Методика Рене Жиля: для младших школьников

Значимость и достоверность тестов

Психологи очень часто в своей диагностической работе используют специальный инструментарий — тесты по психологии. Они помогают специалистам увидеть то, что человек может не сказать. Тесты-опросники также дают информацию об индивиде, но она достоверна только на 50-60%, так как он интуитивно или логически может догадаться о желательности правильных ответов. В итоге он ставит не ту букву, которую он хочет, а ту, которую нужно по смыслу теста.

Проективные тесты по психологии предоставляют специалисту гораздо больше необходимых сведений о человеке. Такие методы изучения психики достовернее, так как там нет закрытых и открытых ответов, нет логики задания и результата. Человек рисует или выбирает то, что диктует ему подсознание, а это уже материал для работы психолога.

Проведение исследования

Тестирование проходит следующим образом: ребенок пристально рассматривает карточки с различными ситуациями, отвечает на вопросы, которые прилагаются к ситуации на карточке. Отвечая на вопросы, ребенок определяет свое место в данной ситуации. Тем временем, в процессе эксперимента, специалисты в области психологии ведут с ребенком диалог, узнают о причинах принятия решений, могут спросить у ребенка о персонажах, изображенных на карточке, и об их семье. Исследователю необходимо записывать, в каком порядке испытуемый их описывает.

В тестировании может принимать участие не только ребенок, но и родители. Они могут показать решения, которые принял бы их ребенок. Так исследователь узнает о том, каким родители видят своих детей в определенной ситуации. Затем психолог сравнивает результаты, ожидаемые родителями, с действительными ответами детей.

Данный вид тестирования является отличным способом, чтобы установить и поддерживать доверительные отношения с ребенком.

Тестирование проводится следующим образом:

  1. Ребенок может рассмотреть рисунки, и ознакомиться с заданиями, которые предлагает психолог. На рисунках изображены знакомые или интуитивно ясные для детей ситуации.
  2. Затем ребенок рассказывает о своих решениях, принятых в той, или иной ситуации.
  3. Отвечая на дополнительные вопросы психолога, ребенок детально объясняет свое решение.
  4. Все ответы и результаты записываются в графическом виде на специальной карточке. Если тестирование проводится в группе, то карточки не используются.

Чтобы изображать ситуации для тестирования, рекомендуется использовать обыкновенную школьную тетрадь. А в некотором блокноте, психолог делает свои заметки, записывает решения, принятые детьми, и объяснения принятых решений. Больше о методиках психологической диагностики младших школьников читайте здесь.

Применение стимульных материалов

В набор стимульных материалов от автора входят 69 специальных картинок, на которых изображены повседневные жизненные ситуации

Эти ситуации носить важное значение для детей. Также детям предлагают пройти задания в тестовом формате. Русская вариация тестирования предполагает 42 упражнения, из которых 25 – графические, остальные 17 –тестовые

Русская вариация тестирования предполагает 42 упражнения, из которых 25 – графические, остальные 17 –тестовые.

Карточки с изображениями выполнены так, что они не несут информацию об эмоциональном состоянии персонажей, и лишь схематически показывают положение фигурок. В процессе тестирования, дети сами наделяют фигурок эмоциями и чувствами. Ситуации, изображенные на карточках, можно распределить на три группы. В каждой группе будет отражаться определенный тип взаимоотношений между ребенком и нарисованными фигурками.

  1. Первая группа: Взаимоотношения детей с окружающими их взрослыми;
  2. Вторая группа: Взаимоотношения с одногодками и сверстниками;
  3. Третья группа: Ребенок, проходящий тестирование, пытается построить взаимоотношения одновременно со сверстниками и со взрослыми.

Тестирование может проводиться как индивидуально для каждого ребенка, так и для группы людей. Однако, общение с каждым индивидом в отдельности позволяет одержать больше подробных и ценных ответов, что, в свою очередь, может сильно повлиять на окончательные результаты.

Обработка и интерпретация результатов

Как уже было сказано выше, 60 утверждений методик распределяются по 15 категориям.

Ключ

Группы предложений NN заданий
1 Отношение к отцу
1
16
31
46
2 Отношение к себе
2
17
32
47
3 Нереализованные возможности
3
18
33
48
4 Отношение к подчиненным
4
19
34
49
5 Отношение к будущему
5
20
35
50
6 Отношение к вышестоящим лицам
6
21
36
51
7 Страхи и опасения
7
22
37
52
8 Отношение к друзьям
8
23
38
53
9 Отношение к своему прошлому
9
24
39
54
10 Отношение к лицам противоположного пола
10
25
40
55
11 Сексуальные отношение
11
26
41
56
12 Отношения к семье
12
27
42
57
13 Отношение к сотрудникам
13
28
43
58
14 Отношение к матери
14
29
44
59
15 Чувство вины
15
30
45
60

Количественная анализ

Количественный анализ предполагает предварительную экспертную оценку эмоциональной насыщенности каждого предложения. Для оценки ответов испытуемого предлагается следующая шкала:

  • «+2» — максимальное, отчетливо выраженное, сильно положительное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении;
  • «+1» — положительное отношение;
  • «0» — нейтральное отношение к тому, о чем идет речь, отсутствие выраженности каких-либо эмоций;
  • «-1» — отрицательное отношение;
  • «-2″ — максимальное, отчетливо выраженное, сильно отрицательное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении».

Количественный показатель подсчитывается для каждой сферы отдельно в виде общей суммарной оценки каждого из 4-х входящих в нее предложений. Его величина располагается в пределах от «+8» до «-8», может быть нулевой. Всего таких показателей 15, в соответствии с количеством сфер.

Пример. Отношение к семье — утверждения 12, 26, 42, 57.

Ответы испытуемого и их экспертная оценка:

  • (12) По сравнению с большинством других семей, моя семья … достаточно крепкая (оценка +2 – положительная эмоциональная нагрузка) .
  • (26) Моя семья обращается со мной, как с … взрослым человеком достаточно часто (оценка +1 – скорее положительная, чем отрицательная эмоциональная нагрузка).
  • (42) Большинство известных мне семей … нередко ограничивают свободу своих детей (оценка –1 – скорее отрицательная, чем положительная эмоциональная нагрузка).
  • (57) Когда я был ребенком моя семья … прислушивалась к моему мнению (оценка +1 – скорее положительная, чем отрицательная).

Таким образом сумма баллов по шкале «Отношение к семье» составит: +2+1-1+1=+3

В результате тестирования определяются сферы, в которых преобладают положительные установки (положительный опыт, положительное восприятие, положительные ожидания), и области, в которых преобладают установки близкие к отрицательным или отрицательные (отрицательный опыт, отрицательное восприятие, отрицательные ожидания).

Качественный анализ

Качественный (содержательный) анализ проводится, прежде, всего, для выявления возможных причин сфер, имеющих отрицательные индексы по результатам количественной оценки и зависит от целей исследования.

Одним из методов, применяемых при качественном анализе ответов тематических групп, является контент-анализ.

Методика Рене Жиля

Эта методика относится к проективным методам психологии. Она состоит из определенных заданий. В ней есть картинки, на которых имеются изображения детей и взрослых. Под каждой из них – краткое объяснение ситуации, которая происходит, а также задается вопрос испытуемому человеку по теме этой картинки.

Методика Рене Жиля для младших школьников предполагает задания. В этом тесте важен контакт между психологом и ребенком, именно специалист озвучивает эти задания, если ребенку сложно их прочитать. Поэтому должна царить доброжелательная и доверительная атмосфера. Методика подходит для детей от 4 до 12 лет. Но если ребенок характеризуется как выраженный инфантилист, имеющий задержки психоречевого развития, то она может применяться и для более старшего возраста.

История создания

Тест незаконченных предложения Сакса (Sacks sentence completion test, SSCT) был разработан Джозефом М. Саксом в 1950г. Создание теста осуществлялась следующим образом: 20 клинических психологов попросили предложить на рассмотрение по три пункта на завершение предложений, имеющих целью выявить значимые установки по каждой из указанных категорий. К ним были добавлены пункты, отобранные из литературы по завершению предложений. Таким образом, было получено 280 пунктов. Их распределили в количестве от 14 до 28 на категорию. Например, 19 пунктов относились к категории установки к матери, 22 — к категории установки к отцу и так далее. Затем 20 психологов попросили выбрать в каждой категории четыре пункта, которые, на их взгляд, лучше всего подходят для выявления значимых установок в этой категории. Пункты, выбираемые наиболее часто, вошли в тест.

Методика «незаконченных предложений» является вариацией техники словесных ассоциаций. SSCT добился того, что он уменьшает количество ассоциаций, вызываемых отдельным словом, дает возможность лучше определять контекст, проникать в тон, качество установок и специфические объекты или области внимания, он предоставляет большую свободу индивиду и большую вариативность ответов и отражает большую площадь поведенческого мира респондента.

Проведение исследования

Исследование по методике Рене Жиля для младших школьников представляет собой последовательность шагов, которые помогут детям развить логическое и аналитическое мышление, а также умение делать наблюдения и выводы.

Перед проведением исследования необходимо выбрать тему исследования. Тема должна быть интересной и актуальной для детей, чтобы они могли с удовольствием исследовать предмет и описывать свои наблюдения. Например, темой исследования может быть «Как влияет температура воды на растворимость соли?».

Далее следует определить цель исследования. Целью может быть проверка гипотезы или выявление закономерностей в процессе исследования. Например, целью исследования может быть определение, при какой температуре вода насыщается солью.

После этого нужно разработать план исследования. План должен включать список исследуемых факторов, последовательность проведения экспериментов, а также критерии оценки результатов исследования.

Проведение эксперимента начинается с подготовки необходимых материалов и инструментов. В случае исследования на тему растворимости соли в воде, потребуется соль, вода, стаканы, термометр и т.д.

Затем следует проведение эксперимента. Дети выполняют ряд заданий, проводя наблюдения и фиксируя результаты. Например, они могут добавлять соль в разные стаканы с водой при разных температурах и записывать, как быстро соль растворяется при каждой температуре.

После проведения эксперимента необходимо анализировать полученные данные. Дети могут сравнить результаты, построить графики или таблицы, чтобы проявить закономерности и сделать выводы. Например, они могут обнаружить, что при повышении температуры вода насыщается солью быстрее.

В заключение исследования необходимо сделать обобщение результатов и сформулировать выводы. Дети могут ответить на вопрос, подтвердилась ли гипотеза, достигнута ли поставленная цель исследования.

Таким образом, проведение исследования по методике Рене Жиля представляет собой цикл из нескольких этапов: выбор темы, определение цели, разработка плана, подготовка материалов, проведение эксперимента, анализ данных и формулирование выводов. Этот метод помогает развить у детей навыки исследовательской работы и логического мышления.

Применение стимульных материалов

Методика Рене Жиля для младших школьников предполагает активное использование стимульных материалов в обучении

Стимульные материалы — это различные объекты, изображения или тексты, которые помогают привлечь внимание учащихся и облегчают усвоение учебного материала. Применение стимульных материалов является эффективным способом заинтересовать детей и активизировать их мыслительную деятельность

Стимульные материалы могут быть использованы для ввода нового материала, закрепления уже изученного или для развития творческого мышления учащихся. В процессе занятия с помощью стимульных материалов учитель может задавать вопросы, просить описать или объяснить что-то, а также развивать наблюдательность и воображение учащихся.

Применение стимульных материалов разнообразно. В качестве таких материалов могут использоваться рисунки, фотографии, модели, игрушки, карты, таблицы, диаграммы и многое другое. Часто широко используются наглядные пособия, такие как карточки с изображениями, кроссворды, пазлы и т.д.

Стимульные материалы могут быть организованы в виде игровой ситуации, что помогает учащимся легче усваивать и запоминать информацию. Например, учитель может использовать игру «Собери пазл» для изучения частей тела. Дети собирают пазл изображения человека, при этом учитель задает вопросы о различных частях тела и их функциях.

Также важно учитывать возрастные особенности учащихся при выборе стимульных материалов. Для младших школьников рекомендуется использовать яркие и привлекательные пособия с понятными изображениями и простыми заданиями

Например, для изучения геометрии можно использовать цветные карточки с изображением геометрических фигур и задавать вопросы о их свойствах и названиях.

В целом, применение стимульных материалов в методике Рене Жиля для младших школьников позволяет сделать уроки более интересными и познавательными. Это помогает детям активнее участвовать в уроке, развивает их наблюдательность и творческое мышление.

Проведение исследования

Тест является эффективным инструментарием, помогающим установить контакт с ребёнком и выстроить доверительное взаимодействие. Порядок проведения тестирования:

  1. Психолог предлагает внимательно рассмотреть рисунки, изображающие вполне знакомые и понятные ребёнку ситуации, прочитать задание (при слабом владении техникой чтения ученикам первого-второго класса задание поможет прочитать взрослый).
  2. Ребёнок озвучивает своё решение или показывает позицию, наиболее приемлемую для него в конкретном эпизоде.
  3. С помощью дополнительных уточняющих вопросов психолога ребёнок сопровождает свой выбор рассказом, моделирующим и объясняющим его поведение.
  4. Выбор ребёнка в виде графической отметки фиксируется психологом или самим тестируемым в стандартном бланке карточек стимульного материала, в дальнейшем этот бланк не используется, особенно если речь идёт о групповом варианте методики.

Рекомендуется использовать рабочую тетрадь для схематичного изображения тестовых ситуаций и упражнений. В таком своеобразном тестовом блокноте со слов ребёнка исследователь отмечает его выбор и делает записи-комментарии о сопутствующих репликах и поведении ребёнка, в этом случае бланки стимульного материала не используются.

Пример схематичного оформления тестового задания.

Стимульный материал.

Авторский комплект стимульного материала включает 69 карточек с изображением стандартных жизненных ситуаций, которые могут быть важны для ребёнка, а также задания в форме тестов. Русифицированный вариант насчитывает сорок два задания (двадцать пять из них в виде карточек с картинками, а семнадцать представлены в качестве тестовых заданий). Рисунки не передают информацию об эмоциональном настрое изображённых фигурок. Стимульные карточки лишь схематично передают расположение изображённых людей и оставляют за испытуемым право самостоятельно «наполнить эмоциями» лицо любого персонажа. Все эпизоды условно можно отнести к трём примерно равноценным группам, каждая из которых соответствует определённому типу взаимодействия между тестируемым и объектами на картинке:

  • отношения ребёнка со взрослым окружением (1, 3, 7, 14, 26, 27, 28, 29, 32, 37, 38, 41);
  • взаимодействие со сверстниками (20, 21, 22, 23, 24, 25, 33, 34, 35, 39);
  • тестируемый одновременно выстраивает взаимоотношения с детьми и взрослыми (2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 30, 40, 42).

Сущность методики тестирования Рене Жиля для школьников младших классов: цели, способы, результат

Полупроективная визуально-вербальная методика «Фильм-тест» Рене Жиля используется в диагностике уровня социально-психологической адаптации ребёнка, особенностей его взаимоотношений с окружающими людьми, а также для выявления доминирующих черт характера и приоритетной поведенческой модели.

Методика была презентована Рене Жилем в 1959 году, её цель была определена как исследование личности ребёнка.

Отечественный адаптированный вариант тестирования был предложен И. Н. Гильяшевой и Н. Д. Игнатьевой в 1972 году и приобрёл известность и признание у профессиональных психологов как «Фильм-тест» Р. Жиля. Преимуществом этой методики является её промежуточная форма между анкетированием и тестами проективного характера.

Принципы «Фильма-теста»:

  • Проективный перенос – глубинные стереотипы и поведенческие мотивы проявляются прямо или опосредованно в проигрывании тестовой ситуации, не провоцируя при этом защитной реакции тестируемого.
  • Символическая линейность – прямые расстояния между персонажами, изображёнными на картинке в вымышленной ситуации, обнаруживают эмоциональную дистанцию в отношениях с реальными людьми. Выбор короткой, близкой дистанции свидетельствует о положительном характере эмоциональных связей.

Методика широко используется школьными психологами при диагностике детей в возрастном диапазоне от четырёх до двенадцати лет, но в случаях наблюдаемого инфантилизма или отсталости психоэмоционального развития допускается применение и в более старшем возрасте. Стоит учитывать, что тестирование одиннадцатилетних детей резко утрачивает характер проективности, поскольку ответы приобретают прямолинейный характер. Особую эффективность исследование продемонстрировало в процессе работы с детьми, имеющими проблемы речевого развития, так как от ребёнка не требуется развёрнутого ответа, специалисту достаточно знать его выбор на карточке с изображением конкретной ситуации, расстояние, которое определяет для себя ребёнок от нарисованных объектов, его поведенческие приоритеты.

Наиболее значимым диагностическим плюсом теста является широкий диапазон социально-психологических характеристик ребёнка:

Методика предлагает тринадцать показателей и аналогичное количество шкал:

  1. «Отношение к матери»;
  2. «Отношение к отцу»;
  3. «Отношение к обоим родителям», «Родители как чета»;
  4. «Отношение к братьям и сёстрам»;
  5. «Отношение к дедушке и другим родственникам»;
  6. «Отношение к другу»;
  7. «Отношение к учителю»;
  8. «Любознательность»;
  9. «Стремление к доминированию»;
  10. «Стремление к общению в больших группах детей»;
  11. «Конфликтность, агрессивность»;
  12. «Реакция на фрустрацию», «Социальная адекватность поведения»;
  13. «Стремление к уединению, отгороженность».

Содержание теста: ребёнку предлагают внимательно рассмотреть сюжетные картинки, ответить на сопровождающие их вопросы, определиться с местом своего «я» на рисунке, рассказать о своей реакции на происходящие события и выбрать сценарий своего поведения

Исследователь во время проведения тестирования беседует с ребёнком, уточняет ответы, просит подробнее рассказать о причинах того или иного выбора, осуществлённого испытуемым, узнаёт информацию о членах семьи и других персонажах, которые изображены на карточках, но не определены (важно фиксировать порядок, в котором ребёнок их называет)

Помимо тестирования самого ребёнка некоторые исследователи предлагают активно сотрудничать с родителями, обращаясь к ним с просьбой предположить и показать позиции, которые предпочёл бы их ребёнок («какое бы место выбрал ваш сын или ваша дочь»). Таким образом, психолог получает расширенную информацию по поводу представлений родителей о характере отношений их ребёнка с окружающим миром. Отмечается высокий уровень несовпадений ожиданий родителей и реального выбора их ребёнка.

«Фильм-тест» очень популярен в практике консультирования, поскольку помогает не только выявить проблемы, но и проследить дальнейшую траекторию результативности психологической терапии. Специалисты рекомендуют вместе с методикой Рене Жиля использовать графический тест «Рисунок семьи», который поможет уточнить показатели отношений ребёнка с родственниками, что сделает итоговые выводы более достоверными и объективными.

Проведение исследования

Методика Рене Жиля для младших школьников предлагает провести исследование в группе детей, чтобы охарактеризовать каждого ребенка и его интересы. Эта методика основана на применении карточек, на которых ребенок отвечает на вопросы и рассказывает о своих мыслях и эмоциональном состоянии.

Тестирование может проходить в ситуациях, предложенных в методике Рене Жиля, где дети могут показать свои навыки и желание учиться. Родители и взрослые наблюдают за ребенком и заполняют карточку, чтобы затем обсудить результаты с психологом.

Карточки содержат вопросы, которые помогают оценить интеллектуальные способности, характер и эмоциональное состояние ребенка. Методика Рене Жиля позволяет понять, как ребенок решает проблемы и принимает решения. Она помогает родителям и психологам лучше понять развитие и особенности каждого ребенка в группе.

Использование методики Рене Жиля для младших школьников позволяет провести диагностику каждого ребенка, а также определить, какие навыки и умения нужно развивать в дальнейшем. Результаты исследования помогают родителям и педагогам лучше понять потребности и возможности каждого ребенка в группе. Тестирование по этой методике может быть полезным инструментом для психологов и педагогов, работающих с младшими школьниками.

Применение стимульных материалов

В методике Рене Жиля для младших школьников особое внимание уделяется использованию стимульных материалов. Они помогают лучше понять характер ребенка и его мышление

Группа детей, применяющих эту методику, может использовать различные стимульные материалы, предложенные психологами. К примеру, это могут быть карточки с ситуациями, в которых ребенку нужно принять решение или отвечать на вопросы.

Родители и психолог могут использовать результаты такого тестирования, чтобы лучше понять особенности каждого ребенка

Очень важно показать детям, что их желание развивать свои мысли, искать решения и задавать вопросы — это норма

Применение стимульных материалов помогает охарактеризовать эмоционально-волевую сферу и интеллектуальные способности ребенка. Такие занятия помогают ребенку быть более самостоятельным, обученным и любознательным.

Проведение исследования

Тест является эффективным инструментарием, помогающим установить контакт с ребёнком и выстроить доверительное взаимодействие. Порядок проведения тестирования:

  1. Психолог предлагает внимательно рассмотреть рисунки, изображающие вполне знакомые и понятные ребёнку ситуации, прочитать задание (при слабом владении техникой чтения ученикам первого-второго класса задание поможет прочитать взрослый).
  2. Ребёнок озвучивает своё решение или показывает позицию, наиболее приемлемую для него в конкретном эпизоде.
  3. С помощью дополнительных уточняющих вопросов психолога ребёнок сопровождает свой выбор рассказом, моделирующим и объясняющим его поведение.
  4. Выбор ребёнка в виде графической отметки фиксируется психологом или самим тестируемым в стандартном бланке карточек стимульного материала, в дальнейшем этот бланк не используется, особенно если речь идёт о групповом варианте методики.

Рекомендуется использовать рабочую тетрадь для схематичного изображения тестовых ситуаций и упражнений. В таком своеобразном тестовом блокноте со слов ребёнка исследователь отмечает его выбор и делает записи-комментарии о сопутствующих репликах и поведении ребёнка, в этом случае бланки стимульного материала не используются.

Пример схематичного оформления тестового задания.

Ребёнка просят обозначить крестиком свою позицию на рисунке

Стимульный материал.

Авторский комплект стимульного материала включает 69 карточек с изображением стандартных жизненных ситуаций, которые могут быть важны для ребёнка, а также задания в форме тестов. Русифицированный вариант насчитывает сорок два задания (двадцать пять из них в виде карточек с картинками, а семнадцать представлены в качестве тестовых заданий). Рисунки не передают информацию об эмоциональном настрое изображённых фигурок. Стимульные карточки лишь схематично передают расположение изображённых людей и оставляют за испытуемым право самостоятельно «наполнить эмоциями» лицо любого персонажа. Все эпизоды условно можно отнести к трём примерно равноценным группам, каждая из которых соответствует определённому типу взаимодействия между тестируемым и объектами на картинке:

  • отношения ребёнка со взрослым окружением (1, 3, 7, 14, 26, 27, 28, 29, 32, 37, 38, 41);
  • взаимодействие со сверстниками (20, 21, 22, 23, 24, 25, 33, 34, 35, 39);
  • тестируемый одновременно выстраивает взаимоотношения с детьми и взрослыми (2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 30, 40, 42).
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий