Программа по логопедии для дошкольников по ФГОС

Логопедическая группа в детском саду

Цели логопедических занятий – формирование и исправление нарушений речи у детей. Логопед это работник с обширным профилем. Он и подбирает упражнения для исправления речи (правильное построение фраз).

Логопед в ДОУ

Получение логопедической помощи бесплатно

Бесплатно логопедическую помощь (например, в Москве) можно получить в:

  • детсаду (при наличии логопедического пункта);
  • ДОУ коррекционного типа;
  • детской поликлинике.

Проведение занятия

К сведению. Для получения документа на медико-психолого-педагогическую комиссию в логопедическую группу, нужна консультация со специалистом. Её возможно получить в детской поликлинике, детском саду по месту жительства у работника. Комиссия обычно проводится весной, а коррекционно-логопедические занятия с октября.

Каких детей берут в логопедическую группу

Некоторые родители считают, что логогруппа только для детей с проблемами в развитии. Но на деле в логогруппе находятся дети и со следующими заболеваниями:

  • задержка речи;
  • Заикание.

Обратите внимание! Для того, чтобы попасть в логогруппу, у ребенка должен быть сохранен минимальный интеллект для понимания и слух, чтобы слушать работника — это минимальные нормативные требования

Проблема выбора: обычная группа или логопедическая

Для того чтобы понять, что же правильно, следует разобрать нюансы. Имеет логопедическая группа в детском саду плюсы и минусы.

Плюсы:

Небольшое количество детей в таких группах (11-14 человек) по сравнению с обычными (приблизительно 20-26 человек).
На каждую логопедическую группу выделяют двух воспитателей со специальным образованием.
Больше развивающих занятий.
Очень хорошая подготовка детей к школе

Здесь уделяется большое внимание развитию, поэтому дети из логопедических групп умнее своих сверстников.

Логопедическая группа

Минусы:

  • Коллектив детей с различными проблемами и задержкой речи. Ребенок может повторять слова своих сверстников, которые не выговаривают их правильно. Из-за этого может ухудшиться его речь.
  • При резкой смене садика у ребенка может случиться стресс, ему будет тяжело переносить переход в группу.
  • Для получения плюсов логопедических групп требуется регулярное посещение, при пропуске занятий особого эффекта не будет.

Занятие по развитию речи в старшей группе детского сада

Плюсы и минусы логогруппы

В логопедической практике часто специалисты сталкиваются с проблемой в работе с родителями, препятствующими коррекционному процессу. Среди родителей есть такие, которые побаиваются отдавать своего ребенка в логогруппу, ссылаясь на то, что:

  • Малыш может замкнуться в себе, ему будет некомфортно и он может получить стресс из-за смены детского коллектива и взрослых.
  • Вдруг в спецгруппе будут дошкольники, имеющие более серьезные нарушения речи, и малыш станет на их фоне говорить еще хуже.

На самом деле существенных минусов и поводов для переживания нет. Несоответствие возрасту, психическим и речевым особенностям детей, определенным в одну подгруппу, − крайне редкое явление, с этим можно столкнуться только в случае несоблюдения правил, прописанных в государственных стандартах.

Если добросовестно проводится работа, согласно всем требованиям, то в посещении логопедической группы можно отметить лишь плюсы:

  • В логогруппах маленький набор, благодаря чему каждому воспитаннику уделяется больше внимания.
  • Программа обучения дошкольников с нарушениями речи, но при этом с сохранным интеллектом, соответствует общеобразовательному уровню, поэтому при поступлении в школу малыш станет не только хорошо и правильно разговаривать, но и будет знать необходимый учебный материал.
  • Ежедневно развитием детей занимается не только воспитатель, но и логопед.

Ежедневное планирование

Ежедневный план — это конкретизация видов и приёмов работы по всем образовательным областям на каждый день на этапах актуализации опорных знаний, ознакомления с новым материалом, его освоения и закрепления в рамках конкретной тематики. Составляя ежедневный план, педагог опирается на индивидуальные особенности детей в группе.

Таблица: схема написания ежедневного плана

ЭтапЦелиПринципы работы
УтроСоздание эмоционально комфортной атмосферы в группе.
  1. Все виды активности должны быть хорошо знакомы ребятам.
  2. Обязательная проработка комплекса утренней гимнастики.
  3. Виды деятельности планируются исходя из запросов детей (игры, общение, индивидуальная работы и пр.).
  4. Любой вид деятельности не должен длиться дольше 15–20 минут.
  5. Деятельность, требующая длительной подготовки, например, выполнение аппликаций, поделок, на утро не планируется.
  6. Длительные игры (сюжетно-ролевые, строительные) также не включаются в перечень видов работ.
  7. Трудовая деятельность с применением колюще — режущих предметов не включается в перечень видов деятельности с утра.
Занятия
  1. Краткая запись темы занятий.
  2. Развёрнутое описание триединой цели каждого занятия (обучающей, развивающей и воспитательной).
  3. Указание интегрируемых областей: первой пишется основная, а затем в скобках сопутствующие.
  4. Указание средств и оборудования для каждого занятия.
  5. Описание целей дидактических игр.
Прогулка
  • обеспечение активной, разнообразной деятельности;
  • снятие утомления.
  1. Если до прогулки было динамичное занятие (физкультура, хореография), то начинать нужно с наблюдения (за погодой, транспортом, деятельностью людей и пр.). Если перед выходом на улицу было статичное занятие (развитие речи, математика), то начинаем со спортивной игры.
  2. Обязательными элементами прогулки в средней группе являются подвижная игра, наблюдение, труд (в парах или малых группах), беседы по воспитанию нравственных качеств, а также индивидуальная работа.
Чтение художественной литературы
  • расширение кругозора;
  • воспитание литературного вкуса;
  • стимулирование желания научиться читать.
  1. Текст можно сочетать с отрывками из мультфильмов, если по конкретному произведению есть такая возможность.
  2. Отрывки для чтения не должны быть слишком объёмными.
  3. После завершения чтения детям предлагается 3–4 вопроса репродуктивного и проблемного характера.
Воспитание культурно-гигиенических навыковВ этот блок входит:

  • мытьё рук;
  • правила поведения за столом;
  • раздевание, одевание;
  • самообслуживание.

Если в детском саду такая практика есть, то в этот блок включаются закаливающие мероприятия.

ВечерДать положительный эмоциональный заряд на посещение сада завтра.Этот этап планирования включает такие виды деятельности, как:

  • все виды игр (дидактические, подвижные, театрализованные) с привлечением игрушек;
  • праздники и развлечения (проводятся один раз в неделю);
  • разучивание стихотворений, песен;
  • трудовая деятельность (к примеру, полив цветов, уборка игрушек);
  • индивидуальная работа;
  • чтение;
  • взаимодействие с родителями;
  • прогулка (является альтернативой какому-либо другому виду деятельности в вечернее время, так как возможна только в хорошую погоду).

Как оформить ежедневный план

По ФГОС план на каждый день включает:

  • титульный лист (с указанием названия ДОУ, имени воспитателя, а также лица, которое принимает и утверждает план);
  • список малышей группы;
  • перечень видов работы с родителями;
  • расписание занятий на неделю;
  • список занятий по дням с датами;
  • перечень совместной деятельности педагога с детьми;
  • список видов самостоятельной работы ребят;
  • план зарядок и физкультминуток, куда включаются дыхательные и пальчиковые упражнения.

В качестве образца можно использовать следующие планы:

  • для первой младшей группы;
  • для второй младшей группы;
  • для средней группы;
  • для старшей группы;
  • для подготовительной группы.

В ежедневном плане прописываются и планы отдельных занятий в конкретный день

Мастер-класс по логопедии для педагогов

Цель — повышение педагогического личного опыта. В мастер-классе идет активная дискуссия педагогов по проблеме с теорией и игровой практикой.

Задачи мастер-класса:

  • Развитие умения способствовать формированию индивидуального стиля в педагогической деятельности.
  • Создать условие для развития профессионального развития педагога, в ходе которого формируется опыт в речевых упражнениях для развития детей дошкольного возраста.

Мастер-класс учителя логопеда:

  • Организационные моменты (стихотворения).
  • Объявление темы мастер-класса.
  • Теоретическая часть (теоретический аспект).
  • Практическая часть (игры).
  • Рефлексия (вопросы).

Цели и задачи логопедического занятия по ФГОС

Логопед должен учитывать психологическую особенность ребенка. Иногда дошкольники воспринимают логопедические занятия, как игру. Задачи логопеда:

  • Обучение произношению всех звуков.
  • Развитие связной речи (построение составных несложных предложений).
  • Понимание различий звуков.
  • Формирование и усовершенствование импрессивной части речи (понимать, что говорят).

Логопед учит выговаривать звуки

Приоритетно занятие индивидуально. Оно считается очень эффективным в преодолении проблем с речью. Благодаря этой форме устанавливаются контакты и отношения между логопедом и ребенком, закрытые дети открываются. Во время занятий могут использоваться различные техники: игры, задания.

Важно. Частоту занятий определяет специалист, все зависит от нарушения и задержки речи

В основном длительность занятия около получаса, и проводятся они пару раз в неделю.

При разговоре с логопедом родителям разрешают присутствовать на занятиях для понятия методики, которую выбрал специалист.

Что говорят на родительском собрании в логопедической группе

Для того чтобы понять, что же говорят на родительском собрании в логопедической группе, нужно знать план и ход мероприятия.

Первое это цели. Их существует несколько, но в основном это увеличение общения специалиста с родителем. Нужно это для нахождения общего языка. Далее следует планирование задач на учебное время.

Родительское собрание

Нужно ознакомить родителей с некоторыми задачами образовательной работы, чтобы они всегда понимали, что будет дальше. Требуется правильно рассказать и показать, как следует наблюдать за ребенком, не допускать ошибок. Специалист рассказывает, как понять малыша, радоваться его успехам, подбадривать, когда случаются неудачи, оказывать помощь, когда ему предстоит тяжелый выбор. Это поможет чаду развиваться в нужном направлении и решить проблему с нарушением речи.

План проведения мероприятия:

Начинается все с поздравления родителей с учебным годом.
Знакомство специалиста с родителем.
Выступление логопеда на родительском собрании в подготовительной группе.
Рассказ о важности образовательного процесса в логогруппах и чем он полезен.
Родителей знакомят с МДОУ на всё учебное время.
Анкетирование родителей.
Выбор состава родительского комитета.

Проведение мероприятия:

Все начинается с подготовительно этапа (поиск и заполнение анкет для выдачи родителям, планирование мероприятия).
После прихода родителей начинается организационный этап (знакомство с воспитателем).
После того, как пришли все родители, начинается вступительная часть (поздравление родителей с учебным годом).
После поздравлений идет сообщение специалиста (работник рассказывает о важности образовательных программ, показ презентации, иногда конкурсы).
Обратная связь с участниками (родители задают интересующие вопросы).
Ознакомление родителей с МДОУ (рассказ логопеда о том, как нужно следить за детьми).
Выбор нового состава родительского комитета.
Заключительная часть (рассказ о том, какие навыки следует развивать у ребенка).

Обратите внимание! Важно сделать так, чтобы к шести годам у ребенка была понятная речь. Это ему поможет чувствовать себя хорошо в школе и легко начать общаться со сверстниками

Так какой же формат работы выбрать для частной практики логопеду?

Более эффективным считается индивидуальный маршрут занятий с логопедом, который учитывает особенности конкретного ребенка. Но некоторые речевые нарушения успешно корректируются и в группах. Поэтому частному логопеду правильнее всего сочетать индивидуальные и фронтальные формы работы.

Программа по теме:

Частная практика логопеда. Организация и содержание работы логопедического кабинета

108 часов (1 мес.)

5100 руб. 4048 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Логопедическая группа в детском саду

Цели логопедических занятий – формирование и исправление нарушений речи у детей. Логопед это работник с обширным профилем. Он и подбирает упражнения для исправления речи (правильное построение фраз).

Логопед в ДОУ

Получение логопедической помощи бесплатно

Бесплатно логопедическую помощь (например, в Москве) можно получить в:

  • детсаду (при наличии логопедического пункта);
  • ДОУ коррекционного типа;
  • детской поликлинике.

Проведение занятия

К сведению. Для получения документа на медико-психолого-педагогическую комиссию в логопедическую группу, нужна консультация со специалистом. Её возможно получить в детской поликлинике, детском саду по месту жительства у работника. Комиссия обычно проводится весной, а коррекционно-логопедические занятия с октября.

Каких детей берут в логопедическую группу

Некоторые родители считают, что логогруппа только для детей с проблемами в развитии. Но на деле в логогруппе находятся дети и со следующими заболеваниями:

  • задержка речи;
  • Заикание.

Обратите внимание! Для того, чтобы попасть в логогруппу, у ребенка должен быть сохранен минимальный интеллект для понимания и слух, чтобы слушать работника — это минимальные нормативные требования

Проблема выбора: обычная группа или логопедическая

Для того чтобы понять, что же правильно, следует разобрать нюансы. Имеет логопедическая группа в детском саду плюсы и минусы.

Плюсы:

Небольшое количество детей в таких группах (11-14 человек) по сравнению с обычными (приблизительно 20-26 человек).
На каждую логопедическую группу выделяют двух воспитателей со специальным образованием.
Больше развивающих занятий.
Очень хорошая подготовка детей к школе

Здесь уделяется большое внимание развитию, поэтому дети из логопедических групп умнее своих сверстников.

Логопедическая группа

Минусы:

  • Коллектив детей с различными проблемами и задержкой речи. Ребенок может повторять слова своих сверстников, которые не выговаривают их правильно. Из-за этого может ухудшиться его речь.
  • При резкой смене садика у ребенка может случиться стресс, ему будет тяжело переносить переход в группу.
  • Для получения плюсов логопедических групп требуется регулярное посещение, при пропуске занятий особого эффекта не будет.

Правильно ведите документацию

Коррекционный процесс, который ведет учитель-логопед, фиксируется в следующих документах.

  1. Журнал учета посещаемости — это может быть обычный классный журнал, в котором вы ведете записи о проведенных занятиях и фиксируете присутствие или отсутствие детей на занятии.
  2. Журнал учета детей с речевыми нарушениями.
  3. Речевая карта с результатами обследования устной и письменной речи детей. Она заполняется в ходе фронтальной диагностики дважды в год.
  4. Индивидуальные карточки, которые заполняют родители перед началом работы с детьми. Родители записывают сведения о развитии ребенка и подписывают согласие на посещение ребенком логопункта. Обратную сторону заполняет логопед.
  5. Годовой план методической работы. Составляется в сентябре. В нем планируется не только работа с детьми, но и беседы с воспитателями и родителями, повышение квалификации логопеда, планы по оснащению кабинета.
  6. Перспективные и ежедневные планы для каждой группы учащихся. Они включают постановку и способы решения задач по поиску, коррекции и профилактике речевых проблем с описанием необходимых занятий.
  7. Отчеты о проделанной работе.
  8. Паспорт логопедического кабинета. Небольшая тетрадь с описью всего оборудования, методических пособий и методической литературы, которые есть в кабинете.

Организация логопедической работы в ДОУ

Индивидуальный план логопедической работы на каждого ребенка важен для работы логопеда. Он включает в себя реализацию поставленных задач:

  • Поиск речевых проблем.
  • Коррекция.
  • Профилактика.

Первый визит к логопеду

Для начала работы требуется согласие родителей на логопедическое обследование в ДОУ. Коррекция проходит в индивидуальной и групповой форме. Количество занятий зависит от успехов малыша. Во время занятий дети занимаются:

  • Артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.
  • Постановкой звуков.
  • Закреплением полученных навыков.

Для чего нужен логопед в детском саду

Вот чем занимается логопед в детском саду:

Помощь в постановке звуков.
Развитие мелкой моторики.
Развивает память и внимание.
Учит правильной постановке предложения.

Важно! Логопед с помощью своих упражнений развивает ребенка и дает старт для школьной жизни. Чтобы достичь поставленных целей, необходимо обеспечить группу всеми видами логопедических занятий:

Чтобы достичь поставленных целей, необходимо обеспечить группу всеми видами логопедических занятий:

  • Укреплять мышцы рта.
  • Делать артикуляционную гимнастику.
  • Играть с мелкими предметами.
  • Учить выделять звуки.

Нормативы логопедической службы в ДОУ по ФГОС

ФГОС обеспечивает детей равными правами на получение квалифицированной помощи. В положении установлены принципы работы, направления, формы и режим деятельности логопеда.

ФГОС направлен на осуществление принципов:

  • Раннего выявления проблем.
  • Сопоставления речи и развития ребенка.
  • Сравнение речи в разных ситуациях.
  • Индивидуальный подход к ребенку.

При поступлении на работу логопед получает положение о логопедической службе в ДОУ в соответствии с фгос.

Взаимосвязь учителя логопеда и воспитателя группы

Для решения проблем с дефектами речи необходим комплексный подход, поэтому взаимосвязь учителя логопеда и воспитателя логопедической группы очень важна. Совместная работа включает в себя:

  • Планирование занятий.
  • Обмен информацией.
  • Развитие интереса к изучению.
  • Устранение преград связанных с речевыми проблемами.
  • Благоприятную атмосферу в коллективе.
  • Подготовку детей к упражнениям с логопедом.
  • Совместное закрепление результатов.
  • Наблюдение.

Во время игр проходит логопедическое развлечение в подготовительной группе. В это время дети играют в игры, которые способствуют улучшению произношения звуков, развивают логику.

Важно! В игровой форме воспитатель вызывает интерес к буквам, укрепляет отношения в группе, расширяет кругозор, увеличивает словарный запас. Упражнения проходят с использованием дидактического материала, книг, игрушек

Особенности речевого развития у дошкольников

Взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ

Взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ необходимо, ведь речевые проблемы часто бывают следствием психологических. Отклонения в речи сопутствуют низкой активности, недостаточной коммуникабельности, снижением познания мира, плохой памяти, повышенной возбудимости, вспыльчивости, обидчивости, частой смене настроения, плаксивости.

Совместная работа стимулирует речевое и познавательное развитие ребенка. Они занимаются планированием, исследуют результаты, делают рекомендации относительно работы каждого. Пытаются совместно устранить дизартрию и дисграфию.

Педагогическое кредо учителя-логопеда

Логопед понимает, что он нужен детям. Вера малыша в свои силы, вложенная специалистом, творит чудеса. Успех каждого ребенка с речевыми проблемами – это успех педагога. К каждому ребенку можно найти подход, это главное кредо логопеда.

Гимнастика для улучшения речевой функции

Актуальны ли логогруппы?

С каждым годом процент детей, нуждающихся в логопедической помощи, растет. Это связано со многими факторами, что в целом обуславливает актуальность детских садиков с логопедическими группами

В условиях массового дошкольного учреждения, где наполняемость в среднем 20-25 детей на группу, педагогу бывает крайне сложно уделить должное внимание индивидуальной работе с каждым воспитанником.

Обычный сад предусматривает работу с дошкольниками не только с сохранным интеллектом, но и с нормой речи. Поэтому нередко дети с проблемами в произношении, несмотря на то, что интеллектуально они развиты так же, как и их сверстники, часто замыкаются, не могут найти контакт с другими людьми и со временем начинают отставать.

Если не учесть всех особенностей в развитии дошкольника, проблема никуда не исчезнет, напротив, в школе с ней будет намного сложнее справиться. Так, проблемы с произношением могут повлечь за собой нарушение письменной речи – дисграфию.

Анализ рабочей программы

Для анализа рабочей программы, то есть выявления её достоинств и недостатков и определения эффективности в организации взаимодействия с детьми, методисты ДОУ проводят диагностику, которая заключается в оценке успехов, выявлению проблем с указанием путей их решения по таким направлениям:

  • повышение качества образования;
  • совершенствование воспитательного процесса;
  • создание условий для здоровьесбережения;
  • кадровое сопровождение процесса образования (в плане компетентности воспитателя и методических ресурсов);
  • создание условий для обеспечения безопасности детей.

Развёрнутые примеры анализа рабочих программ на основе их диагностики можно найти здесь.

Одним из показателей успешности совершенствования воспитательного процесса является положительный эмоциональный фон в коллективе детей

Рабочая программа, являясь основой для составления планирования работы с детьми конкретного возраста, опирается на образовательную программу, по которой работает весь детский сад. При этом последняя выбирается методическим советом ДОУ на своё усмотрение исходя из особенностей воспитанников, квалификации кадрового состава и социального заказа. Как правило, основной курс комплексной образовательной программы дополняется вариативным, который, в свою очередь, может быть взят из парциальной программы, нацеленной на реализацию целей и задач одного-двух направлений развития дошкольников.

Как устроить ребенка в логопедический детский сад

 Шаг 1. Чтобы ребенок был направлен в детский сад для детей с ЗПР, необходимо, чтобы он был зарегистрирован в Едином электронном реестре Автоматизированной информационной системы «Комплектование ДОУ». Родителям предоставлена возможность самостоятельно зарегистрировать ребенка в этом Едином электронном реестре на сайте ec.mosedu.ru.

Вы сможете самостоятельно отслеживать продвижение очередности своего ребенка в Электронном журнале учета будущих воспитанников.

 Шаг 2. Пойти к логопеду в районную поликлинику.

Логопед обследует ребенка, дает направление на прохождение ПМПК  (психолого-медико-педагогической  комиссии)

 Шаг 3. Собрать  для ПМПК несколько справок:

– от ЛОР-врача,

– окулиста,

– педиатра,

-невропатолога (для детей младше 3 лет),

– психиатра.

 Шаг 4. Найти  адрес своей окружной ПМПК, позвонить  и записаться на прием.

 Шаг 5. В назначенный день приехать  на обследование вместе с ребенком.

Что нужно взять:

Документы для прохождения ПМПК

Необходимые документы для логопедического сада:

Свидетельство о рождении ребенка;

  • Паспорт родителя или лица, его заменяющего (для временно проживающих в Москве и свидетельство о регистрации);
  • Четыре медицинских заключения:
    – детского психиатра из ПНД по месту прописки ребенка (для детей до 3-х лет — невропатолога районной детской поликлиники),
    – логопеда районной детской поликлиники,
    – отоларинголога районной детской поликлиники,
    – окулиста районной детской поликлиники.

Вашего ребенка будут смотреть следующие специалисты:

– логопед,

– психолог,

– иногда психоневролог.

Задача комиссии – определить, действительно ли ребенок отстает от сверстников в речевом развитии или родители просто перестраховались. А может, они непременно хотят записать малыша в логопедическую группу, несмотря на прекрасную речь и развитие по возрасту? И такое бывает!

Если комиссия  решает, что проблемы у ребенка есть, то встает вопрос: в какой именно логопедический садик направить малыша? Ведь диагнозы бывают разные, в зависимости от них и набирается группа деток определенного возраста.

Например, если у 4-летнего малыша диагноз «общее недоразвитие речи (ОНР) 1-2-го уровня», то старший логопед смотрит, в каком садике в этом году набирают 4-леток с таким диагнозом.

А если у 6-летнего ребенка выявлены проблемы со звукопроизношением (искажены шипящие, свистящие, малыш не выговаривает «р» и «л»), то такого ребенка направят в другую группу — подготовительную, где и программа другая, и требования к результатам обучения выше.

Для заикающихся детишек предусмотрены вообще отдельные сады со своей программой и набором специалистов (там, например, ведутся занятия по арт-терапии).

На комиссии ребенка определяют в одну из следующих групп:

– заикания;

– общего недоразвития речи (сюда направляют детей с задержкой развития речи или грубыми лексико-грамматическими нарушениями речи);

– фонетико-фонематического нарушения речи (попросту говоря, это нарушения произношения — случаи, когда ребенок неправильно произносит 10 – 12 звуков);

– нарушения произношения отдельных звуков (2 — 3 звука).

Итак, вашего ребенка посмотрят и выдадут справку о прохождении ПМПК.

Только после комиссии родители могут вздохнуть спокойно: 1 сентября малыш точно пойдет в садик.

Кроме садов, полностью отданных под логопедические нужды, повсеместно распространены логопедические пункты в обычных садиках. О том, как попасть  на логопункт, можно почитать здесь.

Детские  логопедические сады или сады с логопедическими группами по округам Москвы перечислены здесь: ЦАО, ВАО, ЮВАО, ЮАО, ЮЗАО, ЗАО, СЗАО,  САО, СВАО.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий