Методика раннего развития Монтессори: как заниматься с ребёнком

Что предлагает Мария Монтессори

За основу в занятиях и общении с ребенком предлагается брать самого ребенка, его индивидуальность и ориентироваться на его желания, потребности и способности в выборе материалов занятий. Иначе говоря, ребенок сам выбирает, с чем, как долго и каким образом он хочет заниматься, а родитель или педагог, наблюдая за поведением ребенка, выбирает те материалы, которые и будут окружать малыша во время занятий, являясь подходящими ему по возрасту, способностям, уровню развития и даже по росту и весу! «Помоги мне сделать самому» — вот основной принцип этой методики. Монтессори предлагает не сравнивать, не заставлять ребенка, не критиковать и даже не нахваливать его, а мягко предлагать позаниматься упражнениями с использованием определенных материалов (которые для ребенка выглядят как развлечения), объясняя в начале занятия их суть и помогая лишь в том случае, если ребенку это требуется, если он просит о помощи или если ребенок некорректно использует материал (возможно, ненамеренно или неосознанно), пытаясь испортить его или нанести вред окружающим.

Плюсы и минусы методики

Несмотря на множество преимуществ, система не получила повсеместного развития в мире. Связано это с тем, что методика Монтессори имеет как плюсы, так и минусы, которые кому-то подходят, а кому-то нет.

К плюсам можно отнести следующее:

Автор методики – женщина. Женщина-врач, всей душой болеющая за своих воспитанников.
Большой уклон сделан на то, что малыши впитывают ощущения и впечатления подобно губке

При этом важно не только видеть, слышать, но и пробовать, щупать. Именно на развитие мелкой моторики (бусинки, горошки, шнурки) направлена идея системы Монтессори

Доказано, что при развитии мелкой моторики крохи стимулируются и совершенствуются его психологическое развитие и речь. Конечно, такие занятия предполагают контроль безопасности ребенка взрослым, чтобы малыш не засунул мелкие предметы в ухо или нос.
Занятия дают возможность маленькому человеку учиться самостоятельности, самообразовываться.
Обучение детей по методике Монтессори позволяет приобрести уверенность в себе, поскольку полностью исключает порицание, наказание, критику или принуждение.
Занятия имеют быстрые заметные результаты. Дети младшего дошкольного возраста часто умеют считать, писать и читать.
Индивидуальное отношение к потребностям и возможностям ребенка.
Отсутствие соревновательности в группах.
Возможность выбора вида занятия по интересам.

Минусы:

  1. Система изначально рассчитана не на каждого ребенка, она создавалась для развития и адаптации умственно отсталых детей. Очень подвижному малышу будет непросто заниматься по системе Монтессори.
  2. Несмотря на то что методику адаптировали к потребностям нормального малыша, в дальнейшем у ребенка могут возникать сложности с принятием школьных порядков.
  3. К минусам системы некоторые относят разный возраст детей в группе. Это спорный момент. В семьях дети тоже бывают разного возраста, но это не мешает им развиваться, не мешая друг другу.
  4. В первоначальную систему Монтессори не включаются сказки, поскольку автор считала их неполезными, как и любое другое абстрактное обучение. Сейчас методика немного меняется, в некоторых группах сказки уже используются.
  5. Многие педагоги называют метод Монтессори искусственным, поскольку дети живут в своем микромире и зачастую оторваны от социальной реальности.

Суть и принципы методики Монтессори

Краткое описание методики Монтессори заключается в том, что взрослые не навязывают ребенку свой имеющийся опыт, а дают возможность получить его самостоятельно. Здесь разрабатывается специальная программа обучения, в которой развитие опирается на возможности ребенка обучаться новому в данный момент.

Кредо педагогики Монтессори – «помоги ребенку сделать это самостоятельно».

Главная цель – направление развития ребенка в нужное русло, с принятием его личности и особенностей, без попыток сломить его собственными убеждениями.

