2. Отпечатываем и раскрываем лист. Рисуем зимний лес: подойдёт синяя, голубая, сиреневая или серая краска.

  3. Пейзажная монотипия строится на зеркальном принципе: предметы (деревья, домики, корабли) отражаются в воде.

Поэтапное рисование зимнего дерева (на плёнке)

  1. Особый вид монотипии — отпечатывание рисунков со стекла, пластики или плёнки. Изначально изображение создаётся на гладкой поверхности, и оно может быть любым (несимметричным). Рекомендуется рисовать гуашью, акварель будет собираться на плёнке капельками.

  2. Если гуашь подсохла, пока создавалось изображение, сверху чистой кистью следует нанести немного воды.

  3. На плёнку или стекло кладём лист бумаги, прижимаем и проглаживаем. Зимнее дерево получилось!

Фотогалерея: примеры готовых работ

Монотипия — простая техника рисования. Но при помощи отпечатывания рождаются удивительные и яркие образы. Детям открывается волшебные мир цветов, оттенков и всевозможных форм!

Техника рисования в стиле “Граттаж”

Это более сложный и совсем нетрадиционный вид рисования, который потребует предварительной подготовки. Вам потребуется лист плотной бумаги, восковые мелки или свеча и тушь. Сначала нужно равномерно покрыть весь лист воском, затем тушью. Можно использовать и гуашь, но она осыпается и пачкается при дальнейшей работе. Поэтому при использовании гуаши нужно добавить немного клея ПВА.

Когда все подсохнет, можете приступать к нанесению рисунка. В этой технике рисунок получается не с помощью нанесения краски, а наоборот ее выскабливания. Возьмите тонкий не пишущий стержень от ручки, шило, спицу, стек или канцелярский ножик. Начните с нанесения основных контуров, затем переходите к штриховке поверхностей. В зависимости от типа и интенсивности штриха, предмет приобретает свой “характер”. Детям очень нравится процесс постепенного проявления рисунка.

Если хотите сделать детскую работу интересней, воск лучше использовать цветной (обычные цветные восковые мелки). Если таких мелков нет, то подойдут и цветные карандаши или краски. После подготовки фона лист нужно покрыть бесцветным воском (натереть свечой). Наилучший эффект достигается, когда весь лист хаотично покрыт штрихами разного цвета или пятнами с плавными переходами. Техника удивительно затягивает детей, но знакомиться с ней я бы порекомендовала не ранее 4 лет

Все-таки инструменты острые и требуют предельной осторожности

В чём суть техники оттиска

В переводе с греческого монотипия обозначает рисунок одного отпечатка. На поверхность (гладкую, шершавую) наносится изображение, затем к картинке прикладывается лист бумаги, прижимается, аккуратно отделяется — рисунок в технике монотипии готов.

Профессиональные рисунки в технике монотипии — это совершенно неповторимый жанр творчесвта

В детском саду монотипия начинает применяться в работе с детьми 4–5 лет, то есть в средней группе. В этом возрасте ребята уже могут дополнять рисунки собственными образами, а не только повторять действия воспитателя. Полученные с помощью оттиска изображения можно оставлять в том виде, в котором они получились, а можно дорисовывать отдельные детали для более отчётливой картинки. Монотипия полезна для:

  • развития воображения;
  • расширения представлений об окружающем мире;
  • развития творческих способностей и фантазии;
  • воспитания самостоятельности в работе.

Необходимые материалы и инструменты

Чтобы получить картинку в технике монотипия, нужно подготовить определенный перечень материалов и инструментов:

1. Гладкая и ровная поверхность. Выбрать можно пластик, клеенку, стекло или глянцевую бумагу. Поверхность, на которую будут наносить краску, не должна пропускать воду. Новичкам лучше всего использовать глянцевую бумагу. Очень интересные результаты получаются при использовании фактурных поверхностей, а отпечаток лучше делать на гладкой бумаге.

2. Краски:

  • Гуашь дает красивые разводы и почти не просвечивается. Ее главный минус заключается в том, что при высыхании рисунки становятся блеклыми и непрезентабельными, а все из-за того, что в состав красителя входит мел. Ситуацию исправляют с помощью обычного молока, небольшую часть которого разбавляют с гуашью в отдельной емкости.
  • Акварель прекрасно подходит для занятий творчеством с детьми (ее легко смывать). При наложении краски густым слоем без пробелов могут получиться довольно интересные результаты.
  • Масляные краски – лучший вариант для профессиональных мастеров. Такие красители не подходят для работы с детьми, поскольку предварительно поверхность необходимо смазать машинным маслом. Однако художник за один раз может сделать несколько оттисков.
  • Акрил также подходит лишь для взрослых мастеров. Он быстро сохнет, при этом нужно использовать спецодежду.

3. Бумага, на которую будет перепечатываться изображение (можно использовать фактурную).

4. Кисти. Лучше всего подойдет жесткий ворс, он лучше держит краску и не так сильно скользит. Можно использовать шпателя или валики.

5. Вода.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий