Сущность и содержание методов обучения
Методы обучения — это средства взаимодействия педагога и ученика. Упорядоченный комплекс двухстороннего взаимодействия направлен на достижение дидактических целей путем передачи информации (со стороны учителя) и усвоения полученных знаний и навыков (со стороны обучающегося).
Methodos (греч.) — путь к цели.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Правильно подобранный метод и качественное его применение обеспечивает достижение поставленной педагогической цели. Система или отдельно взятый метод в обязательном порядке должны иметь структуру, которая позволит выполнить все необходимые функции.
Самостоятельная работа учащихся
Важным методом обучения, который предполагает индивидуальную активность самих учащихся в процессе закрепления полученных знаний (навыков, умений) и подготовки к занятиям, является самостоятельная работа. Есть несколько ее видов: работа с печатными источниками, самостоятельное осуществление поиска, самостоятельный просмотр (прослушивание) телепередач и радиопередач.
Большее время у учеников занимает работа с печатными источниками, основным достоинством которой является возможность многократной обработки учебной информации в доступном темпе и в удобное время. Методы работы с учебником сложны, но вполне по силам каждому ученику. Они состоят из:
- Ознакомительного чтения учебника или его части в относительно быстром темпе для получения общего представления о содержании; выделение материала, который непосредственно относится к интересующему вопросу и требует особо внимательного изучения.
- Повторного, сравнительно медленного чтения с разделением текста на смысловые элементы, выделения основных положений, аргументации автора, изучения схем, таблиц, чертежей. На этом этапе работы происходит анализ основных понятий, положений, идей работы. Даются выводы, которые позволяют сформировать правильный отчет о том, чему научил учебник или его глава.
- Конспектирования изучаемого текста для фиксации основных положений, более глубокого и прочного их уяснения и закрепления в памяти.
Замечание 7
Текст учебной книги считается изученным, когда ученик способен воспроизвести основные его положения, находя им применение на практике.
Самостоятельный поиск является видом самостоятельной работы. Он позволяет учителю, с опорой на имеющиеся у детей знания, умения и навыки, индивидуальные способности, поставить перед ними творческие поисковые задачи (консультация их деятельности, оценка и использование в учебном процессе результатов).
Педагогическая роль поисковых заданий и проектов заключается в индивидуализации обучения, расширении объема знаний при условии дифференциации и профильного обучения по продвинутой программе. Подобные задания могут ввести учеников в проблемы рационализации труда, исследовательские творческие методы познания и используются в ходе изучения любого предмета. В особенности это касается профильных дисциплин, факультативных и кружковых занятий. Ученики формируют отчеты о длительных наблюдениях за развитием растений, жизнью животных, явлениями природы; пишут обзоры научной литературы, сочинения на свободную тему, доклады по новому осмыслению событий истории или литературно-критическим источникам; создают схемы действия прибора, станка, машины с внесением предложений в области совершенствования технологического процесса.
Обучающий итог самостоятельного поиска может быть проявлен в виде приращения новых знаний, способных расширить общий и профильный кругозор учеников, в виде овладения первичными исследовательскими навыками.
Прослушивание и просмотр учащимися теле- и радиопередач самостоятельно также является весьма эффективным в случае организации и контроля этого процесса со стороны учителя. Обучающая и воспитывающая роль данного метода обусловлена высокой эффективностью воздействия наглядного образа. Сведения, представленные наглядно, максимально доступны для восприятия. Такой материал усваивать можно легче и быстрее.
Другие методы обучения включают видеометод (просмотр фильма, слайдов и др.), лабораторный метод (проведение определенных исследований), программированное обучение.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Классификация средств обучения
Выделяют несколько значимых факторов, которые могут быть использованы для разделения средств обучения на отдельные группы:
- по характеру воздействия на ученика:
- визуальные: слайды, карты, макеты, наглядные пособия, диафильмы;
- аудиальные: аудиозаписи;
- аудиовизуальные: видеозаписи, ИКТ-презентации;
- по степени трудности:
- средний уровень: учебники по предметам, печатные учебные пособия, объемные модели, изображения;
- высокая сложность: компьютер, лингафонный кабинет, механические визуальные средства;
- по происхождению:
- естественные: предметы, взятые из живой природы;
- символические: они представляют действительность при помощи символов и знаков;
- технические визуальные и аудиовизуальные средства.
Изучали средства обучения и предложили свою их классификацию А.Е. Дмитриева и Ю.А. Дмитриева. Они выделяли следующие группы средств обучения:
- природные, естественные объекты или их изображения;
- объемные геометрические фигуры и чучела;
- изобразительные;
- графические;
- символические;
- звуковые;
- мультимедиа.
В использовании средств обучения важное значение имеет соблюдение меры и адекватного соотношения используемых материалов и пособий. Для этого можно обратиться к закону интериоризации
Согласно этому закону, недостаточное количество наглядных средств снижает качество обучения, так как уменьшается познавательный интерес, затрудняется понимание и образное восприятие. Избыточное количество средств обучения снижает мотивацию к обучению, так как учащиеся начинают относиться к процессу обучения как к развлечению.
Достаточным считается для изучения трудных тем использование 4-5 различных средств, которые могут быть объединены в презентацию. В это количество необходимо включить средства, которые используются на уроке, средства для самостоятельной работы и средства контроля.
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа – это метод обучения, направленный на получение знаний и навыков посредством индивидуального изучения учащимися теоретических источников, а также отработки ими необходимых действий и приёмов.
Самостоятельная работа является важнейшим методом обучения и основой всех других методов, а также дидактическим связующим звеном, обуславливающим дидактическую связь между каждым из них.
Базовыми видами самостоятельной работы считаются:
- Работа с книгами, учебниками и другими печатными источниками информации
- Просмотр видеоматериалов
- Прослушивание аудиоматериалов
- Работа с компьютером и компьютерными программами
- Самостоятельное выполнение упражнений и тренировки
Аналогично практике, самостоятельная работа должна быть частью педагогического процесса в обучении учащихся любых возрастов, но не должна превышать их умственный и интеллектуальный потенциал и индивидуальные возможности.
Мы рассмотрели основные виды традиционных методов обучения. Вполне вероятно, что вы не понаслышке знакомы с каждым из них, т.к. все они используются ещё с начальных классов в школах, затем в техникумах, училищах, институтах, университетах и других учебных заведениях.
Однако сфера образования, как и любая другая область жизнедеятельности человека, не стоит на месте, и постоянно появляются инновационные методы обучения, обладающие ещё большей эффективностью и облегчающие процесс обучения. В следующем уроке мы поговорим именно о них.
Современные методы обучения и преподавания
Учитывая возрастающее количество информации и ее доступность, система образования должна внедрять более эффективные методики усвоения информации. Ранее человек мог научиться чему-либо только при общении с другим или изучении массы литературы, сегодня достаточно иметь гаджет с доступом в интернет.
Рассмотрим, какие способы передачи знаний и их усвоения применяются современными обучающими центрами.
Деловая игра
Деловая игра представляет собой имитацию конкретной ситуации, с которой может столкнуться человек. Чаще всего используются ситуативные сценарии из будущей профессиональной деятельности. Перед игроками ставится задача – решение конкретного вопроса.
У игры всегда есть теория, то есть описание персонажей и событий, предшествующих конкретному отрывку. Героям необходимо не только выполнить задание, но и сыграть роль выдуманного персонажа или даже реального человека, поставить себя на его место.
Учебная игра
Учебная игра, в отличие от деловой, направлена на решение участниками конкретных целей в получении знаний.
К базовым принципам учебной игры относятся:
Моделирование – наложение реальных ситуаций на игру.
Наличие проблемы – ученики должны не просто пережить случай, но и заниматься поиском оптимальных решений.
Совместная деятельность – вовлекаются все участники, которые посредством диалога должны учиться коммуникации и групповому взаимодействию.
Учебную игру допустимо проводить как до освоения материала, чтобы выяснить уровень знаний учеников, так и после. Во втором варианте будет закрепление полученной информации и наглядный пример применения ее на практике.
Метод погружения
Метод погружения чаще всего применяется при изучении языка. Идея, изложенная А. Эллисом, основана на программировании человеческого подсознания. То есть если на мозг человека постоянно воздействует определенная информация, то после некоторого сопротивления, он начинает учиться.
Не зря считается, что именно погружение в языковую среду способствует скорейшему усвоению. Сегодня эта практика применяется и для других предметов и реализуется посредством выездных конференций.
Метод опережающего обучения
Методика опережающего обучения, разработанная российским педагогом Лысенковой, основана на следующих идеях:
комментирование в процессе обучения, например, проговаривание того, что человек пишет;
использование опорных схем, которые предполагают выстраивание мысли ученика;
перспективное обучение – внедрение дополнительных упражнений вне учебной программы;
сложные темы рассматриваются в три этапа – от простого к сложному.
Важным этапом является и практическое применение полученных знаний.
Эвристический метод
Иначе методика называется техникой микрооткрытий. Синицын предложил ставить перед учениками последовательные вопросы. Решение каждого из них будет представлять собой достижение цели.
Важно строить методику на последовательном усложнении изучаемых тем. Рекомендуется задействовать максимум технологий: мозговой штурм, групповую дискуссию и тому подобные.
Метод синектики
Метод синектики предполагает применение аналогий и образных сравнений для поиска решения. Он часто идет параллельно с интенсификацией интеллекта. Последний подразумевает использование особых и исключительных черт характера ведущего или учителя.
Классификация методов и средств обучения
Метод содержит приемы, но не является их совокупностью. Методы подчиняются определенным целям и выполняют определенную задачу, приводят к усвоению материала и требуемому результату. Методы обучения, основанные на внутренней характеристике мыслительной деятельности учащихся, классифицируют на:
- метод усвоения знаний, основанный на познавательной активности репродуктивного характера;
- метод самостоятельного овладения знаний (проблемный), который основывается на творческой, познавательной активности в ходе решения проблемы;
- экспонирующий метод, акцентируется на эмоционально-художественной активности;
- практический метод с преобладающей практическо-технической деятельностью.
Методы в педагогике классифицируются по характеру познавательной деятельности учащихся:
- словесный;
- наглядный;
- практический.
Определение 2
Основа предложенного разделения – характер учебной познавательной деятельности, зависящий от источника получения знаний.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Источник учебной информации – это способ предоставления информации при помощи слов без использования наглядных пособий и практической работы, тогда и способы, применяемые при таком обучении, аналогичны. Такие методы получили название словесных. По способу передачи различают:
- беседу;
- дискуссию;
- лекцию;
- работу с литературой;
- программированное обучение в линейном, разветвленном и смешанном вариантах.
Рисунок 1
Целостный подход к обучению подразумевает три группы методов обучения:
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
- методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности имеют:
- словесные, наглядные и практические методы;
- индуктивные и дедуктивные;
- репродуктивные и проблемно-поисковые методы;
- методы самостоятельной работы или под руководством учителя;
- методы стимулирования и мотивации.
Определение 3
Методом обучения называют форму теоретического и практического усвоения учебного материала, идущего из задач образования, воспитания и развития личности обучаемых.
Наглядные методы
Определение 3
В качестве наглядных методов обучения в педагогике можно определить демонстрацию и наблюдение.
Определение 4
Метод наглядности позволяет учащимся прочно запомнить преподаваемый материал. Наглядные методы можно применять на каждом из этапов хода педагогического процесса. Они способствуют образному, гармоничному восприятию, выступают в качестве опоры для развития мышления.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
В большей мере важность наглядных методов раскрывается при их применении по отношению к ученикам дошкольного возраста, у которых на данном этапе основу форм мышления составляют наглядно-образная и наглядно-действенная, а проявление понятийной формы мышления в силу возраста находится в зачаточном состоянии. Наглядность должна отражать существующую окружающую действительность, соответствовать степени развития ребенка, обладать высокохудожественным содержанием и оформлением
Определение 5
Наблюдение представляет собой целенаправленное и планомерное восприятие явлений и объектов окружающего мира, при котором взаимодействуют восприятие, речь и мышление.
Используя приведенный метод, педагог получает возможность выбрать направление вектора восприятия учащегося на определение главных черт в предметах и явлениях, на формирование причинно-следственных связей и зависимостей между явлениями и предметами. В процессе обучения свое применение находят наблюдения различного характера:
- за изменением объектов;
- распознающего характера;
- репродуктивного характера.
Наблюдения также могут быть подразделены на следующие типы:
- кратковременные;
- длительные.
Методы обучения по ФГОС
Изменение образовательного процесса на государственном уровне проходит медленно, несмотря на это государственный стандарт также изменяется и учитывает веяния прогресса. Основные методики описаны в учебных материалах по дидактике.
Пассивные
Пассивный метод предполагает одностороннее участие учителя. Он очень распространен как в школе, так и в высших учебных заведениях. Преподаватель читает лекцию, а ученик воспринимает информацию. Процент усвоения материала низкий и зависит во многом от заинтересованности обучаемого.
Активные и интерактивные
Активная методика – это равное участие учеников в процесс получения знаний. Технологии подразумевают как взаимодействия по принципу учитель-ученик, так и учитель-группа.
Рассмотрим, какие бывают наиболее продуктивные интерактивные методические виды, выделяемые ФГОС.
Кейс-метод
В рамках технологии учитель погружает учеников в определенную ситуацию. Ученики в свою очередь должны найти оптимальное решение, используя поисковые техники на уроке.
Метод проектов
Ученикам дается свобода творчества. Им предоставляется возможность самостоятельного поиска информации, моделирования и формирования умозаключений
Важно, что допускается итог, расхожий с общепринятым, если он имеет доказательную базу.
Эвристический
В рамках эвристического метода учитель организует различные конкурсы. То есть особую роль приобретает соревновательный аспект деятельности.
Проблемный
В отличие от кейс-метода, задается не ситуация, а конкретный вопрос, требующий точного ответа. Ученики вправе сформулировать несколько вариантов решения, но путем группового обсуждения должны прийти к единому мнению. Характеристика беседы способствует выбору оптимального итога.
Исследовательский
В исследовательском методе также применяется проблемный подход. Но помимо решения ученики должны продемонстрировать путь изучения проблемы, который привел их итоговому решению.
Модульного обучения
В основе модульного обучения лежит принцип разделения больших тем на блоки. Пока полностью не рассмотрена одна подтема, учитель не переходит к следующей. Притом, у каждого блока должны быть контрольные вопросы и резюме.
РКМЧП
Технология развития критического мышления обрела популярность в конце восьмидесятых годов. Ее суть в том, что ученик не должен на веру воспринимать слова учителя, но, применяя письмо и чтение, он вправе излагать собственные идеи. Подобный подход стимулирует развитие логики.
Сегодня существует множество форм и методов обучения. Отметим, что несмотря на многообразие, их допустимо подразделить на пассивные, где активен только учитель, и интерактивные, предполагающие вовлечение учеников. Указанные педагогические средства воспитания используются на всех уровнях.
Основные методы обучения
Характеристика методов обучения проявляется единством целенаправленной познавательной деятельности преподавателей и учеников, активным движением к моменту педагогической истины, уяснением знаний. Методы обучения напрямую взаимосвязаны с формами и способами мышления, обеспечивающими возможность в процессе организации обучающего взаимодействия учителя и ученика проникнуть в истину, в суть явления или процесса объективной действительности.
Для методов обучения присущи следующие функции: обучающая, развивающая, воспитывающая, побуждающая (мотивационная) и контрольно-коррекционная. С помощью метода происходит достижение цели обучения (обучающая функция), определяется определенный темп и уровень развития учащихся (развивающая функция), результат воспитания (воспитывающая функция). Посредством методов преподаватель побуждает учащихся к учению, стимулирует познавательную активность (побуждающая функция). Все методы предназначены для диагностики учителем процесса и результата образовательного процесса, внесения в него необходимых изменений (контрольно-коррекционная функция). Функциональную пригодность разных методов нельзя считать постоянной в течение всего учебного процесса, ее изменение происходит от младших к средним и далее к старшим классам. Меняется и интенсивность использования методов (для одних возрастает, для других снижается).
Классификация основных методов обучения включает:
- устное изложение;
- обсуждение;
- демонстрацию;
- упражнения;
- самостоятельную работу учащихся.
Рассмотрим более подробно и дадим характеристику каждому методу обучения.
Понятие о методах обучения
Определение 1
Методы обучения являются формой теоретического и практического освоения учебных дисциплин, исходящих из задач образования, воспитания и развития личности обучаемых.
Учитель выступает в роли посредника между потоком знаний и сознанием ребенка. Педагог служит в качестве наставника и указывает путь, который должен преодолевать для освоения определенных сторон человеческого опыта. Методы обучения зависят от целей и содержания образования. Они все основаны на психологическом начале.
Возраст влияет на характер и методы преподавания. Определение эффективных способов обучения возможно при понимании мыслительной деятельности учащихся и учитывании их индивидуальности. На методы обучения влияют анатомо-физиологические и биологические особенности развивающегося человека. Именно они воздействуют на работоспособность, творческое состояние, физическое здоровье.
Немаловажно последействие сформировавшихся традиций преподавания. Обобщение передового педагогического опыта в педагогике, раскрытие научных положений традиционного обучения позволяет помочь при поиске современных эффективных методов
Их системность определяется степенью эффективности.
Упражнения
Упражнение по своей сути является сознательным повторением практических или умственных действий, направленным на формирование необходимых с точки зрения профессионализма умений и/или навыков.
Существует классификация упражнений по диалектическому назначению:
- Вводные упражнения, проводящиеся в большинстве случаев после практической демонстрации и нацеленные на достижение надлежащего выполнения отдельных частей продемонстрированных действий
- Основные упражнения, которые используются для того чтобы довести выполнение определённых действий до требуемого уровня и сформировать какие-либо умения
- Тренировочные упражнения, направленные на поддержку уже имеющихся навыков и сохранения высокого уровня умений
Также упражнения бывают:
- Специальными – это упражнения, которые повторяются многократно, и направлены на формирование навыков и умений, обусловленных педагогическим задачами
- Производными – это специальные упражнения, в которые включены уже применявшиеся ранее элементы. Такие упражнения помогают повторять и закреплять те умения и навыки, которые были сформированы ранее
- Комментированными – применяются, когда необходимо активизировать учебный процесс и сознательное выполнение учащимися заданий. Здесь педагог вместе с учащимися комментирует производимые действия, что помогает их лучше осознать и усвоить
Помимо этого, упражнения делятся на:
- Устные упражнения, связанные с развитием логического мышления, культуры речи и познавательных способностей учащихся. Предназначены они для помощи учащимся в овладении техникой чтения, логического представления информации, рассказа, устного счёта и т.п.
- Письменные упражнения, аналогичные устным. Их целью является сформировать, развить и упорядочить требующиеся умения и навыки. Письменные упражнения могут иметь форму орфографических, грамматических и стилистических диктантов, описания опытов, решения задач, конспектов, сочинений и т.д.
- Графические упражнения, применяющиеся в процессе изучения рисования, географии, черчения, физики и математики
- Лабораторно-практические упражнения, при помощи которых развиваются навыки манипуляции инструментами труда и специализированным оборудованием, а также навыки конструкторско-технического характера
- Производственно-трудовые упражнения, являющиеся комплексом специализированных трудовых действий производственного или учебного плана, например, изготовление деталей или устройств, выполнение конкретных трудовых приёмов
Эффективность упражнений зависит от того, соответствуют ли они определённым требованиям: нацелены ли учащиеся на сознательное улучшение качества своей деятельности, знают ли они правила выполнения требующихся действий, ведётся ли учёт и контроль условий, предназначенных для выполнения упражнений, ведётся ли учёт достижений учащихся, осуществляются ли повторения и какой промежуток времени разделяет эти повторения.
Классификация методов обучения в педагогике
Педагогика как наука, изучающая методики преподавания предметов, подразделяет методы по источнику. То есть по основе, из которой ученики черпают информацию.
Словесные
Речь идет о передаче сведений из уст в уста. В современном образовании – это наиболее широко используемый метод. В первую очередь он выражен в лекциях. Разновидностью словесного обучения является личная консультация по интересующему вопросу.
Наглядные
Наглядная методика предполагает использование дополнительных инструментов, напрямую или косвенно отражающих предмет изучения.
Условно наглядные варианты можно подразделить на:
применение схем, таблиц и моделей, пример – школьные плакаты по анатомии человека или скелета;
использование технических приспособлений, пример – изучение физических явлений с помощью амперметра;
видео- и аудиоматериалы, пример – просмотр документального фильма о Второй Мировой Войне.
Согласно исследованиям, восприятие информации с использованием наглядных методик повышается на десятки процентов. Именно поэтому современные школы оснащаются мультимедийной аппаратурой и техническим инструментарием.
Практические
Практические методы основаны на вовлечении аудитории в процесс. Учитывая, что данный прием отражает наибольшую эффективность, его начинают применять активнее.
К примерам реализации вовлечения относятся:
тренинги и реализуемые на практике задания, пример – сбор гербария;
игры, направленные на решение конкретных задач, пример – деловая игра с целью поиска компромиссного решения.
Строить процесс исключительно на практических методах сложно, но включать их в общий курс необходимо. Особенно, когда речь идет о сложных или важных темах. Учащимся будет проще вникнуть в суть и запомнить.
Практическая работа
Метод практической работы отличен от лабораторного метода преобладающим использованием для решения практических заданий теоретических знаний. Именно навыки применения теории к практике является основополагающим.
Практический метод способствует углублению знаний и оттачиванию навыков, стимулированию познавательной деятельности и решению задач контролирующего и коррекционного характера.
Один из выдающихся советских психологов Е. Я. Голант выделил пять стадий познавательной деятельности учащихся в процессе практической работы:
Теоретическое осмысление работы, когда педагог объясняет её смысл
Инструктаж, в котором педагог объясняет техническую сторону работы
Пробный этап, где несколько учащихся выполняют практические задания, а все остальные наблюдают за процессом и, если практиканты допускают ошибки, делают замечания под контролем педагога
Этап выполнения, где все учащиеся решают поставленную перед ними задачу (педагог уделяет наибольшее внимание тем, кто совершает ошибки)
Этап контроля, где педагог принимает и оценивает работы учащихся, беря во внимание качество работ, скорость выполнения, аккуратность и правильность
Метод практической работы может применяться в обучении учащихся любых возрастов, но важно, чтобы задания соответствовали способностям и возрастным особенностям учеников