Речевые особенности детей 4-5 лет
В этом возрасте дети начинают активно пополнять свой словарный запас. Так, к 5 годам в среднем у ребенка уже около трех тысяч слов в запасе. Кроме этого, пятилетки начинают создавать более сложные конструкции предложений. Если раньше они состояли максимум из 3-4 слов, то в этом возрасте одно предложение может насчитывать до 10 слов.
Логопедические занятия для детей 4-5 лет очень важны
Не всегда предложения, выдаваемые ребенком в возрасте 4-5 лет, логически правильно построены. Если ребенок рассказывает долгую историю или пересказывает сказку, его не нужно поправлять, если потерялась основная мысль или логика. Для этого возраста это в пределах нормы.
Обратите внимание! Также в пять лет часто дети не только рассказывают, что увидели или услышали, но и сами составляют истории, не опираясь на свой жизненный опыт. Это лишь еще раз подтверждает правильность развития
Нелепые истории — одна из его составляющих.
Основные характеристики речи ребенка в 4-5 лет
К пяти годам ребенок уже начинает различать звуки и способен определить присутствие или отсутствие того или иного звука в определенном слове. В норме в период 4-5 лет ребенок уже должен закончить формирование произношения определенных звуков и букв, которые раньше давались с трудом. Так, например, в 4 года уже должны в речи присутствовать все шипящие звуки. А к 5 годам ребенок должен освоить такие сложные звуки, как «л» и «р».
На практике далеко не всегда все так идеально и больше половины детей имеют некоторые речевые отклонения. Встречается следующая недоразвитость речи:
- фонетическая;
- фонетико-фонематическая;
- общая.
Важно! Говоря проще, дети не узнают, не различают или испытывают серьезные трудности с произношением звуков
ОНР 3 уровня
У детей с общим недоразвитием речи 3 уровня отмечается наличие фразовой речи, однако она представляется собой вариант с сильно «хромающими» грамматическим строем и произношением. Согласование слов в предложении, изменение по родам, числам и падежам страдают, некоторые звуки, даже правильно звучащие в отдельности, во время связной речи произносятся нечетко или заменяются другими.
При этом дети имеют довольно обширный лексический словарь, могут коротко рассказать о каком-то событии, используя даже сложные предложения. Однако во всех аспектах речи отмечаются нарушения.
Логопедические занятия включают упражнения, охватывающие все стороны речи — грамматическую, фонематическую и лексическую.
Упражнения и игры:
- «Профессии». Для расширения словаря проводится изучение названий профессий. Для игры используются карточки с изображением людей той или иной специальности — дети должны правильно их назвать. Другой вариант — подобрать к карточке к человеком определенной профессии изображения подходящей ему формы или орудий труда. Обязательное условие — правильно назвать все понятия.
- «Чей хвост?». Для усвоения норм словообразования предлагается игра с карточками, в которой нужно подобрать нужный хвост животному. И правильно назвать его! (Чей хвост? — Лисий, медвежий и т. д.).
- «Какой он?». В этой игре дети расширяются словарный запас, учатся использовать в речи прилагательные. Педагог показывает предмет и спрашивает, какой он. (Например, мяч — круглый, прыгучий, резиновый).
- Другой вариант этой игры — поиск предмета по его описанию. Ребенок должен найти из расставленных на столе игрушек ту, о которой рассказывает педагог.
- Игра «Все наоборот» учит детей использовать антонимы. Педагог бросает мяч ребенку и говорит слово («длинный»), ребенок должен сказать слово с противоположным значением («короткий») и бросить мяч обратно.
- Так же, с мячом, можно играть в «Один и много». Педагог произносит слово в единственном числе, ребенок должен сказать форму множественного.
- Для развития связной речи используются рассказы по картинкам. Дети с удовольствием ищут правильный порядок картинок с различными событиями, а затем (сначала при помощи наводящих вопросов) составляют небольшой рассказ.
- Концентрацию слухового внимания развивают такие игры, как «Придумай слово». Детям нужно назвать слово, начинающееся на заданный звук. Впоследствии задание можно усложнять — звук может быть в конце слова или в середине.
- «Собери пирамидку» — нанизываем кольца, медленно проговаривая слова. Сколько слогов, столько колечек.
Общее недоразвитие речи может стать серьезной проблемой для ребенка и его родителей
Поэтому очень важно начать коррекционные мероприятия как можно раньше. Опытный логопед поможет справиться с нарушениями речи, но на это потребуется время. Своевременная консультация специалиста поможет избежать многих сложностей
Своевременная консультация специалиста поможет избежать многих сложностей.
Виды дефектов речи
Прежде чем приступать к упражнениям и занятиям, рекомендуем разобраться с основными видами нарушений при произношении звуков. У ребенка речь может исказиться из-за:
Заикания. Наиболее распространенный речевой дефект. Определить наличие заикания у ребенка можно ближе к возрасту 3 лет, поскольку в этом периоде он начинает строить первые большие предложения. Занятий с опытным логопедом в этом случае не избежать. Специалист предложит игры на устранение дефекта и развитие речи, которые гарантировано дадут положительный результат. Заикание – коварная проблема
Важно не бросать занятия с ребенком даже после достижения успехов, ведь нередки случаи, когда проблема возвращалась.
Дислалии. Подобный дефект часто встречается у ребенка 3 5 лет
Если не вдаваться в науку, то дислалия – путаница в произношении некоторых согласных звуков («л», «р», «ш» и другие). С этой проблемой стоит обратиться к логопеду, как только стала заметна кривая речь, желательно в тот же год.
Гнусавости. Это явление также относят к категории дефектов, однако основной корень проблемы здесь находится в неправильном строении речевого аппарата. Обнаружив подобную проблему, обязательно обратитесь к отоларингологу, логопед помочь ребенку в этой ситуации не сможет.
ОНР (общее недоразвитие речи). Речь ребенка к 6 годам должна быть связной и интересной. Если же дошкольник испытывает определенные трудности при разговоре, то вероятнее всего причина лежит в неправильном подходе к общению с ним. ОНР часто встречается у малышей, чьи родители много сюсюкали, коверкали окончания и произносили только уменьшительно-ласкательные формы слов. Все это создало огромную «кашу» в детской голове, из-за чего теперь ребенок уже самостоятельно путает окончания и использует неверные предлоги. Вовремя устранить дефект можно, если отвести малыша к логопеду до 6 лет.
Заболевания на неврологической почве. Если вы заметили, что занятия с ребенком дома не приносят никаких результатов, проконсультируйтесь с квалифицированным неврологом. Возможно требуется особое лечение. Важно отметить, с этой проблемой логопед вашему ребенку помочь не сможет.
ЗРР (задержка речевого развития). К 3-5 году каждый среднестатистический ребенок начинает болтать без умолку. Если же вы заметили, что у вашего малыша маленький словарный запас, стоит обязательно посетить логопеда для проверки речи.
Наблюдайте за своим ребенком и его речью. Регулярно общаясь с малышом, вы обязательно заметите присутствие каких-либо проблем с произношением звуков. В случае обнаружения таковых, обязательно запишитесь на прием к логопеду независимо от того, сколько ребенку лет.
Упражнения для общего развития речи в домашних условиях
Дома необходимо обязательно регулярно проводить логопедические занятия для детей 4-5 лет, упражнения которых включают в себя не только речевую часть, но и гимнастику для органов речи и пальчиков.
Пальчиковая гимнастика
Данный комплекс простых упражнений стимулирует отдел в мозговом центре, который отвечает за правильную речь. Именно поэтому занятия на мелкую моторику нужны не только самым маленьким, но и дошкольникам.
Пальчиковая гимнастика стимулирует отдел головного мозга, отвечающего за правильную речь
Все упражнения делаются по 8-10 повторов:
- «Открывание» и «закрывание» пальцев на каждой руке. Сначала по очереди, потом вместе. Постепенно можно увеличивать скорость.
- Положить руки на стол: левая касается стола ладошкой, правая — тыльной стороной. Затем одновременно руки надо перевернуть.
- Сначала изобразить речку: сложить руки, ладонями вверх, как будто в них набрана вода. Затем изобразить пароход — сложить ладони вместе, прижать большие пальцы друг к другу и поднять их вверх. Потом изобразить приплывших рыбок: прижать все пальцы друг к другу, ладони вместе и сделать руками движения, как будто плывет рыбка.
- Изобразить дерево с ветками — руки вертикально, пальцы растопырены в разные стороны. Затем показать корни дерева — в том же положении перевести руки пальцами вниз. Затем показать листопад: быстро-быстро сжимать и разжимать пальцы.
Артикуляционная гимнастика
Эти упражнения направлены на развитие языка — главного органа, отвечающего за правильность произношения звуков.
Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками
Обратите внимание! Благодаря регулярным тренировкам по артикуляционной гимнастики вскоре ребенок начнет произносить даже самые сложные для него звуки
Улыбнуться как можно шире, зубы сомкнуты, находятся ровно друг на друге. Задержаться в таком положении и отсчитать 10 секунд.
Вытянуть губы вперед и сделать вид, как будто слон набирает воду хоботом. Задержаться 10 секунд в таком положении.
Изобразить змейку: широко улыбнуться, высунуть язык трубочкой, затем спрятать назад.
Широко открыть рот и делать языком «цоканье», изображая лошадь
При этом важно следить, чтобы у ребенка нижняя челюсть была неподвижной, а работал только язык.
Широко улыбнуться, высунуть язык как можно дальше и зажать его слегка зубами. В таком положении «протащить» язык назад в рот.
Широко открыть рот, высунуть язык и изобразить часы — переставлять язык от одного уголка рта к другому.
Все эти упражнения повторять по 8-10 раз или в течение 10-15 секунд.
Игры для развития фонематического звука
Логопедические игры для 4-5-летних детей на развитие фонематического звука должны быть обязательно включены в ежедневные занятия. Они простые и одновременно интересные, а результаты не заставят себя долго ждать. Уже спустя месяц регулярных упражнений, качество детской речи заметно улучшится.
- «Игра в тишину». Эта игра очень простая. Ребенку предлагается на 2 минуты не произносить ни звука и закрыть глаза. Как только время вышло, потом попросить малыша рассказать, какие звуки он слышал.
- «Хлопок-топот». Суть игры: заранее договориться с ребенком, на какой звук он будет топать, а на какой — хлопать. Например, если слышит звук , то топает ножкой, если звук , то хлопает ладошками. Далее взрослый называет разные звуки, а когда ребенок слышит нужные ему, хлопает или топает.
- «Поймай слово». Суть этой игры проста: ребенку задается слово, услышав которое он должен будет хлопнуть в ладоши. Далее взрослый называет по очереди несколько слов, схожих по звучанию. Как только ребенок услышит нужное ему, должен хлопнуть в ладоши.
Для развития фонематического звука необходимо регулярно играть в логопедические игры
Источники
- https://vospitanie.guru/rech/logopedicheskie-uprazhneniya-detyam-4-5-let-doma
- https://gimnastika.su/artikulyatsionnaya/logopedicheskaya-gimnastika-dlya-yazyka-uprazheneniya-dlya-vzroslyh-i-detej
- https://Razvivashka.online/razvitie-rechi/zanyatiya-dlya-5-6-let
- https://KakGovorit.ru/logopedicheskie-uprazhneniya
- https://jliza.ru/logopedicheskie-zanyatiya.html
- https://o-krohe.ru/logopediya/dlya-detej/
Примеры артикуляционных упражнений
Среди данных упражнений можно выделить общеразвивающие, которые помогают подготовить язык, губы, другие органы речи к четкому произношению, и те, которые способствуют постановке артикуляции для конкретной группы звуков.
Комплекс общей гимнастики для губ, языка и челюстей включает в себя такие упражнения:
- Частокол. Малыш должен научиться удерживать улыбку, открывающую зубы. Улыбнувшись и обнажив зубки, дошкольник удерживает такое положение до счета 10 (считает взрослый).
- Дудочка. Для выполнения ребенок смыкает губки и вытягивает вперед, представляя, что это дудочка (трубочка, хоботок). Удерживают также на счет 10.
- Чередование двух этих упражнений до счета 10.
- Широкая улыбка. Улыбнувшись и обнажив зубки, малыш должен раскрыть рот, а затем, не закрывая, сомкнуть зубы. Удерживают положение на тот же счет. Далее в таком же положении рот нужно закрывать и открывать рот на счет до 2.
- Язычок наказан. Дошкольник приоткрывает рот в улыбке, размыкает зубы и кладет спокойный широкий язык на нижнюю губу. Прихватывая язык губами, произносит многократно звук «пя». Затем задерживает в спокойном положении на нижней губе на счет 5.
- Гол. Задача — продолжительно дуть губами, вытянутыми трубочкой, на кусочек ватки, стараясь загнать ее в «ворота» (например, расставленные кубики), не надувая щек.
Для подготовки языка и губ к произношению шипящих звуков (Ш, Щ, Ж, Ч) подойдут следующие упражнения:
- Вкусное варенье. Рот ребенка слегка приоткрыт. Язык делают широким, похожим на чашечку, и облизывают сверху вниз верхнюю губу. Другие органы не задействуются!
- Грибок-присоска. Рот малыша приоткрыт в улыбке. Язык нужно сделать широким, а затем присосаться им к небу. Удерживать до 10.
- Играй, гармошка. Упражнение начинается, как предыдущее, но затем нужно открывать и закрывать рот, не отпуская языка и сохраняя улыбку.
- Рожица. Улыбаясь, ребенку нужно распластать язык по нижней губе и на выдохе максимально долго произносить Ф.
Подготовить артикуляционные органы к постановке свистящих звуков (С, З, Ц) помогут упражнения:
- Зубочист. Кончиком языка малыш чистит нижние зубы изнутри, двигаясь в стороны и сверху вниз, удерживая рот в улыбке. Задействован только язык.
- Котик рассердился. Ребенок упирается кончиком языка в основание нижних зубов (рот приоткрыт в улыбке, зубы обнажены), затем на счет 5 выгибает спинку языка, возвращает назад на счет 5. Язык от зубов не отрывать!
Следующие упражнения способствуют подготовке к произношению самого сложного звука – Р и его «заменителя» – Л:
- Покраска потолка. Дошкольник при выполнении упражнения улыбается, приоткрывая рот. Затем кончиком языка он гладит небо, двигаясь вперед и назад. Язык при этом из-за зубов не высовывают, челюсти и губы в выполнении не участвуют.
- Барабан. Выполняется из того же положения. Нужно поднять язык, а затем его кончиком стучать по задней поверхности основания верхних зубов, произнося многократно звук Д. По мере выполнения темп постукиваний ускоряется. Работает только язык!
- Лошадка скачет. Положение то же. Нужно щелкать кончиком языка за основанием верхних зубов, издавая цокающий звук.
- Бесшумная лошадка. Упражнение выполняется аналогично, но без звука.
- Пароходик. Малыша просят улыбнуться, высунуть кончик языка, прижать его зубками. После этого на выдохе нужно протягивать звук Ы (получится звук Л).
Домашние игры на развитие речи
Логопедические занятия для детей – целенаправленное общение с малышом в игровой форме.
Все существующие упражнения на развитие речи можно разделить на 4 группы:
- игры с пальчиками;
- артикуляционная гимнастика;
- звукоподражание и логоритмика;
- игры на расширение словарного запаса ребенка.
Рассмотрим каждую категорию упражнений отдельно.
Игры с пальчиками на развитие речи
Одними из наиболее эффективных занятий на развитие речи являются упражнения, подразумевающие задействование мелкой моторики, поскольку между конечностями человека и мозговым центром, отвечающим за произношение, существует тесная связь. К тому же, такие игры подойдут для детей с только формирующейся речью, например, в возрасте 1 года.
Ребенку обязательно понравятся следующие упражнения:
- «Цветок». В начальном положении образуйте из закрытых ладоней бутон, пальцы должны быть подняты вверх, а запястья сильно прижаты. После растение распускается – пальчики разводятся в противоположные стороны. Выполняя упражнение, проговаривайте: «Солнце просыпается – бутончик раскрывается. Солнышко устало – цветочек спать идет».
- «Кошечка». Алгоритм действий упражнения на развитие речи: сжать кулаки и уложить на поверхность прямо перед собой. После необходимо одновременно разжать ладошки и крепко прижать к столу. В процессе нужно проговаривать: «Кулачок – ладошка. Топаю, как кошка». Повторяйте 3-5 раз, меняя темп.
- «Ежик». Ребенку обязательно понравится это упражнение. В начальном положении разместите ладони под небольшим углом, переплетите между собой пальцы обеих рук. В процессе двигайте ровными пальчиками и проговаривайте: «Крохотный веселый еж. До чего же ты хорош».
- «Птичка и водичка». Дети 5 лет без ума от этого упражнения. Изначально нужно установить локоть на стол, поднять предплечье и сложить пальцы «щепотью» – это будет «клюв». Выполняя задание, опустите «клюв» (локоть неподвижен) и коснитесь стола. В процессе подражайте движениям птички: набрать воды, выпрямить шею, проглотить. Сопровождайте упражнение скороговоркой: «Наклонилась, набрала, подняла и проглотила».
- «Птенцы в гнезде». Пальчики левой руки соберите в «кучку» – это будут «птенцы». Пальцами правой руки сделайте кольцо – это будет «гнездо». Отправляйте птичек в гнездо, по очереди меняя положения рук. Добавьте текстовое сопровождение: «Вот птенцы, а вот – гнездо. Птенчикам внутри тепло».
Пальчиковая гимнастика с разучиванием текстов в домашних условиях является отличной альтернативой регулярных походов к логопеду. Подобные игры провоцируют развитие речи, учат использовать пространственное воображение и воспитывают скорость реакции. Спустя короткое время вы заметите, что малыш начал лучше запоминать тексты, говорить более выразительно.
Возможные причины нарушений
Нарушение речевого развития дошкольника может быть связано с медицинскими показателями или социальным окружением ребенка.
https://youtube.com/watch?v=E751TkaPnIM
Причины медицинского характера:
- Болезни матери во время беременности, курение, алкоголизм и наркомания;
- Родовые травмы и другие осложнения;
- Травмирование головы в первые 3 годика малыша;
- Ребенок-левша;
- Особое строение артикуляторного аппарата;
- Наследственность и генетическая предрасположенность к речевым нарушениям.
Факторы социального окружения:
- Малыш слышит мало правильно поставленной речи, взрослые не заинтересованы в постоянном общении с ним;
- Взрослые говорят неправильно (с ошибками, картавят) либо «сюсюкаются» с ребенком. В результате, повторяя, малыш запоминает такую манеру речи;
- Взрослый требует произнести звук правильно, но при этом сам не показывает верной артикуляции. Зачастую это приводит к неправильной постановке звука, которую впоследствии приходится исправлять (например, «Р» произносится горлом).
Родители должны много разговаривать со своими детьми
Артикуляционная гимнастика для детей 5-7 лет
Дети от 5 лет, если с ними занимались ранее, уже хорошо подготовлены к выполнению упражнений, поэтому время занятий можно продлить на 3-5 минут. Упражнения из предыдущего комплекса вполне подойдут для этой возрастной категории, но их нужно постоянно дополнять. И делать это можно с помощью таких упражнений:
«Заборчик». Как в одном из предыдущих упражнений, ребенок должен широко улыбнуться. Отличие в том, что теперь зубы должны быть максимально обнажены.
«Парус». Ребенок должен кончик языка опереть о верхние зубки, замерев в таком положении.
«Маляр». Малыш должен представить, что его язычок – это кисточка, с помощью которой он должен покрасить небо. Кончиком языка нужно проводить по небу от горла к зубам.
«Индюк». Малыш должен двигать языком по верхней губе вправо и влево в быстром темпе.
«Чашка». Ребенок должен широко раскрыть ротик, поднять язычок вверх, но при этом не задевать им зубки.
«Варенье». Ребенок должен представить, что его верхняя губа испачкалась в варенье. Язычком нужно слизать лакомство. Для более творческого подхода и заинтересованности малыша его губу действительно можно измазать в варенье.
«Дятел». Ребенок должен представить, что его язычок – это клюв дятла. Им нужно в быстром темпе стучать по верхнему ряду зубов.
«Лошадка». Малыш должен «цокать» язычком, имитируя стук лошадиных копыт. С первого раза это упражнение может не получиться, но со временем он его полностью освоит.
«Грибок». Малыш должен «приклеить» язычок к небу и остаться в таком положении на несколько секунд.
«Гармошка». Сначала ребенок должен принять позу из предыдущего положения. Затем ему нужно несколько раз открыть и закрыть ротик.
В 3-4 года уже можно понять, насколько активно и правильно развивается детский артикуляционный аппарат, есть ли у ребенка отклонения. Артикуляционная гимнастика – это способ ускорить развитие речи, не допустить появления недостатков.
Но если они уже имеются, наилучшим вариантом будет визит с ребенком к доктору. Он составит индивидуальную программу занятий, подберет оптимальные упражнения, объяснит, можно ли заниматься в домашних условиях или лучше отдать инициативу в руки педагогов-логопедов.
Начало логопедических занятий
С чего именно требуется начинать делать логопедические занятия, чтобы достичь результата? В первую очередь, необходимо выяснить, с какими конкретно звуками у малыша проблемы. Для этих целей можно использовать картотеку со словами, которые должен проговаривать ребенок. Определенный звук должен встречаться в разных частях слова, то есть в начале, середине и конце. Только после выявления дефектов можно приступать к работе над ними.
Заниматься исправлением звуков необходимо с каждым по отдельности, причем начиная с легких и потом переходя к более сложным. Нужно дать доступное малышу объяснение того, как при произношении должны правильно располагаться язык и губы. Форма указаний в виде игры – наиболее комфортный способ для понимания крохи.
Как только у ребенка стал получаться проблемный звук, его следует вводить в употребление при повседневном общении. В это же время начинать исправлять следующий звук. Родителям следует быть готовым к тому, что процесс будет двигаться медленно и может затянуться на месяцы.
Речевые нормы
Понять, насколько своевременно развивается речь ребенка в этом возрасте, можно, опираясь на следующие ориентиры.
- Основное качество речи ребенка 4–5 лет – умение говорить связно и последовательно.
- Малыш употребляет слова соотносимо с их значением.
- В его речи присутствуют прилагательные, местоимения, предлоги, в том числе сложные (из-за, из-под), наречия.
- Он умеет управлять силой и темпом голоса – говорить тише, громче, шепотом, медленнее, быстрее.
- Обычная речь имеет правильный средний темп.
- Дошкольник в состоянии достаточно полно описать предмет, игрушку, картинку.
- Рассказывая стихотворение, ребенок активно использует интонацию.
- Выговаривает практически все звуки. Проблемы могут возникать только с и , иногда продолжают «западать» свистящие и шипящие.
- Словарный запас в этом возрасте составляет примерно 3–4 тысячи слов, среди которых все больше прилагательных, обозначающих качества предметов, цвета и оттенки; появляются собирательные существительные.
- Ребенок может начать рифмовать слова, придумывая для рифмы самые невообразимые конструкции («огненок» – искра, «никовойный» – ничей).
- Предложения малыш в состоянии формулировать не только простые, но и сложные («я надеваю шапку, потому что сейчас зима»; «мне 4 года, а сестричке уже 7 лет»).
- Допустимы некоторые грамматические ошибки: неверное согласование слов по родам и числам, неправильные окончания глаголов.
Как заниматься с ребенком дома?
От родителей, прежде всего, требуется максимум внимания к малышу, к его интересам и открытиям, страхам и печалям. Нужно создавать ему условия для общения с миром, брать с собой на прогулки, показывать новые места, знакомить с людьми разных возрастов. Все это расширяет кругозор и развивает мозг, а также укрепляет привязанность между детьми и родителями.
Можно попробовать проводить дома и специальные упражнения. Например, произношение шипящих и свистящих звуков относительно легко отработать самим, без вмешательства специалиста. Что касается звуков и , то они считаются более сложными для коррекции, хотя можно попробовать «поставить» и их.
Воспроизвести дома логопедическую гимнастику сможет каждый родитель — малышу намного веселее и проще будет повторять за мамой, чем за незнакомой тетей. Это займет совсем немного времени, зато принесет большую пользу и подарит приятные эмоции участникам. Для занятий понадобится зеркало – желательно большое, чтобы ребенок мог свободно видеть и свое отражение, и отражение мамы, выполняя упражнения «Дудочка», «Чашка» и другие.
После гимнастики можно поиграть в игры с ответами на вопросы, а можно потренироваться произносить слова, содержащие проблемные звуки. Если написать эти слова на карточках, учиться будет удобнее. Также отлично работают скороговорки, подобранные так, чтобы в них часто повторялись нужные звуки
При этом важно помнить, что на ребенка нельзя оказывать давление. Игры, занятия не должны приносить ему ничего, кроме радости и удовольствия, иначе эффект может оказаться прямо противоположным
Как развивать речь ребенка
Движения организма и органов, участвующих в воспроизведении речи, имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно по этой причине пальчиковая гимнастика для развития речи малышей должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком.
Тренировка движений пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Начать тренировать пальчики ребенка вы можете уже в течение первых 5 месяцев. Подробнее о мелкой моторике мы рассказываем здесь.
А теперь давайте посмотрим, как можно помогать своему ребенку осваивать родную речь, учить его правильному произношению, построению фраз и оформлению мыслей.
Помните: занятия должны проходить в максимально легкой, веселой и игровой форме. Тогда они и принесут реальную пользу, и доставят настоящее удовольствие вам обоим.
Комплекс мер по развитию речи (для проведения в домашних условиях):
- Развитие мелкой моторики
- Речевая гимнастика
- Логоритмика
Мы не упоминаем здесь такие направления работы по развитию речи, как логопедический массаж, специальные упражнения на отработку различных звуков, на развитие фонематического слуха и некоторые другие. Они являются областью применения исключительно профессиональных знаний и умений. Здесь лучше довериться специалисту, а не пытаться справиться с этой задачей самостоятельно. Пособия для развития мелкой моторики:
- Матрешки
- Бархатная бумага
- Пластилин
- Мозаика
- Шнуровки
- Фасоль, горох
- Манная крупа
- Соленое тесто
- Счетные палочки
- Разноцветные прищепки
- Бусины
- Тряпочки с пришитыми пуговицами
- Трафареты
- Массажный мячик
- Деревянные конструкторы
Мелкая моторика:
- Пассивная гимнастика — массаж для развития мелкой моторики.
- Активная гимнастика — игры для развития мелкой моторики: стихи и потешки, пальчиковые игры, пальчиковый театр.
Причины нарушений
Неговорящие дети или имеющие скудный словарный запас должны вызывать беспокойство у родителей. Необходимо показать малыша неврологу, логопеду, стоматологу, ортодонту для определения причин молчания или отставания в развитии.
Стимулирующим фактором для снижения речевой активности или ее отсутствия могу стать:
- Неблагоприятная речевая среда, когда родители не общаются с малышом, мало времени проводят вместе, не читают сказки, стишки.
- Социальное окружение, если родители имеют нарушения речи, ребенок нехотя перенимает манеру говорения, копирует взрослых, что перерастает в привычку, от которой сложно избавиться с возрастом.
- Проблемы из области неврологии.
- Умственная отсталость, нарушения интеллекта.
- Проблемы с органами артикуляции (длинный язык, высокое небо, формирование неправильного прикуса, дефекты уздечки).
Пассивная гимнастика (массаж)
Лучше, если технику массажа вам покажет опытный профессионал, однако самые простые приемы вы можете освоить сами.
Массаж выполняется одной рукой, другая придерживает массируемую кисть. Продолжительность сеанса — 3 – 5 минут; проводится несколько раз в день.
Массаж включает в себя следующие типы движений:
- Поглаживание — совершается в разных направлениях;
- Растирание — отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее);
- Вибрация — нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев;
- Массаж с помощью специального мячика — мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик нужно использовать твердый, то есть он не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным);
- Сгибание-разгибание пальцев — пальцы изначально сжаты в кулак, каждый по очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.
Мы подробнее рассказываем о массаже здесь.