Методики раннего развития детей от 0 до 3 лет

Записи из раздела Развивающие методики

О различных развивающих методиках

мар18

Раннее развитие ребенка очень популярная сейчас тема. В современном мире стало востребованным и модным обучение детей с самого раннего возраста. Такой подход имеет не только право на жизнь, но и научное обоснование. Как установлено исследованиями, в течение первого года жизни ребенка его мозг развивается на 60% по отношению к развитию мозга взрослого, а к трем годам – на все 80%. То есть, потенциально наш несмышленыш – уже почти как мы сами

мар12

Б. и Л.Никитины

Б.П. и Л.А. Никитины – пожалуй, первые советские педагоги-новаторы, благодаря которым тема о методиках раннего развития детей стала популярной в обществе. На фоне довольно-таки косной и заорганизованной педагогики времен СССР, методика Никитиных была поистине революционной и нашла в 60-х – 80-х годах множество заинтересованных сторонников.

Однако, приходится констатировать, что в настоящее время интерес к системе воспитания детей по методу Никитиных в значительной степени угас.

мар07

Николай Зайцев

Николай Александрович Зайцев известен как признанный педагог–новатор, разработавший эффективную методику обучения чтению, письму и счёту

Метод Зайцева дает возможность даже самым маленьким детям просто и быстро овладеть указанными навыками, причем, что важно, в неутомительной для ребенка игровой форме.. Из разработанных Н.А.Зайцевым многочисленных пособий наиболее известны кубики Зайцева с написанными на них складами, при помощи которых дети обучаются чтению

Из разработанных Н.А.Зайцевым многочисленных пособий наиболее известны кубики Зайцева с написанными на них складами, при помощи которых дети обучаются чтению

Из разработанных Н.А.Зайцевым многочисленных пособий наиболее известны кубики Зайцева с написанными на них складами, при помощи которых дети обучаются чтению.

Апр06

Жан Ледлофф

На книгу Жан Ледлофф (Jean Ledloff) “Как вырастить ребенка счастливым” моё внимание обратила читательница этого сайта Мария. В нашей переписке мы сошлись во мнении о том, что строить систему развивающих занятий лучше всего, отталкиваясь от потребностей ребенка, чутко прислушиваясь к его интересам и пытаясь искать ответы прежде всего в себе и в нём, а не слепо копируя сухие рекомендации методик

Вот здесь Мария и посоветовала мне прочитать Жан Ледлофф:)

Вот здесь Мария и посоветовала мне прочитать Жан Ледлофф:)

Так же, как и методику Сесиль Лупан, книгу Ледлофф нельзя отнести к научно обоснованным теориям. Более того, это даже не опыт мамы по развитию собственных детей. Выводы Ледлофф основаны на наблюдениях за жизнью небольших племен индейцев екуана и таурипан, живущих в джунглях Латинской Америки.

мар27

Сесиль Лупан

Сесиль Лупан (Cecile Loupan) – бельгийская актриса, мама двоих дочерей, автор популярной книги “Поверь в свое дитя”. Её считают последовательницей Глена Домана, творчески переработавшей его методику раннего развития детей. Методика Сесиль Лупан отходит в сторону от жестких принципов методики Домана, ограничивающих, по мнению критиков, индивидуальность ребенка и свободу развития его личности.

Девиз методики Лупан: “Ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который нужно зажечь”

Соответственно, при занятиях с детьми наибольшее внимание уделяется индивидуальному и творческому развитию ребенка, его эмоциональному состоянию

мар18

Глен Доман

Глен Доман – выдающийся американский врач, наш современник, основатель “Института ускоренного развития ребенка”, а также методики раннего развития детей, которая носит его имя. В основе метода Домана – предположение о том, что в раннем возрасте именно зрительное восприятие ребенка наиболее “чувствительно” по сравнению со всеми остальными способами познания мира.

Все началось с того, что Доман попытался придумать способ реабилитации детей с тяжелыми поражениями головного мозга и обнаружил интересный факт:

Социальное развитие

Развитие социальных навыков особенно важно, если ребенок по какой-то причине не ходит в детский сад. Для этого поощряйте игры и общение с другими малышами на детской площадке во дворе. Кроме того, приучите малыша к самостоятельности:

Кроме того, приучите малыша к самостоятельности:

  • давайте посильные поручения, например, заправить постель, убрать игрушку, помыть тарелку за собой;
  • просите помочь, когда вы готовите или делаете уборку;
  • научите одеваться и раздеваться, застегивать ботинки, аккуратно складывать вещи;
  • познакомьте с правилами поведения за столом, на улице, в общественном месте, в гостях и т.д.
  • научите словам вежливости: спасибо, пожалуйста и т. д.

Методики

Есть множество методик раннего развития детей, в основе каждой из них лежат определенные взгляды и принципы.

Методика Домана

Наиболее известна система Гленна Домана – американского медика, который долгие годы работал с тяжелобольными детьми, а после часть своих идей перенес в методику работы со здоровыми ребятами.

Методика Домана строится на использовании карточек, которые необходимо демонстрировать ребенку, попутно делая устные пояснения. Темп показа необходимо выбрать достаточно быстрый, а сами показанные карточки записывать, чтобы через 30 повторов навсегда их убрать.

Система подверглась критике, как и сами взгляды Домана. Так, современные исследователи полагают, что научить ребенка читать, используя только карточный материал, нельзя – малыш со временем просто запомнит и воспроизведет, а увидев знакомое слово, написанное, например, другим шрифтом, прочесть его не сможет. Также доказано, что год – это еще слишком ранний возраст, развивать математические способности крохи еще рано.

Однако современные родители используют отдельные элементы системы – например, знакомят детей с многообразием животных и растений при помощи карточек с их изображением.

Методика Марии Монтессори

Итальянский специалист Мария Монтессори исходит из того, что к каждому ребенку необходимо применять индивидуальный подход, а сами занятия должны быть ему интересны. Она была уверена в том, что малыш в 2-3 года уже готов изучать мир, надо только дать ему такую возможность. Родителям отводится пассивная роль – они не должны помогать крохам выполнить то или иное действие. Максимум, что допустимо, – это ненавязчивый совет. Ребенок все делает сам, но чтобы помочь ему, необходимо подобрать удобное для творчества и изучения мира оборудование: вкладыши и рамки, шнуровки, емкости с крупами.

Очень важна также и совместная работа с другими детьми, которая учит работе в команде и общению.

Методика Никитиных

Методика Никитиных также по-своему интересна, современные исследователи рекомендуют использовать отдельные ее элементы, но ни в коем случае не перегружать ребенка информацией и не лишать его детства. Педагоги воспитали семерых родных детей, каждый из которых, конечно, мировой известности не добился, но сумел найти свое место и стал успешным.

Суть методики такова:

важно уделять внимание как физическому, так и умственному развитию ребенка;
малыш сам выбирает, чем он будет заниматься, поэтому родителям нужно заранее подготовить для него большое количество пособий и развивающих игрушек;
игры-головоломки помогут ребенку совершенствовать логику и пространственное мышление.

И если сама методика считается очень сложной, то «никитинские игры» с использованием блоков, кубиков, картонных фигурок пользуются популярностью.

Методика Браи-Лупан

Согласно концепции РР Сесиль Браи-Лупан, лучшими педагогами для малышей являются именно родители, ведь только они способны на искреннюю радость их успехам. А «интеллектуальную составляющую» в методике представляют карточки Домана. Главная идея состоит в том, что через такое развитие и родительскую любовь удастся вырастить гармонично развитую личность. С. Браи-Лупан советует родителям общаться с малышами с первых дней их жизни, даже если кажется, что они ничего не понимают.

Обучение проходит несколько этапов.

  1. Сначала кроха просто слушает речь мамы, не понимая ее содержания.
  2. Постепенно набор звуков обрастает определенным смыслом.
  3. Когда ребенок научится произносить первые слова, можно приступать к обучению чтению.
  4. Каждое слово пишется крупными буквами и помещается на соответствующий предмет (например, карточка «Стол» — на стол).

Развивающие игрушки для детей до года

  • погремушка-грызунок (легкие, из мягкого материала, лучше в форме кольца с приятным негромким звуком, разной фактуры);
  • многофункциональный мобиль;
  • развивающий коврик;
  • музыкальная игрушка;
  • развивающая книжка;
  • резиновые игрушки для ванной;
  • стаканчики квадратные и круглые разного размера;
  • легкие кубики;
  • пирамидка;
  • фигуры перемещающиеся по спирали;
  • крупный конструктор;
  • мягкая игрушка;
  • игрушечный телефон;
  • мячик;
  • музыкальные инструменты;
  • игрушка каталка (на веревочке или на палочке);
  • машина-толокар;
  • игрушки для песочницы;
  • игрушки на палец;
  • сортер с простыми отверстиями;
  • рамки вкладыши;
  • бизиборд.

Многие развивающие игрушки легко сделать своими руками, в интернете можно найти большое количество идей.

Есть ли лучшая методика для Вашего ребенка

Мы рассмотрели лишь малую часть современных методик раннего развития и обучения детей, которые нацелены на самых маленьких. Несмотря на всё многообразие развивающих методик для детей, необходимо ориентироваться на особенности Вашего малыша. Какую бы систему занятий Вы ни выбрали, следует учитывать некоторые нюансы:

Обратите внимание на то, какая реакция ребёнка на занятие: нравится или не нравится ему то, что Вы предлагаете.
Внимательно ознакомьтесь с выбранной методикой раннего развития ребёнка, убедитесь, что все аспекты Вам понятны и совпадают с Вашим мировоззрением.
Не заставляйте ребёнка заниматься развивающим занятием, если в этот момент он увлечён другой интересной для него деятельностью.
Уделите внимание комплексному развитию ребёнка, не ущемляя никакие стороны его личности.
Занимайтесь обучением детей не ради конечных знаний, умений и навыков, а для стимулирования интереса ребёнка к самому процессу обучения, формирования любознательности и здоровых отношений с социальным миром.

Если же Вы находитесь в поисках подходящей методики раннего развития для Вашего ребёнка, сеть детских центров развития «Бэби-клуб» с радостью подберёт комплекс методик, которые принесут удовольствие малышу и будут иметь результат для его дальнейшего образования. Чтобы ребёнок был развит не только интеллектуально, но и творчески, наши центры совмещают лучшие идеи из разных методик. А специалисты центров всегда готовы помочь в вопросах воспитания и обучения детей.

Методика Гленна Домана

Основоположником идеи интенсивного физического и интеллектуального развития в чистом виде является американский врач-физиотерапевт Гленн Доман. Разработанная им методика раннего развития проросла из его программы реабилитации детей с тяжелыми поражениями центральной нервной системы. Ему принадлежит идея интенсивной стимуляции внешними раздражителями головного мозга, способствующей тому, что непораженные клетки этого органа берут на себя функцию пораженных и обеспечивают нормальное когнитивное (познавательное) и физическое развитие детей раннего возраста.

Доман придумал показывать младенцам карточки с картинками, поначалу — с точками, позже — с изображениями предметов и явлений окружающего мира. Помимо этого, с детьми занимались специальной гимнастикой, стимулируя их двигательную активность. Интенсивность занятий увеличивалась, вместе с ней росли успехи детей, которые довольно быстро показывали отличные результаты в физическом и интеллектуальном развитии, обгоняя своих здоровых сверстников.

  • Успех методики так впечатлил общественность, что ее решили применять в обучении здоровых детей.
  • Суть метода в том, что ребенок усваивает символы, понятия и факты, запоминая визуальную информацию, многократно показываемую ему в виде карточек, на которых изображены знаки, слова, математические и химические формулы, географические единицы, исторические события, животные и растения, планеты Солнечной системы и т. д. Взрослый быстро показывает карточки, четко произнося названия соответствующих объектов, и дает некоторые поясняющие комментарии.
  • Материал подается тематическими блоками (по дисциплинам), повторяется несколько раз с разной скоростью и постепенно усложняется, обрастая деталями. Предполагается, что таким образом можно вырастить гения, вложив в ребенка с любыми стартовыми интеллектуальными возможностями энциклопедические знания.
  • Доман и его последователи верили в то, что человеческий мозг наивысшими темпами развивается до 3 лет, а к возрасту поступления в школу этот процесс прекращается. И задача сопровождающего взрослого — родителя, педагога — успеть в первые 3 года вложить максимум знаний. Ребенок при этом выступает как пассивный объект обучения.
  • Активность ребенка, по Доману, проявляется в других занятиях — физических. На них он делал особую ставку, придерживаясь точки зрения, что они являются залогом успешного интеллектуального развития.
  • Гленн Доман разработал систему гимнастических упражнений по стимуляции двигательной активности. С рождения малыша не пеленают, выкладывают на живот, не дают затухать его врожденным рефлексам (хватание, ползание), а, наоборот, при помощи определенных упражнений и приспособлений («треки Домана») их поддерживают и развивают. В результате дети рано начинают ползать, ходить, бегать, выполнять сложные акробатические трюки.

Дети с раннего возраста отрабатывают упражнения на тренировку вестибулярного аппарата, хваты, висы, кувырки, преодолевают различные препятствия, карабкаются, прыгают, приседают, лазают по канату и деревьям и делают многое другое. Невероятно, но факт: те, кто справляются с таким объемом разнообразной физической нагрузки, уже к возрасту 2, 3, 4 лет прекрасно плавают, скачут на лошадях и выполняют сложные элементы на гимнастических снарядах. В нашей стране широкое хождение получила динамическая гимнастика, элементы которой пришли в том числе и из системы Домана.

Вальдорфская методика

В вальдорфских школах ребёнку предоставляется возможность развиваться в его собственном, комфортном темпе без “опережения”. Это и есть основной метод такой педагогики и называется он – «метод экономии души». В период до полового созревания у ребёнка развивают память, учат прислушиваться к своим чувствам, мыслить образно, а после – в учебный материал включают понятия и работают с абстрактным мышлением.

В таких школах все направлено на развитие фантазии ребёнка – пособия и игрушки готовых решений или задач здесь не предлагают. Материалы подбирают в зависимости от интересов детей. Например, с учётом того, что детям в возрасте до 9 интересны активные игры, сказки и подражания, эти виды активности и заложены в образовательную программу начальной школы. А в возрасте 9 лет, когда ребёнок отделяет себя от окружающего мира и начинает интересоваться сутью вещей, вводятся реалистические предметы – например, краеведение или зоология.

На всем периоде обучения учителя стараются развить три главных качества – в начальной школе это воля, в средней – чувства, в старших классах – мышление. Все материалы в вальдорфских школах преподносятся «эпохами» по 3-4 недели изучения. Такое разделение позволяет ребёнку порционно погружаться в изучение предмета на необходимый для этого период времени, потом дается небольшой перерыв. В вальдорфских школах делится, кстати, не только сам учебный год, но и день – духовная часть предполагает активное мышление, душевная – обучение музыке и эвритмическому танцу, а креативно-практическая посвящается творчеству: лепке, рисованию, шитью и так далее.

Многие считают, что подобное обучение не дает ребёнку знаний в том объеме, в котором они необходимы для подготовки в вузы, однако практика последних лет все чаще указывает на ограниченность таких знаний. Цель вальдорфской педагогики прежде всего научить ребёнка мыслить, а не дать ему алгоритм решения задачи поступления в высшее учебное заведение. Так же часто вальдорфскую методику обвиняют в сложности адаптации в обществе для детей, и на эту тему можно рассуждать бесконечно долго. Тем не менее, в случае удачного обучения по вальдорфской методике ребёнку с развитым мышлением и уверенностью в себе не составит труда социализироваться. В обычных школах, кстати, этому тоже не учат.

Развитие ребёнка в третий год жизни

Двухгодовалый малыш почему-то думает, что взрослые читают его мысли. Но к трём годам это проходит, стоит ему чуть лучше узнать окружающий мир. На третьем году жизни малыш с простыми навыками справляется самостоятельно

Но взрослым важно должно быть то, что в этом возрасте у ребенка обостряются развивающиеся эмоциональные ощущения. Крошка впервые оказывается в социальной среде (игры с детьми во дворе, детский сад)

В этом возрасте формирующаяся детская психика ещё очень неустойчива. Малыша переполняют эмоции, с которыми ему трудно справиться. Поэтому между карапузами нередко вспыхивают и тут же утихают конфликты. Поэтому взрослые должны обращаться с малышами очень тактично и внимательно.
Малыш не способен ещё адекватно оценивать сказанные взрослым слова, поэтому они могут больно его ранить. А свою растерянность или неудовольствие малыш не всегда ещё может показать. Родители ни в коем случае не должны считать переживания своего чада чем-то пустяшным и не пытаться в них разобраться, ссылаясь на отсутствие времени.
Ближе к трём годам у ребёнка начинает проявляться собственное эго, он уже начинает замечать, что люди вокруг могут думать иначе, чем он.

Методика раннего развития Сесиль Лупан

Сесиль Лупан – увлеченная ранним развитием мама, применившая методику Домана к двум своим дочкам и на практике понявшая ее плюсы и минусы

Именно поэтому многим нравится именно методика Лупан, а не Домана, ведь он писал свои книги, основываясь на среднестатистических показателях большого количества детей, не акцентируя внимание на индивидуальности каждого ребенка. Сесиль Лупан же более тонко и душевно подбирала методы обучения (и это естественно, поскольку она делала это не для чужих, а для своих собственных детей), с учетом склонностей и возникновения интереса к тому или иному занятию

Основные принципы методики:

Родители – лучшие учителя для малыша. Ребенку важен интерес со стороны взрослых к его потребностям и интересам, но не нужна чрезмерная опека.
Обучение происходит в игровой форме и прекращается до того, как ребенок устанет. Занятия должны быть в радость и для малыша, и для родителей. Проверять знания ребенка не нужно.
Быстрота и новизна будут поддерживать естественную любознательность ребенка

Импровизированные занятия лучше серьезных заготовок.
Познание мира, по мнению Лупан, начинается с речи
Именно поэтому разговаривать с ребенком следует постоянно, даже если он пока ничего не понимает.
Важно учитывать индивидуальность каждого ребенка и проявлять гибкость и чуткость, раскрывая его природные способности.
Особое внимание, как и у Домана, уделяется физической активности ребенка, которая является основой для умственного развития. Сесиль Лупан является сторонницей грудничкового плавания по мeтоду Клэр Тиммeрманс.

Методика Тюленева

Методика Тюленева не оставляет без внимания ни одно из направлений развития ребёнка. Благодаря ей, ребёнка можно научить чтению, музыке, математике, рисованию, развить спортивные, исследовательские таланты

Тюленев считал, что с первых недель жизни младенца важно предоставлять ему как можно больше сенсорных раздражителей, тем самым заставляя работать его мозг. В первые два месяца жизни ребёнка следует показывать ему нарисованные на листе бумаги линии, треугольники, квадраты и другие геометрические фигуры. Развитие следует начинать с рассматривания одной фигуры, постепенно увеличивая их количество

В последующие два месяца в поле зрения ребёнка должны оказаться картинки с изображениями животных, растений, букв алфавита, математических символов

Развитие следует начинать с рассматривания одной фигуры, постепенно увеличивая их количество. В последующие два месяца в поле зрения ребёнка должны оказаться картинки с изображениями животных, растений, букв алфавита, математических символов.

С четырёх месяцев нужно начинать играть в «Игрушкобол» – сбрасывание ребёнком с кровати кубиков и других ярких предметов.

С пяти месяцев можно класть рядом с ребёнком музыкальные инструменты. Дотрагиваясь до них, ребёнок случайным образом извлекает звуки, которые помогут развить его музыкальные способности.

С шести месяцев начинать освоение букв, рассматривая с ребёнком магнитную азбуку. В восемь месяцев начинать играть с ребёнком в игру «Принеси букву», а с десяти месяцев – в игру «Покажи букву», затем — «Назови букву/слог/слово».

С полутора лет начинать учить ребёнка печатанию на машинке, игре в шахматы, а в 2,5 года – знакомить с таблицей Менделеева.

Возраст ребенка:

с первых недель жизни

Плюсы:

  • занятия не требуют много времени от родителя;
  • занятия подходят любому ребенку.

Минусы:

  • сложно достать дидактический материал;
  • неподтвержденная эффективность занятий.

Как выбрать методику для своего ребенка

Важно понять, что вы, как родитель и педагог своего малыша, берете на себя ответственность за его воспитание и обучение. И все ваши дальнейшие действия строятся на основе ясного понимания вами своих задач и возможностей

Соизмеряйте собственные желания и силы, иначе можно не получить ожидаемого эффекта

Соизмеряйте собственные желания и силы, иначе можно не получить ожидаемого эффекта.

Прежде чем начать заниматься с ребенком, необходимо для себя понять, какую задачу вы ставите перед ним и перед собой и каких результатов ожидаете.

1. Скорее всего, первым заговорит ваш разум. Вы захотите, чтобы малыш вырос смышленым, легко учился, самостоятельно справлялся с любыми образовательными задачами, бегло читал и отлично считал, писал стихи, музицировал, рисовал, был в числе первых в своей спортивной секции, выигрывал городские конкурсы, олимпиады и т. д.

Кому бы не хотелось такого «легкого» ребенка, тешащего родительское самолюбие и удовлетворяющего нереализованные амбиции мамы и папы.

2. Разве что самого ребенка за всеми этими достижениями не видно. Поэтому, не выкидывая все вышеперечисленное из головы, а лишь на время приглушая свои мысли, которые во многом появились под воздействием социальных стереотипов, обратимся к области чувственного.

3. Представьте себе своего ребенка через 3, 5, 10, 20 лет. Каким вы его видите? Что он умеет делать? Он счастлив? Как выглядит ваш совместно прожитый день? Чем наполнено ваше с ним общение? Какая вы семья?

Оживите картинку, наполните ее звуками, светом, эмоциями — любыми деталями из реального опыта.

4.  А теперь обратитесь к тому рациональному, которое вы на время в себе отключили. И постарайтесь получить от него ответ: какие знания и навыки позволят вашему крохе стать тем, кем вы его увидели, — умелым, счастливым, довольным человеком?

Это упражнение поможет вам выстроить ориентиры и приоритеты не только в занятиях с ребенком, но и в воспитании в целом.

Ну что же, теперь, когда в голове все немного упорядочилось, а вы для себя решили, что жизни с ребенком не представляете без раннего развития (в том или ином виде), вернемся к вопросу, как выбирать методику. • Составьте примерную программу действий: какие направления в развитии вашего ребенка вы считаете необходимыми?

• Подумайте, какие занятия, на ваш взгляд, удовлетворяют требованиям развития разных сторон личности вашего чада.

•Разберитесь в:

1. ребенке (насколько метод подходит именно вашему малышу, соответствует ли он его нынешним потребностям и интересам);

2. материале (все ли вам понятно в методике — читайте пособия, отзывы других родителей, ходите на лекции и семинары);

3. себе (может ли быть реализована данная методика при ваших возможностях: учитываться должны финансы, время, педагогический талант, силы, терпение).

•  Действуйте!

Что из теории Л.С. Выготского пригодится при занятиях с детьми?

На каждом занятии нужно задействовать обе зоны развития. Если ребенок ходит в садик, поинтересуйтесь их программой, узнайте, что дети изучали сегодня и в предыдущие дни. На основе этих навыков можно строить свои занятия. В начале урока лучше немного повторить уже усвоенный материал.

Вы хотите научить ребенка группировать понятия по принципу «живое-неживое». Воспитательница вчера рассказывала им про моря. Сначала побеседуйте – путь малыш расскажет, что он узнал, а потом спросите, куда отнести рыб, воду, медуз, камни. Попросите ребенка нарисовать или вылепить морскую картинку, на занятиях физкультурой предложите ему упражнения, имитирующие плавание или движения водных обитателей. Таким способом ребенок получит не разрозненную информацию, а единую картину окружающего мира.

К занятиям с детьми нужно готовиться заранее и на каждый урок иметь в запасе немного больше запланированного материала. Не подгоняйте ребенка, если он никак не может справиться с каким-нибудь заданием. Иногда усвоение идет скачками: сначала долгое непонимание, потом резкий прорыв – обучение должно идти в соответствующем ритме. На этот случай и нужен запасной материал. Несколько занятий мама не могла объяснить сыну, как из 2 треугольников составить квадрат, и вдруг у него все получилось. Малыш в восторге, он хочет сделать еще что-нибудь, а под рукой нет ни фигурок, ни идей. А надо было достать 2 полукруга и показать, как из полумесяцев получается луна, а потом перейти к разделению одной фигуры на несколько других.

По теории Л.С. Выготского, педагог должен заложить в голову ученика необходимую информацию, рассказать весь новый материал или показать решение задачи. Вам не обязательно все делать самим. Работайте вместе с ребенком, рассуждайте, наталкивайте его мысль на нужный путь. Если ваш ученик сам сделает заключительный вывод, его радости не будет предела. Для детей дошкольного возраста очень важна похвала родителей – не забудьте показать, как вы рады успехам сына или дочери.

По наблюдениям педагогов, зона ближайшего развития, которая характеризует потенциал ученика, должна учитываться при занятиях с ним. Мыслительную деятельность следует постоянно тренировать. Если не побуждать ребенка к освоению новых навыков, он не станет продвигаться вперед, остановится на уровне актуального развития. Но нельзя давать и задания выше потенциального уровня ученика: непосильная работа может привести к нервным заболеваниям, психическим расстройствам. Преждевременное «впихивание» в голову непонятной информации отобьет интерес к учебе, у ребенка пропадет стимул получать новые знания и умения.

В чем важность раннего развития?

Все без исключения системы раннего развития следует внедрять с появления на свет, так как чем меньше будет кроха, тем лучше он усвоит материал. Ученые давно доказали, что именно в первые три года после рождения происходит самое активное формирование мозга, по этой причине специалисты рекомендуют в этот временной промежуток закладывать базу, которая положительно скажется на личностных качествах карапуза в будущем.

Кроме того, это время является определяющим в том, насколько будет ребенок адаптирован к социуму. Если в этот период ребенок не получит необходимых навыков, то во взрослой жизни ему будет сложно общаться с людьми, разрешать возникающие проблемы, отличать реактивность от энтузиазма и реалии от вымышленного мира.

Правила занятия с ребенком

Приступая к занятиям с карапузом по той или иной методике, нужно учитывать следующие правила:

  • Малыша следует знакомить со всем новым и интересным с рождения. Необходимо приложить все усилия к тому, чтобы сделать досуг карапуза максимально разнообразным. Его можно обучать игре на музыкальных инструментам, заниматься с ним спортом, рисованием, читать интересные книги, слушать классическую музыку и прочее. Пусть все это поначалу не будет интересно карапузу, но через некоторое время ребенок начнет проявлять интерес ко всему, что предлагают ему родители и выберет то, что нравится ему больше всего. Опыт, который карапуз получит в первые годы своей жизни, станет крепким фундаментом для дальнейшего развития его как личности.
  • Малыша нужно уметь правильно стимулировать и начинать это следует с окружающей обстановки. Если комната крохи будет тусклой, скучной, серой, не выразительной с однотипными игрушками, то карапуз вырастит замкнутым и угрюмым. Комната, где растет ребенок должна напоминать яркую сказку, полную интересных деталей. В этом случае малыш будет расти и развиваться счастливой и гармоничной личностью и без воздействия на него взрослых.
  • Вне зависимости от возраста ребенка, он должен иметь свободу передвижения и личное пространство.
  • Чтобы развить у карапуза коммуникативные навыки, родители должны сделать все для того, чтобы он общался с различными людьми, среди которых обязательно будут и дети.

Не нужно забывать о том, что поведение взрослых является основной ролевой моделью для крохи. Поэтому прежде чем заниматься воспитанием и развитием своего чада, нужно проанализировать свой характер и отношения со второй половиной.

Другие авторские развивающие методики

Кроме вышеописанных, существует и другие развивающие или образовательные системы. Их применение позволяет ребёнку удачнее овладеть дошкольной или школьной программой, развить определённые способности или просто вырасти разносторонней личностью.

В число самых популярных входят следующие обучающие методики:

«После трёх уже поздно»

Японский предприниматель и просто заботливый отец написал это литературное произведение, в котором описал важность раннего развития малыша в первые годы жизни. Динамическая гимнастика

М

Динамическая гимнастика. М

Трунов и Л. Китаев, собрав воедино древнерусские гимнастические упражнения, предлагают родителям эффективные методы для развития физической сферы, а также для коррекции повышенного или пониженного мышечного тонуса, косолапости, кривошеи и пр.

Методика Гмошинской. Лучший метод привить малышу художественные навыки – рисовать с младенчества. Ребёнок ещё до 1 года успевает создавать «полотна» с помощью ладоней, пальцев, мягких фломастеров.

Музыкальная программа Виноградова. Создатель методики убеждён, что даже ребёнок в один годик уже понимает сложнейшие классические произведения. Не нужно подробно пояснять крохе смысл музыки, пусть он сам определится со своими эмоциями и впечатлениями.

Музыка Железновых. Это ещё одна музыкальная методика для маленьких детей. Диски содержат колыбельные, потешки, музыку для пальчиковых и подвижных игр, инсценировок, массажа, сказочных историй, изучения алфавита, обучения счёту и чтению и пр.

Конечно, этот перечень не совсем полный. Однако и представленных методик достаточно для того, чтобы понять, насколько они разнообразны и интересны. При их разработке авторы учитывали свой опыт или брали за основу педагогическое наследие.

Любопытно, что эти системы можно совмещать друг с другом, используя самые удачные отдельные элементы. Эксперименты только приветствуются.

Основные методики раннего развития

Если говорить обо всем пространстве методик и материалах, рассчитанных на ранний период развития, воспитания и обучения, то чаще всего в сознании просвещенной публики всплывают следующие:

  • система Марии Монтессори;

  • вальдорфская педагогика Штайнера;

  • интеллектуальные игры Никитина;

  • карточки Гленна Домана;

  • метод Сесиль Лупан;

  • кубики Зайцева.

В этой статье мы расскажем о первых трех подходах. О других читайте здесь.

Когда говорят о раннем развитии, упоминают также:

  • иностранный язык с рождения; 

  • метод воспитания талантов Синъити Судзуки; 

  • родительский опыт многодетной мамы Лены Даниловой;

  • Масару Ибуку и его книгу «После трех уже поздно»;

  • энциклопедии Уильяма и Марты Сирс «Ваш малыш от рождения до 2 лет» и «Воспитание ребенка от рождения до 10 лет»;

  • «Воспитание без принуждения» Томаса Фелана и «Как вырастить ребенка счастливым» Жан Ледлофф;

  • палочки Кюизенера;

  • логические блоки Дьенеша;

  • развивающие игры Воскобовича;

  • обучение чтению по Павлу Тюленеву;

и много-много других прекрасных книг и пособий, не всегда претендующих на системный подход, но дающих полезные подсказки для конкретных жизненных, воспитательных и образовательных ситуаций. Когда-то был еще доктор Бенджамин Спок. Но больше мы его упоминать не будем, потому что научно доказано, что его методы воспитания наносят вред детям.

Как видите, запутаться в этом смешении подходов, пособий и концепций нетрудно. Давайте разбираться! Мы остановимся на самых важных системах и методиках, изменивших ландшафт педагогики развития и обучения детей за прошедшие сто лет.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий