Постановка звука [л] у детей с помощью логопедических упражнений

Что делать, если ребенок вместо [л] говорит [в]

Логопедические занятия на букву Л позволяют вырабатывать правильное звучание. Сложнее исправить случаи, где ребенок меняет на другой звук, например, на  или .

В таком случае при постановке правильного звука, взрослому нужно пальцами удерживать губы ребенка в улыбке. Так он постепенно сможет произнести нужное звучание.

Для выговаривания звука важна правильная артикуляционная поза

Поэтому особое внимание уделяют гимнастике. Дошкольник должен уметь растянуть губы и собрать их в кучку

Ребенка учат переключаться с улыбки на «трубочку» и обратно

Важная часть коррекции замены звука — дифференциация. Для этого каждому звуку лучше присвоить определенный символ. Например,  — самолет, а  — дерево, которое согнуто ветром. После дошкольнику предлагают разные задания, где он должен на слух различить звуки.

Можно называть ему слоговые дорожки: ВА-ВА-ЛА, ЛА-ЛА-ВА, ЛА-ВА-ЛА и т. п. Или взрослый специально называет неправильно слово и просит ребенка найти ошибку — «гампа» вместо «лампы», «выжи» вместо «лыжи» и т. п.

Выговаривание того или иного звука может быть искаженным. Поэтому если родители сомневаются в том, правильно ли их ребенок говорит — им нужно обратиться к логопеду. Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее от него получится избавиться.

Конспект подгруппового занятия по постановке звука «Л»

Организация: МБДОУ Детский сад № 3 «Колосок»

Населенный пункт: Оренбургская область, п. Акбулак

Цели

1. Коррекционно – образовательные:

  • формирование правильного произношения звука «Л»
  • уточнение образа звука «Л»;

2. Коррекционно – развивающие:

  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие органов артикуляционного аппарата;
  • развитие правильного речевого выдоха;
  • развитие фонематических процессов;

3. Коррекционно – воспитательные:

  • воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества со сверстниками;
  • формирование положительного отношения к логопедическим занятиям.

Оборудование: игрушка лягушонок, зеркала, картинки для артикуляционной гимнастики, предметные картинки, картинка «буква Л» разрезанная на 4 части.

Ход НОД.

  1. Организационный момент.

Логопед: Каждый день, всегда, везде.

На занятиях, в игре,

Громко, четко говорим-

Никуда мы не спешим.

Логопед: К нам сегодня пришел один очень необыкновенный гость. Я прочитаю о нем стишок, а вы попробуйте отгадать, кто это?

У реки растет камыш,

В камыше живет малыш.

Он с зеленой кожицей

И с зеленой рожицей.  (Лягушонок)

Да, к нам на занятие сегодня пришел лягушонок, и его зовут Квака. Он очень любит знакомиться и играть с детьми.

Ребята, лягушонок Квака решил узнать умеете ли вы правильно гудеть, как пароходики (произносить звук «Л»).  Но прежде, чем  начать гудеть, нам нужно сделать зарядку для язычка.

  1. Артикуляционная гимнастика

Логопед Ребята, Квака тоже очень любит делать зарядку для язычка и хочет сделать ее вместе с нами и для этого он принес картинки, что бы нам было интереснее. Приступим?  (Выполняется артикуляционная гимнастика. Упражнения:  Окошко. Заборчик. Трубочка. Иголочка, Часики, Лошадка).

Квака любит играть в разные игры, а вы? И сегодня он для вас принес очень много разных игр. Он хочет, чтобы вы с ним поиграли, начнем?

  1. Дыхательная гимнастика.

Логопед: Ребята, Квака принес для нас веселые вертушки, давайте подуем на круги и посмотрим, как они вращаются. (Дуем спокойно, воздух не задуваем в щеки).

  1. Игра «Самый внимательный».

Ребята, посмотрите  на картинку и внимательно послушайте слова.

Лапа, лодка, колобок,

Балалайка и клубок,

Палка, полка, лапти, лак,

Голова, халат, кулак,

Молоток, пила, пилот….

Какой здесь звук в словах живет?

Логопед: Как вы думаете, почему рядом с этими картинками изображена буква – Л?

  1. Постановка звука Л.

Логопед: Ребята, послушайте внимательно, как я произнесу звук «Л».

Посмотрите, как я его произнесу: губы открыты, улыбаются, зубы сближены, кончик язычка находится за верхними зубками, язычок тонкий. А сейчас возьмите каждый свое зеркало и попробуйте произнести этот звук. Молодцы, ребята. У вас отлично получается!

  1. Характеристика звука и буквы Л.

«Игра собери букву из частей»

Ребята, как вы думаете, чем отличается звук от буквы? (звуки мы слышим и произносим, а буквы – пишем и видим). И сейчас мы поиграем еще в одну игру, которую принес лягушонок. Она называется – «Собери букву». А собирать мы, конечно же будем букву – Л. (Дети собирают из частей картинки букву Л). Молодцы. Лягушонок очень рад, что вы справились с этим заданием!

  1. Игра «Поймай звук»

Логопед: Давайте теперь мы с вами поиграем в такую игру. Она называется – “Поймай звук”. Сейчас я буду произносить слова, вы будете хлопать в ладоши, когда услышите слова, в названии которых есть звук «Л», если в названии этого звука нет – вы будете топать ногами. Пример: в  названии слова “лопата” – есть звук «Л»? Значит, что мы делаем? А в слове мяч? (Ложка, вилка, мяч, пила, игла, полка, рука, порошок, стул, лыжи, лыжник, рыба, лампа и т. д.)

  1. Гимнастика для глаз.

Логопед: Ребята, мы сегодня с вами делали зарядку для язычка и для губ. А я еще знаю, что есть зарядка и для наших глазок. Давайте ее сделаем, и лягушонка Кваку научим.              Смотрим вправо, смотрим влево,

                 Быстро, быстро поморгаем.

                 Глазки вправо, глазки влево.

                 Глазки тихо закрываем,

  1.  Найди картинки со звуком Л.

Логопед: Ребята, я принесла картинки. Давайте, сейчас каждый из вас выберет для лягушонка картинку- подарок, но только в названии картинки должен быть звук «Л». (Картинки: Лампа, крот, лапа, подарок, кошка, ложка, конфеты, лыжи, лопата, лодка)

  1.  Итог занятия.

-Что мы делали на занятии? (ответы)

 Список использованных источников:

  1. https://www.maam.ru/detskijsad/podgrupovoe-logopedicheskoe-zanjatie-postanovka-zvuka-l.html
  2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2017/01/26/stihi-dlya-organizatsii
Опубликовано: 08.12.2022

Целесообразность логопедических занятий

Некоторые родители не задумываются над тем, как научить ребенка говорить букву Л. Они не считают дефект чем-то серьезным, но во взрослой жизни он станет основой комплексов и переживаний.

Важно! Нарушения речи лучше исправлять в дошкольном возрасте, тогда на процесс уйдет немного времени. Если родители не знают, как правильно научить ребенка выговаривать букву Л и Р, то им стоит обратиться к специалисту

Логопед сможет исправить эту проблему и выработать нужное произношение

Если родители не знают, как правильно научить ребенка выговаривать букву Л и Р, то им стоит обратиться к специалисту. Логопед сможет исправить эту проблему и выработать нужное произношение.

Сколько надо занятий на постановку звука

Нельзя однозначно сказать, сколько потребуется уроков для устранения дефекта. Иногда постановка звука занимает одно занятие, в другой ситуации потребуется больше 30-40 встреч.

Все зависит от особенностей ребенка, его мотивации и заинтересованности родителей. Научиться произносить звук не так легко, так как дошкольник привыкает к определенному стереотипу. В силу возраста малышам еще сложно воспринимать учебную деятельность.

Как проходит индивидуальное занятие по постановке звука

Постановку звука логопед проводит только после того, как ученик хорошо выполняет артикуляционную гимнастику. Комплекс выполняют строго перед зеркалом. После занимаются дыхательной гимнастикой и выполнением заданий на речевой слух.

Как проходит индивидуальное занятие автоматизация звука

Логопед проводит индивидуальные занятия по автоматизации звука только после вызова изолированного произношения. На таких уроках специалист развивает лексико-грамматический строй речи, фонетико-фонематический слух.

Для этого используют разные игры и тренажеры. Современные логопеды применяют компьютерные игры. Родители обязательно участвуют в процессе и дома выполняют задания специалиста.

Важно! Длительность урока для дошкольного возраста — примерно 25 минут. Обязательно проводятся физические минутки для переключения деятельности

2019 год

Цель: постановка звука

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Расширение и активизация словаря  

Коррекционно-развивающие:

– активизация мышц речевого аппарата, формирование артикуляционных укладов;

– развитие фонетического слуха, выделение звука из звуковых, слоговых потоков и слов;

– обучение произнесению звука в изолированном виде и слогах.

Коррекционно – воспитательные:

– воспитывать интерес к совместной деятельности, развивать внимание и сосредоточенность. Оборудование: зеркало, рисунок летящего самолетика, картинки к артикуляционной гимнастике

Оборудование: зеркало, рисунок летящего самолетика, картинки к артикуляционной гимнастике.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

– Сегодня мы с тобой научимся произносить один очень красивый, волшебный звук, это произойдет чуть позже, а сейчас ответь, ты любишь сказки? Ты хочешь, чтобы я рассказала тебе сказку о веселом язычке? Тогда смотри и слушай.

  1. Артикуляционная гимнастика,  подготовка к постановке звука ,

– Жил-был на свете Язычок. Познакомься с ним. Он жил в своем домике. А ты знаешь, как называется домик у язычка? (Рот) Он был очень любопытный и часто выглядывал в окошко. Открыл окошко, закрыл, опять открыл, выглянул, посмотрел направо, затем посмотрел налево, не идет ли кто? Посмотрел вверх, светит ли солнышко? Посмотрел вниз – нет ли луж?

Побежал Язычок на кухню, а там мама месит тесто. “Давай я тебе помогу” – сказал Язычок. Упражнение “Месим тесто”.

Замесили тесто, испекли блины. Упражнение “Блинчик”

Язычок поблагодарил маму за вкусный завтрак и побежал гулять. Во дворе возле дома стоит высокий забор. Упражнение “Забор”

Захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Упражнение “Качели”. Весело качаться с Язычком на качелях!

Вдруг Язычок   увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался Индюк. Упражнение “Индюк”. Испугался Язычок и убежал домой.

Вдруг кто-то постучался. Кто там? Это я твой друг, мышонок. Давай играть. Догоняй меня. Упражнение “Поймай мышку”.

Мышонок убежал к себе в норку. А язычку стало скучно, и он отправился на полянку.

Затем взял свою любимую игрушку самолетик стал с ней играть.

  1. Развитие плавного длительного выдоха

– А сейчас мы превратимся в самолетики. Мы отправляемся в путь. Заводим моторы. Улыбнись, набери носом воздух, и подуй на широкий кончик языка — ф-ф-ф, щеки не раздувать.    

  1. Постановка звука

А теперь мы начнём учить с тобой звук . Но сначала попробуй погудеть, как самолёт.

– Губы в улыбку, зубы заборчиком, широкий кончик языка упирается в верхние зубы, произноси громко звук . Получился новый звук, произнеси еще раз и послушай сам себя. Ты сегодня научился произносить новый звук. Скажи его еще раз.

Динамическая пауза. Координация речи с движениями.

Мы садимся в самолет, (приседаем)

Отправляемся в полёт! (встаем, руки в стороны)

Мы летим над облаками.  (руки в стороны, кружимся)

Машем папе, машем папе. (по очереди правой и левой рукой)

Видим, как течет река, (показываем руками волны)

Видим, в лодке рыбака. («Забрасываем» удочку)

Осторожнее: гора! (наклоны влево, вправо)

Приземляться нам пора! (приседаем)

  1. Развитие мелкой моторики

Упражнение «Летим на самолёте». Поймай кончик языка зубками, держи его крепко-крепко и произноси долго звук . Проведи пальчиком по следу, который оставил самолёт между облаками, и гуди. Услышишь звук .

(пальчиком проводит по «следу» самолета из мелкой наждачной бумаги)

Упражнение «Подружи звуки». Покажи путь к самолету. Проведи пальчиком по дорожке слева направо. Какие слоги получились? Повтори каждый слог несколько раз. Раскрась самолеты.

Л______________________________________а

Л______________________________________о

Л_______________________________________у

Л_______________________________________э

Л________________________________________ы

  1. Развитие фонетического слуха.

Давай поиграем в игру: «Лови звук». Если услышишь звук – хлопни в ладоши.

– Послушай звуки: и, м, л, к, н, л, з, л.

– Послушай слоги: ту, то, фы, ла, па, ха, ло, ду.

– Послушай внимательно слова: кофта, пароход, ЛАК, мешок, ЛАСТОЧКА, ЛОДКА.

Дома научи маму и папу упражнениям, которые мы сегодня сделали. Давай еще раз споём песенку «Самолетика» (повтор упражнений).

  1. Итог занятия

– Наша сказка подошла к концу.

– Она тебе понравилась?

– Что тебе запомнилось?

– Какой звук ты сегодня учился произносить?

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука ».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий