Значимость и достоверность тестов
Психологи очень часто в своей диагностической работе используют специальный инструментарий — тесты по психологии. Они помогают специалистам увидеть то, что человек может не сказать. Тесты-опросники также дают информацию об индивиде, но она достоверна только на 50-60%, так как он интуитивно или логически может догадаться о желательности правильных ответов. В итоге он ставит не ту букву, которую он хочет, а ту, которую нужно по смыслу теста.
Проективные тесты по психологии предоставляют специалисту гораздо больше необходимых сведений о человеке. Такие методы изучения психики достовернее, так как там нет закрытых и открытых ответов, нет логики задания и результата. Человек рисует или выбирает то, что диктует ему подсознание, а это уже материал для работы психолога.
Проведение исследования
Тестирование проходит следующим образом: ребенок пристально рассматривает карточки с различными ситуациями, отвечает на вопросы, которые прилагаются к ситуации на карточке. Отвечая на вопросы, ребенок определяет свое место в данной ситуации. Тем временем, в процессе эксперимента, специалисты в области психологии ведут с ребенком диалог, узнают о причинах принятия решений, могут спросить у ребенка о персонажах, изображенных на карточке, и об их семье. Исследователю необходимо записывать, в каком порядке испытуемый их описывает.
В тестировании может принимать участие не только ребенок, но и родители. Они могут показать решения, которые принял бы их ребенок. Так исследователь узнает о том, каким родители видят своих детей в определенной ситуации. Затем психолог сравнивает результаты, ожидаемые родителями, с действительными ответами детей.
Данный вид тестирования является отличным способом, чтобы установить и поддерживать доверительные отношения с ребенком.
Тестирование проводится следующим образом:
- Ребенок может рассмотреть рисунки, и ознакомиться с заданиями, которые предлагает психолог. На рисунках изображены знакомые или интуитивно ясные для детей ситуации.
- Затем ребенок рассказывает о своих решениях, принятых в той, или иной ситуации.
- Отвечая на дополнительные вопросы психолога, ребенок детально объясняет свое решение.
- Все ответы и результаты записываются в графическом виде на специальной карточке. Если тестирование проводится в группе, то карточки не используются.
Чтобы изображать ситуации для тестирования, рекомендуется использовать обыкновенную школьную тетрадь. А в некотором блокноте, психолог делает свои заметки, записывает решения, принятые детьми, и объяснения принятых решений. Больше о методиках психологической диагностики младших школьников читайте здесь.
Применение стимульных материалов
В набор стимульных материалов от автора входят 69 специальных картинок, на которых изображены повседневные жизненные ситуации
Эти ситуации носить важное значение для детей. Также детям предлагают пройти задания в тестовом формате. Русская вариация тестирования предполагает 42 упражнения, из которых 25 – графические, остальные 17 –тестовые
Русская вариация тестирования предполагает 42 упражнения, из которых 25 – графические, остальные 17 –тестовые.
Карточки с изображениями выполнены так, что они не несут информацию об эмоциональном состоянии персонажей, и лишь схематически показывают положение фигурок. В процессе тестирования, дети сами наделяют фигурок эмоциями и чувствами. Ситуации, изображенные на карточках, можно распределить на три группы. В каждой группе будет отражаться определенный тип взаимоотношений между ребенком и нарисованными фигурками.
- Первая группа: Взаимоотношения детей с окружающими их взрослыми;
- Вторая группа: Взаимоотношения с одногодками и сверстниками;
- Третья группа: Ребенок, проходящий тестирование, пытается построить взаимоотношения одновременно со сверстниками и со взрослыми.
Тестирование может проводиться как индивидуально для каждого ребенка, так и для группы людей. Однако, общение с каждым индивидом в отдельности позволяет одержать больше подробных и ценных ответов, что, в свою очередь, может сильно повлиять на окончательные результаты.
Обработка и интерпретация результатов
Как уже было сказано выше, 60 утверждений методик распределяются по 15 категориям.
Ключ
№ | Группы предложений | NN заданий | |||
---|---|---|---|---|---|
1 | Отношение к отцу | ||||
2 | Отношение к себе | ||||
3 | Нереализованные возможности | ||||
4 | Отношение к подчиненным | ||||
5 | Отношение к будущему | ||||
6 | Отношение к вышестоящим лицам | ||||
7 | Страхи и опасения | ||||
8 | Отношение к друзьям | ||||
9 | Отношение к своему прошлому | ||||
10 | Отношение к лицам противоположного пола | ||||
11 | Сексуальные отношение | ||||
12 | Отношения к семье | ||||
13 | Отношение к сотрудникам | ||||
14 | Отношение к матери | ||||
15 | Чувство вины |
Количественная анализ
Количественный анализ предполагает предварительную экспертную оценку эмоциональной насыщенности каждого предложения. Для оценки ответов испытуемого предлагается следующая шкала:
- «+2» — максимальное, отчетливо выраженное, сильно положительное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении;
- «+1» — положительное отношение;
- «0» — нейтральное отношение к тому, о чем идет речь, отсутствие выраженности каких-либо эмоций;
- «-1» — отрицательное отношение;
- «-2″ — максимальное, отчетливо выраженное, сильно отрицательное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении».
Количественный показатель подсчитывается для каждой сферы отдельно в виде общей суммарной оценки каждого из 4-х входящих в нее предложений. Его величина располагается в пределах от «+8» до «-8», может быть нулевой. Всего таких показателей 15, в соответствии с количеством сфер.
Пример. Отношение к семье — утверждения 12, 26, 42, 57.
Ответы испытуемого и их экспертная оценка:
- (12) По сравнению с большинством других семей, моя семья … достаточно крепкая (оценка +2 – положительная эмоциональная нагрузка) .
- (26) Моя семья обращается со мной, как с … взрослым человеком достаточно часто (оценка +1 – скорее положительная, чем отрицательная эмоциональная нагрузка).
- (42) Большинство известных мне семей … нередко ограничивают свободу своих детей (оценка –1 – скорее отрицательная, чем положительная эмоциональная нагрузка).
- (57) Когда я был ребенком моя семья … прислушивалась к моему мнению (оценка +1 – скорее положительная, чем отрицательная).
Таким образом сумма баллов по шкале «Отношение к семье» составит: +2+1-1+1=+3
В результате тестирования определяются сферы, в которых преобладают положительные установки (положительный опыт, положительное восприятие, положительные ожидания), и области, в которых преобладают установки близкие к отрицательным или отрицательные (отрицательный опыт, отрицательное восприятие, отрицательные ожидания).
Качественный анализ
Качественный (содержательный) анализ проводится, прежде, всего, для выявления возможных причин сфер, имеющих отрицательные индексы по результатам количественной оценки и зависит от целей исследования.
Одним из методов, применяемых при качественном анализе ответов тематических групп, является контент-анализ.
Методика Рене Жиля
Эта методика относится к проективным методам психологии. Она состоит из определенных заданий. В ней есть картинки, на которых имеются изображения детей и взрослых. Под каждой из них – краткое объяснение ситуации, которая происходит, а также задается вопрос испытуемому человеку по теме этой картинки.
Методика Рене Жиля для младших школьников предполагает задания. В этом тесте важен контакт между психологом и ребенком, именно специалист озвучивает эти задания, если ребенку сложно их прочитать. Поэтому должна царить доброжелательная и доверительная атмосфера. Методика подходит для детей от 4 до 12 лет. Но если ребенок характеризуется как выраженный инфантилист, имеющий задержки психоречевого развития, то она может применяться и для более старшего возраста.
История создания
Тест незаконченных предложения Сакса (Sacks sentence completion test, SSCT) был разработан Джозефом М. Саксом в 1950г. Создание теста осуществлялась следующим образом: 20 клинических психологов попросили предложить на рассмотрение по три пункта на завершение предложений, имеющих целью выявить значимые установки по каждой из указанных категорий. К ним были добавлены пункты, отобранные из литературы по завершению предложений. Таким образом, было получено 280 пунктов. Их распределили в количестве от 14 до 28 на категорию. Например, 19 пунктов относились к категории установки к матери, 22 — к категории установки к отцу и так далее. Затем 20 психологов попросили выбрать в каждой категории четыре пункта, которые, на их взгляд, лучше всего подходят для выявления значимых установок в этой категории. Пункты, выбираемые наиболее часто, вошли в тест.
Методика «незаконченных предложений» является вариацией техники словесных ассоциаций. SSCT добился того, что он уменьшает количество ассоциаций, вызываемых отдельным словом, дает возможность лучше определять контекст, проникать в тон, качество установок и специфические объекты или области внимания, он предоставляет большую свободу индивиду и большую вариативность ответов и отражает большую площадь поведенческого мира респондента.
Проведение исследования
Исследование по методике Рене Жиля для младших школьников представляет собой последовательность шагов, которые помогут детям развить логическое и аналитическое мышление, а также умение делать наблюдения и выводы.
Перед проведением исследования необходимо выбрать тему исследования. Тема должна быть интересной и актуальной для детей, чтобы они могли с удовольствием исследовать предмет и описывать свои наблюдения. Например, темой исследования может быть «Как влияет температура воды на растворимость соли?».
Далее следует определить цель исследования. Целью может быть проверка гипотезы или выявление закономерностей в процессе исследования. Например, целью исследования может быть определение, при какой температуре вода насыщается солью.
После этого нужно разработать план исследования. План должен включать список исследуемых факторов, последовательность проведения экспериментов, а также критерии оценки результатов исследования.
Проведение эксперимента начинается с подготовки необходимых материалов и инструментов. В случае исследования на тему растворимости соли в воде, потребуется соль, вода, стаканы, термометр и т.д.
Затем следует проведение эксперимента. Дети выполняют ряд заданий, проводя наблюдения и фиксируя результаты. Например, они могут добавлять соль в разные стаканы с водой при разных температурах и записывать, как быстро соль растворяется при каждой температуре.
После проведения эксперимента необходимо анализировать полученные данные. Дети могут сравнить результаты, построить графики или таблицы, чтобы проявить закономерности и сделать выводы. Например, они могут обнаружить, что при повышении температуры вода насыщается солью быстрее.
В заключение исследования необходимо сделать обобщение результатов и сформулировать выводы. Дети могут ответить на вопрос, подтвердилась ли гипотеза, достигнута ли поставленная цель исследования.
Таким образом, проведение исследования по методике Рене Жиля представляет собой цикл из нескольких этапов: выбор темы, определение цели, разработка плана, подготовка материалов, проведение эксперимента, анализ данных и формулирование выводов. Этот метод помогает развить у детей навыки исследовательской работы и логического мышления.
Применение стимульных материалов
Методика Рене Жиля для младших школьников предполагает активное использование стимульных материалов в обучении
Стимульные материалы — это различные объекты, изображения или тексты, которые помогают привлечь внимание учащихся и облегчают усвоение учебного материала. Применение стимульных материалов является эффективным способом заинтересовать детей и активизировать их мыслительную деятельность
Стимульные материалы могут быть использованы для ввода нового материала, закрепления уже изученного или для развития творческого мышления учащихся. В процессе занятия с помощью стимульных материалов учитель может задавать вопросы, просить описать или объяснить что-то, а также развивать наблюдательность и воображение учащихся.
Применение стимульных материалов разнообразно. В качестве таких материалов могут использоваться рисунки, фотографии, модели, игрушки, карты, таблицы, диаграммы и многое другое. Часто широко используются наглядные пособия, такие как карточки с изображениями, кроссворды, пазлы и т.д.
Стимульные материалы могут быть организованы в виде игровой ситуации, что помогает учащимся легче усваивать и запоминать информацию. Например, учитель может использовать игру «Собери пазл» для изучения частей тела. Дети собирают пазл изображения человека, при этом учитель задает вопросы о различных частях тела и их функциях.
Также важно учитывать возрастные особенности учащихся при выборе стимульных материалов. Для младших школьников рекомендуется использовать яркие и привлекательные пособия с понятными изображениями и простыми заданиями
Например, для изучения геометрии можно использовать цветные карточки с изображением геометрических фигур и задавать вопросы о их свойствах и названиях.
В целом, применение стимульных материалов в методике Рене Жиля для младших школьников позволяет сделать уроки более интересными и познавательными. Это помогает детям активнее участвовать в уроке, развивает их наблюдательность и творческое мышление.
Проведение исследования
Тест является эффективным инструментарием, помогающим установить контакт с ребёнком и выстроить доверительное взаимодействие. Порядок проведения тестирования:
- Психолог предлагает внимательно рассмотреть рисунки, изображающие вполне знакомые и понятные ребёнку ситуации, прочитать задание (при слабом владении техникой чтения ученикам первого-второго класса задание поможет прочитать взрослый).
- Ребёнок озвучивает своё решение или показывает позицию, наиболее приемлемую для него в конкретном эпизоде.
- С помощью дополнительных уточняющих вопросов психолога ребёнок сопровождает свой выбор рассказом, моделирующим и объясняющим его поведение.
- Выбор ребёнка в виде графической отметки фиксируется психологом или самим тестируемым в стандартном бланке карточек стимульного материала, в дальнейшем этот бланк не используется, особенно если речь идёт о групповом варианте методики.
Рекомендуется использовать рабочую тетрадь для схематичного изображения тестовых ситуаций и упражнений. В таком своеобразном тестовом блокноте со слов ребёнка исследователь отмечает его выбор и делает записи-комментарии о сопутствующих репликах и поведении ребёнка, в этом случае бланки стимульного материала не используются.
Пример схематичного оформления тестового задания.
Стимульный материал.
Авторский комплект стимульного материала включает 69 карточек с изображением стандартных жизненных ситуаций, которые могут быть важны для ребёнка, а также задания в форме тестов. Русифицированный вариант насчитывает сорок два задания (двадцать пять из них в виде карточек с картинками, а семнадцать представлены в качестве тестовых заданий). Рисунки не передают информацию об эмоциональном настрое изображённых фигурок. Стимульные карточки лишь схематично передают расположение изображённых людей и оставляют за испытуемым право самостоятельно «наполнить эмоциями» лицо любого персонажа. Все эпизоды условно можно отнести к трём примерно равноценным группам, каждая из которых соответствует определённому типу взаимодействия между тестируемым и объектами на картинке:
- отношения ребёнка со взрослым окружением (1, 3, 7, 14, 26, 27, 28, 29, 32, 37, 38, 41);
- взаимодействие со сверстниками (20, 21, 22, 23, 24, 25, 33, 34, 35, 39);
- тестируемый одновременно выстраивает взаимоотношения с детьми и взрослыми (2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 30, 40, 42).
Сущность методики тестирования Рене Жиля для школьников младших классов: цели, способы, результат
Полупроективная визуально-вербальная методика «Фильм-тест» Рене Жиля используется в диагностике уровня социально-психологической адаптации ребёнка, особенностей его взаимоотношений с окружающими людьми, а также для выявления доминирующих черт характера и приоритетной поведенческой модели.
Методика была презентована Рене Жилем в 1959 году, её цель была определена как исследование личности ребёнка.
Отечественный адаптированный вариант тестирования был предложен И. Н. Гильяшевой и Н. Д. Игнатьевой в 1972 году и приобрёл известность и признание у профессиональных психологов как «Фильм-тест» Р. Жиля. Преимуществом этой методики является её промежуточная форма между анкетированием и тестами проективного характера.
Принципы «Фильма-теста»:
- Проективный перенос – глубинные стереотипы и поведенческие мотивы проявляются прямо или опосредованно в проигрывании тестовой ситуации, не провоцируя при этом защитной реакции тестируемого.
- Символическая линейность – прямые расстояния между персонажами, изображёнными на картинке в вымышленной ситуации, обнаруживают эмоциональную дистанцию в отношениях с реальными людьми. Выбор короткой, близкой дистанции свидетельствует о положительном характере эмоциональных связей.
Методика широко используется школьными психологами при диагностике детей в возрастном диапазоне от четырёх до двенадцати лет, но в случаях наблюдаемого инфантилизма или отсталости психоэмоционального развития допускается применение и в более старшем возрасте. Стоит учитывать, что тестирование одиннадцатилетних детей резко утрачивает характер проективности, поскольку ответы приобретают прямолинейный характер. Особую эффективность исследование продемонстрировало в процессе работы с детьми, имеющими проблемы речевого развития, так как от ребёнка не требуется развёрнутого ответа, специалисту достаточно знать его выбор на карточке с изображением конкретной ситуации, расстояние, которое определяет для себя ребёнок от нарисованных объектов, его поведенческие приоритеты.
Наиболее значимым диагностическим плюсом теста является широкий диапазон социально-психологических характеристик ребёнка:
Методика предлагает тринадцать показателей и аналогичное количество шкал:
- «Отношение к матери»;
- «Отношение к отцу»;
- «Отношение к обоим родителям», «Родители как чета»;
- «Отношение к братьям и сёстрам»;
- «Отношение к дедушке и другим родственникам»;
- «Отношение к другу»;
- «Отношение к учителю»;
- «Любознательность»;
- «Стремление к доминированию»;
- «Стремление к общению в больших группах детей»;
- «Конфликтность, агрессивность»;
- «Реакция на фрустрацию», «Социальная адекватность поведения»;
- «Стремление к уединению, отгороженность».
Содержание теста: ребёнку предлагают внимательно рассмотреть сюжетные картинки, ответить на сопровождающие их вопросы, определиться с местом своего «я» на рисунке, рассказать о своей реакции на происходящие события и выбрать сценарий своего поведения
Исследователь во время проведения тестирования беседует с ребёнком, уточняет ответы, просит подробнее рассказать о причинах того или иного выбора, осуществлённого испытуемым, узнаёт информацию о членах семьи и других персонажах, которые изображены на карточках, но не определены (важно фиксировать порядок, в котором ребёнок их называет)
Помимо тестирования самого ребёнка некоторые исследователи предлагают активно сотрудничать с родителями, обращаясь к ним с просьбой предположить и показать позиции, которые предпочёл бы их ребёнок («какое бы место выбрал ваш сын или ваша дочь»). Таким образом, психолог получает расширенную информацию по поводу представлений родителей о характере отношений их ребёнка с окружающим миром. Отмечается высокий уровень несовпадений ожиданий родителей и реального выбора их ребёнка.
«Фильм-тест» очень популярен в практике консультирования, поскольку помогает не только выявить проблемы, но и проследить дальнейшую траекторию результативности психологической терапии. Специалисты рекомендуют вместе с методикой Рене Жиля использовать графический тест «Рисунок семьи», который поможет уточнить показатели отношений ребёнка с родственниками, что сделает итоговые выводы более достоверными и объективными.
Проведение исследования
Методика Рене Жиля для младших школьников предлагает провести исследование в группе детей, чтобы охарактеризовать каждого ребенка и его интересы. Эта методика основана на применении карточек, на которых ребенок отвечает на вопросы и рассказывает о своих мыслях и эмоциональном состоянии.
Тестирование может проходить в ситуациях, предложенных в методике Рене Жиля, где дети могут показать свои навыки и желание учиться. Родители и взрослые наблюдают за ребенком и заполняют карточку, чтобы затем обсудить результаты с психологом.
Карточки содержат вопросы, которые помогают оценить интеллектуальные способности, характер и эмоциональное состояние ребенка. Методика Рене Жиля позволяет понять, как ребенок решает проблемы и принимает решения. Она помогает родителям и психологам лучше понять развитие и особенности каждого ребенка в группе.
Использование методики Рене Жиля для младших школьников позволяет провести диагностику каждого ребенка, а также определить, какие навыки и умения нужно развивать в дальнейшем. Результаты исследования помогают родителям и педагогам лучше понять потребности и возможности каждого ребенка в группе. Тестирование по этой методике может быть полезным инструментом для психологов и педагогов, работающих с младшими школьниками.
Применение стимульных материалов
В методике Рене Жиля для младших школьников особое внимание уделяется использованию стимульных материалов. Они помогают лучше понять характер ребенка и его мышление
Группа детей, применяющих эту методику, может использовать различные стимульные материалы, предложенные психологами. К примеру, это могут быть карточки с ситуациями, в которых ребенку нужно принять решение или отвечать на вопросы.
Родители и психолог могут использовать результаты такого тестирования, чтобы лучше понять особенности каждого ребенка
Очень важно показать детям, что их желание развивать свои мысли, искать решения и задавать вопросы — это норма
Применение стимульных материалов помогает охарактеризовать эмоционально-волевую сферу и интеллектуальные способности ребенка. Такие занятия помогают ребенку быть более самостоятельным, обученным и любознательным.
Проведение исследования
Тест является эффективным инструментарием, помогающим установить контакт с ребёнком и выстроить доверительное взаимодействие. Порядок проведения тестирования:
- Психолог предлагает внимательно рассмотреть рисунки, изображающие вполне знакомые и понятные ребёнку ситуации, прочитать задание (при слабом владении техникой чтения ученикам первого-второго класса задание поможет прочитать взрослый).
- Ребёнок озвучивает своё решение или показывает позицию, наиболее приемлемую для него в конкретном эпизоде.
- С помощью дополнительных уточняющих вопросов психолога ребёнок сопровождает свой выбор рассказом, моделирующим и объясняющим его поведение.
- Выбор ребёнка в виде графической отметки фиксируется психологом или самим тестируемым в стандартном бланке карточек стимульного материала, в дальнейшем этот бланк не используется, особенно если речь идёт о групповом варианте методики.
Рекомендуется использовать рабочую тетрадь для схематичного изображения тестовых ситуаций и упражнений. В таком своеобразном тестовом блокноте со слов ребёнка исследователь отмечает его выбор и делает записи-комментарии о сопутствующих репликах и поведении ребёнка, в этом случае бланки стимульного материала не используются.
Пример схематичного оформления тестового задания.
Ребёнка просят обозначить крестиком свою позицию на рисунке
Стимульный материал.
Авторский комплект стимульного материала включает 69 карточек с изображением стандартных жизненных ситуаций, которые могут быть важны для ребёнка, а также задания в форме тестов. Русифицированный вариант насчитывает сорок два задания (двадцать пять из них в виде карточек с картинками, а семнадцать представлены в качестве тестовых заданий). Рисунки не передают информацию об эмоциональном настрое изображённых фигурок. Стимульные карточки лишь схематично передают расположение изображённых людей и оставляют за испытуемым право самостоятельно «наполнить эмоциями» лицо любого персонажа. Все эпизоды условно можно отнести к трём примерно равноценным группам, каждая из которых соответствует определённому типу взаимодействия между тестируемым и объектами на картинке:
- отношения ребёнка со взрослым окружением (1, 3, 7, 14, 26, 27, 28, 29, 32, 37, 38, 41);
- взаимодействие со сверстниками (20, 21, 22, 23, 24, 25, 33, 34, 35, 39);
- тестируемый одновременно выстраивает взаимоотношения с детьми и взрослыми (2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 30, 40, 42).