Формы проведения физкультминуток
Формы проведения физкультминуток бывают следующих видов:
1) Общеразвивающие упражнения – подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используется 3-4 упражнения для разных групп мышц, закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой;
2) В форме подвижной игры – подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с не сложными. Хорошо знакомыми детям правилами;
3) В форме дидактической игры с движениями – хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой. По звуковой (фонетической) культуре речи, по математике;
4) В форме танцевальных движений – используются между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма. Негромкие, иногда плавные;
5) В форме выполнения движений под текст стихотворения – при подборе стихотворений обращается внимание на следующее: текст стихотворения должен быть высокохудожественным, используются стихи известных авторов, загадки, считалки; – преимущество отдается стихам с четким ритмом; – содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программой и задачей;
6) В форме любого двигательного действия и задания – отгадывание загадок не словами, а движениями; -использование различных имитационных движений: спортсменов( лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), отдельных трудовых действий ( рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).
Физкультминутки – Гимнастика для улучшения слуха.
Работа
над улучшением зрения положительно
сказывается и на слухе. И, в свою очередь,
работа над улучшением слуха оказывает
плодотворное воздействие на органы
зрения. Вот несколько упражнений для
развития слуха:
Пригибаем верхнюю часть уха вниз.
Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая
и скатывая ушко. Ушки должны стать
тёплыми.
Найдите
ямочку возле козелка. Нажали на ямочки
сразу обеих ушек – отпустили, нажали,
отпустили.
Нажали
пальчиками на мочки, помассировали,
отпустили.
Массируем
круговыми движениями всё ухо в одну
сторону, в другую. Массировать нужно
сразу оба уха.
Начинаем
дёргать себя за ушки – сначала 20 раз
вниз, а потом берёмся за серединку и
дёргаем тоже 20 раз.
Снова
возьмитесь за мочку уха и хорошенько
её помассируйте.
Потяните
ушки в сторону – снова 20 раз.
Теперь
выгибаем их вперёд, а затем в обратную
сторону (20 раз).
Развиваем кисти рук
Известно, что дошколятам достаточно трудно поначалу научиться удерживать в руке карандаш, кисточку или фломастер, а также пользоваться ими правильно. Малышам не удаётся удержать карандашик вообще, а детки постарше начинают слишком сильно сжимать его пальцами, рисуя – в этом случае перегружаются мелкие мышцы руки и кисти в целом. И тут на помощь тоже приходит физкультминутка, но не простая, а пальчиковая. Лучше всего, когда она сопровождается весёлым стихотворением.
Дошкольникам очень полезны пальчиковые физкультминутки
Гости
Стала Маша гостей созывать: (Вращение кистей рук к себе.)
И Иван приди, и Степан приди,
И Матвей приди, и Сергей приди,
А Никитушка — ну, пожалуйста. (Поочерёдный массаж кончиков пальцев правой руки.)
Стала Маша гостей угощать:
И Ивану блин, и Степану блин,
И Матвею блин,
И Сергею блин,
А Никитушке — мятный пряничек. (Поочерёдный массаж кончиков пальцев левой руки.)
Две сестрички
Две сестрички, две руки, (Встряхивание кистями рук.)
Рубят, строят, роют, (Изображаем в движении слова текста.)
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.
Месят тесто две руки —
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая.
Креативные физминутки
Гимнастика ума
Применение игр для развития, логического мышления, познавательных процессов умения принимать решения, воображения, восприятия, внимания, памяти. Сюда можно оотнести мини-викторины, кроссворды, загадки, ребусы. Гимнастика ума включает в себя упражнения для улучшения мозгового кровообращения – это двигательные действия (наклоны и повороты головы) + дыхательная гимнастика.
В процессе упражнений происходит механическое воздействие на стенки сосудов, облегчение и интенсивность умственной деятельности, расширение сосудов головного мозга и усиление мозгового кровообращения, повышение их эластичности.
Необычные движения
Задания типа: как может перемещаться пешеход с горы или в гору, по неровной дороге, или же как плывет корабль в шторм и в штиль.
Сюжетно-ролевые игры
Такие игры, как сюжетно-ролевые вводят дошкольников в мир взрослых. Чаще всего физкультурные упражнения проводятся в стихах.
Пантомимическая гимнастика
Методика проведения физминуток у детей. Пантомимическая гимнастика связана с подражанием птицам или животным.
“Сова” – упражнение на снятие усталости с мышц шеи и зрительного аппарата.
Исходное положение – захватите и сожмите мышцу левого плеча правой рукой, поверните голову и посмотрите через плечо. Изображаем сову, хлопаем глазками, делаем вдох, на выдохе выговариваем “ух”.
При выполнении этого упражнения происходит воздействие на верхние и нижние отделы легких, насыщение их кислородом, сокращения напряжения, расслабление мышц шеи, плечевого пояса, позвоночника, восстановление голосовых связок и снятие утомления со зрительного аппарата.
Слайд 4 Подбирая физкультминутки или речевые игры для уроков, необходимо руководствоваться такими
принципами:
-если это речевая игра, она не должна занимать много времени, текст небольшой;-физкультминутка должна вписываться в структуру и желательно тему урока;-физкультминутки и речевые игры располагать в порядке возрастающей трудности;-при подборе речевых игр-разминок нельзя забывать и об их воспитательной направленности;-все разминки направлены на снятие напряжения мышц плечевого пояса, спины, мелких мышц кисти и т.д.-руководствуясь выше сказанным, физкультминутки делятся на условные группы: на внимание, усвоение порядковых числительных, упражнения в счете, для различения понятий «вправо» «влево», запоминания правописания слов, постановки ударения и т. д., запоминание дней недели, времен года и т.д
Дыхательные упражнения
«Глубокое дыхание»
«Сядьте на стул, спина прямая и расслабленная.Положите руки на грудь так, чтобы средние пальцы касались друг друга в центре груди. Дышитекак обычно.Отметьте, в какой момент соединённые пальцы рук начнут расходиться. Усильте это движение, вдыхая глубже».
Упражнение выполняется 2-3 минуты. Маленькие дети могут представить это движение как поток воздуха, наполняющего грудь при вдохе и улетающего при выдохе.
«Альтернативное дыхание через ноздри»
В удобной позе прижимаем большим пальцем правой руки правую ноздрю и вдыхаем через левую. На пике вдоха закрываем левую ноздрю безымянным пальцем и выдыхаем через правую. Затем наоборот: вдыхаем через правую, а выдыхаем через левую ноздрю.
Эта техника позволяет быстро сосредоточиться.
«Дыхание по квадрату»
Представьте перед собой квадрат. Следуйте схеме дыхания, показанной на рисунке, начиная с левого нижнего угла. При этом каждая грань квадрата проходится за 4 счёта. Даже кратковременное выполнение этой техники оказывает сильный эффект: повышается концентрация и работоспособность, человек восстанавливает силы и успокаивается
Об авторе: Постылякова Екатерина Евгеньевна, психолог, преподаватель русского языка, г. Нижний Новгород, центр подготовки “Study Place”.
Когнитивные физминутки
Дидактические игры с движениями
При показе картинки или названии предмета воспитанники выполняют определенные упражнения. Игра “Умный светофорик” – красный цвет – дети стоят, желтый – сидят за партой, зеленый – шаг на месте.
Двигательные действия и задания
Физкультминутка включает в себя элементы движений и мыслительной деятельности. Они направленны на снятие усталости с определенной категории мышц, например: “Сколько будет 3+2, столько раз присесть, а 9 – 5, столько раз поднять руки вверх…”
Развивающие игры
Игры на развитие познавательных процессов, памяти, внимания, нахождения различий, сравнения, воображения объединения в целое, выделение противоположностей. Допустим, упражнение “Покажи фигуру”, например: “Круг какой? А квадрат какой?” – детки показывают, игры “Летим – плывем” – соотнесение действия с изображенным предметом.
Психогимнастика
При помощи мимики, чередование радости и грусти, выражение разнообразных эмоциональных состояний, упражнение “Энергетическая зевота” – имитация зевоты, расслабление голосовых связок.
Снимаем утомление
Физкультминутки чаще всего используют, чтобы снять утомление дошкольников. Для этого нужно использовать динамические упражнения для расслабления разных групп мышц (шеи, плеч, спины, рук и ног).
Для самых маленьких подойдут известные детские стихи, которые легко инсценировать:
Жираф (Самуил Маршак)
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста (сесть на корточки и изобразить сбор цветов)
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок (встать на носочки, выпрямив ноги, и «собрать цветы», наклоняясь, но, не сгибая колен).
Для малышей подойдут известные детские стихи, которые легко инсценировать
Кораблик (Агния Барто)
Матросская шапка,
Верёвка в руке (маршировать на месте)
Тяну я кораблик
По быстрой реке (начать двигаться, будто тянем кораблик)
И скачут лягушки
За мной по пятам (присесть и подпрыгнуть)
И просят меня: — Прокати, капитан! (помахать рукой).
Слон (Агния Барто)
Спать пора!
Уснул бычок (подставить ладошки под одну щёку, как будто спим)
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать (подставить ладошки под другую щёку)
Только слон не хочет спать (стать на четвереньки)
Головой качает слон (стоять на четвереньках и качать головой)
Он слонихе шлёт поклон (кланяться).
Пингвин
Неуклюжий шёл пингвин
Посреди холодных льдин.
И по ледяной дорожке
Прыгал он на правой ножке.
А теперь подскок на левой –
И присел, согнув колени.
Встал, присел –
И пять прыжков:
Очень климат уж суров!
Упражнения для глаз
Во время занятий глаза детей испытывают немалую нагрузку. Для профилактики утомления глаз, их заболеваний, нарушения зрения рекомендуется делать специальную гимнастику.
Доктор медицинских наук, педагог-новатор Владимир Базарный разработал комплекс из специальных упражнений для малышей «Физкультминутка для глаз»:
- Исходное положение – сидя или стоя.
- 15 движений справа налево, а потом – слева направо
- Упражнение, имитирующее движение воробья:
Воробьишка потянулся,
Распрямился, встрепенулся.
Головой кивнул три раза,
Подмигнул нам черным глазом,
Лапки в стороны развёл,
И по жёрдочке пошёл.
Прогулялся и присел,
Свою песенку запел:
Чик-чирик-чирик-чирик.
- 15 движений глазами вверх и вниз, вниз и вверх.
- 15 круговых движений глазами слева направо.
- 15 круговых движений глазами справа налево.
- Упражнение «Гусак»:
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Посмотрел он вправо, влево,
Повороты сделал смело.
Пощипал немного пух –
И с разбегу в воду плюх! - 15 круговых движений глазами, а также в форме уложенной набок цифры 8.
Разминка во время урока
Не секрет, что к середине урока у детей появляются признаки утомления, нарастает напряжение мышц спины, кистей рук, глаз. Учителю рекомендуется провести в течение нескольких минут веселую разминку для детей.
На уроках математики, русского языка (письма), окружающего мира, физминутку можно связать с изучаемой темой.
Например, местоимение. Делаем физические упражнения (шаги на месте) и считаем, сколько раз прозвучала эта часть речи:
Я иду, и ты идешь. Раз, два, три.
Я пою, и ты поешь. Раз, два, три.
Мы идем, и мы поем. Раз, два, три.
Разобраться во временах глагола поможет классическая речевка для пальцев:
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем.
А вот упражнение для зарядки младших школьников, которые только начали изучать цифры:
Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Семь и восемь – лень отбросим.
При проведении зарядки для глаз на уроках ИЗО можно предложить детишкам подойти к окну, посмотреть вдаль, подвигать глазами вверх-вниз, влево-вправо, а потом отвернуться и рассказать, кто что увидел красное (круглое, остроугольное, полупрозрачное и т.д.)
Говорилка
Немного поговорите с малышом, задавайте ему простые вопросы, ответ которых должен содержать гласные звуки. Например:
– Как разговаривает паровозик?
– Ту-ту-ту-ту-у-у.
– Как машинка сигналит?
– Би-би-и-и. Би-би-и-и.
– Как дышит тесто?
– Пых-пых-пых.
Можно еще петь гласные звуки: о-о-о-о-о; а-а-а-а-а; у-у-у-у-у. Такое упражнение можно делать даже отдельно от других. Например, во время активной прогулки.
Для первого занятия такого небольшого арсенала упражнений будет достаточно. Завершите занятие успокаивающими упражнениями, чтобы восстановить спокойное дыхание ребенка.
Упражнение «Веселый паровозик»
Чем опасен сидячий образ жизни
Даже если вне работы посещать спортзал, последствия многочасовой сидячий жизни в офисе неизбежны. Гораздо более эффективным методом станет ежечасное выполнение простых упражнений, которые помогут значительно сократить риск таких заболеваний как, ожирение, диабет, некоторые виды рака, прострелы в мышцах, сердечно-сосудистые заболевания, остеохондроз и варикоз, а также ряд сопутствующих заболеваний.
Если сидеть за компьютером ежедневно более 4 часов без разминки в организме могут происходить изменения – мышцы спазмируются, появляются застойные явления. Всё это оказывает пагубное влияние и способствует развитию заболеваний. Первые признаки ухудшения состояния – частые головные боли, изменение осанки, в некоторых случаях возможны дыхательные спазмы.
Даже лёгкие динамические упражнения могут спасти ситуацию. Достаточно заниматься каждые полчаса для предотвращения последствий сидячего образа жизни.
Картотеки дыхательных упражнений во второй младшей группе и методика их проведения
Во второй младшей группе задания становятся более динамичными, подключаются движения туловищем, конечностями. Ознакомиться с картотекой упражнений для второй младшей группы можно в работе воспитателя Кузнецовой Е.Ю.
По большей части картотеки упражнений для детей 1,5–3 лет и 3–4 лет универсальны. Например, в публикации воспитателя из нижегородской области Ширшовой И.В. представлены задания для младших дошкольников.
В комплекс дыхательной гимнастики во второй младшей группе добавляются движения конечностями и туловищем, поэтому упражнения обычно выполняются стоя
Временной план гимнастики
На выполнение дыхательной гимнастики в обеих младших группах, если она проводится самостоятельным элементом образовательного процесса, как уже было отмечено, выделяется 5 минут. Работа распределяется между тремя этапами:
- Вводная часть — педагог мотивирует ребят на выполнение (загадкой, стихотворением или предложением поиграть от лица сказочного персонажа) — 1 минута;
- Основная часть — педагог показывает порядок выполнения движений одного упражнения, дети повторяют, затем воспитатель даёт образец следующего, малыши повторяют — 2 минуты;
- Заключительный этап — дети повторяют весь комплекс целиком, педагог оценивает работу — 2 минуты.
Если дыхательное упражнение является частью физкультминутки на занятии, то на его проработку выделяется около 1 минуты, причём дети либо сами выполняют задание, либо совместно с педагогом, если движения ещё не заучены.
Таблица: фрагмент конспекта дыхательной гимнастики в первой младшей группе
Автор | Василишин Н. А., педагог детского сада, школы-гимназии №60, г. Луганск |
Вводный этап | В.: Ребята, давайте отгадаем загадки, которые нам подготовил Незнайка. Ответы детей. В.: Да, верно, самолёт…> |
Основная часть | <�… В.: Хорошие загадки, нам понравились. А теперь Незнайка хочет научить нас показывать самолёт. Педагог показывает движения, проговаривая слова: Дети повторяют…> |
Заключительный этап | В.: Ребята, давайте покажем Незнайке, как мы запомнили все его упражнения. Дети повторяют упражнения, педагог хвалит малышей. |
5 подвижных игр для физкультминутки
1. ТОП-ХЛОП
Педагог включает музыку, дети свободно перемещаются по группе. Когда музыка стихает, педагог дает команду, например: «хлоп-топ-топ-топ». Дети останавливаются и повторяют заданную последовательность, проговаривая ее вслух: «хлоп-топ-топ-топ». Затем игра повторяется уже с новой последовательностью: например, «топ-топ-хлоп». Тот, кто нарушит ее, считается проигравшим и выбывает. Ему можно предложить выполнить штрафное упражнение.
Помимо разминки, игра станет хорошим упражнением на внимательность.
2. ПОВТОРИ НАОБОРОТ
Воспитатель выступает водящим. Он показывает движения, а дети должны повторить их, но наоборот. Например, водящий вытягивает руки перед собой, а дети — заводят за спину, водящий приседает, а дети — подпрыгивают.
Как и предыдущая игра, «Повтори наоборот» тренирует внимание и позволяет детям раскрепоститься, почувствовать себя комфортнее в компании сверстников и взрослых.
3. ЗАЙЧИКИ
Дети сидят на корточках и изображают зайчиков. Ведущий, которым выступает воспитатель, говорит слова считалки:
«В поле на пригорке
Зайчики сидят.
Свои лапки греют,
Ими шевелят».
Дети показывают соответствующие движения, хлопают в ладоши, шевелят руками. Дальше воспитатель говорит:
«Крепче стал, мороз, никак,
Мы замерзнем, сидя так.
Чтоб согреться поскорей,
Будем прыгать веселей».
Зайчики начинают подпрыгивать, постукивать «лапкой о лапку».
По сигналу воспитателя: например, «Лиса!», дети принимают исходное положение. Игра продолжается, или ребята возвращаются к занятию.
4. ПРИВЕТСТВИЯ
По сигналу воспитателя дети двигаются по группе и здороваются со всеми встречными определенным образом:
1 хлопок — здороваются за руку, заодно разминают пальчики;
2 хлопка — здороваются плечиками;
3 хлопка — здороваемся спинками.
Игра хорошо тем, что ее можно усложнять и изменять до бесконечности, включая нужные группы мышц: здороваться можно ножками, локотками, ступнями, подпрыгивая и так далее. К тому же, дети, постоянно находясь во взаимодействии, начинают ближе общаться, меньше стесняться.
5. МЯЧИКИ (пальчиковая гимнастика с небольшим мячом)
Воспитатель читает детям стихотворение и показывает им нужные движения. Дети выполняют манипуляции с мячом.
Мячик сильно я сжимаю
И ладошку поменяю.
Сжимать мячик правой рукой, затем левой.
«Здравствуй, мой любимый мячик!»
Скажет ему каждый пальчик.
Нужно удерживать мяч сначала указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем.
Крепко мячик обнимает,
Никуда не выпускает.
Крепко сжать мяч указательным и большим пальцем.
По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу;
Вправо-влево — как хочу.
Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед.
Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый палец.
Катать мяч кончиками пальцами правой руки: указательным, средним, безымянным и мизинцем.
Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол.
Ладошками дети отбивают мяч.
Это прекрасная пальчиковая разминка, которая заменит однотипное «Мы писали — мы писали».
Физкультминуток множество, поэтому разнообразить смену деятельности в саду ничего не стоит. Воспитатели могут придумывать собственные считалочки и игры и даже подключить к этому детей. В любом случае, главное — это хорошенько размяться и повеселиться в перерывах между занятиями.
Панкратова Ася
Как определить, когда проводить физминутки для дошкольников?
Как было замечено педагогами, первыми признаками усталости малышей являются:зевота, легкая отвлекаемость, раздражительность, рассеянность внимания, или побочные непроизвольные движения (постукивание, перебирание или сосание пальчиков, раскачивание на стуле и так далее). Ребенок начинает искать, чем бы себя занять, отвлекает других детей, если это не предупредить, контроль за занятием будет утерян.
Обычно первые ласточки утомления появляются у детей разного возраста через разные промежутки времени
Дети младшей группы (четвертый год жизни) устают через 7-8 минут, пятилетки держат внимание 10 минут, дети подготовительной группы усидчивы на протяжении 13-15 минут
Виды физкультминуток
Все физкультминутки можно разделить на три группы:
1
Физкультминутки, которые проводятся во второй половине занятия, когда дети устали, или между разными типами работ, когда нужно переключить внимание дошкольников с одной деятельности на другую, чтобы повысить эффективность усвоения материала и чтобы укрепить здоровье детей
К таким физкультминуткам относятся стихи, включающие в себя упражнения, которые охватывают крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника; легкий бег, ходьба на месте, поскоки, приседания в быстром темпе, наклоны в стороны, махи руками и т.п., сопровождающиеся текстом, как правило, в стихотворной форме. Герои и персонажи таких физкультминуток – мышки, черный кот, хомячок, кузнечик, зайка, медведи петух, аист, жук, ворона; пловцы; деревья и т. п.
2. Физкультминутки, которые включают в себя упражнения для мышц кистей рук. Их проводят для отдыха пальцев детей после продолжительного держания ими в руках карандаша или кисточки на занятиях по изобразительному искусству во всех группах детского сада.
Это упражнения на сгибание и разгибание кистей рук, их отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения и пальцами рук. Они дают возможность отдохнуть детям, развивая их речь и мелкую моторику.
3. Физкультминутки, которые проводят на утренних зарядках, чтобы сделать их более интересными и разнообразными. Дети с большим желанием и увлеченностью делают те же самые знакомые им упражнения, если они проводятся в игровой, стихотворной форме.
К этой группе относятся такие же упражнения, как и к первой, которые охватывают крупные мышечные группы, но в содержании текста физкультминутки идет речь о зарядке, наклонах, потягиваниях и т.д.
Роль физминуток в начальной школе
Дети активнее выполняют упражнения, если учитель делает движения вместе с ними
В организме ребят 6–10 лет некоторые функциональные системы ещё не сформировались до конца. Речь идёт о:
- центральной нервной системе;
- зрительных и слуховых анализаторах;
- опорно-двигательном аппарате.
Вот почему на уроках в начальной школе так важно не только уделять внимание реализации образовательных целей, но и способствовать укреплению здоровья деток. Для комплексного решения этих задач используются физминутки. Это небольшие по времени (от 2 до 5 минут) паузы в середине учебного занятия или первый этап урока, которые являются профилактикой гиподинамии и нарушений в работе органов зрения и слуха
Это небольшие по времени (от 2 до 5 минут) паузы в середине учебного занятия или первый этап урока, которые являются профилактикой гиподинамии и нарушений в работе органов зрения и слуха.
Кроме того, физминутки в 1–4 классах помогают:
переключить внимание ребят с одного вида работы на другой (например, с чтения на пересказ);
настроить на работу (не секрет, что дети с трудом включаются в работу после перемены, а физминутка как раз таки и сделает переход от активного физического времяпрепровождения к познавательному более гармоничным);
дать отдых пальчикам (на уроке письма или рисования), глазам (на занятиях чтению), а также левому полушарию мозга, отвечающему за установление последовательности, логику (на уроках арифметики);
расслабиться (психоэмоциональное здоровье школьников зависит от их физического состояния, поэтому учителю начальных классов необходимо планировать урок так, чтобы физминутки были обязательно включены в конспект занятия, тогда и уровень усвоения материала будет выше);
поддерживать интерес к уроку (для малышей крайне важно постоянно поддерживать заинтересованность в познавательной деятельности, чтобы сохранялась «интрига» до конца урока).
Более того, физминутки формируют позитивное отношение к возникшим ситуациям в классном коллективе. Так, если в классе на перемене произошла потасовка, то для того, чтобы отвлечь малышей от случившегося, примирить и подготовить к учебной деятельности на занятии, нужно провести совместную развлекательную игру, которая будет ещё и полезна для здоровья. С этой задачей превосходно справляются минутки здоровья на уроке. Организовывать такие паузы нужно в середине занятия (на каждом уроке), в начале (на последних уроках, когда дети очень утомлены) и в конце (на первых уроках, чтобы у малышей было больше времени настроиться на следующий урок). Таким образом, на каждом учебном занятии проводится две физминутки.
Методика проведения упражнений на дыхание в первой и второй младших группах
Поскольку задачи проведения дыхательной гимнастики в первой и второй младших группах отличаются лишь отдельными аспектами, методика проведения упражнений единая.
Картотека дыхательных упражнений в первой младшей группе
В методической литературе можно найти несколько подходов к проведению дыхательной гимнастики с детьми 1,5–3 лет. Одни специалисты настаивают на том, что поскольку малышам этого возраста сложно действовать осознанно, дыхательные упражнения с воспитанниками первой младшей группы проводить не стоит. Специалисты, занимающиеся разработкой систем упражнений, наоборот, настаивают на том, что начинать работу в этом направлении нужно как можно раньше. А есть те, кто находит компромисс в этих мнениях и советует начинать занятия дыхательной гимнастикой в 2 года. Последний подход является базовым для большинства детских садов в нашей стране.
Что касается составления картотеки, то она основывается на упражнениях на звукоподражание и правильную артикуляцию звуков. Такой подход отражён в картотеке упражнений для дыхания воспитателя Нечаевой А.В. Ещё один пример картотеки представлен в работе воспитателя из московской области Гаврилиной И.В.
Значение физкультминуток для дошкольников
Диагностика физического развития детей дошкольного возраста показывает, что, начиная с четырех лет, у ребенка доминирует правое полушарие мозга, которое отвечает за эмоциональную сферу. Из-за этого ребенок находится во власти эмоций, возбуждение преобладает над торможением, а успокоение и высокая концентрация внимания обычно достигается с трудом. Из-за заданий, связанных с большим эмоциональным возбуждением, сердцебиение может учащаться до 270 ударов в минуту.
Систематическое выполнение физических упражнения приводит к совершенствованию функций сердечно-сосудистой системы, позволяет переключить внимание, снабдить мозг кислородом и вернуться к эффективной работе.
Выполнять скучные упражнения на «сесть—встать» с дошкольниками довольно тяжело и неэффективно. Больший эффект дают веселые упражнения, сопровождаемые стихами и считалочками. Можно использовать дополнительное оборудование. Но лучше, если это будут максимально простые предметы, которые есть в любом детском саду: мячи, скакалочки.
Продвинутые педагоги используют для проведения физкультминуток подвижные игры, и регулярно делятся друг с другом профессиональными наработками.