Гуманистическая система воспитания
Современная педагогика провозглашает условием эффективного воспитания осознанное участие детей в деле своего становления. Объект воспитания переходит в разряд субъекта. Собственная активность ребенка становится одним из факторов процесса, воспитатель лишь помогает и направляет, давая воспитаннику возможность самостоятельного выбора, способствуя одновременно его индивидуальному развитию.
Гуманистическая система предполагает внимательное, уважительное отношение к детям, терпимость к их мнению, заботу о психологическом комфорте. Необходимо, чтобы молодые люди чувствовали себя нужными, защищенными.
Родители и учителя обязательно опираются на национально-культурные традиции, учитывают возраст, уровень развития воспитанников, их привычки, половые, природные особенности.
Шалва Амонашвили – гуманная педагогика
Доктор психологических наук, профессор Амонашвили разработал собственную педагогическую концепцию на основе гуманного подхода к дошкольникам и школьникам. Главный принцип метода – взрослый должен сотрудничать с ребенком на равных, видеть в нем личность. Эта методика находит все больше и больше сторонников, так как является по-настоящему особенной. Автор предлагает не готовый перечень упражнений для формирования отдельной способности или навыка, а список правил, которыми нужно руководствоваться учителям и родителям. По мнению знаменитого психолога, ребенок добьется лучших результатов, если его не принуждать и не контролировать. Не бывает плохих детей, есть взрослые, которые не умеют общаться с ними.
Классификация общих методов и форм воспитания
В настоящее время существует достаточно большой научный фонд, благодаря которому можно раскрыть специфику и законы функционирования методов воспитания. При помощи их классификации можно выделить единое и специфическое, значимое и случайное, практическое и теоретическое.
Компонентами системы единых методов воспитания выступают следующие:
- способы развития личностного сознания, сюда входит рассказ, беседа;
- способы становления опыта, осуществления организации работы и общественного поведения. В качестве примера отметим инструктаж;
- средства осуществления мотивации, стимулирования деятельности и поведения личности. Это могут быть различные игры и диспуты;
- средства осуществления контроля, самооценки и самоконтроля.
Важно отметить то, что в педагогическом процессе методы воспитания представлены в достаточно не простом и при этом противоречивом единстве. Главная роль в данном случае отведена как логике отдельных средств, так и высокоорганизованной системе
Взаимодействие самых разнообразных методов важно применять рационально. Успех использования методов находится в прямой зависимости от общественных условий, авторитета педагога
В процессе выбора необходимо брать в учет некоторые моменты:
- направление процесса воспитания;
- уровень формирования учеников;
- уровень зрелости группы, где происходит реализация воспитательного процесса;
- индивидуальная специфика детей.
Проблемы воспитания
Точно также, как не существует исчерпывающего перечня педагогических методов, не существует и полного перечня педагогических проблем. Человек развивается разносторонне – есть соответствующие формы воспитания — физическое, умственное, социальное, духовно-нравственное. Соответственно, в каждой сфере присутствуют специфические проблемы. Существуют особые педагогические проблемы в неполных и многодетных семьях. Отдельная проблема – это желание и способность (см. необходимые навыки) воспитателя решать проблемы. В этом смысле кризисы (возрастные и прочие) являются своего рода проверками воспитателей на наличие и тяжесть допущенных ошибок.
Несмотря на всё множество и разнообразие, во всех проблемах есть нечто общее. А.С. Макаренко указывал на сопротивление личности, когда её начинают воспитывать, однако для «проблемных» (беспризорных) детей он принципиально не использовал каких-либо специальных методов, а работал с ними так, чтобы они смогли стать счастливыми самостоятельными людьми. Для этого необходим гармоничный, авторитетный стиль воспитания. Нарушения этой гармонии вполне устойчивы и формируют характерные проблемные стили (паттерны) воспитания.
Основные методики воспитания
Специалисты сходятся во мнении, что воспитательные методики эффективны, если педагог учитывает содействие усилий самих детей
Ведь воспитанникам тоже важно преодолеть в себе сопротивление, противодействуя сознательным мерам. Это немаловажный аспект воспитывающего обучения
Между тем, они нередко стремятся к активному освоению, а также присвоению определенных духовных ценностей. Следовательно, действенность всех приемов и методик воспитания напрямую зависит от постоянной практической опоры непосредственно на психологию ребенка. Школьники реагируют на воспитательные действия, как цельные личности. То есть все происходит в единстве воли, сознания, ценностных ориентаций, интересов, чувств, потребностей. В некоторых случаях они даже рассматривают воспитателя, как образец для подражания. Поэтому именно от его действий зависит дальнейшее развитие ученика.
Как педагогическая категория, метод воспитания характеризуется целым перечнем признаков:
- Каждый отдельный метод – организованная деятельность педагога, ориентированная на решение определенных задач.
