Формы, методы и средства экологического воспитания

Формы экологического воспитания

  1. Урок . Самой основной, и самой распространенной формой работы по экологическому воспитанию детей является урок. Он же занятия (НОД) в детских садах. В поддержку экологического воспитания был создан такой предмет, как окружающий мир, который знакомит детей с живой и неживой природой, ее законами, основами охраны окружающей среды.

Уроки (занятия) позволяют педагогу формировать у детей знания о природе с учетом их возрастных особенностей. Выделяются несколько типов занятий:

  • Первично-ознакомительный. Такие уроки (занятия) имеют ознакомительную функцию, то есть знакомят детей с определенными видами (животные, птицы, рыбы и т.д.), их условиями жизни, природными явлениями, основными понятиями об окружающей среде. Необходимый материал для таких занятий (уроков, бесед) становятся наглядные материалы (демонстрационные пособия, плакаты, фильмы);
  • Обобщающий. Позволяет формировать у детей общие понятия о некоторых видах, явлениях природы, умение выделять их общие признаки (старший дошкольный и младший школьный возраст);
  • Углубленный познавательный. Занятия (уроки), которые базируются на уже полученных прежде знаниях. Углубление уже изученного, применение на практике – такие уроки проводятся в форме беседы, викторины, просмотра видео на занятии.
  1. Экологические праздники . Мероприятия, которые относят к внеклассной деятельности. Они могут быть как приуроченными к календарным праздникам (день земли), так и независимыми, придуманными педагогами. Смысл такого досуга – вызвать положительный эмоциональный отклик у детей, что в свою очередь пробуждает интерес к проблемам экологии. При составлении сценария развлечения, используется материал, который уже хорошо знаком детям.
  2. Экскурсии . Начиная со средней группы ДОУ и заканчивая средними классами общеобразовательной школы, экскурсия – одна из самых эффективных форм работы по экологическому воспитанию детей. И это понятно. Сколько бы мы не говорили, сколько бы бесед не проводили, природа – это окружающая среда, познать которую можно лишь соприкоснувшись с ней напрямую, в естественной обстановке. Педагог проводит экскурсии согласно требованиям государственной образовательной программы, предварительно указывая цели и задачи в календарных планах.
  3. Труд . Странно было бы не указать эту форму непосредственного сочетания человеческой деятельности с охраной окружающей среды. В детских садах это уход за живым уголком, клумбами, маленькими огородами, организованными воспитателями в целях экологического воспитания малышей. В школе это уборка участка, полив, уход за растениями, работа на пришкольном участке (особенно распространено в сельских школах).
  4. Участие в школьных городских конкурсах и олимпиадах . Такие конкурсы часто проводят как сами школы для укрепления мотивации среди учащихся, так и администрация города. Смотры участков, викторины, олимпиады – все это пробуждает дух соперничества, и, как следствие, дает весомую мотивацию для экологически направленной детальности среди детей младшего и старшего школьного возраста.
  5. Работа с родителями . Полноценный воспитательный эффект достигается тогда, когда школа и семья действуют в одном направлении. Поэтому работа с родителями – одна из важнейших форм экологического воспитания. Консультации для родителей, участие в школьных мероприятиях, эксперименты, проводимые детьми совместно с родителями (дома, на даче, в деревне), участие родителей в смотрах и выставках – приемы, которые необходимы для плодотворной работы.

Дидактическая игра на тему экология в старших группах ДОУ

Вариативность и формы экотренинга

Другой вариант использования метода экотренинга предлагает В.Зебзеева. Она считает, что в работе с дошкольниками этот метод может носить форму эколого-психологического тренинга, направленного на:

  1. расширение чувственного опыта дошкольников, развитие перцептивных возможностей при общении с природой;
  2. развитие чувства эмоциональной отзывчивости, сопереживания, чувства единства с природой;
  3. формирование экологических установок личности, активной жизненной позиции в отношении природы, преодолении прагматизма в отношении к ней;
  4. обучение умениям и навыкам взаимодействия с природой;
  5. расширение индивидуального экологического пространства в дет. саду.

Основная форма тренинга – упражнения с подгруппой воспитанников. Проводить эколого-психологические тренинговые упражнения может воспитатель или психолог дошкольного учреждения.

Выбор места осуществляется в зависимости от содержания упражнений. Это, по мнению.Зебзеевой, в дет. саду могут быть групповая комната или комната природы, площадка детского сада или зимний сад, спортивная или музыкальная зала. Автор намечает определенную последовательность использования упражнений эколого-психологического тренинга.

Сначала она рекомендует проводить упражнения для расширения у детей опыта взаимодействия с природой (“Волшебные дощечки”, “Птицы”, “Ароматная сказка”, “Природный оркестр” и др.).

Вторая группа упражнений, предложенных В.Зебзеевой, направленная на развитие экологической эмпатии (придумывание детьми поздравлений отдельным объектам и явлениям природы; “Разведчики природы” – учит всматриваться и вслушиваться в окружающую среду и рассказывать о своих впечатлениях от встреч с природой; “Я – березка” и “Веселые танцы” – требуют от ребенка представить себя природным объектом, передать в речи или движениях понимание его внутреннего состояния).

Третья группа тренинговых упражнений способствует коррекции способов взаимодействия ребенка с природными объектами, расширения субъективного экологического пространства. Это, например, упражнения “Старые вещи”, “Экологический пост” и тому подобное.

Формы экологического воспитания

  1.  Урок . Самой основной, и самой распространенной формой работы по экологическому воспитанию детей является урок. Он же занятия (НОД) в детских садах. В поддержку экологического воспитания был создан такой предмет, как окружающий мир, который знакомит детей с живой и неживой природой, ее законами, основами охраны окружающей среды.

Уроки (занятия) позволяют педагогу формировать у детей знания о природе с учетом их возрастных особенностей. Выделяются несколько типов занятий:

  • Первично-ознакомительный. Такие уроки (занятия) имеют ознакомительную функцию, то есть знакомят детей с определенными видами (животные, птицы, рыбы и т.д.), их условиями жизни, природными явлениями, основными понятиями об окружающей среде. Необходимый материал для таких занятий (уроков, бесед) становятся наглядные материалы (демонстрационные пособия, плакаты, фильмы);
  • Обобщающий. Позволяет формировать у детей общие понятия о некоторых видах, явлениях природы, умение выделять их общие признаки (старший дошкольный и младший школьный возраст);
  • Углубленный познавательный. Занятия (уроки), которые базируются на уже полученных прежде знаниях. Углубление уже изученного, применение на практике – такие уроки проводятся в форме беседы, викторины, просмотра видео на занятии.
  1.  Экологические праздники . Мероприятия, которые относят к внеклассной деятельности. Они могут быть как приуроченными к календарным праздникам (день земли), так и независимыми, придуманными педагогами. Смысл такого досуга – вызвать положительный эмоциональный отклик у детей, что в свою очередь пробуждает интерес к проблемам экологии. При составлении сценария развлечения, используется материал, который уже хорошо знаком детям.
  2.  Экскурсии . Начиная со средней группы ДОУ и заканчивая средними классами общеобразовательной школы, экскурсия – одна из самых эффективных форм работы по экологическому воспитанию детей. И это понятно. Сколько бы мы не говорили, сколько бы бесед не проводили, природа – это окружающая среда, познать которую можно лишь соприкоснувшись с ней напрямую, в естественной обстановке. Педагог проводит экскурсии согласно требованиям государственной образовательной программы, предварительно указывая цели и задачи в календарных планах.

  3.  Труд . Странно было бы не указать эту форму непосредственного сочетания человеческой деятельности с охраной окружающей среды. В детских садах это уход за живым уголком, клумбами, маленькими огородами, организованными воспитателями в целях экологического воспитания малышей. В школе это уборка участка, полив, уход за растениями, работа на пришкольном участке (особенно распространено в сельских школах).
  4.  Участие в школьных городских конкурсах и олимпиадах . Такие конкурсы часто проводят как сами школы для укрепления мотивации среди учащихся, так и администрация города. Смотры участков, викторины, олимпиады – все это пробуждает дух соперничества, и, как следствие, дает весомую мотивацию для экологически направленной детальности среди детей младшего и старшего школьного возраста.
  5.  Работа с родителями . Полноценный воспитательный эффект достигается тогда, когда школа и семья действуют в одном направлении. Поэтому работа с родителями – одна из важнейших форм экологического воспитания. Консультации для родителей, участие в школьных мероприятиях, эксперименты, проводимые детьми совместно с родителями (дома, на даче, в деревне), участие родителей в смотрах и выставках – приемы, которые необходимы для плодотворной работы.

Цели и задачи экологического воспитания в ДОУ

Дошкольный возраст – период деликатный. Любое воспитание, будь то физическое, музыкальное, экологическое, являются частью единого воспитательного процесса, цель которого – полноценное и гармоничное развитие личности ребенка. Поэтому сложно выделить единую цель эковоспитания дошкольников. Многие педагоги определяют цель экологического воспитания, как непрерывный процесс развития, который начинается с дошкольного возраста и длится всю жизнь.

Дидактическая игра на тему экология в старших группах ДОУ

Если брать определение по ФГОС, то цель – непрерывный процесс развития ребенка, направленный на формирование у них экологической культуры. Под такой культурой тут понимается наличие:

  • бережного отношения к природе;
  • устойчивых знаний об окружающем мире, о взаимосвязи всего живого в мире;
  • правильной трактовки понятия «здоровый образ жизни;
  • моральных установок, экологических ценностей;
  • эмоциональной отзывчивости к природе;
  • положительных ощущений от общения с живой природой;
  • желаний познавать окружающий мир

Цели экологического воспитания достигаются по ходу решения основных его задач, таблица 1.

Таблица1. Задачи экологического воспитания в ДОУ

ОбразовательныеФормирование системы знаний о проблемах экологии, мира и современности. Пути их разрешения;
ВоспитательныеФормирование мотивов, потребностей, привычек, экологического поведения, здорового образа жизни
РазвивающиеРазвитие системы теоретических и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды.

Наука экология

Экология — это дисциплина, исследующая отношения активных организмов друг с другом и с окружающей средой. Экологическое поведение основано на познаниях, фактических умениях и эстетических навыках при обучении. Ребёнок должен научиться сопереживать живым созданиям, которым больно. Их необходимо любить. Люди не имеют права уничтожать то, что создала природа.

Есть 2 типа форм экологического образования дошкольников: групповые программы, нацеленные на многостороннее развитие детей, и выборочные проекты, предусматривающие одну либо несколько техник. Цели и методы экологического воспитания дошкольников:

  1. Знакомство с природой и естественными явлениями.
  2. Создание умения устанавливать причинно-следственные связи между естественными явлениями.
  3. Воспитание основных взглядов относительно естественного многообразия планеты.
  4. Развитие простых экологических определений у учеников.
  5. Формирование сознания того, что индивид — это часть природы, он должен отстаивать, беречь её.
  6. Развитие познавательных интересов ребят, формирование любознательности и познавательной мотивации.
  7. Воспитание познавательных действий, воображения и созидательной активности.
  8. Развитие представления о предметах, свойствах и взаимоотношениях объектов в окружающем мире.
  9. Формирование восприятия, интереса, памяти, наблюдательности, способности подвергать анализу, сопоставлять, акцентировать особенности объектов и явлений окружающего мира.
  10. Развитие способности устанавливать простые взаимосвязи между объектами и явлениями, совершать простые обобщения.

Мы – часть природы

Экологическое воспитание – это, в первую очередь, формирование доброты в детских сердцах. Формирование осознанного положительного отношения к объектам живой и неживой природы

И важность здесь не только в охране природы, но больше в самом формировании личности, человеческих качеств

Судебные психологи рассказывают, что большинство преступников, отбывающих срок за убийство, насилие или причинение тяжкого вреда здоровью, в детства отличались агрессивным поведением по отношению к домашним питомцам, насекомым и просто бродячим животным. Возможность “слить” агрессию на беззащитных существах взращивает в личности идею о возможности причинения боли тому, кто не в силах защититься

Очень важно, в детском возрасте дать ребенку понятия о ценности любой жизни, о взаимосвязи каждого насекомого, животного, и даже, казалось бы, незаметного полевого цветка. Экологическое воспитание – не просто свод правил о защите природы

Это целая философия, образ жизни, которая учит человека быть в гармонии с природой, ценить каждое ее явление. Учит беречь то, с чем мы накрепко соединены, от чего непосредственно зависим мы сами



Экологическое образование и старшие классы

Формирование экологической грамотности у старшеклассников – одна из самых сложных и актуальных проблем в образовании.

Его целью становится создание идеальных условий для развития у молодого человека гармоничного взаимодействия с миром, природой, с самим собой. Выражаясь иначе, развитие его экологической культуры до экологической гармонии.

Задачи экологического развития старших школьников можно выделить так:

  1. Формирование у подростков навыков самообразования в области взаимодействия природы и общества;
  2. Формировать навыки самоанализа (самооценки) во всем, что касается его взаимодействия с природой, миром, с близкими людьми, с самим собой;
  3. Развитие личностных качеств;
  4. Формирование умений и навыков во всем, что связано с улучшением окружающей среды.

Методы и приемы экологического воспитания

Экологическое воспитание в рамках государственной образовательной программы – важная часть общего педагогического процесса. Как в любом процессе, педагоги стараются использовать все доступные им методы и приемы воспитания.

Наглядные методы

Как говорится, лучше один раз показать, чем сто раз рассказать, особенно если речь идет о детях и их отношениях с природой. В экологическом воспитании наглядными методами выступают:

Наблюдение. Оно всегда спланировано и целенаправленно. У наблюдения есть объект, цель, сроки. Целью наблюдения могут быть причины поведения животных, изменения, развитие живых и неживых объектов, установление и изменение свойств, качеств, структуры и внешнего вида наблюдаемого объекта или явления. Наблюдение может проводиться небольшими группами или всем классом одновременно, в рамках образовательной деятельности и вне ее

С.Н Николаева – автор и разработчик системы экологического воспитания в ДОУ, уделяет большое внимание наблюдению, как одному из самых эффективных методов в этой сфере воспитания.

Иллюстративно-наглядный материал. Книги, иллюстрации, дидактические карточки, фильмы, видеоролики, фотографии и картины – все это иллюстративный материал, с помощью которого педагог имеет возможность познакомить детей с теми явлениями природы (объектами), которые не доступны для наблюдения в естественных условиях.

Практические методы

Практические методы необходимы для полной интеграции детей в экологическую культуру.

  1. Моделирование. Метод моделирование хорошо подходит для детей начальных и средних классов. Он представляет собой замещение реальных объектов (явлений) с помощью схем, знаков, фигур или изображений. Моделирование помогает создать у детей общее представление об изучаемом объекте.
  2. Опыты и эксперименты. Опыт в экологическом воспитании – это наблюдение над изучаемым объектом в специально созданных для этого условиях. У опыта должна быть цель и задача. Ход эксперимента должен быть продуман, а также продуманы технологии и средства. Сам опыт логически завершен словесно или письменно.
  3. Экологические игры. Дидактические, подвижные, настольные или словесные – игра, это ознакомление, познание и закрепление материала. Игра, как метод экологического воспитания широко используется воспитателями детских садов, так как в дошкольном возрасте игра – ведущая деятельность.

Книга Николаевой С.Н. экологическое воспитание дошкольников — методика

Словесные методы

Под словесными методами мы подразумеваем беседы, рассказы, анализ прочитанного или увиденного. Словесные методы почти всегда подкрепляются наглядными. Беседа всегда предшествует любой игре, эксперименту, наблюдению. Беседа сопровождает любой другой метод.

Одним из словесных методов является чтение художественной литературы. Это может быть, как специальная экологическая литература, рекомендованная учебной программой, так и произведения писателей-классиков

Много авторов уделяли внимание проблемам природы, животного мира, охране окружающей среды



Методы экологического воспитания дошкольников

Определяя наиболее эффективные методы экологического воспитания дошкольников с учетом ФГОС, нужно отдавать предпочтение игровым, наглядно-действенным и проектным.

Наблюдение

Основным методом экологического воспитания является наблюдение. Он позволяет осуществить чувственное познание объектов природы. При этом могут быть задействованы все формы восприятия.

Чаще всего дошкольникам предлагается понаблюдать за состоянием природы и жизнью растений. Такие наблюдения должны проводиться регулярно на протяжении всего года. Данный вид работы является обязательным элементом ежедневных прогулок. Помимо этого периодически объектами наблюдения становятся птицы, домашние животные и насекомые. Примерно 1-2 раза в месяц дети наблюдают за социальными объектами, особенностями трудовой деятельности взрослых.

При организации наблюдения важно соблюдать такие правила:

  • объект наблюдения должен быть доступным для восприятия;
  • время для наблюдения должно составлять 5-10 минут;
  • нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы.

Главное, чтобы наблюдение не являлось самоцелью. Необходимо, чтобы данный процесс был многоступенчатым:

  • восприятие объектов природы;
  • исследование характеристик данного объекта, его взаимосвязь с другими предметами или явлениями;
  • творческое отображение полученной информации.

Воспитатель должен направлять деятельность дошкольников в процессе наблюдения, задавать вопросы, ставить перед ними проблемные задания. Главное вызвать у детей эмоциональный отклик и желание продолжить такую деятельность самостоятельно.

Игра

Игра предоставляет детям свободу действий, раскованность и возможность проявить инициативу. Однако для использования игровой деятельности в процессе экологического воспитания необходимо организовывать ее таким образом, чтобы не возникало угрозы или вреда для живой природы.

Обязательным атрибутом детской жизни являются игрушки, которые изображают объекты природы. Играя с ними, дошкольники имитируют привычки и образ жизни животных.

Отдельным видом работы по экологическому воспитанию является изготовление игрушек из природного материала. Дети будут знакомиться с характеристиками объектов природы, а то, что в результате такой деятельности получится красивая яркая игрушка, повышает интерес к данным занятиям.

В детском саду практикуются сюжетные игры, игры-практикумы, игры- иллюстрации и инсценизации. Очень полезно предлагать детям практические игры с такими предметами, как песок, вода, глина. Цель данных игр не только в том, чтобы повеселиться и слепить фигурку или сделать домик (брызгаться водой, пускать мыльные пузыри и т.д.), но и познать свойства этих природных материалов.

Проектная деятельность

Отличным способом объединить разнообразные виды деятельности, направленные на познание окружающего мира, является проектный метод. Он предусматривает осуществление дошкольниками практической целенаправленной деятельности и способствует формированию у них личного жизненного опыта по взаимодействию с природными объектами.

Работа над проектом дает ребенку возможность закрепить теоретические знания, почувствовать себя испытателем, поучаствовать «на равных» со взрослыми в совместной познавательной деятельности. С дошкольниками можно реализовывать исследовательские, практико-ориентировочные, ролево-игровые, творческие проекты. Обычно это кратковременные групповые или индивидуальные проекты.

Эко-образовательные средства для средних групп

Для средних групп, где на первый план должны выйти моменты активно-действенного и морально-эстетического отношения к природе, главная задача воспитателей – формирование у малышей такой мотивации труда, которая основывается на гуманистическом содержании взаимоотношений детей с природой.

В этом тоже помогает использование сказочных персонажей в качестве примеров отношения к природе. Особенно ценны в этом плане волшебные сказки, в которых для дошколят ярко показаны положительное и отрицательное отношение к природе. За счет уже имеющегося в сказке противопоставления последствий позитивного и негативного поведения персонажей детям легко его оценить, а также перенести эту оценку за пределы сказки, в соответствующие ситуации реальной жизни.

В среднем дошкольном возрасте, когда значительно возрастает интерес детей к художественно-исполнительской деятельности, появляется возможность совместить сказку с ведущей деятельностью дошкольников – игрой.

Игры-драматизации, в которых дети отражают в ролях те или иные формы экологического поведения, давая при этом им оценку, помогают детям приобретать опыт воплощения в жизнь своих экологических знаний. Драматизировать целесообразно как народные сказки о животных, так и авторские познавательные сказки и рассказы В.Бианки, Е.Чарушина, Н.Сладкова и других писателей.

Система работы по воспитанию экологической культуры детей дошкольного возраста

Формы и методы работы с детьми

  • региональный компонент
  • научность и доступность понятий
  • принцип «спирали»
  • междисциплинарности и интеграции
  • содержания — занятия и уроки;
  • экологические минутки;
  • экскурсии;
  • экологические сказки;
  • практическая деятельность в природе;
  • природоохранные акции;
  • реклама;
  • эксперименты и опыты;
  • развивающие дидактические игры.
  • выставки

Работа с родителями

  • ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия, специальные экспозиции, видеофильмы, собрания, конференции и т. д.);
  • организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, лесничего, пожарника).
  • ознакомление родителей с результатами обучения (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее);
  • туристические походы на природу, соревнования.

Развивающая экологическая среда

  • зимний сад;
  • уголки в группах (экспериментальные, природные, коллекционные);
  • растительный мир на участке;
  • учебно-наглядные пособия;
  • живой уголок

Основополагающими принципами нашей работы по экологическому воспитанию являются:

Принцип регионального компонента (изучение природы родного края) позволяет:

  • формировать у детей понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
  • использовать имеющую у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;
  • помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности.
  • создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность.

Принцип научности и доступности понятий. На каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Таким образом, естественные научные знания оформляются по схеме: «представления — понятия — знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержаний.Принцип «спирали» необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования

Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание и утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса

Из-за небольшого объема часов в учебном плане, выделяемых для изучения природного мира, только на познавательных занятиях невозможно достичь нужного результата. Поэтому мы используем принцип междисциплинарности и интеграции, который позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.

Таким образом, почти каждая тема по экологии подкрепляется продуктивными видами деятельности (рисование, ручной труд, аппликация и т.д.) и крупица за крупицей в детские сердца закладывается гуманное отношение к природе. Приведу пример. На одном из занятий по математическому развитию в подготовительной группе я знакомила детей со способами уравнивания двух множеств. Выставила на наборное полотно 7 цветов и 6 бабочек. На вопрос: “Что нужно сделать, чтобы цветов и бабочек стало поровну?” — дети ответили: “Пусть прилетит еще одна бабочка, и будет поровну, по 7”. “А еще как?” — спрашиваю я. И тут один мой воспитанник говорит: “А больше никак, потому что цветы срывать нельзя!”. Я испытала чувство гордости за детей, которые начали самостоятельно проявлять экологическую грамотность. И таких примеров немало.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий