Младшие дети: особенности характера и влияние на них старших детей

Средние дети

Этот тип описать сложнее всего. Ведь эти дети одновременно являются и старшими, и младшими, поэтому типологические черты могут переплетаться в их характере самым причудливым образом. Он соревнуется всю жизнь – со старшим, более умелым и сильным, и с младшим, беспомощным и более зависимым. Средний ребенок лишен прав старшего и привилегий младшего, он особенно чувствителен к несправедливостям жизни. Однако именно средние дети лучше всего приспосабливаются в обществе, они обычно дружелюбны со всеми и активно стремятся к дружеским взаимоотношениям. Из средних детей часто получаются отличные дипломаты, секретари, парикмахеры.

Если по возрасту средний ребенок ближе к старшему, он будет больше похож на старшего. И наоборот – чем ближе к младшему, тем больше они похожи.

Возраст от 5 до 10 лет

Этот период также характеризуется определенными трудностями в воспитании. У ребенка активно развивается интеллектуальное и логическое мышление, закладываются привычки и характер. Постепенно формируется фундамент будущей личности.

Задача родителей не упустить этот важный момент в жизни ребенка и:

  • ставить перед ним посильные задачи и обязанности;
  • выполнять периодический контроль выполнения поставленных задач;
  • научить его брать на себя ответственность и отвечать за свои поступки;
  • объяснить, что бывает в случае невыполнения, какие последствия могут возникнуть.

В этот период родителям необходимо максимально проявлять любовь, терпение, чтобы не срываться на крик и не оттолкнуть ребенка от себя.

Средний ребенок

Специфика положения среднего ребёнка в семье заключается в том, что до рождения третьего ребёнка он был самым младшим и опекаемым, а с появлением младенца он должен уступить ему свое место. Это похоже на феномен детронизации первенца, только средний ребёнок оказывается жертвой обстоятельств дважды – он никогда не был единственным ребёнком, а теперь его лишают и привилегий самого маленького и беспомощного.

Отношения среднего ребёнка с родителями всегда опосредованы наличием братьев или сестер. Позиция среднего ребёнка подразумевает, что он должен играть одновременно две роли: и старшего, и младшего. Как отмечают психологи-исследователи, среднему ребёнку иногда бывает трудно определить свое место в семье, даже если разница в возрасте между ним и сиблингами составляет 3-4 года.

Предположительно, средний ребёнок от рождения находится в конкурентных условиях со старшим сиблингом. Родители сознательно или бессознательно сравнивают второго ребёнка со старшим. Третьему ребёнку с этой точки зрения легче: родители уже осознали уникальность каждого ребёнка и понимают нецелесообразность сравнений.

Положение среднего ребёнка можно расценивать как наименее завидное, поскольку он получает меньше родительского внимания, чем крайние с точки зрения порядка рождения дети.

Можно предположить, что средний ребёнок меньше привязан к родителям, чем старшие или младшие дети. Проведенное среди 245-ти студентов исследование показало, что средние дети больше ценят дружбу, нежели семью. Они с меньшей готовностью оказывают поддержку родителям в нужде, чем первенцы или младшие .

Средний ребёнок, с детства привыкший искать компромисс между своими желаниями и потребностями сиблингов, развивает в себе качества дипломата и эффективного переговорщика. В силу своей сиблинговой позиции он более коммуникабелен и социален, чем его младшие или старшие братья и сестры. Средний ребёнок охотнее прислушивается к мнению других, он часто сомневается в своей правоте и не склонен бросаться в крайности.

В отдельную категорию шведский психолог Э. Шёнбек выделяет сиблингов с разницей в возрасте менее двух лет, так называемых «псевдоблизнецов».

Эффект «детронизации» первенца сопровождает рождение второго ребёнка в семье в любом случае, но чем меньше разница в возрасте между сиблингами, тем острее, болезненнее и беспощаднее детронизация старшего ребёнка в его субъективном восприятии. Связано это с тем, что первенец еще не почувствовал сепарацию от родителя. В качестве подтверждения этой мысли Шёнбек приводит слова австрийского психолога Маргарет Малер о том, что на психическом уровне «пуповина» продолжает связывать ребёнка с матерью до трех-четырех лет. Только к этому возрасту он психологически готов к появлению сиблинга .

В отдельных случаях старший брат или сестра могут стать основным объектом привязанности младшего сиблинга. Например, старший сиблинг может играть роль родительской фигуры для младшего во время стрессовой ситуации или в период переживания горя, когда отец или мать по каким-либо причинам не могут оказать поддержку.

Итак, заложенный в ранние годы паттерн оказывает долгосрочное влияние на формы поддержки и близость между поколением родителей и детей.

Помимо очередности рождения, на формирование личности ребёнка влияют пол детей, разница в возрасте между братьями или сестрами, а также количество детей в семье. Пол ребёнка и его сиблингов определяет такие качества личности, как мягкость, нежность, чуткость или жесткость, стремление к конкуренции. Мальчик, который воспитывается с младшей сестрой, обычно нежнее, мягче, галантнее, лучше разбирается в женской психологии. А если мальчик растет с младшим братом, в нем, как правило, сильнее развито соревновательное начало.

Примечание: в заметке представлены обобщенные результаты различных психологических исследований, проводившихся на больших выборках. Они не отменяют того факта, что в каждом уникальном случае психологические особенности ребенка могут существенно отличаться от «средней температуры по больнице».

Использованная литература

Найдите психолога в Вашем городе

Проверенные специалисты с высшим психологическим образованием

АвстралияАвстрияАзербайджанАрменияБеларусьБельгияБолгарияВеликобританияГерманияГрецияГрузияЕгипетИзраильИспанияИталияКазахстанКанадаКипрКыргызстанЛатвияЛитваЛюксембургМексикаМолдоваНовая ЗеландияПольшаРоссияРумынияСШАТурцияУзбекистанУкраинаФинляндияФранцияЧехияШвейцарияШвецияЭстонияЯпония

Выберите городАбаканАнапаАнгарскАпатитыАрмавирАрхангельскАстраханьАчинскБалаковоБалашихаБалашовБарнаулБахчисарайБелгородБерезникиБлаговещенскБрянскБугульмаВеликий НовгородВидноеВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВолгодонскВологдаВоронежВсеволожскВыборгГеленджикГорячий КлючГубкинскийДимитровградДмитровДомодедовоДубнаЕгорьевскЕйскЕкатеринбургЕлабугаЕссентукиЖуковскийЗверевоЗеленоградИвановоИжевскИркутскИстраИшимЙошкар-ОлаКазаньКалининградКалугаКандалакшаКатав-ИвановскКачканарКемеровоКировКировскКисловодскКоломнаКомсомольск-на-АмуреКраснодарКрасноярскКропоткинКурганКурскЛипецкЛобняЛюберцыМагнитогорскМайкопМахачкалаМегионМиассМожайскМоскваМурманскМытищиНабережные ЧелныНальчикНаро-ФоминскНахабиноНаходкаНефтекамскНижневартовскНижнекамскНижний НовгородНоводвинскНовокузнецкНовороссийскНовосибирскНогинскОбнинскОдинцовоОктябрьскийОмскОрелОренбургОрскПензаПермьПетрозаводскПетропавловск – КамчатскийПодольскПсковПушкинПушкиноПятигорскРаменскоеРостовРостов-на-ДонуРузаРыбинскРязаньСамараСанкт-ПетербургСаранскСаратовСаровСевастопольСеверодвинскСергиев ПосадСимферопольСмоленскСосьваСочиСтавропольСтарый ОсколСтерлитамакСургутСыктывкарТаганрогТайшетТамбовТверьТимашевскТольяттиТомскТуапсеТуймазыТулаТюменьУлан-УдэУльяновскУсолье-СибирскоеУссурийскУсть-КутУстюжнаУфаУхтаФеодосияХанты-МансийскЧебоксарыЧелябинскЧереповецЧеховШадринскШахтыЭлектростальЮжно-СахалинскЯкутскЯлтаЯрославль

Возраст от 0 до 5 лет

Ваш ребенок активно бегает по квартире, прыгает с высоты дивана или стола, пытается самостоятельно есть, при этом перемазывая все вокруг? Поздравляем, вы проходите кризис первого года. Он постепенно переходит в новую фазу, когда ребенок все понимает, но сказать еще не может. При этом все требования выражаются криком или истерикой. Критичные замечания родных, соседей, друзей заставляют задуматься: «А правильно ли я воспитываю ребенка? Не избалован ли он?».

Многие родители придерживаются мнения, что в этом возрасте нет смысла что-либо запрещать малышу. Он проявляет естественную активность, любознателен к окружающему миру, с интересом познает его. Чтобы предупредить его об опасности, достаточно сделать испуганный вид и изменить интонацию. Ребенок хорошо понимает эмоции и реагирует на них.

Младший ребёнок

Младший ребенок не обделён любовью и заботой. Он с детства чувствует свою защищённость, и это, в свою очередь, накладывает отпечаток на характер в виде беззаботного отношения к жизни.

Зачастую такой ребенок, даже становясь взрослым, продолжает принимать покровительство родителей, ведь для них он навсегда остается «младшеньким». Войдя в самостоятельную жизнь, младший ребенок часто затрудняется независимо принимать решения и брать ответственность за собственную жизнь на себя.

В детстве к нему предъявляется меньше требований, что, в свою очередь, чрезвычайно расслабляет и приводит к низкой организованности. Он привыкает, что будет любим и обласкан в любом случае. И, зачастую, рискует быть изнеженным и избалованным. Получая всё авансом, а зачастую и ревом, он, вырастая, переносит это во взрослую жизнь, становясь в некотором роде манипулятором, демонстрируя близким свою обидчивость. И таким образом добиваясь своего. Младший ребенок достигает меньше успехов в карьере, чем старший, или единственный. Но он более успешен в личной жизни, в любви. Он оптимистичен, обаятелен и открыт к людям. Склонен к авантюрам, легок в общении. Вступать в отношения ему не сложно, как и быть любимым.

Во взрослой жизни партнеру такого человека поневоле придётся быть лидером в семье и давать ему всяческую поддержку, иметь выдержку в отношениях и оказывать снисхождение к его слабостям. В противном же случае тандем может просто не состояться.

Старшие дети

Старший ребенок, как правило, во многом похож на родителя – этакий маленький папа или маленькая мама. Они нередко и берут на себя функции воспитателя, принимают ответственность и стремятся к лидерству. Больше половины президентов США были старшими сыновьями, 21 из 23 американских астронавтов были первыми или единственными сыновьями в семье. Старшие ориентирован на высокие достижения, вплоть до маниакальности (Гитлер, к примеру, тоже был старшим ребенком в семье).

Для развития личности старшего ребенка имеет значение, кто родился после него – братья, сестры или те и другие. Например, если у мальчика есть младший брат и сестра, то в его характере будут сочетаться черты старшего брата братьев и старшего брата сестер.

Старшая сестра сестер

Обычно это яркая, сильная и независимая личность, которая способна проявить заботу и о себе, и о других. По любому поводу у нее есть свое мнение, и она с трудом принимает помощь и советы других людей. Чем больше у нее сестер, тем меньше у нее шансов на удачный брак: она стремится устраивать сначала чужую жизнь, так что на свою собственную порой ни времени, ни сил не остается.

Идеальный партнер: младший брат сестер, привыкший находиться рядом с сильной женщиной. Может признать ее лидерство и младший брат братьев, а также единственный сын, который не настроен на равноправное общение и воспринимает ее в роли матери.

Сложные взаимоотношения: со старшим братом братьев. Оба стремятся к лидерству и постоянно делят власть.

Лучшие подруги: обычно это младшие и средние сестры. Со старшей сестрой они наверняка найдут много общего, но это лишь до того момента, пока им нечего будет делить.

Старшая сестра братьев

Мужчина для нее – это «любимая игрушка». Она способна пожертвовать собственной работой, чтобы позаботиться о муже. Такая жена нередко заменяет мужчине мать – настолько, что собственно супружеские отношения отходят на второй план.

Идеальный партнер: младший брат сестер. Все довольны: ей есть, кого воспитывать, ему есть на кого возложить ответственность.

Сложные взаимоотношения: со старшим братом братьев. Кстати, когда в такой семье появляются дети, они нередко снимают напряжение в супружеской борьбе за лидерство. Ведь обоим родителям нравится, когда есть младшие.

Лучшие подруги: как и в предыдущем случае, это младшие и средние сестры. Неплохо складываются отношения и с единственными дочерьми.

Старший брат братьев

Из таких мальчиков обычно получаются шефы, политические деятели, астронавты и даже президенты. Им нравится быть первым во всем, к своей персоне они обычно относятся очень педантично и всячески стремятся к совершенству. Обычно старший брат бывает успешным, но очень редко «открывает душу». Много ожидает от жены – гораздо больше, чем получает в реальности.

Идеальный партнер: младшая сестра братьев, которые были для нее авторитетом.

Сложные взаимоотношения: со старшей сестрой сестер. Возможны сексуальные конфликты и постоянная борьба за власть.

Старший брат сестер

По сравнению со старшим братом братьев, с этим типом мужчины гораздо легче общаться, обычно он очень предупредителен с женщинами и внимателен к ним. С мужчинами он тоже неплохо ладит, но все-таки в мужской компании он чувствует себя менее комфортно. Любит быть лидером, но не авторитарен.

Идеальный партнер: младшая сестра братьев. Она создает в их общении именно такие ситуации, к которым он привык.

Сложные взаимоотношения: со старшей сестрой сестер. Причина все также – конфликты из-за лидерства. Однако привычка постоянно общаться с женщинами, возможно, сгладит эти сложности.

Единственный ребенок

Единственный ребенок обычно получает максимальную заботу и внимание. И если родители сильно опекают его – вырастает типичным эгоистом

Поэтому папам и мамам нужно постараться не дрожать над своим чадом, а давать ему возможность побольше действовать самостоятельно, научить его самого принимать решение и исправлять собственные ошибки. Нужно стараться не отдавать ему лучший кусочек, а научить делиться со всеми членами семьи, и таким образом подготовить его к общению во взрослом социуме. Этим они окажут своему чаду неоценимую услугу!

Иногда родители допускают другую ошибку, имея единственного ребенка, начинают загружать его по полной программе, записывая в разные секции, на музыку и изучение иностранных языков. Стремясь вырастить разностороннюю личность, они забывают, что маленький человек не всегда в силах справиться с такими нагрузками. В результате может произойти эмоциональный срыв, что негативно скажется на психическом состоянии ребёнка.

Лучше вырастить здорового, отзывчивого, доброго человека, чем обремененного, порой ненужными знаниями, эгоиста.

Во взрослой жизни единственный ребенок, если он воспитан в излишней опеке, стремится найти себе партнера, который сможет заменить ему родителей. Или же навсегда остается слишком привязанным к матери.

Возраст от 15 и старше

Полностью сформированная личность ребенка позволяет ему самостоятельно принимать решения, касаемые его жизни. Он сам выбирает где учиться, с кем дружить, как одеваться или где жить. Сложность этого периода для родителей заключается в принятии его решений, так как относиться к ним следует с уважением.

В этом возрасте уже бессмысленно учить и воспитывать ребенка, менять его сформировавшийся характер или пытаться изменить привычки. Родители должны научиться давать советы, рекомендации, не давить на психику или жалость.

На сколько сложно будет в вашем случае, зависит от заложенного фундамента с детства. Если ребенок вырос капризным, требующим различные «хотелки», не уважающим старших, то в подростковом возрасте эти проблемы усугубятся.

На самом деле, точно сказать, какой период в воспитании детей самый сложный, невозможно. Все зависит от умения родителей правильно построить взаимоотношения с их ребенком в любом возрасте: дружеские, любящие, терпеливые – помогут достигнуть мира и согласия; агрессия, чрезмерная требовательность или контроль – оттолкнет и построит барьер в общении.

Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)

Вот и первый день рождения позади, малыш вступает в новую фазу своего развития. Ребенок все больше говорит, правда, не все слова удаются, но ближайшее окружение прекрасно понимает его. Словарный запас ребенка увеличивается по мере познания мира.

Предметы становятся не просто предметами, а вещами, имеющими свои функции (стул для того, чтоб сидеть, ложка – чтобы есть, коляска – чтобы выходить на прогулку).Дети от года до 3-х лет


Дети от года до 3-х лет начинают социализироваться

Ребенок начинает строить свои отношения с другими людьми (взрослыми и детьми).

Ближе к 3 годам он начинает показывать, что ему не нравится опека взрослых, он начинает проявлять нетерпимость, упорство, капризничает, настаивает на своем. Родителям следует начать предоставлять малышу больше самостоятельности (в пределах разумного).

Физические возможности детей в раннем возрасте значительно возрастают. Потребность в движении большая, поэтому ограничение детей в этом может привести к капризам, непослушанию, перевозбуждению и, как следствие, к плохому сну и аппетиту.

Старший ребенок

Конечно, человек не может повлиять на момент своего рождения и только от каприза судьбы зависит его первенство. Но коль уж судьба так распорядилась и сделала свой выбор, то волей-неволей этот ребенок с появлением второго (или последующих детей) начинает ощущать вначале дефицит внимания со стороны родителей, а затем и подспудную ревность к младшим

Ведь теперь фокус внимания сосредоточен не на нем, и для того, чтобы обратить на себя внимание и вернуть (как ему кажется) утраченное, он старается изо всех сил

Конечно, в этом нет ничего плохого, таким образом формируется стремление к достижению результата и желание сделать так, чтобы тебя отметили и похвалили. Правда, в результате может развиться перфекционист (человек с комплексом отличника, стремящийся к совершенству во всем), а идти с этим грузом по жизни, поверьте, не так просто. Иногда это приводит даже к невротическим психическим отклонениям.

Родителям не стоит забывать о том, что это хоть и старший, но все ещё ребенок, требующий внимания и любви.

Ответственность за младшего (младших) брата или сестру, которую родители зачастую возлагают на старшего ребенка, тоже накладывает свой отпечаток на формирование характера, и является базой для построения последующих отношений с близкими, уже во взрослой жизни.

Старший ребенок, вырастая, зачастую становится лидером в обществе и своей собственной семье. Он легко берет на себя заботу о близких, а заодно и управление семейным кораблем. Он ответственный, надежный, честолюбивый. Но испытывает сложности в отношениях. Зато, исходя из исследований психологов, старшие дети становятся более успешными в карьере, чем младшие, и выявляют более развитые интеллектуальные способности.

На такого человека можно смело положиться, он умеет дружить и даже жертвовать собой. Для живущих рядом с ним людей это, конечно, хорошо, но для него практически не существует расслабленного состояния. Он не умеет полноценно отдыхать и радоваться легкости бытия.

Его партнеру по жизни следует учесть все аспекты характера такого человека и постараться дать ему побольше душевного тепла, заботы и обязательно поддержки. Он должен чувствовать, что его любят и ценят и тогда все получится.

Психологические теории относительно порядка рождения детей в семье

Как уже говорилось, порядок рождения ставит детей в положение старшего и младшего. Те черты, которые приобретает старший ребенок, личность которого изменилась с рождением второго малыша, и те черты характера, которые приобретает личность младшего ребенка, – взаимосвязаны. И старший и младший ребенок попадают в свою, особенную ситуацию, которая характеризуется совокупностью психологических, социальных, биологических и прочих факторов развития. Порядок рождения детей в семье, где всего два малыша, это – два совершенно отличных друг от друга жизненных сценария. В каждом из них есть и достоинства, и слабые места, которые нуждаются в коррекции. Давайте попробуем разобраться в том, что говорят известные ученые про эту проблему.

Зигмунд Фрейд о роли семьи в формировании личности

Известный всему миру, психиатр Зигмунд Фрейд был одним из самых первых ученых, кто утверждал тот факт, что позиция ребенка относительно его братьев или сестер является краеугольным фактором формирования его личности. А так же и то, что старшие и младшие дети в любой семье обладают рядом одинаковых черт характера. Именно это и приводит к радикальным отличиям характеров двух детей, растущих у одних и тех же родителей.

Альфред Адлер – связь порядка рождения и личностных качеств

Создателем же этой теории заслуженно считается Альфред Адлер – порядок рождения детей в семье и развитие их личности были им исследованы, а полученные данные систематизированы и уложены в единую систему. Именно он предположил, что в любой семье положение ребенка по старшинству имеет типичные сходные проблемы, которые к тому же в большинстве семей решаются практически одинаково.

Адлер был уверен, что понимание личности отдельного человека немыслимо без контекста той атмосферы, в которой он вырос, учитывая структуру семьи и порядок его рождения в ней. В соответствии с порядком рождения изменяются и запросы, и потребности ребенка.

Будучи первопроходцем в этом исследовании, А. Адлер классифицировал некоторые порядковые позиции, которые может занимать ребенок в семье: старший ребенок в семье, младший из двоих детей, средний ребенок, младший из трех и более детей, и единственный ребенок. Самое главное, что в ходе этого исследования он доказал, что дети, чей порядок рождения в семье одинаков, имеют схожий психотип, а вот дети, рожденные в одной семье, различаются по характеру именно в связи со своим положением по старшинству.

Леман Кевин – христианский взгляд на проблему

Эту проблему изучал и достаточно известный в мире психолог, доктор Леман Кевин – порядок рождения ребенка в семье оказался весьма влиятельным фактором для всей судьбы человека, включая и его карьеру, и его социальные связи. Леманом написана книга, которая получила лаконичное название «Порядок рождения», в которой глубоко, но с юмором рассказывается о влиянии очередности рождения на всю человеческую жизнь

Особое внимание уделяется взаимосвязи личностных качеств, формирующихся под воздействием порядка рождения и карьерных предпочтений

Например, примечательно, что из их космонавтов, побывавших в космосе, практически все были первыми детьми в семье, и лишь двое – единственными. Так как лидерские качества у первенцев развиваются намного лучше. А вот коммерческая и актерская деятельность лучше удается средним и младшим отпрыскам семейств. Очередность рождения оказывает огромное влияние не только на характер, но и на то, с кем он вступит в брак, с кем он общается, каким родителем он будет.

Теория порядка рождения Уолтера Тоумена

Изучив более тысячи семей, Уолтер Тоумен констатировал, что модель поведения у любого человека во многом определяется очередностью его рождения в семье. Единственные, старшие, младшие или единственные дети по большому счету имеют сходные черты характера и личности. И хотя это не является абсолютным стереотипом, но общая предрасположенность обстановки в семье вырисовывают довольно-таки типичную картину.

Еще одним наблюдением было предпочтение в семьях какого–либо пола ребенка, чаще всего – сыновей. Если в семье есть старшая сестра, на нее довольно часто перекладывается значительная часть функций родителей, тогда как младший братишка почти всегда окружен славой и высокими ожиданиями родителей. Примечательно, что семьи, где только девочки более охотно решаются на еще одного ребенка, чем родители двух или более сыновей (во всяком случае, в 1976 году, когда проводились исследования).

Кризис новорожденных

Этот первый этап жизни длится от рождения до 1 года. Его стали выделять последним из всех существующих. Его основные особенности состоят в следующем.


Новорожденный малыш – это отдельная личность

Реакции, характеризующие нормальное развитие ребенка этого возраста:

  • увеличение двигательной активности, оживление при появлении взрослого;
  • общение с помощью крика или плача;
  • увеличивающаяся вокализация (употребление гласных звуков, чуть позже – гуление);
  • появление улыбки как реакции на выражение лица взрослых.


Развитие до года первый этап

С каждым месяцем увеличивается двигательная активность: малыш начинает брать игрушки в руку, перекладывать из одной в другую, пытается ползать, а к году или чуть раньше – ходить. С началом хождения у малыша значительно расширяются границы его мира, характер обозрения окружающих предметов.

Причины выделения этапов развития ребенка

В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ. Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды. На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.

Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности развития детей для успешного формирования их личностных качеств.

Младший ребенок

Младшие дети собирают сливки с родительской любви, и чем старше родители, тем нежнее и заботливее они по отношению к самому маленькому ребёнку в семье.

Опробовав педагогические приемы на старшем или старших детях, родители гораздо более склонны баловать младшего ребёнка, ему достается максимум внимания. С позицией единственного ребёнка его роднит возможность испытать на себе чрезмерную опеку родителей. В отличие от старшего ребёнка, младший чаще довольствуется безусловной любовью родителей, бабушек и дедушек. Младшим детям, как правило, не нужно ничего доказывать, от них не ждут подвигов и успехов, они могут позволить себе такую роскошь, как быть самими собой.

Чувствуя такую безграничную любовь родителей, младший ребёнок не испытывает тревоги и страха по поводу того, что он может не оправдать надежд семьи. От родителей он ждет защиты и поддержки. В этом, возможно, суть привязанности младшего ребёнка.

Младшие дети не всегда отличаются послушанием, прилежанием и подчинением воле родителей, и они не стремятся контролировать окружающих. Зато, вероятно, младшие дети лучше других могут угадывать мысли и желания родителей и старших детей в силу развитой с детства наблюдательности и чуткости.

Не обладая силой, интеллектом и авторитетом старших детей, младшие вырабатывают противоположную стратегию борьбы с сиблингами: они все делают исподтишка, а также в ход пускают слезы, жалобы родителям на несправедливость старших. Наказывая старшего ребёнка в ответ на жалобу младшего, родители закрепляют эту линию поведения самого младшего.

Младшим детям больше свойственно желание перемен и смелость в изменении своей жизни. Исследователи влияния очередности рождения на характер человека объясняют склонность младших детей к бунту, протесту и неординарным решениям задачей эволюции. Страсть к риску у младших детей эволюционно заложена очень глубоко.

В то же время, младшие дети могут оказаться в позиции единственных детей, когда старшие покидают родительское гнездо, а они остаются с уже немолодыми родителями. Младшим приходится брать на себя функцию заботы о родителях, выучить новый репертуар поведения. В такой ситуации привязанность стареющих родителей к младшему еще сильнее – он для них главный стимул к жизни, отрада и отдушина.

Младший ребёнок может сыграть роль связующего звена между родителями. Если отношения между супругами стали очень непрочными, то они могут надеяться на то, что рождение младшего ребёнка поможет их воссоединению. Если старшие дети родителей рождены от предыдущих браков, то младший, их общий ребёнок, может рассматриваться как общий знаменатель.

Младшим детям свойственно устанавливать более тесный эмоциональный контакт с родителями. Они, скорее всего, наиболее чувствительны к эмоциональному состоянию родителя, легче остальных могут различить перемену настроений отца или матери. Родители опекают, заботятся о младшем ребёнке и принимают его таким, какой он есть.

Развитие детей от 12 до 15 лет

Средний школьный возраст детей является подростковым периодом их развития. Это возраст, когда у детей снижается стремление к учебе. Подростковый кризис связан с переходом детей к новому этапу интеллектуального развития. Дети мыслят по-новому, у них меняется поведение, происходит переход от конкретного к логическому мышлению.

Периоды повышенной активности сменяются временем снижения работоспособности, дети этого возраста избирательно относятся к наукам. Проявляется стремление ребенка к определенному виду деятельности, которая, возможно, станет основой будущей профессии.


Средний школьный возраст – осознание своего будущего

Подростки больше любят общаться, чем учиться, приоритетными считают отношения со сверстниками, а не с семьей. Они начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола, переживают, испытывают сексуальное влечение.

Это время проявления упрямства, своеволия, грубости по отношению к взрослым, бунт против устоев и правил, негативизм к общественному мнению.

Подросток хочет все больше независимости, его раздражает внедрение кого-либо в его внутренний мир.

Формирование личности детей старшего школьного возраста

Окончательное психологическое и физиологическое формирование детей происходит в период от 16 до 18 лет. Дети в этом возрасте готовятся закончить школу, думают над выбором профессии. Их умственные способности проходят завершающий этап своего развития, но совершенствование их продолжается. Все больше появляется потребность молодых людей к уединению, философствованию, они ограждают свой внутренний мир от чьих-либо посягательств, считают себя вполне самостоятельными.


Подростковый возраст – самый сложный

Возрастные особенности детей в разные этапы их жизни следует учитывать взрослым при общении с ними и попытках объяснить их поведение. Понимание со стороны взрослых жизненных ситуаций детей облегчит социализацию последних и поможет адаптироваться им во взрослом мире.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий