Инструкция и ссылки на скачивание готовых модулей
Первая и вторая страницы лэпбука
Ниже приводятся ссылки на скачивание карманов, конвертов, распашных модулей, фона и картинок для оформления и заполнения.
1 страница «Бабочки на лугу»
1.1 Рамка разноцветная: ссылка
1.2 «Цветущий луг». Фон для объемной аппликации: ссылка
1.3 Бабочки для объемной аппликации: ссылка
2 страница
2.1 Фон для лэпбука «Разноцветная коллекция»: ссылка
2.2 Закрытый карман (конверт) для карточек ссылка 1, ссылка 2
2.3 Открытый карман для карточек:ссылка 1, ссылка 2
2.4 Круги (распашной модуль): ссылка
2.5 Перекидной органайзер:ссылка 1, ссылка 2
Дополнительно, для заполнения и оформления карманов:
2.6 Картинки с бабочками для оформления карманов вырезаем здесь
2.7 Книжка-малышка «Откуда берется мед»: скачать
2.8 Карточки с насекомыми: ссылка 1, ссылка 2
На страницы перекидного органайзера наклеены названия и картинки бабочек (целиком или детально) из объемной аппликации (пункт 1.3). Получилась небольшая дидактическая игра «найди бабочку на лугу» такую же, как на страничке.
Третья и четвертая страницы лэпбука
3.1 Рамка разноцветная: (ссылка выше — п. 1.1)
3.2 Фон (разрезается пополам) и приклеивается на рамку в виде большого кармана (ссылка выше — п. 2.1)
3.3 Открытые карманы для карточек (пункт 2.3)
3.4 Круг (распашной модуль) для оформления верха большого кармана (п. 2.4)
Заполнение и оформление:
3.5 Карточки «Что едят насекомые»: ссылка на карточки
3.6 Картинка «Строение жука»: ссылка.
3.7 Лабиринты с насекомыми: ссылка 1, ссылка 2, ссылка 3
4.1 Фон разноцветный (п. 2.1)
4.2 Закрытый карман для карточек (п. 2.2)
4.3 Большой закрытый карман для открыток: желтый, голубой, зеленый, фиолетовый
4.5 Распашной модуль «Сердце» или «шестиугольник»: ссылка
4.6 Круг (распашной модуль) для оформления нижнего кармана. Там загадка написана будет.
Для оформления и заполнения:
4.7 Картинки «Чем питаются насекомые»: ссылка
4.8 Большой жук на кармане скачан ранее в п. 3.6
4.9 Карточки «Виды божьих коровок»: скачать можно здесь
Сначала распечатываем все детали из списка выше и склеиваем из них кармашки, потом раскладываем их красиво по страницам и склеиваем.
Лэпбук можно продолжать и дополнять новой информацией. Можно оформить в виде раскладушки (папки-передвижки) или создать из этих страниц тематическую папку собрав все страницы в одну большую толстую папку. «Лепбук» — это неправильное написание, правильно писать через Э.
Выбор темы
Здесь все зависит от того, о чем ребенку нужно узнать. Стандартные варианты — времена года, изучение деревьев, числа, буквы, насекомые, животный мир и т.д. Небольшая книжка будет содержать в себе небольшую познавательную часть и тренировочную для закрепления знаний. Делая lapbook самостоятельно, можно сделать индивидуальное пособие, которое бы подошло для закрепления пробелов в знаниях.
- Знакомство со школьными понятиями — звонок, история, различная терминология.
- Правила школьной жизни — что такое дисциплина и т.д.
- Безопасное возвращение домой.
- Что входит в портфель.
- Развитие речи — пословицы.
- Поддержание интереса — интерактивный календарь.
Эта тема идеально подойдет для тех, кто ожидает первого похода в школу. Это событие очень волнительно для малыша, насыщение знаниями даст ему уверенность в себе. Естественно, можно выбрать любую тему, после чего составить личный план. О том, как правильно сделать лэпбук своими руками, можно узнать в следующих разделах.
Лэпбук. Интерактивная папка — Лэпбук «Военно-Морской Флот в годы ВОВ»
Публикация «Лэпбук «Военно-Морской Флот в годы…»
Задачи: 1. Обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны через изучение Военно-морского Флота нашей страны. 2. Содействовать формированию первичных представлений о Военно-Морском Флоте, его видах и объединениях, его назначении. 3. Способствовать…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Лэпбук «Пожарная безопасность»
Цель: формирование у детей навыков осторожного обращения с огнём и понимание необходимости соблюдения правил пожарной безопасности. Задачи: • познакомить детей с правилами пожарной безопасности; • дать первоначальное сведение о причинах возникновения пожара; • закрепить знания… Лэпбук «Дорожная Азбука»
Представляю вашему вниманию лэпбук «Дорожная Азбука», изготовленный для средней группы
Цель лэпбука: Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения. Задачи лэпбу ка: 1. Познакомить детей с правилами дорожного движения, правилами перехода…
Лэпбук «Дорожная Азбука»
Представляю вашему вниманию лэпбук «Дорожная Азбука», изготовленный для средней группы. Цель лэпбука: Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения. Задачи лэпбу ка: 1. Познакомить детей с правилами дорожного движения, правилами перехода…
Лэпбук «Домашние животные»
Описание: пособие предназначено для детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Систематизировать знания детей по теме; 2. Знать и классифицировать диких и домашних животных; 3. Развивать наблюдательность, внимательность. Лэпбук для дошкольников – это удивительное и очень полезное…
Лэпбук. Интерактивная папка — Лэпбук «К истокам татарской культуры»
Статья «Лэпбук «К истокам татарской…»
Цель работы кружка: создание условий для ознакомления детей дошкольного возраста с культурой, традициями и бытом татарского народа. Программа кружка рассчитана на 1 год обучения для воспитанников старшей группы.Занятия кружка проводятся в традиционной форме, со сменой различных…
Лэпбук «Три Кита в музыке»
Песня, танец и марш – три кита в музыке – как фундамент держат на себе весь огромный, необъятный музыкальный океан. Впервые в своей книге для детей их описал композитор Д. Д. Кабалевский: « Как всякий дом стоит на фундаменте, так и эти «три кита» держат на своих плечах весь…
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование лэпбука как средство обучения в условиях ФГОС»
Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть необходимыми…
Лэпбук «Занимательная математика»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 6 «КОЛОКОЛЬЧИК» 155360, Ивановская область, г. Пучеж, ул. Заводская, д.8/1 Тел. 8(49345)2-26-46, kolokl6@mail.ru Дидактическое пособие (ЛЭПБУК) «Занимательная математика». Воспитатель Петрова Е.Д. 2019г….
Лэпбук. Интерактивная папка — перейти на главную страницу рубрики.
Страницы:
4 …
Игровой лэпбук
Такие лэпбуки – скорее игрушка, чем энциклопедия, поэтому сделай акцент на развлекательных элементах. Пускай вся информация будет максимально легкой – в шутках, загадках или стихах. Подбери больше объемных деталей, подвижных окошек, раздвижных кармашков и вращающихся кругов.
Используй паззлы, простые игры-бродилки, карточки с заданиями, мелкие предметы в тканевых мешочках и всевозможные угадайки. Сделай лэпбук с пословицами, стихами, тестами, картинками и значениями, которые нужно сопоставить. Интересное задание – составить рассказ по картинке или сложить кадры по порядку.
Фото: lit-yaz.ru
Фото: педпроект.рф
Лэпбук «Правила поведения на воде»
Елена Гареева Лэпбук «Правила поведения на воде»
Современные педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию детей. Одним из таких средств обучения является лэпбук или иными словами тематическая или интерактивная папка.
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему со школьниками и малышами, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми, включенность воспитателя наравне с детьми, добровольное присоединение детей к деятельности, свободное общение и перемещение детей во время деятельности, открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе). Наполняемость лэпбука может быть разнообразной, это зависит от возраста детей и задач, поставленных программой и педагогом. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активен в выборе содержания своего образования.
Лэпбук это, по сути, финальный этап проектной деятельности. То есть, ребенок, получив тему проекта, ищет информацию, придумывает игры, самостоятельно делает какие-то зарисовки на данную тему и по окончанию исследовательской деятельности сам или с помощью взрослого оформляет ее в лэпбук. Получается изначально лэпбук — это продукт ребенка, отражение полученных им знаний. Но иногда лэпбук делают сами педагоги или родители, и выглядит он уже как дидактическое пособие для детей.
С наступлением долгожданного лета становится актуальным вопрос о безопасности детей на воде. Вода — добрый друг и союзник человека, помогающий получить максимум удовольствия от отдыха и укрепить здоровье. Но в то же время она не терпит легкомысленности и может являться источником повышенной опасности. Каждый человек должен знать элементарные правила безопасности на воде. Что нужно делать, чтобы купание было безопасным? Какие правила нужно соблюдать? Для ответа на эти вопросы я подготовила для воспитанников лэпбук на тему «Безопасность на воде». Цель: формирование у детей представления о безопасном поведении на водоёме.
В качестве основы был взят картон коробки, обклеен обоями и сложен в виде книжки раскладушки. Присутствуют в нем следующие интересные элементы: кармашки, книжки малышки, вращающийся круг, книжка раскладушка, конвертики.
В лэпбуке представлен разнообразный материал на данную тему:
вращающийся круг с игрой «Да — нет»,
дидактическая игра «Найди пару»,
книжка — раскладушка «Правила поведения на воде»,
картотека подвижных игр на воде,
дидактическая игра «Вопрос – ответ»,
частушки о безопасном поведении на воде,
серия сюжетных картинок «Сочинялки»,
дидактическая игра «Найди нужные спасательные предметы»,
дидактическая игра «Я возьму с собой на пляж»,
дидактическая игра «Я пришёл на водоём»,
памятки «Правила поведения на воде», «Основные действия по оказанию первой
Технология лэпбук для дошкольников
По сравнению со старшими детьми, дошкольникам трудно воспринимать информацию на слух, особенно, когда ее много. «Наколенные книги» помогают сделать занятия яркими, эмоциональными и увлекательными при помощи визуального, тактильного восприятия. Лэпбук для детей дошкольного возраста способствует развитию памяти, творческих способностей, коммуникативных навыков. С помощью творческого задания дети с удовольствием изучают тему, повторяют пройденное, систематизируют полученные сведения.
Благодаря своей красочности, папка содействует воспитанию в ребенке художественно-эстетических навыков, приобщая к сфере искусства. Технология создания лэпбука по дошкольному образованию состоит из следующих этапов:
Выбор темы. Она может быть какой угодно
Обратите внимание, что деткам младшей группы детского сада информацию можно подавать в глобальном виде, например, общие сведения о животных. Ребятам постарше нужна конкретика, то есть лэпбук нужно составлять о каком-то одном животном.
Составление плана
Определитесь с тем, какие моменты, факты вы хотите осветить, раскрыть.
Создание макета. Нарисуйте уменьшенную копию будущей книжки-раскладушки в подробностях.
Поклейка лэпбука.
Экологические лэпбуки — Лэпбук «Соседи по планете»
Публикация «Лэпбук «Соседи по…»
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Мастер-класс для родителей «Лэпбук как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Цель мастер-класса. Развитие творческого потенциала родителей, их компетентность в сфере новых игровых технологий, использования «Лепбука» в процессе экологического воспитания детей. Оборудование: листы для родителей, ручки. Ход мастер-класса. Здравствуйте, уважаемые родители!…
Методическое пособие «Лэпбук «Экология»
МБДОУ Детский сад №63 комбинированного вида г. Владикавказ Воспитатель: Багаева Изета Амлетовна Методическое пособие-лэпбук «Экология» для детей дошкольного возраста. Цель: Закрепление знаний детей об экологии и правилах поведения в природе. Задачи: 1. Дать дошкольникам…
Лэпбук по экологическому воспитанию «Весна»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 325 «Незабудка» городского округа Самара. Подготовила Тютюшева Светлана Петровна Мастер- класс « Лепбук – Весна». Лэпбук «Весна» представляет собой раскладывающуюся папку, которую…
Важные аспекты составления лэпбука
Создание пособия — это творческий процесс, в котором принимают участие и взрослые, и дети. Причём если малыши помогают лишь в оформлении лэпбука картинками: располагают их на подложке, конвертах и приклеивают, то ребята среднего и старшего дошкольного возраста участвуют и в отборе содержания: стихотворений, загадок, интересных фактов по теме. Если лэпбук составляется для детского сада, то родители принимают активное участие в выборе информации и иллюстраций, а педагог координирует всю работу.
Лэпбук позволяет организовать разные формы работы с материалами
Какие могут быть формы лэпбука
Чтобы пособие «работало», оно должно быть красочным и интересным
Поскольку эстетика играет важную роль, важно выбрать оригинальную форму лэпбука. Это может быть:
передвижная папка — открытая основа с двумя или тремя разворотами — такая форма даёт возможность увидеть сразу всё содержимое пособия, поэтому обычно используется для лэпбуков, адресованных детям первой и второй младших групп, – или закрывающаяся папка на завязках с 3–4 разворотами;
фигурно вырезанная папка — учитывая тему, это может быть, например, форма божьей коровки — такая форма 100% привлекает внимание ребят, но требует тщательно продуманного варианта открывания/переворачивания страниц (для малышей обычно делается один разворот);
книжка, на страницах которой размещены конверты с материалами (поскольку пособие активно эксплуатируется, страницы должны быть хорошо скреплены, например, прошиты);
книжка-гармошка — очень востребованный вариант оформления для ребят среднего и старшего дошкольного возраста (совсем малыши могут запутаться с порядком складывания страниц).
Как определиться со способом и форматом хранения материалов
Содержимое пособия для малышей удобнее хранить в кармашках, чтобы детям не приходилось открывать/закрывать конверты. А вот ребятам постарше этот вариант как раз будет более интересен: открывая, закрывая конверты, они чувствуют себя сыщиками, исследующими тему. Кроме стандартных конвертов и кармашков, содержимое можно хранить в:
- фигурно вырезанных конвертах — под тему «Насекомые» подойдут формы листьев, букашек, цветов;
- книжках-гармошках — обычно так оформляются загадки, стихотворения, пословицы, поговорки и занимательные факты о насекомых;
- «дверцах» – раскрывая части «дверцы», дети старшего дошкольного возраста могут знакомиться со строением тела насекомого;
- «окошках» – для малышей так будет удобно организовать иллюстрации по теме;
- конвертах в форме коробочек — такой вариант подойдёт для открытой формы лэпбука;
- сегментах вращающегося круга, где представлена, к примеру, информация по представителям мира насекомых родного края.
Вне зависимости от темы пособия картинки и заметки по теме оформляются на картонных или заламинированных бумажных карточках.
Что касается формата презентации материалов, то обычно это:
- иллюстрации — с текстом или без, если предполагается, что малыши будут сами составлять описания картинок;
- разрезные тематические картинки;
- игры, описания которых даются на карточках;
- рифмовки — для воспитанников младшего дошкольного возраста это может быть основа информационного блока;
- загадки — в лэпбук для первой младшей группы этот блок не включается, так как у малышей ещё недостаточно опыта для разгадывания;
- пословицы и поговорки для старших дошколят;
- картинки для раскрашивания;
- ребусы, лабиринты, кроссворды по теме;
- CD с записью звуков насекомых (например, для игры «Угадай кто», в которой дети слушают звуки, издаваемые разными букашками, а затем называют или показывают картинку с изображением каждой), мультфильмов.
Игры
С изображениями насекомых можно организовать множество полезных речевых игр, например:
Собери части
Нужно сложить картинку, разрезанную на несколько частей и описать того, кто на ней окажется. Для малышей рисунок можно делить на 3-4 части, потом постепенно количество кусочков нужно увеличивать. Победитель определяется по скорости выполнения задания. Можно записывать результат одного ребенка или устроить соревнование между несколькими. Сделать разрезными легко любую картинку самостоятельно.
Кто же на кого похож
Взять одну карточку с любым насекомым (из целого набора, разложенного на столе) и подобрать к ней изображение другого, похожего. Затем нужно сравнить рисунки на обеих картинках и перечислить все схожие признаки. Если все они названы правильно, то игрок получает пару себе. Побеждает тот, кто соберет больше всего пар.
Прогулка
Нужно на скорость, по сигналу взрослого, собрать изображения всех насекомых (как можно больше), которые могут встретиться:
на лугу;
в лесу;
в огороде;
в джунглях.
Затем выбрать одну картинку и рассказать о том, кто на ней нарисован. Набор изображений можно использовать один и тот же. Дети должны рассказать о том, что насекомые делают в том или ином месте. Например: На лугу бабочка будет кружиться над ромашками, в лесу она сядет на большой боровик, в огороде устроится погреться среди капустных грядок, в джунглях — притворится экзотическим цветком на лиане. Побеждает тот, кто сможет рассказать разные истории про всех, кого собрал.
Занимательные истории
Разные картинки для детей с насекомыми можно использовать для составления рассказов. Предложите ребенку (или детям) достать по одной карточке и придумать историю про того, кто на ней изображен. Это может быть целый рассказ или небольшой кусочек общего сюжета. Побеждает тот, кто выскажется последним.
Сравни и расскажи
Нужно выбрать одну картинку с насекомым и найти его сходство с чем-то из окружающих предметов. Например:
Шмель — дирижабль, клубок ниток, помпон на шапке.
Стрекоза — самолет, заколка, вешалка, якорь.
Нарисуй и расскажи
Для этой игры понадобится бумага и цветные карандаши. Нужно «превратить» в насекомое одну из простых геометрических фигур (заранее нарисованных на отдельных листках бумаги). Ребенок может рисовать отдельные детали и раскрашивать их, используя готовый контур в качестве основы.
Еще один вариант – проводить эту игру, подготовив раскраски для детей и разделив их на отельные листы. Интересно устроить соревнование на скорость или провести в конце конкурс рисунков, выбирая победителя.
Отыщи пару
Нужно подобрать изображение насекомого и его жилища, каждого обитателя положить в свой домик: улей, муравейник, листок, цветок. Рассказать, где именно проживают пчелы, жуки, бабочки и как они построили (или нашли) свое жилище.
Игры и занятия с картинками нравятся детям, поэтому они с удовольствием выполняют задания, быстрее осваивая полезные навыки. Удобно, что набор карточек с иллюстрациями можно купить готовым или сделать самостоятельно. Например, вырезать из журнала или распечатать из интернета. Такой наглядный материал не требует больших затрат, но при этом:
- многофункционален;
- удобен для хранения и транспортировки (всегда можно взять с собой на дачу или в гости);
- может быть использован для детей разного возраста.
Бабочки из салфеток
Бабочки ассоциируются с лёгкостью и красотой. Различные изделия в виде них часто используются для разработки женских аксессуаров. Можно изготовить поделки с насекомыми своими руками из подручных материалов. В этом мастер-классе попробуем сделать прекрасных кружевных бабочек из салфеток, чтобы потом использовать их для украшения интерьера.
Необходимые материалы для одной поделки:
- 2 салфетки;
- прищепка;
- акварельные краски;
- синельная проволока;
- кисть;
- ножницы;
- стразы;
- клей.
Позвольте детям аккуратно раскрасить салфетки акварелью так, как им этого захочется. Предупредите, что мокрая бумага часто рвётся и водить кисточкой нужно мягко. Затем отложите заготовки в сторону для просушки, отрежьте небольшой кусок синельной проволоки и вставьте его в прищепку так, чтобы получились усики бабочки. Закрепите клеем. Голову насекомого украсьте стразами. Теперь возьмите салфетки и сложите их два раза пополам. Вырежьте ножницами узор, как на бумажных снежинках. Соберите две салфетки вместе, чтобы получились крылья, и закрепите прищепкой. Вот и все, бабочка готова!
Лэпбук. Интерактивная папка — Лэпбук «Космос» для дошкольников
Публикация «Лэпбук «Космос» для…»
Детям о космосе Лэпбук — интерактивное пособие, позволяющие обобщить и систематизировать изучаемые материалы. А поскольку в детском саду рассмотрение вопросов, направленных на познание окружающего мира, повторяются год от года на более сложном уровне, лэпбук помогает объединить…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Лэпбук как форма организации проектной деятельности на занятиях
«Лэпбук-как форма организации проектной деятельности на занятиях» Подготовила: учитель-логопед МБДОУ Детский сад №63 «Золотой петушок» Копрянцева А.А. Использование инновационной игровой технологии «лэпбук», является прекрасной возможностью организовывать проектную деятельность…
Лэпбук «1941–1945 Великая Отечественная Война»
Цель: Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Уточнить, расширить знания детей о памятниках защитникам Родины. Воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей Родины, уважения к ветеранам…
Лэпбук «Великая Победа»
С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его мужеством, его кровью завоёвывалась победа…
Лэпбук. Интерактивная папка — Лэпбук по валеологии «Азбука здорового питания»
Статья «Лэпбук по валеологии «Азбука здорового…»
Актуальность проблемы: В настоящее время возросла актуальность здорового образа жизни
Особое внимание оделяется правильному питанию, ведь именно оно – одна из главных составляющих здорового образа жизни. Известно, что навыки здорового питания формируются с детства. Первые…
Первые…
«Лэпбук «Тучкина книжка» Дидактическое пособие для музыкального развития детей 5–7 лет
ЛЭПБУК «ТУЧКИНА КНИЖКА» Лэпбук «Тучкина книжка» изготовлен в ходе реализации проекта «ЗОЖ и музыка» для использования в групповой, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми по музыкальному развитию дошкольников. Цель использования лепбука: обеспечение активности ребёнка и…
Лэпбук «Коченёво — капелька России»
Цель: формирование интереса детей к малой Родине. Задачи: углублять и уточнять знания и представления детей о малой Родине; расширять представление о посёлке Коченёво как районном центре Коченёвского района; научить узнавать любимые объекты посёлка и делиться впечатлениями;…
Лэпбук по развитию речи «Волшебная страна» в условиях реализации ФГОС
В современном дошкольном образовании развитие речи рассматривается, как одна из основ воспитания и обучения детей. Ведь от этого зависит будущая успешная учёба в школе, общее интеллектуальное развитие, умение общаться с людьми. Сегодня педагоги дошкольники, всё больше…
Лэпбук. Интерактивная папка — перейти на главную страницу рубрики.
Страницы:
… 40 …
Виды лэпбуков
Сказочные. Обыгрывает любимую сказку или мультфильм. Изображение любимого героя позволяет играть с ним, проигрывать какие-либо ситуации, сценки.
Тематические. Содержат сказки, стишки, песни, загадки, пословицы и поговорки, считалки, картинки по теме.
Школьные. Помогают в освоении определенного школьного материала, готовят к контрольной работе.
Дошкольные. Развивают фантазию и творчество, познавательную и исследовательскую деятельность, помогают развитию памяти, речи, коммуникативных навыков и прочее.
Энциклопедические. Информация подается в структуре, похожей на энциклопедию.