- Метод обусловлен объективными природными и социальными свойствами человека, особенностями его психики (интеллекта, мозга, воли, чувств, интересов, потребностей).
- Каждому методу присуща определенная педагогическая функция, которая напрямую связана с объективными возможностями, позволяющими решить некую часть воспитательных задач. Согласно функции методик и свойствам человека, подбираются приемы и средства последующего воспитательного воздействия.
- Каждый воспитательный метод оказывает воздействие на формирование личности, играет доминирующую роль в преимущественном изменении и развитии, устранении некоторых качестве. То есть универсального подхода, решающего сразу все задачи, не существует.
Воспитание же обеспечивается целым перечнем методик, в числе которых упражнения и убеждения, примеры и соревнования, принуждения и поощрения.
Использование тренингов в перевоспитании ребенка
Метод тренинга способствует развитию наблюдательности, усидчивости, умению разбираться в проблемах других людей. Ребенок переносит проблемы внутри, отвечает на вопрос «какой я?», узнает мнение окружающих («какой ты?»), в заключении чего изменяет своё поведение к людям, пересматривает свою жизненную позицию.
Для решения сложных проблем ребенка используют методы музыкотерапии. Они помогают расслабиться, направить мысли на красоту и искусство. Данный метод включает в себя проведения под классическую музыку занятий ИЗО, пение, игровую форму сеанса психотерапии. Зачастую метод применяется в интернатных учреждениях, летних лагерях, где обстановка напряженная. Музыка способствует снятию напряжения, беспокойства, чрезмерной возбудимости.
Методы отработки привычного поведения
Для формирования устойчивых качеств личности, укоренения правильных привычек необходимы многократные упражнения, доведение до автоматизма определенных действий. Сформированная личность сможет держать под контролем свои чувства и желания, правильно оценивать действия, соотнося их с интересами других людей.
Для эффективной отработки нужного качества применяется приучение. Использование этого метода предполагает некоторое насилие, которое может вызвать протест воспитанника, но оправданно тем, что направлено на его же благо. Принцип гуманности требует смягчения метода, использования его в ряду других.
С помощью требования воспитатель через личные отношения доносит до ученика норму поведения. Этим методом стремятся усилить или затормозить какие-либо качества, действия. Требования могут носить негативную или положительную окраску, вызывать соответствующие реакции. Требование высказывается в виде совета или просьбы, звучит как намек или одобрение, принимает иные целесообразные формы.
Поручение – это наделение воспитанника некоторыми полномочиями и одновременно возложение на него определенной ответственности, что вызывает гордость за оказанное доверие, но и требует усилий в доведении порученного до конца. Если одна из сторон будет иметь слабую мотивацию, воспитательный эффект будет нивелирован.
Создание воспитывающих ситуаций подводит ребенка к необходимости найти решение в ситуации нравственного выбора, путей организации деятельности или освоения социальной роли. Ситуации создаются воспитателем искусственно, дают детям возможность испытать себя, сформировать у них социальную ответственность.
Основные ошибки
Известно, что многие проблемы малыша порождаются болью, обидой или страхом. Что делают в таких случаях взрослые? Естественно, утешают, уговаривают и т.п. А некоторые вместо этого внимательно вслушиваются в детскую проблему, в доверительных беседах не позволяют ему оставаться наедине со своими переживаниями, добиваясь чудодейственных результатов. Ибо четко обозначенные проблемы правильно воспитанный ребенок легче преодолевает и находит свой путь их разрешения. Поэтому не стоит удивляться, что развитие и воспитание ребенка в семье с такими принципами проходит легко. Если родителям не нравится поведение чада, они делают ему замечание от первого лица, говоря о своих чувствах, а не о его действиях.
Такие принципы воспитания детей напоминают процесс выращивания культур на грядках приусадебного участка. Ведь только сорняки не нуждаются в уходе и растут, не взирая ни на почву, ни на климатические условия. Как воспитать ребенка правильно? Выращивание культурных растений сопровождается уходом и пестованием. Пестовать — это значит любить, понимая и уважая.
Семейное воспитание детей родителями должно осуществляться без насилия. Родительский контроль должен быть строгим, но без использования грубой силы и жестких наказаний. Дети и воспитатели должны доверять друг другу. Малыш не должен бояться посоветоваться с отцом или матерью по любому вопросу. Советы родителям по воспитанию детей дают многие: бабушки, дети, учителя, соседи, посторонние люди. Однако решать, как правильно воспитывать ребенка, как учить его принимать правильные решения, должны сами родители. Ведь именно они несут за это ответственность.
Современный подход к воспитанию детей
В ушедшем веке педагоги ориентировались на упомянутые выше концепции, однако в России господствовала концепция коммунистического воспитания молодежи. Сейчас еще можно услышать про учителей «старой закалки», но современное воспитание старается уходить от советской педагогики. Однако в нынешних условиях возникает проблема столкновения и противоречия между быстрым темпом приращения большого объема знаний и физической и психологической неготовностью этот объем усваивать. Это обстоятельство заставляет образовательную систему отказаться от стремления только лишь всесторонне развивать личность в плане образования. Выходом становится упор на максимальное развитие способностей через самовосприятие личности.
Сейчас не выделяются концепции, стоящие особняком или имеющие радикальные отличия. В XXI веке в основу формирования воспитательных подходов ложится гуманистическое воспитание. Этот подход ориентирован на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности.
Цель концепции гуманистического воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности.
В основу концепции положены такие идеи:
- природосообразность (упор на половые, возрастные особенности конкретного ребенка и уровень его развития);
- культуросообразность (особенности той культурной среды, в которой происходит воспитательный процесс);
- гуманизация отношений (человеческие отношения между педагогом и воспитанником);
- упор на чувства ребенка (слышать и слушать, что чувствует ребенок, взаимодействовать с ним в разных ситуациях).
Идея самореализации и гармоничных взаимоотношений личности и общества лежит в основе современных подходов к воспитанию. Ученые исследуют процесс формирования личности, взаимодействие между педагогом и ребенком, роль учителя в воспитании и развитии воспитанника. Подходы базируются на теориях воспитания, разработанных выдающимися психологами и философами XX века.
Определение метода упражнения
Изучая содержание учебного материала, воспитатели нередко сталкиваются с необходимостью освоить метод упражнения. В современном воспитании он предусматривает особые системы организации повседневной жизнедеятельности и процесса обучения, которые позволяют учащимся накапливать определенный опыт поведения, решения задач, развития индивидуальных качеств, воли и чувства, формировать положительные привычки, обеспечивать единство знаний, убеждений, поведения, слов и дел.
Однако упражнение в такой методе вовсе не является механической тренировкой. Оно осуществляется при сознательном преодолении трудности во время решения жизненно важных дидактических задач, которые предусматриваются учебными программами и предметами. В процессе воспитания создается определенная цепь трудностей. Их и следует преодолеть, чтобы сформировался полноценный, хороший человек.
Упражнение рассматривается как метод воспитания, вовлекающий детей в систематическую, специально организованную, полезную общественную деятельность, которая способствует дальнейшей выработке различных привычек и навыков, общения и умений культурного поведения в коллективе, усидчивости непосредственно в учебе, а также в труде. Помимо того, формируются и некоторые качества прилежания человека.
Упражнения организуют как ритмично повторяющиеся, активные действия и приемы отрегулированного поведения в типичных ситуациях, которые соответствуют привычному нравственному сознанию детей, их поступкам и действиям. Это упорядочивает систему так называемых деловых отношений. В результате формируется психология размеренного, устойчивого образа жизни, трудовой деятельности. Помимо того, укрепляется воля и положительные черты характера. Формальная отработка навыков и умений приводит к возникновению так называемой двойной морали и даже безнравственному применению приобретенного опыта. Но вовлечение детей в определенные поведенческие упражнения позволяет раскрыть уровень воспитанности учащегося и его самовоспитание.
Как образец для подражания, учитель должен уделить пристальное внимание способности ученика ориентироваться в учебной обстановке и проявлять самостоятельность, принимать обоснованные решения, а также брать на себя определенную ответственность и в итоге достигать поставленных целей. Замечание 2
Замечание 2
Многие дети любят занятия, которые насыщены ситуациями, требующими самостоятельности, напряженной физической и мыслительной работы. Обучаемых нельзя опекать. Не стоит также спешить с подсказками или навязывать собственные решения.
В каждому из случаев выполнению упражнений должно предшествовать теоретическое усвоение материала, а также инструктаж учителя. Это даст возможность осуществить систематическое пооперационное воспроизведение действий, требуемых для дальнейшего формирования определенных качеств с их постепенным усложнением, повышение сложности, добавлением элементов индивидуально личностного творчества.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Самовоспитание, как часть процесса воспитания личности
Самовоспитанием называется такой процесс развития, когда личность осознанно действует в соответствии со сформированными идеалами, моральными качествами, целями. Такой метод используется для детей школьного возраста, когда ребёнок способен сопоставлять свои поступки с действиями других людей. К методам самовоспитания относятся:
- самопознание: самонаблюдение, самосравнение, самоанализ;
- самообладание: самоконтроль, самоприказ, самопринуждение;
- самостимулирование: самоодобрение, самоутверждение, самонаказание, самоограничение.
Самопознание характерно для младшего школьного и подросткового возрастов. Подражая, ребёнок выполняет требования взрослых. При самообладании подражание исчезает, появляются элементы осознания. Самостимулирование — это сознательное самовоспитание, которое базируется на внутренних потребностях.
Глен Доман – воспитываем с пеленок
Американский педиатр создал уникальную методику формирования умственных способностей у детей раннего возраста. Он считал, что самое благодарное время для обучения – до семи лет, пока происходит активное развитие мозга. В основе метода лежит уверенность в поистине безграничных возможностях ребенка усваивать информацию, получаемую из картинок со словами и изображениями. Доман также придавал огромное значение и физическому развитию грудничков, связывая его с интеллектом. Автор крайне негативно относился к пеленанию и всему тому, что сковывает движения и препятствует двигательной активности малышей. Систематические упражнения по системе Домана стимулируют раннее речевое развитие, скорочтение и детскую любознательность, расширяют словарный запас. (Подробно о методике Глена Домана)
Стили воспитания
По исследованиям Д. Баумринд известны три стиля родительского воспитания – авторитарный, авторитетный (правильный) и либеральный (попустительский). Отдельно позже Э. Маккоби и Д. Мартин выделили отчуждённый, индифферентный (самый худший) стиль. В чистом виде эти стили не встречаются. Их изучение позволит проанализировать свой стиль и исправить ошибки самостоятельно, или с помощью квалифицированных специалистов.
Авторитарный стиль. Его цель воспитать детей послушными и исполнительными. Характерны контроль во всём без права выбора и инициативы, ультимативное общение без объяснений и эмоциональной поддержки, управление запретами и угрозами. В результате дети закрываются и остаются беззащитными, они не доверяют родителям и впереди болезненный кризис. Формально внешне всё может выглядеть благополучно, но это катастрофа на духовном и душевном плане.
Ребёнок становится нервным и конфликтным, воспитаны тревоги, мнительность, настрой на неудачи (независимо от действительных успехов) и отсутствие внутреннего контроля (из-за ожидания внешнего контроля).
Простой тест для родителей на авторитарность – в течение одного дня вести запись количества замечаний и похвал (моментов эмоциональной поддержки, объятий).
Либеральный (снисходительный, попустительский) стиль. Очень распространён наряду с авторитарным. Характерны заниженные требования и высокий эмоциональный отклик. Родители как бы дружат с детьми, фактически же отстранены от воспитания и только поправляют ребёнка, когда его поведение совершенно недопустимо — его могут, критиковать, высмеивать или даже наказывать физически. Дефицит родительского внимания часто мотивирован отсутствием времени
При этом ребёнок не может догадаться, что его любят и начинает привлекать внимание недопустимым поведением. Воспитывается эгоизм, конфликтность, безосновательная требовательность к окружающим и неадекватная самооценка
Индифферентный (отчуждённый). Характеризуется безразличием воспитателей к личности ребёнка. Дети предоставлены сами себе, родители держатся на расстоянии от них. Такое чаще встречается в так называемых неблагополучных семьях. Дети воспитываются глубоко несчастными, неуверенными в себе, потенциально опасными. Опросы в колониях для несовершеннолетних преступников показывают, что подростки разделяют общепризнанные нравственные и семейные ценности, отличают хорошее от плохого. Их ответы мало отличаются от ответов свободных сверстников.
Необходимо обнимать ребёнка (для взрослых это также актуально) не менее 4х раз в день и сообщать ему, как он вам дорог, как хорошо, что он у вас есть. Это жизненная потребность и необходимое условие нормального развития ребёнка.
Правильный стиль воспитания – авторитетный. Родители предъявляют строгие требования к ребёнку, но всегда объясняют, почему так делается. Интересы и мнение ребёнка всегда учитываются. Если ребёнок не слышит родителей, то предупреждается о мерах воздействия, но эти меры не сброс эмоций, а это участие. Наказание авторитетных родителей – это поддержка, а не кара, это всегда надежда на понимание. В результате дети уважают родителей и доверяют им. Они вырастают открытыми и инициативными.
Для воспитания в авторитетном стиле семья должна быть правильно устроена духовно, когда отец глава семьи (не деспот, а имеется ввиду главенство любви, нравственный авторитет), мать – помощница мужу и хранительница домашнего очага. Так ребёнок видит взаимопонимание, гармонию, образец послушания в мамином примере и в папином образец ответственности.
Повторим, что в чистом виде эти стили не встречаются, а также у родителей могут преобладать разные стили, так что важным является поиск единомыслия.
В заключение тест для дошкольников. Предельно простой способ определить, счастлив ли ребёнок – предложить нарисовать свою семью. Порой рисунки шокируют родителей – например, ребёнок может нарисовать компьютер, кошку и себя. Счастливый ребёнок рисует себя между родителями и присутствует солнышко. Рядом с кем себя рисует ребёнок, к тому он и привязан больше.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как?
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-М. б07с. 2001
- Люблинская А. А. «Детская психология». Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1971 г.
- Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский , 2002. 576 с.