Словесный и сенсорный методы
Словесный и сенсорный методы
Несмотря на то, что словесность и наглядность входят в состав общепедагогических методов, они также относятся и к специфическим методам физического воспитания. Благодаря им в процессе физического обучения и воспитания возможно использование широко спектра слов и чувственной информации.
Используя словесность можно сообщать нужные знания, усиливать и активизировать восприятие, проводить оценку и анализ результатов работы, контролировать и исправлять поведение занимающихся.
А вот с помощью наглядности можно влиять на органы чувств: зрительный, слуховой и мышечный анализатор.
Соревновательный метод
Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:
1) в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);
2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.
Соревновательный метод позволяет :
- стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
- выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
- обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
- содействовать воспитанию волевых качеств.
Методика воспитания физических качеств
С целью воспитания личности используются комбинации методов в зависимости от качеств, которые необходимо воспитать:
- Мышечная сила – развитие мышц разных групп, для чего активно применяются методы:
- максимальных усилий – для прироста мышечной силы выполняется 5-6 серий упражнений с 2-3 повторениями на умеренной скорости, перерыв 4-8 минут;
- повторных усилий – для роста мышечной массы выполняется 3-6 серий упражнений с 5-12 повторениями до отказа, перерыв в пределах 2-4 минут;
- динамических усилий – для развития силовых и скоростных качеств выполняется 3-6 серий упражнений с 17-25 повторениями на максимальной скорости, перерыв 2-4 минуты;
- ударный – перед началом выполнения упражнения производится ударное растягивание активных мышц;
- статический;
электростимуляции.
Достижения положительного результата возможно только в условиях максимального силового напряжения и выполнение силовых упражнений с внешним сопротивлением или отягощенных весом своего же тела.
- Скоростные качества:
- частота движений – выполнение упражнения на стабильной скорости с применением повторного, повторно-прогрессирующего и переменного методов;
- быстрота движений – игровой и соревновательный методы, благодаря которым создается среда с возрастающим эмоциональным возбуждением, в которой и улучшаются скоростные возможности;
- быстрота двигательной реакции – многократное повторение определённой реакции по одинаково поданному сигналу, которое может осуществляться в облегченных условиях с различением временных интервалов.
- Выносливость – продолжительное выполнение работы на фоне интенсивного нервного возбуждения. Для развития выносливости используются методы непрерывного (велосипед, плавание, бег и др.) и интервального упражнения.
- Ловкость – скорость появления и развития навыка зависит от двигательной памяти и подвижности нервных процессов. Развитие ловкости происходит посредством повторного, игрового или соревновательного методов в форме практического овладения техниками, повышения точности выполнения сложных элементов.
Внимание!
Максимальная эффективность наблюдается только при периодичной смене упражнений и введении в комплекс новинок.
- Гибкость – в основу воспитания закладывается серийное выполнение упражнений с увеличением их амплитуды (только постепенно). Разминка перед выполнением действия и расслабление мышц в периоды отдыха являются обязательным элементом.
Физическое воспитание
Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях (рис. 1).
Рис. 1. Физическое воспитание как педагогический процесс целенаправленного формирования двигательных умений и навыков и развития физических качеств человека
Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование — системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.
Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важными для жизни или спорта двигательными действиями, занимающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества. Одновременно с этим они познают закономерности движений своего тела.
По степени освоенности техника двигательного действия может выполняться в двух формах — в форме двигательного умения и в форме навыка. Поэтому часто вместо словосочетания «обучение движениям» в практике физического воспитания используют термин «формирование двигательных умений и навыков».
Воспитание физических качеств является не менее существенной стороной физического воспитания. Целенаправленное управление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливости и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.
Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический характер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание физических качеств».
В процессе физического воспитания приобретается также широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями более осмысленным и в силу этого более результативным.
Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Методы воспитания физических качеств.
Методы распределяются по группам:
· методы в режиме непрерывной нагрузки;
· методы в режиме интервальной нагрузки;
· методы комбинированного типа.
В группу методов в режиме непрерывной нагрузки входят:
равномерный метод тренировки – скорость выполнения упражнения равномерная, время выполнения от нескольких минут до нескольких часов. Непрерывная работа выполняется в аэробных условиях, в основном метод используется для воспитания выносливости;
метод темповой тренировки – компоненты те же, что и в равномерном методе, но увеличивается скорость воспитания выносливости;
переменный метод – скорость переменная, время выполнения от нескольких минут до часа. Работа выполняется в аэробных условиях. Разновидностью переменного метода является «фартлек» — игра скоростей. Это бег в течении длительного времени с разной скоростью.
В группу методов в режиме интервальной нагрузки входят:
· повторный метод – скорость выполнения упражнения максимальная, время выполнения 10-20 секунд, время отдыха – до полного восстановления, характер отдыха – активный, направлен на развитие быстроты;
· метод прогрессирующего упражнения – последовательное выполнение упражнения с увеличением нагрузки после каждого подхода с полными интервалами отдыха между ними (например, последовательное поднимание штанги с увеличением ее веса после каждого подхода);
2 стр., 676 слов
Под сиюминутно возникающими и часто сменяющими друг друга мотивационными …
… сиюминутно возникающими и часто сменяющими друг друга мотивационными состояниями, отвечающими изменяющимся условиям выполнения действия, в психологии понимают а) мотивы и потребности б) эмоционально-волевые процессы в) цели …
· вариативный метод – многократное повторение упражнения при волнообразном изменении нагрузки (например, поднимание штанги, вес которой изменяется 60кг — 70кг — 80кг — 70кг — 80кг — 90кг — 50кг), а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 минут
В группу методов комбинированного типа входят:
· метод повторно-переменного упражнения – представляет собой непрерывное и многократное повторение комбинации двух различных нагрузок, например, 200 метров быстрого и 100 метров спокойного бега;
· метод повторно-прогрессирующего упражнения – повторное выполнение упражнения с увеличением нагрузки перед каждым подходом, например, повторное поднимание штанги одного веса при каждом подходе, но с увеличением ее веса перед каждым следующим подходом (6х70кг + 4х 75кг + 3х80кг);
· метод повторного упражнения с убывающими интервалами отдыха, например, повторное пробеганные отрезка 200 метров с одинаковой скоростью, но с сокращением интервала отдыха после каждого пробега.
Лечебная физкультура
1.Определение ЛФК
Лечебная физкультура – доступный и эффективный способ восстановить и укрепить здоровье. Подходящие методы ЛФК найдутся для каждого пациента.
ЛФК (лечебная физическая культура) – это метод лечения, профилактики и реабилитации заболеваний, который заключается в применении специально подобранных физических упражнений и постановке правильного дыхания.
В основе ЛФК лежит использование одной из главных биологических функций организма – движения, как основного стимулятора роста, развития и формирования организма.
Движение – это жизнь», — гласит известное изречение Вольтера. Но многие люди по состоянию здоровья ограничены в выполнении физических упражнений на спортивном уровне. Методы ЛФК позволяют решить эту проблему, учитывая индивидуальные особенности человека.
Физическое воспитание
Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях (рис. 1).
Рис. 1. Физическое воспитание как педагогический процесс целенаправленного формирования двигательных умений и навыков и развития физических качеств человека
Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование — системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.
Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важными для жизни или спорта двигательными действиями, занимающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества. Одновременно с этим они познают закономерности движений своего тела.
По степени освоенности техника двигательного действия может выполняться в двух формах — в форме двигательного умения и в форме навыка. Поэтому часто вместо словосочетания «обучение движениям» в практике физического воспитания используют термин «формирование двигательных умений и навыков».
Воспитание физических качеств является не менее существенной стороной физического воспитания. Целенаправленное управление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливости и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.
Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический характер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание физических качеств».
В процессе физического воспитания приобретается также широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями более осмысленным и в силу этого более результативным.
Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.
Физическое совершенство
Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.
Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека современности являются :
1) крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том числе и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;
2) высокая общая физическая работоспособность, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности;
3) пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;
4) всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;
5) владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия;
6) физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.
На современном этапе развития общества основными критериями физического совершенства служат нормы и требования государственных программ в сочетании с нормативами единой спортивной классификации.
Средства и методы физического воспитания
Средствами ФВ являются:
- Физические упражнения – двигательные действия, используемые в соответствии с задачами ФВ. Являются основными средствами ФВ.
- Оздоровительные силы природы. Использование водных и воздушных процедур, свойств солнечной радиации.
- Гигиенические факторы. Соблюдение правил личной гигиены. Организация правильного режима нагрузок и отдыха.
Методами ФВ являются:
- Метод регламентируемого упражнения. Этот метод предполагает точно предписываемую тренировочную программу, с количественным выражением основных параметров нагрузки (объем, интенсивность, количество повторений, и др.).
- Игровой метод. Отличительной чертой метода является отсутствие строгой двигательной регламентации.
- Соревновательный метод. Метод вызывает максимальное проявление психофизических возможностей соревнующихся.
- Словесный метод. В качестве средств метода используются: рассказ, указания, команды, словесный отчет и др.
- Сенсорный метод. Средствами метода могут служить: показ правильной техники упражнений, видеосьемка, демонстрация наглядных пособий и др.
Основы обучения движениям
Процесс обучения движению или отдельному двигательному действию предполагает следующие три этапа:
1. Первоначальное изучение, в процессе которого формируется умение выполнять действие в его основном варианте, в общих чертах.
2. Углубленное разучивание, в результате которого вырабатывается умение выполнять действие с необходимой четкостью.
3. Закрепление и дальнейшее совершенствование действия, что связано с возникновением двигательного навыка, а также умений использовать его в различных условиях.
Первоначальное изучение
Начальным моментом изучения действия является предварительное ознакомление с ним. Это достигается рассказом о значении и особенностях действия, демонстрацией и кратким объяснением основ его техники, а также практическим опробованием. Демонстрация, выполняемая четко, красиво и технически совершенно, пробуждает еще больший интерес к действию и желание его освоить. Объяснение основ техники должно быть общим и кратким, с точным терминологическим наименованием приема и его частей. Доступность задания на этапе первоначального изучения определяется:
а) богатством двигательного опыта учеников;
б) сложностью структуры изучаемого действия;
в) соответствием структуры физическим возможностям обучающихся.
Углубленное разучивание
Если первоначальное обучение заключается в овладении основой техники движения, то на втором этапе углубленно осваиваются и уточняются ее детали.
Продолжительность этапа углубленного разучивания может быть различной. Она зависит от сложности структуры двигательного действия, от общей и специальной подготовленности обучающихся, от устойчивости ошибочных реакций, от типа нервной деятельности.
Методика обучения на этапе углубленного разучивания характеризуется следующими особенностями:
- Возрастает роль сознательности и активности обучающихся.
- Широко применяются такие методы, как подробный рассказ, беседа, разъяснения и т.д.
- Помимо непосредственной демонстрации действия и отдельных сторон его, широко применяются видеоматериалы, схемы, графики и другие наглядные пособия.
Закрепление и дальнейшее совершенствование действия
Цель на заключительном этапе обучения — перевести приобретенное умение в навык, а также выработать дополнительные умения и навыки применять изученное действие в различных условиях. Длительность этого этапа различна. В спортивной тренировке он может распространиться на ряд лет. Задачи этого этапа состоят в том, чтобы:
1) закрепить освоенную технику двигательного действия наряду с
дальнейшим уточнением ее деталей;
2) довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты
техники;
3) обеспечить совершенное владение двигательным действием при
максимальных физических усилиях.
Под двигательным навыком понимается доведенное до автоматизма двигательное действие, надежно выполняемое в соответствии с двигательной задачей.
Приобретенный навык позволяет постепенно сводить к минимуму дополнительные средства и методы, помогающие извне корректировать движения. Например, обходиться без зрительных и слуховых ориентиров.
Одна из наиболее характерных черт процесса обучения на третьем этапе — органическое слияние его с процессом воспитания физических качеств. Процесс обучения движениям тесно связан с решением также задач образовательных и оздоровительных.
Нагрузка и отдых
Нагрузка и отдых
Специфические методы процесса физического воспитания осуществляются посредством физических упражнений. Главное в них это правильно подобранная нагрузка и грамотное ее чередование с отдыхом.
Нагрузкой принято считать величину воздействия на организм. Здесь в первую очередь имеется в виду количество данного воздействия.
Обычно принято выделять стандартную и переменную нагрузку. Стандартная нагрузка одинакова в каждый период выполнения упражнения. А вот переменная нагрузка подразумевает увеличение по ходу упражнения.
Специфические методы физического воспитания и их характеристика зависит также от того постоянно ли идет воздействие нагрузки на организм, или же это воздействие имеет прерывистый характер. Прерывистый характер нагрузки обеспечивается чередованием ее с периодами отдыха.
Отдых как известно бывает пассивный и активный. Пассивный подразумевает относительный покой, без выполнения каких-либо двигательных упражнений
В то время как активный отдых — это переключение на иной вид деятельности, важно чтобы он был отличен от той, что вызвала утомление
Специфические методы физического воспитания подразумевают использование активного отдыха. Ведь в процессе его осуществления можно продолжать развивать необходимые навыки и физические качества. Например, во время активного отдыха между гимнастическими упражнениями используется игра, направленная на развитие ловкости и скорости.
Таким образом, применяемая нагрузка (объем, интенсивность, порядок повторения, колебания и чередования с фазами отдыха) и характер отдыха между фазами нагрузки определяют методы, применяемые в ходе физической нагрузки.
Игровой метод
В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.
Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.
Основными методическими особенностями игрового метода являются :
1) игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);
2) наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;
3) широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;
4) соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;
5) присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.
К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.
Игровой метод
Игровой метод
Специфические методы физического воспитания включают в себя также метод игрового воспроизведения упражнений. Он несомненно хорош в процессе обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ведь в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. Даже в начале школьного обучения игра по-прежнему играет немаловажную роль в обучении и воспитании детей.
Игровой метод как специфический метод процесса физического воспитания позволяет решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи.
Этот метод, как и любой другой имеет свои особенности. К ним можно отнести:
- игра оказывает комплексное воздействие на человека, ведь в процессе игровой деятельности многие качества развиваются сообща, тесно взаимодействуя друг с другом;
- эта особенность выходит из первой и является ее противоположностью: с помощью игры можно развивать определенное физическое качество, достаточно подобрать определенную игру;
- эффективное воспитание физических функций в процессе соперничества с другими;
- формирование многих не физических качеств и сторон личности (воображение, творчество, мышление, самостоятельность, инициатива, целеустремленность и пр.) за счет использования всевозможных способ достижения цели;
- не регламентированное выполнение игровых действий, допустима импровизация;
- формирование и развитие нравственных качеств в ключе противоборства с соперниками (взаимопомощь, сотрудничество, коллективизм, воля, дисциплинированность);
- привитие интереса и желания развивать физические качества, создание положительного эмоционального настроя и заинтересованности в ходе игры (особенно у детей).
Однако и этот метод не идеален, у него имеется существенный недостаток: ограниченность возможности изучения новых движений и отсутствие контроля за нагрузкой на организм. Это особенно пагубно сказывается на обучении детей дошкольного возраста.
Я считаю, что спорт это отличный вариант для того чтобы без стресса выработать у ребенка дисциплину. В этом году предложили сыну попробовать себя в виндсерфинге https://blackseacup.ru/ . И ему очень понравилось. Там есть детские группы и детей достаточно много в группе. Надеемся, что когда-нибудь он даже будет учавствовать в соревнованиях.