Краткое описание книги Метлиной
В учебном пособии, соответствующем всем стандартам ФГОС, дана рабочая методика и описан подготовительный процесс по математике. В 1984 году книгу выпустило российское издательство «Просвещение», сегодня на рынке можно встретить лишь репринты этого издания.
Математика в детском саду
В руководстве приводятся конспекты занятий, на основании которых педагог может провести урок. Главная цель каждого занятия — развитие у ребенка элементарных математических представлений, подготовка к поступлению в школу.
На основании учебника Метлиной современные педагоги составляют рабочий процесс, готовят планы и конспекты, и проводят занятия в детском саду. В нем даны четкие, подробные схемы, которые можно использовать при планировании занятий в разных группах детского сада.
Ход занятия в старшей группе детского сада
Вводная часть
Воспитатель. — Дети, послушайте загадку:
«Семь братьев возрастом равные, а именами разные.» (Дни недели)
-Сколько всего дней недели? Кто хочет их назвать?
Какой первый? Седьмой? Пятый?
— Среда по порядку какой день недели? А суббота?
Какой сегодня день недели? Какой он по порядку? (Вторник)
Воспитатель. -Сегодня Королева Математики приглашает нас в свое королевство. Скажите, а зачем нам нужна математика?
Ответы детей.
-Тогда давайте выполним несколько ее задач, чтобы проверить свои знания.
1 задание
Первое о чем она хотела бы узнать — знаете ли вы времена года.
Какое сейчас время года?
-Сколько всего времен года? Назовите их.
-А сколько месяцев в каждом времени года?
-Назовите осенние, зимние, весенние и летние месяцы.
-Сколько всего в году месяцев?
-Как быстро их можно посчитать? (Тройками)
-Королева Математика хотела бы проверить, всем ли хватит задач на столах.
-Как можно быстро посчитаться? (Парами, по двое)
Дети считаются парами.
Королева Математика предлагает новые задачи. (Дети садятся за столы)
Основная часть
Следующая задача от королевы:
2 задание
Составление примеров по рисункам.
Какие математические знаки нужны для решения примеров?
-Когда мы используем знак «+»? (Когда выполняем прибавление или увеличиваем количество)
— А когда используется знак «-»? (Когда вычитаем, или уменьшаем количество)
Какой еще знак нам нужен? (=)
— Королева Математика хотела бы вам напомнить правила сложения и вычитания.
— Чтобы выполнить сложение, надо к одной части добавить еще часть и найти целое.
— Чтобы выполнить вычитание надо от целого отнять часть и получить оставшуюся часть.
— Кто изображен на рисунке?
— Сколько было котят?
— Сколько прибежали? Какое действие необходимо выполнить чтобы узнать сколько их всего стало?
— Почему Вы считаете, что следует добавлять?
— Как можно это записать в виде примера? математика в детском саду
— Составим пример по следующему рисунком.
— Сколько птиц было в кормушке?
— Сколько полетело? Какое действие необходимо выполнить чтобы узнать сколько их осталось? Улетели все птицы или только часть из них? Как найти вторую часть, если мы знаем сколько было всего птиц?
-Почему Вы считаете, что следует отнимать?
-Как можно это записать в виде примера?
— А теперь выполните самостоятельно задачи, которые у вас на столах. (Составление примеров по рисункам) (Воспитатель проверяет правильность выполнения и предлагает проверить друг друга)
— Королева Математика довольна вашей работой и она решила пригласить вас на прогулку в «Геометрический лес», но прежде чем мы туда пойдем, она хотела бы, чтобы вы узнали кто в нем живет.
3 задание
Графический диктант «Кто в лесу живет».(сложность подбирается)
-Двигайтесь от точки по схеме.
Воспитатель предлагает помочь друг другу. (Детям, которые справились раньше других предлагается раскрасить рисунок)
Как вы думаете, кто в лесу живет?
Да, это волк. Он приглашает нас на лесную поляну.
Физкультминутка «Лесная полянка»
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем отдохнём,
А потом гулять пойдём.
(Идут, высоко поднимая ноги, садятся на корточки, встают и продолжают движение.)
4 задание
Дидактическая игра «Поможем посадить деревья»
В геометрическом лесу растут деревья различной формы, размера и цвета. Нужно взять саженцы (геометрические фигуры) и посадить их на трех аллеях:
1 аллея- деревья, которые не имеют углов, большие по размеру, красного и желтого цвета.
2 аллея — деревья, которые имеют четыре и меньше углов, маленькие по размеру, синего и зеленого цвета.
3 аллея — деревья, которые имеют пять и более углов, большие по размеру, оранжевого и фиолетового цвета.
-Посмотрите, впереди аллеи указана схема, посадите свое деревцо на нужную аллею.
Почему ты посадил свое дерево на этой аллее?
Воспитатель. — Королева Математика осталась довольна вашими знаниями и умением. Но она хотела бы спросить у вас …
Итог. Рефлексия
Какие задачи вам больше всего понравились?
А какие задачи выполнить было сложнее?
Кому помогали сегодня на занятии?
Конспект НОД по ФЭМП в средней группе по теме: « Сравнение предметов по длине. Счет до 5.»
Артикуляционная гимнастика.
У вас хорошее настроение? Как вы умеете красиво улыбаться? Губы растянуть в улыбке. Зубы заборчиком. Эта часть упражнения представляет хорошее настроение (помогает мимика). Затем губы принимают положение трубочки. Зубы находятся в прежнем положении.
Упражнение повторяется 5 раз и заканчивается улыбкой, т. е. хорошим настроением.
—
Самые красивые на всей планете улыбки, КШ тоже улыбнулась и у нее есть идея-взбодримся!!!
Физкульт.минутка (музыкальная-52 сек)
-Теперь мы полны сил и энергии, знаем, как выглядит дом бабушки КШ, поэтому легко сможем найти к нему самую короткую дорожку.
Как цель: Магнитная доска. КШ и СВ дорожки
Большая магнитная доска
Демонстрирую 2 полоски. Зеленую и красную (Д и Короткую)
Спрашиваю
Скажите, сколько полосок, а кого они цвета?Что можно сказать об их размере? (Они разной длины)
? Правильно,
Давайте сравним их по длине. Нам нужно наложить одну на другую так, чтобы совпадали нижняя сторона и левые углы. Вот так.
Мы видим, что зеленая полоска длинная, красная короткая
А еще как можно их сравнить? Еще их можно положить рядом. Смотрите, я кладу одну полоску зеленую снизу, а красную полоску сверху.
Видно, какая полоска длинная, а какая короткая?
Таня
, выйди к доске и расположи полоски горизонтально от длинной до короткой снизу вверх. Спасибо.
— Какого цвета полоска снизу? Она длинная или короткая?
— Какого цвета сверху? Сверху полоска короткая или длинная?
Молодец, садись
У вас на столе в тарелочке лежат полоски.
Возьмите только зеленую и красную и поднимите вверх, чтоб я видела, что все справились.
И на рабочей карточке разложите полоски по образцу.
Получается? Слева концы полосок находятся на одной линии (подставляет указку)
, а справа получились как будто ступеньки.
Давайте повторим.
Воспитанник.
Назови размеры полосок
Зеленая длинна, красная короткая
Молодец, а посмотрите, у вас осталось еще одна полоска, какого она цвета?
Давайте и ее тоже сравним с нашими 2 полосками по длине. Вдруг она короче всех, и это пригодится КШ, чтоб прийти быстрее волка…
ТЕОРИЯ.
Воспитатель помещает между двумя полосками третью полоску. Сколько стало полосок? 3
Воспитатель:
1. Зеленая полоска самая длинная, красная самая короткая (хором повторяем)
2. Снизу вверх сравнение
— Самая длинная зеленая, короче синяя, самая короткая красная. (хором повторяем)
3.Сравнение попарно
— Синяя полоска короче зеленой, но синяя полоска длиннее красной. (хором повторяем)
Попробуйте сделать, самостоятельно разложив полоски снизу вверх от самой длинной до самой короткой по образцу.