Содержание
Слайд 1
Иванов Егор
ПО-02Слайд 2
В качестве стимулов Сахаров использовал от 20 до 30 деревянных фигурок размером с шахматные фигуры. Эти фигурки отличались по четырем признакам: по цвету, форме, высоте и размеру. Согласно плану эксперимента, только высота и размер должны были выступать как значимые признаки; цвет и форма служили «отвлекающим маневром».
На основании каждой из фигурок, невидимом для участников эксперимента, были написаны односложные «искусственные слова», так называемые квазислова: все маленькие и невысокие фигурки назывались БАТ; маленькие, но высокие – назывались ДЕК; на больших и высоких было написано МАП, на больших и невысоких – РОЦ. Все фигурки предъявлялись в эксперименте одновременно и выглядели приблизительно как шахматы, расставленные на доске.Слайд 3
Объектом исследования были дети. Эксперимент начинался с того, что экспериментатор (далее сокращенно – Э.) брал в руки одну из фигурок (обычно это была маленькая невысокая красная призма) и показывал ребенку, что на ее основании было написано БАТ. Э. объяснял ребенку, что все эти фигурки – игрушки одного народа, который живет где-то очень далеко и говорит на неизвестном нам языке. Соответственно игрушки называются словами этого языка – вот одна из них называется словом БАТ.
Далее ребенку предлагалось угадать, какие еще «игрушки» тоже называются БАТ (трогать фигурки руками ребенок не мог). После того как ребенок указал на несколько фигурок, которые, по его мнению, тоже называются БАТ, эти игрушки снимались с доски и ставились рядом. Э. записывал, какие фигурки ребенок отобрал после первой попытки, а затем спрашивал, почему именно эти фигурки были выбраны как носящие имя БАТ.Слайд 4
Разумеется, среди фигурок, отобранных ребенком, были и те, что не подходили под категорию БАТ, и вместе с тем некоторые фигурки с именем БАТ оставались стоять на доске. Э. переворачивал одну из таких фигурок, например маленький невысокий красный цилиндр, и показывал ребенку, что он тоже называется БАТ.
Таким образом, ребенок получал обратную связь. Выходило, что применительно к одним фигуркам он угадал их имя, а относительно других – ошибся. Благодаря этому ребенок и мог догадаться, что имя БАТ дается разным по форме фигуркам – призме и цилиндру, и тем самым сообразить, что на форму можно не обращать внимания.Слайд 5
1) увидев, что красная невысокая призма называется БАТ, ребенок выбирает все красные фигурки, т.е. обобщает их по признаку «цвет» – иначе говоря, думает, что БАТ – это все равно, что слово красный;
2) ребенок собирает вместе призмы и цилиндры, поскольку на этот счет он уже имеет «опыт» – на призме было написано БАТ и на Цилиндре, который ему показал Э., тоже;
3) к красной призме и красному цилиндру добавляется желтая призма и желтый цилиндр: первая – потому, что призма, второй – потому, что цилиндр. В терминологии Сахарова такая группировка называется «коллекцией»;
4) ребенок продолжает действовать так же, как он начал;
5) ребенок группирует фигурки каким-то одному ему понятным образом, который он не может объяснить.Слайд 6
Согласно Выготскому, обобщение у ребенка проходит следующие основные фазы:
1) обобщение по схеме «куча» (в терминах Выготского такие «кучи» называются «синкреты»). До трех лет именно такое обобщение характерно для ребенка: он «складывает» какие-то предметы вместе, но непонятно, почему он поступает именно так. а не иначе;
2) обобщение по схеме «комплекс». Здесь обычно можно усмотреть признак или признаки, по которым строится обобщение: например, яблоко и банан – потому что желтые; апельсин с яблоком -потому, что оба круглые; груша, как и яблоко, сладкая и т. п.;
3) обобщение, обеспечивающее формирование «истинных» понятий.
Под «истинным» понятием Выготский понимает такое понятие, которое имеет четкое место в структуре «выше-ниже». В основном в эту категорию входят не житейские понятия, а понятия научные, для которых, как мы уже упоминали, характерно то, что они всегда образуют систему.Слайд 7
Завершение эксперимента
Во всех случаях на следующем шаге эксперимента Сахаров выбирал какую-нибудь другую фигурку с тем же именем и показывал ее ребенку. Ребенок продолжал пробы в том же духе, пока все «БАТ» не оказывались снятыми с доски.
Посмотреть все слайды
Характеристика тестирования Л.С. Сахарова — Л.С. Выготского
Лев Семёнович Выготский — знаменитый советский психолог, который на протяжении долгих лет исследовал когнитивные особенности психики детей разного возраста, что позволило создать на основе полученных знаний ряд методик для диагностики мышления подрастающих личностей. Леонид Соломонович Сахаров был сотрудником Выготского и соавтором нескольких методик, в том числе и рассматриваемого тестирования.
Цель теста, предполагающего сравнение понятий, — исследовать такие мыслительные операции детей и подростков (от 6 до 15 лет), как сопоставление, анализ и синтез. Для этого испытуемому предлагается рассмотреть бланк с несколькими парами слов. Группирование велось авторами по разной степени общности, и некоторые из них оказались очень тяжелосравнимыми. Именно такие слова, по мнению психологов, оказываются наиболее показательными для обнаружения разного рода расстройств.
Развитое умение обобщать и различать понятия помогает ребёнку быстро справляться с заданиями
По результатам тестирования экспериментатор может сделать вывод о:
- способности ребёнка выделять существенные признаки, определяющие сходство понятий;
- аргументировано обозначать различия;
- умении или неумении испытуемого обобщать;
- способности следовать плану сравнения, не соскальзывая с него.
Применение методики ВС в разных возрастных группах
Дошкольный возраст
В этом возрасте основной акцент делается на развитие познавательных процессов, включая внимание, память и мышление. Методика ВС помогает развить у детей эти навыки с помощью различных упражнений и игр, активизирующих их восприятие и понимание мира
Применение методики ВС в дошкольном возрасте способствует развитию речи и коммуникативных навыков
Вместе с тем, дети могут научиться самостоятельно решать проблемы, принимая во внимание различные точки зрения
Младший школьный возраст
На этапе начального обучения методика ВС активно используется для развития у детей саморегуляции и планирования действий. Она помогает ребятам организовать свою деятельность, развивает адаптационные способности и гибкость мышления.
Особое внимание уделяется развитию социальных навыков, таких как умение сотрудничать, слушать и уважать мнение других. Применение методики ВС позволяет детям осознать свои собственные потребности и научиться справляться с эмоциональными и социальными проблемами
Подростковый возраст
Методика ВС играет важную роль в развитии личности подростков, помогая им осознать свои цели, интересы и потребности. Она способствует формированию самооценки и самореализации, развивает критическое мышление и креативные способности.
Применение методики ВС в подростковом возрасте помогает ребятам научиться адекватно оценивать свои возможности и принимать ответственность за свои решения. Она также способствует развитию социальной компетентности и умению строить здоровые и позитивные отношения с окружающими.
Важно отметить, что применение методики ВС должно осуществляться совместно с квалифицированными специалистами, такими как педагоги и психологи, которые смогут правильно оценить потребности и способности каждого ребенка, адаптировать методику и обеспечить эффективное и безопасное обучение и развитие
Что изучается в рамках методики
Основными объектами изучения методики являются:
Развитие когнитивных функций — исследуется оптимальное формирование мышления, включая восприятие, внимание, память, абстрактное мышление и логическое мышление. Методика позволяет определить этапы развития этих функций и выявить факторы, влияющие на их развитие.
Социальная адаптация — изучение процесса адаптации человека к социальной среде, развитие социальных навыков и умений, формирование социальной самооценки и саморегуляции.
Эмоциональное развитие — исследование формирования эмоциональной сферы, осознания и выражения эмоций, эмоционального интеллекта и механизмов эмоциональной регуляции.
Особенности развития в различных возрастных периодах — изучение кризисных периодов развития (например, подростковый возраст), адаптация к новым жизненным условиям и изменениям роли в обществе.
Интеллектуальные и творческие способности — анализ развития интеллектуальных способностей и процесса творческого мышления, поиск факторов, способствующих развитию этих способностей.. Методика Вьячеслава Сахарова и Льва Выготского позволяет полноценно изучать различные аспекты психологического развития и предоставляет многочисленные возможности для дальнейших исследований в области психологии и педагогики
Методика Вьячеслава Сахарова и Льва Выготского позволяет полноценно изучать различные аспекты психологического развития и предоставляет многочисленные возможности для дальнейших исследований в области психологии и педагогики.
Обработка и интерпретация результатов
Итоги тестирования носят несколько субъективный характер, так как, по рекомендациям самих авторов, подходить к оценке следует индивидуально, то есть с учётом общего уровня развития каждого испытуемого. Если ребёнок отличается хорошей успеваемостью, то для него 75–85% правильных ответов не будет хорошим результатом, а вот для неусидчивых, неорганизованных детей такой же показатель считается отличным. Так же нужно оценивать и время, затраченное на тест: испытуемый не уложился в обозначенный период — либо взрослый не учёл его темперамент, либо у тестируемого плохая врабатываемость. Цифровой или графической шкалы баллов, позволяющей определить, насколько сформировалась у детей способность обобщать и различать, нет.
Исследование ответов младших школьников
Анализ результатов теста, проведённого среди детей 6–9 лет, проходит по следующим направлениям:
- количество приведённых сходных или различных признаков (минимум 2);
- умение правильно объяснить суть характерных черт предметов или явлений;
- последовательность изложения мысли.
В случае неудовлетворительных результатов теста с ребёнком необходимо будет поработать психологу
Для дошкольного и младшего школьного возраста характерным является выделение различий, так как за этой операцией стоит присущий детям этих категорий наглядно-действенный тип мышления. Те пары слов, которые малышам сложно сравнить образами (например, «ворона — рыба»), вызывают у них большие сложности. Поэтому если испытуемый сумел найти более 75% сходств и различий, процессы мышления у него в норме. Если же ребёнку не удалось справиться с половиной заданий, то у него слабая способность к обобщениям, и для такого малыша необходимо разработать коррекционную программу
Этим должен заниматься детский психолог, но и родителям не стоит пренебрегать тем, чтобы лишний раз почитать малышу вслух, выполнить задания после текста, а также потренировать с ребёнком внимание с помощью таких тестов, как таблицы Шульте («Диагностика внимания школьников с помощью таблиц Шульте»), тестирование Тулуз-Пьерона («Исследуем произвольное внимание младших школьников с помощью теста Тулуз-Пьерона») и так далее
Оценка результатов детей 10–15 лет
В этом возрасте мышление ребят переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному, то есть ребёнок уже спокойно может назвать, чем похожи предметы, введя их в общую воображаемую ситуацию (например, между лошадью и всадником сходство определяется тем, что вместе они преодолевают расстояния)
А вот если школьник в половине ответов соскальзывает на незначительные черты, теряет нить мысли, уделяет большое внимание мелочам, то это говорит о том, что мышление у него инертное, вязкое. Результат от 75 до 100% — это отличные показатели, от 50 до 75% — норма, а вот ниже 50% считается отклонением
При неутешительных итогах ребёнку предлагается несколько сеансов работы с психологом. Обычно назначается выполнение таких упражнений, как, например, анализ цветных карточек, на которых изображены различные предметы. Задача ребёнка — сравнивать их и объяснять.
Методика сравнения понятий Выготского — Сахарова даёт возможность узнать больше о том, насколько хорошо дети владеют навыком словесно-логического обобщения. Если будут диагностированы какие-либо проблемы, с ребёнком предстоит упорно заниматься взрослым. Однако следует успокоить заботливых родителей: у нормально развивающегося школьника такие недостатки легко устраняются.
Программа обучения и развития по методике Выготского-Сахарова для школьников
Методика Выготского-Сахарова является одним из подходов к образовательному процессу, основанным на идеях выдающихся российских психологов: Льва Выготского и Александра Сахарова. Программа обучения и развития, строящаяся на основе данной методики, специально разработана для школьников и направлена на их комплексное развитие.
Основные принципы программы:
- Индивидуальный подход. Программа учитывает индивидуальные особенности каждого школьника и предоставляет возможность развиваться и обучаться в соответствии с его способностями и интересами.
- Взаимодействие социальных групп. Обучение и развитие осуществляются в групповом формате, что позволяет развивать навыки коммуникации, сотрудничества и взаимодействия со сверстниками.
- Игровой подход. Программа активно использует игровую форму обучения, что способствует более эффективному освоению материала и стимулирует интерес к учебным задачам.
- Разнообразие методов и заданий. Программа предлагает разнообразные методы и задания, которые способствуют развитию различных когнитивных процессов: мышления, воображения, памяти и внимания.
Структура программы:
Программа обучения и развития по методике Выготского-Сахарова для школьников строится в форме блоков или модулей. Каждый модуль представляет собой определенную тему, в рамках которой рассматриваются основные вопросы и проблемы в соответствующей области знаний.
Программа включает в себя следующие модули:
Модуль «Развитие речи»
В этом модуле основное внимание уделяется развитию речи, расширению словарного запаса, умению составлять логически связные высказывания и т.д.
Модуль «Математика». В данном модуле школьники изучают основные математические операции, решают задачи, развивают логическое мышление.
Модуль «Литература и искусство»
В этом модуле дети знакомятся с произведениями литературы и искусства, развивают эстетический вкус, творческие способности и т.д.
Модуль «История и обществознание». В данном модуле школьники изучают историю и социально-политические процессы, развивают навыки анализа и обобщения информации.
Особенности реализации программы:
Программа обучения и развития по методике Выготского-Сахарова для школьников реализуется в рамках учебного процесса, как дополнительная программа, которая дополняет школьную программу. Она может проводиться в форме дополнительных занятий, кружков и специализированных классов.
Программа обучения и развития по методике Выготского-Сахарова для школьников является эффективным инструментом развития детей, позволяющим достичь индивидуальных учебных и развивающих целей каждого школьника.
Значение методики Выготского-Сахарова в современном образовании
Методика Выготского-Сахарова является одной из наиболее важных и востребованных в современной образовательной практике. Ее основоположники Лев Выготский и Александр Сахаров разработали эту методику на основе исследования развития ребенка и его психических процессов.
Основной принцип методики Выготского-Сахарова заключается в том, чтобы создать располагающую обучению среду, способствующую развитию каждой индивидуальности. Методика ставит акцент на взаимодействии между учителем и учеником, где ребенок активно участвует в образовательном процессе.
Важным понятием методики является зона ближайшего развития. Это уровень развития, на котором ребенок может справиться с задачей с помощью поддержки более опытного человека — учителя или более опытного товарища. Это означает, что образовательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы ребенку было интересно и увлекательно, но при этом он получал поддержку и помощь в своем развитии.
С помощью методики Выготского-Сахарова дети развивают свои познавательные способности, учатся работать в коллективе, развивают умение анализировать и решать проблемы. Эта методика позволяет развить у детей критическое мышление, творческий подход к решению задач, а также развить их личностные качества и социальные навыки.
Применение методики Выготского-Сахарова в современном образовании имеет ряд преимуществ. Она помогает детям учиться самостоятельно мыслить и принимать решения, развивает у них интерес к учебному материалу и умение самостоятельно ставить цели и достигать их. Также она способствует формированию у детей устойчивых навыков саморегуляции и самоконтроля.
Таким образом, методика Выготского-Сахарова играет значительную роль в современном образовании, помогая развивать у детей комплексные навыки и качества, которые позволяют им успешно адаптироваться и функционировать в современном обществе.
Правила применения методики сравнения понятий
Авторы предложили 26 пар слов для проведения диагностики, но можно выбирать от 8 до 12 (в зависимости от возраста и уровня общей подготовленности детей). Тестирование маленьких ребят предполагает устное обсуждение слов, среди обучающихся 4–9 классов исследование может проводиться письменно. Таким образом, с младшими школьниками тест организуется индивидуально, а с более взрослыми детьми не возбраняется работать в группе. Соответственно, время, которое отводится на выполнение задания, варьируется: экспериментатор должен исходить из возможностей и способности ребят включаться в работу, но при этом не стоит выделять больше, чем от 3 до 5 минут для малышей (на рассмотрение одной пары) и от 2 до 4 — детям 10–15 лет.
Дети постарше вполне могут пройти тест в письменной форме
Инструкция:
- Слушаем или читаем первую пару слов.
- Выделяем сначала сходства, а затем различия (строго в таком порядке). Экспериментатор может объяснить процедуру построения логической цепочки на 3 первых парах, ещё раз акцентируя внимания на указании сперва сходных признаков, а затем различных. Например, дан образец: жеребёнок и корова. Похожи они тем, что эти животные ходят на четырёх ногах, у них есть копыта и так далее. Одно из различий заключается в том, что жеребёнок — маленькая лошадь, а корова — взрослое животное.