Состав комиссии
Логопедическая комиссия состоит из следующих участников:
- председатель – это специалист в образовательной области;
- заместитель – специалист в сфере здравоохранения;
- врачи той или иной специализации (окулист, ортопед, педиатр, отоларинголог и т.д.);
- психолог;
- специальный педагог (олигофренопедагог, сурдопедагог, логопед, дефектолог и т.д.);
- юрист;
- социальный педагог, социальный работник.
Чтобы ребенок не испугался незнакомой обстановки и людей, в состав комиссии могут включить временных членов – его классного руководителя, воспитателя и т. д. Детей на ПМПК направляют только тогда, когда родители дают согласие.
Как проходит логопедическая комиссия в детском саду
Многие родители хотят устроить своего ребенка в детсад комбинированного вида и задаются вопросом как попасть в логопедическую группу в детском саду. Численность детей в таких группах меньше, чем в обычной и подготовка к обучению грамоте там сильнее. Но попасть в число детей, которым положено такое обучение, можно только через психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
Для прохождения этой комиссии сначала необходимо посетить некоторых врачей: окулиста, стоматолога, невролога, отоларинголога, педиатра и хирурга. На ПМПК члены комиссии работают по индивидуальному плану, в зависимости от потребностей каждого.
Логопедическое обследование детей дошкольного возраста
Если комиссия собрана для обследования дошкольника с нарушениями речи, то могут быть предложены следующие задания:
- назвать времена года;
- найти лишнее;
- собрать пирамидку или сортер;
- повторить несложный куплет стихотворения;
- рассказать о своей семье
Логопедическое обследование
- назвать цвета или формы;
- описать сюжет картинки;
- назвать улицы и проспекты;
- перечислить известных насекомых, предметы одежды, профессии;
- описать буквоград.
На основании пройденного обследования законным представителям выдается заключение, где написана рекомендуемая образовательная программа и группа детского сада.
Буквоград
Логопедические группы, принципы их комплектования и отбора детей
В детских садах осуществляется дифференцированное обучение детей с нарушениями речи. В зависимости от характера логопедического недостатка, все дети делятся на группы:
- дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН);
- дети с нарушением произношения отдельных звуков (НПОЗ);
- заикающиеся дети;
- дети с общим недоразвитием речи (ОНР).
Различные группы принимаются на разные сроки обучения: дети с ФФН и заикающиеся на 1 год, дети с НПОЗ на полгода, с ОНР на 2-3 года.
Обратите внимание! Задача дифференцировки и комплектования групп стоит перед психолого-медико-педагогической комиссией. По окончании обучения комиссия проводится повторно и принимается решение о продолжении работы по данной программе, или же перевод в общую группу
Как попасть в логопедический детский сад
Если родители по тем или иным причинам стремятся попадать в логопедический детский сад, то им необходимо сделать следующие шаги:
- Встать в общую очередь в ДОУ, указав приоритетные детские сады (в данном случае в садик, где осуществляют специальную логопедическую образовательную программу).
- Прийти на прием к участковому педиатру и взять направление к логопеду.
- Пройти логопеда и взять направление на ПМПК.
- Собрав все документы, прийти на ПМПК и получить заключение.
- Получив место в детском саду, явиться с документами и заключением ПМПК для заключения договора с детским садом.
В настоящее время находят большую популярность методы диагностики для детей раннего возраста. Необходимо в полной мере использовать возможности психологической и логопедической диагностики для своевременного выявления зон необходимой коррекционной работы и дальнейшего успешного развития дошкольников.
Как подготовиться?
Перед обследованием нужно разъяснить малышу, что от него требуется, объяснить, в какой форме будет проходить беседа. Можно в спокойной домашней обстановке задать малышу вопросы, которые будут на комиссии. Они зависят от возраста малыша и предварительного диагноза.
На комиссии специалисты просят:
- Рассказать о себе и своей семье: назвать имена, возраст, место жительство, род занятий родителей. Описать, во что малыш предпочитает играть с друзьями, что делать с мамой и папой. Назвать имена воспитателей, няни. Рассказать о домашних любимцах: как зовут, что ест, как играет. Описать свой дом: количество комнат, предназначение кухни, туалета, ванной.
- Рассказать, что он знает о понятиях день-ночь, будни–праздники, описать свой распорядок дня.
- Назвать цвета и формы предметов, изображенных на картинках, их местоположение (под столом, на стуле, над окном).
- Распределить картинки по группам: еда, домашние животные, мебель, игрушки. Найти лишний предмет в ряду, объяснить, почему.
- Назвать части тела и их предназначение.
- Запомнить ряд предметов, отвернуться и найти, что изменилось.
- Повторить произнесенные специалистом слова в том же порядке.
Проверяют артикуляцию и грамотность построения предложений в соответствии с возрастными нормами. Ребенок должен знать, что такое синонимы (веселье – радость), антонимы (плач – смех), омонимы (ключ, коса), привести примеры.
Затем проверяют фонематический слух. Для этого ребенок называет слоги заданного слова, считает слова в произнесенном предложении. Проверяют, воспринимает ли малыш смысл слов, схожих по артикуляции: кора – нора.
Восприятие чужой речи оценивают, дав задание пересказать короткий рассказ. Малыш должен:
- продемонстрировать, как он поет, прыгает, кушает;
- выразить свои потребности и чувства: устал, голоден, хочет спать;
- поймать или отбить мячик, попрыгать на одной ноге – это показатель координации движений.
Читать дальше: Может ли гражданин украины получить карту сбербанка
Задания и вопросы, задаваемые членами ПМПК, – не сложные
Важно понять причину, по которой ребенок не смог их выполнить. Это может быть банальное волнение, педагогическая запущенность, плохое понимание русского языка (если он для малыша не родной) или недоразвитие речи, требующее коррекции
Заранее протестировать ребенка нужно, чтобы он не волновался, услышав вопрос или задание, и понимал, что его ожидает. Однако диагностические вопросы ПМПК – стандартные и справиться с ними под силу любому малышу определенного возраста.
Коррекция речевых нарушений через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДО
Древняя китайская мудрость гласит:
Это в полной мере можно отнести к детям старшего дошкольного возраста, имеющим дизартрию и ОНР, II или III уровень речевого развития.
Дети с речевыми проблемами нуждаются в постоянной коррекции и развитии речевых функций. Занимаясь коррекционной работой с такими детьми, мы отметили, что не всегда традиционные методы и приемы приносят ожидаемые результаты. Возникла необходимость поиска более эффективных форм и методов воздействия на развитие ребенка на основе индивидуальных особенностей каждого.
Так как эта категория детей отличается от своих нормально развивающихся сверстников не только состоянием речи, но и особенностями психических процессов (таких как восприятие, внимание, память, мышление, воображение), нарушением эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности, уровнем развития общей и мелкой моторики, своеобразием формирования личности, то воздействие должно носить комплексный характер, осуществляться в различных видах специально организованной совместной и самостоятельной деятельности детей, опираясь на положения и принципы ФГОС ДО и на «Примерную адаптированную программу коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 5 до 7лет)», разработанную в нашем детском саду на основе «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» (автор Нищева Н.В.) и программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (авторы В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.), на общие педагогические и специальные принципы работы с данной категорией детей. Полноценными участниками образовательных отношений должны быть воспитатели, узкие специалисты, родители, а также сами дети, так как только личный опыт помогает установить более прочные связи с окружающим миром
Полноценными участниками образовательных отношений должны быть воспитатели, узкие специалисты, родители, а также сами дети, так как только личный опыт помогает установить более прочные связи с окружающим миром.
Объединить усилия всех субъектов педагогического процесса позволяет метод проектов.
О значении практического опыта для дошкольников с речевыми нарушениями пишет в своих трудах С.А. Миронова: «В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности». В современной жизни существует много разных источников информации (книги, кино, телевидение, интернет, люди)
Поэтому очень важно научить ребенка самостоятельно «добывать» знания разными способами, отбирать нужный материал об интересующем предмете или явлении и использовать его для создания новых объектов действительности
В свете требований ФГОС ДО совместная деятельность взрослого и ребёнка, а также познавательно-исследовательская работа дошкольников являются одними из приоритетных направлений.
Поэтому в логопедической работе актуальным стал вопрос использования метода проектов в коррекции речевых нарушений.
Работая с детьми с ОНР, педагоги нашей группы организуют проекты разного вида, регулярно проводят детско-родительские краткосрочные проекты по изучаемым лексическим темам.
Каждый проект в логопедической группе обязательно должен носить коррекционную направленность, то есть, участвуя в нём, дети должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения. Также проект должен быть направлен на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к учебной деятельности. Проект позволяет повысить интерес, мотивацию, познавательную активность, которые, как правило, снижены у детей с речевыми нарушениями. В ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. Ребенок учится разными способами находить информацию.
Плюсы и минусы логогруппы
В логопедической практике часто специалисты сталкиваются с проблемой в работе с родителями, препятствующими коррекционному процессу. Среди родителей есть такие, которые побаиваются отдавать своего ребенка в логогруппу, ссылаясь на то, что:
- Малыш может замкнуться в себе, ему будет некомфортно и он может получить стресс из-за смены детского коллектива и взрослых.
- Вдруг в спецгруппе будут дошкольники, имеющие более серьезные нарушения речи, и малыш станет на их фоне говорить еще хуже.
На самом деле существенных минусов и поводов для переживания нет. Несоответствие возрасту, психическим и речевым особенностям детей, определенным в одну подгруппу, − крайне редкое явление, с этим можно столкнуться только в случае несоблюдения правил, прописанных в государственных стандартах.
Если добросовестно проводится работа, согласно всем требованиям, то в посещении логопедической группы можно отметить лишь плюсы:
- В логогруппах маленький набор, благодаря чему каждому воспитаннику уделяется больше внимания.
- Программа обучения дошкольников с нарушениями речи, но при этом с сохранным интеллектом, соответствует общеобразовательному уровню, поэтому при поступлении в школу малыш станет не только хорошо и правильно разговаривать, но и будет знать необходимый учебный материал.
- Ежедневно развитием детей занимается не только воспитатель, но и логопед.
Что такое логопедическая группа и кому она нужна?
Коррекционная группа в детском саду призвана создать для малышей с тяжелыми речевыми нарушениями оптимальные условия для устранения дефекта, освоения программы для дошкольников и подготовки к обучению грамоте (чтению и письму) в школе.
В логопедической группе воспитатели и дефектологи работают над постановкой правильной артикуляции, улучшением восприятия и распознавания фонем на слух, увеличением пассивного словаря, развитием связной устной речи, искоренением грамматических ошибок. Дополнительно проводятся занятия, развивающие мелкую моторику пальцев, умение рисовать, укрепляющие память, способствующие концентрации внимания, развитию образного и пространственного мышления. Такой комплексный подход позволяет быстро устранить речевое недоразвитие.
Комментарии
Россия, Москва
Мы тоже ходим в спец. сад с ЗПР (в Москве). Устроиться было непросто, хотя у нас диагноз поставлен неврологом в детской поликлинике еще в 2 года. Дело в том, что если вы захотите устроить ребенка в такой сад, вас протаскают по всем кругам ада, начиная врачей, заканчивая идиотской комиссией, т.н. ПМПК. Эта комиссия, под предлогом необходимой и решающей, совершенно не заинтересована помочь вашему ребенку. Вы туда приводите ребенка, и если он что-то не выполнит из их заданий или сделает не так (а они-то уж постараются дать ему побольше заданий!), то они скажут:»что ж, ваш ребенок не в состоянии находится в группе полного дня,посмотрите, какой он… (расторможенный, неусидчивый, — найдут кучу предлогов!). В итоге, как и нам, порекомендуют лекотеку (на 2 часа 3 раза в неделю). Если вы не будете похитрее, не пойдете сразу в обход данной ситуации из области «умом Россию не понять», то ваш ребенок так и не займет место под солнцем. Мы заранее подготовились к этой «комиссии». Муж записался на прием к начальнику управления образования по нашему округу, и пошел на приём с заявлением, к которому приложил копию справок от невролога и логопеда с нашим диагнозом ЗПР. В этот же день нашего ребенка зачислили в этот спец сад. Начальник просто снял трубку, позвонил заведующей (которая с пеной у рта кричала мне, что мест нет и не будет), и сказал: возьмете еще одного ребенка, поскольку это ваш профиль. И всё! Почему? Просто потому, что всякий начальник боится за своё место. Если мы будем жаловаться выше, ему это будет не выгодно. На ПМПК, как только они начали нас обламывать с садом и предлагать опять лекотеку, я сказала: начальник нас зачислил уже в этот сад, а если вы хотите нам отказать, то пишите мне письменный отказ, я знаю куда с ним пойти. Они переглянулись и обо..лись. Тут же вопрос был решен. Вообще эта самая ПМПК, по закону, вовсе не является обязательной!!! Почитайте федеральный закон и как составить заявление об отказе от этой комиссии. Там сидят совершенно тупые особы, которым нет дела не только до наших детей, но и до собственных. От ПМПК мы теперь в саду просто пишем отказное заявление на имя заведующей, и к нам нет больше вопросов. Желаю удачи вашим деткам!
Что такое коррекционный детский сад?
Детский сад компенсирующего (коррекционного) вида— это образовательное учреждение для детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), в котором созданы условия для всестороннего развития, лечения и коррекции таких детей.
Отличительной особенностью компенсирующих садов является то, что помимо воспитателей с детьми работают педагоги-дефектологи, медицинские работники соответствующего профиля, детские психологи.
Количество детей в группах таких садов, как правило, не превышает 10-16 человек, что позволяет уделить внимание каждому ребенку в необходимом объеме.
Поскольку количество мест в группах компенсирующего вида ограничено, это привело к тому, что дети вынуждены стоять в очереди для получения места достаточно длительное время, а в логопедических садах и группах иногда наблюдается переполнение.
Регулярность занятий в специальных группах, объединяющих детей с равным уровнем развития и схожими отклонениями, позволяет целенаправленно и углубленно проводить коррекцию дефектов, дисциплинирует детей, дает позитивные результаты в подготовке к обучению в школе. В то же время на практике часто встречаются ситуации, когда в логопедической группе оказываются дети с выраженными умственными, поведенческими и/или эмоционально-волевыми проблемами, что создает трудности осуществления образовательного процесса во всей группе.
Практически во всех коррекционных садах проводятся занятия с родителями, помогающие им лучше понять проблемы своего ребёнка с ОВЗ и создать дома благоприятные условия.
Приём детей в коррекционные сады осуществляется только по направлению, выданному на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)