Достижение цели возможно благодаря наличию обязательных правил для педагогов:

  • Запрещается сравнивать детей, включать в их деятельность соревновательные моменты, оценивать по каким-то общим критериям, поощрять, наказывать и принуждать к чему-либо.
  • Детям позволяется самостоятельно выбирать темп и ритм своего обучения, продолжительность занятий, направление развития и учебные материалы.
  • Педагог должен всеми доступными способами развивать в ребенке самостоятельность, уважать его выбор и создавать комфортную среду.
  • Воспитатель или учитель не должен пытаться сделать детей подобными себе, изменять процесс развития самостоятельности у малыша. В идеале он должен оставаться нейтральным наблюдателем, который создает комфортную атмосферу для развития ребенка вне зависимости от чьего-либо мнения.

Самые главные принципы методики

Каждый ребенок на подсознательном уровне знает, что ему требуется для развития. Родитель или же воспитатель должен лишь обеспечить нужную среду для саморазвития ребенка.

Из всего сказанного Мария выделила основные процессы:

  1. Ребенок должен находиться в центре;
  2. Вокруг него должна быть подготовленная среда;
  3. Место рядом с ребенком должен занять воспитатель или родитель.

Все это позволит достигнуть и понять следующие принципы воспитания:

  • Индивидуальность. Этот принцип помогает педагогу оказать помощь в открытии потенциала обучаемого, путем саморазвития.
  • Самокоррекция. Педагог должен помочь ребенку увидеть совершенные ошибки и исправить их.
  • Личное пространство. Малыш должен уметь понять, что каждый имеет определенное место в обществе, что позволяет развить умение поддержать порядок и чистоту.
  • Социальное взаимодействие. Ребенок должен быть определен в общество детей разных возрастных категорий, где каждый помогает и поддерживает друг друга, что развивает способность позаботиться о близких.
  • Жизненный опыт. Ребенок должен быть вовлечен в домашние или иные дела и принимать в них активное участие, что помогает ребенку набираться жизненного опыта.

Принципы и цели методики

Основные принципы системы раннего развития Монтессори – самостоятельность, свобода в очерченных рамках, естественное физическое, психологическое и социальное развитие ребенка. До 90% времени занятий по методу Монтессори составляет самостоятельная работа детей с материалами. Это кубики, дощечки, рамки, таблички, предметы с застежками и шнуровками, игрушки и предметы быта – все это дети могут посмотреть, изучить и приспособить для игры.

Все «монтессори-материалы» распределены по тематическим зонам:

– в зоне сенсорного обучения развиваются тактильные ощущения, слух, зрение и обоняние. Здесь малыш учится сравнивать предметы по определенным признакам;

– в математической зоне ребенок знакомится с понятием количества и его связью с символом;

– навыкам письма и чтения малыш обучается в языковой зоне;

– в «космической» зоне ребенок получает знание об окружающем мире: природных явлениях, культуре и истории;

– ухаживать за собой, обслуживать себя дети учатся в «практической» зоне.

Ребенок сам решает, сколько времени он проведен в той или иной зоне и какой материал он будет использовать.

Философию методики можно выразить в трех постулатах:

– каждый ребенок уникален;

– трудолюбие и стремление к самосовершенствованию свойственны для всех детей;

– роль взрослых состоит в том, чтобы помочь ребенку раскрыть его потенциал. Для этого нужно направлять детей в их самостоятельной деятельности, а не обучать и воспитывать.

Большую роль в развитии ребенка играет домашняя обстановка и отношения с близкими. Согласно методике Монтессори, дома тоже следует создать такую обстановку, в которой ребенок мог бы самостоятельно организовать свой досуг, поддерживать порядок в своих вещах.

Спорные моменты в методике Монтессори

Основным преимуществом методики является самостоятельное развитие ребенка, при комфортной ему скорости, без строгого вмешательства взрослых. Тем не менее, есть несколько спорных аспектов, которые ставят под сомнение эффективность системы Монтессори, к примеру:

  1. Обучение больше направлено на умственное развитие, при этом физическому уделяется минимум внимания.
  2. Большинство пособий развивают аналитическое, логическое мышление, мелкую моторику, интеллект. Эмоциональная и творческие сферы практически не затрагиваются.
  3. Замкнутым, стеснительным деткам методика Монтессори, по мнению психологов, не подходит. Она предполагает самостоятельность и свободу, а тихие детки вряд ли попросят помощи, если вдруг не смогут что-то сделать.
  4. Педагоги отмечают, что после обучения по данной системе ребята с трудом адаптируются под школьные условия.

История системы

Автором данной системы стала психолог Мария Монтессори, которая создала ее для развития детей с особенностями. В дальнейшем эта система начала применяться к остальным детям и приобретать популярность по всему миру. Уже в 1914 году начали появляться первые детские сады, которые отдавали предпочтение этой системе, однако, когда у власти оказалась большевики, педагогика Марии Монтессори была забыта.

Система Монтессори вернулась в учебные заведения лишь в 1992 году. Сама же Мария пришла к выводу о том, что в большей степени образование является естественным процессом развития ребенка.

Заинтересуйте ребёнка

Педагоги должны не принуждать, а побуждать ребенка к саморазвитию. Для этого надо поместить его в специально подготовленную среду и дать свободу действий. Главные качества, которые развивает методика, — активность и инициативность.

Философия Монтессори не ограничивается одним лишь воспитанием детей. Эта система позволяет построить семью на основе вежливости, взаимного уважения и ответственности.

«Обыкновенно мы прислуживаем детям, и это — не только акт угодливости по отношению к ним, но и прямой вред, так как этим можно заглушить их полезную самостоятельную деятельность».

Мария Монтессори

В основе метода Монтессори лежит наблюдение за ребенком в естественных условиях и принятие его таким, какой он есть.

Девиз метода Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».

Помоги сделать самому

Мария Монтессори начала внедрять свою экспериментальную методику в работе с особенными детками – с теми, кто имел сложности в адаптации к социуму, задержку психического развития. Она стремилась привить детям навыки самообслуживания при помощи игр, основанных на тактильной восприимчивости, в специальной развивающей среде. Изначально Мария не стремилась повысить у таких детей интеллектуальные способности, но вскоре заметила, что они заметно выросли. Всего за год малыши сравнялись в интеллектуальном развитии со сверстниками.

Объединив собственные наблюдения, педагогические идеи с опытом других специалистов, применяя знания по психологии и даже философии, Мария создала собственную систему, которую называют методикой Монтессори. Позднее работать по этой системе попробовали со здоровыми детьми, и она легко адаптировалась под потребности каждого малыша.

Кратко идею методики можно сформулировать примерно так: помоги ребенку стать самостоятельным. В нем природой уже заложена его уникальная программа развития, нужно лишь создать для ее реализации необходимые условия. То есть взрослый только помогает, когда это нужно, не заставляя и не убеждая, что только мнение взрослого об окружающей действительности верно.

Суть и принципы такого подхода Марии заключаются в нескольких идеях.

  • Каждый ребенок уже с рождения – уникальная личность.
  • В каждом из них природой заложено стремление к развитию, познанию, труду.
  • Педагоги или родители должны быть помощниками, не пытаться вылепить маленькую личность «под себя».
  • Взрослым нужно лишь своевременно направлять малыша, а не обучать. Давать ему возможность развивать самостоятельность, терпеливо и внимательно дожидаясь от ребенка инициативы.

В методике Монтессори недопустимо:

  • сравнивать разных детей между собой;
  • устраивать между ними соревнования;
  • применять как поощрения, так и наказания
  • устанавливать точную программу занятий;
  • оценивать результаты работы малыша;
  • принуждать его к чему-то.

Педагогика Монтессори исходит из того, что любой малыш естественным образом стремится жить и действовать наравне со взрослыми, а этого можно достичь учебой и обретением жизненного опыта. Поэтому ребенок сам стремится к обучению, чтобы побыстрее достичь в своих умениях взрослого уровня.

Согласно этим идеям, каждый ребенок сам выбирает, чем и сколько он будет заниматься, какие направления ему интересны; сам определяет, в каком темпе он будет получать знания. Воспитание сводится к обеспечению его самостоятельности во всех проявлениях.

А взрослые при этом должны уважать любой выбор малыша, развивать его восприятие, особенно сенсорное, создавать вокруг детей комфортную развивающую среду, позволять им выбирать себе место, перекладывать пособия или переставлять мебель. И главное – держать нейтралитет: наблюдать и не корректировать процесс обучения самостоятельности.

В этой системе принято деление детей на 3 возраста:

  1. 0 – 6 лет, когда малыш активно развивает все свои функции;
  2. 6 – 12 лет, когда ребенок активно проявляет интерес к событиям и явлениям окружающего мира;
  3. 12 – 18 лет, когда человек уже способен видеть взаимосвязь между событиями и фактами, формирует свое мировоззрение, ищет себя в этом мире.

Развитие слуха

В Монтесосри-педагогике используются шумовые цилиндры и звоночки. Продолжайте предлагать ребёнку различные музыкальные игрушки. Теперь это могут быть более сложные инструменты: барабаны, ксилофон, различные бубенцы. Играйте на инструментах и пойте вместе с ребёнком. Предлагайте малышу слушать мелодичную музыку.

Покажите ребёнку, как можно концентрировать внимание на каком-либо одном свойстве предмета, изолируя другие чувства. Постепенно учите ребёнка работать с закрытыми глазами. Видя, как вы сами закрываете глаза, нюхая мандарин, пробуя первый кусочек еды или трогая ткань, он постепенно научится делать так и сам

Видя, как вы сами закрываете глаза, нюхая мандарин, пробуя первый кусочек еды или трогая ткань, он постепенно научится делать так и сам.

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Уникальность системы Монтессори

Уникальность методики состоит в том, что для учеников создают комфортную среду, в которой они чувствовали бы себя главными. Мария Монтессори утверждала, что родитель и взрослый во время воспитания должен занять позицию внимательного и понимающего человека, а не стремиться к тому, чтобы стать воспитателем, постоянно корректирующим действия.

Ни в одной другой методике ученикам не отводится главенствующая роль, а всем процессом обучения управляют взрослые. Вывод Марии был основан на утверждении, согласно которому полноценное саморазвитие является следствием свободы действий. Также она считала, что ребенка не нужно исправлять каждый раз, когда он ошибается. Это необходимо, чтобы он мог самостоятельно понять, что он делает не так. Помощь оказывается только в том случае, когда воспитанники сами просят об этом.

Важно! Если в традиционной педагогике воспитатель дает уже готовые знания, то при обучении по методике Монтессори воспитанники сами добывают знания, так как находятся в развивающей среде. Классы Монтессори отличаются еще и отсутствием учебных парт. Вместо них устанавливают легкие столики с предметами, а на полу размещают коврики

Так как все предметы в классе мобильны, их можно перемещать в зависимости от того, где хочется заниматься в конкретный момент

Вместо них устанавливают легкие столики с предметами, а на полу размещают коврики. Так как все предметы в классе мобильны, их можно перемещать в зависимости от того, где хочется заниматься в конкретный момент

Классы Монтессори отличаются еще и отсутствием учебных парт. Вместо них устанавливают легкие столики с предметами, а на полу размещают коврики. Так как все предметы в классе мобильны, их можно перемещать в зависимости от того, где хочется заниматься в конкретный момент.

Существует всего 3 общеизвестных системы воспитания, похожие на методику Монтессори. Они направлены на развитие самостоятельности детей и подразумевают индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Мария Монтессори


Мария Монтессори

Мария Монтессори пришла в детскую педагогику через врачебную практику, в которой на протяжении 10 лет она занималась обучением умственно отсталых детей, в том числе обучением чтению, письму и счету. В психиатрической клинике М. Монтессори работала со своим возлюбленным (они никогда не были женаты) Д. Монтессано, который также был врачом. Существует миф, что Монтессори отказалась от своего ребенка, однако это не совсем так. В католической Италии прошлого века, ребенок, родившийся вне брака, был незаконнорожденным. Такая ситуация могла стать большой проблемой в жизни обоих родителей, поэтому ребенок до 10 лет воспитывался в семье дальних родственников мужа в деревне, и лишь после этого времени он воссоединился с матерью.

В своих методах обучения умственно отсталых детей, Монтессори придерживалась взглядов французских врачей Сегена и Итара, основу которых составляло развитие органов чувств у больных детей. Сама она писала про это так:

Метод Монтессори изначально создавался для детей от 3 до 6 лет (период дошкольного детства в Италии), но в последствии был распространен как до 3 лет, так и на весь школьный период. В России есть несколько Монтессори-школ с начальными классами. В нашем обзоре мы раскроем классическую программу Монтессори 3-6 лет.

Примеры упражнений по методике Марии Монтессори

Цель: развитие мелкой моторики рук, приобщение к аккуратности, развитие терпения и усидчивости, создание ситуации успеха

Материалы: поднос или большая тарелка, небольшой кувшин, наполненный рисом до половины, стакан или чашка, тряпка для уборки.

Сначала ознакомьте ребенка с предметами, назовите их четко и ясно, назовите все действия, связанные с данными предметами.

Помните, что вы должны выполнять действия достаточно медленно и так, чтобы они были понятны для ребенка. В одну руку возьмите кувшинчик, в другую – стакан. Направьте горлышко кувшина ровно в середину стакана и пересыпьте в него рис. Теперь пусть ребенок повторит ваши действия. Объясните ему, что пусть сразу не все получается, но не нужно расстраиваться, а можно убрать за собой и повторить его еще раз.

Когда упражнение начнет хорошо получаться, то вместо риса можно использовать жидкости: воду, молоко или сок. И очень скоро ваш маленький хозяин будет пытаться обслуживать своих родных за общим столом.

Цель: развитие ловкости и координации, приобщение к самообслуживанию, аккуратности.

Материалы: старая газета, пара обуви, крем для чистки обуви, щетка, суконка.

Перед началом работы расстелите на полу газету, объясните, для чего это делается. Щеткой уберите грязь с обуви, возьмите в одну руку ботинок, другой рукой нанесите на него крем, повторите процесс с другим ботинком. Не забудьте тщательно закрыть крышечку на баночке с кремом. Когда крем немного подсохнет, отполируйте суконкой каждый ботинок по очереди до блеска.

Пусть малыш теперь повторит ваши действия со своими ботиночками.

Педагог и воспитатель Мария Монтессори опытным путем доказала, что каждый навык следует развивать в определенном возрасте, начиная с самого раннего, иначе можно упустить момент и не дать должного развития способностям малыша.

Помните, родители, что самым важным является именно ОН — ваш единственный и неповторимый ребенок, обладающий только ему присущими чертами характера, способностями и возможностями, поэтому вы и должны использовать лучшие методики для реализации его как личности.

Если вас заинтересовала данная статья, то вы можете подписаться на наш блог.

Заинтересуйте ребёнка

Педагоги должны не принуждать, а побуждать ребенка к саморазвитию. Для этого надо поместить его в специально подготовленную среду и дать свободу действий. Главные качества, которые развивает методика, — активность и инициативность.

Философия Монтессори не ограничивается одним лишь воспитанием детей. Эта система позволяет построить семью на основе вежливости, взаимного уважения и ответственности.

«Обыкновенно мы прислуживаем детям, и это — не только акт угодливости по отношению к ним, но и прямой вред, так как этим можно заглушить их полезную самостоятельную деятельность».

Мария Монтессори

В основе метода Монтессори лежит наблюдение за ребенком в естественных условиях и принятие его таким, какой он есть.


Девиз метода Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».

Игры для двухлеток

Приблизительно к двум годам детки уже могут выполнять мелкие манипуляции с предметами. В этом возрасте активно развивается речь, когнитивные процессы, мелкая моторика. Очень полезно применять игры Монтессори для 2 лет.

Развитие сенсорного опыта

Развитие органов чувств очень важно для малышей. Для этого есть несколько игр:

  • Сортировка предметов – малышу дается несколько предметов разных цветов, форм и величине, он сам выбирает, в какие наборы какой предмет положить. По такому принципу можно сортировать и пуговицы, перемешав их перед подачей ребенку. 
  • Пирамидка или башенка – две похожие между собой игры. Игра пирамидка заключается в складывании элементов в убывающем по величине порядке. Так же и башенка – деревянные кубики выстраиваются: в основании наибольшее количество, потом меньше и меньше. Иногда разновидностью башенки являются кубики, которые вставляются по принципу матрешки друг в друга. 
  • Пазлы – для двухлеток хорошо подойдут мягкие или деревянные пазлы, состоящие из двух или трех элементов. Лучше, если для малыша это будет известное изображение – домашнее животное или предметы обихода, быта. 

Игры в воде

Для деток 2-х и более лет очень познавательными и интересными будут Монтессори игры с водой.

  • Необходимо приготовить две тарелки, губку и шприц – малышу потребуется переливать шприцом и губкой воду из одной тарелки в другую. 
  • Классическим вариантом игр с водой является переливание воды из одного кувшина в другой. Но это следует делать по определенным правилам: ручки кувшинов должны быть с обратных сторон, они должны стоять на разносе, который приносит сам ребенок. Правой рукой нужно взять левый кувшин, левой рукой его следует придерживать. Вылить все до последней капли, затем проверить, сухой поднос или нет. Если на нем есть вода, ее нужно протереть губкой. Можно опять повторить то же. 
  • Для переливания можно использовать разные емкости по вместимости и форме. Ребенку будет интересно увидеть изменение уровня воды в разных сосудах. Кроме этого, водичку можно слегка подкрасить пищевым красителем, смешивая, цвет будет изменяться, что также заинтересует двух-, трехлетку. 

Музыкальное развитие

В этом возрасте уже начинается творческое развитие деток. Можно ставить разные мелодии: спокойные, быстрые, тихие, громкие и так далее. Вместе с малышом под них можно танцевать, петь. Хорошо поможет прослушивание музыкальных инструментов вживую или же игра на них.

Математические игры

Игры по математике Монтессори продумывала таким образом, чтобы у дошкольника сразу развивалось пространственное восприятие и арифметика. Например, игра перекладывания цветных бусин развивает геометрическое представление предмета, счет бусин и собирание их в кучки по цвету. Для деток постарше игры уже усложняются.

Монтессори-среда

Монтессори-сад делится на ряд зон, в которых ребенок может свободно проводить время и заниматься. В каждой зоне размещен Монтессори-материал — дидактический инструмент, созданный специально для каждой зоны и направленный на развитие определенных качеств и способностей у ребенка.

1. Упражнения практической жизни. В этой зоне ребенок развивает навыки:

  • Ухода за собой (одевание, умывание, приготовление еды, уборка).
  • Заботы об окружающей среде (уход за растениями и животными).
  • Навыки движения (ходьба по линии, упражнения тишины и грациозности).
  • Социальные навыки (общение и манеры).
  • Иногда добавляется лепка, занятия с глиной и гончарным кругом.

2. Зона сенсорного развития. Ребенок с помощью Монтессори-материала развивает свои органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Это основная зона по мнению М. Монтессори для развития ребенка, так как он познает мир с помощью органов чувств.

В материалах выделяется в основном один признак (например, чувство массы предмета), и ребенок учится концентрироваться только на нём, изолируя другие органы чувств (детям могут закрывать глаза повязкой). Такая концентрация помогает ребенку понять основное различие между предметами и усвоить это качество, например, что предметы бывают тяжелее или легче. Все это направленно не только на развитие точности различения, но и на понимание логических связей между предметами.

Материалы сенсорной зоны:

Для определения размера — блоки цилиндров, башни, лестницы, красные штанги, геометрические фигуры.

Для развития тактильного чувства — шершавые таблички и различные ткани.

Для различения цвета — цветные таблички с 64 оттенками. Монтессори в своей методике использовала «приглушенные» цвета (в отличие от массовых производителей игрушек), которые более спокойные и приобщают к более утонченному вкусу.

Для развития слуха — шумовые цилиндры и звоночки.

Для развития стереогностического чувства (чувство формы предмета) — геометрические тела, волшебный мешочек (мешочек с различными предметами для определения на ощупь), сортировка, бруски разного веса.

Для развития обоняния — наборы баночек с маслами, мешочков с разными травами, специями и т.п. для вдыхания и различения ароматов.

Для развития вкуса — «вкусовые бутылочки», набор бутылочек с пипетками, каждая со своим вкусом (горький, сладкий, кислый, соленый). Ребенок поочередно пробует каждый вкус.

3. Зона математического развития. Основа строится на сенсорном материале, что очень хорошо, ведь ребенку не приходится абстрактно постигать концепцию чисел. Это упрощает понимание ребенком чисел и математических операций.

Используемые материалы:

Для счёта в пределах 10 — числовые штанги, таблички с цифрами (шероховатые и тактильные), веретена.

Для знакомства с многозначными числами — «золотой» материал.

Для счёта до 100 — бусины, доски Сегана, цветные цепочки.

Для знакомства с арифметическими действиями — марки, игра в точки, таблицы сложения, вычитания, умножения и деления.

И еще несколько других для понимания дробей и геометрических фигур.

4. Зона родного языка. Здесь дети учатся чтению и письму, через тактильный материал, что упрощает обучение.

Материалы:

Расширение словарного запаса — карточки, изображающие предметы.

Для обучения письму — рамки для штриховки, шероховатые буквы, контуры букв, подвижный алфавит.

Для обучения чтению — коробочки с фигурками, подписи к предметам окружающей среды.

Подробнее про чтение и писание мы поговорим чуть ниже.

Это 4 классических Монтессори-зоны, созданные самим автором. Помимо них вы можете встретить «зону космического воспитания», в которой детям предлагается изучение окружающего мира. Как правило обучение проходит на конкретном материале, иногда с демонстрациями воспитателя. К материалам относят различные таблицы, карточки, карты, схемы, календари, экспериментальные наборы и т.п., на тему: географии, биологии, истории, науки.

Фотографиями мы привели лишь часть материала для ознакомления.

Правила обучения и материалы для занятий

Интересно, что в роли игрушки по данной методике могут выступать самые обычные предметы: тазик, ситечко, салфетки, ложка, губка и пр. Наряду с ними, существуют и специально разработанные Монтессори-пособия: например, Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши, числовые станки, рамки с застёжками и пр.

Наряду с обычными предметами методика предполагает использование специальных пособий, разработанных Марией Монтессори

Занимаясь с дидактическим материалом, нужно учить ребёнка соблюдать определённые правила:

Все пособия и игрушки расположены в открытом доступе

Но малыш должен усвоить, что их нельзя разбрасывать по комнате, а нужно обязательно класть на свои места. Малыш всегда сам выбирает материал для занятия

Взрослый должен рассказать крохе, что не стоит переключать внимание с одного пособия на другое: упражнение следует довести до конца.. Вообще, что касается домашнего воспитания по Монтессори, то любым родителям под силу сделать весь свой дом «развивающей средой»

Для этого, помимо приобретения соответствующих игрушек, нужно разрешать ребёнку участвовать в бытовой жизни семьи: делать посильную уборку, ухаживать за растениями, домашними питомцами, ремонтировать свои игрушки, заниматься рукоделием

Вообще, что касается домашнего воспитания по Монтессори, то любым родителям под силу сделать весь свой дом «развивающей средой». Для этого, помимо приобретения соответствующих игрушек, нужно разрешать ребёнку участвовать в бытовой жизни семьи: делать посильную уборку, ухаживать за растениями, домашними питомцами, ремонтировать свои игрушки, заниматься рукоделием.

Родителям (поклонникам системы Монтессори) под силу организовать у себя дома «развивающую среду» — позволять детям участвовать в уборке и прочей бытовой деятельности

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий