Артикуляционная гимнастика в старшей группе: картотеки упражнений и методика проведения

Что такое артикуляционная гимнастика

Упражнения по артикуляции необходимы для того, чтобы препятствовать неправильному развитию органов речевого аппарата. У детей, возраст которых составляет 2-4 года, гимнастика выполняет профилактическую функцию, а дошкольникам 6-7 лет она необходима для исправления дефектов, которые уже успели образоваться.

Обратите внимание! Принцип такой зарядки заключается в том, чтобы отработать речь посредством тренировки каждого элемента артикуляционного аппарата, а также достичь его гибкости и живости

Суть артикуляционной гимнастики детям 6-7 лет

Дошкольникам такого возраста придутся по душе занятия, в процессе которых нужно использовать различные предметы и продукты. Можно предложить ребенку втягивать ртом спагетти, предварительно сложив губы в трубочку. С помощью съедобной соломки также можно изобразить человека с усами, положив ее на верхнюю губу и подняв к носу. Малыш должен на протяжении определенного времени удерживать соломинку.

Для занятий артикуляционными упражнениями с детьми пяти-шести лет опытные педагоги рекомендуют использовать изображения. Это объясняется тем, что дошкольники лучше воспринимают информацию в игровой форме.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет в стихах

Если распечатать специальные тематические картинки, то артикуляционная гимнастика проходит очень интересно и малышу становится понятным смысл движений. В этом возрасте упражнения гимнастики лучше читать в стихах.

Детям 3-4 лет хорошо помогает сказка про язычок, которая является неотъемлемой частью артикуляционной гимнастики. Это целый цикл историй о весёлом язычке, который попадает в разные приключения.

Все упражнения делятся на 2 большие группы — статические и динамические. Задача первых — научить удерживать положение, как на изображении. А вторая группа нужна для того, чтобы освоить переходы от одних движений и положений речевого аппарата к другим. Вот перечень разноплановых упражнений на статику:

«Блинчик»: малыш должен уложить свой язык на нижнюю губу, сохранив его при этом расслабленным и широким. Упражнение считается освоенным, когда время удержания такого положения достигает 7-10 секунд.

  • «Грибок» – упражнение, при котором кончиком языка нужно быстро коснуться нёба и при этом держать рот широко открытым.
  • «Трубочка» или «Хоботок»: верхнюю и нижнюю губу складываем в трубочку и тянем их в верх, как слоник.

Упражнения для освоения разных динамических движений:

  • «Часики»: рот широко открыт, а язык занят такой же работой, как и маятник часов — двигается из стороны в сторону от одного уголка рта к другому.
  • «Качели»: положение челюсти тоже, что и в «часиках», только теперь язык раскачивается, как качели — вверх и вниз, от верхней губы к нижней. Такая артикуляционная гимнастика в стихах поможет сделать занятие весёлым и лёгким. В сети много четверостиший, которыми можно сопровождать занятия.

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику? Полезные советы.

Как лучше посадить ребенка рядом с собой во время артикуляционной гимнастики?

Во время артикуляционной гимнастики ребенок должен сидеть, а не стоять или лежать на полу или бегать. Лучше, если он будет сидеть не дома на диване, а перед зеркалом на стульчике с опорой ног на твердую поверхность — пол. Главное, чтобы у ребенка была прямая спина, тело было не напряжено, ноги и руки были в спокойном положении.

Во время выполнения упражнений артикуляционной гимнастики ребенок должен видеть в зеркало свое лицо. Можно проводить упражнения перед большим зеркалом, усаживая ребенка рядом с собой. Если большого зеркала нет, то можно давать ребенку маленькое зеркальце, что удобно в домашних условиях или при проведении гимнастики с несколькими детьми (группой). Ребенок контролирует правильность выполнения движений с помощью зеркала.

Также ребенку должно быть хорошо видно Ваше лицо, когда Вы показываете движения.

Как подбираются упражнения для артикуляционной гимнастики?

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно по своему интересу или желанию, по принципу «нравится – не нравится». Они объединяются в комплексы по определенному принципу.

В комплекс артикуляционной гимнастики включаются упражнения, которые нужны для определенной группы звуков родного языка.  Например, есть комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков. Его Вы можете найти в статье «Как научить ребенка говорить звук «с» и другие свистящие звуки». Есть комплекс, который способствует выработке положений и движений органов артикуляционного аппарата, нужных для произнесения звука Р. Его Вы найдете в статье «Как научить ребенка говорить звук «р».  То есть комплекс артикуляционной гимнастики – это четко обоснованная система артикуляционных упражнений, которая готовит артикуляционный аппарат к произнесению определенной группы звуков родной речи.

Сначала отрабатываются отдельные артикуляционные упражнения комплекса, а потом даются упражнения на переключение от одного упражнения — движения к другому движению. Принцип подбора упражнений – от простых к сложным.

Если ребенку или группе детей трудно дается определенное движение, то дальше не идут. Сначала отрабатывают данное трудное движение, а потом уже вводят новые упражнения. Для того, чтобы старое упражнение не надоело ребенку, его вводят в разные сюжеты.

 Когда и как часто нужно проводить артикуляционную гимнастику с детьми?

Проводить гимнастику нужно ежедневно. Так как когда идет отработка новых движений, то они обязательно должны закрепляться, становиться привычными, прочными, всё более и более точными и лёгкими.

Время на артикуляционную гимнастику – примерно 3-5 минут. Очень удобно делать ее перед завтраком или утренней гимнастикой.

Как проводить артикуляционную гимнастику с детьми разного возраста?

В любом возрасте артикуляционная гимнастика проводится живо, весело, эмоционально, в игре!

С детьми трех лет все упражнения проводятся в форме веселой игры-сказки. Сюжет сказки можно придумать самому и менять, включая в него разные артикуляционные упражнения из комплекса.

К технике выполнения упражнений в этом возрасте не предъявляется больших требований. Главное, чтобы малыши усвоили базовые навыки.

С детьми четырех лет также используются игровые приемы и игровые сюжеты – «сказки Веселого Язычка». Требования к выполнению упражнения повышаются. Дети знакомятся в игровой форме с органами артикуляционного аппарата. Они узнают, что рот – дом для языка. Что в этом доме есть две дверцы – одна из них – губы, а другая –  зубы. И учатся выполнять основные комплексы артикуляционных упражнений.

С детьми пяти лет уже артикуляционная гимнастика проводится по-другому. Нужно очень тщательно следить за четкостью и плавностью движений органов артикуляционного аппарата, за правильностью выполнения упражнения во всех его нюансах. Детей учат удерживать положение органов артикуляционного аппарата от 5 до 10 секунд (под счет взрослого). Упражнения проводятся не только в медленном или среднем, но и в быстром темпе, так как движения уже хорошо отработаны и привычны для ребенка.

Отрабатываются все комплексы артикуляционной гимнастики.

С детьми шести лет акцент делается на развитие фонематического слуха. И в артикуляционную гимнастику включаются упражнения на дифференциацию разных звуков.

Методика проведения артикуляционной гимнастики

Артикуляционная зарядка проводится в группах, подгруппах и индивидуально. На групповых занятиях гимнастика для детей включает больше упражнений для языка и мимических мышц.

Обратите внимание! Подгрупповые занятия направлены на развитие дыхательных органов. На индивидуальных же занятиях прорабатываются все артикуляционные упражнения и логопедические способы постановки звуков

Весь комплекс заданий делится на:

Весь комплекс заданий делится на:

  • Статические – формируют основные позиции артикуляторного аппарата;
  • Динамические – отвечают за координацию переключения основных позиций в непрерывном потоке речи.

Методика артикуляционной гимнастики состоит из:

  • Знакомства дошкольника со словесной инструкцией выполнения каждого упражнения;
  • Образца выполнения — демонстрирует воспитатель, либо показывается наглядный материал (картинки, презентации, видео).

Обратите внимание! В зависимости от возрастной группы, к детям предъявляются некоторые требования. В младшей группе малышам достаточно знать основные упражнения и уметь хоть как-то их выполнять

В средней группе при выполнении упражнения язык ребенка не должен дрожать

Движения малыша ртом четче по сравнению с младшим возрастом. В старшей и подготовительной группе дети уже хорошо держат статические позиции и уверенно переключаются в процессе динамических упражнений

В средней группе при выполнении упражнения язык ребенка не должен дрожать. Движения малыша ртом четче по сравнению с младшим возрастом. В старшей и подготовительной группе дети уже хорошо держат статические позиции и уверенно переключаются в процессе динамических упражнений

В младшей группе малышам достаточно знать основные упражнения и уметь хоть как-то их выполнять. В средней группе при выполнении упражнения язык ребенка не должен дрожать. Движения малыша ртом четче по сравнению с младшим возрастом. В старшей и подготовительной группе дети уже хорошо держат статические позиции и уверенно переключаются в процессе динамических упражнений.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику

Картотеки упражнений артикуляционной гимнастики для старшей группы

Составление картотеки может организовываться несколькими путями:

  • упражнения группируются в блоки, в каждом из которых есть задания на речевое дыхание и все органы речи отдельно (пример можно увидеть в работе педагога Усенко О.А.),
  • педагог подбирает отдельные упражнения, оформляет их на карточках и каждый раз перед проведением гимнастики выбирает набор карточек для решения конкретной цели (ознакомиться с таким принципом организации картотеки можно в публикации воспитателя из Краснодарского края Брянцевой К.Н.),
  • воспитатель группирует упражнения на отработку конкретного звука или звуков, принцип схож с тем, как выбираются видеоролики для работы (увидеть образец такой картотеки можно в работе педагога Цыплаковой С.Р.).

Выбор способа составления картотеки остаётся за педагогом, который руководствуется принципом удобства в работе, так как содержательный компонент всех видов комплексов в целом соответствует целям и задачам проведения артикуляционной гимнастки в старшей группе.

Виды артикуляционной гимнастики и какую выбрать для ребенка

Логопедическая гимнастика бывает пассивной и активной. Одни и те же артикуляционные упражнения при этом будут отличаться техникой исполнения.

Пассивная гимнастика

Пассивную гимнастику применяют, когда у ребенка не получается делать упражнения самостоятельно. Артикуляционный аппарат плохо развит. Такие дети не разговаривают или говорят с нарушениями, искажая различные группы звуков (как согласные, так и гласные).

Мышечный тонус языка у таких детей часто нарушен. Ребенок не может самостоятельно высунуть язык, поднять, опустить его или повернуть в сторону.

Упражнения ребенку делает взрослый, совершая механические нажимы руками или с помощью логопедических инструментов (шпателей, зондов).

Необходимость пассивной зарядки для улучшения артикуляции определяет логопед на консультации. Перед каждым занятием специалист делает ребенку логопедический массаж. За счет развития и тренировки слабых мышц, дети учатся воспроизводить новые звуки, постепенно переходя к активной гимнастике.

Активная гимнастика

Эта форма занятий подходит детям, которые повторяют и делают упражнения самостоятельно. Родители могут заниматься с ребенком в домашних условиях.

При неправильном произношении определенных звуков логопед сориентирует, какие упражнения нужно делать ежедневно для их исправления. При этом основную работу коррекции звуков должен проводить специалист.

Артикуляционная гимнастика игры

Как привлечь ребенка для речевой гимнастики? Заинтересовать его тем, что ему будет интересно, а именно, играми. Даже артикуляционные упражнения можно представить в форме игры. Для родителей и воспитателей разработано множество литературы с занимательными играми, которые помогут увлечь ребенка и в то же время исправить дефекты произношения.

Игры-сказки. Замысел таких игр состоит в том, что главный герой игры должен проходить небольшие препятствия или выполнять некоторые задания. Например, язычок, который отправился в путешествие, живет в домике, где он открывает окошки. Когда логопед зачитывать про окошки, дети выполняют упражнения, открывая рот и высовывая язычок и так далее по сказке-игре;

Игра «Болтушка» развивает язык;

Игры с дополнительными предметами: бубликом, карандашом, соломенной трубочкой. Эти предметы используются по ходу игры для выполнения упражнений.

Когда по возрасту необходимо заниматься постановкой звуков

Упражнения для развития артикуляционного аппарата у малышей следует начинать как можно раньше, это позволит избежать проблем со звукопроизношением в будущем.

Не нужно дожидаться определенного возраста, чтобы приступить к занятиям. С трех-четырех месяцев мама должна общаться с ребенком. Рассказывая сказки или стихи, произносить звуки четко и не искажать их.

С пяти-шести месяцев можно поиграть, имитируя гудение парохода или игру на дудочке.

Приблизительное время усвоения звуков детьми:

  • у самых маленьких в возрасте 1—2 года — А, Э, О, М, Б, П;
  • в 2—3 — У, Ы, И, Х, К, Г, Н, Д, Т, Й, Ф, В;
  • в 4 — Щ, Ж, Ш, Ч, Ц, З, С;
  • в 5 лет — Р, Л.

После того, как малышу исполнится год, в норме он должен говорить от одного до десяти слов и понимать от тридцати до шестидесяти. Произношение звуков у дошкольников полностью формируется к пяти годам. Если имеются дефекты произношения, то некоторые специалисты рекомендуют подождать, пока малышу исполнится пять лет, и лишь потом приниматься за их исправление. Но тянуть с коррекцией речи нельзя, так как патологии бывают разные, и их не всегда удается устранить до школы, поэтому первую консультацию логопеда следует запланировать в три года.

Допускается подождать с исправлением дефектов речи до пяти лет в следующих случаях:

  1. Малыш не выговаривает какие-то звуки, пропускает их. К примеру, «Л» и «Р» пропускаются или дошкольник выговаривает их как подобие «Ы».
  2. Произнесение одного и того же звука каждый раз по-разному.
  3. «Л» и «Р» звучат как «Й».
  4. Нечеткое произношение, и сложно определить, на какой звук оно похоже.
  5. Замена на губные аналоги. Например, шипящие и свистящие больше походят на нечеткие «В» и «Ф».

Нельзя откладывать коррекцию произношения, если:

  1. «Р» произносится на «французский» манер.
  2. Звук все время заменяется другим, к примеру, «С» на «Ш». Это служит свидетельством недостаточности фонематического слуха.
  3. Свистящие, шипящие, «Л» и «Р» малыш выговаривает с «Х» либо заменяет их на «Х». Подобное говорит о том, что у ребенка речевой выдох нарушен.
  4. Если во время произношения свистящих дошкольник помещает язычок между зубками, то это говорит об имеющейся патологии подвижности органов артикуляции.

Почему возникают проблемы с выговариванием шипящих звуков?

Есть разные причины неправильного произношения. Чаще всего проблема вызвана слабостью мышц языка – орган вместо того, чтобы подниматься вверх при выговаривании слов с буквой Ш, лежит на дне рта.

Распространенные проблемы с произношением шипящих звуков:

  • замена Ш на Т или отсутствие шипящего звука в речи. К примеру, вместо слова «шепот» ребенок говорит «тепот», а вместо «мишка» – «мика». Это может быть спровоцировано нарушением фонематического слуха, ранним возрастом;
  • замена Ш на Ф. Например, малыш вместо «шишка» говорит «фифка». Это нарушение называется губно-зубным сигматизмом. Проблема заключается в укороченной подъязычной уздечки, слишком активной работе губ, нарушении фонематического восприятия;
  • замена Ш на С. Например, ребенок говорит не «школа», а «скола». Эта проблема носит название свистящего сигматизма. Ее вызывает нарушение фонематического восприятия;
  • шепелявость. Возникает, если язык не повторяет форму ковшика, просовывается между нижними и верхними резцами, образуя щель. Воздушная струя рассеянная и слабая при произношении шипящих звуков;
  • вместо Ш слышится хлюпающий звук. Такая проблема называется боковой сигматизм. В этом случае один из углов губ немного оттянут либо опущен. Иногда у ребенка присутствует легкое смещение нижней челюсти вправо либо влево. При этом воздушная струя при произнесении звука Ш выходит по краям языка либо идет вбок;
  • вместо Ш слышится храп. Это нарушение называется носовой сигматизм. При наличии такой проблемы органы речи занимают нейтральное положение, язык оттянут вглубь рта, его задняя часть поднята и соединяется с мягким небом, а края опущены. Воздушная струя проходит через полость носа. Это случается при излишнем напряжении задней части языка.

Разминка

Прежде чем приступить к выполнению основного комплекса, необходимо провести разминку. Это нужно для подготовки ротовой полости к постановке звука Ш.

Разминка состоит из ряда таких простых упражнений:

  • язык положить на нижнюю губу. Зафиксировать такую позицию на 15 секунд;
  • сделать из языка подобие чашечки. Задержаться в подобном положении на 10 счетов. Расслабиться. Снова сделать из языка чашечку. Это упражнение хорошо тренирует мышечные ткани;
  • выполнять цоканье языком. Делать это следует медленно, растягивая процесс;
  • сформировать чашечку языком, плавно опускать и поднимать ее. Выполнять такое движение необходимо медленно, плавно;
  • поочередно произносить звуки О и У, максимально жестикулируя губами (делая из них большой круг, складывая их в трубочку);
  • сделать из губ узкую трубочку, а затем широко улыбнуться;
  • плавно поднимать язык к верхней губе и опускать к нижней;
  • челюсть сомкнуть, губы вытянуть вперед и сформировать ими подобие прямоугольника. Задержаться в такой позиции на 10-15 секунд;
  • облизывать верхнюю губу. Это тренирует верхний подъем языка.

Подготовить ребенка к постановке звука Ш может дыхательная гимнастика. Она учит малыша формировать правильную воздушную струю.

Суть дыхательной гимнастики заключается в выполнении следующих упражнений:

  • дуть на перышки, свечи, вертушки;
  • пытаться задуть пенопластовый шарик или кусочек ватки в созданные для этого ворота (можно использовать картонную коробку);
  • распластать язык на нижней губе. Подуть на высунутый кончик таким образом, чтобы воздушная струя прошла по центру;
  • на кончик носа положить шарик из ватки. Выдвинуть нижнюю губу вперед и подуть вверх. Нужно убрать ватку с носа без помощи рук, при помощи воздушного потока.

Рекомендуется выполнять все упражнения перед зеркалом. Во время обучения можно включать детские песенки, рассказывать интересные истории.

Возрастные особенности детей и гимнастика

Заниматься артикуляционной гимнастикой с грудничками пока ещё рановато, а вот восьмимесячный малыш вполне способен повторить некоторые действия за взрослым: надуть щёчки, высунуть язык, произнести простые сочетания звуков. Например, можно пофыркать с малышом во время переодевания или умывания.

Для детей 2 – 3 лет

Полноценные занятия на развитие артикуляционного аппарата следует начинать с двух лет. О постановке самых проблемных звуков — шипящих, сонорных и свистящих, говорить пока рано. Поэтому главной целью работы на данном этапе является развитие слухового внимания, знакомство с силой и высотой голоса, контролирование длительности ротового вдоха, уточнение произношения звукоподражательных сочетаний (мяу-мяу, ко-ко, бум-бум).

«Шарик». Попросите малыша надуть щёчки и сдуть их. Если у него сразу не получится, легонько надавите на них. Впоследствии можно надувать щёчки поочередно.

«Угадай-ка». Приготовьте горячую и холодную воду, чайную ложку. Когда ребёнок закроет глаза, дотроньтесь прибором до губ языка и предложите угадать, в какой воде побывала ложка.

«Домик». Открывая рот (домик) малыш показывает язычок, затем снова его прячет.

«Ворота». Открыв широко рот, необходимо закрепить положение (5 – 7 секунд).

Пальчиковая гимнастика для детей 2 3 лет

Для детей 3 – 4 лет

Цель занятий – познакомить с органами речи и их функциями (губы улыбаются, вытягиваются трубочкой; нижняя челюсть помогает открывать и закрывать рот; язык двигается вверх, вниз, по кругу, вправо и влево).

«Улыбка». Улыбнуться и удерживать это положение под счёт.

«Вкусное варенье». Попросите малыша понарошку слизать варенье с губ. Сначала с верхней, потом с нижней.

Из вышеописанных упражнений дети учатся выполнять «Лопатку», «Часики», «Качели», «Лошадку».

Для детей 4 – 5 лет

Цель работы: закрепление старых и введение новых понятий: верхние и нижние губы, зубы; широкий и узкий язык; бугорки за зубами. К выполняемым упражнениям повышаются требования, увеличивается темп работы.

«Иголка». Открываем рот, максимально выдвигаем язычок вперед, делая его узким.

«Парус». Улыбаясь, широко открываем рот. Кончик языка упирается в бугорок за нижними зубами. Положение удерживается.

«Почистим зубки». Рот снова широко открыт, на губах улыбка. Кончиком языка совершаем движения, напоминающие чистку зубов изнутри (вправо-влево). Работает только язык, остальные органы неподвижны.

Для детей  5 – 7 лет

Цель работы: дать представление о спинке языка. Выполнение изученных упражнений безупречно и доведено до автоматизма. Ребёнок без труда выполняет комплексы, в которых легко и быстро меняет положение органов. Например, услышав такой стих, малыш выполнит «хоботок», «улыбку» и домик».

К этому возрасту уже заметно, какие дефекты речи необходимо исправлять. Поэтому и упражнения подбираются индивидуально для каждого ребёнка

Немаловажно уделять внимание и развитию фонематического слуха, ведь не за горами школа, а как дитя будет писать буквы, если не умеет их различать на слух

«Хлопни в ладоши». Взрослый называет звуки, а дошкольник хлопает в ладоши (приседает, поднимает руку), когда слышит заранее оговоренный звук. Задачу можно усложнить, произнося не звуки, а слова, в которых  встречается искомый звук.

«Замени звук». Взрослый называет слово, чадо заменяет один из звуков. Например, «Замени первый звук на и произнеси, что получилось: писк — ..иск».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий