Методы исследований в педагогике и психологии

Классификация методов педагогического исследования

Множество научных методов исследования, применяемых в педагогике, можно классифицировать и разделить на три группы:

  1. Теоретические. Например, анализ, сравнение, обобщение, моделирование, индукция и дедукция.
  2. Эмпирические. Изучение реального педагогического опыта на основе наблюдений опросов, бесед, анкет, тестов.
  3. Математические или статистические. Применяются для обработки полученной информации и отражении ее в количественных показателях.

Качественные методы исследования в педагогике

В педагогической науке можно использовать качественные методы исследования. Качественные методы направлены на понимание и интерпретацию социальной реальности, включая педагогическую практику, в контексте ее естественной среды. Качественные методы исследования могут включать применение интервью, фокус-групп, наблюдений за поведением участников процесса, анализ документов и т.д. Они позволяют получить подробные и глубокие данные о педагогических явлениях, процессах и их влиянии на участников педагогического процесса. Эти данные могут использоваться для разработки новых педагогических подходов, развития существующих теорий и моделей, а также для принятия решений в области управления образованием.

Теоретические методы исследования в педагогике

Теоретические методы связаны с изучением литературы, они помогают определить проблему, сформулировать гипотезу, оценить и логически структурировать собранные информационные источники. При работе с литературой используются такие практики как конспектирование, аннотирование, цитирование, реферирование, составление биографий.

Эмпирические методы педагогического исследования

В переводе с греческого «empeirikos» означает «полученный из опыта», воспринимаемый при помощи органов чувств. Следовательно, в группу эмпирических методов входят те, которые основаны на педагогическом опыте. То есть, опирающиеся на реальные факты. Это эксперимент, наблюдение, беседа, ранжирование, тестирование и тому подобные.

Некоторые из них подробнее рассмотрим ниже.

Алгоритм проведения педагогического исследования

В идеальном случае (близком к максимуму) сюда входят следующие этапы:

  1. Определение области будущего исследования.
  2. Постановка проблемы.
  3. Формулирование темы исследования и подтверждение ее актуальности с учетом общенаучных тенденций.
  4. Обозначение цели, задач, базы исследования.
  5. Выбор подходящих методов исследования.
  6. Определение этапов проведения научной работы. Составление рабочего плана.
  7. Углубленное изучение источников — научной, научно-методической литературы, диссертационных и исследовательских работ по данному вопросу.
  8. Разработка теоретической основы проводимого исследования.
  9. Анализ педагогической практики. Изучение опыта работы образовательных учреждений (школ, вузов и др.). Разработка методики практической части.
  10. Определение гипотезы. Уточнение задач в связи с этим. Сбор и обработка собственных исследовательских материалов, разработка теоретических положений и рекомендаций по эффективному функционированию изучаемого явления.
  11. Разработка программы проводимых экспериментов. Например, это может быть работа со специально отобранными людьми и последующее сравнение с контрольной группой, где обучение велось по традиционной методике.
  12. Проведение необходимых экспериментов.
  13. Сбор, обработка и анализ полученных результатов. К примеру, это может быть диагностика экспериментальной и контрольной группы. В случае, если для первого коллектива показатели будут выше, то это будет аргументом в пользу эффективности разработанных рекомендаций и обоснованности общей гипотезы и теоретических положений.
  14. Определение эффективности результатов. Например, это может быть сделано с помощью апробации.
  15. Объединение результатов теоретического и практического направлений.
  16. Определение доказанности исходной гипотезы и достижения поставленных целей.
  17. Формулирование основных выводов. Определение теоретической и практической значимости данной работы.
  18. Подготовка и оформление исследование.
  19. Представление готовой работы (публикация книги, защита и пр.).
  20. Внедрение на практике полученных результатов.

Характеристика методов исследования в педагогике

Несомненно, методы, используемые для научной работы, должны обеспечить объективность, надежность и актуальность выводов.  Собственно, педагогические методы исследования, как известно, тесно связаны с объектом познания, поэтому и выбирать их следует в зависимости от особенностей изучаемых явлений в той или иной науке. Что касается педагогики, методы обязательно подбираются в зависимости от неоднозначности протекания педагогических процессов, так как на исследуемый предмет воздействует множество факторов. Также, проводя научную работу, следует учесть тот факт, что неудачные эксперименты могут нанести психологическую травму испытуемым, вред здоровью и полноценному развитию. Подобных педагогических методов, противоречащих этическим и нравственным нормам, следует избегать.

Методы и характеристики

Есть следующие методы педагогического исследования:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

  • Пассивные (или теоретические) — проводя их, научный работник не взаимодействует с объектами исследования напрямую. Во многих случаях эти лица могут даже не знать, что они предоставляют материал для педагогического изучения. К теоретическим относятся методы анализа, абстрагирования, синтеза, моделирования и конкретизации информации.
  • Активные (или практические) — в ходе исследования для получения необходимых данных должен присутствовать контакт с изучаемой аудиторией. С помощью таких методов происходит сбор, концентрация и классификация материала для создания научной теории. Распространенные способы получения данных в этом случае — практическая деятельность, опрос (анкетирование) и проведение экспериментов.

Активные методы исследования

К активным методам исследования относятся следующие виды:

  • Анкетирование — опрос группы респондентов по заранее сформированному списку. Предлагаемые вопросы рассматривают предмет исследования с разных сторон и могут быть открытыми и закрытыми. В первом случае содержание ответа ничем не регулируется, во втором — нужно выбрать один из предложенных вариантов. Существует несколько типов опроса: индивидуальный, гласный, анонимный и др.
  • Тестирование — сходный с анкетированием метод исследования, при котором испытуемому нужно ответить на серию вопросов, что даст возможность классификации рассматриваемой ситуации.
  • Эксперименты — в этом случае исследователь искусственным образом формирует различные ситуации, и изучает их доступными ему методами. Часто такие опыты преследуют цель определения причинно-следственных связей в педагогических процессах.

Педагогическое исследование

Педагогическое исследование — это процесс формирования новых знаний по обучению, воспитанию и развитию личности. Целью выступает получение необходимой научной информации в выбранной области, воплощенной в конкретном результате (итогах анкетирования, списке лучших учащихся школы и пр.).

Различают следующие типы педагогических исследований:

  • Фундаментальные — в них обобщаются результаты как практических, так и теоретических исследований по педагогике и на основании этого формируются прогностические модели.
  • Прикладные — здесь изучаются отдельные стороны воспитательного процесса.
  • Разработки — включают конкретные научно-практические рекомендации по отдельным актуальным вопросам педагогики.

Пассивные методы исследования

К ним относятся:

  • Наблюдение — в этом случае объект исследования изучается в естественной среде (например, школьники во время занятий). Промежуточные результаты фиксируются в протоколах и рабочих записях. Наблюдение может быть явным и скрытым.
  • Анализ продуктов деятельности — здесь объектом рассмотрения становятся работы учащихся (творческие, графические, аттестационные), результаты, достигнутые отдельными педагогами или образовательными структурами.
  • Изучение документации — здесь фокус рассмотрения направлен на материальные объекты, имеющие официальный характер (дневники и личные дела учащихся, отчеты директора в РОНО, статистические показатели колледжа и др.). В зависимости от поставленной цели, исследователь может обобщать большие объемы информации, например, анализировать результаты ЕГЭ 2024 по городу.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий