Методы социального воспитания

Главные постулаты метода примера

Рассматривая характеристику методов воспитания, отдельное внимание уделяют методу примера. Он представляет собой планомерное и целенаправленное воздействие на поведение и сознание школьника определенной системой положительных примеров

Их рассматривают, как образец для подражания, основу для дальнейшего формирования идеала коммуникативного поведения, стимула и средства самовоспитания.

В них закрепляется социальный опыт, результаты поведения и деятельности окружающих. Поэтому воспитательное значение методики нельзя недооценивать. Оно определяет многие общественные ценности. Каждый пример предусматривает конкретную социальную значимость. Положительный воспринимается, как определенное историческое понятие. Это образцовые действия, качества и поступки людей, соответствующие идеалу. Особенно ценны в воспитательном отношении положительные примеры, богатые идейным содержанием и высокой степенью развития личностных качеств.

Пример со временем перерастает непосредственно в самовоздействие. Это происходит при усвоении эстетически привлекательного, нравственного идеала. Дети нередко отождествляют себя с какой-либо популярной личностью, с героем произведения искусства, пытаются подражать его поступкам, образу жизнедеятельности, поведению. Однако порой среди учащихся наблюдается отрицательное отношение к подражанию. Оно может базироваться на обыденном понимании последнего, как слепого, механического копирования внешних сторон определенного поведения других людей. В данной ситуации призыв к подражанию может восприниматься, словно принижение самостоятельности.

Пример способен оказывать стабильное воздействие, либо вызывать координирующее, сиюминутное поведение ребенка в конкретной ситуации. Данная методика дает возможность сосредотачиваться на эстетически и нравственно привлекательных образах. Моральное осознание обеспечивает внутренняя устойчивость и уверенность. Отношение учащихся к примеру зачастую выявляет степень развития стремления к осознанному, четкому идеалу, либо сигнализирует об увлечении сомнительными образцами для абсолютно бездумного подражания.

По типу сознательного воздействия примеры делят на две группы. В их числе:

  • примеры непосредственного влияния (примеры товарищей или людей, с которыми дети систематически контактируют, личный пример воспитателей);
  • примеры опосредованного воздействия (примеры деятельности выдающихся личностей, трудового героизма, из искусства и литературы).

Средства социального воспитания детей и подростков

Средства воспитания во многом зависят от общества и могут значительно различаться, например, в одной из европейских или восточных стран. Иногда методы воспитания могут быть достаточно жесткими, но если они являются общепринятой нормой, то воспринимаются гражданами страны как естественный способ воспитания детей. Обычно в средствах для социального воспитания детей и подростков широко используется поощрение и наказание. Что же касается традиционных для нас методов социального воспитания детей, используемых в современных школах, то их можно разделить на:

  • Организационные методы. Они направлены непосредственно на создание и функционирование коллектива. В процессе формируются межличностные отношения между его членами. Дети учатся взаимодействовать между собой и решать возникающие проблемы. К числу организационных методов относится и непосредственно дисциплина, царящая в школе, а также различные кружки и секции по интересам.
  • Социально-экономические методы дают возможность получить социальное воспитание даже детям из неблагополучных семей. Они поддерживаются государством, которое заинтересовано в том, чтобы граждане страны поддерживали морально нравственные нормы.
  • Психолого-педагогические методы являются наиболее многочисленной группой. К ним в первую очередь относится наблюдение за ребенком, беседы с ним. Часто посредством наблюдения за поведением ребенка в коллективе специалист может сделать выводы относительно его социальной вовлеченности и способности к полноценной социальной жизни.

Методы и формы воспитания личности в спорте

Спортивные занятия, помимо эмоционального удовлетворения, при условии правильной педагогической организации, дают ребятам нравственный опыт, являются средством воспитания.

Во время деятельности, направленной на достижение спортивных результатов, совершенствуются нравственные качества юных спортсменов, их мысли и чувства. Мудрый тренер во время тренировок помогает расширить кругозор воспитанников, повысить их знания, пробудить интерес к практическим и научным исследованиям.

Во время спортивной тренировки тренерами применяются упражнения и приучения, которые тренируют ребят:

  • преодолевать трудности;
  • действовать в коллективе и на его благо. Читайте «Роль коллектива в воспитании личности»;
  • соблюдать дисциплину;
  • проявлять инициативу, действовать самостоятельно.

Биологические процессы не происходят изолированно от социальных функций. Феномен спорта именно в том, что он объединяет в одно целое биологическое и социальное в человеке. Телесное развитие, совершенствование функций организма проходит параллельно с усвоением основных ценностных общественных установок.

Физическая культура имеет уникальные возможности в деле формирования личности в физическом, моральном, эстетическом плане.

Отличительные черты современного воспитателя

  • старается не воспитывать, находясь в плохом настроении;
  • ставит перед ребенком ясные цели, всегда пытается объяснить непонятное, интересуется мнением воспитанника;
  • тренирует в детях самостоятельность, не пытаясь контролировать каждый шаг;
  • вместо «рыбы» дает «удочку»: решения ребенок принимает сам, взрослый только обрисовывает пути к ним;
  • не скупится на похвалу;
  • критика наставника уместна сразу после совершения ошибки, похвала высказывается за конкретные действия;
  • оценивает не личность воспитанника, а высказывает свое отношение к его действиям;
  • несмотря на допущенные ошибки, высказывает уверенность в ученике, сочувствует ему, настраивает оптимистично;
  • воспитательные действия рассчитывает на перспективу, к цели идет поэтапно, не задирая планку;
  • воспитатель строг, но справедлив.



Какие ценности прививают в процессе социально нравственного воспитания детей?

В процессе социального воспитания детей и подростков прививаются ценности, благодаря которым вырабатывается нужное отношение к жизни и окружающим людям. Специалисты выделяют две основных группы ценностей, прививаемых в процессе социально нравственного воспитания детей и подростков.

  • Культурные ценности общества, в котором растет ребенок. В свою очередь культурные ценности делятся на имплицитные – те, которые не формулируются, но подразумеваются, и озвучиваемые вслух. Вторые формируются в результате высказываний философов и мыслителей на протяжении многих веков.
  • Исторические ценности. Закладываются в тот или иной период исторического развития общества в соответствии с существующей идеологией.

Какой стиль воспитания выбрать?

У каждого родителя свой стиль воспитания, но, как показывает практика, совсем не каждый из них является оптимальным для ребенка. Большинство специалистов сходятся во мнении, что лучше всего использовать демократический стиль воспитания, который выражается в следующем:

  • Родители не просто требуют от ребенка выполнения тех или иных правил, но мотивируют его к этому и готовы обсуждать свои требования.
  • Родители не «давят авторитетом», а прибегают к логическому убеждению.
  • Родители трезво оценивают себя и не считают себя абсолютно непогрешимыми.
  • Родители готовы прислушиваться к мнению ребенка и идти на диалог с ним.

Нужно признать, что сегодня не так много семей, в которых используется подобный стиль воспитания в силу того, что многие родители берут за основу те способы воспитания, которые использовались в их семье. Однако современные дети в большинстве своем отрицают авторитарные методы воспитания и готовы только к диалогу с родителями.

Важные нормы воспитания

Наиболее актуальные проблемы современного общества относятся к сфере духовности и нравственности. Последствиями этого кризиса являются:

  • нарушения представлений о браке и семье: жертвенная любовь, нерасторжимость брака, необходимость воспитания детей воспринимаются как бремя;
  • члены семьи часто неспособны к взаимодействию и сотрудничеству, проявляют нетерпимость, неспособны на участие;
  • социальные роли мужчины и женщины перепутаны, дети теряют ориентиры;
  • падает рождаемость;
  • традиционные нравственные цели утеряны, что провоцирует детей к порокам и греху;
  • нарушение внутрисемейных отношений увеличивает отклонения в состоянии здоровья и поведении детей;
  • нездоровая домашняя атмосфера, психологическая пустота толкают подростков в «тусовку», общение с асоциальными сверстниками.

Внимание
Выходом из ситуации представляется восстановление традиционной ценности брака, возрождение религиозных традиций, воссоздание здорового общественного уклада, формирование государственных институтов педагогической поддержки, духовно-нравственного воспитания.

Классификация по Щукиной

Классификация, разработанная ленинградским педагогом Галиной Ивановной Щукиной, считается наиболее распространённой

Её главная идея направлена на развитие познавательного интереса — важного условия формирования личности. По мнению Г

И. Щукиной качество личности определяется устойчивым стремлением к познанию.

Метод формирования сознания

Процесс воспитания определяет конечный, желаемый тип поведения. Вся группа методов формирования сознания развивает рациональную сферу отношений на практике. Формирует представления, взгляды, убеждения личности, выражающиеся в конкретных делах и поступках. Основной приём — это убеждение. Выражается через рассказ, объяснение, этическую беседу, увещевание, внушение, инструктаж, доклад, пример.

Метод убеждения — это словесное воздействие. Опирается на интеллект, разум, волю. Он развивает логическое мышление, творческий потенциал, выступает как внушение или доказательство. Внушение влияет на эмоциональное сознание, ум, волю. Дискуссия взращивает систему суждений, личных оценок, убеждений. Диспут учит защищать собственные взгляды, уметь отказываться от неверной точки зрения, убеждать других людей. Пример основан на подражании: так ученик по-настоящему вникает в суть социально-нравственных отношений. Лекция как изложение содержания читается старшеклассникам. Рассказ и объяснение подходят младшим и средним школьникам.

Готовиться к беседам педагогу рекомендуется ответственно и тщательно, продумывая содержание, подачу, избегая формализма и назидательности. Не использовать банальности, потому что это компрометирует метод убеждения.

Формирование поведения

Методы этой группы формируют эмоционально-волевую сферу учащихся, организовывают деятельность, вырабатывают единство между сознанием и поведением. Он выражается в:

  • приучении;
  • поручении;
  • воспитывающих ситуациях. 

Методом приучения вырабатывают необходимый навык. В процессе планомерного и регулярного выполнения действий формируется привычка. Поручения развивают организованность, ответственность. Особенно ценное поручение — то, что даётся коллективом. Бывают длительные и эпизодические. Методы упражнения, приучения, поручения результативны, когда основываются на положительных мотивах.

Воспитывающие ситуации развивают нравственные качества. Суть состоит в ответных ученических поступках на организованные педагогом обстоятельства: уступить место, сказать правду. Функции заключаются в создании преподавателем условий для активной деятельности воспитанников. Так формируются нормы и ценности подведения.

Формирование чувств и отношений

Методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация) выражаются как:

  • поощрение;
  • наказание;
  • требование;
  • соревнование.

Стимулировать — означает наполнять смыслом, улучшать познавательную деятельность. В ситуации успеха ребёнок ощущает удовлетворённость собой и собственными действиями.

Действие поощрения направлено на возникновение положительных эмоций, в результате которых ребёнок испытывает моральное удовлетворение.

Поощрение — это положительная оценка, похвала, одобрение.

Поощряя, мы закрепляем правильные навыки и привычки, вселяем уверенность, повышаем ответственность. Высокий уровень поощрения — благодарность, награда. Поощрять следует не только за успех, но и за трудолюбие, отзывчивость, помощь. Одновременно не стоит допускать перехваливания, которое ведёт к высокомерию и эгоизму.

Наказание корректирует поведение посредством осуждения, отрицания. Правильное использование метода приучает ребёнка больше не совершать подобных поступков. Вызывает чувство раскаяния, стыда, пробуждает совестливость. Наказание считается продуктивным, если оно понятно ученику, расценивается им как справедливое. Недопустимы телесные наказания, которые приводят к лжи, скрытности, трусости.

Требование должно подталкивать ребенка к действию. Стоит избегать агрессивного высказывания требования.  Осуждать поступок рекомендуется тактично, сразу объясняя, как впредь поступать в такой ситуации.

Метод соревнования используется для детей школьного возраста. Основан на потребности в соперничестве и воспитании надлежащих физических, нравственных качеств. Для смягчения конкуренции использовать рекомендуется увлекательные, игровые формы. Участвуя в соревновании, дети привыкают к активному отстаиванию личных интересов. От педагога требуется поддерживать, направлять, помогать ученикам.

Проблемы воспитания

Точно также, как не существует исчерпывающего перечня педагогических методов, не существует и полного перечня педагогических проблем. Человек развивается разносторонне – есть соответствующие формы воспитания – физическое, умственное, социальное, духовно-нравственное. Соответственно, в каждой сфере присутствуют специфические проблемы. Существуют особые педагогические проблемы в неполных и многодетных семьях. Отдельная проблема – это желание и способность (см. необходимые навыки) воспитателя решать проблемы. В этом смысле кризисы (возрастные и прочие) являются своего рода проверками воспитателей на наличие и тяжесть допущенных ошибок.

Несмотря на всё множество и разнообразие, во всех проблемах есть нечто общее. А.С. Макаренко указывал на сопротивление личности, когда её начинают воспитывать, однако для «проблемных» (беспризорных) детей он принципиально не использовал каких-либо специальных методов, а работал с ними так, чтобы они смогли стать счастливыми самостоятельными людьми. Для этого необходим гармоничный, авторитетный стиль воспитания. Нарушения этой гармонии вполне устойчивы и формируют характерные проблемные стили (паттерны) воспитания.

Задачи педагогов в социально-нравственном воспитании

Воспитательный процесс происходит непрерывно и обязательно с учетом специфики среды, индивидуальности воспитуемого. Для каждого периода необходимо брать на заметку текущую социальную ситуацию, возрастные психологические особенности ребенка, привлекать к участию родителей, профессиональные учреждения, представителей общественности, друзей.

Семья, согласно традиции, – это главный институт воспитания. Она выступает не только положительным фактором, но и отрицательным. Именно здесь закладываются основные черты будущего члена общества, к моменту поступления в школу маленький человек уже большей частью сформировался как личность.

Читайте: Институты социального воспитания.

Положительное влияние семьи обусловлено тем, что никто, кроме самых близких людей, не относится к ребенку с большей любовью и не проявляет столько заботы о нем. Здесь проходит первичная социализация. Задача педагога – довершение процесса, корректировка возможных огрехов воспитания. Главное условие максимальной реализации задатков человека – здоровые семейные отношения.

Обратите внимание
Педагоги, органы правопорядка не должны стремиться подменить детскими дошкольными и школьными учреждениями, общественными институтами уникальность семейных отношений. Государство – образование вторичное

Личность и семья ставятся на первое место. Смысл деятельности общественных организаций – всемерная помощь и поддержка семьи.

Задачи социального воспитания сводятся к следующему:

  1. Оказание подросткам помощи в процессе социальной адаптации, стремление к одновременной безболезненной интеграции и автономизации личности в коллективе.
  2. Помощь детям при возникновении кризисных ситуаций в школе или семье. Педагог должен способствовать сохранению физического, психического здоровья ребенка при любых обстоятельствах.
  3. Защита интересов детей, их профессиональная ориентация, помощь при попытках найти достойное место в обществе.
  4. Организация познавательной, творческой деятельности, помощь в реализации способностей, талантов.
  5. Содействие организации учебы, досуга, благожелательное участие в собственном выборе жизненного пути.

Воспитательная программа

Содержание процесса воспитания ребенка отражается в программе, которая составляется на основе таких основных разделов:

  • формирование уважительного и бережливого отношения к природе во всех ее проявлениях;
  • составление общей картины представлений о культурных нормах, действующих в обществе;
  • формирование понимания о том, что человеческая жизнь относится к разряду наивысших ценностей;
  • понимание основ социального устройства;
  • формирование представлений об образе жизни, который должен вести достойный член общества;
  • подготовка к выбору собственного жизненного пути.

Важно понимать, что данные положения являются обязательными к исполнению. При этом могут быть введены дополнительные пункты

Формирование положительных качеств у дошкольника

В перевоспитании ребенка дошкольного возраста могут применяться следующие приемы и методы:

  • Переубеждение (воспитатель должен продумать все аргументы в защиту своей точки зрения);
  • Переучивание (изменяется досуг и основные увлечения ребенка в позитивную сторону);
  • Переключение (привлечение ребенка к общественно полезным делам, получение им положительного нравственного опыта);
  • «Взрыв» по А.С. Макаренко (резкое психологическое воздействие, в корне меняющее мировоззрение ребенка).

В перевоспитании ребенка используются методы самовоспитания, с помощью которых достигается самостоятельное выяснение проблем, корректировка поведения, вера в свои силы, формирование здоровой силы воли и др. Дошкольники могут быть не поняты в силу неправильного выражения мыслей, неверных поступков.

Социальными педагогами применяются методы самоорганизации. Нередко ребенок не может самостоятельно контролировать течение времени, с помощью данного метода вырабатывается культура. Благодаря этому ребенок точно знает, когда он должен быть на занятиях, сколько времени отводить досугу, играм. Данный метод помогает улучшить успеваемость в школе у детей более старшего возраста.

Метод делового общения развивает в ребенке культуру ведения диалогов, умением грамотно вести светские беседы, общаться в трудных коллективах. Педагог объясняет дошкольнику, как правильно обращаться к взрослым, что делать в случае необоснованной агрессии со стороны сверстников, показывает все действия на примерах, с помощью игры.

Приемы воспитания

Приёмы воспитания относятся к составной части методов. Так выражаются педагогические действия, оказывающие внешнее воздействие, изменяющие взгляды и поведение ребёнка.

Основные задачи

К основным задачам относятся:

  • формирование гражданской ответственности, уважения к окружающим людям, самоуважения;
  • развитие способности к социализации в обществе;
  • усвоение сути нравственных, моральных, правовых норм;
  • воспитание добросовестности, инициативности, соблюдения трудовой дисциплины;
  • формирование экономического мышления, навыков трудовой деятельности;
  • развитие духовных и культурных качеств;
  • развитие способностей к постоянному самообразованию.

Педагогические требования

Педагогическое требование — это метод воздействия на действия учеников, корректировка их качеств.

Поведенческие формы учеников ограничиваются чёткими предписаниями. Требования служат стимулированию или торможению деятельности воспитанника. Педагогический наказ может быть прямым — точным, определённым. А может быть косвенным — выраженным как совет, просьба, намёк. Оба помогают установить порядок, дисциплину, управляют учащимися.

Требование-совет убеждает, от требования-игры дети даже получают удовольствие, требование-просьба влияет на взаимосотрудничество, проявление доверия и уважения. Прямые запреты вызывают, как правило, негативную реакцию и внутреннее сопротивление.

Оценки

Оценка относится к методам поощрения и наказания. Её функции:

  • Регулирующая: педагог является для ребёнка неоспоримым авторитетом.
  • Стимулирующая: через оценивание ребёнок переживает свой успех или провал. 
  • Ориентирующая: учащийся осмысливает результаты обучения, полученные знания.

Оценка способствует выявлению мотивации деятельности, формирует трудолюбие, определяет эмоциональное состояние. Прямая оценка указывает на недопустимость или легитимность поступка: отрицательная связывается с негативным действием, положительная оказывает воспитательный эффект. Косвенная оценка даёт характеристику действиям иного лица. Отсутствие оценки считается недопустимой в педагогической практике, закрепляет неправильные формы поведения.

Поощрение в воспитании

Данный метод предусматривает внешнее активное стимулирование, побуждение воспитуемого непосредственно к инициативной, положительной, творческой деятельности. Поощрение осуществляется посредством общественного признания награждения, успехов, поочередного удовлетворения материальных и духовных потребностей человека. Такой метод активно применяется в игровой, общественной, трудовой, учебной, бытовой деятельности школьников. Он позволяет педагогу повысить эффективность и качество труда детей. Это способствует их дальнейшему самоутверждению.

Поощрение возбуждает исключительно положительные эмоции, вселяя человеку уверенность, повышая ответственность и порождая оптимистические настроения, а также здоровый социальный и психологический климат. В итоге у учащегося развиваются внутренние творческие позиции, происходит формирование позитивной жизненной позиции.

Замечание 3

Незаслуженное поощрение может дать обратный эффект. Чрезмерное честолюбие и стремление достичь успеха исключительно ради награды не одобряется.

По мере нравственного созревания ученика система поощрения способствует развитию от материальных стимулов до моральных. Реакция на поощрение предоставляет педагогу информацию о самолюбии, а также честолюбии детей, их отношению к наградам, к делам, позволяет определить подлинные мотивы деятельности и даже направление личности. Воспитатель может оценить результаты поведения, учебы, одобрить или наоборот осудить определенные действия или поступки.

Выражение удовлетворения работой, похвала, одобрение, призыв ориентироваться на образец для подражания, в качестве которого будет пример лучших — своеобразный поощрительный прием. Однако воспитателю требуется хорошо освоить методику поощрения, чтобы в дальнейшем применять ее активно в своей деятельности.

Одобрение является одним из простейших видов поощрения. Его воспитатель выражает мимикой, жестом, положительной оценкой работы или поведения воспитанников, целого коллектива. Одобрение демонстрируется перед классом, родителями, другими учителями. Оно может проявиться и в определенной форме доверия

Поощрение вниманием может быть при чутком отношении к неудачам и успехам, переживании вместе с ними радости и горя. Доверие и уважение вселяют уверенность в силах и чувство собственного достоинства

К более высокому уровню поощрения причисляют награждение и благодарность. Они вызывают и длительное время поддерживают устойчивые и сильные положительные эмоции, которые дают коллективу и воспитанникам долговременные стимулы. Такой подход венчает упорный и длительный труд. Более того, он сигнализирует о достижении более высокого, нового уровня, заслуживающего уважения. Награждение осуществляется торжественно при родителях, педагогах, других воспитанниках. Это позволяет усилить эмоциональную сторону стимулирования и переживания, связанные с ним.

Поощрение действительно воспитывает, если оно обосновано педагогически. То есть объявляется исключительно за реальный результат в учебе, ориентированный на повышение ее качества

Немаловажно обеспечить в поощрении гласность

Это привлечет внимание других детей к определенной деятельности, вызовет у них желание последовать хорошему примеру

Замечание 4

Но специалисты категорически не рекомендуют чрезмерно хвалить людей. Это может снизить воспитательную эффективность

Немаловажно систематически повышать требования к учащимся, ставить перед ними сложные задачи, стимулируя к последующему развитию

Особенности физического воспитания

Содержание физического воспитания представляет собой педагогический процесс, который направлен на развитие и совершенствование разнообразных функций организма, а также формирование разного рода навыков. Стоит отметить, что данное явление зародилось еще на самых ранних исторических этапах, и постоянно совершенствовалось. Данное направление нельзя недооценивать, ведь оно является основой полноценного развития личности.

В период школьного обучения содержание физического воспитания сводится к следующим положениям:

  • формирование двигательных навыков и умений;
  • укрепление здоровья, а также обеспечение нормального физического развития, соответствующего возрастным параметрам;
  • выработка у воспитанников философии здорового образа жизни;
  • формирование интереса к регулярным физическим нагрузкам, а также заинтересованности в определенных видах спорта.

Выводы

Содержание воспитания ребенка представляет собой комбинацию видов и методов деятельности, которые направлены на формирование личности. Его цели должны быть реальными, ведь нельзя добиться большего, чем на данный момент позволяют физиологические и умственные способности

Также важно понимать, что воспитание – это обоюдный процесс, а потому он должен производиться в тесном взаимодействии с ребенком, а не путем авторитарного воздействия. Всегда должно быть место самоопределению

Стоит отметить, что в процессе воспитания всегда стоит учитывать чувства и интересы ребенка. Не должно быть места принуждению. Лучше, если в процессе воспитания ребенок будет находиться в коллективе.

Воспитание делится на несколько классификационных признаков. Так, в соответствии с объектом, оно может быть экономическим, интеллектуальным, гражданским, правовым, интернациональным, патриотическим и так далее. Что касается содержания, то может иметь место трудовое, физическое и умственное воспитание. Если говорить о форме – школьное, религиозное и семейное. Что касается стиля деятельности педагога, то воспитание может быть свободным, демократическим или же авторитарным.

В процессе воспитания стоит придерживаться целого ряда принципов

В первую очередь должна присутствовать социальная направленность, чтобы с ранних лет привить ребенку понимание важности труда в общественной жизни. Всегда стоит опираться на положительные примеры и эмоции, а также общаться с ребенком, как с полноценной личностью, проявляя к нему полное уважение

Стоит отметить, что все дети обладают индивидуальными особенностями, которые непременно стоит учитывать. Также важно понимать, что воспитательный процесс в семье, обществе и учебных заведениях должен иметь единое направление.

Цели и задачи воспитания формулируются индивидуально, в зависимости от ситуации. Тем не менее существует общепринятый перечень, в соответствии с которым выстраиваются образовательные процессы. Так, ребенок должен получить четкое представление о структуре общества и своей роли в нем. Также должно быть обеспечено гармоничное всестороннее развитие. Дети должны получить основные представления о морали и нравственности, а также сформировать четкую гражданскую позицию. Стоит выработать у ребенка чувство заинтересованности в решении коллективных задач, а также развить навыки коммуникаций.

Особое внимание должно уделяться дошкольному воспитанию, особенно если оно осуществляется в домашних условиях. Так, родители часто допускают ошибку, пытаясь приучить ребенка к строгому школьному режиму или же пытаясь освоить с ними сложную программу начальных классов

Важно уделять достаточное внимание физическому, умственному и нравственному развитию в соответствии с особенностями конкретного возрастного периода

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий